Использование специальных физических упражнений для восстановления организма

Использование специальных физических упражнений для восстановления организма

Лечебная физкультура (ЛФК) – совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, которые основаны на использовании методически разработанных и специально подобранных физических упражнений. При их назначении врачи учитывают характер заболевания, его особенности, стадию и степень патологического процесса в органах и системах.

Лечебную физкультуру в Юсуповской больнице назначает лечащий врач, а методику занятий определяет специалист по ЛФК. Лечебная физкультура применяется в различных формах: лечебной и гигиенической гимнастики, ходьбы, спортивных развлечений, подвижных игр. В Юсуповской больнице реабилитологи индивидуально составляют комплекс ЛФК для каждого пациента. Занятия проводят индивидуально, применяют инновационные методики лечебной физкультуры.

Что такое ЛФК в медицине

История ЛФК начинается с древнего Китая, где методики лечебной гимнастики с основным упором на дыхательные упражнения успешно использовались для исцеления больных. Использовать физические упражнения в целебных целях в России начали в 16-17 веках, зачастую в комплексе с физиотерапевтическими процедурами, закаливанием и водолечением. В настоящий момент ЛФК успешно совмещается с медикаментозным лечением, хирургическими вмешательствами, методами физиотерапии, массажем. Лечебная физкультура и спортивная медицина неразрывно связаны между собой, так как спортсменам необходимо быстро и эффективно восстановиться после полученных травм.

В основе лечебного действия физических упражнений лежат нагрузки, строго определённые применительно к каждому пациенту. Выделяют общую тренировку для оздоровления и укрепления организма и специальную тренировку, которая направлена на устранение нарушенных функций в определённых органах и системах.

Комплексы упражнений лечебной физкультурой способствуют увеличению подвижности суставов, уменьшают последствия растяжения мышц. Они позволяют улучшить обменные процессы в патологически изменённых тканях. С помощью ЛФК (фото есть в интернете) пациент может укрепить здоровье, сбросить вес, восстановить нарушенные функции. Применение лечебной физкультуры предотвращает дальнейшее прогрессирование заболевания, ускоряет сроки выздоровления и повышает эффективность комплексной терапии.

Лечебная физкультура – это самостоятельная научная дисциплина. В медицине ЛФК – это метод лечения, который использует средства физической культуры для профилактики, лечения, восстановления нарушенных функций и поддерживающей терапии. В процессе многократного повторения физических упражнений совершенствуются имеющиеся двигательные навыки, восстанавливаются утраченные и развиваются новые физические качества, происходят положительные изменения функции органов и систем. Это в совокупности способствует восстановлению здоровья, тренированности, повышению физической работоспособности и другим положительным сдвигам в состоянии организма человека.

Физическая нагрузка в процессе занятий ЛФК, которые проводят специалисты Юсуповской больницы, соответствует функциональным возможностям пациента. При выполнении физических упражнений повышается функциональная активность внутренних органов. Это связано с активизацией нейрогуморальных механизмов, включением дополнительных регуляторов обмена веществ, действием гормонов желез внутренней секреции, тканевых гормонов, других биологически активных веществ. Под воздействием ЛФК повышается подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения, улучшается деятельность зрительного, двигательного, слухового, вестибулярного и тактильного анализаторов.

Формы, методы, задачи и средства ЛФК

К основным формам ЛФК относится:

  • утренняя гигиеническая гимнастика;
  • занятие лечебной гимнастикой;
  • дозированные восхождения (терренкур);
  • экскурсии;
  • прогулки;
  • ближний туризм.

Лечебная физкультура на дому (гигиеническая гимнастика) проводится в утренние часы. Она является хорошим средством перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма. Физические упражнения, которые применяются в гигиенической гимнастике, должны быть нетрудными. Реабилитологи Юсуповской гимнастики не включают в гимнастический комплекс статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Подбирают упражнения, которые воздействуют на различные группы мышц и внутренние органы.

Разрабатывая комплекс упражнений, реабилитологи учитывают перенесенное заболевание, состояние здоровья, физическое развитие и степень трудовой нагрузки пациента. Продолжительность выполнения гимнастических упражнений не более 10-30 минут. Комплекс состоит из общеразвивающих упражнений для отдельных мышечных групп, дыхательных, упражнений для туловища, мышц брюшного пресса, на расслабление. Все гимнастические упражнения пациенты должны выполнять свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, вовлекать в работу сначала мелкие мышцы, а затем более крупных мышечных групп.

Основной формой проведения ЛФК является занятие лечебной гимнастикой. Каждая процедура состоит из трёх разделов:

В ЛФК используют как общеукрепляющие, так и специальные упражнения. При составлении плана занятия реабилитологи соблюдают принцип постепенности и последовательности повышения и снижения физической нагрузки, выдерживают оптимальную физиологическую кривую нагрузки. При подборе и проведении упражнений чередуют мышечные группы, которые вовлекаются в выполнение физических нагрузок.

ЛФК выполняет несколько задач. Лечебная задача определяется как цель восстановительных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния. Задачи лечения методами лечебной физкультуры определяются представлениями о причине и механизме развития травмы или заболевания. Так, при развитии дыхательной недостаточности у больного пневмонией в остром периоде ведущей лечебной задачей является компенсация дыхательной недостаточности. При бронхиальной астме изменения внешнего дыхания диктуют необходимость улучшения бронхиальной проходимости, снятия спазма и эвакуации патологического содержимого бронхов.

В комплексной терапии могут фигурировать следующие задачи:

  • нормализация вегетативных нарушений;
  • восстановление нарушенных или утраченных двигательных навыков;
  • восстановление нормальной структуры движения после травмы или реконструктивных операций.

Подбор средств ЛФК проводится в соответствии с лечебными задачами. Специальные задачи характерны только для определённой формы патологии и сочетания морфофункциональных изменений. Общие задачи связаны с изменениями реактивности, защитных сил организма, роста и развития пациента, эмоциональной сферы. Они характерны для многих заболеваний.

Читайте также:  Базовые упражнения для набора мышечной массы трицепс

Для решения специальных задач реабилитологи Юсуповской больницы выбирают средства ЛФК с учётом механизмов трофического и компенсаторного действия. Избирательный массаж оказывает избирательное действие на ткани массируемого участка тела и соответствующего внутреннего органа, связанного с раздражаемой зоной сегментарной иннервации, а специально подобранные дыхательные упражнения оказывают специфическое действие на дыхательную систему. Эффективность ЛФК зависит не только от дозирования физической нагрузки, но и от правильного подбора разнообразных средств, последовательности физических упражнений при однократном занятии и в курсе лечения.

Основные правила ЛФК следующие:

  • повторность, регулярность и длительность воздействия, которые необходимы для укрепления двигательного навыка;
  • постепенность повышения физической нагрузки, помогающая избежать физического перенапряжения;
  • всесторонность воздействия с помощью упражнений для разных групп мышц;
  • доступность упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями пациента.

Для усиления тренирующего действия упражнений в клинике реабилитации Юсуповской больницы специалисты ЛФК используют компьютеризированные и механические тренажёры ведущих мировых производителей. Для создания условий, уменьшающих нагрузку, применяют аппараты Экзарта, вертикализаторы, подвесные системы для снижения нагрузки на опорно-двигательный аппарат, действующие аналогично бассейну.

ЛФК для позвоночника

Чаще всего встречаются следующие искривления позвоночника:

  • сколиоз (в сторону);
  • кифоз (назад);
  • лордоз (кпереди).

Наиболее приемлемыми формами ЛФК при искривлении позвоночника является лечебная гимнастика и занятия в воде. Гимнастические упражнения применяют в исходном положении «лежа», «стоя на четвереньках». Тренируют мышцы спины, ягодичной области, живота. Для исправления дефекта используют специальные корригирующие упражнения двух типов – симметричные и асимметричные. Для увеличения подвижности позвоночника используют упражнения на четвереньках, смешанные висы, упражнения на наклонной плоскости.

Комплекс ЛФК при протрузии поясничного отдела позвоночника включает в себя следующие упражнения:

  • ходьба «на четвереньках»;
  • «лодочка» (лёжа на животе нужно тянуться прямыми руками и ногами вверх, побыть од 1 минуты в напряжённом состоянии и вернуться в исходное положение);
  • «ленивый» пресс – лёжа на спине с прямыми ногами, максимально напрячь пресс на несколько секунд, а затем расслабить.

Лечебная физкультура для поясничного отдела позвоночника выполняется ежедневно, с возрастающими нагрузками. Методика ЛФК при травмах позвоночника делится на четыре этапа. В течение первых десяти дней после травмы ЛФК способствует поднятию общего тонуса, улучшению работы пищеварительной и кровеносной системы, выносливости организма. На втором этапе лечения решаются следующие задачи:

  • нормализация работы внутренних органов;
  • стимулирование процессов регенерации;
  • укрепление мышц;
  • улучшение кровотока.

Основными задачами, решаемыми на третьем этапе лечения, являются укрепление и развитие мышц тазового дна, туловища и конечностей, улучшение мобильности позвоночника и координации движений. Четвёртый этап направлен на повышение мобильности позвоночного столба, дальнейшее развитие и укрепление мышц, восстановление правильного навыка ходьбы и здоровой осанки.

ЛФК в травматологии

Реабилитологи выбирают методики ЛФК при травмах в зависимости от периода заболевания. Задачами первого периода, соответствующего острой травме, является нормализация психоэмоционального состояния пациента, улучшение обмена веществ, деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, выделительных органов. Во втором периоде применяются следующие формы ЛФК: утренняя гимнастика, пешие прогулки, дозированные бег и ходьба, плавание. Третий период проходит в реабилитационном центре или в санатории. Задачами ЛФК этого периода являются:

  • окончательное восстановление функций;
  • адаптация организма к бытовым и производственным нагрузкам;
  • формирование компенсаций, новых двигательных навыков.

В Юсуповской больнице реабилитологи индивидуально подходят к выбору средств и методик ЛФК при спинальной травме, после операции на коленном суставе, при гипертонии, после инсульта и других заболеваний. Для того чтобы пройти курс реабилитации с использованием новейших методик звоните по телефону Юсуповской больницы.

Источник

Физические упражнения для восстановления работоспособности .
статья по физкультуре на тему

Физические упражнения для восстановления работоспособности .

“Хочешь быть сильным – бегай,

хочешь быть красивым – бегай,

хочешь быть УМНЫМ – бегай.”

Афоризм, высеченный на Олимпе

2,5 тысячи лет тому назад

Вы когда-нибудь пробовали сидеть 45 минут неподвижно? Согласитесь – это сложная задача, особенно для детей! Перемена между уроками становится пиком двигательной активности! Ребенку жизненно необходимо движение! В этом суть его развития. Но, я не думаю, что ошибусь, если скажу о том, что перемена также становится одним из самых опасных промежутков времени в учебном процессе. Более травмаопасного периода сложно себе представить. Контролировать такой «поток энергии» практически невозможно, остается только направить его в нужное русло. Для того что бы справиться с этой сложной задачей, необходимо приучить детей к выполнению несложных упражнений, работе в команде, а также научить их слушать и слышать. Для этого нужно совсем немного, достаточно помнить о том, что физкультминутки на уроках – это неотъемлемая часть урока! Длительная умственная деятельность для детского организма это достаточно серьезный стресс, чередуя умственные и физические нагрузки можно добиться не только хороших результатов в обучении, но и, что очень важно, сохранить здоровье ребенку. Физкультура для ума – это не просто слова, чем больше обогащен организм кислородом, тем лучше работает организм, уменьшается утомляемость, повышается эффективность умственной деятельности. Энергичные движения являются стимулом для активного кровообращения, обеспечивает приток кислорода в мозг. Упражнения на координацию являются хорошим стимулов для совместной работы левого и правого полушарий головного мозга. Тренинг памяти повышает творческие способности. Процесс дыхания, контролируемый человеком, усиливает способность сосредотачиваться. Умение переключится с умственной работы на физическую и, главное, вернуться в режим урока, станет со временем привычным и перестает быть поводом срыва урока, приходит понимание необходимости физических упражнений, которые повышают эффективность умственной деятельности и одновременно закладываются привычка следить за своим здоровьем, понимание необходимости соблюдения режима дня.

Читайте также:  Упражнения задняя боковая поверхность бедра

Для учителей предметников подбор упражнений для урока, отвечающий всем требованиям безопасности, порой достаточно сложная задача. Цель моей работы, помочь учителям предметникам подобрать определенный комплекс упражнений с учетом возрастных особенностей учащихся, техника безопасности, состояние здоровья, психологической и физической подготовки. Ну и конечно перемены. Игры, проводимые на переменах, должны быть увлекательными и безопасными. Вовлечение детей в такие динамические перемены решает ряд задач: повышается коммуникативная культура, умение работать в команде.

Динамические паузы выполняют следующие функции: Релаксационная функция (снимают напряжение, вызванное утомлением), коммуникативная функция (объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива), воспитательная функция (формируют моральные и нравственные качества), обучающая функция (дают новые знания, умения, навыки), развивающая функция (развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление).

Итак, позвольте предложить вашему вниманию простые, но достаточно эффективные упражнения, направленные на снятие мышечного напряжения спины и шеи, улучшение кровообращения и уменьшает утомляемость.

Скачать:

Вложение Размер
fizkultura_dlya_uma.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №391

Красносельского района Санкт-Петербурга

Физкультура для ума

Автор: Аман Юрий Анатольевич

учитель физической культуры

Физкультура для ума

Хочешь быть сильным – бегай,

хочешь быть красивым – бегай,

хочешь быть УМНЫМ – бегай.

Афоризм, высеченный на Олимпе

2,5 тысячи лет тому назад

Вы когда-нибудь пробовали сидеть 45 минут неподвижно? Согласитесь – это сложная задача, особенно для детей! Перемена между уроками становится пиком двигательной активности! Ребенку жизненно необходимо движение! В этом суть его развития. Но, я не думаю, что ошибусь, если скажу о том, что перемена также становится одним из самых опасных промежутков времени в учебном процессе. Более травмаопасного периода сложно себе представить. Контролировать такой «поток энергии» практически невозможно, остается только направить его в нужное русло. Для того что бы справиться с этой сложной задачей, необходимо приучить детей к выполнению несложных упражнений, работе в команде, а также научить их слушать и слышать. Для этого нужно совсем немного, достаточно помнить о том, что физкультминутки на уроках – это неотъемлемая часть урока! Длительная умственная деятельность для детского организма это достаточно серьезный стресс, чередуя умственные и физические нагрузки можно добиться не только хороших результатов в обучении, но и, что очень важно, сохранить здоровье ребенку. Физкультура для ума – это не просто слова, чем больше обогащен организм кислородом, тем лучше работает организм, уменьшается утомляемость, повышается эффективность умственной деятельности. Энергичные движения являются стимулом для активного кровообращения, обеспечивает приток кислорода в мозг. Упражнения на координацию являются хорошим стимулов для совместной работы левого и правого полушарий головного мозга. Тренинг памяти повышает творческие способности. Процесс дыхания, контролируемый человеком, усиливает способность сосредотачиваться. Умение переключится с умственной работы на физическую и, главное, вернуться в режим урока, станет со временем привычным и перестает быть поводом срыва урока, приходит понимание необходимости физических упражнений, которые повышают эффективность умственной деятельности и одновременно закладываются привычка следить за своим здоровьем, понимание необходимости соблюдения режима дня.

Для учителей предметников подбор упражнений для урока, отвечающий всем требованиям безопасности, порой достаточно сложная задача. Цель моей работы, помочь учителям предметникам подобрать определенный комплекс упражнений с учетом возрастных особенностей учащихся, техника безопасности, состояние здоровья, психологической и физической подготовки. Ну и конечно перемены. Игры, проводимые на переменах, должны быть увлекательными и безопасными. Вовлечение детей в такие динамические перемены решает ряд задач: повышается коммуникативная культура, умение работать в команде.

Динамические паузы выполняют следующие функции: Релаксационная функция (снимают напряжение, вызванное утомлением), коммуникативная функция (объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива), воспитательная функция (формируют моральные и нравственные качества), обучающая функция (дают новые знания, умения, навыки), развивающая функция (развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление).

Итак, позвольте предложить вашему вниманию простые, но достаточно эффективные упражнения, направленные на снятие мышечного напряжения спины и шеи, улучшение кровообращения и уменьшает утомляемость.

Комплекс упражнений для детей младшего школьного возраста.

Упражнения для снятия утомления с мышц:

  1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, спинку ровно, кисти к плечам, вращение в плечевых суставах назад.
  2. И.п. – сидя на стуле, спинку ровно, кисти к плечам, повороты туловища направо и налево.
  3. И.п. – сидя на стуле, спинку ровно, руки на поясе, повороты туловища направо и налево.

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти:

  1. И. п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:

  1. И. п. руки вытянуть перед собой, развести в стороны под углом сорок пять градусов. Поднимаем руки вверх — вдох. Возвращение в и. п. — выдох.
  2. И.п. – сидя на стуле, спинку ровно, руки на поясе, на счет раз голову наклонить вправо; 2 – и. п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
  3. И. п. – сидя, руки на поясе, 1 – поворот головы направо, 2 – и. п., 3 – поворот головы налево; 4 – и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

Упражнение для мобилизации внимания:

  1. И. п. — сидя, левой рукой взяться за кончик носа, правой рукой за противоположное ухо, одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Выполняя упражнения, важно соблюдать их последовательность. Это позволит сосредоточиться и перейти в режим урока.

На перемене можно выполнять корригирующие упражнения для нормализации осанки :

  • ходьба обычная, следя за осанкой;
  • ходьба на носках, руки за головой;
  • ходьба на пятках, руки на поясе;
  • ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Комплекс упражнений для детей среднего школьного возраста.

Упражнения для снятия утомления с мышц:

  1. И. п. – сидя Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно — так, чтобы было приятно, 10-15 секунд.

Упражнение для глаз:

Причиной головных болей часто является переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и предназначено для выработки привычки делать упражнения для глаз регулярно.

  1. И. п. – сидя, широко открыть глаза, посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду, затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз – против часовой стрелки.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:

  1. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 – развести локти в стороны, сводя лопатки – вдох; 3-4 – исходное положение – выдох.
  2. И. п. – сидя, растереть ладонями уши — вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15-20 секунд).

Упражнение для мобилизации внимания:

  1. И. п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7-8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13-14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный; 2-3 раза – средний; 3-4 -быстрый; 1-2 – медленный.

Комплекс упражнений для детей старшего школьного возраста.

Упражнения для снятия утомления с мышц:

  1. И. п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище направо; 2- повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
  2. И. п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе, 1 – поднять плечи. 2 -опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем сделать паузу на 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Выполнять в медленном темпе.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:

  1. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, 1 – руки за голову, 2 – локти широко развести, глубокий вдох, 3 – локти подаются вперед, выдох, 4 – руки расслабленно опускаются вниз. Упражнение в медленном темпе повторяется 4-6 раз.
  2. И. п. – стоя, ноги врозь, 1 – встать на носки, потянуться вверх за руками, глубокий вдох, 2 – опустить руки дугами через стороны вниз, выдох. Повторить упражнение в быстром темпе 6-8 раз.

Упражнение для мобилизации внимания:

  1. И. п. – сидя, положить перед собой лист бумаги (раскрыть тетрадку в конце), взять в руки карандаши или ручки, рисовать обеими руками симметричные рисунки, буквы. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Что можно предложить старшеклассникам на перемене? Не простой вопрос… если есть возможность, то это, конечно же, музыкальные перемены. Их можно сделать тематическими. Незаменимый «Ручеек»! Напомню правила: количество играющих должно быть нечетным, все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встает в конец. Освободившийся игрок становится водящим. Кто не играл в «Испорченный телефон »? Обычно играют две команды. Ведущий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому члену команды. Тот передает слово (также тихонько, чтобы никто не услышал) следующему игроку, и так далее – по цепочке. Последний член команды произносит слово вслух. Выигрывает та команда, которая верно «донесла» слово ведущего через всех игроков. Порой можно услышать уморительные варианты загаданного слова, которое неверно передал «испорченный телефон». Многие усложняют игру: ведущий загадывает не слово, а целую фразу.

И конечно же спортивный инвентарь! Скакалки, обручи, теннисный стол, все это можно применять на переменах под пристальным наблюдением учителя. Казалось бы, нагрузка на учителя во время перемены увеличивается, но это не так! Те положительные эмоции, которые получает учитель при общении в неформальной обстановке включаясь в игру, дает колоссальный заряд положительных эмоций, позволяет снять стресс, поднимает настроение. А замечательная пословица «Делу время, а потехе час» может стать началом урока.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector