Игровые упражнения с подростками

Коммуникативные игры и упражнения для подростков

Игры для школьников 10-16 лет

ПРОВОДНИК. Ребята выстраиваются в колонну по одному, положив руки на плечи впереди стоящему. Вожатый объясняет простые правила:

• В группе на время проведения игры вводится запрет на разговоры.

• У всех детей, кроме стоящего последним, закрыты глаза (лучше — завязать).

• Последний ребенок — машинист поезда. Его задача — провести «состав» так, чтобы ни один «вагон» не встретился с препятствием. В то же время необходимо указать детям, что скорость выполнения данного задания тоже имеет значение.

• Для управления составом разработана система специальных команд:

хлопок по левому или правому плечу — поворот в соответствующую сторону,

хлопок по обоим плечам — движемся вперед, хлопок по обоим плечам двойной — движемся назад, хлопок по обоим плечам дробью — стоп.

Машинист должен провести «состав» через несколько поворотов. После чего последний ребенок, тот, кто был машинистом, становиться впереди всех и игра повторяется. Лучше, если все дети из группы попробуют себя в роли машиниста. Совершенно очевидно, что игра должна проводится или на открытой местности, или в достаточно просторном помещении.

ОПОРА. Группа разбивается на пары.

1) Участники каждой пары встают друг к другу спинами. Один из них спиной опирается на спину другого, совершенно расслабившись, отдав всю тяжесть «опоре». Второй участник должен держать первого столько, сколько захочет.

2) Оба партнера стоят, оперевшись спинами друг о друга. Они находят оптимальную точку опоры для обоих, выбирая угол наклона

так, чтобы не испытывать напряжения. Запрещается поддерживать партнера, оба должны «отдать» друг другу всю тяжесть своего тела. В этом положении пара может стоять столько, сколько захочет.

После выполнения упражнения необходимо провести анализ, используя вопросы: В каком случае стоять было удобнее? Когда стоять хотелось дольше? Почему некоторым не удавалось опереться друг на друга? Было легче опираться самому или удерживать? Если эту процедуру сравнить с процессом общения, какие мысли возникают?

МАЯТНИК (Восковая палочка). Игра на создание атмосферы доверия и поддержки в группе. Встать всем в круг вплотную друг к другу (плечо к плечу), лицом в центр круга. Один участник входит в круг, закрывает глаза и расслабляется. Остальные, вытянув руки перед собой, покачиваю! стоящего в центре участника из стороны в сторону своими ладошками, не давая ему упасть (1-2 минуты). Пусть через процедуру пройдут все.

Так же, как и в предыдущем упражнении, необходимо сделать последующий анализ. Вопросы для анализа: Кто смог расслабиться, снять зажимы? Кто не боялся упасть? Кто полностью доверился участникам игры? Оцените степень своего доверия по десятибалльной шкале. Оцените характер прикосновений (жесткие, мягкие, грубые и т. д.). Высказывают свои ощущения и чувства все желающие.

ПРЕВРАЩЕНИЯ. В руках искусного артиста самый обыкновенный предмет может преобразиться. Для этого даже не нужно слов, ведь дать понять, что у тебя за предмет, можно и пантомимой, жестами, движениями. Карандаш может стать подзорной трубой, лист бумаги — зеркалом, носовой платок — листом бумаги, подушкой или салфеткой. И все это — без единого слова. Ведущий берет ка- кой-либо предмет. В его руках он превращается в нечто совсем иное. После манипуляции ведущего, когда всем становится ясно, чем же стал этот предмет, ведущий передает его по кругу следующему участнику. Получив предмет, новый участник «превращает» его в нечто совсем другое, производя при этом соответствующие манипуляции, чтобы остальные могли догадаться, что это за предмет. Таким образом, предмет путешествует от одного участника к другому и постоянно меняет свою сущность. В конце концов он возвращается к ведущему

ОТТЕНКИ ВОСПРИЯТИЯ ПАРТНЕРА.

Вариант 1. Участники закрывают глаза и осторожно идут навстречу друг другу. Можно аккуратно брать за руки, ощупывать, стараясь узнать друг друга. Нужно запомнить особенно приятные прикосновения.

Были ли такие люди, прикосновения которых даже в таких условиях показались приятными? Какие прикосновения вызывали напряжение? Упражнение нужно анализировать деликатно. Свои ощущения (обязательно в доброжелательной форме) высказывают только желающие.

Вариант 2. Все участники встают плотно друг к другу, образуя круг — «заросли». Каждому по очереди предлагается пробраться сквозь эти «заросли» (все стоят лицом к преодолевающему препятствие). Для перехода к последующей рефлексии полезно упражнение «Послушаем себя» (полное молчание в течение одной минуты).

ГУСЕНИЦА. Для проведения игры понадобится несколько воздушных шаров (на один меньше, чем число играющих детей). Все становятся в колонну, глядя в затылок друг другу и положив руки на плечи впереди стоящих ребят. Воздушные шары зажимаются между животами и спинами участников. Дотрагиваться до шариков или поправлять их нельзя. Цель игры — пройти по заданному маршруту так, чтобы ни один шарик не выпал из общего строя. Если такое случилось, то группа выполняет задание сначала. На пути можно поставить различные препятствия: стулья, натянуть веревки, положить на пол какие-либо предметы и т. д.

Читайте также:  Ричард боллс упражнение с цветком

СОГЛАСОВАННОСТЬ МЫСЛЕЙ. Играющие разбиваются на пары. Игра проходит в 5-7 раундов. Победитель в каждом раунде получает одно очко. По сигналу ведущего играющие хором начинают произносить по слогам «СА-МО-. ». Последним слогом может быть «ЛЕТ», «КАТ», «ВАР», «СВАЛ», «СУД», «ГОН». Задача первого игрока, назовем его подстраивающимся, — понять, почувствовать своего партнера и сказать последний слог, одинаковый с ним. Задача второго игрока (ускользающего) — произнести отличающийся слог. Обратите внимание игроков, что произносить последний слог они должны строго одновременно, ориентируясь на анализ тактики игры партнера, а не на звук, вырвавшийся из его уст.

ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА. Каждому участнику игры назначается одна из букв алфавита (если играет меньше тридцати трех человек, можно исключить редко встречающиеся буквы и подобрать слова, где они не используются). Ведущий предлагает представить всем, что они клавиши печатной машинки. Чтобы на этой удивительной машинке печатать слова, «клавиши» должны по очереди хлопать в ладоши. Возьмем слово «дом». Чтобы его «напечатать», должен вначале хлопнуть человек, у которого буква «Д», затем тот, у кого буква «О», и наконец тот, у кого буква «М». Чем быстрее участники справятся с заданием, тем лучше. Ведущий предлагает ребятам все более длинные и сложные слова и даже предложения.

ВСТАНЬТЕ В КРУГ. Ведущий просит ребят собраться вокруг него. По сигналу они должны закрыть глаза и начать хаотично двигаться по классу, стараясь не наступать друг другу на ноги и жужжа, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время (40-50 секунд) ведущий хлопает в ладоши один раз, играющие мгновенно замолкают и замирают на месте. Два хлопка — не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, играющие в полной тишине пробуют выстроиться в круг. Для этого очень важно суметь почувствовать окружающих людей. Когда все заняли подходящие с их точки зрения места, ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что получилось. В группах, где участники умеют работать согласованно, доверяют друг другу, построить круг удается довольно быстро. Если же группу постигла неудача, можно обсудить, почему это произошло, как вели себя играющие (не называя конкретных имен). Игру можно повторить несколько раз.

СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ. Участники делятся на пары. Они обнимают друг друга так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая рука другого. Таким образом, они как бы «срослись» наподобие сиамских близнецов. В таком положении им даются простейшие, с точки зрения нормального человека, задания, которые они должны выполнить. Например, зажечь свечу с помощью спичек, вырезать ножницами кружок из бумаги, завязать шнурок на ботинке, нарисовать солнце (или что-то другое) на листе бумаги, вставить стержень в шариковую ручку и т. д.

БИП! Играющие дети (от 10-12 человек до целого отряда) рассаживаются в круг. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь на колени к играющим. Его задача — угадать, к кому он сел. Садиться необходимо спиной к играющему, как на стул. Водящему не разрешается прибегать к помощи рук. Тот, к которому водящий сел на колени, должен громко сказать: «Бип!». Причем желательно сказать «не своим» голосом так, чтобы водящий не узнал, к кому на колени он сел. Если водящий угадал игрока, на чьих коленях он сидит, то они меняются ролями, и игра продолжается. Если не узнал — водит дальше.

ШПИОНСКИЕ СЕТИ. Два конкурирующих игрока (резиденты служб безопасности) пытаются с завязанными глазами узнать как можно больше участников (агентов) и привести их в свою службу. Агенты свободно ходят по игровому полю. Если их касаются рукой резиденты, то они останавливаются. Резидент должен определить, кто из участников стоит перед ним, назвав имя игрока. При затруднении резидент имеет право попросить игрока произнести какое-либо одно слово и после этого назвать имя предполагаемого участника. Если имя названо правильно, то резидент уводит игрока (агента) в свою службу. Побеждает тот резидент, который за определенное время игры (7-10 минут) «завербует» больше игроков.

ШУРШУНЧИКИ. Под этим названием может проходить целая серия игр, объединенных одной общей целью — организовать взаимодействие в детском коллективе и способствовать его сплочению. С одной стороны, все игры достаточно просты и проходят очень весело, с другой стороны, ведущий должен мотивировать детей качественно и быстро выполнять задания. Для этого ему необходим секундомер или часы с секундной стрелкой.

Дети и ведущий садятся на пол (или встают в круг) так близко друг к другу, чтобы их плечи соприкасались. Ведущий объясняет, что сейчас будет проводиться сложный психологический тренинг на организацию сплочения детской группы (говорится это для того, чтобы дети прочувствовали всю ответственность момента). Ребят просят сосредоточиться, собраться и отнестись ко всем заданиям очень серьезно. Ведущий говорит, что задания необходимо выполнять четко, правильно и быстро (на время), от этого зависит успех всего коллектива.

Вначале ведущий засекает время и шепчет на ухо игроку сидящему рядом слово «шуршунчики». Задача этого игрока быстро повернуться к сидящему справа и также на ухо шепнуть эму слово. Таким образом, слово, обойдя круг, должно вернуться к ведущему. Совершенно очевидно, что кто-то из детей (и не один. ) не совсем расслышит то, что ему передал его сосед, и передаст слово уже видоизмененным. Что за слово дойдет до ведущего, остается только догадываться. Конечно же, это была шуточная разминка. Но вот дальше пойдут только серьезные задания.

Читайте также:  Какие упражнения накачают прес

Итак, все игроки по кругу должны сделать следующее: хлопнуть в ладоши; подмигнуть соседу; сказать слово «хрю!»; дотронуться до указательного пальца соседа своим указательным пальцем; дотронуться до носа соседа своим носом; взявшись за руки, передать рукопожатие; поцеловать соседа в щечку (это задание можно дать в том случае, если дети уж совсем «разыгрались»).

Ведущий отслеживает время выполнения каждого задания, цель игры — максимально его сократить. Для этого одно и то же задание выполняется по нескольку раз. Как видно из очередности заданий, они выстроены от простых невербальных коммуникаций до тактильных прикосновений. Это должно снять некоторые трудности, возникающие у ряда детей в новом для них коллективе. Для того чтобы начать выстраивать достаточно сложные отношения между мальчиками и девочками, можно попросить их сесть в круг поочередно (мальчик – девочка). Для того чтобы несколько усложнить выполнение заданий, ведущий может попросить участников сесть в другом порядке.

Источник

Картотека игр и упражнений на развитие личности подростков

Картотека игр и упражнений на развитие личности

Цель : развитие решительности, уверенности в себе, научить находить в себе индивидуальные особенности

Каково ваше представление о хозяине? Ваше представление о не – хозяине? Обычно отвечают: это сильный, уверенный в себе человек, он не ждет оценок, он готов оценивать сам; это не тревожный, не суетливый человек, чувствует себя раскрепощенным и спокойным, может распоряжаться другими.

– Итак, одна из главных черт хозяина – это уверенность в себе. Кто в себе уверен, встаньте! Поздравьте того, кто встал первым, а остальные пусть сядут.
Я верю, что ты – хозяин, но докажи это другим. Сделай или скажи что – то, организуй так, чтобы все поняли, что хозяин здесь ты. Пожалуйста!
У «сильных» это обычно получается неплохо. Это может быть, например, спокойное распоряжение: “Андрей, закрой, пожалуйста, форточку, девушкам холодно!”. Ведущий может прокомментировать сделанное, обратив внимание в первую очередь на успешные моменты.

– Прекрасно! Но это было мое мнение, а теперь пусть даст тебе оценку группа. Сделай так, чтобы тебя оценили!

Коротко обсуждается это.

– Теперь как хозяин передай свои полномочия: назначь другого хозяина (“Хозяином будешь ты!”) из претендентов; претендент должен произнести какую–то фразу или, например, просто назваться так, чтобы все поняли – это сказал человек, чувствующий себя в этой ситуации и этом помещении хозяином.

Свои ощущения все члены группы выражают жестом: поднятым вверх большим пальцем – если считают, что человек говорит, как хозяин, или опущенным вниз большим пальцем – если считают, что говорящий – человек зависимый, не уверенный в себе. Так делают несколько раз, чтобы вся группа поняла, как продемонстрировать: “я – хозяин!”.

Далее – командная игра; группа разбивается на команды. Группа разбивается на 4 команды по правилам формирования команд. Предупреждение: ваша задача – обязательно оказаться в группе!
Все внимательны и активны. Обратите внимание на тех, кто оказался вне команды.

Итак, образовались четыре команды. Перед каждой командой стоит двойная задача: найти в соседней команде слабого и подготовиться к тому, чтобы опровергнуть обвинения в адрес своих «слабых». Опровержение «слабый» может выразить словами и действием, лучше действием.
На подготовку – 5 минут.

Команда называет «слабых» у соседей, те опровергают своей реакцией и своими действиями. Ведущий комментирует и подчеркивает стороны «слабых». Собственно игра (доказательство “я – хозяин”) играется по очереди: одна группа бросает вызов другой, обвиняемый доказывает свою силу (обсуждение); затем обвинители сами оказываются в роли обвиняемых и т. д.

Цель : научить находить в себе индивидуальные особенности

Время : 15-20 мин

Перед началом работы психолог объясняет, что каждый человек ведет себя по–разному в разных ситуациях – в зависимости от того, с кем он вступает в контакт и как себя чувствует.
Например, он по-разному ведет себя в школе, дома и с близкими друзьями. Люди имеют разные задатки: один склонен к занятиям спортом, другой – к художественному творчеству, третий – к научному познанию. Все это также может означать, что личность каждого человека многогранна.
В процессе своего краткого вступления психолог рисует нечто похожее на бублик.

Этот бублик затем делит на четыре сегмента.
Затем психолог предлагает ребенку нарисовать в каждом сегменте ту или иную картинку, отражающую стороны его личности. Психолог обращает внимание на необходимость по завершении работы объяснить, что же находится в центре. Это придает работе определенную интригу и дополнительно мотивирует к выполнению задания.

Когда рисунок создан, психолог спрашивает, не забыли ли что-нибудь отразить или что еще следует нарисовать, чтобы придать работе завершенность. Дети обязательно скажут, что остается что-нибудь нарисовать в центре. Психолог отвечает, что в центре находится “глаз пирога”, который он рисует. Поясняется, что у каждого из нас есть “внутренний глаз”, позволяющий нам осознавать все стороны своей личности, понимать, что мы переживаем и что мы делаем в тот или иной момент жизни, помогающий нам решить, как поступать в определенной ситуации. Психолог может предложить детям вспомнить об этом глазе при первой же возможности, когда они будут чем – то расстроены, чтобы запомнить свои чувства и после обсудить их.

Читайте также:  Каким упражнением с гантелями можно заменить подтягивание

Цель: углубление процессов самораскрытия

Представьте себе лес. Кто что видит на своем внутреннем экране? Теперь представьте себе, что все вы не люди, а растения в этом лесу:

Вы – огромная сосна,

Вы – шишка на ветке,

Вы – раскидистый старый дуб,

Раз вы – дерево, значит, ваши руки – самые большие из ваших веток. Раскиньте их пошире! А ноги – корни…

Видите, как муравей ползет по вашей руке – ветке? Слышите ли шум своих листьев? А если вы – трава, как вам живется? Тянете руки – стебельки ввысь, чтобы быть поближе к теплому солнцу? Как ветер колышет вас? Яркий солнечный день, легкий ветерок. Хорошо греться? Спокойная, безмятежная жизнь…

Вдруг тучи налетели, подул сильный ветер. Что делается с одуванчиком? Не страшно ли шишке? Ливень! Дуб в восторге, а для ромашки – трагедия: все лепестки обвисли… Дождь прошел, снова солнце выглянуло. Березка, суши свои листочки! А если:

Упражнение «Гиациндия»
Цель : углубление процессов самораскрытия, познание себя при помощи группы.

Давным-давно, когда нас с вами еще не было на свете, на Земле существовало только два государства: Розалиндия и Гиациндия. В Розалиндии жили маленькие красавицы. Среди них были и блондинки, и брюнетки, и шатенки. Каждая была по – своему хороша. В этой стране царили чистота и красота. В Гиациндии жили сильные и смелые люди. Они строили каменные дома и крепости, охотились на зверей. В этой стране царил дух соперничества и силы. Как вы уже догадались, в Розалиндии жили только девочки, а в Гиациндии – мальчики. Давайте попробуем отгадать, какими еще качествами обладали жители Гиациндии, а какими – жители Розалиндии.

Сейчас вы разделитесь на команды и нарисуете страну Гиациндию, страну, в которой живут только мальчики.
После того как рисунки будут готовы, каждая команда должна рассказать:

Какие здания в этой стране?

Чем занимаются ее жители?

Как они выглядят?

Что делают в свободное время?

Каждый ребенок показывает, как жители этой страны ходят, как они работают.
Один ребенок выходит в круг и с помощью пантомимы показывает, что делает житель Гиациндии. Остальные участники угадывают, что он показывает.

Упражнение «Огонек моей души»
Цель : Способствовать формированию
ответственности за свои решения, развитие рефлексии.

Дети с закрытыми глазами, по очереди, взявшись за руки, входят в кабинет. Ведущий ведет их по комнате в разных направлениях, чтобы они освоились в пространстве.
Вскоре ведущий отпускает руку ведомого и разъединяет руки детей. Их глаза по – прежнему закрыты.

– Ты в незнакомом городе. Незнакомые дома, улицы, незнакомые люди… Тебе некуда торопиться. Тебя никто не ждет. Ты просто идешь по улице, шурша осенними листьями, слышишь шум дождя, натыкаешься на прохожих… Серый, пасмурный вечер. Фонари отражаются в холодных лужах. Холодно, темно, неуютно. Ты поднимаешь глаза, видишь дома, освещенные окна. В окнах горит теплый свет. В каждом окне – маленький мир. В каждом окне – свет души другого человека (пауза).
– Маленький старый трамвай останавливается прямо перед тобой. Дверцы открываются: там тоже свет. Войди в него, займи место. Быть может, он привезет тебя туда, где ты нужен, где тебя ждут.

Ведущий рассаживает детей.

– Впереди четыре остановки, на каждой из них звучит своя мелодия. Какая из них твоя? Прислушайся к себе. Если она тебе близка, встань. Ты выходишь из трамвая. Ты можешь погулять, потанцевать. Вокруг есть еще люди. Поищи среди них человека, который тебе близок. Для этого не нужны слова, не обязательно видеть его, ведь “зорко одно лишь сердце” – самого главного глазами не увидишь. Можно прикоснуться к встречному, можно пожать ему руку. Если почувствуешь в нем человека, способного теплом своей души согреть тебя, возьми его за руку.

Включается разнохарактерная музыка – первая, вторая, третья мелодия и, наконец, четвертая.
– А вот и конечная остановка.

Ведущий усаживает образовавшиеся пары и группы в разных частях комнаты.
– Можно снять повязки. Посмотрите в глаза человеку, который оказался рядом с вами. А теперь на тех, кто вышел с вами на одной остановке. Проговорите, что вы чувствовали во время нашего путешествия? Что чувствуете сейчас? Задумайтесь, почему вы оказались вместе? Что за люди вас окружают? Как так получилось, что вы выбрали именно этого человека себе в пару?

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector