Гласные первого ряда упражнения

Упражнения на различение гласных первого ряда и согласных звуков

1. Поднимите красный кружок, если в ряду звуков услышите гласный.

а — м — у — т — о; т—с — ы — а — р;э —а — м — у — т; о — п— у — а — с — ы — ш; к — э — о — у — п — ы— н

2. Из ряда букв выберите гласные, назовите их.

р, у, ы, о, с, а, ш, к, э, п, л, н

Поднимите синий кружок, если в ряду звуков услышите согласный звук Определите место преграды.

м, о, п, у, с, к, р, ы, т, ф

4. Из ряда букв выберите согласные, назовите их. (Логопед следит за кратким произнесением согласных звуков.)

а, п, в, о, с, ф, к, ш, ы, р, л, э, ж, х

5. Назовите буквы, написанные на ваших карточках. Под согласные буквы положите синие кружочки, под гласные — красные. (Работа выполняется учениками самостоятельно.)

р а т к у

6. Положите букву под соответствующий кружок.

(Ученики получают по четыре буквы, из них две гласные и две согласные. На доске красный и синий кружки. Ученики называют звук, определяют, гласный он или согласный, и кладут букву под соответствующий кружок.)

7. Запишите буквы в две строчки.

(Логопед называет вперемешку гласные и согласные звуки. На верхней строчке ученики пишут гласные буквы, на нижней — согласные. При проверке логопед просит учеников прочитать только гласные или только согласные буквы. Ошибки исправляются по ходу работы.)

Гласные первого ряда

Конспект занятия

Тема. Гласные звуки.

Цел ь. Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда.

Оборудование. Предметные картинки, таблица с гласными первого ряда, красные кружки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Сядет тот ученик, который назовет гласный звук. II. Закрепление материала предыдущего занятия. Ученики называют гласные по беззвучной артикуляции логопеда. Логопед произносит беззвучно гласные в следующем порядке: а, о, у, э, ы, при этом обращает внимание детей на положение губ при произнесений этих звуков: а — рот широко раскрыт; о — губы округлены и слегка вытягиваются вперед; у — губы округлены и больше вытягиваются вперед; э, ы — губы слегка растягиваются в улыбке. (Такая последовательность поможет ученикам запомнить гласные первого ряда.) Для наглядности можно использовать таблицу. Ученики заучивают эти гласные в указанном порядке.

III. Выделение гласных первого ряда из ряда других звуков. Логопед произносит гласные и согласные звуки вперемешку. Ученики на гласный звук: а) показывают красный кружок, б) соответствующую букву, в) записывают в тетрадь гласную букву, а, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, а, л, э, п, о

IV. Выделение гласных первого ряда из слогов. s Логопед называет слог, выделяя голосом гласный звук, ученики: л) называют гласный, б) показывают соответствующую букву,

а) ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от

б) ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то

V. Итог занятия.

Логопед. Сегодня мы учились слышать и выделять гласные звуки.

Выделение гласных первого ряда из слов

Выделите начальную гласную из слов, запишите соответствующую букву. Аня, Оля, утка, Эля, осы, Ася

Выделите гласную из середины слов, запишите ее.

лак, дым, суп, рот, сок, пар, луч, бык, сам, мак

3.Назовите картинки. Выделите гласный звук из названий этих картинок. Запишите соответствующую гласную букву.

Читайте также:  Упражнения для глаз вильям бейтс

Приблизительный перечень картинок, подбираемых логопедом: жук, мох, зуб, сук, сыр, рак.

4. Выделите гласную из данных слов, запишите ее.

крот, куст, стол, шкаф, плыл, слух, град, гнул, брось, кто

5. Назовите картинки. Выделите гласный звук из их названий. Запишите соответствующую букву.

Приблизительный перечень картинок, подбираемых логопедом: кран, стул, волк, гусь, хвост, клык, слон, мост, глаз, бровь.

Конспект занятия

Тема. Гласные звуки.

Цель. Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда.

Оборудование. Буквы и, й, таблица с гласными второго ряда.

Ходзанятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать гласные первого ряда.

II.Знакомство с буквами и, й.

Образование гласных второго ряда.

Логопед рассказывает сказку о буквах и, й.

Жили-были две буквы-сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы Й был сверху беретик, а у И не было. Звучали они почти одинаково. Только И — протяжно, а Й — коротко, отрывисто. Их часто путали, и букве Й было очень неприятно.

Однажды буква Й пришла в гости к гласным буквам первого

ряда и предложила вместе спеть. Й начала, А — подхватила. Слились их звуки и получилась новая буква Я. Тогда остальные буквы О, У, Э тоже стали петь вместе с Й. И стали получаться новые буквы Е, Ю, Е.

Новые буквы заняли место во втором ряду. К ним присоединилась буква И. Так и получились гласные второго ряда.

Логопед вывешивает таблицу с гласными второго ряда и предлагает ученикам запомнить эти гласные.

Затем логопед спрашивает детей, из каких звуков получились буквы я, ё, ю, е.

III. Итог занятия.

Логопед. Что интересного вы сегодня узнали на занятии?

Гласные второго ряда

1. Прослушайте слова, выделите голосом начальную гласную, покажите букву, запишите ее в тетрадь.

а) яма, Яша, якорь, ясно, ястреб

б) еж, елка, ерш, елочка, ежится

в) Юра, Юля, юг, юркий, южный, юрта

г) ель, ем, ели, едут, ехать

д) Ира, имя, Инна, игры, икры, искры

е) якорь, ежик, юрта, ели, иглы

2. Прослушайте слова, выделите голосом гласную из конца слова, запишите соответствующую букву. (Логопед голосом выделяет гласную, стоящую в конце слова.)

а) моя, твоя, Зоя, Рая

б) пою, мою, рою, свою, твою

в) мое, твое, свое, белье, старье

г) мне, тебе, себе, везде

д) пою, мои, спи, твое, белье

3. Назовите картинки. Выделите голосом гласные второго ряда из начала
слова, запишите соответствующие буквы. \

(Логопед показывает картинку, не называя ее, ученики называют, выделяют гласные и записывают их в тетрадях.)

Примерный перечень картинок: ежик, яблоко, елка, юрта, искры.

Слоговой состав слова

Конспекты занятий

Занятие 1

Тема. Слоговой состав слова.

Цель. Учить детей делить на слоги двусложные слова.
Оборудование. Тетради, ручки. ^

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.
Ученики вспоминают и называют гласные первого и второго ряда.

III. Знакомство со слогом. Логопед произносит слог ра и спрашивает, понятно ли, что он хотел сказать. Ученики отвечают, что непонятно. Аналогично логопед работает со слогом ма. Затем произносит по Слогам слово ра-ма.

Логопед. Сначала были произнесены части слова, поэтому было непонятно/Когда части соединились, получилось слово. Часть слова называется слогом.

Подобным же образом логопед строит работу со словами мука, лапа и т. п.

IV. Деление слов на слоги.
Ученикам предлагается отхлопать количество слогов в словах,

произнести эти слова по слогам и назвать первый и второй слог, муха, ваза, роза, сани, вата, лужа, рыба

V. Графическое изображение слогов.
Логопед. Поставьте вопрос к слову рыба. Что обозначает

(это слово? ‘ (Рыба — кто это? Слово «рыба» обозначает предмет.) * Ученики на доске и в тетрадях изображают слово рыба графически (одной чертой). Затем логопед вместе с учениками устанав-,. ливает, что в слове рыба две части, т. е. два слога. Графическое

изображение делится вертикальной чертой на две части. V Аналогично изображаются графически слова, состоящие из двух .’ открытых слогов: соки, липа, нога, луна, рука, Валя, Миша, Лида. I VI. Итог занятия.

Читайте также:  Упражнения доктора попова при шейном остеохондрозе

Логопед. Чему вы научились на занятии?

Цель. Учить детей делить трехсложные слова на слоги

. Оборудование. Схемы слов.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. . Закрепление пройденного материала.

Логопед называет двусложные слова с открытыми слогами и просит учеников определить количество слогов и назвать слоги по порядку.

III. Работа с трехсложными словами.

Логопед просит учеников определить количество слогов в слове рыба и спрашивает: кто ловит
рыбу? (Рыбаки.) Какой новый слог появляется в слове рыбаки? (ки.)

Логопед предлагает ученикам хлопками выделить слоги слов машина, береза, лимоны, малина, пижама, газета, назвать слоги по порядку, посчитать количество слогов.

IV.Графическое изображение трехсложных слов. Логопед предлагает ученикам графически изобразить слово малина. Затем обращает внимание учеников, что в этом слове три слога и что в схеме это тоже надо показать.

Источник

Методическая разработка тестовых заданий по проверке умения учащихся 2 – 4 классов дифферецировать гласные первого и второго ряда.
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

В данной методической разработке представлены разноуровневые тестовые задания, которые помогут учителю-логопеду проверить умениния учащихся 2 – 4 классов дифференцировать гласные первого и второго ряда.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_po_logopedii.odt 19.16 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 167 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка тестовых заданий по проверке умения учащихся 2 — 4 классов дифференцировать гласные первого и второго ряда.

Подготовила: учитель-логопед высшей категории

Аксёнова Марина Марковна

Для проверки умения учащимися 2 — 4 классов дифференцировать гласные первого и второго ряда разработаны карточки разноуровневых тестовых заданий в двух вариантах на каждую пару гласных (а — я; у — ю; о — ё; ы — и; е — э) .

Карточки-задания относятся к числу наиболее эффективных средств и методов закрепления пройденного материала и проверки знаний по данной теме. Каждая карточка содержит 4 — 5 тестовых заданий.

Первые задания карточек проверяют умение дифференцировать гласные первого и второго ряда. Учащиеся вставляют в слова «пропущенные» гласные.

Последующие задания содержат несколько инструкций, тем самым снижая контроль написания учащимися дифференцируемых гласных. Это поможет учителю-логопеду выявить более точную картину усвоения полученных умений дифференциации гласных.

Так же, разноуровневый характер тестовых заданий поможет оценить особенности усвоения материала как всей логопедической группы, так и отдельных учеников.

Источник

Технологическая карта логопедического занятия “Гласные первого ряда”
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Тип урока: рефлексия (обобщение, закрепление).

Скачать:

Вложение Размер
konstrukt_zanyatiya._glasnye_pervogo_ryada.docx 23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия

Учитель логопедии : Зикратова Марина Александровна

Тема : Гласные А,О,У,Ы,Э.

Тип урока : рефлексия (обобщение, закрепление)

Карточки- упражнения артикуляционной гимнастики, гласные А,О,У,Э,Ы из разрезной азбуки, компьютерная игра «Свинки-копилки» из программно-методического комплекса «Логомер», альбом «Я учусь говорить и читать» С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц. Смайлики.

Цель : закрепление понятия о гласных звуках А,О,У,Ы,Э и умение выделять их в слогах и словах.

– закреплять и дифференцировать моторные и слуховые образы гласных звуков первого ряда;

– формировать навыки звукового анализа;

– продолжать развивать зрительную память и внимание;

– работать над развитием фонематического слуха;

– формировать ответственное отношение к выполнению заданий;

– воспитывать умение внимательно слушать инструкцию и правильно ее выполнять;

1. Мотивация к учебной деятельности. Настрой на занятие

Говорим всегда красиво, смело и неторопливо!

Я читаю загадки и выделяю голосом буквы, о которых пойдет сегодня речь.

– Она как лесенка стоит, начинает А лфавит.

– Она как О бруч, захочу – по дороге покачу.

– Как сучок в любом лес У , ты увидишь букву …

– Мы узнали от сов Ы , что нету слов на букву…

– Э -ге-гей! – крикун кричит, изо рта язык торчит.

Как вы думаете, о каких буквах мы сегодня с вами будем говорить?

Обучающиеся настраиваются на занятие, отгадывают загадки и называют тему урока.

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности.

Развитие умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Выделение существенной информации из текста.

Развитие Умения учебного сотрудничества с учителем.

2. Артикуляционная гимнастика.

Предлагаются карточки с изображением названий упражнений артикуляционной гимнастики.

Обучающиеся по очереди берут карточки, называют, показывают и выполняют вместе соответствующее упражнение.

Воспитание целенаправленной познавательной деятельности. Отработка точности артикуляционных движений.

Развивать умение соотносить свои действия с заданными образцами.

Умение пользоваться знаками, символами.

Умение слушать собеседника, точно выполнять инструкции.

3. Актуализация знаний, фиксация затруднений в пробном учебном действии.

-Что такое буква?

– Почему А, О, У, Ы, Э называют гласными?

– Каким цветом обозначаются гласные буквы?

Работа с карточками гласных букв (угадывание буквы по беззвучной артикуляции учителя).

Работа над модуляцией голоса.

– В воздухе летит самолет! Сейчас он летит тихо «У», а теперь громко «У»!

-Девочка плачет тих «О», а теперь громко «О»!

Работа над развитием фонематического слуха.

-«Поймай гласный звук». Хлопайте в ладоши, если услышите звук А (так с каждым звуком).

Дифференциация звуков в слогах

-Работа с программой «Логомер». Игра «Свинки-копилки».

Определение места звука в схеме слова.

– Разложи продукты в корзины. Смотри на схемы слов. стр. 35 «Я учусь говорить и читать»

Обучающиеся актуализируют полученные ранее знания о понятии «Звук и буква», «Гласные».

Анализируют артикуляцию звука и выбирают соответствующую карточку с буквой и воспроизводит ее.

Меняют модуляцию голоса с тихого на громкий.

Внимательно слушают педагога и реагируют хлопком, когда услышат заданный звук.

Нажимают на звуковые монетки, воспроизводят слог и кладут монетку в свинку-копилку с соответствующей буквой.

Рассматривают картинку, озвучивают названия продуктов, подбирают обобщающее понятие, определяют место звука «Ы» в слове и раскладывают продукты в соответствии со схемой слова, обозначенной на корзинках (первая – заданный звук в середине слова, вторая – в конце слова).

Формирование ответственного отношения к выполнению заданий.

Развивать умение активно участвовать в деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Формировать умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Умение обращаться за помощью, принимать помощь.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Определи названия картинок, выдели первый звук и собери из них соответствующую букву.

Самостоятельно рассматривают, определяют первый звук в слове, отбирают картинки на заданный звук и собирают соответствующую букву.

Формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий.

Развивать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Развивать умение наблюдать, понимать изображение.

Развитие умения сотрудничать с педагогом и сверстниками.

5. Рефлексия деятельности. Снятие эмоционального напряжения, анализ работы обучающихся на занятии.

О каких звуках и буквах мы сегодня с вами говорили?

Ребята, какое задание вам показалось самым трудным, а какое самым лёгким?

Что вам понравилось на занятии?

Как вы работали на занятии? Оцените свою работу – выбери смайлик.

Самоанализ работы на уроке.

Осознание необходимости в изучении звуков.

Развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Развитие умения делать простейшие обобщения.

Развитие умения выражать свои мысли.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия “Кто снами рядом живёт” во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим ” Степашка в гостях у ребят” в первой младшей группе.

Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на.

Тема: «Дифференциация гласных первого и второго ряда»Цели:Учить детей различать гласные Ы, И в устной и письменной речи.Развитие фонематического восприятия.Совершенствование грамматического стро.

Организационный момент. Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок записи «Пение птиц»).- Итак, что вы представили сейчас? (выслушиваются мнения дет.

В данной методической разработке представлены разноуровневые тестовые задания, которые помогут учителю-логопеду проверить умениния учащихся 2 – 4 классов дифференцировать гласные первого и второго ряд.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector