Игровые упражнения для пения

Картотека игр для развития вокальных навыков
статья

Картотека игр для развития вокальных навыков

Скачать:

Вложение Размер
Картотека игр для развития вокальных навыков 32 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития вокальных навыков

Цель : развивать певческие навыки, закреплять гласные звуки.

Педагог и взрослый договариваются о том, как они показывают поющие листочки, как поёт каждый листочек: высоко, низко?

Затем один из играющих поет за листочек, показывая рукой и голосом, например:

Дубовый – у-у-у и т. д.

Цель : развивать образное мышление.

Материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краска.

Педагог спрашивает у детей, какая песня больше всего нравится и почему.

Предлагает спеть песню, а потом передать содержание песни при помощи рисунка.

Цель: развивать музыкальный слух.

Педагог и дети договариваются о том, что они попали в поющий город, где все жители не говорят, а поют, сами придумывая мелодии. Петь можно любые вопросы, ответы, предложения или знакомые стихи, т. е. самим придумывать музыку на эти стихи.

«Громко – тихо запоём»

Цель: развитие динамического слуха.

Водящий закрывает глаза, педагог прячет игрушку. Водящий начинает искать игрушку, а дети начинают петь любую знакомую песню то тихо, то громко, в зависимости от того, на каком расстоянии находится водящий от игрушки.

Цель : развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти.

Дети поют песню, затем по хлопку продолжают петь про себя, по другому хлопку – снова поют вслух. Сначала можно «прятать» песенку исполняя её тихо.

«Игра с песенкой» (игрушкой)

Цель : развитие музыкального слуха.

Материал : – игрушка – персонаж песни.

Дети, расположившись по кругу, поют песню, про игрушку и передают её из рук в руки по фразам песни. Сначала можно передать игрушку без пения, просто слушая музыку.

Цель : развитие музыкальной памяти, певческих навыков.

Материал : Яркий мешочек, в нем игрушки – персонажи песен.

Педагог достает из мешочка по одной игрушке, ребенок поёт песенку про эту игрушку, или танцует танец.

Цель: развитие звуковысотного слуха, чувства ритма.

Материал : ударные инструменты.

Педагог спрашивает ребенка: «Как тебя зовут?», ударяя на каждый слог по бубну.

Ребёнок отвечает, так же ударяя по протянутому музыкальному инструменту, отмечая слоги своего имени. Аналогично, можно придумать другие вопросы, а ребенок отвечает.

Источник

Вокальные упражнения и музыкально-речевые игры для детей 5–7 лет

Татьяна Кротова
Вокальные упражнения и музыкально-речевые игры для детей 5–7 лет

Вокальные упражнения и музыкально – речевые игры. КРОТОВА Т. Е.

В 2003- 2004 гг. в Московском государственном университете культуры и искусств я проходила краткосрочное обучение (курсы повышения квалификации) по теме «Вокальное искусство». Обучение проводили известные современные педагоги, такие как Светлана Коротаева, Елена Кузьмина. Мне нравится заниматься постановкой голоса и я решила расширить эту тему в своей работе. Для своего вокального кружка «Росинка» я разработала несколько приёмов в игровой форме, которые позволяют заинтересовать детей и добиться поставленных целей – правильному пению.

Это и игры – распевания, и музыкально – речевые игры, и упражнения на дыхание, и игры с микрофоном.

Музыкально – речевые игрыразвивают ребенка целостно: тренируют память и интуицию; развивают логическое и образное мышление; учат создавать творческий продукт – образ в игре; использование симметричных движений обеспечивает гармоничное развитие полушарий мозга, что гарантирует развитие координации движений в пространстве. Но главная цель – развитие художественных способностей.

Следует отметить, что для правильного функционирования голосового аппарата важное значение имеет активная работа артикуляционных органов. Это раздел, с которого нужно начинать работу по обучению детей пению, т. к. подвижность артикуляционного аппарата одно из главных составляющих.

Благодаря активности артикуляции активизируется и дыхательная мускулатура, а значит, нельзя обойти вниманием и певческое дыхание.

В первую очередь необходимо познакомить ребенка с реберно-диафрагмальным дыханием.

Простые игры с микрофоном помогут детям привыкнуть к своему голосу, звучащему в микрофон. Тембр голоса звучащий в микрофон несколько иной. А управляя рукой с микрофоном, позволяет проследить громкость звука, помогает фиксировать руку на нужном расстоянии у рта.

Музыкальный руководитель ударяет мяч об пол, дети проговаривают «Прыг», подбрасывает мяч вверх, дети говорят через октаву тоненьким голосом «Скок». Педагог неравномерно чередует «Прыг» и «Скок», дети должны быстро сообразить, как говорить в верхнем или в низком регистре. Это упражнение подходит для координации слуха и голоса, вырабатывает быстроту реакции голоса.

Можно выбрать любую попевку, разбить её на отдельные слова, дети повторяют за педагогом. Слова пропеваются в различных интервалах как вверх, так и вниз. Формирует музыкальную память, позволяет добиваться чистоты интонирования при пении различных интервалов.

Муз. рук. берёт игрушечный самолёт, дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета. Это упражнение способствует увеличению продолжительности выдоха, развивает силу и гибкость голоса, развивает грудной резонатор.

Дети поют на свободной высоте звук «У-у-у-у-у».

2. Громко, тихо. Самолёт отводить дальше, ближе.

3. Самолёт заболел. Дети интенсивно ударяют себя рукой по грудной клетке.

4. Летим вверх, вниз. Выполняем глиссандо вверх, вниз.

5. Полетели на стульчики. Расправив руки как крылья, дети «летят».

СВОЁ ИМЯ НАЗОВИ

Педагог просит ребят по очереди пропеть своё имя по слогам (по тоническому трезвучию вниз). Это упражнение обычно проводится на первых занятиях для знакомства. Оно помогает определиться с певучими звуками, а также с короткими и длинными звуками, настраивает голос на чистое пение. Также можно петь «Доброе утро», «Здравствуйте», «До свидания» и т. д.

Краской крашу я карниз ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ,

от и выкрашен карниз. ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ, «Вверх» произносить глиссандо вверх, «Вниз» – глиссандо вниз. Это упражнение способствует выработке гибкости голоса.

КАЧАЕМ МАЛЫША Произносим тоненьким ласковым голосом. Мы выдвигаем нижнюю челюсть вперед и слегка запрокидываем голову назад без напряжения, при этом видны четыре верхних и четыре нижних зуба. Мышцы лица свободны от напряжения. Желательно переходить на гласную “А” из среднего в высокий регистр, исполнять ее более протяжно, убаюкивающе. Можно помочь рукой – при подъёме звука плавно поднять руку в сторону – вверх.

Кукла Катя спать пошла.Я спою ей: “А-а-ааааа”.

Кукла Катя,засыпай: “Баю-ба-ай, баю-бай

Игры с микрофоном. Эти простые упражнения помогут детям привыкнуть к своему голосу, звучащему в микрофон. Тембр голоса звучащий в микрофон несколько иной. А управляя рукой с микрофоном, позволяет проследить громкость звука, помогает фиксировать руку на нужном расстоянии у рта.

Активно произносим звук «Ш-ш-ш», обнажив зубы. Чередуя громко –тихо, то есть сначала голосом, затем при помощи руки. Далее усложняем произносим на легато –стаккато.

Активно поём звук «У-у-у», чередуем глиссандо вверх и вниз с ровным пением. При этом управляя рукой звучание громко –тихо.

Твёрдо произносим: «Тук, тук молотком, мы построим птичкам дом». Стараемся услышать все согласные, оформляем их, чтобы не было излишнего «микрофонного» удара.

Данные приёмы можно разнообразить любыми звуками, скороговорками.

Формы и методы оздоровления детей в летний оздоровительный период. План ежедневной работы музыкального руководителя Формы и методы оздоровления детей в летний оздоровительный период. [/b] План работы музыкального руководителя Солодуха Е. Г. Дни недели (.

Педагогический проект «Формирование положительных эмоций в театрально-игровой деятельности с детьми раннего возраста» В декабре 2012 года проходила курсы повышения квалификации. На курсах защитила педагогический проект по теме самообразования ” Формирование.

Источник

Методическая разработка «Игры-упражнения для развития певческих навыков у дошкольников»

Иванцова ( Будакова) Наталья
Методическая разработка «Игры-упражнения для развития певческих навыков у дошкольников»

1ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Методическая разработка

Пение -наиболее доступный вид музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста Пение развивает музыкальный слух, память, чувство ритма., обогащает эмоциональную сферу ребенка. Необходимо с младшего возраста прививать детям любовь к пению и закладывать элементарные певческие навыки. Приобретение вокальных, хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений Упражнения для дошкольников должны быть предельно просты ритмически и мелодически, иметь игровой характер.

Чтобы ребенок чувствовал себя свободно, а голос звучал естественно, нужно принять правильное положение. Сесть или встать прямо, голову не поднимать слишком высоко, плечи свободно опущены. Игровые упражнения -установки:

1. Упражнение «Спинка- тростинка»

Мы проверим спинку,

2. Упражнение «Сидит дед»

Сидит дед, ему сто лет.

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие.

Правильное певческое дыхание имеет в пении большое значение и представляет собой целый комплекс действий (вдох, задержка, выдох). Эти навыки прививаются в процессе игр:

1. «Душистый цветок!»

На солнечной полянке расцвел прекрасный цветок, подносим его к носику и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом, плечи спокойные.

2. «Не погаси свечу».

Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил.

3. Надуваем шарик!»«

Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.

4. «Петушок»

Дети стоят прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги врозь. Проговаривают стихотворение, выполняя наклоны головы вправо, влево:

Целый день учил стишок.

Наклоны головы вперед-назад:

А запомнил он строку

Лишь одну: «Ку-ка-ре-ку!»

На вдох, сделанный через нос, медленно поднимают руки вверх; задерживают дыхание; затем хлопают руками по бедрам, произнося на выдохе:»Ку-ка-ре-ку!»

5.»Комарик»

Дети ставят ладони на плечи(«крылышки», машут ими. Двигаясь по залу и произнося звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука.

6.«Лягушки!

Педагог читает стихотворение. Дети кладут ладони на живот и делают энергичный выдох на слово «ква», активно работая мышцами.

Ночь чернее ваксы….

Месяц встал над бором,

Под ногами кочки,

У пруда цветочки.

Месяц лезет выше,

7.»Музыка дышит»

Под звучание любого вальса делаем равномерные вдох и выдох. На усиление звучания- вдох, на ослабление звука – выдох. Ладони лежат на животе – почувствовать как живот «идет вперед» на вдохе. А на выдохе возвращается

РАБОТА НАД ИНТОНИРОВАНИЕМ

. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Работу над интонированием следует начинать с понятия высоты звука Можно использовать дидактические игры, картинки, игрушки, шагающие по лесенке и т. п., чтобы образно показать повышение и понижение мелодии.

1. Попевка «Скок- поскок»

Скок, скок, поскок,

По водичку пошел,

(Низходящая поступенная мелодия, игрушкой птички – дрозда, образно можно показать движение вниз)

2. Попевка «Зимние забавы»

Я на горку поднимусь (поступенное движение вверх)

И на саночках скачусь (поступенное движение вниз, быстрее темп)

(Для наглядности можно использовать зимнюю картинку с катанием с горы)

3. Сказка «Лесенка»

В одной деревне жили- были веселые друзья. Каждый вечер они собирались на лесенке. На нижней ступеньке сидел Щенок и пел свою песенку: «Гав-гав!» (дети поют ре1)На второй устраивался зеленый Лягушонок и радостно квакал. Вот так: «Ква-ква!» (дети поют ми1). На третью забирался Утенок и важно крякал: «Кря-кря!»

(дети поют фа#). Четвертую ступеньку облюбовал пушистый Котенок, который всегда ласково мяукал, -вот так: «Мяу-мяу!» (дети поют соль1) А на самую высокую ступеньку садился Воробей, ведь у него был самый тонкий и звонкий голосок, и он высоко пел: «Чирик-чирик!»(дети поют ля1) Так сидели они каждый вечер и пели. Получалась у них вот такая песенка. Все поют песенку. (Гав-гав,Ква-ква, Кря-кря. и т. д.)

4. Игры- повторялочки

Педагог пропевает фразу – дети в точности стараются повторить музыкально.

5.«Мелодическое эхо»

Педагог играет небольшой мотив, дети на слог «Ле» стараются повторить.

Для закрепления навыков интонирования нужно систематически пропевать выученные песни а капелла.

ПРОТЯЖНОЕ, НАПЕВНОЕ ЗВУЧАНИЕ ГОЛОСА

Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.

1.»Ниточка»

. Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно. Пропеваем звуки или отдельные фразы и показываем, будто тянем невидимую ниточку.

2. «Карниз»

Краской крашу я карниз вверх-вниз, вверх-вниз

Вот и выкрашен карниз вверх-вниз, вверх-вниз

3. «Игра с мячом»

Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.

4. «Буратино и Карабас». Одна рука вверх (Это буратино, который сидит на дереве и боится Карабас, другая вниз (это Карабас, который стоит под деревом и не может

поймать Буратино). Голос работает на «Ой», участвуют два голосовых регистра – высокий и низкий.

ДИКЦИЯ И АРТИКУЛЯЦИЯ

Четкая дикция- непременное условие вокального исполнения. Прежде всего дети должны понимать смысловое содержание песни и стремиться четко и понятно произносить все слова. Непонятные слова нужно разъяснить и выучить.

Большое значение в развитии дикции и артикуляции имеют вокально-артикуляционные упражнения.

«Язычок и зубки»

Артикуляционное упражнение – игра на основе 10 упражнений работы В. В. Емельянова

«Фонопедический метод развития голоса»

Влево-вправо (протыкаем языком щеку слева и щеку справа,

Раз-два (опять слева) (опять справа).

Вверх-вниз (протыкаем языком верхнюю губу и нижнюю)

Язычок не ленись!

Губки просыпайтесь, (вибрируем губами)

Ротик открывайся! (очень широко открываем рот!

Язычок покажись (кусаем кончик своего языка,

И зубов не страшись! (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом

покусывая всю поверхность языка!

А зубы-то, а зубы

Кусают даже губы. (кусаем нижнюю губу).

И не унимаются. (кусаем верхнюю губу)

А губы то хохочут, (в улыбке открываем верхние зубы) То сильно обижаются. (выворачиваем нижнюю губу, обиженное выражение). То весело хохочут,

То снова обижаются!

Зубам надоело кусать -(жуем язык боковыми зубами).

Стали язык жевать

Язычок- не лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь, (проводим языком между верхней губой и зубами).

Хорошенечко умойтесь! (проводим языком между нижней губой и зубами)

А вместе с нами улыбайтесь! ((улыбаемся)

Дети ставят ладони на плечи(«крылышки», машут ими. Двигаясь по залу и произнося звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука.

Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В. Емельянова, которые делятся на статические и динамические.

Статические артикуляционные упражнения:

Должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).

Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.

1. «Птенчик» – широко открыть рот;

2. «Улыбка» – широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);

3. «Трубочка» – губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.

Динамические артикуляционные упражнения: В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе

1. Упражнение «Ручеек»

Быстрое движение вправо-влево кончиком языка по вытянутым губам, интонируя или один звук, или звуки тонического трезвучия вниз, таким образом имитируя журчание ручейка

2. Упражнение «Улыбка- трубочка»

– На «раз» – губы в улыбке, на «два» – губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» – грустный.

Педагог может задавать ритм для смены позы, играя на деревянных ложках или кастаньетах.

Скороговорки

Для развития дикции и артикуляции очень помогают скороговорки. В скороговорках используем следующие игровые приемы

1. Говорим скороговорки голосом героев сказок или мультфильмов. (Маша и Медведь,

Колобок, Лиса, Заяц, Волк и т. п.)

2. Проговаривание текста тихо и громко, увеличивая и уменьшая громкость.

3. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» – высоко, то «находясь глубоко под землей» – низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» – повышаем высоту звука.

.М. Картушина. сл. С. Маршака

Дети стоят в кругу и поют скороговорку, передавая на каждую долю друг другу щетку.

«Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока»

У кого после окончания пения окажется щетка. Тот поднимает ее вверх и проговаривает скороговорку как можно быстрее.

Все вышеперечисленные вокальные навыки развиваются постепенно Работа над ними ведется одновременно.

«Прогулка»

автор – О. Ю. Херувимова

Педагог рассказывает историю, дети выполняют необходимые действия.

Данная игра способствует активизации речевого аппарата, развивает дикцию и дыхание.

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. (Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).) Лошадка жила со своей мамой — доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. (Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).) И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. (Поочередно высоко – низко, быстро – медленно «щелкать» языком). Но однажды подул сильный ветер. (Активный долгий выдох через рот 4 раза). Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» («Щелкать» высоко от нижнего звука «у» до верхнего «о» — «у — о»). «Да куда же ты пойдешь? — ответила мама, — на улице сильный ветер». (От верхнего «о» к нижнему «у» «о – у».) Но Лошадка не послушалась и побежала («Щелкать» высоко). Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», — подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. (Вдох через нос — легкий, бесшумный, выдох — через рот со звуком «а», медленно 4 раза). Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. («Щелкать» высоко). Вдруг Лошадка услыхала странный звук. (Долгий звук “ш-ш-ш”). “Подойду-ка я поближе”, — решила Лошадка (“Щелкать” высоко). Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку (Звук «ш» короткий по 4 раза). Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик (звук «ф» по 4 раза, застрекотал кузнечик (звук «ц» по 4 раза, пролетел жук (звук «ж» продолжительный, за ним — комар (звук «з» продолжительный). А ветер дул все сильнее и сильнее (продолжительный выдох). Лошадка замерзла (звук «брр» 4 раза) и побежала домой («щелкать» высоко). Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама («Щелкать» низко медленно, она стала согревать Лошадку (бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза)

«Обезьянки»

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы, а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри

Игры и упражнения для развития навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения, направленные на развитие навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Методическая разработка «Использование игр для развития внимания дошкольников» Использование игр для развития внимания дошкольниковВопрос развития внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей,.

Методическая разработка «Технологии речевого развития дошкольников» Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать.

Упражнения и игры для развития навыков равновесия, лазанья, ползания и прыжков у детей Равновестие Через ручеек Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются.

Упражнения и игры для развития навыков равновесия, лазания, ползания и прыжков у детей Упражнения и игры для развития навыков равновесия в младшей группе. №1 Принеси игрушку. Цель: развитие ходьбы и равновесия. Инвентарь: погремушки,.

Упражнения и игры для развития навыков равновесия, лазанья, ползания и прыжков у детей (первая младшая группа) 1 мл. группа Равновесие Снежинки кружатся (2—3 года) Задачи. Развивать равновесие; вызывать чувство радости, удовольствия. Содержание игры.

Упражнения и игры для развития навыков равновесия, лазания, ползания и прыжков у детей дошкольного возраста «Хитрая лиса» Дети встают в круг примерно в шаге друг от друга. За пределами круга выбирается место, которое будет домиком хитрой лисы.

Упражнения и игры для развития навыков равновесия, лазанья, ползания и прыжков у детей в первой младшей группе 1 мл. группа Равновесие “Снежинки кружатся” (2—3 года) Задачи. Развивать равновесие; вызывать чувство радости, удовольствия. Содержание.

Упражнения и игры для развития навыков равновесия, лазанья, ползания и прыжков у детей. Часть 2 Упражнения и игры для развития навыков лазанья в младшей группе. №1 Через обруч к погремушке (флажку, ленточке). Цель: Ловкость и гибкость,.

Упражнения и игры для развития навыков равновесия, лазанья, ползания и прыжков у детей. Часть 3 Упражнения и игры для развития навыков пражков в младшей группе. №1 Прыгай – хлопай! Цель: прыгать ритмично,указанным способом Ход игры:Дети.

Источник

Читайте также:  Упражнения для развития хватательного рефлекса
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector