Группы методов обучения физическим упражнениям

Характеристика методов и приемов обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Краткая характеристика методов и приемов обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.

Скачать:

Вложение Размер
harakteristika_metodov_i_priemov.docx 20 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика методов и приемов обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.

Различаются три группы методов: наглядный, словесный и практический.

Наглядные методы основанный на непосредственном чувством восприятия физ. упр. и используются для создания у детей зрительных представлений о движении.

К наглядным методам относятся такие приёмы как:

  • непосредственный показ физ. упр. – при показе у детей через органы зрения создаётся зрительное представление о движении. Показ применяется во всех возрастных группах, когда детей знакомят с новыми движениями;
  • имитация – подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни – занимает большое место пи обучении движениям детей дошкольного возраста;
  • наглядные пособия (рисунки, фотографии и т.д) –при рассматривании дети уточняют свои зрительные представления об отдельных элементах движений и благодаря этому лучше выполняют упражнения на занятиях, во время утренней гимнастики;
  • помощь – при обучении движениям помощь осуществляется самим воспитателем. Помощь используется для уточнения положения отдельных частей тела с целью создания правильных зрительных и мышечно-двигательных представлений;
  • применение зрительных ориентиров – (предметная и графическая разметка) помогает детям углубить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также с способствуют более энергичному выполнению упражнений, стимулируют к деятельности;
  • применение звуковых ориентиров – для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, удары в бубен, хлопки в ладоши и пр.

Словесный метод – помогает целенаправленно наблюдать, точнее воспринимать упражнение, активизируют мышление ребёнка, содействуют осмыслению двигательных действий, способствуют созданию более полных и точных представлений о движении.

  • Название упражнения . Многие физические упражнения, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, имеют условные названия, которые в известной мере отражают характер движения, например «растягивание резинки», «накачивание насоса», «паровоз», «гуси шипят» и т. д. Воспитатель, показывая и объясняя упражнение, одновременно указывает, на какое действие оно похоже, и называет его.

После того как упражнение будет в основном освоено, воспитатель не показывает, а только называет его. Дети должны выполнить движение по слову. Название упражнения вызывает у детей зрительное представление о движении. Названия сокращают время, которое тратится на то, чтобы объяснить упражнение или напомнить, как надо его выполнять.

  • Описание — это подробное и притом последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Полное описание, необходимое для создания общего представления о движении, используется обычно при обучении детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель, показывая упражнение, одновременно дает словесное описание.
  • Объяснение – используется при разучивании движения. В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, к которому будет привлечено внимание на данном занятии. Постепенно у детей создается представив о каждом элементе. Объяснение должно быть кратким, точным, понятным, образным, эмоциональным. Дети привлекаются к объяснению физических упражнений, как правило, при закреплении двигательных навыков,
  • Пояснения применяются с целью направить на что-то внимание или углубить восприятие детей, подчеркнуть те или иные
    стороны разучиваемого движения. Пояснение сопровождает
    показ или выполнение физических упражнений. Слово в данном случае играет дополнительную роль.
  • Указания . – при разучивании движений, закреплении двигательных навыков и умений. Содержание указаний изменяется в зависимости от того, какие задачи ставит воспитатель: постановка и уточнение задания; разъяснение, как действовать; предупреждение и исправление ошибок у детей; оценка выполнения упражнений (одобрение и неодобрение); поощрение. Указания могут быть также направлены на то, чтобы вызвать интерес к упражнениям, желание выполнять их четко, правильно. Указания могут даваться как до, так и во время выполнения упражнения. До выполнения движения указания применяются как способ предварительного инструктирования.
  • Оценка качества выполнения способствует уточнению представлений детей о движении: они сами начинают замечать ошибки у себя и сверстников.
  • Команды. Распоряжения . Под командой понимается произносимый воспитателем устный приказ, который имеет определенную форму и точное . содержание («Смирно!», «Кругом!» и т. д.). Это форма речевого воздействия, отличающаяся наибольшей лаконичностью и повелительным наклонением. Команда относится к числу основных способов прямого руководства (экстренного управления) деятельностью детей. Цель команды — обеспечить одновременное начало и конец действия, темп и направление движения. Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В предварительной части указывается, что надо делать и каким способом; в исполнительной заключен сигнал к немедленному выполнению действия.
  • Вопросы к детям побуждают к наблюдательности, активизируют мышление и речь, помогают уточнить представления о движениях, вызывают интерес к ним.
  • Рассказ, придуманный, воспитателем или взятый из книги, используется для возбуждения у детей интереса и желания заниматься физическими упражнениями.

Сюжетный (тематический) рассказ можно применять на занятии. Под рассказ, придуманный воспитателем, дети выполняют упражнения. Темами рассказов могут быть «Поездка на дачу», «Прогулка в лес» и др.

  • Беседа. Чаще всего она имеет вопросо-ответную форму. Беседа помогает воспитателю выяснить интересы детей, их знания, степень усвоения движений, правил подвижной игры; детям же — осознать, осмыслить свой чувственный опыт. Кроме того, беседа способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.

Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений. У детей легко образуются временные связи, но без повторения они быстро угасают.

  • Повторение упражнений. Вначале, чтобы создать мышечные ощущения, целесообразно повторять упражнения без изменения, причем в целом. На фоне такого целостного выполнения идет освоение элементов техники. Наиболее сложные движения можно расчленить на относительно самостоятельные элементы и, осваивая их в облегченных условиях, постепенно подойти к овладению движением в целом.
  • Проведение упражнений в игровой форме – характеризуется организацией деятельности детей на основе образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в изменяющихся условиях. Игровой сюжет заимствуется из окружающей действительности (имитация охоты, трудовых, бытовых действий и т. д.), иногда он специально создается как условная схема взаимодействия играющих (игры — городки, теннис и др.).
  • Игровой метод применяется при обучении сложным движениям, когда они уже в основном освоены, с целью закрепления двигательных навыков и развития умения применять их в различных ситуациях. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действий (бег, прыжки и пр.).
  • Проведение упражнений в соревновательной форме —особый физиологический и эмоциональный фон усиливает воздействие упражнения на организм. Соревновательный метод используют в том случае, когда дети хорошо освоили движения.

Методы обучения подбираются в зависимости от поставленных задач , возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также сложности и характера упражнений . На первом этапе проводится первоначальное разучивание упражнения, чтобы создать у детей правильное представление о движении. С этой целью показ сочетается с объяснением и практическим опробованием. Запоминается зрительный образ движения и слова, обозначающие его название и элементы техники.

На втором этапе углубленного разучивания движения большое место занимают имитация, наглядные пособия, зрительные ориентиры, помощь, звуковые сигналы. Словесные методы используются в виде коротких указаний. Задача третьего этапа — закрепление навыка, а также выработка умения применять изученное движение в различных условиях, причем используются имитация, игровая и соревновательная формы.

Источник

Методы и приемы обучения физическим упражнениям на разных этапах обучения в разных возрастных группах
методическая разработка

На первом этапе – первоначального разучивания движения ставятся следующие задачи: познакомить детей с новым физическим упражнением, создать первоначальное целостное представление обо всем двигательном акте, научить выполнять его в общих чертах, то есть, соблюдая правильную последовательность элементов.

Продолжительность первого этапа – одно занятие.

Выполнение упражнения детьми педагог обязательно сопровождает поощрением, которое способствует созданию эмоционально-положительного отношения ребенка к движению и определяет успех начального этапа формирования двигательных навыков.

Скачать:

Вложение Размер
metody_i_priemy_obucheniya_fizicheskim_uprazhneniyam_na_raznyh_etapah_obucheniya_v_raznyh_vozrastnyh_gruppah.docx 22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы обучения физическим упражнениям на разных этапах обучения в разных возрастных группах

Методы и приемы 1 этапа обучения

Методы и приемы 2 этапа обучения

Методы и приемы 3 этапа обучения

На первом этапе – первоначального разучивания движения ставятся следующие задачи: познакомить детей с новым физическим упражнением, создать первоначальное целостное представление обо всем двигательном акте, научить выполнять его в общих чертах, то есть, соблюдая правильную последовательность элементов.

Продолжительность первого этапа – одно занятие.

Выполнение упражнения детьми педагог обязательно сопровождает поощрением, которое способствует созданию эмоционально-положительного отношения ребенка к движению и определяет успех начального этапа формирования двигательных навыков.

На данном этапе необходимо оказать воздействие на все основные анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный; обеспечить ребенку всестороннее восприятие задания,активизировать его сознание.

Для этого воспитатель использует разнообразные приемы обучения примерно в такой последовательности.

1) Название упражнения.

2) Слитный показ: правильный, безукоризненно четкий показ образца движения, без каких-либо комментариев. Он выполняется воспитателем от начала до конца, в надлежащем темпе, что позволяет детям воспринять целостный образ движения в его динамике, заинтересоваться им и стремиться к его выполнению.

3) Подетальный показ движения в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение.

4) Самостоятельное выполнение упражнения детьми.

На втором этапе – углубленного разучивания движений – решаются задачи уточнения правильности выполнения деталей техники разучиваемого действия, постепенного исправления ошибок и точного выполнения движения в целом.

Продолжительность второго этапа зависит от сложности двигательного действия.

Учитывая механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов данного действия и конкретность ощущений от выполняемого движения.

На данном этапе обучения воспитатель использует разнообразные методические приемы, примерная последовательность их может быть следующей.

1) Название упражнения.

2) Напоминание техники движения.

Необходимо пояснить, что на втором этапе обучения двигательные действия всегда детям знакомы, поэтому педагог подбирает методы и приемы обучения в зависимости от сложности выполняемого движения. Простые по содержанию и структуре упражнения воспитатель напоминает, используя только приемы словесного метода, не пользуясь наглядным показом. Более сложные движения целесообразно напомнить, используя показ движения с пояснением.

3) Уточнение деталей техники движения.

4) Самостоятельное выполнение упражнения детьми.

Для уточнения деталей техники, педагог обращает внимание детей на отдельные элементы движения.

На третьем этапе – совершенствования техники движения – решаются задачи закрепления и совершенствования приобретенного навыка владения двигательным действием, создание условий для применения его в подвижных играх и повседневной деятельности, стимулирование самостоятельности и творчества детей.

На данном этапе ребенок сознательно воспринимает задание, внимание его сосредоточено на качестве движений, так как действия уже автоматизированы. Последовательность методических приемов примерно следующая.

1) Название упражнения.

2) Самостоятельное выполнение упражнения детьми.

3) Творческие задания по выполнению движений.

В творческих заданиях ребенку предлагается внести изменение в знакомое упражнение; придумать, как можно его выполнить по-другому: подобрать предметы, изменить исходное положение, выполнить в парах или придумать свое, оригинальное.

На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его.

педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает: а) показ педагогом образца движения; б) его детальный показ, сопровождаемый словом; с) выполнение показываемого движения самим ребенком.

Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнить его.

На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия.

На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога.

На этане ознакомления, который продолжается от одного до нескольких занятий, ставится задача создания предварительных представлений и понятий об изучаемом физическом упражнении и главным образом о его кинематической структуре, а так же ознакомления с основными условиями и правилами спортивной борьбы в данном виде спорта. Для решения первой из этих задач приходится упрощать структуру движения, создавать условия, облегчающие выполнение упражнения

На этапе овладения структурой движений, который продолжается от нескольких недель до нескольких месяцев, ставятся следующие задачи:

создать четкие представления о кинематических, динамических и ритмических параметрах изучаемого движения;

овладеть физическим упражнением, основными приемами, применяемыми в спортивной борьбе, в такой мере, чтобы выполнять их правильно с вариативными усилиями в упрощенных условиях;

ознакомить с основами тактики данного вида спорта.

На этапе совершенствования, который продолжается в течение всего времени, пока занимающийся стремится повысить свои результаты, ставятся следующие задачи:

достигнуть такого уровня совершенства в овладении спортивным упражнением, который позволит сохранить правильную технику при выполнении движений с максимальными усилиями в изменяющихся условиях спортивной борьбы;

развить двигательные качества и психические свойства в соответствии с требованиями изучаемого вида спорта;

освоить тактические приемы и развить способность применять их творчески в зависимости от складывающейся ситуации.

Этот этап может длиться от 3 недель до нескольких лет

  1. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие. – М.: Академия, 2008..
  2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие. – М.: Академия, 2007.
  3. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. пос. /Под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, М., ТЦ “СФЕРА”, 2008.
  4. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. – М.: Академия, 2007.

Ежедневные физические упражнения с детьми от 3 до 7 лет хорошо проводить в форме организованных занятий в течение 15—30 минут, а также в виде утренней гимнастики. Подбор, дозировка упражнений и методика их проведения должны зависеть от возраста детей. При этом важно учитывать и индивидуальные особенности каждого ребенка. В дошкольном возрасте дети отличаются очень большой неуравновешенностью, возбудимостью, поэтому для них полезны физические упражнения и подвижные игры, во время которых они приучаются управлять своей активностью, сдерживать свои порывы.

Одна из главных задач физического воспитания дошкольников — совершенствование у них основных движений – ходьбы, бега, лазания, бросания — и развитие необходимых для этого качеств и навыков.

Физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности. Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений. Развивают у детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость — это двойная радость.

Таблицы по исследованиям основных упражнений и физических качеств .

Прием наглядного и вербального методов.

Младший возраст 7 лет: Абудалипова В. А.; Казанцев В. И.; Слезко И. В.

Источник

Читайте также:  Удар средней частью подъема упражнения
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector