Интересные упражнения для театральной студии

Сборник развивающих упражнений актерского тренинга для руководителей детских театральных кружков и студий

Марина Отиева
Сборник развивающих упражнений актерского тренинга для руководителей детских театральных кружков и студий

В данный сборник вошли наблюденные и авторские упражнения, апробированные на театральных занятиях театрального объединения.

Развивающий характер тренинга раскрывается в выявлении и развитии специальных творческих способностей, необходимых в сценической деятельности и работе актера:

концентрированное и многоплоскостное внимание;

чувство пространства и композиции;

образная, эмоциональная память и память тела;

гибкость и отзывчивость тела и так далее.

ЗНАКОМСТВО

Данный цикл упражнений предназначен для первых занятий. Цель его – знакомство педагога с группой, знакомство учащихся друг с другом, диагностика психофизических данных учащихся.

«ЗНАКОМСТВО С МЯЧОМ»

Участникам предлагается встать в круг. Педагог (стоящий либо тоже в круге, либо в его центре) кидает по очереди участникам мяч; участники должны вернуть педагогу мяч, одновременно назвав свое имя.

Упражнение рекомендуется начинать, используя большой яркий мяч. На первом круге проведения упражнения нужно сделать акцент, чтобы учащиеся «пристроились» к мячу: его размеру, весу, расстоянию, на которое его нужно кинуть, а также координацию голосового посыла и физического действия броска.

В процессе усложнения педагог использует мячи все меньшего и меньшего размера, а также при возможности помещения увеличивает расстояние броска, что требует более серьезного сосредоточения внимания и распределения физических усилий.

Вариант 1. Мяч бросается через удар мяча в пол. При этом участникам предлагается представить, что звук (во время произнесения имени) соответствует полету мяча и опускается «вниз», как будто бы падает в пропасть, что в свою очередь активизирует грудные резонаторы. Это простое упражнение в свою очередь диагностирует физические зажимы ног (напряженные прямые ноги во время ловли и бросания мяча, спины и рук (слишком сильный бросок, при котором мяч летит намного дальше, чем нужно, либо мышечную вялость (мяч недолетает до цели, состояние речевого аппарата и голосовых данных и общую координацию движений и речи.

Вариант 2. Мяч бросается по воздуху (без падения на пол). При этом участникам предлагается во время произнесения имени сохранять ощущение полета звука вниз, тогда как мяч летит наверх. В этом упражнении также важно отметить, что необходимо «попадать звуком в партнера», то есть, называть имя для партнера, чтобы тот запомнил, и чтобы конец звучания совпадал с моментом, когда мяч оказывается в руках партнера, а не улетал в сторону или падал на середине круга.

«ПОВТОРИ МОЕ ИМЯ» («РИТМ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ»)

Это упражнение является хорошим продолжением предыдущего.

Участники стоят в круге (педагог среди них). Педагог предлагает участникам одновременно, то есть хором называть по очереди имена всех присутствующих по часовой стрелке, начиная с педагога. Здесь важно, чтобы все называли того или иного человека именно так, как он сам себя назвал в предыдущем упражнении (Дима, а не Дмитрий, например, т. к. от того как человек сам себя представил всем зависит то, как он хочет, чтобы его называли в этой группе.

Вариант 1. То же, что и прежде, только хоровое произнесение каждого имени отбивается ритмически двумя хлопками в ладоши. Это ритмическое привнесение очень хорошо организует начало упражнения (2 начальных хлопка исполняют роль затакта, собирая внимание) и весь его ход, не давая хоровому звучанию «расползаться».

Вариант 2. Сохраняя предыдущие условия, участникам предлагается так назвать имена друг друга, чтобы они чем-то запомнились, или нужно не просто назвать имя, а «представить», «презентовать» человека, при этом можно использовать соответствующие жесты. При ритмической организации этого варианта упражнения возникает нечто вроде забавного танца.

При повторных кругах проведения этого варианта упражнения рекомендуется менять направление движения (до этого называние имен шло по часовой стрелке, теперь же – против, начинать не с педагога, а с какого-нибудь другого участника и через какой-то промежуток времени менять положение в круге, чтобы последовательность имен не «ложилась на язык», то есть не запоминалась механически. Также при повторных проведениях (2-й, 3-ий круг и т. д.) нельзя повторять использованные ранее жесты, что провоцирует учащихся мгновенно реагировать и придумывать новые варианты.

Далее учащиеся также хором называют имя, но только тот человек, чье имя не называется, молчит, не подсказывая остальным, как его зовут, он только использует жесты, все должны вспомнить и озвучить его имя.

«ЧТО ОБЩЕГО?» (групповые скульптуры)

Участники делятся на малые группы (по 3-4 человека в каждой в зависимости от общего количества детей в группе). В каждой малой группе участникам нужно в течение 5-8 минут рассказать о себе и найти нечто, объединяющее всех в этой группе, после чего это нужно воплотить в застывшей позе или «скульптуре». Всем остальным участникам коллектива нужно отгадать, что объединяет членов той или иной группы.

Упражнение можно выполнять во многих вариантах, меняя составы групп и темы для «скульптур»: «что мы любим», «что ненавидим» и т. д.

НАСТРОЙКА ДРУГ НА ДРУГА

Говорить друг другу «Доброе утро» или «Здравствуйте» – в этом заключено всё упражнение. Актеры, пришедшие на занятие заниматься тренингом еще не готовы к нему. Им нужно время, чтобы погрузиться в атмосферу и настроиться друг на друга.

Участникам тренинга предлагается ходить по комнате в хаотическом движении, ничего не играть, не суетиться, просто ходить, видеть друг друга и общаться глазами – только не разговаривать! Почувствовать себя в команде. Это еще не театр, но уже команда.

Ходить по площадке в хаотическом движении. Когда вы встречаетесь с кем-то, то нужно:

a) сказать друг другу «доброе утро»;

b) представить себя партнеру;

c) пожать друг другу руки;

Комбинировать разные виды приветствий.

Найти свой собственный способ поприветствовать партнера.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Любое занятие актерского тренинга хорошо начинать с мышечной разминки. Упражнения, приведенные ниже с одной стороны хорошо прогревают мышцы, мобилизуют физический аппарат, избавляют от излишнего мышечного напряжения, с другой, дают хороший эмоциональный запал к последующему ходу занятия.

«МОЙ МЯЧ – ВАША ГОЛОВА»

У ведущего в руке – мяч. Учащиеся стоят напротив в положении «Стайка». Ведущий предлагает учащимся представить, что мяч в его руках – это их голова. Ведущий начинает медленно двигать мячом, учащиеся – соответственно головами. Таким образом комбинируется упражнение на внимание и мышечная разминка шеи. Движения мяча, диктующие повороты и наклоны головы должны быть медленными, чтобы не повредить мышцы и позвоночник. Постепенно можно вносить разные темпы и амплитуды в упражнение, например – резко опустить мяч до уровня пола – учащиеся должны также опустить голову на уровень пола и т. п.

Участникам, стоящим в круге, предлагается представить, что все находятся на огромном батуте. Всем нужно начать прыгать (хорошо при этом использовать ритмичную заводную музыку). Прыжки должны быть разными. (На более позднем этапе можно предложить использовать прыжки на корточках). После можно предложить в прыжках поменяться местами в круге, предварительно связавшись глазами с партнером. Важно в упражнении следить за ритмичностью дыхания.

«ГАЗЕТА» (СЖАТЬ СЕБЯ)

Встать ноги широко, руки вытянуты в стороны и наверх. Представить, что вы – разглаженный лист газеты, причем мышцы лица также растянуты «во всех направлениях», рот открыт. Теперь представить, что эту газету кто-то начинает медленно сминать в маленький шарик – начиная от пальцев рук нужно начать медленное скручивающее движение.

УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ

Участники стоят в круге лицом в одном направлении (друг за другом). Ведущему и участникам нужно договориться о «системе знаков», например:

1 хлопок – идти вперед по кругу;

2 хлопка – остановиться;

1 свисток – идти спиной вперед;

2 свистка – идти в противоположном направлении.

Участники движутся по кругу, реагируя на команды ведущего и выполняя соответствующие действия. Необходимо сохранять равные расстояния между друг другом, чтобы круг не терял своей формы.

Когда задание успешно выполнено, ведущий может «изменить язык» – предыдущая система знаков будет иметь абсолютно противоположное значение, например:

1 хлопок теперь будет значить «идти в противоположном направлении»

1 свисток – остановиться;

2 хлопка – идти спиной вперед;

2 свистка – идти по кругу вперед.

После этого можно опять «изменить язык», введя абсолютно новые знаки и соответствующие им задания, например:

3 хлопка – поднять руки вверх;

3 свистка – прыгать на одной ноге и т. д.

Или можно присваивать одному знаку несколько команд, например:

2 хлопка = остановиться, поднять руки;

1 свисток = двигаться спиной вперед, руки положить на колени и так далее.

При проведении этого упражнения ведущий может использовать звуки одного или несколько музыкальных инструментов или различные аккорды или даже коротенькие мелодии в качестве знаковой системы.

На более позднем этапе выполнения упражнения участникам предлагается не только успевать реагировать на тот или иной сигнал, соотнести с ним верную команду, выполнить ее, но также оправдать ее, моментально сочинив предлагаемые обстоятельства и ответив на вопрос: почему я это делаю?

(На данном этапе участникам не обязательно стоять в круге: они могут двигаться хаотично)

«ВЛЕВО ЗНАЧИТ ВПРАВО»

Участники располагаются на тренировочной площадке в положении «стайкой» и выполняют следующие инструкции ведущего:

«Вперед» – маленький прыжок вперед;

«Назад» – маленький прыжок назад;

«Влево» – шаг влево;

«Вправо» – шаг вправо.

Хлопок в ладоши – хлопнуть в ладоши;

Удар ногой в пол – поворот вокруг себя на 180 градусов.

Как мы видим, «язык» команд соответствует действиям, которые необходимо выполнить за исключением последней команды.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Дидактическая игра «Мозаика из кружков цветной бумаги» Образовательная область: «Познавательное развитие» Составление мозаики из кружков цветной бумаги доставляет большое удовольствие у детей,.

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений Цель: повышение эффективности работы по математическому развитию детей на основе применения системы развивающих игр Задачи: 1. Сформировать.

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка» Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка» (направленный на развитие.

Читайте также:  Упражнения для определения тропов

Отчетный концерт вокального и танцевального кружков. Сценарий мюзикла ДЕТИ ПОД МУЗЫКУ ВБЕГАЮТ В ЗАЛ, РАССАЖИВАЮТСЯ. ПЕСНЯ «СКАКАЛКА» Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай.

Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр Особое место в жизни ребёнка занимает игра. Наиболее эффективным средством развития, отвечающим возрастным особенностям дошкольников, является.

Рекомендации для родителей по проведению развивающих игр, упражнений летом Проводя итоговое родительское собрание в мае, раздаю родителям такие памятки. Прошу иногда играть со своими детьми в развивающие игры. Игры.

Сборник упражнений, направленных на развитие эмоциональной устойчивости детей «Здоровый малыш» На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние.

Сценарий презентации кружков и студий в техникуме Сценарий Презентации кружков и студий «Пригласительный билет в творчество» Вед. Добрый день! Здравствуйте! Мы начинаем нашу встречу Простыми.

Семинар с элементами тренинга «Наиболее выраженные симптомы эмоционального выгорания у педагогов детских садов» Цель: обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья. Задачи: 1. Дать представление о «синдроме эмоционального.

Источник

Театр-студия, упражнения для разминки

— Ну, на кого я теперь похож?

— На медведя, который летит на воздушном шаре!

— А… на маленькую тучку разве не похож?

Содержание

Театр-студия: упражнения – дикция, интонация, голос

16. ОСЛОЖНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Возьмите небольшое стихотворение, известное всем. Пусть актеры по очереди прочитают его с осложняющими обстоятельствами, например:

• если бы у него болел зуб • попала соринка в глаз • жали бы туфли • был пирожок во рту • хотелось бы в туалет

Можно также представить такие ситуации:

• поездка в переполненном транспорте • под звуки вальса в парке • когда рядом плачет ребенок и актер хочет его развеселить

Как бы эти внешние условия влияли на характер разговора?

А. С. Макаренко свидетельствовал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить эту фразу с 18 различными интонациями. Предложите это сделать вашим актерам.

Эта фраза может быть произнесена с различными оттенками: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничижительным, любовным, доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и т.п. Актеры, сидя по кругу, произносят фразу: “Иди сюда!” (или любую другую) с различной интонацией.

14. УСТАНОВИТЕ ШКАЛУ ЭМОЦИЙ

Одна из самых трудных для режиссера задач – установить равновесие между эмоциональным уровнем актера и пафосом, произносимого им текста. Начинающие актеры обычно недостаточно эмоциональны, более опытные часто переигрывают. Усложняет проблему и отсутствие объективных стандартов при оценке, вы можете сказать “более выразительно” или “менее выразительно”, но насколько?

Попытайтесь создать свою шкалу оценки говорить: “Здесь нежно более сильное проявление гнева”, скажите: “Ты выдаешь гнев на 5, а нам надо 7 или 8”. Поскольку процесс пойдет по нарастающей, скажите “Это была только 6, а нам по-прежнему нужно, по крайней мере, 7”.

Это поможет процессу режиссуры, ибо у актеров будет четкое понимание уровня выражения эмоций. Естественно, еще до того, как человек научиться выражать свои чувства на уровне 7, или 8, ему нужно дать возможность испытать себя и на 10. всегда легче пятиться назад, чем ползти вперед. И не обойтись над этим даже посмеяться!

13. СТРОКИ В СИСТМЕ СТЕРЕО

Нередко среди актеров – любителей встречаются люди, испытывающие неловкость при выражении эмоций. Строки, ими произносимые звучат невыразительно и неубедительно. Даже когда вы постоянно напоминаете им о необходимости более яркой демонстрации чувств персонажа, их игра по выразительности мало отличается от объявления стюардессы о необходимости пристегнуть ремни при взлете.

Безнадежный случай? Скорее всего, нет. Это происходит не потому, что они недостаточно эмоциональны, а возможно оттого, что стесняются демонстрировать чувства. Они боятся выглядеть невыразительными. Попытайтесь применить упражнение под названием “Строки в системе стерео”. Попросите актера, который не испытывает затруднений прочитать текст одновременно с исполнителем. И тогда эти двое получат возможность эксперимента в выражении эмоций, не оставаясь при этом в одиночестве. Ведь дуэтом петь легче, чем солировать, а квартетом и того легче. Возможно, что иногда придется устраивать читку втроем или вчетвером.

Вы, как режиссер, должны всячески поощрять любую инициативу и не забывайте при этом веселиться. После того, как актеры расслабятся, им будет легче читать в одиночку. Это прекрасный способ дать возможность более опытным актерам подбодрить начинающих.

12. КАК ПРОИЗНОСИТЬ СМЕШНЫЕ СТРОКИ

В конце концов, когда вы достигли совершенства в игре, могут возникнуть и смешные моменты. Смешное это всегда хорошо. Но то, как смех может помешать пониманию текста пьесы, требует вашего внимания. Неопытные актеры продолжают свою роль, когда публика все еще смеется над какой-нибудь шуткой. В результате дальнейший текст оказывается невоспринятым зрителями. Если вы не будете выдерживать паузы во время смеха, вы невольно приучите зрителей вообще не смеяться. Они будут бояться пропустить слова. Но не затягивать паузу. Чтобы не потерять темпа, дайте реакции достичь ее пика, но продолжайте еще до того, как смех окончательно утихнет. Попрактикуйтесь на репетициях, разражаясь смехом в тот момент, когда актеры меньше всего его ожидают. Это упражнение приучит их выдерживать паузу и навык это должен стать автоматическим.

11. СТОП! Я НЕ СЛЫШУ!

Одна из наиболее общих ошибок у непрофессиональных актеров (впрочем, как и у профессионалов) это неумение громко воспроизводить слова. Это огорчает всех. Вы должны воспроизвести великолепно написанные слова, но зрители, исключая тех, кто прекрасно умеет «читать по губам», совершенно не понимает, о чем говорит актер. Эту ошибку легко допустить при постановке пьесы, если режиссер руководит актерами с близкого расстояния. Попытайтесь разместить своих помощников в разных местах зрительного зала и начинайте декламировать поначалу что-нибудь знакомое, а затем и строки из пьесы. Пусть те, кто слушают вас, всякий раз, когда они не слышат строк, кричат «стоп!». Напомните, что в незаполненном зрительном зале звук слышен более отчетливо, в то время как люди «поглощают» звук, и поэтому до них все должно доходить очень отчетливо. Это упражнение даст всем возможность научиться правильно, произносить текст пьесы. Если вы сами не слишком сильны в декламации, пригласите руководителя хора и даст вам 10-минутный урок. Никогда не позволяйте великолепным текстам не быть услышанными зрителями.

Суть этого упражнения очень простая – актеры по очереди должны произнести какую-нибудь фразу, например: В лесу родилась елочка”, но используя различную интонацию. Например, можно произнести эту фразу: давясь от смеха, плача, потрясенно, монотонным голосом робота из фантастического фильма, в стиле известного политика, удивлённо, испуганно, рассерженно и т.п. Варианты не должны повторяться.

Всей группой громко, четко, разделяя каждый звук, произнесите несколько раз такие звуки:

После этого рекомендуется заняться скороговорками

Попробуйте проговорить эти слова просто так, а потом с орехами во рту за обеими щеками. Из орехов лучше использовать фундук.

6. ГРУЗИНСКИЙ ХОР

Это упражнение на развитие дыхания. Вся группа одновременно тянет один звук, например «а». Тут важно экономно расходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим. Кто последний – тот молодец. Можно тянуть и другой звук: «и», «е», «о». Но когда тянут «а», то это очень напоминает грузинский мужской хор.

5. ИГРА В МЕТРДОТЕЛЯ

Метрдотель – это распорядитель в ресторане, но еще так называют человека, который объявляет о появлении гостей. Представьте себе бал в каком-нибудь графском доме, один за другим заходят гости. Их имена и объявляет метрдотель. Он делает это важно, громко и четко. Так, что никто не переспрашивает потом: кто-кто это там пришел?

Теперь о самой игре. Выберете несколько длинных непростых имен. Например:

• ИЕРОВААМ • ПАРАЛИПОМЕНОН (хотя это не имя, ну и что?)

Станьте в круг и по очереди произносите одно имя. Вот несколько правил, как это делать: Не надо разделять слово. Оно должно звучать слитно. (к примеру ИЕРОВОАМ можно произнести как Иерово Ам – смешно, потому что «ам»!) Не выделяйте одни гласные больше других, не надо делать сильного ударения Не глотайте и не растягивайте окончания и буквы под ударением.

Почитайте любые тексты вслух. Обсудите, где делать паузы, где ударение на слове. Как правило, слово запоминается лучше всего, если на нем делают ударение и небольшую паузу после. Хуже всего запоминаются слова, которые идут после паузы. Лучше всего об этом узнать в следующем разделе – художественное чтение.

3. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ

На наших репетициях мы проводим так называемое художественное чтение. Т.е. берем место из любой художественной книги, я его выбираю заранее и по смыслу упражнения, и читаем. Но как.

1. Допустим, место чтения взято из книги. Я прошу людей, по очереди, по 5-10 строчек читать, словно ты играешь персонажа книги. Т.е. в этом месте важно передать через твою дикцию те чувства, которые испытывал персонаж. И вот все эти признаки я требую от читающего. Если у него не получается, то заново, предварительно показывая, что от него требуется. Я вообще все упражнения начинаю показывать сам, задавая тем самым нужный, правильный курс моим людям. Т.е. от них требуется не простое монотонное чтение, а именно то, как говорил эти слова персонаж! Дальше.

2. Читаем место из книги голосом, манерой и дикцией пожилого человека и ребенка, который не то, что только учится читать, а который пока плохо читает, но уже умеет. И вот здесь я прошу у своих людей, показать мне разницу между чтением пожилого человека и ребенка. Конечно же, разница в голосе. Но не только в нем. Ведь помимо простого чтения, я прошу людей передавать их манеры поведения сообразно задаваемому характеру. Т.е. они уже садятся, как положено старцу или ребенку. И вот тут то уже видны огромные разницы. И в манере чтения, и чтения по слогам, какой-то бубнеж себе под нос, но чтоб все было четко слышно!

3. “Суетливое чтение”. Это когда человек, читая книгу, показывает, что он уже эти строки читал. Т.е. проще говоря, чтение на большой, огромной скорости. От него не требуется четкого произношения слов. Нет. Это как пробежка по тексту, но желательно чтобы хоть иногда произносились явные, четкие слова. А потом можно опять устремляться в поиски потерянного места. Разрешается импровизировать в этом виде чтения, вставляя свои слова типа: “так, ну это я уже читал!” или ” так, это уже было!” или “угу!”. Можно во все время чтения водить пальцем по книге.

Читайте также:  Упражнения для укрепления зрительной мышц

4. “Голос сострадания, скорби, печали”. Очень сложное задание, может быть и самое сложное. Требуется вложить в свой голос печаль, скорбь. Т.е. требуйте от своих людей в это время пытаться пережить, донести до каждого слушающего на репетиции, о чем просит читающий! Чтоб всех слушающих пробивали мурашки по спине. Это верный признак, что у человека получилось. У нас из 8 человек, получилось только у 3-х! Наверно потому, что я много требую от своих людей.

5. “Голос Дьявола”. Несмотря на всю казалось бы простоту, тоже сложное задание. Так как требуется не только орать и шипеть как Сатана, а еще и передать через свой голос всю ненависть, которую испытывает дьявол к нам, людям. Т.е. все должны поверить читающему!

5 а. Голос Дьявола может быть не только громким и злым. Он может быть и лукавым и хитрым. В общем, и так далее в таком стиле: голос Уныния, Разочарования, Страха. Я дал пример, а ситуации можете придумывать теперь сами.

У меня на такие упражнения уходит первых полчаса репетиции. Считаю, что такие упражнения очень важны, так как развивает уровень всей группы по дикции. Просто некоторым людям в группе, которым не так все быстро дается, которые изначально не так были развиты как другие, порой бывает обидно, что в основном роли играют одни и те же, а они часто сидят на “скамейке запасных”. Объясните сразу всей группе, что вы добиваетесь равноценного развития всех членов. И еще, если видите, что у человека хорошо получается на репетиции, не тратьте на него много времени. Он и так молодец. Лучше займитесь отстающими. Только тогда они смогут догнать успевающих, сильно развитых актеров в вашей группе. Просто я считаю, лучше когда люди уже подготовлены к роли, тогда вам не придется тратить время на постановку нужного голоса актеру!

2. ЧИТАЕМ, КАК ДЕТИ

Попробуем говорить детскими голосами. Чтобы это лучше получалось, почитайте вслух какой-нибудь текст по очереди. Читайте медленно, запинаясь, повторяя слова, плохо проговаривая, шмыгая носом, как это делают первоклашки. Вам будет легче это сделать, если вы все поиграете в школу. Пусть кто-то будет учительницей (или учителем). Он говорит, кому читать, другие «дети» должны читать про себя, водить пальцем по тексту. Еще совет: чтобы текст действительно трудно вам давался, переверните страницу и читайте «вверх ногами». При этой игре-упражнении вы тренируете не только свои голосовые данные, но и учитесь входить в образ (в данном случае в образ ребенка).

1. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

Ведь уверенный в себе человек всегда с прямой спиной и прямой посадкой головы. А после выполнения этого упражнения тело кажется легким и невесомым.

Задача: достичь с помощью исследования строения позвоночника стадии физического самосознания и релаксации.

  • Уроните “голову-паровозик” вниз. Пусть “паровозик” утащит за собой “позвонки-вакончики” друг за другом (т.е. согнитесь постепенно).
  • Повисните вниз от копчика (т.е. голова висит настолько низко над полом, насколько вам позволяет ваше физическое состояние).
  • В обратном порядке – снизу вверх – выстройте свои позвонки (в этом самый сок упражнения – разгибаться нужно не быстро, не сразу, а включая энергетику: постепенно разгибаясь, вы представляете, как ваши позвонки встают друг за другом на СВОИ места).
  • После каждого действия (“попадания” на свое место каждого позвонка) дайте направление костям скелета и следите за мышечной релаксацией.
  • Помните, что вы не дух бесплотный, а вполне реальны и осязаемы.

«Упражнение Тарзана», которое представляет собой лучшую профилактику против простудных заболеваний и инфаркта миокарда.

Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со звука «и», одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Затем продолжайте, произнося звук «э» и так далее.

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.

В результате подобной тренировки спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем глубже он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова, благодаря этому вы начинаете говорить не просто по-другому, а намного лучше. За счет этого укрепляется ваш личный авторитет, все, что вас тревожит и беспокоит отступает, а затем и вовсе исчезает.

Театр-студия: упражнения – мимика лица

7. ЭМОЦИИ В ЛИЦАХ

  • изумление удивление-возмущение страдание
  • радость подозрительность плач
  • испуг задумчивость гнев
  • боль безысходность шок

6. МИНИ-ИСТОРИЯ ДЛЯ ОДНОГО АКТЕРА

Напишите для каждого человека своей театральной группы задание на листочке. Актеры по очереди должны изобразить описанную там мини-историю при помощи мимики. Остальные участники пусть угадают, что они видели. Мини истории могут быть следующие:

  • Вы включили телевизор. Показывают какой-то «ужастик». Вам страшно. Вы закрываете глаза. Потом переключаете на другую программу. Там показывают что-то смешное. Переключаете снова. Там показывают футбол. Вот забили гол. Ура! Изображайте ваши эмоции. Переключаете опять. Здесь идет какой-то неприличный фильм, вам и смотреть-то стыдно. Еще один канал – здесь что-то скучное, вы засыпаете.
  • Читаешь журнал
  • Пишешь письмо
  • Подслушиваешь под дверью
  • Ешь вкусное, потом от него тошнит
  • Рассматриваешь картины на выставке, пытаешься незаметно отколупнуть краску

5. МИНИ-ИСТОРИЯ ДЛЯ ДВУХ АКТЕРОВ

Пусть двое актеров разыграют без слов следующие ситуации:

  • Один читает газету, смеется, другой подглядывает
  • Двое едут в общественном транспорте. Один сидит, другой стоит и хочет, чтоб сидящий уступил ему место, а сидящий делает вид, что не замечает его
  • Двое сидят за столом и кушают. Одни угощает, а другой не хочет есть какое-нибудь блюдо, он и выплюнуть его пытается, пока другой не видит, и ему в тарелку переложить и т.д.

4. РАЗМИНКА ЛИЦА

Перед игрой на сцене актеру необходимо сделать разминку лица. Хорошо этим также начинать каждое занятие театральной группы. Возьмите зеркало. Найдите подвижные части лица: брови и лоб, глаза, губы и щеки, язык, нос (ноздри). По очереди двигайте, к примеру, только бровями. Поднимите их, как можно выше, затем опустите, как можно ниже. Поднимите по очереди: одну, потом другую бровь. Потом сделайте несколько разных движений с глазами, губами. 3-5 минут разминки дадут вам ощущение подвижности своего лица. Вы почувствуете, что даже говорить вам стало легче (при условии, что вы перед этим хорошо размяли губ и язык).

3. ИЗУЧИТЕ СВОЕ ЛИЦО

Для актера очень важно, чтобы его лицо было выразительным. Если человек хорошо выражает свои эмоции на лице, то зрителю легче понять сцену. Давайте изучим свое лицо. Рекомендую это упражнение в числе первых упражнений по мимике лица. Для чего нужно знать свое лицо? Мы не всегда знаем, как мы выглядим в той или иной ситуации (когда удивляемся, например, или когда сердимся). Изучив мимику своего лица, подкорректировав ее, актер будет уверен, что, играя в сцене гнев, он изображает на своем лице гнев, а не суетливость, например. В моей практике встречались люди, которые некоторые эмоции изображали на своем лице нестандартно, не так как все. Вот, к примеру, изобразим удивление. Что вы делаете, когда удивляетесь? Рот приоткрыт, брови ползут вверх, глаза широко раскрываются. Это общепринятое выражение лица. Если актер будет так играть, то зрители поймут, что он удивляется. Но я знаю парня, у которого вместо удивления на лице можно было прочесть совсем другое. Он так делал глазами, как будто заигрывает. В таком случае зритель может не правильно понять сцену. Поэтому надо изучить свое лицо. Итак, пусть каждый актер принесет с собой из дома небольшое зеркальце. Садитесь поудобнее и начинайте изображать эмоции. Вся группа пусть делает это одновременно по команде лидера. Задача лидера – смотреть, кто как изображает, и корректировать мимику. Например, кому-то надо выше понять брови, или прищурить глаза и т.д. Выражение лица каждого актера может обсуждать вся группа, вместе легко приходить к правильному выводу. Какие эмоции актеры должны уметь изображать на своем лице? Предлагаю 10 самых общепринятых масок.

Вот те маски (выражения лица), которые наверняка пригодятся вам при игре в христианском театре. Каждую маску обязательно обсудите с группой. Обсудите в подробностях: как актер должен смотреть? Должен ли он моргать глазами? Должен ли он опускать глаза? Открывать ли рот? Поднимать ли брови? И т.д. Итак, предлагаю следующие маски, из которых вам нужно выбрать 10 самых, на ваш взгляд, общеупотребимых.

Запомните, как выглядит ваше лицо в зеркале, когда вы изображаете эти маски. При игре на сцене, вы должны произвести в своей памяти все маски правильно, выразительно. Запомните движения мышц своего лица. Изобразите их при игре так, как изображали перед зеркалом. Потом уже вы будете делать это непроизвольно.

1. СЕКРЕТ: КАК ЛУЧШЕ ИЗОБРАЗИТЬ ЭМОЦИИ

Не всегда легко изобразить на своем лице некоторые эмоции. Ну, как сделать свое лицо злым, если ты в душе добрый? Открою маленький секрет. Чтобы у вас лучше получалось изображать, к примеру, презрение, говорите про себя соответствующие слова (ты посмотри, на кого ты похож? да я тебя терпеть не могу, ты посмотри, что ты на себя одел? И не стыдно тебе, что от тебя так воняет? И т.п.). Может, это не совсем этично, зато помогает.

Театр-студия: упражнения – жестикуляция рук и пластика тела

9. ИСКУССТВО ЖЕСТИКУЛЯЦИИ ПРИ “ТЕАТРАЛЬНОЙ ЧИТКЕ”

Поскольку при “читке” нет возможности пользоваться декорациями или реквизитом, остается лишь то, что составляет технику актера: зрительный контакт, контролирование голоса и жестикуляция – все это возместит утраты. Но как возможно жестикулировать при читке, когда твои руки заняты текстом?

Читайте также:  Какие упражнения с палкой для чего они

1) Заучите текст. Участие в читке – вовсе не оправдание для невыученного текста конечно, когда вы забываете слова, то можно подсмотреть. Но, когда вы заглядываете в текст, вы лишаете себя возможности действия. Если вы привязаны тексту, то страдают ваши способности зрительного контакта и жестикуляции. Почему? Да потому, что сценарий – лучший реквизит для жестикуляции. Если же вы читает строки, то больше никак не можете его использовать.

2) Используйте папку с текстом (сценарий) как удобный реквизит. Будьте в этом творцом. Хотя это только черная папка, вы удивитесь, как много вариантов ее использования. Если “идет дождь”, можно держать ее над головой, как зонтик. Ее можно также использовать как письменный стол, календарь или книгу, Библию, королевский указ, словарь, да любое читаемое средство. Вы можете проиллюстрировать свое расстройство, хлопнув себя по колену или голове. Она может стать подносом официанта или тарелкой, с которой едят. Придумайте для нее другие функции.

3) Пользуйтесь свободной рукой для других жестов. Я обычно не планирую свои жесты. Трудно сделать их естественными, если они заранее запланированы. Но в нормальной жизни люди жестикулируют, чтобы сделать свои поступки более выразительными. В театре вы можете сохранить все свои жесты и даже слегка их акцентировать. В зависимости от веса вашей папки со сценарием вы можете закрыть ее и положить на колено, чтобы иметь возможность жестикулировать свободной рукой. Если вы поступите именно так, то пальцем заложите нужное место, так чтобы вы легко могли ее открыть при необходимости. Зрители должны видеть, что вы используете ее не только, как реквизит, но также и по прямому назначению. Это невольно напоминает им, что они являются соучастниками акта творчества. Сверхзадача состоит в том, что вы не должны позволить сценарию мешать вам. Участники читки должны свободно владеть текстом, так, чтобы сценарий стал естественной частью театрального действа. Умелая жестикуляция должна не выделяться в этом действе, а способствовать выполнению сверхзадачи.

В процессе подготовки спектакля читка поглощает столько же времени, сколько традиционное действо. К тому моменту, когда вы овладеете мастерством зрительного контакта, перемен и жестикуляции, вы не сэкономите репетиционного времени. Мастерство приходит с опытом, и вы сможете искусно вплести приобретенный опыт в сферу общения с людьми.

8. УПРАЖНЕНИЕ НА НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ

Перед тем, как начать игру на сцене желательно размяться. Попробуйте сделать такое упражнение. Встаньте прямо, поднимите руки вверх, поднимите голову, посмотрите на свои руки. Теперь поднимитесь на носочки. Сильно потянитесь, как будто вы должны забросить тяжелую сумку на верхнюю полку. Напрягите все тело. Сильно-сильно! Продержитесь в таком положении секунд 7-10, а затем расслабьтесь. Не так-то просто сразу расслабить тело, а вот после сильного напряжения это сделать легко.

Все «расслабленные» садятся на стулья, а лидер должен проверить, насколько хорошо получилось. Он подходит к каждому человеку и поднимает у наго руку (за пальцы), двигает ей в разные стороны (она должна быть очень послушной, если хоть немного напряжена и сопротивляется, то результат не достигнут), потом бросает ее. Лидер проверяет и ноги. Ногу нужно брать под коленкой. Если поднимать в этом суставе, то нога должна послушно сгибаться, ступня волочится по полу. Повторите это упражнение 3-5 раз. Оно очень хорошо снимает скованность перед выходом на сцену. И вообще неплохо делать такое упражнение перед каждым занятием театральной группы. Пусть это войдет в привычку актеров.

7. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ

Что такое невербальные символы? Это произвольные и непроизвольные движения тела (в том числе и рук), при помощи которых человек выражает свои слова, мысли и эмоции. Например, взмах рукой означает приветствие, если ребенок топает ногами, значит, он чем-то недоволен, что-то ему не нравится и т.д.

Попробуйте всей группой вспомнить наибольшее количество известных вам невербальных символов. Их использование на сцене поможет вам играть в пантомиме. Можно даже сделать это в виде игры. Все по очереди показывают какой-то жест, говорят, что он означает. Итак, пока не вспомнят все, что можно.

В эту игру играют 7-15 человек. Каждый игрок выдумывает себе жест. Например: почесать ухо, хлопнуть в ладоши, показать рожки и т.д. Все садятся в круг, игра начинается. Кто-то начинает. Он показывает сначала свой жест, а потом чужой. Тот человек, жест которого показали, должен тут же повторить его сам, а потом опять показать чей-то жест. Если кто-то сбился, то он выходит из игры. Должно остаться два победителя.

5. ИГРА В КРОКОДИЛА

Для игры требуется как минимум 4 человека. Игроки делятся на две команды с примерно одинаковым количеством человек. Первая команда загадывает какое-нибудь слово, например, “ученик”. Затем они вызывают одного любого игрока из противоположной команды и говорят ему это загаданное слово. Задача этого игрока – в пантомиме изобразить это слово для своей команды, чтобы та угадала его. Когда игрок будет показывать загаданное слово, то его команда вслух начинает угадывать. Например: ты показываешь школу? На что игрок может отвечать кивком головы, но не должен произносить никаких слов или звуков. Когда слово угадано, команды меняются ролями.

Это упражнение на развитие пластики рук. Вся группа одновременно или по очереди делает следующие движения:

  • Красит забор (кисточка – это ваша кисть руки).
  • Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной).
  • Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»).
  • Гребет на веслах.
  • Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается на две части).

3. СОБЕРИ ПО ЧАСТЯМ

Каждому члену театральной группы на листочке раздается задание изобразить следующее:

  • Собираешь велосипед по частям
  • Устанавливаешь все четыре колеса на легковую машину
  • Собираешь по частям самолет
  • Собираешь по частям вертолет
  • Делаешь из досок лодку с веслами
  • Собираешь по частям другую технику (придумайте сами, у меня фантазия в этом вопросе не работает)
  • Делать это упражнение нужно так. Когда берешь какую-то запчасть, то показываешь ее форму (ощупываешь ее всю руками), чтобы у зрителей сложилось ясное представление, что находится в руках у актера. А потом уже устанавливаешь. Вся группа должна угадать, что сейчас собрал актер.

2. ГЛАДИМ ЖИВОТНОЕ

Как и в предыдущем упражнении, все актеры театральной группы получаю задания на листочках. На этот раз им нужно изобразить, что они гладят животное или берут его на руки. Здесь опять должны главным образом работать руки, ладони. Предлагают «погладить» следующих животных:

  • Хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т.д.)
  • Кошку
  • Змею (она опутывается вокруг вашей шеи)
  • Слона
  • Жирафа

Задача всей группы – угадать животное.

1. ПОПУГАЙ В КЛЕТКЕ

Когда профессионал исполняет эту мини-сценку, то кажется, что сделать это очень просто. Однако вы попробуйте сами. Итак, нужно сделать следующее:

Театр-студия: упражнения – для работы над вокальной техникой

1. Дыхательная гимнастика (есть много методик: Стрельниковой, йоговская методика..)

2. Упражнения на дыхание и артикуляцию, выработку вибрации (тянем гласные на одном звуке):

  • У – и – э – а – о – на Legato
  • У – и – э – а – о – на Staccato
  • У – и – э – а – о – по 2, 3, 4 раза

3. vibrato, механизм толкания, толчки диафрагмы:

4. устранение носового звука (проговариваем скороговорку):

  • из-под топота копыт пыль по полю летит – заткнуть нос, сделать телефонный голос
  • дикторским голосом
  • обычным голосом
  • скороговорка «Карл у Клары украл кораллы», утрируя «р», играем в воронов, две группы, как бы «ругаются» друг на друга: «Ваш Карл у нашей Клары украл кораллы!», «А ваша Клара у нашего Карла украла кларнет!»
  • шагать на месте
  • добавить хлопки на 1, 3
  • хлопки на 2, 4
  • затем две группы поочередно
  • затем на «и»
  • Скороговорки «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа», «Шит колпак не поколпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать» – язык прикусить – кончик, потом левую сторону, правую, нормально.
  • скороговорка «На мели мы лениво меняли налима на линя»
  • проговорить, как роботы
  • каждый из детей – по одному слогу по кругу
  • утрируя каждый звук

8. дыхание, распределение воздуха в диафрагме

  • берем дыхание в диафрагму и проговариваем скороговорку 3-4 раза
  • «самолетик» – запускаем двигатель, полетели руки вверх, потом наоборот, руки вверх, вниз, и звук вверх-вниз

9. распевки (закрытым ртом, губами):

  • звук в попевках громче – тише, переход с микста вверх на звуки, снизу вверх и снизу вверх – glissando

Практические упражнения на взаимодействие

Упражнение 1. «Сиамские близнецы».

Два участника становятся друг к другу боком, ухватившись за пояс друг друга, ноги со стороны касания связываются. Им нельзя разговаривать, и каждому из них можно работать только одной рукой. Задание – выполнить какое-либо действие.

Упражнение 2. «Оправдание действия».

По сигналу каждый член группы принимает необычную позу. Задание – прочувствовать ее и объяснить ее с точки зрения физических действий, а не психологического состояния.

Учиться видеть красоту, достоинство и необычное во всем. С этой целью описать устно внешний вид любого предмета, объяснить смысл пословицы или поговорки, отметить необычное в самых обычных вещах – мебели, виде из окна и т.д.

  • уметь неинтересный предмет превращать в интересный;
  • обращаться с карандашом, как с заряженным револьвером;
  • ходить по полу, как по луже, песку, грязи;
  • играть в детские игры: машинки, пожарные, лошадка…;
  • искать сходство или общее между очень разными предметами;
  • составить рассказа от имени предмета или описать предмет как человека (возраст, характер, привычки и т.д.).
  • Старый монолог на новый лад. Для выполнения упражнения отрывок из всем известного контекста, звучащий в импровизированной постановке, принципиально отличной от оригинального сюжета.
  • Имитация телефонного разговора. Исполнитель общается по игрушечному телефону с воображаемым собеседником. Реалистичность исполнения зависит от того, насколько отчётливо он представляет ситуацию, самого собеседника и его ответы.
  • «Зеркало» или «Тень»: один из участников копирует все движения другого, при условии некоторой подготовки они двигаются синхронно, предварительно не договариваясь о порядке действий. В упражнении «Зеркало» ведомый участник стоит напротив того, кто задаёт тон, как и подобает зеркальному отражению, в то время как «тень» перемещается за ведущим по всему предоставленному периметру.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector