Игровые упражнения автоматизация л

Логопедические игры на автоматизацию звука Л
картотека по логопедии

Игра «Один – Много»

Цель: автоматизация звука Л в словах; развивать умение образовывать мн. ч. существительного;

Ход игры: Послушай слова, измени по образцу.

Образец: лампа – лампы, пила – пилы, плот – плоты, болт – болты, клоуны – клоуны, блокнот – блокноты.

Игра «Назови ласково»

Цель: автоматизация звука Л в словах; развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Ход игры: Послушай слова, назови ласково.

Образец: салат – салатик, кукла – куколка, яблоко – яблочко, каблук – каблучок, слон – слоник, лужа – лужица и т. д.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: автоматизация звука Л в словах; расширение словаря;

Ход игры: Назови слово противоположное по значению.

Образец: черный – белый, темный – светлый, грустный – веселый, старый – молодой, худой – толстый и т. д.

Игра «Посчитай от 1 до 10»

Цель: автоматизация звука Л в словах; согласование числительного с существительным;

Ход игры: Посчитай от 1 до 10 и обратно со словом лавина.

Образец: одна лавина, две лавины, три лавины и т. д.

Игра «Распутай слова»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Ход игры: Взрослый переставляет слоги местами, называет слово которое получилось. Ребенок отгадывает слово.

Образец: лапи – пила, налу – луна, жоклу – лужок, ункло – клоун, доньла – ладонь и т.д.

Игра «Жадина»

Цель: автоматизация звука Л в словосочетаниях; согласование притяжательного местоимения с существительным.

Ход игры: Взрослый просит поиграть в жадину, который говорит, что все вещи его.

Образец: лак – мой лак, кукла – моя кукла, ладонь – моя ладонь, плот – мой плот, блокнот – мой блокнот и т. д.

Игра «Что из чего сделано?»

Цель: автоматизация звука Л в словосочетаниях; образование относительных прилагательных.

Ход игры: Взрослый называет предмет и спрашивает из чего он сделан.

Образец: стеклянный стакан – стакан из стекла, соломенная кукла – кукла из соломы, пластмассовая пила – пила из пластмассы, пластилиновый клоун – клоун из пластилина.

Игра «Измени предложение»

Цель: автоматизация звука Л во фразе;

Ход игры: Спряжение глагол по образцу. (Образец дает взрослый)

Образец: Сломать лыжную палку. Я сломала лыжную палку. Ты сломал лыжную палку. Он сломал лыжную палку.

Она … Вы… Мы… Они…

Игра «Путаница»

Цель: автоматизация звука Л во фразе;

Ход игры: Составь и преобразуй предложение по образцу.

Образец: Палка, Павел, у. – У Павла палка. Молоко, котенок, лакать. Мила, кукла, у. Павел, галстук, магазин, купил, в. Павел, балкон, на, стоял. Павел, галстук, новый, надел. Павел, небо, молния, в, увидел –

Павел, ёлка, зал, в, поставил . Павел, халва, Ольга, угостил . Павел, хлеб, колбаса, с, ел. небо, солнышко, в, ясное, полдень, в, светило.

Игра «Исправь ошибки»

Цель: автоматизация звука Л во фразе.

Ход игры: Взрослый произносит фразу, ребенок исправляет ее.

Образец: Булка ела Аллу. – Элла ела булку.Лук полол Лушу. – Луша полола лук. На стекле лопнул балкон.

Голубь поймал Михаила. Халат надел маму. На белке сидела елка. Лось лает на собаку. У лужи был дом. Стол поставили на лампу. Мяч ловко ловит Милу. У голубого платья есть кукла. Вилкой едят суп. Океан плыл по кашалоту. Алфавит учил Милу. На гладиолусах появилась клумба. Ёлка ходила около лося. Оладьи съели Милу. Белое небо плыло по голубому облаку. Салат торчал из ложки. Голуби вылетели в голубятню. Фиалка села на пчелку. Колодец подошёл к Павлу. На лукошке стоял полный стол. Около голубей сидела лужа. Посёлок осветил молодую луну. Лошадь скакала на всаднике. Хозяин лаял на Полкана. Подсолнух полил Клаву. Слон нарисовал художника. Ёлка выросла под ландышем.

Читайте также:  Упражнение знаешь ли ты себя

Подумай и скажи, какое слово здесь лишнее (не забудь, что это логопедическое задание)

Сумка, табурет, лошадь, занавес

Осёл, лук, козёл, стол

Лампа, лавка, булочка, лапоть

Ребёнок должен объяснить свой выбор

Подбери из текста родственные слова к слову ВОЛК. Перескажи текст.

В лесу живёт волк со своею волчихой. Сам волчище большой и сильный. Волчица поменьше. в волчьем логове у них семь маленьких волчат. самого маленького волчонка поймал охотник. Он назвал его волчок — лесной бочок.

Запомни, повтори волк — волчица — волчата — волчий

“Найди предметы со звуком Л”. Определи место звука Л в слове.

11. Игра «СОЛОВЕЙ И ЛАСТОЧКА» — образуй слова по образцу

петь — соловей пел — ласточка пела

сидеть (на ветке) –

«Отвечай-ка». Ребёнок ловит мяч и, бросая его логопеду, отвечает на вопрос полным ответом.

Лексический материал насыщен звуком [Л]: Что Мила приготовила из клубники? Что Слава испачкал смолой? Что клоун делал под куполом? Кто слушал пение соловья? Где Алла покупала халву и пастилу? Кто испугался голодного волка? Кто долбил ствол сосны? У кого теплое дупло? Почему стул упал на пол? Кто мыл куклу мылом? Водолаз ныряет мелко или глубоко? Куда прячется волк? Где хранятся молоко и масло? Кто ловко вдел нитку в иголку? У кого есть хобот? Что дает человеку корова? Чем Клава моет руки?

Игра “Расскажи сказку”. По мотивам русской народной сказки “Репка”, только герои другие. Например: посадил Лосяш лук. А помогали ему слон, антилопа, лама, лошадь, козел, волк, белка. Не только закрепляем произношение звука [Л], но и развиваем лексико-грамматический строй речи, связную речь, память.

Игра “Подарки”. Лосяш и Белка рады подаркам. Лосяшу нравятся предметы, которые начинаются на звук его имени [Л], а Белке – где звук [Л] в середине слова. Раздай подарки нашим героям. Будь внимателен! Сначала четко и правильно назови картинку, а потом подумай, кому ты ее отдашь. Как ты думаешь, что будут делать наши герои со своими подарками? Расскажи.

Игра “Какая картинка лишняя?” Ребенок называет все картинки в ряду, определяет “лишнюю”, обосновывает свой выбор. Можно передвигаться прыжками, а около “лишней” картинки не останавливаться, перепрыгнуть ее. Также можно предложить собрать “лишние” картинки и придумать к ним слова по смыслу со звуком [Л]. Например, мочалка – мыло, лупа – молоток, клоп – пчела, полка – стул.

Источник

Игры и упражнения для автоматизации звука [Л’]

Марина Лобастова
Игры и упражнения для автоматизации звука [Л’]

1. Упражнение для вызывания и уточнения произношения звука «Ль»: «Колокольчик».

Логопед. Эльф летает над цветами и, здороваясь с ними,звенит колокольчиком: Ль, Ль, Ль.

(см. презентацию, слайд 1)

2. Автоматизация звука «Ль»в прямых слогах: «Птичья песенка».

Логопед. Жила-была маленькая птичка,она летала высоко и пела вот так: ля-ля-ля.Подними язычок за верхние зубы и спой так же: ля-ля-ля.А теперь спой вот так: ле-ле-ле, ли-ли-ли, лю-лю-лю, лё-лё-лё.

(см. презентацию, слайд 2)

3. Упражненияв произнесении слогов с изменением ударения:

а) «Поезд мчится – колёса стучат».

Логопед. Слушай внимательно и повторяй песенки поезда (с изменением ударения):

ля-ля; ли-ли; ле-ле; лю-лю; лё-лё.

(см. презентацию, слайд 3)

Логопед. Мальвина решила научить своих друзей правильно произносить звук «Ль» и для этого придумала слоговые песенки. Слушай их внимательно и повторяй вместе

с Мальвиной и её друзьями, постарайся не ошибаться (с изменением ударения):

ля-ля-ля; ле-ле-ле; ли-ли-ли.

(см. презентацию, слайд 4)

4. Автоматизация звука «Ль»в слогах в интервокальной позиции: «Песенки».

Логопед. Эльф решил научить Дюймовочку правильно произносить звук «Ль». Для этого он придумал слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй их вместе с

Эльфом и его подругой.Постарайся не ошибаться: аля, олё, улю, или, эле;

ля-аля, лё-олё, лю-улю, ли-или.

(см. презентацию, слайд 5)

5. Автоматизация звука «Ль» в слогах со стечением согласных звуков: «Львёнок учится говорить».

Логопед. Чётко, не торопясь, повтори вслед за Львёнком разные слоговые «напевалки» со звуком «Ль»: пля, фля, вля, кля, гля, мля, тля; плё, флё, влё, клё, глё, млё, тлё; альпа, альба, алька, альфа, альва; ольпо, ольбо, олько, ольфо, ольво; ульпу,ульбу, ульку, ульфу, ульву.

Читайте также:  Упражнения легкие для галифе

(см. презентацию, слайд 6)

6. Упражнениедля развития фонематического слуха: «Лодка».

Логопед. Внимательно послушай и запомни, какой звук издаёт моторная лодка, когда плывёт по воде: Ль –Ль – Ль. Изобрази ладошками маленькую моторную

лодочку, когда услышишь,как она гудит: Ль – М – Н – Ль – А – В – З – Ль – У –

О – Вь – Мь – Ль – Нь – Мь –Сь – Зь – Фь – Ль – Ть – Ы- У – Ш – Д – Г – Г – Э –

(см. презентацию, слайд 7)

7. Упражнение на закрепление произношения звука «Ль»в конце слов: «Телефон».

Логопед. Близнецам Толе и Коле нравилось загадывать друг другу слова по телефону. Нужно прослушать три слова и повторить из без ошибок. Послушай ряды слов и повтори их, отчётливо произнося звук «Ль»: боль – пыль – моль;

даль –педаль –медаль; куль –мель –метель; миндаль –ковыль –быль;

капель –тополь –китель.

(см. презентацию, слайд 8)

8. Упражнение «Подумай».Задачи: автоматизация звука в словах; развитие

фонематического слуха. Сначала ребёнок называет все картинки, где

автоматизируемый звук в словах занимает различную фонетическую позицию –

в начале, конце и середине; затем из названных картинок только те, в которых данный звук находится, например, в начале.

(см. презентацию, слайды 9-11)

9. Игра «Доскажи словечко».Задачи: автоматизация звука в словах; развитие зрительного восприятия. Ребёнок заканчивает предложение подходящим по смыслу словом с автоматизируемым звуком.

(см. презентацию, слайд 12)

10. Игра «Четвёртый лишний».Задачи: автоматизация звука в словах; развитие

логического мышления. Ребёнок из нескольких названных картинок называет лишнее,

а оставшиеся три – одним словом и объясняет, почему.

(см. презентацию, слайды 13-15)

11. Упражнение «Образуй».Задачи: автоматизация звука в словах, образование

существительных от глаголов. Логопед начинает предложение, а ребёнок заканчивает словом, образованным от глагола, выделяя голосом автоматизируемый звук.

(см. презентацию, слайды 16-17)

12. Упражнение «Рассказ с картинками». Логопед читает рассказ, а ребёнок называет появляющиеся картинки, грамматически правильно оформляя слова и чётко проговаривая автоматизируемый звук в словах.

(см. презентацию, слайд 18)

13. Игра «Скажи слово со звуком».Задачи: автоматизация звука в словах;

развитие фонематического анализа. Логопед произносит слово без

автоматизируемого звука, а ребёнок проговаривает слово полностью. Звук в слове

занимает различную фонетическую позицию.

(см. презентацию, слайды 19-21)

14. Упражнение «Назови детёныша».Задачи: автоматизация звука в словах,

словосочетаниях; образование названий детёнышей животных; уточнение знаний об

окружающем мире. Сначала ребёнок называет отдельно детёныша животного, затем

по образцу проговаривает сочетание слов, выделяя голосом автоматизируемый звук.

(см. презентацию, слайды 22-26)

15. Автоматизация звука «Ль» в стихотворном материале.

Источник

Автоматизация звука Л в словах. Игры и упражнения в картинках с помощью моделирования

Автоматизацию звука Л в словах следует проводить после автоматизации в слогах. Для того, чтоб ребенку было интересно произносить слоги, их рекомендуется обыграть с помощью Бродилок. Бродилки можно найти в интернете, сделать своими руками, а можно скачать у нас на сайте.

Просите ребенка произносить ЛА-ЛА-ЛА (прикусывать кончик языка) и при этом шагайте пальчиками по Бродилкам, выполняя задания. Когда ребенок научится говорить эти слоги, можно переходить к другим или чередовать их.

ЛА-ЛА-ЛА; ЛО-ЛО-ЛО; ЛУ-ЛУ-ЛУ; ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ; АЛ-АЛ-АЛ; ОЛ-ОЛ-ОЛ; УЛ-УЛ-УЛ; АЛА-АЛО; АЛУ-АЛЫ-УЛА-ЫЛА; ГЛА-ГЛО-ГЛУ-ГЛЫ; ВЛА-ВЛО-ВЛУ-ВЛЫ ит.д.

Обязательно при произношении слогов прикусывайте кончик языка!

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука Л проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука Л (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  4. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
  5. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.

Для большей эффективности звук Л в словах автоматизируется последовательно: сначала проводим занятия на автоматизацию звука в начале слов, затем в середине и в конце слов.

На нашем сайте Вы можете скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.

Читайте также:  Упражнения от хайди клум

1. Автоматизация звука Л в начале слов:

  • лак, лапа, лавка, лампа, лама, лайка, лапоть, ластик;
  • ландыш, ласточка, лом, лось, лошадь, локоть, локон, лотос;
  • логово, лодка, ложка, луг, лук, луч, лупа, лужа;
  • лунка, лучник, луковица, лыжи, лыжник, лапша, ладья , лакей;
  • ладонь, лангуст, ладоши, лаванда, лото, лопух, лоток, лопата;
  • лосенок, лосиха, луна, луноход, лукошко, лужок, лачуга, локомотив.

2. Звук Л в середине слов:

  • пила, юла, скала, пчела, булавка, салат, халат, палатка;
  • водолаз, село, солома, соломинка, болото, колодец, калоша, талон;
  • кулон, одеколон, солонка, бензоколонка, котелок, малыш, полынь, булыжник;
  • школа, коала, акула, шиншила, кобыла,жало, сало. мыло;
  • одеяло, пугало, колос, волосы, голова, булка, наволочка, голубь;
  • зажигалка, мочалка, скакалка, скалка, соковыжималка, иголка, елка, белка.

3. Автоматизация звука Л в конце слов:

  • бокал, пенал, шакал, мангал, кинжал, вол, кол, стол;
  • гол, футбол, укол, баскетбол, стул, зал, оскал, пьедестал.

Можно закреплять звук Л , называя или повторяя слова на картинках, а можно сделать занятия еще более интересными и разнообразными. Для этого мы предлагаем Вам варианты игр и упражнений. Данные игры помогут не только автоматизировать звук в словах, но и разовьют грамматический строй речи, память, внимание, мышление вашего малыша.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком Л (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Л (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало лампы, не стало стола и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Л, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком Л, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, лампа, лапа, рак, лук. Лишняя карточка РАК, здесь нет звука Л).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, лапа — много лап, белка — много белок, стол — много столов). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЛОЖКА, к маленькому — ЛОЖЕЧКА.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного. Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — ложкА, но две, три, четыре -ложкИ, пять — ложЕК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов.

  • Карточки для Игры «Четвертый лишний»

Автоматизация звука Л в словах. Игры и упражнения в картинках будут интересным занятием взрослого с малышом.

Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. А можно распечатать, разрезать и играть с удовольствием.

Вам также будет интересно:

Желаем всем успехов и позитивного настроения.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector