История развития физических упражнений

Возникновение физических упражнений

Физические упражнения возникли в далеком прошлом. Решающую роль в этом процессе играла трудовая деятельность человека. При этом большое значение имело осознание человеком важности упражняемости, необходимости физической подготовки к труду.

Сначала физические упражнения состояли из движений, применявшихся в труде. В дальнейшем на их развитие оказали влияние искусство, военное дело, ритуально-обрядовые игры, пляски и т. д.

С развитием общества и самого физического воспитания сходство между формами трудовых действий и формами физи­ческих упражнений утрачивалось. Это позволило вычленить из сложной двигательной деятельности отдельные упражнения и применять их в целях физического воспитания (бег на разные дистанции, бег с препятствиями, метание на дальность, прыжки через планку и т. д.).

В процессе развития теории и практики физического воспи­тания создавались так называемые аналитические упражнения (общеразвивающие упражнения для отдельных групп мышц без предметов и с предметами, на предметах, на гимнастических снарядах и др.). Эти упражнения применяются при обучение различным движениям, обеспечивая всестороннее физическое развитие, а также для воспитания физических качеств и имеют большое значение для подготовки человека к труду.

Содержание физических упражнений

У физических упражнений различают содержание и форму. К содержанию относят ряд процессов (механические, биологические, психические и др.), под воздействием которых развивается способность к двигательной деятельности, элементы упражнений (исходное положение, замах, бросок при метании на дальность с места); решаемую задачу (цель движе­ния), а также функциональные сдвиги, возникающие в организ­ме при выполнении упражнений, и физические качества (лов­кость, быстрота и др.).

Форму физических упражнений составляют внутренняя и внешняя структура.

Внутреннюю структуру характеризует взаимосвязь, взаимо­согласованность механических, биологических, психических про­цессов, обеспечивающих выполнение физических упражнений. Каждое упражнение имеет свою особую внутреннюю структуру. Внешняя структура — это видимая сторона упражнения, ха­рактеризующаяся пространственными, временными, силовыми отношениями,

Содержание и форма физических упражнений взаимосвяза­ны, Например, с увеличением скорости бега (элемента содержа­ния) изменится длина шага, положение, угол наклона туловища (элемент формы). Форма также влияет на содержание. Так, навык (элемент формы) оказывает влияние на проявление физи­ческих качеств.

В процессе физического воспитания необходимо добиваться рационального соответствия между формой и содержанием фи­зических упражнений (между двигательными навыками и физи­ческими качествами).

Техника физических упражнений — это способы выполнения, с помощью которых решается двигательная задача.

Техника физических упражненийизменяется, совершенству­ется. К совершенствованию техники, к созданию новых форм уп­ражнении приводит стремление достигнуть наивысших резуль­татов, улучшение физической подготовленности занимающихся, вскрытие биомеханических закономерностей движения, примене­ние более совершенного спортивного инвентаря.

Критерием оценки эффективности способов выполнения (техники) физических упражнений является внешняя форма (фигурное катание на коньках), количественный результат (прыжки, бег и др.) или выполнение двигательной задачи (попадание в цель).

В технике физических упражнений выделяют основу, основ­ное звено н детали.

Основа техники — это главные элементы упражнения, необходимые для решения двигательной задачи. При отсутствии каких-либо элементов основы техники упражнение не может быть выполнено или будет искажено.

Основное звено техники — это наиболее важная и ре­шающая часть основы техники данного движения. Например, для прыжков в высоту с разбега основным звеном техники будет отталкивание одной ногой, соединенное с махом (подниманием) другой ноги вверх-вперед, а для метания — конечное усилие при броске. Выполнение основного звена в упражнениях происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует боль­ших мышечных усилий.

Детали техники — это второстепенные особенности уп­ражнения, которые могут изменяться, не нарушая основы техники. Например, после броска мяча для сохранения равновесия некоторые занимающиеся меняют ноги перескоком, другие же – приставляют одну ногу к другой. Детали техники зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особен­ностей человека и условий, в которых упражнение выполняется. Физическое упражнение состоит из фаз, следующих друг за другом во времени.

Ациклические упражнения делятся на три фазы: подготови­тельная, основная (главная) и заключительная. Все эти фазы взаимосвязаны, протекают слитно и обусловливают друг друга, но каждая из них имеет особое назначение в связи с определен­ными функциями в целом упражнении.

Подготовительная фаза обеспечивает наиболее выгодные ус­ловия для выполнения основной фазы. Например, в метании движение руки при размахе совершается в противоположную сторону, чем при броске (в основной фазе). При этом растягива­ются те мышцы, которые в основной фазе должны быстро и сильно сократиться. Удлинение пути движения руки обеспечива­ет дальность полета мяча.

При прыжке разбег совершается в направлении выполнения основной фазы, это увеличивает силу толчка и позволяет пре­одолевать большую высоту препятствия.

Основная фаза направлена на решение главной двигательной задачи. Например, в метании — выбросить предмет, в прыж­ках сильно оттолкнуться. В этой фазе важно рационально ис­пользовать движущие силы в соответствующем месте, направле­нии и в необходимый момент.

В некоторых ациклических упражнениях имеется несколько основных фаз (например, в тройном прыжке три отталкивания).

Способ выполнения упражнения заключается в основной фазе.

Задача заключительной фазы — затормозить движение и сохранить равновесие. Движение частей тела, в частности руки при метании, затухает пассивно или активно затормаживается (в прыжках).

В циклических движениях (ходьба, бег и др.) различают две фазы.

Физические упражнения человека представляют сложную структуру. Структура движения — это взаимосвязь всех состав­ных частей движения. Различают кинематическую, ритмическую и динамическую структуру. Кинематическая структура включает пространственную, пространственно-временную и временную характеристику. Кинематическая структура определяется дина­мической структурой, т. е. взаимодействием внешних и внутрен­них сил, обусловливающих данное движение. Кинематическая и динамическая структура движения взаимосвязаны. Изменение одной ведет к закономерным изменениям другой.

Источник

Возникновение физических упражнений

Возникновение физических упражнений уходит корнями в да­лекое прошлое. Они были непосредственно связаны с удовлетво­рением человеком жизненно важных инстинктов и потребностей в пище, жилье, тепле, продолжении рода, в движении и т.д.

По мере развития человека совершенствовались и его движения. Важную роль в возникновении физических упражнений сыграли трудовая деятельность, охота и даже войны. Чтобы выжить, чело­веку приходилось совершенствовать свои психофизические каче­ства: быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость.

Охота и другие жизненно важные занятия требовали сноровки, умения выполнять определенные действия. Перед тем, как идти на охоту, человек изображал на скале или земле то животное, на которое ему предстояло охотиться. Он наносил по изображению удары или стрелял по нему из лука. Это был своеобразный тре­нинг, благодаря которому он приобретал волевой настрой и необ­ходимые навыки.

Человек всегда стремился к движению, оптимизации двигатель­ной активности. Страх перед мистическими, непознанными явле­ниями природы способствовал возникновению различных рели­гиозных обрядов, сопровождаемых культовыми танцами, пляска­ми, играми.

У многих первобытных народов существовал обряд с своего рода педагогической направленностью — это обряд инициации (посвя­щения), связанный с переходом юноши или девушки в возраст­ной класс мужчин и женщин. Готовясь к инициации, молодые люди тренировались, закалялись, участвовали в охоте, соблюдали строгую дисциплину.

Таким образом, возникновению физических упражнений спо­собствовали трудовые процессы, охота, религиозные обряды, ини-

1 Подробнее об использовании гигиенических факторов, естественных сил природы в работе с детьми см.: «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста», специальный курс, читаемый в педагогических вузах.

циации и многие другие события и процессы, происходящие в

С развитием человеческого общества сходство между трудовыми действиями и собственно физическими упражнениями утрачивалось. Из сложной двигательной деятельности, связанной с процессом труда, постепенно вычленялись отдельные действия, которые за­тем стали применяться в физическом воспитании как упражнения (бег, метание, прыжки и др.). Специально создавались упражнения для различных групп мышц. Они выполнялись с предметами и без них. Широко использовались подвижные игры, возникшие на заре развития человеческого общества (горелки, лапта, ловишки и др.). Постепенно появляются и спортивные игры: баскетбол, теннис, хоккей, футбол и т.д.

Развитие и создание физических упражнений не прекращается. В настоящее время создаются новые системы развития двигатель­ной активности ребенка, направленные на его дальнейшее физи­ческое развитие.

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 16 ; Нарушение авторских прав

Источник

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ

Возникновение физических упражнений уходит корнями в далекое прошлое. Они были непосредственно связаны с удовлетворением человеком жизненно важных инстинктов и потребностей в пище, жилье, тепле, продолжении рода, в движении и т.д.

По мере развития человека совершенствовались и его движения. Важную роль в возникновении физических упражнений сыграли трудовая деятельность, охота и даже войны. Чтобы выжить, человеку приходилось совершенствовать свои психофизические качества: быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость.

Возникновению физических упражнений способствовали трудовые процессы, охота, религиозные обряды, инициации и многие другие события и процессы, происходящие в обществе.

С развитием человеческого общества сходство между трудовыми действиями и собственно физическими упражнениями утрачивалось. Из сложной двигательной деятельности, связанной с процессом труда, постепенно вычленялись отдельные действия, которые затем стали применяться в физическом воспитании как упражнения (бег, метание, прыжки и др.). Специально создавались упражнения для различных групп мышц. Они выполнялись с предметами и без них. Широко использовались подвижные игры, возникшие на заре развития человеческого общества (горелки, лапта, ловишки и др.). Постепенно появляются и спортивные игры: баскетбол, теннис, хоккей, футбол и т.д.

Термин «УПРАЖНЕНИЕ» в теории и практике физического воспитания имеет два значения.

Им определяют виды двигательных действий, сложившиеся в качестве средств физического воспитания, а также процесс неоднократного воспроизведения действий, которые организуются в соответствии с методическими принципами.

Хотя эти понятия взаимосвязаны, однако имеются и различия между ними. Чтобы четко разграничить эти значения, необходимо внести терминологическое уточнение: в первом случае целесообразно пользоваться термином «физическое упражнение», во втором — термином «метод (или методики) упражнения».

К физическим упражнениям относятся только те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям.

Отличительным признаком физических упражнений является соответствие их формы и содержания сущности физического воспитания, закономерностям, по которым оно происходит. Например, если в целях физического воспитания используются ходьба, бег, метание, плавание и т.д., то они приобретают значение средства физического воспитания, им придаются рациональные формы, оправданные целью их использования.

СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ составляют входящие в него двигательные действия и процессы, которые происходят в функциональных системах организма по ходу упражнения, определяя его воздействие.

Выполнение физических упражнений предполагает сознательную установку на достижение результата действия. Результативность физических упражнений зависит от предвидения результатов, выбора способов выполнения движений.

ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ представляет собой внутреннюю и внешнюю структуру.

Внутренняя структура характеризуется взаимосвязью различных процессов в организме во время выполнения упражнения.

Внешняя структура — это видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных, динамических параметров движения. Содержание и форма физических упражнений взаимосвязаны.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ

Источник

Реферат: История возникновения и совершенствования физических упражнений.

Читайте также:
  1. III. Первоначальное возникновение общества.
  2. Анатомический анализ статических упражнений. Стойки и висы.
  3. В. Возникновение народничества. Три течения в народничестве
  4. В6. Возникновение международного права и периодизация истории его развития.
  5. Взыскание налогов с физических лиц.
  6. Влияние на микробов физических факторов. Стерилизация. Пастеризация. Тиндализация.
  7. Влияние физических упражнений на организм человека
  8. Влияние физических упражнений на организм человека
  9. Влияние физических факторов
  10. Влияние физических факторов окружающей внешней среды на жизнедеятельность микроорганизмов.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ .

1. Физические упражнения в первобытном обществе.

Возникновение физических упражнений обусловлено материальной жизнью первобытного общества, взаимодействием объективных и субъективных факторов, к которым относятся: характер и уровень производства (охота), вызванные им потребность и сознание человека. Коллективная охота на крупных животных явление социально обусловленное: загонщики должны были соподчинить свои действия, действиям других участников охоты, проявляя силу, ловкость, выносливость, упорство, внимание.

Человек на протяжении тысячелетий находился в условиях «состязания» в указанных качествах. Изготовление и применение орудий также требовали должного физического развития. Однако только хорошее физическое развитие как потребность производства еще не могло привести к появлению физических упражнений.

Археологическая наука доказала, что человек живет на Земле не менее 40 тысяч лет. Возраст древних цивилизаций Средиземноморья и Азии не более 4-6 тыс. лет. А как обстояло с физической нагрузкой у человека, жившего 20-30 тыс. лет назад? Могли ли люди столь далеких времен иметь свой опыт физической закалки? Ответа на этот вопрос в литературе нет, а устные рассказы той эпохи не дошли до нас. И все-таки попытаемся составить в некоторой степени представление об особенностях физических упражнений тех лет.

Археология знает, какими были физические данные у людей каменного века. Например, средний рост первых европеидов-кроманьонцев был равен 187 см.

Несомненно, что физические качества древнего человека развивались и совершенствовались в борьбе за существование в процессе труда и охоты. Это известно точно – человек каменного века был исключительным охотником. Вооруженный копьем он охотился на саблезубого тигра, мамонта, южного слона. Охоту справедливо считают важнейшим фактором эволюции человека. В стихах Тита Лукреция Кара находим такие слова:

Люди еще не умели

с огнем обращаться…

…Диких породы зверей они

гнали и били крепким

тяжелым дубьем и бросали

в них меткие камни…

У древнего человека в отличие от животного существовал социальный способ передачи опыта, (люди охраняли, и передавали из поколения в поколение навыки их изготовления и использования). Они обратили внимание на явление упражняемости при воздействии на орудия в процессе труда. Физические упражнения явились не только средством подготовки к предстоящей деятельности, но и служили для передачи опыта. Опыт применения физических упражнений фиксировался и закреплялся в наглядных образах первобытного искусства (наскальные рисунки) и т.д.

В то же время можно смело утверждать, что люди каменного века были исключительно рациональны в выборе средств физической закалки. Упражнения типа руки вверх-вниз не делали. И зарядки тоже не делали. И дело здесь не в низкой культуре, а в целесообразности, нужности движений для того, чтобы выжить. Способность к мышлению позволила человеку установить, в частности связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. С этого момента и начинается постепенное отделение ряда двигательных актов от производственной основы и превращение их в первоначальное физическое упражнение. Например, стрельба на точность попадания в изображение. При этом охотник осознавал реальную действительность, а правильность своих действий сопоставлял с настоящей охотой. Видя реальную пользу от предварительной подготовки, человек понимал возможность изменения внешнего мира при помощи определенного действия.

Постепенно на основе естественного бега за добычей или от врага, формировался бег на различные дистанции, прыжки не связывались уже с препятствиями и т. д.

В процессе развития людей, их взаимоотношений возникает родовое общество, где на физическое воспитание помимо труда влияет и военное дело, хотя постоянной вооруженной силы пока еще нет, а столкновения между племенами носят случайный характер. Этнографический материал свидетельствует о том, что в родовом обществе физическое воспитание имело высокий уровень развития. Оно представлено у всех народов.

В австралийском обществе помимо широкого использования подготовительных упражнений к охоте (метание бумеранга) очень распространены были инициации (посвящение) – обширная и разнообразная группа обрядов (рождение, переход из одной возрастной группы в другую и т. п.). Обряды инициаций включали многие физические упражнения: поражение копьем рисунка животного на песке, подбрасывание посвящаемого в воздух, бег и прыжки в охотничьих плясках, борьбу и др. После того как юноша получал оружие, он должен был несколько дней участвовать в учебных боях. Интересно, что инициациям предшествовал период систематического обучения, предметом которого были физические занятия и изучение религиозного ритуала. Для развития у детей способности к одинаковому владению обеими руками, привязывали им поочередно за спину то одну руку, то другую заставляя целыми днями действовать только одной свободной рукой.

К инициациям допускались только те юноши, которые достигли необходимой степени физической и духовной зрелости, проявляющейся в их поведении. Обучение в процессе инициаций проходило при соблюдении чрезвычайно суровых условий. Оно было обязательным и одинаковым для всех – (различия имелись лишь по полу).

У индейцев Америки культивировались разнообразные физические упражнения, и обучение их носило характер яркого зрелища. Необычайно сильно были развиты двигательные игры, которые включали десятки видов. Они проводились с участием сотен играющих несколько дней. В инициациях племен Америки были широко распространены испытания на выносливость (бег на длинные дистанции по пересеченной местности, копание ямы и т. д.), а также разносторонние болевые испытания, которые считались проверкой духа и силы, необходимых в жизни.

В американских племенах все важные события, например брачные церемонии, сопровождались интенсивными физическими упражнениями на быстроту, выносливость, культивировались игры с «мячом». Некоторые представления о том, как проходил обряд посвящения юноши в воина может дать описание этого обряда в племени Масаи через единоборство со львом: «Юноша выходит в бой нагим. В руках у него копье и щит. Он находит льва и вынуждает его атаковать. Юноша делает вид, что убегает ото льва, все время, наблюдая, когда тот изготовиться для прыжка. Наступает решительный момент. Молодой масаи остановившись, втыкает копье тупым концом в землю, а на острый принимает прыгающего льва».

Но прежде, чем молодой масаи будет допущен к этому единоборству, он пройдет долгий и тяжелый путь изнурительных тренировок.

У народов населявших в те далекие времена территорию нашей страны тоже имелись ритуалы с использованием физических упражнений. У тунгусов (эвенков) выборы посвящения гражданского и военного вождя рода сопровождались публичными испытаниями их физической подготовки. Военное обучение эвенков проходило две стадии. Первую проходило все мужское население рода. В нее включалась стрельба, бег, прыжки, увертывание от стрел, управление лодкой и др., вторую – проходили только те мужчины, которые были хорошо обучены военному делу.

Физические упражнения чукчей также отличались большим разнообразием: бег, поднимание груза, фехтование копьем, борьба, подбрасывание на шкуре, гонки на байдарках, на лыжах и т. п. В выполнении этих физических упражнений принимали участие и женщины.

Своеобразную систему физической подготовки имели эскимосы. У них были распространены комплексные соревнования типа простейших многоборий, например, состязания на байдарках завершались бегом. Сила развития с помощью поднятия и ношения тяжестей, что было очень важным для охотников.

У древних славян военно-физическое воспитание имело достаточно широкое распространение. Существовали специальные «лесные дома», которые были своеобразными учебными заведениями для мужчин. Справляемые для погребения тризны носили характер соревнований (в древне – славянском языке слово «тризна» означало «состязание»).

Период разложения первобытнообщинного строя характеризовался важными изменениями экономической и социальной жизни. Эпоха военной демократии является показательной для периода разложения родового строя, при котором столкновения между племенами приняли систематический характер. Центром общественной жизни рода становятся «тайные союзы», затем появляются и начальные формы общественного воспитания – дома молодежи. Первоначально эти союзы создавались для воспитания и подготовки молодежи к полноценной деятельности в коллективе.

Несмотря на то, что физические упражнения в рассматриваемый период, в основном, обусловлены подготовкой к труду и войне, все же в раннем классовом обществе появляется и такая их функция как развлечения. Так у племен Майя имелись необходимые сооружения для игры в мяч. Особой напряженностью у майя, пользовалась игра, в процессе которой игроки забрасывали тяжелый каучуковый мяч в каменное кольцо в стене, мяч перебрасывали локтями, коленями и туловищем, поскольку трогать его руками и ногами запрещалось. Народу майя были известны танцы, которыми они занимались в течение целого дня; в таких занятиях принимало участие по несколько сотен человек. Особое внимание уделялось закалке детей с самого раннего возраста. Так, до 4-5 лет дети майя не знали, что такое одежда.

Следует подчеркнуть, что главной чертой физического воспитания в родовом обществе можно считать всеобщность. Оно было равным для всех (имелось лишь деление по полу) и строго обязательным. Постепенно физическое воспитание военизируется и приобретает массовый характер.

1.1. Физическая культура в рабовладельческом

Древнейшими в истории человечества классовыми обществами являлись рабовладельческие государства. Древнего Востока: Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Индия, Китай. В отличие от классических рабовладельческих государств древнего мира – Греции и Рима, в государствах Древнего Востока рабовладение еще не выходило за рамки домашнего рабства и сочеталось с сохранением многих форм общинного быта. Большая роль в укреплении власти господствующего класса отводилась религии. Рабовладельцы в целях подчинения своей воле массы свободных общинников использовали и многие элементы физической культуры.

Разнообразные игры, связанные с трудовой деятельностью и нередко носившие характер магических действий, пляски, хороводы и состязания были распространены среди свободного населения всех государств Древнего Востока.

Все глубже становятся различия между физическим воспитанием знати и народных масс. Так в Древней Персии существовала система воспитания аристократической молодежи в специально организованных школах, где особое внимание уделялось обучению верховой езде и стрельбе из лука.

Многочисленные исторические памятники Крита и Микен, относящиеся к П – Ш тысячелетию до н. э. свидетельствуют о развитии элементов физической культуры в ранних рабовладельческих государствах бассейна Эгейского моря.

Ко времени расцвета Крито-микенской культуры относятся фрески с изображением весьма своеобразной игры с участием юношей и девушек. Участник такой игры с разбега хватался руками за рога быка, а тот в ответ на такое действие рефлекторно и мощно делал разгибательное движение головой, поднимая державшегося за рога в воздух, а дальше по инерции тело смельчака делало полный переворот с «приземлением» на круп животного. Сравните это с известным в наши дни прыжком гимнастов через коня, называемый «переворот вперед». Многое, похоже, но прыжок древних был несравненно труднее и опаснее.

С усилием рабовладельческой аристократии обще племенные ритуальные игры приобретали все более ярко выраженный спортивно зрелищный характер. Наряду с акробатическими упражнениями с быком в программу зрелищ включали и другие упражнения, требующие специальной подготовки, преимущественно военизированного характера: бег вооруженных воинов, борьбу, метание копья, состязание боевых колесниц и др.

В различных государствах постепенно складываются специальные системы воспитания, имевшие целью подготовить будущих воинов. В основе их лежало физическое воспитание. Рассмотрим наиболее характерные для того периода системы воспитания, возникшие в Спарте, Афинах, Риме.

Спартанская система физического воспитания.

Спарта возникла в результате завоевания дорийцами Лаконии и порабощения местного населения (илотов) в середине 1Х в. до н. э. Каждый гражданин Спарты в возрасте от 20 до 60 лет числился военнообязанным, причем значительную часть времени он должен был проводить вне семьи, в общественных трапезах, куда собирались воины какого-либо подразделения. В условиях военно-лагерного образа жизни сложились и своеобразная система воспитания, которая получила полное развитие в V –VI в. до н. э.

С момента рождения ребенка его жизнь ставилась под контроль государства. Всех новорожденных, по словам Плутарха, имевших какие-либо физические недостатки, умерщвляли. До 7-летнего возраста детей оставляли в семье, а затем их обучали в специально созданных домах-интернатах.

Мальчики от 7 до 14 лет получали в основном физическое воспитание. Их учили переносить всяческие лишения, развивали силу и выносливость с помощью физических упражнений (бега, метаний, прыжков, борьбы и др.). Ежегодно для мальчиков этой возрастной группы устраивались испытания. Для подростков 14 лет назначался так называемый испытательный год. Получив оружие, они группировались в особые отряды и носили полицейскую и военную службу.

По окончании испытательного срока подростков переводили в разряд эйренов. Юноши в возрасте 15-19 лет занимались физической подготовкой и помогали взрослым воспитывать младших. В 20 лет опять проводилось испытание, и молодые спартанцы переводились в разряд эфебов – составная часть войска (до 30 лет).

Суровому физическому воспитанию юношей Спарты соответствовало не менее строгое воспитание и девушек. Они наравне со сверстниками участвовали в общественных праздниках, состязаясь в танцах, беге, прыжках, метаниях и даже борьбе. Цель такого воспитания заключалась в том, чтобы сделать тело женщины сильным и крепким, чтобы такими же крепкими и сильными были и рожденные ею дети.

Подводя итог необходимо на то. Что воспитание в Спарте, как мужчин, так и женщин носило односторонний характер: в основном физическое воспитание в ущерб – умственному.

Афинская система физического воспитания.

Подготовка рабовладельца в Афинах велась путем широкого использования не только физического, но и умственного и эстетического воспитания и заключалась в достижении «внешней и внутренней красоты».

До 7-летнего возраста афинские мальчики воспитывались в семье. Главной задачей домашнего воспитания было физическое развитие ребенка с помощью различных игр. С 7 до 14-16 лет дети проходили обучение в частных школах. В грамматической школе обучались грамоте, музыке и пению, а в гимнастической (палестре) – физическим упражнениям. В палестре главным средством физического воспитания было греческое пятиборье: бег, прыжки, метание диска, копья и молодежи, воспитания мужества и твердости духа, необходимые воину. Кроме того, больше внимания уделялось также формированию красивого тела, выработке ловких и изящных движений.

В возрасте от 14-16 до 18 лет дети рабовладельцев обучались в гимназиях, где занятиями руководили педотрибы и гимнасты. Гимнасты должны были привести в надлежащее состояние организм мальчиков, а педотрибы – развивать их занятиями атлетикой.

Завершающим этапом воспитания афинской рабовладельческой молодежи становилась эфебия – своеобразная государственная военная организация, в которую на два года (от 18 до 20 лет) зачислялись юноши из военнообязанных классов. В эфебии обучали фехтованию, стрельбе из лука, метанию дротика, применению катапульты. В течение первого года эфебы не порывали связи с гимназией, совершенствуя там свою физическую подготовку. Одновременно они тренировались в верховой езде, на колесницах, плавании и т. п. В начале второго года обучения молодые эфебы демонстрировали перед афинянами результаты своей подготовки, после чего направлялись в пограничные гарнизоны для несения военной службы. Этим и заканчивалось воспитание воина.

В системе физического воспитания древней Греции использовалось большое количество средств, в виде физических упражнений, которые назывались одним словом «гимнастика». Гимнастика подразделялась на три раздела:

1. Палестрика – упражнения пятиборья, состоявшие из бега, прыжков, метания копья, диска и борьбы. Беговые упражнения включали в себя: бег на 1 стадию (192 м), на 2 стадии, бег в вооружении. Бег с факелами.

Из прыжков чаще всего использовались прыжки в длину, через рвы и другие препятствия. На соревнованиях проводились также прыжки с гантелями в руках.

Борьба была распространена в двух вариантах. В первом из них победа присуждалась тому, кто, устояв на ногах, трижды бросал противника на землю. Второй вариант представляла борьба в различных положениях с конечной целью положить противника на спину.

Помимо основных упражнений в состав палестрики входили кулачный бой, панкратион (соединение элементов борьбы и кулачного боя), плавание, фехтование, верховая езда, стрельба из лука.

2. Орхестрика – включала упражнения для развития пластики и танцы.

3. Игры чаще всего использовались в занятиях с детьми. Сюда относились многообразные игры в мяч, перетягивание каната, удержание равновесия и т. п.

Значительным явлением в развитии древнегреческой культуры, были олимпийские игры, которые проводились каждые 4 года в Олимпии, начиная с 776 г. до н. э. (дата официального упоминания в документах) и связывались с празднованием в честь Зевса Олимпийского. Древнегреческие предания связывают возникновение Олимпийских игр с именами мифических героев Греции Пелопса и Геракла. Одно из преданий приписывает честь основания праздника правителю Элады Ифиту, который заключил с правителем Спарты Ликургом соглашение о периодическом проведении в Олимпии праздника дружбы, во время которых объявлялся «священный мир».

Вначале олимпийский праздник проводился в течение одного дня. Постепенно, программа его расширялась, и длительность его увеличилась до 5 дней.

Рабам, варварам (иностранцам), женщинам запрещалось участвовать и присутствовать на играх.

Наградой за победу был лавровый венок и всеобщее почитание.

Рабовладельческая Греция прекратила свое существование в 146 г. н. э. попав под римское владычество. Олимпийские игры были запрещены лишь в 394 г. н. э. византийским императором Феодосием.

Физическая культура в Древнем Риме.

Система физического воспитания в Древнем Риме сформировалась в соответствии с задачами укрепления мощи рабовладельческой армии. Каждый свободный и полноправный гражданин должен был готовить себя к военной службе. В отличие от Древней Греции, где для решения этих задач были созданы специальные воспитательные учреждения, в Древнем Риме воспитание сохраняло домашний характер. До вступления в армию римские юноши воспитывались в семье под руководством отца. Средствами их физического воспитания были многочисленные народные игры, упражнения в беге, метаниях, борьбе, фехтовании, верховой езде. В 16-17 лет римские юноши вступали в армию, где на протяжении многих лет в условиях походно-лагерной обстановки они проходили строго организованную военную и физическую подготовку.

Традиционные в Древнем Риме были троянские игры, заключавшиеся в состязаниях всадников по запутанным ходам – лабиринтам.

Во 2 в. до н. э. одним из наиболее кровавых нововведений в организацию зрелищ и празднеств были гладиаторские бои. В специальных школах под руководством опытных инструкторов рабы осваивали фехтование на различных видах оружия.

Римские правящие круги прилагали немало усилий, чтобы организовать атлетические состязания по греческому образцу. Однако все попытки были неудачны. Только попытка Димициана, учредившего в 86 г. н. э. Капитолийские игры увенчались успехом. Эти игры просуществовали до конца Римской империи.

Таким образом, физическое воспитание в рабовладельческом государстве носило классовый характер, и было направлено на подготовку господствующего класса к войне.

А как же обстояло дело в древних государствах с проблемой «движение – питание – здоровье»? На этот вопрос могут ответить литературные и документальные источники, дошедшие до наших дней. Уже в то время Аристотель писал: «Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие».

Если мы обратимся к 7 песне Гомеровской «Илиады», то увидим что и древние нарушали режим питания:

«Скоро окончился труд и немедленно пир уготован.

Все пировали, никто не нуждался на пиршестве общем

Целую ночь кудреглавые муж и ахейцы по стану

Мужи вино проливали из кубков»,

А в следующей песне:

«Там на пирах, поедая рогатых волов неисчетных

Чаши до дна выпивая, вином через край налитые».

Нарушение режима питания и движения обнаруживались даже среди молодых спартанских воинов. К начинающим тучнеть спартанцам Ликург применял назидательную порку на глазах сограждан.

Эпитафией людям, погибшим не на поле боя, а из-за обжорства и безделья, звучат слова Феогнида: «Сытость чрезмерная больше людей погубила, чем голод…».

Больше всего нарушителей диеты было в Древнем Риме, в котором праздность, безделье – достигло небывалого масштаба, что отразилось в высказываниях врачей и поэтов того времени. Так, Катулл пишет: «От безделья царств и царей, счастливых много погибло», а Овидий /16 в н.э./ предупреждает «смотри, как разрушается от безделья ленивое тело, как портится в озере без движения вода».

Римский врач Ав Корнелий Цельз в трактате «О медицине» пишет: «Чаще заниматься физическими упражнениями, так как праздность расслабляет тело, а труд укрепляет его, первое приносит преждевременную старость, второе – продолжительную молодость». Цельз предупреждает своих сограждан: «Если кто-нибудь стал полнее красивее и более цветущим, он должен подозрительно относится к своему благополучию». Эти слова являются актуальными и по сей день.

Физическое воспитание в феодальном обществе.

Средние века – это период господства феодального способа производства в подавляющем большинстве стран Азии, Европы и ряда стран Африки. Наиболее рациональной силой феодального общества была церковь, которая стремилась уничтожить остатки античной культуры. Стремление народа к физическому развитию, зрелищам, развлечениям, церковь рассматривала как проявление язычества и влияние религиозных античных обрядов. Под видом борьбы с греховностью из быта народа упорно изгонялись физические упражнения и игры. Проповедовался аскетизм.

В период раннего средневековья церковь отрицательно относилось и к физическому воспитанию феодалов. Только в эпоху крестовых походов она изменила своё отношение к военно-физической подготовке рыцарей и не осуждала физическое воспитание светской феодальной знати и даже ввела его среди духовенства и в монашеских орденах.

Владение тяжелым вооружением (доспехами) требовало от феодала большой физической силы, ловкости и выносливости. Обучение боевым действием стало основой системы военно-физического воспитание феодалов сложившейся в эпоху крестовых походов.

Воспитание феодалов сводилось к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованию, стрельбе из лука, плавание, охотой, игрой в шахматы и сочинению стихов.

Военно-физическое воспитание будущих рыцарей началось с малых лет, обычно при дворах крупных феодалов. Рядовые феодалы посылали своих 7-летних сыновей в замок сеньора, где им присваивали звание пажей. Чтобы стать сильными и ловкими, ни занимались стрельбой, метанием камней и копий, прыжками, бегом, борьбой, плаванием и верховой ездой. Одновременно их обучали рыцарскому этикету.

В 14 лет пажей производили в оруженосцы и они получали право носить меч и шпоры. Под руководством преподавателей оруженосцы объезжали диких лошадей, бегали в тяжелых латах и без них на длинные дистанции, прыгали через рвы и заборы, лазали по лестницам и без лестниц по крепостным стенам, плавали с оружием и без оружия, охотились, дрессировали собак, играли в шахматы. К концу пребывания в оруженосцах люди занимались фехтованием на мечах, копьях и ездой на лошадях в полном снаряжении. Достигнув 21 года, они посвящались в рыцари.

Значительное место в военно-физическом воспитании феодалов, особенно их детей, занимали игры и развлечения. В военных играх воспроизводились военные эпизоды боевых операций (осада, штурм). Любимой спортивной игрой феодалов была игра «же де пом» (игра яблоками), прародительница современного тенниса. С большим мячом играли в «суль» – игра напоминающая футбол.

Следует отметить, что в русских феодальных княжествах не было резко обособленной от народа системы физического воспитания князей.

Несмотря на тяжелое и бесправное положение крестьяне продолжали сохранять в своей среде традиционные физические упражнения ранних времён. Это и скачки на лошадях, пляски, бег, борьба, лазание по шесту. В германских княжествах большой популярностью пользовались танцы вокруг мячей положенных на землю. В скандинавских странах крестьяне занимались катание на лыжах и коньках. Во Франции, Англии, Германии были распространены игры с мячом, шарами и кеглями под различными названиями (футбол, харлинг, кемпинг, крикет).

Физическое воспитание горожан состояло, прежде всего, в подготовке к защите городов от нападения феодалов. Горожане для целей объединялись в различные братства – фехтовальные, стрелковые и др., где обучались владению арбалетами, шпагами, мечами и другим оружием. У горожан были распространены игры в мяч, особенно в футбол.

На Руси, в народе были распространены кулачные бои (часто стенка на стенку), лыжи, коньки. Большой популярностью в народе пользовались ярмарочные представления, в программу которых входили канатоходцы, взятие снежных крепостей, прыжки через костер, акробатика, качели.

Таким образом, и в феодальном обществе физическое воспитание феодалов, крестьян и горожан в основном, носило военно-прикладной характер. Хотя присутствуют уже и такие его функции как зрелищность, развлечение.

1.4. Возникновение государственных систем

В период зарождения и существования буржуазных государств физическое воспитание населения носило военный характер. Эту направленность обусловили войны эпохи буржуазной революции и завоевательные походы Наполеона.

В германских государствах (Германия, Пруссия) стали создаваться военно-полугимнастические организации. В которых молодежь занималась военизированными играми на гимнастических площадках, оборудованных гимнастическими снарядами: перекладинами, мачтами и лестницами для лазания, параллельными брусьями и др. Слово «гимнастика» было заменено словом «турнкуст» (искусство изворотливости).

В 20-х годах Х1Х в. турнерское движение было запрещено, т. к. гимнастические организации стали превращаться в политические, борющиеся с существующими порядками.

В 40-е годы Х1Х в. началось введение физического воспитания в учебное заведение. Видный деятель школьной гимнастики Адольф Шписс, работая в Швейцарии, разработал структуру урока по физическому воспитанию. Урок должен был начинаться со строевых упражнений, далее, занимающиеся выполняли простейшие упражнения, а затем начинали занятия на снарядах. (Сравните с современной структурой урока в школе, и вы найдете много общего).

Во Франции полковник Франциск Аморос создал систему физического воспитания, которая была характерна для этой страны, а современники называли его метод естественно-прикладной гимнастикой. Главное, считал Аморос, гимнастика должна сделать человека «более смелым, более неустрашимым, более умным, более восприимчивым, более сильным, более гибким и более подвижным». Она должна укреплять здоровье, совершенствовать человека и все общество». По целям физического воспитания гимнастика распределялась на гражданскую, военную, лечебную и сценическую (аристократическую).

В Скандинавских странах значительное распространение получила шведская гимнастика, на занятиях которой использовались гимнастические стенки (до сих пор нами называемой «шведской»), скамейку, бум, шест, канат, лестницу и др.

Исходя из механического представления о человеческом организме как простой сумме органов, авторы шведской гимнастики считали необходимым упражнять лишь отдельные части тела. Все упражнения делились в зависимости от влияния их на ту или иную группу мышц. В шведской гимнастике все движения совершались в направлении по прямым линиям и углам, строго соблюдалась симметричность движений. Структура урока в шведской гимнастике была сложной и состояла из 12-18 частей. В каждой части предусматривалось воздействие на определенную группу мышц.

В то время как в Европе создавались национальные гимнастические системы, в Англии развивался спортивно-игровой метод физического воспитания. В английских колледжах во внеучебное время культивировалась легкая атлетика, плавание, гребля, футбол, крикет, и другие игры. В 40-е годы Х1Х века физвоспитание включено в число обязательных предметов учебных заведений страны.

Рассматривая физическое воспитание в России, следует различать два направления: 1. физическую культуру народных масс и 2. дворянства.

У россиян наибольшего распространения получили такие виды физических упражнений, как состязание в беге на коньках, лыжах, катание на санках, ледяные карусели. Любимым развлечением были кулачные бои, которые в 1832 году были запрещены указом Николая 1 «как забава вредная». Большой популярностью пользовалась борьба (различные ее виды) и игры в городки, в бабки, лапту, и другие. У детей были распространены такие подвижные игры как «волки и овцы», «гуси-лебеди».

Дворянство России внесло немалую лепту в становление отечественной системы физического воспитания. Так во второй половине ХУШ века регулярно проводятся скачки. Для этих целей создаются ипподромы. В России формируется своя школа фехтования. В конце 60-х годов возникают тиры для стрельбы из пистолетов, а затем создаются стрелковые общества.

В России раньше чем в других европейских странах физическое воспитание было введено в военные и гражданские учебные заведения. Большое внимание при этом уделялось фехтованию, верховой езде, гребле, лазанию по корабельным снастям. Например, в Московском университете 4 часа в неделю отводилось на фехтование и 4 часа на танцы.

Хорошие традиции сложились в организации физического воспитания в русской армии, несмотря на попытки царей внедрить в нее иностранные формы физической подготовки солдат. Традиции Петра 1, который регулярно проводил «потешные бои» для повышения не только военной, но и физической подготовленности войск, в дальнейшем развили многие русские полководцы. Так, фельдмаршал П.А. Румянцев создав подразделение егерей в армии, большое внимание уделял выработке у них быстроты, действия и выносливости, что достигалось систематическими тренировками.

А.В. Суворовым были введены в военно-физическую тренировку войск упражнения в переноске плетей, фашин и лестниц, бег по лестницам, гребля, бросание фашин, стрельба по движущимся мишеням.

Ф.Ф. Ушаков для физической тренировки моряков практиковал греблю, бег по корабельным снастям, работу с парусами.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что создание рациональных систем физического воспитания вновь исходило из целесообразности физических упражнений в обеспечении жизнедеятельности, как отдельного человека, так и общества в целом.

Однако, несмотря на то, что в то время физическому воспитанию уделялось много внимания все же проблема движений, здоровья, питания существовала и тогда. Это нашло отражение в литературе.

В самом начале Х1Х века в России Парфений Енгалычев в своем труде «О продлении человеческой жизни» рекомендует:

1. убегай от всякой чрезмерности и ли излишества;

2. пользуйся здоровым воздухом;

3. делай много телодвижений.

А вот Гете словами Мефистофеля дает совет Фаусту:

«Уединись в глуши полей

Руби, копай, паши за плугом,

И ограничься тесным кругом

Себя и ум свой не жалей

Питайся просто в скромной доле».

Этими словами мы и закончим рассмотрение исторического раздела данной работы.

Источник

Читайте также:  Лучшие упражнения для фигуры песочные часы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector
Название: История возникновения и совершенствования физических упражнений.
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат Добавлен 09:03:39 28 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 1426 Комментариев: 11 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать