Грецов лучшие упражнения для сплочения команды



тренинг / _Грецов А.Г., Лучшие упражнения для сплочения команды

Группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны — это «голова», а конец — «хвост» дракона. «Голова» пытается ухватить «хвост», а тот, естественно, пытается увернуться. Двигается вся колонна, но руки участники не размыкают. Для игры нужно довольно много свободного пространства (для группы из 10 человек – не менее 5х5 м), вокруг не должно быть острых углов и других предметов, способных нанести травму.

Игра повторяется 3- 4 раза, при этом порядок построения участников меняется таким образом, чтобы каждый побывал в разных позициях: в начале колонны, в середине, в хвосте.

Физическая и эмоциональная разминка, активизация участников, развитие умения координировать совместные действия.

Участники обмениваются впечатлениями, возникшими по ходу игры, а также тем, кому в какой позиции было комфортнее: в начале, в середине, в хвосте колонны.

Участники изображают клавиатуру «пишущей машинки». Так как количество ребят в группе обычно гораздо меньше количества букв в алфавите, каждому достается несколько букв. Ведущий (при желании, и кто-то из участников) диктует фразы, остальные участники «печатают» их — когда встречается их буква, громко произносят ее, подпрыгивают и хлопают в ладоши. «Печать» может происходить непосредственно во время медленного произнесения фразы, но упражнение проходит интереснее, если сначала фраза произносится быстро, а потом участники «печатают» ее по памяти.

Повышение направленности внимания участников друг на друга, разминка.

Достаточно краткого обмена впечатлениями.

ХЛОПКИ ПО КОЛЕНЯМ

Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая – на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу в направлении часовой стрелки таким образом, чтобы цифры произносились в том же порядке, как лежат руки на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (т. к. его рука лежит по порядку следующей), сосед слева – «три», а «четыре» — опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся – выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока из игры не выбудет примерно половина участников.

Упражнение служит хорошей интеллектуальной разминкой, а также развивает внимательность и навыки группового взаимодействия.

Длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.

Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» — каждый из них соответствует определенной цифре на нем. Проще всего, если участников 12 — тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому-то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придется по 2 че- ловека. Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной.

Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает — сначала подпрыгивает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой

стрелки, затем — минутной. Первые 1–2 заказа времени может сделать ведущий, потом — каждый из участников по кругу.

Тренировка внимательности, включение участников в активное групповое взаимодействие.

Краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

Участникам, объединенным в команды по 5-6 человек, предлагается коллективно придумать, как можно создать и продемонстрировать «живой шрифт», в котором участники телами изображали бы каждую из букв алфавита (время на подготовку 15-20 мин). Потом каждой из подгрупп предлагается продемонстрировать получившийся у нее «шрифт» (лучше всего, если будет возможность заснять каждую «букву» на цифровую камеру, а потом, на стадии оценки, повторно продемонстрировать их). Команда, у которой «шрифт» получился наиболее четким, объявляется победителем.

Развитие навыков генерации и воплощения идей в условиях командной работы.

Сначала участники обмениваются своими эмоциями и чувствами, возникшими по ходу выполнения упражнения, потом – соображениями по поводу того, что способствовало его успешному выполнению, а что препятствовало, и каким жизненным ситуациям можно уподобить такое задание.

Вариант 1: «Рулет».

Группа стоит в колонну по одному, в левой руке у каждого протянутый вдоль них канат. Участникам дается задание плотно скрутиться по часовой стрелке в «рулет», после чего ведущий обвязывает группу оставшимся концом каната на уровне пояса. В таком состоянии группу просят перемещаться по помещению по траектории, задаваемой ведущим. Возможно дополнительное задание: в процессе перемещения каждый из участников сообщает три интересных факта про себя, а после завершения упражнения другие подростки вспоминают эти факты. Ведущему

следует внимательно следить за траекторией движения, чтобы избежать столкновения участников с неподвижными предметами. Время выполнения: 2–3 минуты. Если в группе 14 и более человек, целесообразно организовать два «рулета» и устроить между ними соревнование на скорость.

Вариант 2: «Паучки».

Участники делятся на подгруппы по 4–5 человек. Члены каждой подгруппы встают спинами вплотную друг к другу, и ведущий обвязывает их на уровне пояса веревкой. Дальнейшие действия — как в варианте 1. Это более мягкий вариант упражнения, его имеет смысл проводить в менее сплоченных и не раскрепощенных группах, где существуют неявные запреты на тактильные контакты между участниками.

Упражнение требует четкой координации совместных действий, «ломает» пространственные барьеры между участниками, сильно сближает группу в физическом смысле, что, как следствие, вызывает и психологический эффект сближения. Здесь уместно провести параллель с психофизиологической теорией эмоций Джеймса-Ланге: внешнее выражение эмоции ведет к возникновению соответствующего внутреннего переживания. Такое перемещение, особенно выполняемое на скорость, также создает ощущение совместного риска, что тоже способствует сплочению подростковых групп.

Если все прошло без эксцессов, длительное обсуждение излишне — достаточно, чтобы желающие кратко обменялись впе- чатлениями. Если группа упала — это произошло случайно, или кто-то хотел устроить «кучу-малу»? Что чувствовали при этом другие участники? Возможно, у кого-нибудь из участников подобное упражнение вызовет дискомфорт. Если это так, то нужно дать им высказаться: с чем именно, на их взгляд, это связано? (варианты ответа «Плохое упражнение!» и т. п. не принимаются, нужно постараться конкретизировать, что именно вызывает дискомфорт в ситуации вынужденного физического сближения).

Читайте также:  Дмитрий яшанькин упражнения для сжигания жира

Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой – за правую руку человека, стоящего напротив (см.

рис.). После этого им дается задание распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких кругах, организовав между ними соревнование на скорость.

Помимо моделирования в группе проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет пронаблюдать распределение ролей в команде (кто выдвигал идеи, кто их воплощал, кто организовывал взаимодействие других уча- стников, кто самоустранился от работы).

Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы (получение задания и начальный этап работы; момент, когда способ решения стал понятен, и осталось его только воплотить; завершение упражнения)? Кто выдвинул идеи, позволившие приблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеи были услышаны другими участниками и начали воплощаться? Если нет, то, благодаря каким действиям это, в конце концов, удалось?

Группа делится на две команды, равные по числу участников. Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 м. На роль направляющих, «капитанов» команд, луч- ше пригласить самых активных и коммуникабельных подростков. Каждый участник держит в руке канат (подойдет и прочная бельевая веревка), протянутый вдоль обеих колонн. Дается задание — не отрывая рук от каната, завязать узел на его промежутке между двумя направляющими колонн. Техника выполнения задания участникам не объясняется, они сами должны найти способ завязывания узла. В среднем, группе подростков на это требуется 5–7 минут.

Это упражнение требует координации совместных действий, сближает группу и создает условия для проявления лидерских способностей. Кроме того, оно способствует активизации твор- ческого мышления, поскольку способ его выполнения в инструкции не оговаривается, подростки должны найти его самостоятельно.

Следует обратить внимание участников на то, что в выполнении данного упражнения удается добиться успеха лишь в том случае, если группа начинает действовать слаженно, предварительно придумав и обсудив способ решения задачи. Возможен выход на обсуждение проблем лидерства: «Мало придумать способ завязывания узла, нужно еще, чтобы другие приняли этот способ и стали выполнять инструкции того, кто его предложил. А как этого добиться?».

Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как потревоженные пчелы (что позволяет избежать разговоров, могущих создать помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего (хлопок, свист и т. п.) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается, вместо него получается какаянибудь другая фигура, форму которой целесообразно нарисовать на бумаге и показывать участникам при обсуждении.

Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Оно создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспрессдиагностики групповой сплоченности (с этой целью оно может проводиться в ходе тренинга неоднократно). Фиксируется форма получившейся фигуры и время ее построения.

Что дает эта игра, кроме возможности развлечься? Кто именно виноват в том, что не получился идеально ровный круг? А кто не виноват, кто стоял в совершенно правильном кругу? Смысл обсуждения не в том, чтобы действительно найти виновных, а в том, чтобы участники поняли, что дело тут не в конкретных людях, а в общей согласованности их действий.

ВСТАНЕМ В СТРОЙ

Участникам предлагается хаотично перемещаться по помещению, а потом, по команде ведущего, встать в строй поочередно по каждому и следующих признаков:

Дню и месяцу рождения.

Удаленности места жительства от места прохождения тренинга. Разговаривать или переписываться при этом нельзя, можно

общаться только с помощью мимики или жестов. В вариантах 2 и 3 участники по окончании построения поочередно озвучивают свои дни рождения или места проживания, при этом происходит проверка верности выполнения упражнения.

Тренировка умения находить взаимопонимание в затрудненных условиях, при ограниченности доступных средств общения. Демонстрация возможности адекватного обмена довольно сложной информацией даже без использования слов.

Обмен впечатлениями, возникшими по ходу работы. Если у кого-то из участников возникли затруднения, то они могут также высказаться, с чем эти затруднения связаны, и как их можно преодолеть.

Группа встает в круг. Ведущий берет в руки небольшой предмет, пригодный для перекидывания из рук в руки (мячик, небольшая мягкая игрушка и т. п.) и объясняет правила игры: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет». На первом этапе признаки сходства могут быть чисто внешние (например, цвет волос), потом — общность интересов в какой-то области, совпадение интересов по какому-либо вопросу и т. п.

Участники сидят в кругу, каждый из них называет какойлибо признак, после чего все те, кто обладает названным признаком, встают и меняются местами. Как и в предыдущем варианте, сначала используются простые, внешние признаки, потом они усложняются. Можно выдвигать в качестве признаков ка- кие-либо эмоциональные состояния (например: «Поменяйтесь все те, кто сегодня утром проснулся в радостном настроении»), умения участников («Поменяйтесь те, кто умеет кататься на роликах») и т. п. Желательно, чтобы это были позитивные характеристики, дающие возможность проявить себя с лучшей стороны; нежелательно называть в качестве признаков недостатки, проблемы участников.

Читайте также:  Упражнения для глаз когда плохое зрение

Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Следует подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Источник

тренинг / _Грецов А.Г., Лучшие упражнения для сплочения команды

Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками

и их незаконному обороту на 2005-2009 годы»

ЛУЧШИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ КОМАНДЫ

Грецов А. Г. Лучшие упражнения для сплочения команды. / Учебно-методи- ческое пособие. — СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., — 44 с.

Редактор – С. В. Кораблев

В учебно-методическом пособии представлены упражнения, предназначенные для сплочения молодежных групп — как спортивных команд, так и других, например, учебных коллективов, разделяющих общественно приемлемые ценности.

Для спортсменов, тренеров-преподавателей, руководителей спортивных учреждений, спортивных врачей, использующих средства физической культуры и спорта в работе по профилактике наркомании и формированию базовых потребностей детей, подростков и молодежи.

Грецов Андрей Геннадьевич ЛУЧШИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ КОМАНДЫ Учебно-методическое пособие Подписано в печать 26.06.2006 г.

Печать офсетная. Формат 60х90 1 / 16 Усл. печ. л. 2,75. Усл. изд. л. 1,71. Заказ № ____. Тираж 1000 экз.

Отпечатано в типографии «Галея принт», Санкт-Петербург ЛР № 065527 от 27 ноября 1997 г.

© А. Г. Грецов, 2006

© С. В. Кораблев – оформление, 2006

© СПбНИИ физической культуры, 2006

Предлагаемые упражнения предназначены для сплочения молодежных групп – как спортивных команд, так и любых других коллективов, например учебных.

Где и с какими целями необходимо заниматься сплочением команд?

Во-первых, в спорте, особенно в его командных видах. Прекрасно известно, что успех в них определяется не только (а зачастую и не столько) индивидуальными достижениями участников, а и их «сыгранностью», умением координировать свои действия и «выложиться» для достижения общей цели. Но и в индивидуальных видах спорта сплоченность очень важна – в частности, она повышает эффективность тренировок, поскольку увеличи- вает заинтересованность в них, увлеченность спортивной деятельностью. Ведь молодежь ходит на тренировки не только для того, чтобы проявить физическую активность и приблизиться к достижению спортивных результатов, но еще (а зачастую в первую очередь!) для того, чтобы пообщаться и получить от этого положительные эмоции.

Во-вторых, в учебной деятельности: как в школах, так и в вузах. Это связано не только со все более активным распространением групповых форм обучения, но и с тем, что проведение специальных мероприятий, направленных на знакомство и сплочение школьных классов и студенческих групп – одно из важных направлений воспитательной работы.

В-третьих, в различных вариантах клубной работы с молодежью. Наличие сплоченной команды, где участники положительно относятся друг к другу и с удовольствием занимаются общим делом – важнейшее условие ее эффективности. Это повышает мотивацию к участию в любых мероприятиях, проводимых в рамках этой ра-

боты, создает предпосылки для эффективности коллективной деятельности.

Следует помнить и про важность включенности молодежи в сплоченные коллективы, разделяющие общественно приемлемые

цели и ценности, при решении профилактических задач, особенно при профилактике приобщения к злоупотреблению психоактивными веществами. При каких обстоятельствах подростки чаще всего приобщаются к курению, употреблению алкоголя, наркотиков? Примерно в 80% случаев это происходит «за компанию»

— при общении с группой, в которой разделяются представления о возможности, приемлемости и желательности такого поведения. Как правило, это стихийно возникающие группы, у которых нет увлекательного общего дела, и совместное употребление алкоголя или наркотиков становится чуть ли ни единственным объединяющим их фактором.

Между тем потребность в принадлежности к группе сверстников, т. н. «реакция группирования» — одна из важнейших соци- ально-психологических потребностей подростков. Для ее удовлетворения они зачастую готовы пойти, в том числе и на употребление психоактивных веществ, даже если такое поведение противоречит их собственным убеждениям. В то же время, если подросток входит в организованную и сплоченную группу сверстников, занимающихся интересной для него деятельностью и разделяющих социально приемлемые ценности (спортивная команда, туристический клуб, какое-либо молодежное объединение), то его потребность в принадлежности к группе оказывается удовлетворена. Это резко снижает вероятность того, что он окажется вклю- чен в асоциальную группу и будет психологически зависим от нее, дает своеобразный «иммунитет» против ее влияния.

Сплоченность команды складывается из многих компонентов, важнейшие из которых таковы:

1. Наличие общей цели, которая принимается всеми участниками и про которую им понятно, что она не может быть достигнута кем-то из группы индивидуально. Отношения выстраиваются по принципу «или мы все вместе выиграем, или все вместе проиграем».

2. Умение координировать действия для достижения общей цели. Каждый человек в отдельности, как бы он хорошо ни действовал, не сможет достигнуть командной цели, если он не будет соизмерять и координировать свои действия с действиями других людей.

3. Взаимное доверие, готовность оказываться в ситуациях, подразумевающих высокую степень неопределенности, вклю- чающих элемент совместного риска.

4. Положительный эмоциональный и мотивационный фон: заинтересованность в совместной деятельности и в общении друг с другом, увлеченность общим делом, азарт.

5. Соревновательность, но направленная не столько на членов своей команды, сколько на общего конкурента – например, на другую команду.

Наиболее результативный путь формирования качеств, не-

обходимых для продуктивной командной работы – это игровое моделирование ситуаций совместной деятельности, где проявятся такие качества. Предлагаемые упражнения направлены именно на это. Они найдут применение в работе тренеров, классных руководителей, кураторов студенческих групп, психологов-прак- тиков, вожатых в летних оздоровительных лагерях, а также других специалистов, занимающихся групповой работой с молодежью.

Читайте также:  Бурдюк анастасия весь комплекс упражнений

Рассмотрим ряд игровых упражнений, показавших свою эффективность при решении задач сплочения команды. Будем придерживаться единой схемы: описание упражнения и процедуры его проведения, его смысл, а также вопросы, вокруг которых рекомендуется выстроить обсуждение.

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушеч- ками указательных пальцев (см.

рис.). Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверхвниз, вперед-назад.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние меж-

ду соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушеч- ками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться.

5. Присесть; встать.

 дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:

Сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед — поднять руки).

Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.

Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью.

Выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Если упражнение выполняется под медленную музыку, то в кругу можно устроить настоящий танец.

При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий, точное соизмерение своих движений с теми, что совершают партнеры. Задание практи- чески невыполнимо, если каждый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.

Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

А на что ориентироваться при их выполнении?

Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

СБОР ПО ГОЛОСАМ

Ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, на которых написаны названия животных, способных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова, петух и т. п.) — по 2–3 карточки на группу с названием каждого животного. Уча- стники, никому не показывая свои карточки, читают про себя, какое животное им досталось, после чего убирают карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание: «Не открывая глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только звуками, характерными для ваших животных».

Разминка, демонстрация имеющей место в любом общении избирательности восприятия информации: во всем потоке звуков удается выделить именно нужные, остальные как будто отходят на второй план.

Как удалось выявить именно нужные звуки во всем этом шуме? Мы слышим именно то, что хотим услышать. В каких жизненных ситуациях проявляется такой же эффект?

ПОВОРОТ В ПРЫЖКАХ

Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно закрывают глаза и выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 270 или 360 градусов. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. После прыжка участники открывают глаза, смотрят друг на друга и по очередному сигналу, вновь закрыв глаза, совершают следующий прыжок из того положения, в которое приземлились ранее. Задача: добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Упражнение может использоваться как экспресс-тест на групповую сплоченность (фиксируется количество попыток, потребовавшихся для его выполнения). При выборе времени и места проведения упражнения следует учитывать, что такие прыжки производят очень сильный шум в помещении, расположенном этажом ниже.

Задание практически невозможно успешно выполнить до тех пор, пока участники стремятся решить задачу индивидуально, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае возможно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.

Получится ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя»? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и передать им свой замысел. А как это сделать?

Игра выглядит следующим образом: участники стоят в кругу и перекидывают друг другу мячик. Тот, кто его кидает, говорит какое-либо слово или задает вопрос, а тот, кому адресован мячик, отвечает на него в соответствии с заданными ведущим правилами. После этого мяч перекидывается другому участнику и т. д., пока не побывает в руках у каждого. Конкретные варианты игры могут выглядеть по-разному, например, так:

Кидающий мячик называет любой предмет, а тот, кто ловит, должен быстро назвать три возможных способа использования этого предмета.

Бросающий мяч говорит название какого-либо места, а поймавший – три предмета, которые бы он взял с собой, отправившись в это место.

Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «вода», «воздух», «земля». Поймавший мяч должен сказать, соответственно, название какой-либо рыбы, птицы или наземного животного.

 более сложном варианте дается дополнительное задание: когда мяч побывал в руках у каждого, участники перекидывают его в обратном порядке и при этом вспоминают и произносят тот вариант ответа на вопрос, который был сказан ловящим мяч.

Тренировка беглости мышления, отработка умения оперативно реагировать на действия друг друга. Упражнение служит неплохой разминкой, может повторяться в различных вариантах на нескольких занятиях.

Участников просят поделиться возникавшими в процессе выполнения упражнения эмоциями и чувствами, а также привести примеры жизненных ситуаций, в которых требуется умение быстро реагировать на неожиданные вопросы, не только воспроизводя имеющиеся знания, но и выдвигая новые идеи.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector