Группы значений суффиксов упражнения

Логопедическое занятие Тема: «Значения и правописание суффиксов» (группа ОНР, НВОНР, 2-3 класс)
план-конспект на тему

Данное логопедическое занятие поводится в группах с наушением чтения и письма, обусловленное ОНР, НВОНР. во 2-3 классах. На занятие отводится два часа.

Скачать:

Вложение Размер
tema_znachenie_suffiksov_okon_variant.docx 33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Значения и правописание суффиксов»

(группа ОНР, НВОНР, 2-3 класс)

Составитель: Петрович О.Д.

МБОУ гимназия, г.Советский

Тема: Значения и правописание суффиксов.

Цель: Создать условия для ознакомления обучающихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласкательно-уменьшительную форму, увеличительную и суффиксы в профессии людей)

-формировать у обучающихся умения образовывать слова с помощью суффиксов;

-углублять представления о значении суффикса в слове;

-обогащать словарный запас ;

-контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

— поиск и выделение необходимой информации

-анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

-умение применять правила и пользоваться инструкциями;

Познавательные УУД (информационные)

-обучение работе с разными видами информации;

-познавательные УУД (логические)

-подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

— формировать умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Оборудование: сигналы, лист-задания, увеличительное стекло, таблица с суффиксами.

Цель: Организовать направленное внимание на начало урока.

Прозвенел уже звонок,

Нам пора начать занятие.

Проверьте готовность к уроку.

Упражнение на развитие слухового внимания .

Сейчас мы выполним задание, которое нам поможет сосредоточиться и отвлечься от посторонних мыслей.

На полях тетради поставьте столько точек, сколько раз встретиться слово «три»:

Посчитай и посмо три

Три у клевера листка,

Три у дыма завитка,

Три зубца у старой вилки,

Три в тетради у Данилки-

Он урок не доучил,

Вот и тройку получил!(7) Молодцы! Хороший настрой на работу!

Загадка : Работа в парах. Закончи предложение.

Когда это бывает?

— О каком времени года эти слова?

Какое сегодня число? (можно обратиться к календарю)

Какой по счёту месяц в году?

Что ещё мы можем сказать об этом месяце? (весенний месяц, первый весенний месяц)

II.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

На доске дерево.

На дереве набухли почки, раскрыться листочкам нам помогут знания, которые мы сегодня получим на занятии.

(Логопед раздаёт листы-задания каждому ребёнку)

К. ток, сн. жок, л. док,, д..нёк, с…дик, в.тер

Какое нужно задание выполнить? ( вставить пропущенные буквы)

Прочитайте слова по цепочке.

Какие буквы пропущены в словах.

На какие две группы можно разделить эти слова. ( с гласной а и е)

Запишите эти слова в тетрадь.

Выделите корень. (совместная работа)

Прочитайте слова и подумайте какое слово лишнее. Почему?

Лишнее слово ветер , т.к. в нём нет суффикса.

Назовите суффиксы в этих словах?

С каким значением эти суффиксы? (уменьшительно – ласкательным)

Образуйте от слова ветер слово с новым значением (ветерок) Какой суффикс в этом слове?

Сформулируйте тему урока. (суффикс, весна)

… Всё на свете из чего-либо состоит. Облака – из капель воды. Лес- из деревьев. Наша речь-из предложений. Предложения состоят из слов, а слова имеют свой строительный материал Вспомните из каких частей состоят слова…

Сегодня мы продолжим образовывать новые слова при помощи суффиксов и познакомимся с новыми суффиксами?

Рефлексия: Зачем нужны эти знания, где можно применить?

Например: снег, а ласково. Дети: снежок. А если много. Дети: снежки. Поиграем в снежки?

У каждого свой снежок:Вам нужно кинуть снежок . называя любой предмет весны просто и ласково! Я собираю снежки в корзину.

Я называю слово без суффикса , а ребёнок обратно со снежком — ласковое.

Игра в снежки : ручей — ручеёк, сосулька-сосулечка, дождь-дождик, цветок-цветочек, лёд-ледок, ветер-ветерок, солнце-солнышко и т.д.)

Рефлексия: Как мы называли слова (ласково) С каким значением мы использовали суффиксы для образования новых слов (уменьшительно-ласкательным).

Назовите эти суффиксы.

Рефлексия: Чувствуется приближение весны. Какие чувства вызывает у вас это состояние природы?

Прочитайте эти слова. Подумайте, как они образовались? Почему зажглись красные фонарики?

Лида-Лид …чк а Таня — Тан …чк а Петя — Пет …ньк а

(Гласные в суффиксах обозначены кр. точками.)

Это опасное место. В чём опасность? (мы можем допустить ошибку в написании гласной в суффиксе)

Перед нами учебная задача. Проблема. Как мы можем её решить? Что надо сделать? (Обратиться к таблице суффиксов).

Найдите эти суффиксы и вставьте пропущенные буквы.

Устная работа. Образуйте слова. Возможна запись одного слова с ум-лас суфф.

Валя — Марина — Алёша –

Исправьте ошибки. Примените полученные знания и исправьте ошибки.

Ваничка пускает кораблики. Надинька лепит снеговика. Ирачка копает грядку.

Закончи предложение : для образования ласковых имен людей используют суффикс…….с гласной, суффикс ……с гласной, суффикс…..с гласной…..

Назовите ласково свои имена.

III. Как называется часть слова, которую мы выделяли? С каким значением эти суффиксы?

А сейчас мы должны вспомнить всё, что знаем о суффиксе и найти верные утверждения. Подчеркните верные утверждения.(Логопед читает утверждения)

1.Суффикс – это маленькое слов.

Суффикс – это часть слова.

2.Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

3.Суффикс стоит после корня,

Суффикс стоит перед корнем.

Прочитайте верные утверждения. (Один ребёнок читает, другие дети работают с цветовыми сигналами: зелёный – верно, красный – не верно)

Пользуясь верными утверждениями составьте слова.

Ах, грач на горе…(Поднять руки вверх, соединив их над головой)

Знать весна на дворе! (Разводят руки вверх, в стороны)

Голубочки, голубочки! (Взмахи кистями)

Принесите по клубочку! ( Крутят кулачками)

Чечётки, чечётки, (взмахи кистями)

Принесите всем по щетке! (Потирают ладони)

Жаворонки, прилетите! (Взмахи руками вверх-вниз)

Весну – красну принесите (Протянуть руки вперёд)

V.Суффикс- волшебник приготовил нам в подарок весенний цветок, но он не простой, а суффиксальный. Чтобы разгадать его тайну нужно собрать слова, которые он загадал.

Это слова: цветок, цветочек, цветник, цветной, цветущий, цветик

Что вы можете сказать о словах, которые у нас получились.

Это однокоренные слова.

Назовите корень? (цвет)

Эти слова обозначают одно и тоже.

Вывод : Нет, у нас получились однокоренные слова, которые обозначают разные предметы и признаки.

Какая часть слова помогла нам образовать от одного корня разные слова.

Назовите слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос что.

(цвет, цветник, цветочек, цветик)

Задайте вопрос к словам цветной и цветущий.

Составьте словосочетания с этими словами. (цветной карандаш, цветущий сад)

Вывод: назовите общую часть в словах и ту часть, которая меняет значение слова.

Работа с картинками (логопед показывает картинку, дети образуют новые слова: берёза, рыба, лес)

рыба- рыбка- рыбный суп –рыбак, лес-лесок, лесной -лесник

VI.Слова с суффиксом –ищ.

Весной пробуждается природа. На деревьях набухают почки. Веселее поют птицы. Просыпаются насекомые.

Детям раздаются картинки с насекомыми.

Назовите, кого вы видите на картинках, так, чтобы мы поняли какого они размера (жучок, комарик, пчёлка и т.д.)

А теперь посмотрим в увеличительное стекло на эти предметы. Какие они стали? Большие, огромные….большущие, здоровущие

Дети называют слова: жучище, комарище, пчелище……а какие у них лапки….лапищи, носищи, глазищи….и т.д.

Назовите одинаковую часть в этих словах. –ИЩ-

Запишите два любых слова с суффиксом –ищ, выделите суффикс.

Вывод: какое значение придаёт это суффикс словам (значение увеличительности)

VII. Суффиксы в словах, обозначающих профессии и занятия людей.

С приходом весны у людей появляется много работы в поле, саду, огороде.

Ответьте на вопрос.

Кто ухаживает за садом? — садовник Кто пашет поле?- пахарь

Кто пашет поле на тракторе?- тракторист.

Кто работает в огороде? – огородник

Как образовались эти слова? Назовите суффиксы.

Что обозначают эти слова? (профессии людей)

Все профессии нужны, все профессии важны.

Кто сеет семена? Сея тель.

Назовите слова, обо значающие профессии людей с суффиксом -тель

Назовите одинаковую часть в этих словах. (тель)

Почему зажглись фонарики? (опасное место). В чём опасность? Как мы должны решить эту учебную задачу, проблему?

Сделайте вывод: суффикс –тель- пишется с гласной е.

У вас у каждого есть слово-секрет оно находится в задании №7.

Загадайте эти слова, составьте вопрос ( слова: писатель, водитель, руководитель, читатель, целитель, создатель) Дети задают свои вопросы ( Кто пишет книги? и т.д.)

Для чего нужны суффиксы? А для чего нам эти слова?

VIII. Чтобы наша речь была более яркой, выразительной, эмоциональной. Чтобы слова более точно выражали наши чувства, отношение к предмету для этого мы используем слова с суффиксами.

Пришла весна. Светит яркое солнце . Дует легкий ветер . Поют весенние песни синицы и воробьи .

Наступает весна. Мы радуемся ей. При помощи суффиксов от подчеркнутых слов в тексте образуйте новые слова (солнышко, ветерок, песенки, синички, воробушки), которые бы показали радостное отношение к весне.

IX.Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: самоопределение.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Какой части слова был посвящен урок? Какие проблемы мы решали? (правильное написание суффиксов)

Определите, что вы знаете и умеете.

Если умеете — нарисуйте зелёный кружок, если затрудняйтесь –жёлтый, не понял – красный.

-Понимаю, что такое суффикс

-Умею находить суффикс в слове

-Знаю значения суффиксов

-Умею образовывать новые слова при помощи суффиксов.

Ребята вы хорошо потрудились, оказывается вы не

только хорошие ученики, но и умелые строители слов….

Итог: На дереве не раскрылись листочки…. Поможем. Дети подходят к дереву переворачивают листочик, на котором написаны суффиксы. Дети называют слова с суффиксами. На одном листочке написана приставка. Это суффикс – нет. Что это? Отвечая на этот вопрос мы узнаем тему следующего занятия. Что общего между приставкой и суффикс.

1 .К…ток, сн…жок, л…док, д…нёк, в…тер, с..дик.

Лида –Лид…чка , Таня – Тан…чка, Петя – Пет…нька

Образуйте новые слова:

Валя — …., Марина -…. Алёша -….

Задание №3 Исправь ошибки

Ваничка пускает кораблики. Надинька лепит снеговика. Ирачка копает грядку.

Задание№4. Закончи предложение: для образования ласковых имен людей используют суффикс…………………с гласной……., суффикс…………с гласной……, суффикс…………с гласной…….

Задание №5 Прочитайте, найдите и прочитайте верные утверждения:

1.Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова.

2.Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

3.Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

Задание №6 Собери слово: ушк, изб, а

Задание №7 Слово – секрет: издатель.

Пришла весна. Светит яркое солнце. Дует лёгкий ветер. Поют весенние песни синицы и воробьи.

Источник

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии «Образование слов при помощи суффиксов» на материале лексической темы «Домашние животные»
план-конспект занятия (логопедия, 3 класс) по теме

Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания у младших школьников с ОНР сочетается с нарушением устной и письменной речи (дисграфии). У таких детей не сформированы такие психические функции, как операционные компоненты словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, отвлечение, абстрагирование, классификация) и речеслуховая память. Выявляются также неустойчивость внимания, трудности переключения с одного вида деятельности на другой, выработка алгоритма орфографических действий. Для них характерны эмоциональная неустойчивость, снижение мотивации к учебной деятельности, некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Отмечается недостаточный уровень речевых функций: ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря, аграмматизмы: морфологические и семантические, неумение сравнивать звуковые единицы речи, дифференцировать лексическое и грамматическое значения. Дети с аграмматической дисграфией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Тема «Образование слов при помощи суффиксов» изучается в 3-м классе в разделе «Формирование морфологических обобщений». При работе над темами третьего раздела «Формирование морфологических обобщений» учащимся предстоит уточнить и закрепить основные словообразовательные модели. Основные задачи: 1. устранение аграмматизмов в словообразовании; 2. овладение суффиксальным и приставочным способами образования основных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов) 3. уточнение значения понятия «однокоренные слова»; 4. развитие умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов; 5. развитие умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава; 6. развитие способности проводить разбор слов по составу; 7. обогащение словарного запаса;

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_po_korrektsii_agrammaticheskoy_disgrafii.docx 44.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии

Тема занятия: Образование слов при помощи суффиксов.

Учить детей навыкам словообразования при помощи суффиксов на материале лексической темы: «Домашние животные».

1. Познакомить детей с суффиксами и их ролью в образовании новых слов.

2. Познакомить детей со значениями суффиксов.

3. Закреплять знания о правописании суффиксов.

4. Учить подбирать антонимы — слова, противоположные по смыслу.

5. Обогащать словарь детей по лексической теме «Домашние животные».

  • иллюстрации домашних животных,
  • карточки для индивидуальной работы
  • схематичное изображение суффиксов.

Тема: Образование слов при помощи суффиксов .

1. Закрепление материала предыдущего занятия.

Игра «Какие корни «убежали» из слов»?

Определите, какой корень «убежал» из слов.

Прочитайте, какие слова получились

2. Объявление темы занятия.

Какая часть слова придаёт разные оттенки значения? Это суффиксы. Выделите суффиксы (Обсуждение новых значений слов).

Это удивительно, как может суффикс преобразить слова. Если бы не было суффиксов, русский язык не был бы такой богатый и красивый.

Сегодня на занятии мы будем учиться находить суффикс в слове, образовывать новые слова при помощи суффиксов.

3. Объявление лексической темы занятия.

Отгадайте, о ком это стихотворение?

Этот зверь живёт лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мышь его боится.

Угадали? Это -… Кот!

Кот- животное домашнее. Каких домашних животных вы знаете?

Многие держат дома любимых животных. Это не только кошки, собаки или рыбки, это могут быть птички, морские свинки, черепашки, хомячки. О домашних животных их питомцах нужно заботиться, ухаживать, кормить, их нельзя обижать.

Сегодня домашние животные помогут нам познакомиться со словообразовательной ролью суффиксов.

4. Знакомство с суффиксами: -ОНЬК, -ЕНЬК, -ЕЧК, -УШК, -ЮШК, имеющими уменьшительно-ласкательное значение.

У многих в доме живёт кошка. С кошками очень интересно играть. Посмотрите, какие бывают породы кошек.

Кошкам и котятам нравится, когда их гладят, ласкают. Недаром говорят: «Ласковое слово и кошке приятно».

Задание: я говорю слово, а вы называете его ласково.

5. Запись слов из предыдущего задания и обозначение суффиксов, при помощи которых образованы эти слова. (на доске).

6. Знакомство с суффиксами: -АТ, -ЯТ, -ОНОК, -ЁНОК и их значением.

Посмотрите на картинку. Каких домашних животных любят Лена и Костя?

Это – белочка, ёжик, кролик, хомяк, бурундук, мышки, заяц. Все эти животные — большие любители поесть, а ещё лучше — что-нибудь погрызть. Их так и называют — грызуны.

А ещё у грызунов рождается очень много детёнышей. Например, у золотистого хомячка бывает до 22 детёнышей.

С помощью суффиксов образуем названия детёнышей животных.

Белка – бельчонок — бельчата

Ёжик – ежонок — ежата

Заяц – зайчонок — зайчата

Мышка – мышонок — мышата

Кролик – крольчонок — крольчата

Запишите любые названия детёнышей, выделите суффиксы (проверка).

7. Знакомство с суффиксами: -УЩ, -ЮЩ, -ИЩ и их значением .

О каких домашних животных мы ещё не говорили? Кто радостно лает, виляет хвостом, встречает, когда вы приходите в дом? Это собака.

Какие породы собак вы знаете? Собаки могут быть совсем крошечными (йокширский терьер), а могут быть очень большими (дог).

У вас на карточках написан рассказ про болонку Булю. Замените подчёркнутые слова словами с увеличительными суффиксами -ИЩ,-УЩ,-ЮЩ так, чтобы получился рассказ про дога.

Буля — французская болонка. У неё маленькая МОРДОЧКА, круглые ГЛАЗКИ, черный НОСИК, ЛАПКИ. У Були коротенький ХВОСТИК — очень пушистый.

Чтобы у нашего дога всё было наоборот, используем антонимы-слова с противоположным значением.

Буля — французский дог. У него большая мордища, круглые глазищи, чёрный носище. Лапищи у Були длинные, хвостище гладкий.

Прочитайте, что у нас получилось.

Запишите любое слово с увеличительным суффиксом и слово, от которого оно образовано. (Проверка).

8. Индивидуальная работа на карточках.

Каких ещё домашних животных держат люди дома? (птичек, рыбок, черепашек). Рыбки живут в специальном домике с водой — аквариуме.

Лягушки, змеи, ящерицы и черепашки любят тепло и не любят холод. Если мы хотим, чтобы они жили рядом с нами, то нужно сделать для них специальный домик-террариум и следить, чтобы им было тепло.

На карточках – предложения. Слова с суффиксами подчёркнуты .Внизу — слова, образованные с помощью таких же суффиксов.

Задание: выписать подчёркнутые слова и подобрать к ним слова с такими же суффиксами.

Попугай Кеша — ШАЛУН и забияка.

Кошка Муся очень любит ЧИСТОТУ.

Такса КЛЁПА-ХИТРЮГА и ЖАДЮГА.

ПЛАВАНИЕ в тазу – любимое занятие черепахи Чины.

Слова для справок: быстрота, гуляние, зверюга, болтун.

Выписать слова, обозначить суффиксы. Какой смысл придали суффиксы этим словам?

9. Подведение итогов занятия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной».

Аграмматическая дисграфия Механизмы аграмматической дисграфии: — Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений. 1. Проявляется на уровне слова: ис.

Задача: Показать ведущую роль корня в группе родственных слов на материале лексической темы «Лес».

Закрепление знаний обучающихся о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю, И; знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме; закрепление навыков пр.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса по теме «Предлоги&quot.

Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии (для учащихся 4 класса с ОВЗ/ЗПР).Тема: Образование слов при помощи приставок. В занятии даются практические задания на закреп.

Источник

Читайте также:  Упражнения мышц тазового дна с картинками
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector