Грамматические упражнения их виды классификация

Грамматические упражнения их виды классификация

Итак, основными методическими условиями, способствующими усвоению грамматических понятий, являются: активная умственная деятельность учащихся, заинтересованность учащихся в познании нового, опора на их речевой опыт, системность знаний, целенаправленная работа над формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам.

Грамматические и словообразовательные упражнения

Конечной целью изучения в школе теоретического языкового материала является осознанное его использование для грамматически правильного и стилистически точного выражения мысли в устной и письменной форме. Но применению знаний необходимо учить, причем учить целенаправленно и систематически.

Система упражнений предполагает строгий отбор видов упражнений в соответствии с этапом усвоения понятия и его спецификой, установление последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности учащихся. Система основана на связи упражнений.

Виды упражнений. Классификация грамматических упражнений осуществляется по разным основаниям, и в зависимости от этого получаются разные типы упражнений. Если в основу деления положить характер формируемых знаний, то грамматические упражнения делятся на две большие группы: морфологические (включая и лексико-морфологические) и синтаксические. Если же в качестве основы выступает характер деятельности учащихся (точнее, характер умственных операций, которые выполняют учащиеся в ходе упражнения), то выделяются упражнения аналитические, синтетические, упражнения на сравнение классификацию, обобщение.

В целях более точного определения специфики упражнения характеризуются с учетом обоих указанных выше оснований. Например, задание в упражнении требует восстановить деформированное предложение (из слов составить предложение) и разобрать их по членам. По типу формируемых знаний это синтаксическое упражнение, по характеру действий данное упражнение синтетико-аналитическое.

При характеристике упражнений необходимо исходить из того, что в чистом виде синтаксические или морфологические упражнения в начальных классах используются редко; поэтому при классификации учитывается ведущая сторона задания. Например, в текст требуется вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, указать род и падеж. Это упражнение по преимуществу лексико-морфологическое. Однако оно является и синтаксическим, так как учащимся для определения рода и падежа имен прилагательных необходимо установить связь с именами существительными (выделить словосочетания).

Источник

ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ И ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ.

В специальной школе применяют те же виды грамматических и орфографических упражнений, что и в массовой.

Основные виды работ по грамматике:

– списывание с различными заданиями /определить грамматическую категорию, изменить форму слова, вставить по смыслу нужную часть речи и т.д./;

– работа с орфографическим словарем, которая сопровождается заданиями типа: выписать слова определенных грамматических категорий, подобрать к словам из слова однокоренные, составить предложение с заданными словами, восстановить деформированный текст;

– самостоятельный подбор приемов – слова, словосочетания, предложения – по заданию учителя;

– составление предложений по схемам;

– ответы на вопросы с предварительно поставленными грамматическими задачами /использовать в ответе нужную часть речи в определенном падеже, числе, времени; ответить на вопрос нераспространенным или распространенными предложением/;

– творческий и выборочный диктанты. Творческий диктант предполагает составление предложений с определенной грамматической категорией, с различными членами предложения, с постановкой слова в заданном падеже, числе, времени и др. В процессе выборочного диктанта школьники записывают не все предложения, а только отдельные слова или словосочетания, в зависимости от изучаемого по грамматике материала;

– изложения и сочинения с грамматическими заданиями (употребить данные прилагательные, заменить форму настоящего времени глаголов формой прошедшего времени и т.д.);

– грамматический разбор – синтаксический, морфологический, фонетический, комбинированный. Материалом для него могут служить вначале отдельные слова или словосочетания, затем предложения и, наконец, связные тексты.

По форме работы виды орфографических упражнений совпадают с грамматическими. Характер задания становится иным. При списывании школьники подчеркивают орфограммы, вставляют их, ищут проверочные слова, вписывают слова с заданными орфограммами. Орфографический разбор можно организовывать до записи слов или предложений (предупредительный диктант), после записи (объяснительный диктант) или во время ее (комментированное письмо).

Два других вида упражнений – зрительный диктант и письмо по памяти – развивают орфографическую зоркость учащихся. Для зрительного диктанта учитель записывает одно – два предложения на доске и после того, как дети их внимательно прочитают и проанализируют вместе с ним, закрывает текст. Далее учащиеся пишут под диктовку, а потом проверяют написанное по тексту. Письмо по памяти несколько сложнее, так как требует отсроченного воспроизведения прозаического или стихотворного материала.

Определенный интерес вызывают у школьников и такие виды диктантов, как картинный (демонстрируются предметные картинки, дети записывают их названия, анализируя слова до записи или после выполнения работы); самодиктант (учащиеся добавляют одно слово – рифму и записывают его, как бы диктуя самим себе); диктант «Проверяем себя» (дети подбирают слово на изучаемое правило, составляют предложение с ним, а «маленький учитель» вызывает кого – либо из одноклассников, предлагает прокомментировать запись, контролирует его работу, привлекая других учеников к исправлению ошибки. Учитель помогает в случае затруднения.)

В старших классах в систему орфографических упражнений включается свободный диктант, который предполагает самостоятельную запись учащимися нескольких предложений. Для закрепления орфографического навыка используют также изложения и сочинения.

Специфика работы в специальной школе состоит в том, что освоение детьми любого вида упражнений требует от учителя использования большего количества приемов, чем в массовой школе.

НАПРИМЕР, для того, чтобы дети на начальном этапе обучения научились давать полные ответы на вопросы, готовят специальные таблицы, где цветным мелом или цветной тушью выделяют те слова в вопросе, которые школьники должны употребить при ответе. Выделенные слова в вопросе пронумерованы. Это помогает детям не только понять принцип составления ответов, но и практически уяснить порядок слов в вопросе и ответе. Учащиеся выполняют несколько упражнений в построении ответов на наиболее употребительные типы вопросов.

В школе 5 вида последовательно, по сравнению с массовой школой, выдерживается принцип перехода от легкого к трудному. Это относится как к материалу упражнений, так и к формулировке заданий. Как правило, сначала детей учат применять приобретенные знания к отдельным словам. Отработанные слова включают в различные виды предложений, в текст. При этом материалом для грамматических и орфографических упражнений может служить только то, что использовалось в речевой практике.

Читайте также:  Упражнения раскрывающие шейку матки

Такой же расчлененный подход наблюдается и при составлении заданий к упражнениям. Каждое новое для школьников задание отрабатывается отдельно, лишь после этого его сочетают с заданиями, встречавшимися ранее. В качестве примера можно привести последовательность некоторых заданий в связи с отработкой правила правописания безударных гласных:

1. списывание проверяемого и проверочного слов с постановкой ударения, подчеркиванием ударной и безударной гласных;

2. выписывание проверочного и проверяемого слов с постановкой ударения и подчеркиванием;

3. вставка пропущенной безударной гласной на основе заданного проверочного слова и др.

Большое значение в развитии умения применять полученные знания в речевой практике приобретает разнообразие упражнений. Оно предполагает постоянное чередование устной и письменной форм работы, смену видов заданий, последовательную активизацию различных анализаторов. Однако вопрос о разнообразии упражнений решается несколько по иному, чем в массовой школе. Недостаточно быстрый темп работы детей с ОНР, замедленность переключения диктуют определенную ограниченность видов упражнений на одном уроке. Количество их колеблется в пределах 5 – 6 видов. Выполнение заданий, особенно в младших классах, опирается на наглядные средства обучения, широко используются игровые приемы.

Следует учитывать большую индивидуализацию в подборе упражнений для школьников – часты случаи, когда ученики одного класса работают над материалом различной сложности.

ОБУЧЕНИЕ ОРФОГРАФИИ

Орфография – это система правил о единообразном написании слов.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ: в обучении орфографии используются те же методы, что и в преподавании грамматики: слово учителя, беседа, наблюдение и анализ орфограмм, самостоятельная работа учащихся.

Слово учителя как метод обучения орфографии используется для сообщения цели предстоящей работы, при формулировке задания для самостоятельной работы, при обобщениях и т.д.

Методом беседы изучается материал, усвоение которого подготовлено уже имеющимися у школьников знаниями. Это в основном написания, требующие установления грамматической формы слова, например правописание падежных окончаний сущ и прил // в книгЕ – предложный падеж, ед.ч., в книгИ – вин. падеж, мн. Ч, правописание суффиксов различных частей речи и т.д.

Метод наблюдения и анализа предполагает сопоставление изучаемых явлений, вычленение сходных, обобщение, поэтому применение его целесообразно при изучении написаний, проверяемых путем сопоставления с опорными словами, или написаний, проверяемых орфографическими и грамматическими правилами. // Проводится изучение правописания гласных, проверяемых ударением. Записываются предложения: 1. Заскрипел под полозьями снег. 2. Дверь скрипнула и закрылась. Предлагается в подчеркнутых словах расставить ударения, выделить корень, назвать гласную корня, подумать и сделать вывод, как проверяется правильность написания безударной гласной корня.

Методом самостоятельной работы может быть организовано изучение любой группы написаний, если учащиеся уже владеют навыками работы с учебником. Этот метод эффективен и при работе над написаниями, проверяемыми словарем…..

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ:

– списывание, осложненное различными задачами,

– письмо по памяти,

– различные виды диктантов,

– работа со словарем,

– творческие работы и др.

Успешному обучению правописанию способствует:

1. тщательный отбор дидактического материала;

2. разнообразие упражнений, опирающихся на правила и различные виды памяти;

3. постепенное усложнение орфографических заданий;

4. усиление роли самостоятельности учащихся в выполнении орфографических заданий.

Списывание –простейший вид орфографического упражнения; оно может быть с готового текста и с изменением текста (подчеркиванием орфограмм, дописыванием их) – творческое списывание. При списывании необходимо обращать внимание на четкий и красивый почерк, что способствует лучшему запоминанию написания слова, следить за правильным движением руки учащегося.

Списывание может быть осложнено:

– подчеркиванием отдельных букв, слогов и слов;

– заданием выписать из текста определенные слова, например, существительные 1 – го склонения, затем – 2 – го, 3 –го.

– разделением отдельных слов предложения на значащие части;

– подчеркиванием морфемы, содержащей орфограмму;

– переводом приведенных в тексте цифр в слова с применением правила правописания числительных;

– вставкой пропущенных букв, слов, слогов, словосочетаний.

При выполнении такого упражнения требуется, чтобы учащийся сначала прочитал текст и подумал, какой слог, букву или слово он должен вставить, с каким это правилом связано, а затем уже записал. Нельзя допускать, чтобы учащийся механически переписывал текст, а затем подбирал требуемые слова.

Диктанты –это упражнение, требующее записи произносимого, или диктуемого текста. Диктанты можно классифицировать по трем основаниям:

  1. по цели проведения: контрольные, обучающие и контрольно – обучающие («Проверяю себя»),
  2. времени объяснения диктуемого: предупредительный (объяснение предшествует письму), объяснительный (объяснение дается после записи текста) – это более высокая ступень диктанта и комментируемый в процессе письма. Если в процессе предупредительной работы объяснение орфограмм сопровождают графическим подтверждением правильности написания – подчеркиванием, выделением, записью дополнительных примеров, и учащиеся получают возможность до записи в тетради запечатлеть текст зрительно – зрительно – предупредительный диктант, без использования доски – слуховой предупредительный диктант.
  3. характеру записи диктуемого: без изменения диктуемого (обычный диктант связного текста, отдельных предложений или специально подобранных слов в количестве, принятом для того или иного класса, а также предупрежденный, или подготовленный диктант), с изменением диктуемого ( выборочный, свободный и творческий) и с графическим изображением диктуемого (запись диктуемого текста в виде схемы, условными обозначениями и т.д.)

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДИКТАНТОВ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ:

Обычный полный диктант проводится с целью закрепления изученного. Учитель подбирает текст, содержащий изучаемые или уже изученные орфограммы. Сначала учитель выразительно читает текст полностью, затем 1 – 2 раза каждое предложение отдельно. Выслушав внимательно предложения, учащиеся молча записывают. Если диктант предупредительный, то до его записи разбираются трудные орфограммы.

Предупрежденный или подготовленный диктант –это такой вид упражнения, при котором записывается текст, заранее проанализированный учащимися под руководством учителя. Выбрав текст, содержащий необходимое количество орфограмм, требующих закрепления, учитель предлагает учащимся внимательно прочитать его про себя и сообщает, что через некоторое время по данному тексту будет проводиться диктант; после этого текст разбирается. Постепенно усложняя работу, учитель дает для разбора текст, больший по объему, для диктанта отбирается часть его. Готовясь к такому диктанту, учащиеся под руководством учителя подвергают анализу все трудные для них орфограммы, объясняют их правописание. Кроме того, по тексту выполняется ряд упражнений, например: выписываются слова с приставками, образуются посредством приставок новые слова от данных, подбираются словосочетания и т.д. Такой вид упражнений воспитывает у школьников внимательное отношение к печатному слову, развивает их орфографическую зоркость и закрепляет навыки правописания.

Читайте также:  Чем полезен фитнес упражнения

Выборочный диктант –это такой вид упражнений, при котором из диктуемого текста записывается лишь отдельное слово, сочетание слов или какого либо определенного типа предложение и др. в зависимости от поставленной задачи. Ценность этого вида диктанта в том, что он исключает возможность механической записи. Необходимость выбора нужного слова, словосочетания и др. из диктуемого текста обязывает учащихся относиться к работе особенно внимательно, сознательно и обоснованно отбирать материал, благодаря чему нужные орфограммы быстрее запоминаются и лучше усваиваются. Этот диктант экономит время, т.к. записывается и разбирается не весь текст, что позволяет охватить возможно большее количество слов с трудными орфограммами. Выборочный диктант имеет несколько вариантов: запись отдельных слов из прочитанного текста, запись словосочетаний, запись отдельного предложения. Проведение выборочных диктантов целесообразно начинать с простых форм, когда требуется записать только слова из диктуемого предложения, а затем постепенно усложнять. (Диктант для закрепления приставок пре- и при-. Запись в 2 колонки, приставки подчеркнуть). Предложения читаются по одному. Учащиеся слушают, выделяют нужные слова и записывают их в соответствующую колонку, после чего объясняют правописание, основываясь на существующем правиле.

Свободный диктант –это запись под диктовку, при которой учащимся предоставляется право, сохраняя общий смысл диктуемого, свободно выбирать слова и располагать их в предложениях. Для такого диктанта подбирается связный текст, интересный по содержанию, легко усваиваемый учащимися. По сравнению с другими видами диктанта свободный диктант имеет ряд преимуществ: он способствует обогащению словаря учащихся, помогает овладению литературной речью, так как в связном тексте слова и обороты речи лучше запоминаются. При записи текста учащимся предоставляется большая самостоятельность. Недостатки свободного диктанта: он позволяет учащимся избегать употребления орфографически трудных слов, например, причастий, сложных наречий и др. Кроме того, при свободном диканте получаются различные варианты записи, что осложняет его фронтальную проверку. Учитель предупреждает учащихся об обязательном употреблении в диктанте слов на то или иное правило.

Текст выбранный для свободного диктанта, сначала выразительно читается полностью, а затем по частям; учащиеся записывают так, как запомнили, не переспрашивая учителя.

Творческий диктант –это такой вид упражнений, который требует от учащихся изменения некоторых слов, замены одних слов или форм слова другими, вставки слов и др. (Например, учитель разъясняет, что в тексте диктанта встретятся глаголы 1 лица. При записи диктуемого их надо заменить глаголами 2 лица и подчеркнуть личные окончания: Я встаю… учащиеся записывают – ты встаешь…). По окончании записи текст разбирается, объясняется правописание используемых учащимися глаголов 2 лица и других слов, правописание которых оказывается трудным.

В связи с изучением прилагательных проводится творческий диктант с заданием включить в диктуемый текст подходящие по смыслу прилагательные, самостоятельно подобрав их, падежные окончания подчеркнуть.

Творческим является и такое упражнение, при котором диктуется развернутое, словарное определение слова, а записывается учащимися то, что обозначается данным определением (Например, диктуется: Описание природы. Школа, где дети учатся и живут. Часть речи, обозначающая признак предмета. Учащиеся записывают: Пейзаж, интернат, прилагательное). Творческий диктант позволяет не только закрепить орфографические навыки, но и способствует развитию речи учащихся

Диктанты с графическим изображением диктуемого –это диктант с полной или частичной записью диктуемого условными обозначениями. Так, подобрав текст для закрепления правописания, например, всех случаев употребления Ь после шипящих, учитель читает его вслух, а затем объясняет учащимся, что они должны выделить в тексте слова, оканчивающиеся на шипящую, и, решив про себя, следует ли после шипящей писать Ь или нет, ставить в первом случае +, а во втором – . (Диктуются предложения: Надвигалась ночь. Воздух был свеж. На берегу виднелся небольшой шалаш. Бегег здесь сплошь зарос ивняком. Мы решили разжечь костер. Учащиеся записывают: +–++.).

Любой из рассмотренных выше диктантов может быть и обучающим, и контрольным, и контрольно – обучающим (типа «Проверяю себя»).

Контрольно – обучающий диктант.Перед проведением диктанта «Проверяю себя» учитель предупреждает учащихся о том, что они могут задавать любые вопросы о правописании слов или расстановке знаков препинания. После этого зачитывается текст целиком, затем диктуется по предложениям. По окончании диктанта учащиеся задают вопросы, выясняя, как нужно писать то или иное слово, на какое правило следует опереться в том или ином случае. Учитель или один из учащихся – по желанию – отвечает на вопросы, все внимательно следят за ответами. Каждый работает самостоятельно.

Методика проведения может быть и другой: текст диктуется по частям. После каждого предложения делается пауза, во время которой учащиеся задают вопросы и исправляют ошибки в данном предложении. Такая «проверка себя» может быть допущена при проведении любого из видов диктанта, как без изменения, так и с изменением диктуемого.

Контрольный, или проверочный диктант.Цель такого диктанта – проверка орфографической грамотности учащихся. Материалами для такого диктанта могут служить как связные тексты, так и тексты из отдельных предложений или слов, содержащие все необходимые орфограммы, усвоение правописания которых следует проверить. На уроке учитель выразительно читает весь текст, чтобы познакомить учащихся с его содержанием и обратить внимание на трудные орфограммы. Затем диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают. Если предложение большое, то оно диктуется по частям.

Когда весь текст продиктован и записан, учитель снова читает его, чтобы дать возможность учащимся проверить свою работу.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ. При обучении орфографии широко используется такой вид работы, как письмо по памяти. Это упражнение позволяет активизировать внимание и все виды восприятия учащихся. Оно проводится обычно во всех классах школы. Выбранный учителем текст разбирается на уроке, а затем заучивается школьниками наизусть. Учитель предупреждает, что этот текст на одном из уроков будет предложен для записи по памяти.

Читайте также:  Упражнения от храпа для беременных

Перед разбором текст выразительно читается учителем. Интонация, паузы, логическое ударение, темп чтения, тембр голоса, которыми пользуется учитель, помогают учащимся понять содержание прочитанного, облегчают грамматико – орфографический анализ его.

РАБОТА С ОРФОГРАФИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ.

При выполнении различных работ у учащихся встречаются затруднения в написании того или иного слова. Во всех случаях ученик должен прибегать к помощи специального школьного орфографического словаря. Систематическое пользование словарем:

– развивает зоркость, наблюдательность, способность быстрого расчленения слова на составляющие его буквенные элементы, анализа его буквенного состава,

– помогает учащимся закрепить в памяти зрительным путем трудно усваиваемые ими написания и тем самым предупредить или устранить многие из наиболее устойчивых орфографических ошибок,

– дает возможность учителю разнообразить методические приемы работы по орфографии и упражнения в письме, предлагаемые в качестве классных и домашних заданий,

– организовать упражнения с целью повторения пройденного по русскому языку (орфографии и лексики).

Под орфографическим разбором подразумеваются упражнения, состоящие в анализе и объяснении написаний слов с целью наилучшего осознания и более прочного запоминания их школьниками. Обычно орфографический разбор проводится в устной форме и преимущественно всем классом, коллективно.

Орфографический разбор следует проводить на достаточно насыщенном в орфографическом отношении тексте по плану:

1. учащиеся находят в тексте данные орфограммы, эти орфограммы можно не только выделить и назвать, но и подчеркнуть, если работа идет по тетради, или отметить точками, или выписать в тетради, если работа ведется по печатному тексту,

2. обозначение орфограммы, формулирование правила, сопоставления этого написания с другими, аналогичными, уже разобранными на уроке.

Орфографический разбор можно связать с чтением, если в тексте встречается значительное количество случаев на изучаемую орфограмму.

УЧЕТ, АНАЛИЗ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК:

Учет ошибок необходим для нормальной организации занятий, для определения степени грамотности или успеваемости учащихся по русскому языку , организации работы над ошибками.

Учет ошибок производится в двух планах:

– количественный и качественный,

– общий (по отношению ко всему классу // параллельны, или школе в целом) и индивидуальный.

Данные итогового цифрового учета, проводимого в конце каждой четверти, являясь показателями успехов школьников и их продвижения по четвертям, могут – в воспитательных целях вывешиваться на стенах класса, кабинета русского языка для всеобщего обозрения.

Данные индивидуального учета ошибок предоставляют учителю возможность обеспечивать индивидуальные занятия каждому ученику, обращать больше внимания при проверке домашних заданий в классе на тех учащихся, которые нуждаются в помощи, а при вызове ученика для ответа к доске дополнительно спрашивать по материалу учетного листа.

СПОСОБЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК:

– выписывание в правильном виде непонятных учащимся и потому искаженных или замененными на письме слов на полях тетради в той же строке или в конце работы ученика;

– указание на полях тетради номера орфограммы,

– подчеркивание без исправления. Ученик должен сам найти свою ошибку. Исправить и объяснить ее.

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ:

К уроку, который посвящается анализу орфографических ошибок в последней контрольной работе // диктанте, изложении и т.д. // учитель должен подготовить свое сообщение о ее результатах; в этом сообщении должно быть указано на общее количество ошибок, допущенных классом, эта работа по отношению к предыдущей улучшилась или ухудшилась; названы типичные и наиболее распространенные ошибки и особо выделены среди них ошибки на только что пройденное правило; названы фамилии учащихся, допустивших наименьшее и наибольшее количество ошибок.

Затем из числа допущенных учащимися ошибок необходимо выделить 3 – 4 их типа для анализа и работы над ними в классе. Учитель не должен выдавать учащимся тетрадей с их работами без всяких комментариев к исправлениям, иначе школьники ограничатся тем, что бегло просмотрят свои ошибки и оценки и отложат тетрадь в сторону.

При определении того, какие типы ошибок следует взять для работы на данном уроке, следует руководствоваться:

– степенью важности, значительности ошибки,

– степени трудности соответствующего правила для понимания и усвоения его учащимися.

Для успешного проведения урока, посвященного работе над ошибками, учителю необходимо:

– подобрать материал /примеры/ для упражнений на соответствующие правила,

– наметить, кого из учащихся следует вызвать,

– наметить домашнее задание, упражнения, которые следует дать с целью предупреждения подобных ошибок в дальнейшем.

Желательно ведение учащимися особых словариков трудных слов. В эти словарики записываются в правильном виде слова, в которых допущены ошибки; части слова, написанные с ошибками, подчеркиваются.

В отдельных случаях некоторым учащимся можно дать задания записать какое – либо слово по нескольку раз – 5 – 6. Допустим этот прием в применении только к написаниям, усваиваемым по преимуществу путем запоминания.

При очень большом количестве ошибок в одной работе полезно дать ученику переписать – в исправленном виде – работу целиком или те ее части, в которых было особенно много ошибок.

Кроме того, рекомендуются:

– упражнения специального характера на те правила, на которые учащиеся делают больше всего ошибок;

– включение примеров на ранее пройденные правила в очередные и последующие упражнения по новым темам;

– подбор самими учащимися примеров на данное правило;

– систематическое и многократное повторение, рассчитанное на полное устранение ошибок.

Работа над ошибками должна проводиться и пронизывать все занятия по русскому языку.

ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ОНР.

Первоначальный период обучения произношению и грамоте – ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – рассчитан на учащихся, обладающих элементарной фразовой речью с характерной недостаточностью словарного запаса и аграмматизмом.

При разработке содержания и методов обучения, учитывая особенности звуковой стороны речи детей с ОНР в методике обозначились две основные линии обучения, предусматривающие:

  1. формирование произношения звуков,
  2. формирование звукослоговой и ритмической структуры речи.

Наряду с воспитанием правильной устной речи необходимо обеспечить подготовку учащихся к обучению грамоте – ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ – а также создать условия, способствующие преодолению затруднений, возникающих в процессе усвоения чтения и письма – ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector