Графическое упражнение что это

Графические упражнения
консультация на тему

Скачать:

Вложение Размер
pravilno_sidet_pri_pisme.docx 21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственное письмо – новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.

У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка – у леворуких детей.

Умение различать правую и левую стороны – это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

– Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.

– Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.

– После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

– Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:

– Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: “Покажи, какой предмет находится справа от тебя” или “Положи книгу слева от себя”. Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа – это ближе к правой руке, слева – ближе к левой.

– Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.

– Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: “Где находится книга, справа или слева от тетради?”

– Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.

– Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа – ручку и т.д.

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

. Графические упражнения. Штриховка .

Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка – одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

– Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

– Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

– Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

– Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

– Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в 20-е годы.

Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:

– Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.

– Положить кружок, справа от него – нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.

– Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.

– Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку.

– Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

Источник

ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.
статья по коррекционной педагогике на тему

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают большие трудности при овладении графическими навыками, и это значительно осложняет начальный этап их обучения в школе. Выполняя графические упражнения, дети учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.

Скачать:

Вложение Размер
statya_matveeva_e.a.docx 26.52 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.

В системе дошкольного образования произошли изменения, которые отразились на содержании коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением речи. Это проявляется в стремлении к использованию новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе является одной из главных задач дошкольного воспитания.

На практике педагоги часто сталкиваются с позицией родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей чтению и счету, но недооценивают проблему обучения дошкольников графическим навыкам письма.

Однако, для большинства детей, самым сложным предметом в начальной школе является письмо. Поэтому наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму. [4]

Медицинская и педагогическая статистика, за последние годы, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушениями речевого развития. Наиболее сложное и тяжелое речевое расстройство носит название «общего недоразвития речи» (ОНР).

У большинства детей данной категории при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. [3]

В исследованиях ученых подчеркивается, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают большие трудности при овладении графическими навыками, и это значительно осложняет начальный этап их обучения в школе (А.К.Аксенова, Н.М.Барская, В.В.Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Е.Н.Моргачева, М.Н.Перова, К.В.Щербакова, Л.П.Уфимцева, Э.В.Якубовская и др.). Исследования Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной показывают, что в практике логопедической работы недостаточно используются упражнения, направленные на развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи при подготовке детей к школе.

Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон). В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. Данный подход позволяет нам считать упражнение основным методическим приемом, обеспечивающим приобретение графического навыка. [2]

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно. Такой подход во многом связан с психолого-физиологическими особенностями ребенка с ОНР. [1]

У детей, имеющих общее недоразвитие речи, отмечаются специфические особенности формирования графических навыков, такие как, недоразвитие кинестетического праксиса; недоразвитие динамического праксиса; недостаточная регуляция мышечного тонуса; низкий уровень развития координации движений руки; нарушение зрительно-пространственной ориентировки; затруднения ориентировки в окружающем пространстве; плохая ориентировка на листе бумаги; трудности в воспроизведении различных фигур и линий; нарушено умение копировать предложенный образец; затруднения в воспроизведении графического образца по представлению. [3]

Что же включает в себя понятие графические навыки.

Под графическими навыками подразумевается владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т. д. [4]

Для того чтобы ребенок успешно овладел навыками письма, у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности. Среди таких предпосылок можно выделить следующие:

  • развитая мелкая моторика – достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;
  • развитая зрительно-моторная координация – способность согласовывать движение руки и взгляда;
  • сформированное чувство ритма – ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
  • общая моторная зрелость – необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
  • развитые зрительное восприятие и зрительное внимание – умение воспринимать изображение в целом;
  • сформированные зрительно-пространственные представления – чувство композиции, формы.

Организуя работу по развитию графических навыков, важно следовать принципу «от простого к сложному». [4]

Используя методику Горбатовой Е.В., были определены следующие мероприятия по формированию графических навыков у детей с ОНР.

В зависимости от сложности и уровнем точности их исполнения, задания упражнений и дидактических игр можно разделить на три этапа.

I этап – дети закрепляют умение держать карандаш (или фломастер) свободно, легко производить им движения в различных направлениях. На этом этапе проводились следующие упражнения:

  • штриховка – дети учатся не выходить за контур, наносить линии в одном направлении, соблюдать расстояние между ними (не более 0,3 -0,5 см).
  • рисовании изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые линии, замкнутые формы.

А такие графические игры как «Дострой замок» тренирует руку малыша в проведении параллельных линий, «Раздели круг пополам», «Построй башни», «Дорисуй заборчик» помогают детям овладеть глазомерной функцией (устанавливать равные, половинные соотношения и т. п.).

На этом этапе дети учатся дифференцировать силу нажима на карандаш или фломастер, совершенствуются навыки проведения линий неотрывным способом. Точность выполнения упражнений этого блока относительная.

II этап – происходит усложнение графических упражнений путем использования линий более сложной конфигурации, воспроизведения узоров по клеточкам, самостоятельного декорирования предметных изображений предложенными элементами, в том числе элементами буквенных знаков.

На этом этапе проводились следующие игры и упражнения: «Накорми мышку сыром», «Найди фрагменты изображения», «Повтори рисунок по клеточкам» закрепляют у детей умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитывать клеточки, расстояние между фигурами, употреблять соответствующие пространственные термины.

Выполнение данных графических упражнений требует более уверенного, целенаправленного характера движений руки ребенка.

На III этапе дети закрепляют приемы расположения графических элементов на плоскости, упражняются в правильном определении направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов узора с учетом ритма, симметрии.

На этом этапе проводились следующие игры и упражнения: обведи рисунки точно по линиям плавным неотрывным движением, дополни столбцы недостающими рисунками, рисование предметов по словесной инструкции педагога, нарисуй такой же рисунок по памяти, обведи рисунки по пунктирным линиям, укрась фонарик по образцу, обведи рисунки по контуру, не отрывая руки.

Усложнение претерпевает и характер графических упражнений: от образных, конкретных изображений к условным (использование точек, штрихов, графем). Комбинируются петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы.

Выполняя графические упражнения, дети учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.

Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.

Таким образом, следует уделять особое внимание формированию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР именно графических навыков. Использование описанных игр и упражнений позволит детям сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе.

1. Гаврина С.Е. и др. Готовим руку к письму. Пальчиковая гимнастика, штриховка, рисование, лепка [Текст]: пособие для детей 6—7 лет./ С.Е. Гаврина – Ярославль: Академия развития, 2008. — 64 е.: ил. — (Уроки для дошколят), с.2.

2. Горбатова В.В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования./ В.В. Горбатова – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 24 с.

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) [Текст]: учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.

4. Циновская С.Л. Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста [Текст]/ Циновская С.Л. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2015 – № 9 – с.36 – 38.

Источник

Читайте также:  Упражнения для широчайшей мышцы гантели
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector