Графомоторные упражнения для чего



Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Оксана Баженова
Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Работая с дошкольниками, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда им необходимо выполнять какие-либо действия, требующие от них точности и синхронности движений. Например, лепить, вырезать, обводить по контуру, завязывать, складывать и т. д. Плохо развитая мелкая моторику рук и отсутствие оформленной техники движений вызывают у детей сложности, из-за которых дети порой отступают от поставленных целей, связанных с выполнением вышеуказанных действий.

Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и внимание. Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма.

Поэтому работа по формированию графомоторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу.

Что же такое графомоторные навыки?

Графомоторный навык — это определенное положение и движения пишущей руки,которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

Формирование графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.

Первый этап — развитие крупной и мелкой моторики.При работе над развитием мелкой моторики пальцев рук мы рекомендуем выполнять следующие упражнения:

• массаж (самомассаж, массаж с помощью су-джок);

• лепить из пластилина или соленого теста;

• вырезать из бумаги фигуры разной сложности;

• составлять бусы, застегивать и растегиватть пуговицы, кнопки, крючки и т. д. ;

• собирать пазлы, мозаику;

• конструировать из кубиков, а также лего;

• игра с прищепками, с палочками Кюизенера, «Танграмм» и т. д.

Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.Этот этап предусматривает:

1. ориентировку в собственном теле;

2. ориентировку в окружающем пространстве;

3. уточнение пространственного расположения предметов на плоскости.

На этом этапе можно использовать следующие упражнения:

• конструирование, выкладывание сериационных рядов;

• выкладывание букв и цифр из других предметов;

• работа с мелкими предметами;

• рисование и т. д.

Третий этап — направлен на развитие графомоторных навыков.

1.Развитие зрительного гнозиса:

• контурные изображения предметов

• перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга контурные изображения, и т. д.

• Уточнение представлений о цвете, форме и величине.

• Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза;

3. Развитие зрительного восприятия и узнавания.

И, наконец, четвертый этап по развитию графомоторных навыков — изобразительно-графические способности:

Развитие графомоторных навыков.

• Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

• Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и комбинации из них.

• Рисование узоров и орнаментов,

• Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

• Рисование по клеткам предметов разной сложности.

Овладение графической символизацией

• Работа по формированию графического образа букв (графемы).

Читайте также:  Упражнение нарисуй свой страх

• Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

В процессе работы в тетради или на листе бумаги у детей укрепляется мелкая моторика рук, совершенствуется зрительно — двигательная координация и ориентировка, развиваются внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Формирование интереса к графическим упражнениям необходимо начинать в игровой форме. Задания нужно подбирать, так чтобы они позволяли каждому ребенку постепенно без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовится к этому виду деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.

При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на его успехи в графической деятельности, педагог тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям. Сформированность графомоторных навыков позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.Благодаря такой работе можно решить важные задачи:

1. Способствовать интеллектуальному развитию ребенка;

2. Подготовить к овладению навыком письма.

Решение данных задач, в будущем, поможет избежать проблем школьного обучения. Если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма,а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Список использованных источников:

1. Новоторцева Н. В. Обучение письму в детском саду / Н. В. Новоторцева –Ярославль: ООО «Академия развития», 2012 (Педагогам ДОУ).

2. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. — М. : Эксмо-Пресс, 2001. 71 с

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники «оригами». Актуальность настоящей работы вызвана рядом затруднений в образовательной практике: наблюдается тенденция к снижению речевой активности.

Реализация игровой технологии развития графомоторных навыков в формировании правильного звукопроизношения Выступление по теме «Реализация игровой технологии развития графомоторных навыков в формировании правильного звукопроизношения» 1 слайд.

Формирование графомоторных навыков у детей с церебральным параличом Письмо — сложный вид деятельности, для овладения которым у ребенка должны быть сформированы операции: — фонематического анализа слов;.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем.

Формирование универсальных учебных навыков у дошкольников В жизни каждого дошколёнка рано или поздно наступает момент важного шага- поступление в школу. Начало этапа обучения- очень непростой период.

Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР Воспитатель: Синица Т. П. Учитель-логопед: Исаченко Л. И. В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с.

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста. К важному параметру школьной зрелости относится.

Перспективное планирование работы по развитию графомоторных навыков в старшей группе. Перспективное планирование работы по развитию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель Елисеева ГалинаГеннадьевна.

Формирование певческих навыков дошкольников «Формирование певческих навыков дошкольников» Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения.

Значение графомоторных навыков у детей 4–5 лет жизни На сегодняшний день программа в современной школе сильно изменилась. С одной стороны, программа значительно усложнилась, а с другой стороны,.

Читайте также:  Комплекс упражнения для дам

Источник

Мастер-класс «Развитие графомоторных навыков дошкольников»
план-конспект занятия по логопедии

Мастер-класс

«Развитие графомоторных навыков дошкольников»

Графомоторный навык-это определённое положение и движение пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Уровень развития мелкой моторики ребёнка 6-7 лет — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Обучение детей письму-задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача- учиться писать.

И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Письмо- сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Процесс письма требует непрерывного напряжения и контроля. Для овладения навыком письма необходима определённая зрелость коры головного мозга. Таким образом, в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного опыта.

Этапы формирования графомоторных навыков.

Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

  • В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.
  • В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
  • В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
  • Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Комплекс упражнений в соответствии с выделенной последовательностью.

I. Формирование тонко-координированных движений руки;

II.Формирование зрительно-пространственной ориентировки;

III.Формирование зрительно-моторной координации.

Согласно данным психологов и физиологов, у детей 6-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Ещё не совершенна нервная регуляция движений, чем во многом объясняются недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

При выполнении движений основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению, причём в процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается всё движение от начала до конца. Поэтому отмечает М.М. Безруких(1), дети так тщательно, с таким старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, так трудно им бывает провести даже несколько параллельных линий, трудно на глаз определить величину букв. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем пытаться писать в узкой строке. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся в разной стадии развития.

Доказано, что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот период очень цепкая. Каким же образом можно развивать в дошкольном возрасте моторику рук?

Этому способствуют такие виды работ, как рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из бумаги , проволоки и др. материалов.

Для детей младшего дошкольного возраста

Для нормализации тонуса мелких мышц подойдут игры с грецким орехом, маленьким массажным мячом, колючих мячей, карандашей, бигудей. Разрывание бумаги на мелкие кусочки. Лист разрывают пополам, обрывки накладывают один на другой, и процедура повторяется. Не надо складывать обрывки до бесконечности. Достаточно, чтобы набралось до шести слоёв. После этого основная задача – сделать обрывки как можно мельче.

Читайте также:  Упражнения для сдачи егэ

Рисование вертикальных, наклонных линий, воплощаемых в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек» , «проводов» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине. Закругление линий, замыкание их в форме круга подводит детей постепенно к рисованию «баранки», «бублика», «обруча» , «воздушного шара» , каран Нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин.

Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.

Доставание бусин ложкой из стакана.

Способствуют развитию моторики пальчиковые игры с музыкальным сопровождением (CD “Пальчиковая гимнастика» Л.Яртовой) , со стихами и без них. (музыка)

Игра «Палочка» (Дети встают в круг. Педагог ставит палку на середину круга, придерживая её рукой. Затем он называет имя ребёнка или номер его и отпускает палку. Ребёнок, услышав своё имя или номер, хватает палочку, пока она не упала. (Такую же игру можно проводить с мячом, подбрасывая его и называя имя ребёнка.)

Конструирование из кубиков , в том числе ЛЕГО.

Собирание пазлов, мозаики.

Наматывание ниток на катушку, сматывание клубков.

Игра «Кто быстрее». (Наматывание верёвки на палочку.)

Складывание из счётных палочек или пуговиц фигур, букв, цифр.

Работа с прищепками, тестом.

Разбор мелких предметов, круп.

Плетение из верёвочек.

Упражнения для старших дошкольников

Различные виды штриховки. Для штриховки можно использовать простой и цветные карандаши, фломастеры и цветные ручки. Можно штриховать книжки раскраски.

Упражнения мягким карандашом, изображение действия (качание, наматывание, размахивание, разламывание, определённые явления (трубы дымят, море волнуется) или имитируют написание букв

Непосредственное развитие графомоторных навыков происходит благодаря следующим упражнениям.

Работа с трафаретами.

Графические диктанты- рисование по клеточкам под диктовку.

С помощью этого упражнения можно предотвратить такие типичные ошибки в школе, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, неумение ориентироваться в тетради.

Рисование на листочках в клетку (крупную и мелкую) узоров, печатание букв , знакомство с написанием цифр.

Ориентирование на листочке в линейку, нахождение рабочей строки, письмо в ней элементов письменных букв.

Интересными пособиями являются «Волшебные обводилки» Г. М. Зегебарт Г.М. и «Волшебные рисунки» Алиции Зарин.

Вышеназванные пособия помогают совершенствовать графомоторные умения, развивать зрительное и кинестетическое восприятие, зрительно-двигательную координацию, произвольность путём копирования графических рисунков-образцов разной степени сложности.

Для этой цели авторы пособий предлагают использовать кальку, файл, плёнку, тонкую бумагу, копировку.

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость.

1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей.-М., 2001.

  1. Голубина Т.С. Чему научит клеточка.-М., 2004
  2. Зарин А. Волшебные рисунки: Графомоторные упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, направленные на совершенствование техники рисования и письма.- Спб.: КАРО, 2004.
  3. Зегебарт Г.М., Ильичёва О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. «-изд.-М.: Генезис, 2010.
  4. Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие дла родителей и педагогов./ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С. В.-Ярославль: «Академия развития», 1997.
  5. Рахманова Е.М. Графические диктанты для дошкольников:метод. пособие для педагогов и родителей -М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

Хилтунен Е.А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори.-М.:Генезис

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector