Графические упражнения для развития глазомера

Урок рисования для новичков: Упражнения для развития глазомера

Многие люди, которые не умеют рисовать, считают, что просто не дано. Однажды попробовав нарисовать что-то, они увидели жестокое несоответствие между тем, что так ясно представлялось в голове, и какая корявка в итоге получилась на бумаге. Вообще-то, всем новичкам в рисовании не хватает чувства пропорции, глазомера. И мало кто задумывается о том, что это, на самом деле, навык. Навык, который можно развивать. И после некоторого времени стараний и усилий вдруг оказывается, что ваша рука вполне себе слушается вашего разума и рисует то, что вы себе представили и так, как вы запланировали. Конечно такие вещи как талант, дарование никто не отменял. Но всё-таки любой человек может научиться рисовать приличные рисунки, если приложит специальные усилия.

И так, чтобы правильно изобразить на поверхности предметы, надо развить в себе чувство пропорции. А для этого необходимо развивать глазомер. Который, в свою очередь, можно развить посредством простых упражнений. Вот о них сейчас и поговорим.

Упражнения очень простые и понятные. С них начинается обучение рисования даже в детских художественных школах. Но насколько упражнения просты, настолько и скучны. Всем же хочется сразу рисовать прекрасные пейзажи или похожие портреты. Но пренебрегать этими упражнениями не надо, ведь они базовые, и потом очень облегчат вам работу. И лучше научиться базе сразу, потому что потом переучиваться будет сложнее.

Итак, урок рисования для новичков: упражнения для развития глазомера.

1. Проводим параллельные линии (отрезки)

Первое упражнение можно выполнять на любом удобном листе бумаги (хоть бы даже и в тетрадке). Рисуем от руки, без линейки, прямые параллельные линии. Чем длиннее они будут — тем сложнее. Если вам очень трудно и рука совсем не набита, то начните с тетрадки в клеточку. Просто заполняем лист параллельными отрезками.

Сначала ваши полосы будут кривыми, дрожащими, и не всегда даже параллельными. Но с тренировкой будет получатся всё лучше и лучше.

Не пытайтесь рисовать сразу длинные линии, начните с отрезков сантиметров по 8-10 длиной. Воспользуйтесь удобной техника выполнения этого упражнения. Отметьте точками или чёрточками (как на рисунке) начало и конец отрезка. Потом одним движением соедините их горизонтальной линией. Эти метки очень помогают мысленно наметить тот путь, который проделает Ваша рука. А именно послушания мы от руки и добиваемся.

Постепенно удлиняйте линии, делайте их без обозначения начала и конца и старайтесь, чтобы они были одинаковыми и на одинаковом расстоянии друг от друга. Сколько понадобится таких упражнений заранее сказать сложно. Тренируйтесь, пока рука не будет уверенно проводить ровные линии.

2. Развиваем глазомер: учимся делить отрезки на различное количество равных частей

Выводить однообразные линии скучно, так что, чуть «поднабив руку» можно добавить второе упражнение для развития глазомера. Очень важное упражнение! Наши нарисованные отрезки будем делить на равные части. Для начала на чётное количество частей: на две, на четыре, на восемь. Сначала делим полосочку пополам. Потом каждую образовавшуюся часть тоже пополам, и так далее.

С чётным количеством частей более менее понятно. Как станет получаться ровно, усложняем задачу нашему глазомеру и будем делить наши линии на нечётное количество кусочков: 3, 5, 7.

Опираемся на чётное деление. Например: для деления на три части сначала надо поделить отрезок пополам, затем с обеих сторон от центральной метки отделяем небольшой кусочек такого размера, чтобы в итоге все 3 части оказались равной длины. При делении на нечётное количество отрезков середина средней части совпадает с серединой всей линии.

Деление на пять и семь частей делается по такому же принципу: сначала делим на чётное количество частей. Их будет на 1 меньше, чем запланировано получить нечётных (то есть из 4-х делаем 5, из 6-и делаем 7). Делить линию на пять или семь частей сложно, но только поначалу. Даже небольшая практика даёт заметный прогресс.

3. Рисование геометрических фигур и деление их на части

После того, как поднаторели в рисовании линий, приступаем к геометрическим фигурам. Суть упражнений та же: рисуем от руки геометрические фигуры и делим их на ровные части. Всё от руки, всё без линейки. Линейка в этих упражнения на тренировку глазомера используется только для того, чтобы проверить свой результат: насколько точно удалось поделить линию и в какую сторону делать поправку в следующий раз.

Читайте также:  Упражнения для подростками управление эмоциями

Начать работать с фигурами лучше с квадрата. Делим его горизонтально, потом вертикально, потом по диагонали. Стараемся линии рисовать ровно.

Квадрат делим пополам разными способами: либо по диагонали, или путем соединения середин противоположных сторон. Берите разные фигура, усложняйте и разнообразьте себе задачу: треугольник, параллелограмм, прямоугольник.

4. Рисование геометрических орнаментов

А теперь кульминация наших тренировок глазомера — орнаменты. Как можно видеть, половина всех орнаментов базируется на повторении и чередовании различных простейших геометрических фигур. На орнаментах будет где развернуться: тут и ровные параллельные линии, и деление на равные и не равные отрезки, и равные промежутки между линиями (что так же не маловажно), да и есть куда фантазию применить.

Теперь, когда Вы знаете, как развить глазомер, осталось лишь одно — практика и ещё раз практика.

Источник

У меня не работает глазомер. 5 упражнений для развития глазомера. Часть 1

После выполнения упражнений, о которых пойдет речь в этой статье, я понял что мой глазомер сломан или вообще никогда не работал. Но обо всем по порядку. Эта первая часть упражнений из трех. Хочу уделить побольше внимания и раскрыть все особенности и пользу каждого упражнения.После выполнения упражнений, о которых пойдет речь в этой статье, я понял что мой глазомер сломан или вообще никогда не работал. Но обо всем по порядку. Эта первая часть упражнений из трех. Хочу уделить побольше внимания и раскрыть все особенности и пользу каждого упражнения.

Для начало пару слов о материалах. В этот раз я решил не работать на столе, где лист бумаги лежит под углом к мне, а расположить его перпендикулярно, чтобы смотреть прямо на лист бумаги.

Как я это сделал, можете видеть на фото сверху. Вместо карандаша, ручка – линер, чтобы не было соблазна подтереть кривые линии. Все рисуем от руки, набиваем и развиваем мышцы кисти. Лист бумаги без линий и клеточек, чистый и белый лист. Чтобы добиться результата от этих упражнений, необходимо постоянно и регулярно заниматься в течении долгого времени.

Чтобы быть честным, в своей группе ВКОНТАКТЕ опубликую ПОСТ, и буду каждый день выкладывать фотографии с практическим выполнением этих упражнений. В течение 18 дней, начиная с завтрашнего дня.

Упражнения выполнял впервые, так что не ругайтесь за кривое и не точное построение. Моя задача показать и рассказать о способах и методах, а практиковаться я буду по ходу выполнения задания.

Глазомер, это умение визуально определять симметричность и параллельность, размер и расстояние линий, углов и предметов. Именно эти пять упражнений помогут вам и мне тоже развить эти умения. Они могут показаться вам скучными, но очень полезными и нужными.

Упражнения первое. Отрезки.

Отступаем от верхней границы листа примерно сантиметр, намечаем две точки, которые нам задают длину первой линии, и проводим линию. Стараемся, чтобы получалась ровная линия параллельна границе листа. Длина примерно от 5 до 10 сантиметров. Эти параметры условны, делайте любую длину на ваше усмотрение и опыт.

По краям линии можно ставить точки, чтобы выдержать ровное расстояние, а потом старательно соединить их прямой линией. В начале я делал так, но потом разошелся и перестал ставить точки.

Продолжаем проводить линии до конца листа. Померьте расстояние, если последняя проведенная линия параллельна краю листа, значит у вас получилось выдержать ровное расстояние между линиями. Точно также рисуем вертикальные линии и под наклоном в одну и другую сторону. Расстояние между ними можете делать поменьше.

Упражнение второе. Деление отрезков.

Вот тут то мне открылась страшная правда. Как бы я не старался ровно разделить отрезки, везде наделал ошибок.

В чем суть. Данные отрезки нужно делить на определенное число отрезков. Сложность в том, что делить надо на глаз. После того как вы поделили отрезок, можете померить его. Если всё ровно, вы молодец, если нет, то исправляйте и переходите к следующему.

Источник

5 упражнений для развития глазомера. Часть 2

Продолжаем разбирать упражнения на развитие и настройки своего глазомера. Посмотрите Часть 1 , чтобы понимать, о чем идет речь. В своей группе ВКОНТАКТЕ я сделал пост и каждый день выкладываю фотографии со своими практическими работами каждый день. Кому интересно, как продвигается процесс развития глазомера, переходите, смотрите. Пост ВК .

Читайте также:  Метод бубновского упражнения для тазобедренного сустава

Упражнение третье. Деление фигур.

Сразу совет, начинать лучше всего с квадрата. Что надо делать в этом упражнении? Без помощи линейки, естественно, от руки строим геометрическую фигуру. Как я и сказал, начнем с квадрата.

Прошу прощения за кривизну и небрежность. Пишу статью и параллельно учусь. Стараемся, чтобы наш квадрат имел ровные грани и параллельные грани. Далее делим квадрат по горизонтали и вертикали. Само собой на ровные половинки. Для уточнения можно воспользоваться линейкой и понять, насколько точно сработал ваш глазомер.

Нарисовал рядом треугольник и ромб, чтобы примеров было больше и наглядно понятно. Следующий шаг, делим каждый получившийся квадрат ещё пополам. То же самое с ромбом и треугольником.

Делить фигуры можно бесконечно. Проявите фантазию и креатив, чтобы увидеть место, где можно провести ровную линию для деления фигуры пополам. В пример я привел простые фигуры, чтобы не возникли сложности на начальном этапе. Со временем можете делить параллелограммы, трапеции и пятиугольник.

Делить постоянно пополам просто, а вот разделить на 3, 5 или 7 частей, куда сложнее. Если вы отлично справляетесь со Вторым уроком в Части 1, Деление отрезков , то проблем возникнуть не должно.

Итог. Упражнение простое, не требует специального оборудования. Рисовать можно где угодно и чем угодно. Главное не по клеточкам. Развивает умение рисовать прямые линии, и повышает точность вашего глазомера. Деление фигур объединяет в себе первое и второе упражнение.

Упражнение четвертое. Орнамент.

Орнамент, это узор, основанные на повторе и чередовании его элементов. Это очень занимательное и увлекательное упражнение, при выполнении которого я потерял около часа времени. Не, потому что не мог его выполнить, а наоборот, из-за того, что меня затянуло и я не мог оторваться от процесса.

Упражнение проявит вашу фантазию стиль и вкус. У меня в этом плане так себе, тем не менее мозг выдал вот такие картинки. Как вы видите, здесь мы отрабатываем всё: прямые линии, деление отрезков, фигуры и ещё активно подключаем фантазию. Процесс выполнения очень помогает расслабиться и восстановить силы. У меня на канале есть статья, которая будет уместна в этой теме, почитайте, Что рисовать, если устал и в голове пусто .

Больше тут сказать нечего. Пятому уроку я посвящу отдельную статью. Всем спасибо за внимание и за конструктивную критику в комментариях. Ставьте лайки, делитесь статьей в соцсетях и подписывайтесь на канал, РИСУЮ ДОМА . Впереди много интересного.

Источник

Как развить глазомер

Прежде, чем отвечать на этот вопрос, давайте разберемся, что же представляет собой глазомер и зачем, собственно, его развивать художнику. Если обратиться к истокам этого термина, то станет ясно, что глазомер, прежде всего, медицинское понятие, тесно связанное с физиологией человека, а именно с анатомией глаза. Оно означает способность определять расстояния без каких-либо специальных механических или электронных приспособлений.

С точки зрения изобразительного искусства понятие “глазомер” может употребляться как в широком, так и в узком понятии. В первом случае имеется ввиду, что изображение на картине художника прямо зависит от того, как он видит окружающий мир своими глазами.

Например, человек со здоровым зрением и отсутствием офтальмологических заболеваний видит отдельно стоящие деревья с расстояния 2000 метров, и чем ближе предмет, тем более четко можно разглядеть его детали. А с таким заболеванием, как близорукость, даже близкие предметы кажутся размытыми. Это несомненно отразится на том, как художник изобразит дерево. История знает яркие примеры близоруких художников: многие критики придерживаются мнения, что знаменитый французский живописец Анри Матисс страдал миопией, однако, недуг никак не помешал его творениям стать венцами искусства.

Но чаще всего глазомер рассматривается не как общее понятие, а именно как термин, обозначающий способность правильно определять расстояния.

Художник, который не может верно подобрать пропорции — это вовсе не художник.

Дело в том, что изображать мир на бумаге чрезвычайно сложно (без опыта), именно поэтому способность к живописи считают талантом. Наверняка, каждый сталкивался с ситуацией, когда в школе на уроках изобразительного искусства кто-нибудь из детей рисовал непропорциональные рисунки: так, человек мог оказаться больше дома, а кошка выше дерева. При этом, логически ребенок понимает, что в реальной жизни все наоборот, а вот изобразить на бумаге не может.

Глазомер для художника сродни слуха для музыканта или голоса для певца. Вроде бы у всех есть эти качества в глобальном смысле: мы издаем звуки, слышим их, отличаем дальние предметы от ближних, но далеко не каждый может красиво петь, сочинять композиции и писать картины. Поэтому, развитие глазомера очень важно, если вы решили всерьез заниматься живописью.

Читайте также:  Все буде добре упражнения для похудения от валевской

Способы развития глазомера

Прежде всего, необходимо понимать, что глазомер — это навык и его можно и нужно развить. Очень многие начинающие художники великолепно могут изобразить предмет отдельно, но если попросить их нарисовать два предмета вместе, тут же возникают сложности. Если таковые имеются, не стоит ставить крест на рисовании, напротив, следует усиленно практиковаться. Существуют определенные методы развития глазомера.

Если изучить программу любой художественной школы, то там можно найти специальные комплексы простых и, в некотором роде, даже примитивных упражнений, которые позволяют развить чувство пропорции. Все они предназначены для новичков и имеют практическую направленность — выполняются на бумаге.

Вторым способом выступают специальные методики, которые не требуют применения изобразительных средств. В основном, это упражнения, предназначенные непосредственно для глаз и мышления. Они помогают улучшить уже имеющиеся навыки верно определять расположение и пропорции предметов.

Третий способ больше подходит уже более опытным художникам — это комплексные методики, целью которых выступает идентичное изображение реальных групп объектов на бумаге. Теперь рассмотрим эти способы подробнее.

Простые упражнения для начинающих художников

1. Рисование параллельных линий без линейки на обычном листе (не в клеточку). Кажется, что это легко, но на деле оказывается, что все наоборот. Начинать следует с совсем коротеньких линий, потом их можно постепенно удлинять. Первые параллели будут получаться кривыми, волнистыми или с явным наклоном. Чтобы облегчить себе задачу, отмечайте точками конец и начало отрезка, а затем старайтесь соединить их карандашом, не отрывая его от листа бумаги. Со временем, можно научиться очень быстро и четко изображать линии. Чтобы проверить себя, можно прикладывать к получившимся отрезкам линейку.

2. Деление отрезков на части. Научились делать ровные линии? Теперь попробуйте поделить их на равные части. Начинайте обязательно с четного числа кусочков. Для начала разделите отрезок пополам. А потом каждую образовавшуюся часть еще на два отрезка и так далее. Показалось не сложным? Попробуйте разделить отрезок на три части. Так же делите линию на две части, а затем отделяйте от половинок два куска такого расстояния, чтобы получились три равные части. Руководствуясь тем же принципом делите отрезок на пять частей: отмерьте шесть кусочков и из них компонуйте пять одинаковых, а затем и семь.

3. Геометрические фигуры и орнаменты. Оказывается, школьники и студенты, рисуя на полях тетрадей геометрические орнаменты, не “занимаются ерундой”, а развивают глазомер. Любой орнамент основан на чередовании определенного набора геометрических фигур. Попробовать лучше с самых простых: это может быть змейка из квадратиков или кирпичики. Так же пробуйте поделить различные фигурки на равные части, как и отрезки. Такая практика позволяет значительно улучшить глазомер и набить руку.

Упражнения для глаз

Попробуйте мысленно прикинуть сколько шагов вам предстоит пройти до нужного объекта: допустим, до ближайшего дерева. Чем ближе ваш ответ к действительности, тем лучше работает глазомер.

Так же пробуйте определить в нестандартных ситуациях: скажем, в общественном транспорте или на высоком этаже здания, какие предметы находятся выше, а какие ниже, и соответственно ближе и дальше. А что будет, если мысленно поставить дерево на дом? Будет ли он выше, чем соседняя новостройка? Казалось бы, эти упражнения далеки от рисования, но на самом деле, их регулярное выполнение улучшает зрительное восприятие и память.

Сложные упражнения

Возьмите несколько объектов разной формы и размеров (например, фруктов, бутылок, овощей), расположите их на одной линии и попробуйте срисовать. Как только стало получаться — меняйте линии их положения.

Пробуйте изобразить конкретные предметы так, чтобы их перспектива была идентична реальной. Например: домашнее животное на окне. Учитывайте не только, что окно больше животного, а именно насколько больше, в какой пропорции, во сколько раз. Затем попробуйте изобразить вид так, чтобы животное получилось крупнее, чем окно. Пусть кот сидит теперь на столе, а окно выступает задним фоном.

Очень действенно регулярно вырезать симметричные фигуры из чистого листа бумаги. Попробуйте вырезать силуэт женщины, не рисуя его предварительно: вы удивитесь, насколько он далек от того, что вы можете изобразить карандашом.

И напоследок

Почерпать больше интересной и полезной информации о глазомере можно из литературы. Например, из книг “Практическая перспектива” М. Н. Макаровой, “Уроки рисования с натуры” Виноградовой Г., “Основы рисунка” Шембеля А. Ф., а так же различных учебных пособий и хрестоматий.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector