Интерактивные упражнения по лексике

30 видов заданий отработки лексики на уроке иностранного языка

С проблемой поиска способов проверки лексики сталкиваются как молодые педагоги, методическая копилка которых только начинает формироваться, так и опытные педагоги, которые привыкли уже устали от ежедневного однообразия. Контроль в обучении играет довольно значимую роль при изучении новых слов. Предлагаем несколько типов заданий для проверки лексики на уроках иностранного языка.

Примеры заданий

  • Фронтальный опрос — один из традиционных, избитых методов. Минус — потеря драгоценного времени, отрицательные эмоции учеников. Плюс — держит класс в тонусе.
  • Плюшевый опрос — учителю нужно принести с собой мягкую игрушку. Разновидность фронтального опроса, но детьми воспринимается более эмоционально. Педагог, произнося слово по теме, бросает игрушку одному из учащихся, который должен вернуть ее, назвав перевод. Вместо игрушки можно использовать мячик.
  • Диктант — много времени не займет, если все продуманно. Позволит быстро выявить пробелы в орфографии и проблемы с запоминанием новой лексики. Суть упражнения: учитель зачитывает ученикам слова на иностранном языке, ученики должны правильно записать их. Также можно давать слова на русском языке, а ученики должны будут записать их перевод.
  • Тесты — более серьезный тип контроля. Тесты могут быть альтернативные, множественного выбора или на установление соответствия. Читайте Какие виды тестов можно проводить на уроках.
  • Компьютерные тесты и онлайн-сервисы — хорошо подходят для создания тестов и контроля понимания усвоенной лексики. Например, тест может содержать задания на множественный выбор, на установление соответствий, на восстановление последовательности, на заполнение пропусков, кроссворд. Для выполнения таких заданий ученикам требуется компьютер. Учитель может сразу проследить выполнение заданий, оценить работу, выявить те пункты, которые оказались наиболее проблематичными для учеников.
  • Словарная эстафета — по одному участнику от двух команд выбегают к доске, пишут на ней слово на иностранном языке по определенной теме, передают мел следующему. Игра длится в течение нескольких минут, ее можно использовать и на уроке вместо обычной зарядки. Выигрывает та команда, которая написала больше слов. Можно скрыть записи команд друг от друга, например, чтобы они писали их с разной стороны доски. В словарной эстафете проверятся также и написание слов.
  • Последнее слово — соревнование между двумя командами, где по очереди представители команд называют слова по теме. Похоже на предыдущий способ, но здесь команды в спокойном темпе называют слова, а не выбегают к доске.
  • Ромашка — учитель заранее готовит ромашку по теме: в центре записывает тему урока, а на лепестках, внизу слова на русском или иностранном языках. Учащиеся по очереди отрывают по лепестку, переворачивают, читают и называют перевод слова. Можно сделать одноразовые ромашки, а можно прикреплять лепестки скотчем, тогда ромашку можно будет использовать в нескольких классах.
  • Крестики-нолики — можно каждый раз чертить поле для игры на доске, а можно изготовить многоразовое на ватмане, запастись карточками, на которых изображены крестики и нолики. Карточки крепятся на ватман с помощью скотча. Класс делится на две команды. По очереди команды ходят, называя слова по теме, представители от команд крепят значок своей команды (крестик или нолик) в поле.
  • Домино — каждая деталь домино состоит из двух частей — на одной слово на иностранном языке, на другой — перевод следующего слова (либо картинка). Например: a cat / собака, a dog / корова, a cow / лошадь, и т.д.
  • Лото — вариантов оформления много. Вот один из них. Ученикам раздаются карточки с пронумерованными полями, заполненными словами по-русски (или картинками). Ведущий достает бочонки из мешочка, называет цифры. Тот, чья цифра прозвучала, называет свое слово по-русски и его перевод на иностранном языке.
  • Мозаика — изготавливается на двух листах. На одном печатается картинка, на ее обороте таблица, в ячейках которой слова на русском языке. На другом листе печатается таблица с переводами слов на иностранный язык. Обе таблицы и картинка должны быть строго одного размера. Лист с картинкой и таблицей разрезается на части по границам полей таблицы. Детям раздаются части картинки, они должны прочитать слово на обороте и положить поверх ячейки с правильным переводом. Если все переводы даны правильно, то дети увидят правильно собранную картинку.
Читайте также:  Упражнения при застоях органа малого таза
  • Ребусы — задание придумать свои ребусы можно дать в качестве домашнего. А на следующем занятии попросить ребят обменяться работами и разгадать полученные ребусы. Во избежание недоразумений, учителю лучше проверить и подкорректировать задания, придуманные учениками.
  • Кроссворды — можно дать задание придумать кроссворд по иностранному языку. Самый простой вариант — в задании просто слово на русском языке или картинка, означающая загаданное слово. Более сложный вариант вариант (подходит для старшеклассников с высоким уровнем владения языком) — самостоятельно придумываются формулировки заданий. На уроке — обмен кроссвордами, разгадывание.
  • Исчезнувшие буквы — письменное задание на проверку запоминания графического образа изученных слов. Учащийся должен вписать отсутствующие буквы. Например: h__lth (health), sw_m_ing p__l (swimming pool). Такое же задание можно дать ученикам в качестве устной работы на разминку в виде презентации.
  • Комментарий — учитель готовит карточки с изображениями по теме. Ученики вписывают на карточки (или в тетради по номерам карточек) слова. Простой уровень — ученики пишут перевод и ассоциации, сложный — дают комментарий из одного или нескольких предложений.
  • Найди соответствие — задание на карточках. Слова разделены на два столбика. Необходимо соединить линиями слово и его перевод. Такое же задание можно выполнять с классом вместе, демонстрируя презентацию PowerPoint или интерактивную презентацию, приложение к учебнику или обучающий диск.
  • Сундук с сокровищами — это может быть декорированная шкатулка, или ящичек, выполненный в виде пиратского сундука (заинтересует детей). В роли сокровищ — свернутые в трубочку листочки бумаги с написанными на них словами на русском языке. Ученик достает «сокровище», и называет соответствующее слово на иностранном языке.
  • Путаница — составить слово из перепутанных букв, задание на проверку запоминания графического образа лексики. Например: tsdtien (dentist), geurson (surgeon).
  • Составь слово — учитель дает длинное слово или наборы слогов, из которых дети за определенное время должны будут составить максимум других слов. Такое задание можно давать на дом.
  • Угадай-ка! — ведущий загадывает слово по теме. Игроки угадывают его по первой букве. А также вариант типа «Поле чудес». Можно проводить также в виде интерактивной игры.
  • Контрольное списывание с доски / учебника направлено на первичную проверку запоминания графического образа новой лексики. Усложнить задание можно ограничив время выполнения.
  • Исчезнувшие слова — даны предложения на иностранном языке с пропусками и список слов вперемешку. Ученики должны прочитать предложения и вставить слова из списка в пропусках. Например: If you have a toothache you should visit the ______ (dentist).
  • Корректор — найти и исправить орфографические ошибки в исходном тексте или списке слов. Например: He leaves in a small village. Следует зачеркнуть «ea» в слове leaves, исправить на «i».
  • Третий лишний — в ряде слов найти лишнее и вычеркнуть его. Например: river, mountain, sea (mountain — лишнее).
  • Поиск слов — поле, обычно в виде квадрата, заполнено буквами. «Спрятанные» по теме слова можно искать по горизонтали, вертикали, диагонали, они могут также соединяться ломаной линией. Пример ряда из такого поля pigrbwkcow (спрятаны слова pig, cow). Читайте Как составить головоломку «Поиск слов» самому.
  • Карты со словами по теме раздаются участникам. Задача ведущего выяснить, какое слово досталось каждому игроку: «Have you got a…?» Ведущие могут меняться. Участникам разрешается давать подсказки (на иностранном языке).
  • Неправильная картинка — демонстрируя картинку, учитель (или ведущий) умышленно дает неверное название изображенному предмету. Задача участников распознать ошибку и дать правильный ответ.
  • Круг — учащиеся, становясь в круг, получают карточки с картинками, означающими слова по теме. Учитель, называет пару слов. Например: «a house – a flat». Чьи слова прозвучали, меняются местами.
  • Стулья — класс делится на две команды. У доски стоит один стул для «правильных ответов», другой — для «неправильных». Учитель показывает картинку, называет слово. Если оно соответствует предъявленной картинке, представители от обеих команд должны сесть на стул для правильных ответов (кто вперед). Если названное слово не соответствует картинке, соперники устремляются к стулу для неправильных ответов.
  • Компьютерные игры, интерактивные презентации — простейшую интерактивную игру можно сделать с помощью программы Microsoft Power Point, используя гиперссылки, кнопки и триггеры. Смотрите также Викторины по английскому языку.
Читайте также:  Упражнения для неопределенного артикля

Виды контроля и типы заданий для проверки лексики

Когда и как можно применять описанные типы заданий для контроля усвоения лексики на уроках иностранного языка, представлено в таблице.

Виды контроля

Предварительный

(диагностический)

Текущий

Промежуточный (тематический)

Источник

Лексическая копилка

В этой копилке лежат упражнения для пополнения словарного запаса.

Тематические упражнения

  • intelligence (слова, описывающие умственные способности);
  • shapes (слова, описывающие форму предметов);
  • sounds (слова, описывающие звуки);
  • travel (слова, относящиеся к теме поездок);
  • home (типы жилья, предметы, которые можно найти в доме);
  • happiness and unhappiness (слова, описывающие положительные и отрициальные эмоциональные состояния);
  • weather (слова, описывающие погоду);
  • describing people (слова, описывающие людей);
  • problems (слова, описывающие проблемы);
  • education (слова, относящиеся к теме образования);
  • words for numbers (слова, описывающие количество).

Синонимы

  • shade or shadow (учимся различать, когда употреблять shade, а когда — shadow);
  • very + adjectives = synonyms (обогащаем словарный запас, используя более продвинутую лексику вместо very + базовое прилагательное).
  • Affirm, claim, maintain, pretend, insist
  • Become, get, grow, turn, go
  • Blossom, bloom, flourish, prosper, flower
  • Cook, boil
  • Borrow, lend, loan
  • Bring up, rear, educate, breed, train
  • Bring, take, fetch

Идиомы

  • idioms — 1 (3-letter idioms);
  • idioms — 2 (bread and dessert);
  • idioms — 3 (fictional characters);
  • idioms — 4 (birds);
  • idioms — 5 (cats);
  • idioms — 6 (head);
  • idioms — 7 (cats and dogs);
  • idioms — 8 (4-letter idioms);
  • idioms — 9 — olympic (countries and nationalities, задание финала Плехановской олимпиады школьников).
  • idioms — 10 — olympic (5 idioms, задание финала «Высшей пробы»).
  • idioms — 11 — olympic (6 idioms and definitions, animals, задание регионального этапа Всероссийской олимпиады 2015/16).
  • idioms — 12 — olympic (find and define idioms in a short text; задание отборочного тура РАНХиГС 2016/17).
  • idioms — 13 (idioms about praise and criticism);
  • idioms — 14 (5 idioms, задание финала «Высшей пробы»);
  • idioms — 15 (10 idioms, задание финала СПбГУ для 10–11 классов);
  • idioms — 16 — olympic (match idioms and pictures; задание финала Ведомственной олимпиады, 2017/18, 11 класс, вариант 1);
  • idioms — 17 — olympic (English proverbs and their Russian equivalents; задание финала Ведомственной олимпиады, 2017/18, 11 класс, вариант 1);
  • idioms — 18 — olympic (restore the order of the lines, задание финала Плехановской олимпиады школьников);
  • idioms — 19 — olympic (shakespearean idioms in everyday life, задание финала Плехановской олимпиады школьников);
  • idioms — 20 — olympic (multiple tasks, задание финала РАНХиГС).

Сочетаемость

Фразовые глаголы

  • Phrasal Verbs — 1 (time)
  • Phrasal Verbs — 2 — olympic (miscellaneous, задание финала Олимпиады школьников РАНХиГС 2016/17)
  • Phrasal Verbs — 3 (cause and effect)
  • Phrasal Verbs — 4 — olympic (miscellaneous, задание отборочного тура Евразийской олимпиады школьников 2015/16)
  • Phrasal Verbs — 5 — olympic (miscellaneous, задание финала Евразийской олимпиады школьников 2014/15)
  • Phrasal Verbs — 6 — olympic (crossword, задание регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2015/16)
  • Phrasal Verbs — 7 (nouns formed from phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 8 (nouns formed from phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 9 (nouns formed from phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 10 (miscellaneuos phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 11 (miscellaneuos phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 12 (miscellaneuos phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 13 (miscellaneuos phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 14 (miscellaneuos phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 15 (miscellaneuos phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 16 (miscellaneuos phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 17 (come, go, be)
  • Phrasal Verbs — 18 (miscellaneuos phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 19 (miscellaneuos phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 20 — olympic (miscellaneous, задание финала Плехановской олимпиады школьников 2017/18)
Читайте также:  Упражнения для отработки навыков продаж

Упражнения на основе оригинальных английских текстов

  • Too Many Cooks (Rex Stout) (чтение с таймером; синонимы wipe, erase, remove, sponge; идиомы со словом bare).

Олимпиадные лексические упражнения

  • Упражнение 1 — multiple choice (Межрегиональная олимпиада на базе ведомственных образовательных организаций 2016/17, финал 11 класс)
  • Упражнение 2 — gaps, word bank (Межрегиональная олимпиада на базе ведомственных образовательных организаций 2016/17, финал 11 класс)
  • Упражнение 3 — interjections, multiple choice (Региональный конкурс школьников Челябинского образовательного округа 2016/17, финал 11 класс)
  • Упражнение 4 — synonyms, multiple choice (Плехановская олимпиада школьников 2016/17, финал 10–11 классы)
  • Упражнение 5 — words borrowed from Latin and French, multiple choice (Плехановская олимпиада школьников 2016/17, финал 10–11 классы)
  • Упражнение 6 — elections, word bank (Плехановская олимпиада школьников 2016/17, финал 10–11 классы)
  • Упражнение 7 — appearance, word bank (Олимпиада школьников РАНХиГС 2016/17, финал 10–11 классы)
  • Упражнение 8 — gaps, word bank («Ломоносов» 2015/16, финал 10–11 классы, вариант 1)
  • Упражнение 9 — gaps, word bank («Ломоносов» 2015/16, финал 10–11 классы, вариант 2)
  • Упражнение 10 — gaps, given text («Ломоносов» 2015/16, финал 10–11 классы, вариант 1)
  • Упражнение 11 — gaps, given text («Ломоносов» 2015/16, финал 10–11 классы, вариант 2)
  • Упражнение 12 — multiple choice (Герценовская олимпиада школьников 2015/16, отборочный тур, 10–11 классы)
  • Упражнение 13 — idomatic expressions, multiple choice (РАНХиГС 2015/16, отборочный тур, 10–11 классы)
  • Упражнение 14 — crossword, money and shopping vocabulary (Всероссийская олимпиада школьников 2012/13, региональный этап, 9–11 классы)
  • Упражнение 15 — words often confused, word bank (Всероссийская олимпиада школьников 2012/13, региональный этап, 9–11 классы)
  • Упражнение 16 — British VS American (Олимпиада школьников РАНХиГС 2016/17, отборочный тур 10–11 классы)
  • Упражнение 17 — British, American, Irish, Australian (Олимпиада школьников РАНХиГС 2016/17, отборочный тур 10–11 классы)
  • Упражнение 18 — miscellaneous; multiple choice (Евразийская олимпиада школьников 2015/16, отборочный тур 10–11 классы)
  • Упражнение 19 — miscellaneous; multiple choice («Высшая проба» 2017/18, финал 11 класс)
  • Упражнение 20 — gaps, word bank («Ломоносов» 2016/17, финал 10–11 классы, вариант 1)
  • Упражнение 21 — gaps, word bank («Ломоносов» 2016/17, финал 10–11 классы, вариант 2)
  • Упражнение 22 — gaps, given text («Ломоносов» 2016/17, финал 10–11 классы, вариант 1)
  • Упражнение 23 — gaps, given text («Ломоносов» 2016/17, финал 10–11 классы, вариант 2)
  • Упражнение 24 — multiple choice (Межрегиональная олимпиада на базе ведомственных образовательных организаций 2017/18, финал 11 класс)
  • Упражнение 25 — gaps, word bank (Межрегиональная олимпиада на базе ведомственных образовательных организаций 2017/18, финал 11 класс)
  • Упражнение 26 — miscellaneous; multiple choice, matching (Евразийская олимпиада школьников 2014/15, финал 10–11 классы)
  • Упражнение 27 — order of the lines in a Shakespearean play (Плехановская олимпиада школьников 2017/18, финал 10–11 классы)
  • Упражнение 28 — coverlines (Олимпиада школьников РАНХиГС 2017/18, финал 10–11 классы)
  • Упражнение 29 — confusing words, writing examples (Олимпиада школьников РАНХиГС 2017/18, финал 10–11 классы)

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector