Готовые упражнения сложные предложения

Дидактический материал. Карточки по теме “Простые и сложные предложения” для учащихся 9 класса (Ю.П. Казаков “Тихое утро”)
материал по русскому языку (9 класс)

Карточки предназначены для обучающихся 9 класса. Из произведения Ю.П. Казакова “Тихое утро” взяты простые предложения с однородными членами, бессоюзные сложные предложения, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Скачать:

Вложение Размер
yu.p._kazakov._tihoe_utro._prostye_i_slozhnye_predlozheniya._9_klass.docx 24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал. Карточки по теме

«Простые и сложные предложения»

для учащихся 9 класса (Ю.П. Казаков «Тихое утро»)

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

Он сел на постели долго таращил глаза на голубоватые потные окошки на смутно белеющую печь.
Сладок предрассветный сон и голова валится на подушку и глаза слипаются но Яшка переборол себя.

Всё исчезло притаилось сейчас и центром маленького замкнутого мира оказалась Яшкина изба.

Кто-то проснулся раньше Яшки стучал возле кузницы молотком; чистые металлические звуки прорываясь сквозь пелену тумана долетали до большого невидимого амбара и возвращались оттуда уже ослабленными.

Яшка соскочил с крыльца замахнулся удочками на подвернувшегося под ноги петуха и весело затрусил к риге. (Рига – крытое строение с печью для сушки льна или хлеба в снопах; иногда ригой называют обычный сарай).

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

Подсыпав червякам свежей земли он побежал вниз по тропинке перевалился через плетень и задами пробрался к сараю где на сеновале спал его новый приятель – Володя.

Володя зашевелился на сене долго возился и шуршал там наконец неловко слез наступая на незавязанные шнурки.

Лицо его измятое после сна было бессмысленно и неподвижно а в волосы набилась сенная труха она же видимо попала ему и за рубашку потому что стоя уже внизу он всё дергал тонкой шеей поводил плечами и почёсывал спину.

Володя выглянул на улицу лицо его оживилось глаза заблестели он начал торопливо зашнурывать ботинки.

Володя промолчал покраснел и принялся за другой ботинок.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

Володя наконец справился с ботинками и подпрыгивая от обиды ноздрями и глядя прямо перед собой невидящим взглядом вышел из сарая.

Он готов был отказаться от этой рыбалки и тут же разреветься но он так же ждал этого утра!

За ним нехотя вышел Яшка и ребята молча не глядя друг на друга пошли по улице.

Он подошёл к колодцу загремел цепью и вытащив тяжёлую бадью с водой жадно приник к ней.

Пить ему не хотелось но он считал что лучше этой воды нигде нет, и поэтому каждый раз проходя мимо колодца пил её с огромным наслаждением.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

Вода переливаясь через край бадьи плескала ему на босые ноги он поджимал их но всё пил и пил изредка отрываясь и шумно дыша.

Володе тоже не хотелось пить но чтобы ещё больше не рассердить Яшку он послушно припал к бадье и стал тянуть воду мелкими глоточками пока от холода у него не заломило в затылке.

Володя ничего не ответил только втянул сквозь сжатые зубы воздух и примиряющее улыбнулся.

Володе стало необыкновенно весело и он только теперь почувствовал как хорошо выйти утром из дому.

Володя посмотрел в ту сторону откуда слышался гул трактора.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

Бесконечно потянулся низкорослый овёс впереди еле проглядывала тёмная полоса леса.

Вышли на бугор свернули вправо лощиной спустились вниз перешли тропкой через льняное поле и тут совсем неожиданно перед ними открылась река.

Она была небольшая густо поросла ракитником ветлой по берегам ясно звенела на перекатах и часто разливалась глубокими, мрачными омутами.

Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь и как-то необыкновенно быстро посветлело порозовело всё вокруг; ещё отчётливее стала видна седая роса на ёлках и кустах а туман пришёл в движение поредел и стал неохотно открывать стога сена тёмные на дымчатом фоне близкого теперь лета.

В омутах раздавались редкие тяжкие всплески вода волновалась прибрежная куга тихонько покачивалась.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

Володя готов был хоть сейчас начать ловить но Яшка шёл всё дальше берегом реки.

Нечаянно он оступился влажные комья земли посыпались из-под его ног и тотчас же закрякали утки заплескали крыльями взлетели и потянулись над рекой пропадая в тумане.

Володя облизнул пересохшие губы и спрыгнул вслед за Яшкой вниз.

Оглядевшись он поразился мрачности которая царила в этом омуте.

Пахло сыростью глиной и тиной вода была чёрная вётлы в буйном росте почти закрыли всё небо.

Володя немного отодвинулся от воды и вздрогнул когда у противоположного берега гулко ударила рыба.

Источник

СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(По страницам сказок Г.Х.Андерсена)

5 класс

Сложносочиненные предложения

Упражнение 1
Спишите, графически обоснуйте постановку/отсутствие запятой перед союзом и.

Образец:

1. Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок. («Дюймовочка») 2. В тот же миг Снежная королева подхватила его, и они взвились на черное облако. («Снежная королева») 3. Утенок узнал этих прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть. («Гадкий утенок») 4. Наконец настал день свадьбы, и крот пришел за невестой. («Дюймовочка») 5. Напротив императорского трона поставили золотой шест, и на самой верхушке его сидел соловей. («Соловей») 6. Рано утром она отправилась дальше и вдруг встретила старушку с корзинкой ягод. («Дикие лебеди»)

Упражнение 2
Спишите, расставьте знаки препинания. Угадайте сказки Андерсена.

1. Среди комнаты стоял золотой сундук а на сундуке сидело настоящее страшилище. 2. Лебедь положил свою голову ей на колени и она гладила и перебирала его перышки. 3. Всю зиму прожила ласточка в подземелье а Дюймовочка ухаживала за ней. 4. Бедное животное забрыкалось а девочка захохотала и потащила Герду к постели. 5. Он объехал весь свет но так и не нашел себе невесты.

Ответы: 1. «Огниво»; 2. «Дикие лебеди»;
3. «Дюймовочка»; 4. «Снежная королева»;
5. «Принцесса на горошине».

Упражнение 3
Из данных предложений образуйте сложное предложение, используя союзы и, а, но.

1. В скорлупке она спала ночью. Днем играла на столе. («Дюймовочка»)
2. Пальба стихла только к вечеру. Утенок долго еще боялся пошевельнуться. («Гадкий утенок»)
3. Она отерла слезы Герде. Потом спрятала обе руки в ее хорошенькую мягкую теплую муфточку. («Снежная королева»)
4. До заката солнца было еще далеко. Элиза уже сидела на скале перед глубокой пещерой. («Дикие лебеди»)
5. Собака бежала быстро. Крупа сыпалась из мешочка по всей дороге от медного замка до дома солдата. («Огниво»)

Упражнение 4
Продолжите предложения так, чтобы союз и соединял: а) однородные члены и б) простые предложения. Выделите главные члены.

Образец:

1. Королева бросила жаб в прозрачную воду и.
2. Лебеди захлопали своими большими белыми крыльями и.
3. Фата-Моргана коснулась руки Элизы жгучей крапивой и.
4. Епископ продолжал нашептывать королю злые речи и.
5. На кладбище Элиза нарвала крапивы и.

Сложноподчиненные предложения

Упражнение 5
Запишите под диктовку учителя следующие предложения, выделите союзы. Потренируйтесь в постановке вопросов от главной части к придаточной.

1. Бедная Дюймовочка очень испугалась, когда жук схватил ее. («Дюймовочка») 2. Понял теперь солдат, что за чудесное было у него огниво. («Огниво») 3. Сердце ее сжималось от страха, когда она пробиралась лунной ночью на кладбище по длинным аллеям сада. («Дикие лебеди») 4. И вот все отправились в лес, где обыкновенно распевал соловей. («Соловей») 5. Лебеди летели так стремительно, как летят стрелы. («Дикие лебеди») 6. Они высунули из воды свои головы, чтобы поглядеть на крошку невесту. («Дюймовочка»)

Упражнение 6
Обоснуйте постановку запятой, определив границы главного и придаточного предложений. Устно перестройте данные предложения таким образом, чтобы союз оказался не в начале синтаксической конструкции, а в середине.

1. Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. («Дикие лебеди») 2. Когда ласточка подлетела к цветку, эльф совсем перепугался. («Дюймовочка) 3. Чтобы лучи солнца не разбудили ее, одиннадцатый лебедь летел над ее головой. («Дикие лебеди») 4. Если ты сложишь это слово, то будешь сам себе господин. («Снежная королева») 5. Когда император проснулся, в окна уже светило солнце. (Соловей»)

Упражнение 7
Постройте схемы следующих предложений.

1. Элиза знала, что она может найти такую крапиву на кладбище. («Дикие лебеди») 2. Наконец на кухне нашли одну бедную девочку, которая слышала пение соловья. («Соловей») 3. Когда солнце поднялось выше, Элиза вдруг увидела вдали огромный замок. («Дикие лебеди») 4. Утенок должен был плавать по воде без отдыха, чтобы не дать ей замерзнуть совсем. («Гадкий утенок») 5. Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в темной холодной яме. («Дюймовочка») 6. Они увидели, как Элиза скрылась за кладбищенской оградой. («Дикие лебеди»)

Упражнение 8
Определите границы придаточного предложения, находящегося внутри главного. Постройте линейные схемы данных предложений.

1. Маленькие рыбки, которые плавали под водой, видели жабу и ее сына. («Дюймовочка») 2. И вот на том месте, где хотели сжечь Элизу, вырос высокий зеленый куст с розами. («Дикие лебеди») 3. Лесной ворон, который уже успел жениться, провожал девочку первые мили. («Снежная королева») 4. В той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. («Дикие лебеди») 5. Посреди огромной залы, где сидел император, возвышался золотой шест для соловья. («Соловей») 6. Ласточки, которых она часто кормила крошками, прощебетали ей свою песню. («Дюймовочка»)

Упражнение 9
Спишите, раскройте скобки, поставив союзное слово который в соответствующей грамматической форме (используйте при необходимости предлоги).

1. Она пила росу, (который) каждое утро она находила на листьях. Большой лопух, (который) жила Дюймовочка, пожелтел. За лесом, (который) жила Дюймовочка, было большое поле. («Дюймовочка)
2. Она все думала о братьях, (который) злая мачеха тоже выгнала из родного дома. Первое же слово, (который) сорвется у тебя с языка, пронзит сердца твоих братьев. («Дикие лебеди»)

Упражнение 10
Закончите данные предложения.

1. Соловей запел так дивно, что.
2. Лебеди видели с высоты, как.
3. Когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, .
4. Если бы маленькой разбойнице Герда не понравилась, то.

Упражнение 11
Запишите под диктовку учителя данные предложения. Установите границы каждого простого предложения в составе сложноподчиненного. Укажите союзы. Потренируйтесь в постановке вопросов от главной части к придаточной. Постройте линейные схемы предложений.

1. Было раннее утро, когда одиннадцать лебедей пролетали мимо хижины, где спала еще крепким сном их сестрица Элиза. («Дикие лебеди») 2. В ее глазах светилась горячая любовь к доброму королю, который делал все, чтобы только порадовать ее. («Дикие лебеди») 3. Мальчики рассказали, что видели только, как он привязал свои санки к большим великолепным саням. («Снежная королева») 4. Я сама слышала, как сапоги скрипели, когда Кай приходил к бабушке. («Снежная королева»)

Упражнение 12
Спишите, расставив знаки препинания. С помощью аббревиатур «ССП» (сложносочиненное предложение) и «СПП» (сложноподчиненное предложение) укажите тип сложных предложений. Постройте схемы предложений.

1. Король увидел только как над дворцом взвились одиннадцать диких лебедей. («Дикие лебеди») 2. Утенок узнал этих прекрасных птиц и его охватила какая-то непонятная грусть. («Гадкий утенок») 3. Император сказал что жалует соловью свою золотую туфлю на шею. («Соловей») 4. Потом к ним пришли другие майские жуки которые жили на том же дереве. («Дюймовочка») 5. Посадил он собаку на ведьмин передник а сам открыл сундук. («Огниво»)

Бессоюзные сложные предложения

Упражнение 13
Выпишите из данных пар предложений только бессоюзные сложные предложения. Выделите грамматические основы.

1. Открыл солдат первую дверь и вошел в комнату. Посреди комнаты сундук стоит, на сундуке сидит собака.

2. В реке росло много кувшинок; их широкие зеленые листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега.

3. Ночь Элиза провела за своей работой; об отдыхе она и не думала. Она думала только о том, как бы поскорее освободить своих милых братьев.

4. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взяли друг друга за руки.

Упражнение 14
Преобразуйте данные простые предложения в бессоюзные сложные.

1. Маленькая разбойница вытащила острый сверкающий нож.
2. Своими нежными руками Элиза рвала злую, жгучую крапиву.
3. Дюймовочка сплела себе из травы колыбельку.

Упражнение 15
Даны следующие пары слов: Дюймовочка и жаба, солдат и огниво, осколок и Кай. Используйте их в качестве подлежащих для сочинения собственных бессоюзных сложных предложений по мотивам сказок Андерсена.

Предложения для синтаксического разбора

1. Руки свои Элиза спрятала под передник, чтобы король не увидел волдырей и царапин.
2. Когда зашло солнце, в пещеру вернулись братья.
3. Ей бросили охапку крапивы, которую она нарвала на кладбище.
4. Лебеди ступили на камни утеса в ту самую минуту, когда погас в воздухе последний луч солнца.

5. Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно в комнату влезла большущая жаба.
6. Она заглянула в скорлупку, где спала под лепестком розы Дюймовочка.
7. Она повесила эту колыбельку под большой лист лопуха, чтобы ее не замочил дождик.

8. Невеста моя знает, как пройти в спальню принцессы с черного хода.
9. Герда въехала в темный лес, в котором жили разбойники.
10. Утром Герда рассказала ей, что слышала от лесных голубей.

11. Ученые описывали столицу Китая, дворец и сад императора; поэты слагали в честь крылатого певца чудесные стихи.
12. Книги расходились по всему свету, и вот одна толстая книга дошла и до китайского императора.

Предложения из сказок Андерсена цитируются в переводе А.Ганзен.

ТЕКСТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ВЫБОРУ УЧИТЕЛЯ

Контрольная работа № 1

И вот лист кувшинки поплыл по течению. Течение было сильное, и лист с девочкой плыл очень быстро. Теперь жаба не могла догнать Дюймовочку.
А Дюймовочка плыла все дальше. Маленькие птички пели ей вслед: «Какая хорошенькая девочка».
Вдруг мимо пролетел майский жук. Он увидел Дюймовочку, схватил ее и унес на дерево. Бедная Дюймовочка очень испугалась, когда жук схватил ее. Он уселся высоко на дереве, покормил ее сладким цветочным соком и сказал ей, что она ему очень нравится.
Потом к ним пришли в гости другие майские жуки, которые жили на этом дереве. Дюймовочка им не понравилась.

(84 слова)
(По сказке Х.К. Андерсена «Дюймовочка»)

1. Постройте схемы следующих предложений:
Группа 1. 7-го и 9-го предложений.
Группа 2. 2-го и 5-го предложений.
Группа 3. 8-го и 10-го предложений.

2. Выполните полный синтаксический разбор предложений:
Группа 1. Из каждого цветка вылетели эльфы и принесли Дюймовочке подарки.
Группа 2. Дюймовочка принесла ласточке воды в цветочном лепестке.
Группа 3. Ласточка пела эльфам веселые песни.

3. Группа 1
Восстановите по памяти диалог привередливых майских жуков по поводу невесты своего насекомоядного собрата.
Ответ:
Они разглядывали Дюймовочку с головы до ног, а жучки-барышни пожимали щупальцами.
– У нее только две ножки! – говорили одни.
– У нее даже нет щупальцев! – сказали другие. – Какая она тонкая! Она совсем как человек! – сказали третьи.
– Она очень некрасивая! – решили наконец жуки.

Группа 2
Восстановите данные предложения из сказки Андерсена:
Наконец настал день свадьбы, и. (крот пришел за своей невестой). Теперь Дюймовочке придется переселиться в. (кротовую нору), жить глубоко. (под землей), и никогда она не увидит. (солнца): крот ни за что не позволит ей выходить. (из норы).

Группа 3
Запишите под диктовку учителя данные предложения и постройте схемы:
«Спасибо тебе, милая крошка!» – сказала больная ласточка.
Дюймовочка печально ответила: «Я не могу улететь с тобой».

Придумайте собственное предложение с прямой речью по одной из построенных схем, используя одну из известных вам сказок Андерсена.

Контрольная работа № 2

Олень остановился только тогда, когда увидел в снегу куст с красными ягодами. Тут он опустил девочку на землю, поцеловал ее, и на глазах у него заблестели крупные прозрачные слезы. Потом он повернулся и стрелой пустился назад.
Бедная девочка осталась одна. Она побежала вперед. А навстречу ей двинулись целые полчища снежных хлопьев. Это было очень странно, потому что небо было совсем чистое. «Откуда падает снег?» – спрашивала Герда у себя. Но снег не падал, он несся прямо по земле.
Это было войско Снежной королевы. Одни снежинки были похожи на больших белых ежей. Другие напоминали медвежат. Третьи снежинки – змеи с множеством голов. И все они были живые!
Но Герда смело шла вперед и вперед.

(111 слов)
(По сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева», перевод Т.Граббе)

1. Выполните полный синтаксический разбор предложений:
Группа 1. («5») Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери.
Группа 2. («4») Кай перебирал ровные льдинки и выкладывал из них различные фигуры.
Группа 3. («3») Кай и Герда вышли из ледяных чертогов.

2. Постройте схемы следующих предложений:
Группа 1. Когда все розы исчезли, старушка повела девочку в свой цветник.
«А почему в саду нет роз?» – воскликнула Герда.
Лесной ворон, который уже успел отпраздновать свою свадьбу, провожал девочку первые три мили.
Группа 2. Только волны покачивались и как будто кивали Герде пенистыми гребешками.
Горячие слезы ее упали на то место, где цвел раньше один из розовых кустов.
«Герда, возьми назад свои меховые сапожки», – смилостивилась маленькая разбойница.
Группа 3. Буря выла и стонала.
Радость была такая, что даже льдины пустились в пляс.
«Теперь я полечу в теплые края», – сказала Снежная королева.

3. Группа 1. Опишите снежное войско с помощью предложения с обобщающим словом.
Группа 2. Ответьте письменно на вопрос «Почему Герду не остановили полчища снежных хлопьев?» с помощью сложноподчиненного предложения.
Группа 3. Обратитесь к снежинкам от своего имени с просьбой пощадить Герду.

* Задания в группах распределены по уровням: 1-я группа – для сильных учеников, 2-я – для средних, 3-я – для более слабых.

Источник

Читайте также:  Упражнения чтоб убрать обвисшую кожу
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector