Гимнастика основы выполнения гимнастический упражнений



Техника гимнастики

Многие упражнения спортивной, художественной гимнастики и акробатики имеют очень сложную структуру как по содержанию, так и по форме, а следовательно, и технику исполнения.

Структура гимнастического упражнения включает в себя содержание, форму, взаимодействие внешних и внутренних сил, обеспечивающих выполнение упражнения. Структуру упражнения формирует цель, которую преследует гимнаст его выполнением.

Содержание упражнения представляет собой совокупность входящих в него движений, последовательность их выполнения и способности гимнаста, необходимые для этого. В процессе овладения упражнением эти свойства вступают в активное взаимодействие, обеспечивая выполнение поставленной гимнастом или его педагогом двигательной задачи. Она формирует и изменяет структуру упражнения.

Форму гимнастического упражнения образуют положения и движения тела гимнаста и его звеньев в пространстве и во времени, взаимосвязь между способностями гимнаста. Форма тесно связана с содержанием упражнения.

Различают технику гимнастического упражнения и технику исполнения гимнастического упражнения.

Техника гимнастического упражнения – это объективная как по содержанию, так и по форме модель структуры движений (образец, эталон). Она разрабатывается на основе количественного и качественного биомеханического анализа структуры движений, ее морфологического, биохимического, физиологического и психологического обеспечения. Это очень сложная динамическая функциональная система. В ней в функциональное взаимодействие вовлекаются индивидуальные свойства (способности), относящиеся ко всем подструктурам личности гимнаста.

Техника исполнения гимнастического упражнения представляет собой целесообразный способ или совокупность способов управления движениями, обеспечивающими успешное выполнение упражнения или решение конкретно поставленной двигательной задачи.

Выделяют следующие виды техники исполнения упражнения:

а) образцовая – обеспечивающая безукоризненное, близкое к технике выполнение упражнений в условиях спортивной борьбы;

б) индивидуальная – отражает (учитывает) конституциональные, двигательные, функциональные, психологические особенности гимнаста и его опыт.

В основе техники гимнастических упражнений лежат законы механики, анатомо-физиологические и психологические свойства личности гимнаста.

Законы механики объясняют, как в движениях гимнаста перемещаются отдельные звенья и тело в целом под действием внешних и внутренних сил.

Анатомо-физиологические и психологические свойства объясняют, как воспроизводится техника упражнения в движениях гимнаста.

Внутренние силы – силы действующие со стороны одних тел системы на другие (если тело человека рассматривать как систему, то напряжение мышц голеностопа может вызвать подъем костей голени на определенную высоту. Сила мышц голеностотопа по отношению к костям голени будет являться внутренней силой). Разумное использование этих сил облегчает исполнение упражнений. Основную роль играет мышечное напряжение.

Внешними силы – силы со стороны тел, не принадлежащих системе.

По отношению к телу человека это сила тяжести, реакция опоры, сопротивление среды и другие. Внешними силами при выполнении упражнений могут быть; масса тела гимнаста или отдельных его звеньев; сила трения, возникающая при взаимодействии гимнаста со снарядом (с опорой), сопротивление воздуха и др. Эти силы могут, как затруднять, так и облегчить выполнение упражнений. Так, например, действие силы земного притяжения при движении тела гимнаста или отдельных его звеньев из более высокого в более низкое положение по отношению к опоре облегчает выполнение многих упражнений, а движение из низкого в более высокое – затрудняет. Сила трения может затруднять движение и в то же время создает условия для эффективного выполнения упражнения.

При изучении техники гимнастических упражнений наиболее важное значение имеет знание основных законов механики (динамики), поэтому целесообразно их напомнить.

Первый закон (закон инерции). Всякое изолированное от внешних воздействий тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока внешние силы, а для человека – внутренние силы, не выведут его из этого состояния.

Читайте также:  Упражнения для стоп голени

Второй закон (закон силы) говорит о том, что между силой (F) и изменением скорости (ускорением — a) существует прямо пропорциональная зависимость. Это основной закон динамики:

где F — сила, m — масса тела или его отдельного звена, a — ускорение.

Третий закон (закон равенства действия и противодействия). Силы, с которыми действуют друг на друга два тела, всегда равны и направлены по одной прямой в противоположные стороны.

Опираясь на законы механики, можно точно рассчитать все параметры, необходимые для технически точного выполнения сколь угодно сложного упражнения (моменты силы тяжести и инерции, количество движения, траектории общего центра массы тела и его отдельных звеньев, время и др.).

Огромное количество гимнастических упражнений, несмотря на их многообразие, тем не менее, подчиняются общим положениям, что объясняется анатомо-физиологическими особенностями строения человеческого тела. Различают две основные группы упражнений выполняемых на гимнастических снарядах.Каждая из этих групп, в свою очередь, подразделяется на под­группы, соответствующие специфическим особенностям конкрет­ных упражнений.

Силовые упражнения подразделяются на две подгруппы:

а) статические упражнения;

б) силовые перемещения.

Статические упражнения выполняются в висе и упоре. Трудность этих упражнений зависит от степени необходимого напряжения мышц, также зависит от особенностей условий удержания равновесия в заданной позе. Степень напряжения мышц зависит не только от массы (веса) тела, но и расстояния центра тяжести от оси снаряда. Статические упражнения – это неподвижные позы-висы, упоры, принимаемые гимнастом на снаряде. Трудность этих упражнений весьма разнообразна. Имеются упражнения, как простые, доступные новичку (вис на перекладине, упор на брусьях) и трудные, доступные спортсменам, обладающим значительной физической силой .

Силовые перемещения – это медленный переход из одного статического положения в другое. Различают перемещения книзу и кверху. Перемещения книзу считаются более легкими, так как при их выполнении спортсмен движется под действием силы тяжести и должен лишь напряжением мышц сдерживать падение тела, так чтобы оно опускалось достаточно медленно и равномерно (из горизонтального упора на кольцах опускание в горизонтальный вис, из виса на согнутых руках в вис). Гораздо труднее перемещения кверху. В этом случае спортсмен должен подняться на определенную высоту вопреки действию силы тяжести. Силовые упражнения также как и статические упражнения бывают различной трудности, это зависит от ряда причин:

– чем больше расстояние, на которое должен опускаться или подниматься спортсмен, тем труднее упражнение;

– труднее также упражнение при котором для достижения конечной цели гимнаст должен двигаться наименее выгодным способом, например, совершать перемещения прямым телом, а не согнувшись или сгибая ноги;

– упражнения также труднее выполнять, не сгибая руки.

Маховые упражнения – это вращательное движение по полному кругу или по частям. Все вращения связаны с понятием ось. Оси вращения могут быть действительными или воображаемыми (линия между кольцами или параллельными жердями).

По отношению к телу гимнаста оси подразделяются на фронтальную, продольную и. передне-заднюю.

Во фронтальной оси выполняются многие обороты, сальто, махи вперед и назад. Упражнения, в которых используется продольная ось вращения , называются поворотами . Почти все повороты служат для усложнения основных упражнений и поэтому вращение вокруг продольной оси, совпадает с вращением другой оси, как правило, с фронтальной (пируэт).

Переднее – задняя ось располагается под прямым углом к фронтальной оси. Она встречается при выполнении переворотов, сальто в сторону,

Одной из важных особенностей маховых упражнений является их инертность. Получив в определенной фазе упражнения, энергию движения гимнаст до определенного момента может перемещаться самостоятельно по инерции, что позволяет в ходе одного упражнения чередовать напряжение мускулатуры с ее расслаблением. Это выгодно отличает маховые упражнения от статических и силовых элементов, делает их экономичными, не столь утомительными. Одним из признаков совершенства техники маховых упражнений является умение гимнаста максимально использовать свойства тела и его звеньев перемещаться по инерции. Однако чисто инерционное движение (один из признаков которого равномерность) в практике встречается редко, при исполнении упражнения на тело гимнаста всегда действуют какие-либо силы, изменяющие его скорость. Например, перемещаясь сверху вниз в висе на перекладине, спортсмен движется все быстрее и быстрее, но во второй половине маха, когда тело начинает подниматься, его скорость падает. Объясняется это в первую очередь действием силы тяжести, которая вначале упражнения сообщает телу энергию движения, а затем отнимает ее. Существенную роль играет сила трения, под ее действием тело гимнаста теряет часть полученной ранее энергии. По этой причине невозможно выполнение такого гимнастического упражнения как большой оборот, не прибегая к активным целенаправленным действиям, а двигаясь лишь по инерции. Чтобы исполнение таких элементов было осуществлено, спортсмен должен использовать в ходе движений определенные физические закономерности. К числу таких закономерностей относятся:

Читайте также:  Чем вы гости торг ведете упражнение 69

Угловая скорость – это скорость вращения. Если за одно и тоже время тело гимнаста поворачивается на большое число градусов, то, следовательно, стала больше его угловая скорость.

Выполняя сальто назад прогнувшись и двойное сальто, спортсмен затрачивает примерно одно и тоже время, но во втором случае спортсмен поворачивается дополнительно на 360°, это означает, что его угловая скорость была выше.

Момент инерции тела – это мера его инертности. Чем больше масса тела, тем больше его инертность. Однако величина момента инерции тела зависит не только от массы. Важно и то, как эта ось располагается от оси вращения, и чем дальше она расположена, тем меньше угловая скорость. Величина характеризующая степень удаления масс от оси вращения в механике называется моментом инерции . Это означает, что если гимнаст начинает вращение по сальто в положении прогнувшись, а затем группируется, то скорость его вращения увеличивается. При этом если группировка привела к тому, что момент инерции уменьшился в два раза, то угловая скорость увеличилась в два раза. В применении к гимнастическим упражнениям все сказанное нужно понимать таким образом: если гимнаст во время выполнения любых вращательных движений сгибается или каким-либо другим способом приближает массу своего тела к оси вращения, то он неизбежно изменяет момент инерции своего тела, а, следовательно, и угловую скорость его вращения. Таким образом, при соответствующей подготовке спортсмен может регулировать скорость своего вращения, что в полной степени характеризует его мастерство.

Структура маховых упражнений.

Все маховые упражнения подразделяются на три фазы.

1. Фаза подготовительных действий , т.е. принятие наиболее рационального исходного положения и выполнение стартовых движений, обеспечивающих последующие действия на снаряде.

2. Фаза основных действий – это момент приложения максимальных усилий, т.е. самая главная часть, от правильного выполнения которой зависит качество выполнения упражнения в целом.

3. Фаза завершающего действия . Придание движению окончательной формы. Все фазы условны т.к. между ними не существует четких границ.

Основы обучения гимнастическим упражнениям.

В системе воспитания обучение физическим упражнениям рассматривается как педагогический процесс, конечная цель которого – всестороннее воспитание людей. Обучение конкретным гимнастическим упражнениям принято делить на три этапа:

Читайте также:  Японское похудение одним упражнением с полотенцем

Первый этап – обучение . Это начальное обучение новому движению. На этом этапе обучение направлено на создание – общего представления о новом движении (демонстрация кем-либо, использование кинофотоматериалов). Далее следует опробование движения, которое может быть проимитировано целиком, с помощью преподавателя, с фиксацией отдельных положений, либо самостоятельное выполнение упражнений в максимально упрощенных условиях на тренажере.

Начальное обучение служит исходной базой для успешного овладения новым движением.

Второй этап – углубленное разучивание движений. Этот этап направлен на овладение техникой движений. При разучивании нового движения необходимо выполнять его 6-8 раз. Для лучшего исполнения упражнения на стадии его усвоения желательно ежедневное его повторение. На этом этапе происходит усвоение основными и вспомогательными двигательными действиями.

Основными признаками формирования двигательных навыков являются сознательное управление движениями, автоматизированное их выполнение.

Результатом обучения является технически правильное и самостоятельное выполнение. При этом еще возможны неточности в отдельных деталях выполнения упражнения.

Третий этап – закрепление и совершенствование техники изучаемого движения . Это достигается в результате целостного и самостоятельного повторения упражнения в стандартных условиях, в измененных условиях, близких к соревнованиям. Важным в данный момент становится самоконтроль и самооценка выполняющего.

Для сохранения достаточно высокого качественного и технического уровня исполнения необходимо его периодическое выполнение в различных условиях.

Дидактические принципы в обучении гимнастики .

В основе процесса обучения гимнастическим упражнениям лежат общеизвестные дидактические принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и систематичности.

1. Сознательность и активность. При обучении гимнастическим упражнениям предполагают осмысленное сознательное овладение ими. Способность анализировать технику упражнений, исправлять допущенные ошибки неточности, проявлять инициативу и самостоятельность, оценивать результату собственной деятельности, своих товарищей.

2. Принцип наглядности. Этот принцип помогает создать полное представление о технике движения. Для этого используют качественный показ, образное объяснение, наглядное сравнение, использование наглядных пособий.

3 . Принцип доступности. Данный принцип требует постановки задач, соответствующих силам учеников. Реализация этого принципа требует постепенного повышения трудности упражнения, от простого к сложному, от известного к неизвестному.

4. Принцип систематичности. Подразумевает непрерывность процесса обучения, проведение его в определенной последовательности, разумного чередования работы с отдыхом, в целях сохранения работоспособности активности занимающихся.

Методы обучения гимнастическим упражнениям.

Изучение гимнастических упражнений связано с использованием конкретных методов.

1. Словесный метод. Является универсальным на всех этапах обучения. Он может выражаться в форме беседы, объяснения, обсуждения, словесного сопровождения при выполнении упражнений. Следует отметить, что использование терминологии значительно облегчает процесс обучения между учеником и преподавателем.

2. Метод показа. Включает в себя живой показ преподавателя, возможен как акцентированный показ отдельных фаз или элементов, так и его целостная демонстрация.

3. Метод целостного разучивания упражнения . Применяется при обучении простым упражнениям, а также сложным, но с использованием физической помощи.

4. Метод расчлененного разучивания. Данный метод заключается в целесообразном выделении отдельных частей движения. Искусственное дробление упражнения, на части облегчает освоение наиболее технически сложных движений. Методы целостного и расчлененного разучивания упражнений являются ведущими методами для овладения основами техники движения и их совершенствования. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

5. Метод изменения условия обучения. Этот метод направлен на совершенствование двигательного навыка. Он подразумевает создание специальных условий для выполнения упражнений (другой зал, выполнение без разминки и выполнение на фоне усталости).

6. Соревновательный и игровой метод . Этот метод основан на элементах соперничества учеников между собой. Повышение ответственности каждого за достигнутые результаты. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector