Интересные упражнения по антонимам

Работа над синонимами и антонимами

Когда младший школьник чаще всего сталкивается с проблемой составления точных, выразительных и образных высказываний? Это происходит при написании сочинений, описании и сравнении заданных объектов. Бедность словарного запаса ребенка вызывает у него затруднения. Одна из задач учителя – работать над обогащением словаря учащихся. Знакомство с синонимами и антонимами является составной частью этой деятельности.

Упражнения на подбор синонимов

«Развитой литературный язык представляет весьма сложную систему более или менее синонимических средств выражений, так или иначе соотнесенных друг с другом», – говорил академик А.В. Щерба.

Синонимы нужно хорошо знать для того, чтобы сознательно выбирать из своего словарного запаса именно те слова, с помощью которых говорящий или пишущий может наиболее точно и ясно выразить свою мысль или чувство. Умелое использование синонимов позволяет избежать повторения в речи одних и тех же слов и тем самым устраняет однообразие и монотонность речи, делает высказывание разнообразным, точным, выразительным.

Какими умениями должны овладеть учащиеся?

1. Различать в речи близкие по смыслу слова.
2. Подбирать к данным словам синонимы.
3. Заменять в тексте то или другое слово соответствующим синонимом.
4. Самостоятельно употреблять в готовом тексте подходящее по смыслу синонимическое слово.
5. Самостоятельно выбрать из своего словарного запаса для выражения собственной мысли наиболее подходящий синоним.

1. Найдите слова, близкие по смыслу. (3-й класс, при изучении темы «Имя прилагательное».)

Кто хоть раз был в пионерск. лагере Артек, тот долго будет помнить и крут. склоны высоких гор, покрытых кудряв. лесами, и отвесн. скалы, куда свободно залетают только птицы и обрывист. берега тепл. лазурн. моря.

Подчеркни синонимы к слову крутые.

Выпиши слова под заголовком «синонимы», каждое слово пиши в И.п. ед. ч. м. р.

2. Из данного списка выпиши слова, близкие по значению словам: темнота, распорядок, отметка, интересный, красивый.

Занимательный, потемки, прекрасный, тетрадь, правила, оценка, забавный, прелестный, сумерки, корабль, балл, увлекательный, картофель, режим.

Какие слова «лишние»? Почему?

3. Выпиши слова, близкие по значению, без указания доминанты (главного слова синонимического ряда).

Вежливый, преграда, шелест, вереница, шорох, обходительный, цепочка, любезный, шуршание, граница, ряд, препятствие, здание, рубеж, тормоз, черта, линия, дом, помеха.

4. Выбери слова, близкие по смыслу выделенным.

Студеный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый). Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное). Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный).

5. Подбери к существительному синоним.

Cильная метель –
плохая погода –
полная тишина –
большое несчастье –
сильный дождь –
буря на море –

6. Подбери к прилагательному синоним.

Бесстрашный летчик –
пасмурная погода –
правильный ответ –
занимательный рассказ –
соседняя школа –
смышленый ученик –

7. Замени прилагательное близким по смыслу словом с приставкой.

Ясное небо –
правильный ответ –
жестокий враг –
тихая погода –

8. Составь синонимический ряд, отвечая на вопросы:

какими словами называют высокую температуру воздуха;

какими словами называют людей одинакового возраста;

какими словами называют наступление темноты?

9. Запиши словосочетание прилагательное + существительное.

Коричневый, карий (платье, глаза, костюм);
густой, дремучий (лес, туман);
горячий, знойный (лето, вода, привет);
смуглый, темный (волосы, лицо, небо);
старый, пожилой (человек, учебник).

10. Напиши синонимы к прилагательным:

тихая езда –
тихая ночь –
тихий голос –
верный друг –
верный ответ –
крепкая веревка –
крепкий чай –
крепкий организм –

11. Подбери слова по смыслу.

Утром к дому прилетела . (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело . (пели, щебетали, чирикали). Маленькая Нина . (вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро . (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши.

12. Подбери к существительным такие синонимы, чтобы из первых букв получились слова зима и книга.

Работа – з.
родник – и.
холод – м.
деятельный – а.

Обрыв – к.
пасмурный – н.
забава – и.
рубеж – г.
самописка – а.

Упражнения на подбор антонимов

Антонимы – очень сильное стилистическое средство языка. Упражнения над антонимами требуют от ученика умения сравнивать, сопоставлять, противопоставлять и тем самым содействуют развитию мыслительных способностей детей.

1. Cоедини антонимы.

Север –
высокий –
улететь –
загадка –
завязать –
прилежный –
светлый –
вред –
здоровье –
открыть –
тяжелый –
болезнь –
ленивый –
польза –
легкий –
закрыть –
юг –
низкий –
прилететь –
темный –
отгадка –
развязать –

2. Из данных слов найди и выпиши парами те, которые имеют противоположный смысл.

Встречать, работать, ненастье, потушить, школа, мягкий, правда, вёдро, можно, ложь, отдыхать, урок, зажечь, жара, провожать, жесткий, нельзя, холод, трактор.

Какие слова «лишние»? Почему? Выпиши их отдельно.

3. Подчеркнутое слово замени противоположным по смыслу.

Восход солнца –
начало урока –
подошва горы –
ясное небо –
крутой берег –
шумная улица –
зажечь костер –
уйти в школу –

4. Замени прилагательное антонимом.

Легкая задача –
легкая ноша –
мягкий диван –
мягкий климат –
слабый голос –
слабые знания –
старый охотник –
старый дом –

5. Выдели в тексте антонимы.

Сей в ненастье, а убирай в вёдро.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Каково начало, таков и конец.
Не узнавши горя, не узнаешь и радости.
Добро помни, а зло забывай.

6. Допиши антонимы.

Солнце всходит и .
На каждую загадку есть .
Книга содержит вопросы и .
Настал вечер и шум сменился .
Лучше знать мало, но хорошо, чем . , да .
Правый берег у реки высокий и крутой, а левый . и .

7. Замени в предложениях и текстах выделенные слова антонимами. Изменился ли смысл всего текста?

Вечером я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко. Дул встречный холодный ветер, и идти было трудно. Пришли мы к станции, а поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали.

8. Запиши такие антонимы, чтобы из первых букв получилось слово дом.

Ночь – д.
раздеться – о.
старый – м.

Источник

Система упражнений по работе с антонимами
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте.

Скачать:

Вложение Размер
sistema_uprazhneniy_po_rabote_s_antonimami.docx 552.3 КБ

Предварительный просмотр:

Система упражнений по работе с антонимами.

•Способствовать развитию умения детей подбирать к словам антонимы.

•Развивать умение видеть контекстуальные антонимы.

Для разнообразной работы с антонимами учитель может использовать «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р.Львова, в котором есть богатый материал для работы: антонимические пары, цитаты из произведений русской художественной литературы, пословицы, поговорки.

1. «Подбери слово».

Подберите слово, противоположное по значению.

•Веселый человек. -молодой-добрый -остроумный-грустный -смешной

•Веселая песня мелодичная-любимая -тоскливая-длинная -громкая

•Веселый рассказ. -короткий-с картинками-смешной-детский-грустный

2. «Антонимы в сказках».

Учитель предлагает название — антоним, а дети должны угадать истинное название Сказки (стихотворения).

«Мышь босиком»-. «Рассказ о простой курочке»-. «Знайка в лунной деревне»-. «Бэби- короткий носок»-.

«Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке»-. «Мужчина с ногу»-. «Ойздоров»-. «Один худой»-. «Федорова радость»-.

3. «Антонимы для загадок».

Учитель загадывает детям загадку, в которой все наоборот. Тема: «Животные».

«Обитает в воде (значит на суше). Шерсти нет совсем (длинная шерсть). Хвост очень длинный (короткий). Всю зиму ведет активный образ жизни (спит).

Очень любит соленое (сладкое). Кто это?»

4.«Антонимы в пословицах».

Пословицы и поговорки обладают большой выразительной силой. Работа с ними приобретает глубокий характер, если учащиеся рассуждают об использовании в пословицах тех или иных антонимов.

Нами созданы сборники пословиц и поговорок, построенных на антонимическом принципе, что не только обогащает и уточняет речь младших школьников, но становится хорошим помощником на уроках литературного чтения на этапе вторичного синтеза, кода дети подбирают слова для характеристики главных героев, подчёркивают при помощи пословиц и поговорок основную мысль произведения.

Например, УМ – ГЛУПОСТЬ (Приложение)

Сколько голов, столько и умов.

С умным разговориться, что мёду напиться.

Говорить, не думая – что стрелять не целясь.

Ошибся, что ушибся – вперёд наука.

Голова без ума, что фонарь без огня.

С дураком говорить, что в стену горох лепить.

Встречают по одёжке, провожают по уму.

На первоначальном этапе работы с пословицами и поговорками можно использовать следующее задание.

Вставьте пропущенные слова в пословицы.

•Больше думай. говори.

•Большому уму и в. голове не тесно. —

•Будет день — будет и .

•Будет зима — будет и .

•В мороз заснуть легко, проснуться-.

•Век долог, да час.

•Говорит . делает черно.

•Горькая правда лучше . лжи.

•Добро помни, а зло .

•Дождик вымочит, а красное солнышко-.

•Новых друзей наживай, а . не теряй.

5. «Подбери антоним».

К данным словам подберите сова, противоположные по значению.

Утро, добро, жар, день, неприятель, добрый, твердый, широкий, грустный, здоровый, смеется , открывает, грустит, засыпает.

6. «Котенок и лев».

Опишите этих животных, используя противоположные по смыслу слова.

-Какие они по размеру?

-Какая у них шерстка?

-Сравните их по характеру.

сердитый грозный ласковый

Сравнение двух героев, подбор характерных признаков на первом этапе внешних, на последующих – внутренних (характер, особенности поведения и т.д.) помогают подготовить учащихся к написанию творческих работ.

Источник

Игры и упражнения в работе по развитию антонимии и синонимии

Игры на развитие антонимии в речи старших дошкольников

· Закончить предложение и назвать слова — «неприятели »

Слон большой комар.

Камень тяжелый, а пушинка.

Золушка добрая, а мачеха.

Зимой погода холодная, а летом.

Сахар сладкий, а горчица.

Дерево высокое, а куст.

Дедушка старый, а внук.

Суп горячий, а компот.

Сажа черная, а снег.

Лев смелый, а заяц.

Молоко жидкое, а сметана.

Река широкая, а ручеек.

Работать трудно, а отдыхать.

Днем светло, а ночью.

Сегодня весело, а вчера было.

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает.

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом.

Кричат громко, а шепчут.

Я больна, но скоро буду.

Я живу близко от реки, а мой друг.

Продавец продает, а покупатель.

Друзья часто ссорятся, но легко.

Легко заболеть, но трудно.

Воспитатель спрашивает, а дети.

Утром дети приходят в детский сад, а вечером.

Сначала гостей встречают, а потом.

При встрече здороваются, а при расставании.

Вечером ложатся в кровать, а утром.

· К данным словам придумать слова-«неприятели».

Предлагается следующий речевой материал (этот вариант упражнения предлагается в подготовительной группе с усложнением):

– имена существительные: день, весна, зима, добро, жара, мир, правда, радость.

– имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый, широкий, сухой, смелый, твердый, чистый, яркий, красивый, хороший;

– глаголы: войти, говорить, нашел, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, помогать, залететь, закрывать, включать, входить, заснуть,

– наречия: близко, редко, медленно, рано, темно, низко, легко, можно, нельзя, трудно, много, плохо, сухо, широко, ярко, высоко, чисто, мокро, светло, быстро.

· Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Одеть (раздеть), бросить (поймать), положить (убрать), купить (продать), поднять (опустить), спрятать (найти), дать (взять), налить (вылить).

· Упражнение в стихах «Противоположности» (автор Олеся Емельянова)

Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить —
Хочет рёву рассмешить.

Разворчался старый дед:
«Доживешь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»

Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.

Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон — черный, голубь — белый!»

Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.

Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки —
Он гоняет их метлой.
Вася — добрый, Жора — злой!

За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.

Сел Мишутка на качели —
Мышки легкие взлетели.
Для забав подобных Мишка
Что-то уж тяжелый слишком.

Очень толстый червячок
Яблоку прогрыз бочок.
С тонким он теперь соседом
О скворцах ведет беседу.

В телевизоре включенном
Сто ребят и сто девчонок.
Но не будет никого,
Если выключить его!

Любят кот и папа Тани
Спать на мягком на диване,
А на жесткий табурет
Вовсе претендентов нет.

Для красавицы спесивой
Принц не очень-то красивый.
Но он станет в миг прекрасным
Рядом с монстром безобразным.

Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а Лев — забыл.
Дождь пролился неплохой.
Лев — весь мокрый, Глеб — сухой!

Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.

Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.

Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А короткий — для Аленки,
Маленькой ее сестренки.

«Ох, — вздыхает пес голодный, —
Съесть могу кого угодно!»
Сытый же ему в ответ:
«Ну, тогда меня здесь нет!»

Папа Борю нынче днем
Узким выпорол ремнем.
Дулся Боря — он решил,
Что широкий заслужил.

Любит даже царь подводный
Пить в жару коктейль холодный,
А эмир Али-Кучай
Пьет в жару горячий чай.

Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
«Чистым здесь зеленый свет!
Остальным дороги нет!»

· Игра «Говори правильно»

Выучите с ребенком стихотворение. Затем обсудите, какие слова наоборот вы встретили в этом стихотворении.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

А ты ответишь — …(НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

А ты ответишь — …(БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Ответишь ты — …(ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Ну, отвечай — … (КОНЕЦ)

«Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

· Игра «Они такие разные»

Ход игры: Вы берете любую карточку, а ребенок подбирает к ней наибо­лее «непохожую». Например: лук — горький, торт — сладкий. Противоположно­сти можно отыскивать по любым признакам предметов, а можно по роду.

· Игра «Тайны двойного»

Если ребенок уже знаком с понятием «антонимы», ему проще включится в эту игру. Если же нет, взрослый объясняет, что это такое, и предлагает с по-мощью антонимов поиграть в загадки (научиться их сочинять и отгадывать).

Берем два слова: мокрый и сухой. Предлагаем детям угадать: что может быть одновременно мокрым и сухим? (лодка, лист, обувь и т. д.).

Даем еще одну загадку (берем два слова: гладкий и шероховатый):

Что может быть одновременно гладким и шероховатым? (зубная щетка, наждачная бумага и т. д.)

Далее предлагаем детям САМИМ придумать загадки, но с условием, что они знают ответ. Например:

Что может быть одновременно горячим и холодным? (утюг, холодильник, лампа и т. д.)

Что может быть одновременно черным и белым? Легким и тяжелым?

· Игра «Выбери пару»

Выбрать из трех слов два слова — «неприятеля» Предлагаются слова существительные, глаголы, прилагательные.

Друг, печаль, враг.

Ночь, сутки, день.

Радость, радостный, печаль.

Поднимать, опускать, брать.

Давать, продавать, отдавать

Покупать, продавать, отдавать.

Говорить, идти, молчать.

Высокий, большой, низкий.

Длинный, большой, короткий.

Большой, низкий, маленький.

Белый, длинный, черный.

Короткий, маленький, длинный.

Тяжелый, длинный, легкий.

Хороший, светлый, плохой.

· Упражнение на подбор слов

К данным словам придумать слова-«неприятели». Предлагается следующий речевой материал:

– имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза, грязь;

– имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый, широкий, сухой, смелый, твердый, чистый, яркий, красивый, хороший;

– глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, залететь, закрывать, включать, входить, хвалить, заснуть, разрешить;

– наречия: близко, редко, медленно, рано, темно, низко, легко, можно, нельзя, трудно, радостно, много, плохо, сухо, широко, ярко, высоко, чисто, мокро, светло, быстро.

· Игра «Двойной противник»

Цель: научить подбирать антонимы к двум словам в словосочетании

Ход игры: Дети стоят в кругу. Взрослый бросает мяч одному из игроков и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением («громкий»). Игра дви­жется по кругу таким образом, чтобы каждый участник мог произнести слово-антоним.

Аналогично можно играть:

— с синонимами (веселый — радостный);

— с омонимами (клуб дыма — клуб собаководов);

— с отглагольными существительными (бег — бежать, стук — стучать);

— со словосочетаниями (красивый — дом, быстро -бежать);

-с государствами и их столицами (Германия — Берлин);

-с животными и их детенышами (лошадь — жеребенок) и многим, многим другим.

· Игра «Антонимы для загадок»

Вначале игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает детям загадку, в которой все наоборот (допустим, тема «Животные»).

«Обитает в воде (значит, на суше).

Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть).

Хвост очень длинный (значит, короткий).

Всю зиму ведет активный образ жизни (значит, спит).

Очень любит соленое (значит, сладкое).

Для загадок можно выбрать любую другую тему.

Попробуйте рассказать сказку малышу по другому: заменяйте ключевые слова на антонимы. Примерные сказки: “Пес без шляпы” (Кот в сапогах), “Синий сапожок” (красная шапочка)… Меняем не только название сказки, но и по мере возможности содержание.

Целенаправленную работу с детьми с ОНР по развитию синонимии рекомендуем начинать с шести лет. На одном из первых занятий по усвоению синонимов можем предложить детям небольшую историю о Незнайке и его друзьях.

В клубе веселых человечков переполох: исчез Незнайка. Никто его вроде не видел с самого утра.

— Я думаю, что он снова улетел на Луну, — сказал Гурвинек.
— Нет, нет! Я его недавно видела, — возразила Дюймовочка.
— Безобразие! — кричал Буратино. — Почему он все время мешает нам? И теперь мы опоздаем на встречу с ребятами из детского сада.
— Подождем немного и пойдем без него, — решил Карандаш.

Минуты через три дверь распахнулась и в комнату ворвался Незнайка. За ним бежали Пончик и Сиропчик. Незнайка посмотрел на друзей и понял, что провинился:

— Не сердитесь на нас.
— Не обижайтесь, — попросил Пончик.
— Не дуйтесь, — прошептал Сиропчик.
— Где вы были? — строго сдвинул брови Карандаш.
— Тут, недалеко, — сообщил Незнайка.
— Совсем близко, — подтвердил Пончик.
— Рядом, — пролепетал Сиропчик.
— Что же вы делали? — заинтересовались веселые человечки.
— Мы помогали донести сумку до дома одной бабушке. Она старенькая, — доложил Незнайка.
— Да, дряхлая, — произнес Пончик.
— Совсем ветхая, прямо-таки древняя, — промолвил Сиропчик.
— Как вы так странно отвечаете! Говорите об одном и том же, но каждый по-разному, — удивились друзья.

Просим детей найти в рассказе и назвать сходные по смыслу слова, которыми пользовались Незнайка, Сиропчик и Пончик, а затем объяснить веселым человечкам, в чем же их особенность. Рассказ перечитывается еще раз, и ребята находят в нем те синонимы, которые сразу они не заметили.

В последующей работе используем такие упражнения:

· Поищите слова-друзья в стихотворениях:

Бураны, вьюги и метели —
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!-
Так проворчал Мороз угрюмый.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
И до поздней осени
Дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный

· Найдите слова-друзья в рассказе:

Лес не шевелится. Вода в реке не колышется. Пес у двери не шелохнется. Все словно вымерли. Такая тишина кругом в этот жаркий летний полдень.

· Отыщите слова-друзья в пословицах и поговорках, объясните их смысл:

Спеши не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, да друга нет.
Переливает из пустого в порожнее.

Уяснив особенность слов-друзей, дети учатся подбирать синонимический ряд сами. Для этой цели рекомендуем такие задания:

· Прочитав Незнайкины стихотворения, подберите слово-друга к последнему слову стихотворения так, чтобы оно звучало «складно».

С веселой звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас холод.

Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла.

Хлеб вкуснее от работы.

Слышен далеко вокруг.

Червякам он враг,

А деревьям товарищ.

· Подберите к выделенному слову дружащее с ним слово (сравните словосочетания по смыслу):

самолет сел (приземлился)

солнце село (зашло, закатилось)

мальчик бежит (мчится, несется)

ручеек бежит (течет, струится)

свежий ветер (прохладный)

свежая рыба (неиспортившаяся)

свежий хлеб (мягкий)

свежая рубашка (чистая, выстиранная)

свежие краски (яркие, незасохшие)

свежая газета (новая)

· Подберите несколько сходных слов (друзей) к словам, которые даны. Так вы узнаете, каким должен быть хороший человек.

Человек должен быть:

аккуратным (чистоплотным, опрятным);

работящим (трудолюбивым, активным, энергичным);

вежливым (учтивым, обходительным, предупредительным, приветливым);

внимательным (чутким, сердечным, добрым);

верным (надежным, преданным);

чистосердечным (правдивым, честным, искренним, откровенным);

выносливым (стойким, закаленным, крепким).

Ведущий аукциона — педагог или кто-то из детей. Он предлагает «участ­никам» аукциона назвать как можно больше окружающих их предметов, кото­рые могут быть охарактеризованы одним и тем же словом, например, «круг­лый». Слова следует называть по одному, не повторяясь и ожидая своей очере­ди — знака ведущего аукциона. Он, в свою очередь, строго придерживается «правил торгов» и в том случае, когда основной поток слов иссякнет, а паузы между ними станут более длительными, начинает отсчет: «Круглый. — раз! Круглый. — два! Круглый. ». Если не найдется желающего назвать еще одно слово, ведущий произносит: «Три!». Победителем считается тот, кто назвал по­следнее слово.

· Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»

– среди имен существительных: дом, солдат, боец; конь, собака, лошадь; дом, улица, здание;

– среди имен прилагательных: грустный, печальный, глубокий; храбрый, звонкий, смелый; веселый, крепкий, прочный; слабый, неловкий, неуклюжий; большой, красивый, огромный;

– среди глаголов: взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.

· Придумать слова-«приятели» к данным словам

– к именам существительным: здание (дом), хворостина (прут), печаль (грусть), конь (лошадь), солдат (боец), приятель (друг);

– к глаголам: льется (течет), глядеть (смотреть), торопиться (спешить);

– к прилагательным: крошечный (маленький), смелый (храбрый), прекрасный (красивый).

· Игра «Закончи предложение» (подбери сравнение)

Земля покрыта снегом, как.

Лед блестит у берега, как.

Туман стелется над озером, как.

Дождинки текут по лицу, как.

· Игра «На что похоже?»

Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).

Белый снег похож на (что?) .

Синий лед похож на.

Густой туман похож на.

Чистый дождь похож на.

Блестящая на солнце паутина похожа на.

Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.

· «Алиас» для детей

(“Alias” в переводе с английского значит “Иначе”, “Другими словами”.)

В обычный игровой комплект, в который входит игровое поле, песочные часы, кубик, фишки и карточки, на которых слова не только написаны, как во взрослой игре, но и нарисованы

Правила игры в Алиас

Это командная или семейная игра, чем больше человек, тем интереснее будет игра. Приготовьте игровое поле, разложите стопками карточки и можно начинать.

Игроки по очереди передвигают свои фишки по полю, на количество точек, показанных на кубике. При этом, на каждом ходе, игрокам необходимо вытащить карточку из стопки, и постараться объяснить окружающим, что там изображено. Объяснять нужно другими словами, слово с карточки говорить нельзя. Другие же игроки должны понять, какое слово им пытаются объяснить. При этом игрок может изображать слово звуками (Мяу, гав-гав), попробовать подобрать синонимы, или даже антонимы, главное, чтобы его все поняли.

Если слово угадано, то игрок сможет в свой следующий ход опять передвигать фишку и объяснять новые слова, если же нет, то в следующий свой ход игрок будет объяснять слова без передвижения фишки.
В этом и состоит идея игры: объяснить как можно больше слов и картинок партнерам по команде, пока бежит песок в песочных часах, и дойти до финиша первым.

В детском Алиасе слова очень простые: части тела, объекты, мебель, игрушки, еда…

Способ изготовления карточек

Как вы сами видите в готовой игре — поле достаточно примитивное, и нарисовать его своими руками не составит большого труда. В некоторых вариантах игр Алиас, вообще поле не предусмотрено. Можно просто засчитывать очки, или рисовать галочки: у кого больше галочек или длиннее столбик с правильными ответами, тот и выиграл. Самое главное, в этой игре – карточки

Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и по­втори получившуюся фразу целиком.

Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки ( лупу, бинокль, очки)

Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить)

Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ­езде была (старая, грязная, узкая)

Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось
(зеркало, багажник, руль)

Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё
( прутик, камни, крошки)

Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую
(металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

Цель: проанализировав свойства изображённых предметов, назвать, а затем подробно рассказать о том общем, что все их объединяет.

Съедобно в сыром виде (земляника, орехи, морковь, яблоко).

· Упражнение «Чем похожи и чем отличаются?»

Коляска и санки.

Платье и сарафан. _

Шкаф и тумбочка.

Наволочка и пододеяльник.

Топор и молоток.

Половник и ложка.

· Словесная игра «Концовки».

Дети продолжают начатое предложение.

Если осенью холоднее, чем летом, значит, летом. Если летом дни длиннее, чем зимой, значит, зимой. Если летний дождик теплее, чем осенний, значит, осенний дождик. Если летом солнце поднимается выше, чем зимой, значит, зимой. Если весной ветер холоднее, чем летом, значит, летом. Если летом птицы поют громче, чем осенью, зна­чит, осенью.

· Словесная игра «Родственники».

Снежинка — родственница льда (дождя, росы, моря, града), потому что.

Нельзя, работая над синонимами, не уделить внимания многозначности слова. Ребенку надо показать, что, кроме собственного, прямого значения, слово может иметь переносный смысл.

Чтобы понять переносное значение того или иного словосочетания, следует подобрать синоним. Так, прочитав стихотворение В. Коркина:

руки не из золота.

Не боятся холода.

В ссадинах, в мозолях руки эти.

Самые нужные руки на свете, —

Как вы понимаете слова золотые руки? Как можно сказать иначе? (Умелые, трудолюбивые, работящие.)

Есть еще другие выражения со словом золотые, объясните их:

золотая голова (умная, рассудительная);

золотое сердце (доброе, справедливое);

золотая рожь (спелая, созревшая);

золотые волосы (цвета золота).

· Найдите в паре предложений одинаковые слова. Что означает одно и то же слово в каждом предложении?

На улице сегодня пасмурная погода (серая, мрачная, хмурая). Дима сегодня целый день ходит с пасмурным видом (недовольный, угрюмый, неприветливый).

На скамейке сидит глухой старик (неслышащий). Ребята хотели первыми прибежать в детский сад, сократили дорогу, но наткнулись на глухую стену (сплошную, высокую, непроходимую, без отверстий).

· После такой подготовки переходим к подбору синонимов в текстах (в связной речи): при пересказе, составлении рассказов. Поначалу проводится обучающее занятие. Говорим о том, что рассказ (пересказ) будет составлен удачно, если из ряда слов-друзей выбрано точное слово. Читаю рассказ и спрашиваю, чем он плох?

Сухая и хорошая выдалась осень. Около детского сада наш огород. Там вырос хороший урожай овощей. Вот на грядках большие кочаны капусты. У забора большие красные помидоры. Есть сочная и большая морковка. Пора убирать урожай.

Дети замечают повторы одних и тех же слов. Предлагаю изменить рассказ, подобрав другие, но передающие тот же смысл слова. Работа идет над каждым предложением (читаю и спрашиваю, стоит ли здесь что-либо изменить). Предлагаю сравнить овощи по величине при подборе к ним слов-друзей. В результате получается такой текст:

Сухая и теплая выдалась осень. Около детского сада наш огород. Там вырос (уродился) богатый урожай. Вот на грядках огромные кочаны капусты. У забора крупные красные помидоры. Есть и сочная большая морковка. Пора убирать урожай.

Читаю оба текста. Сравниваем их и пересказываем лучший.

· В дальнейшем при пересказе любого текста предлагаю заменить некоторые слова автора своими. Эта работа увлекает детей, и я, конечно же, поощряю их. Например, вот как можно изменить авторский текст В. Бианки (в скобках — вариант детей):

Открыли весну (принесли) грачи. На всех проталинах появились их темные (черные) стаи. Зиму грачи (птицы) провели на юге нашей большой (необъятной, громадной) страны. По дороге (по пути) они не раз попадали в жестокие (злые, сильные) метели. Многие птицы выбивались из сил (уставали) и погибали (умирали) в пути. Первыми долетели самые сильные (крепкие, выносливые) грачи. Теперь они расхаживают (бродят, гуляют) по дорогам и ковыряют крепкими носами (клювами) землю.

· Рекомендуется составить синонимические ряды на каждую лексическую тему. Личные наблюдения ребенка над лексической стороной слова дают ему возможность понять, как живет слово в тексте.

Источник

Читайте также:  Комплекс упражнений при растяжении поясницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector