Гимнастика классификация гимнастических упражнений

Содержание
  1. Гимнастика на любой вкус! Классификация, виды, упражнения
  2. Что такое гимнастика, и для чего она нужна?
  3. Общеукрепляющая, оздоровительная гимнастика
  4. Упражнения для утренней зарядки
  5. Гимнастика на воде
  6. Классические упражнения “физкультурников”
  7. Гигиеническая гимнастика
  8. Ритмическая гимнастика
  9. Специальная лечебная гимнастика
  10. Нетрадиционная оздоровительная гимнастика
  11. Стретчинг
  12. Калланетика
  13. Шейпинг система
  14. Восточные оздоровительные системы
  15. Хатха йога
  16. Йога, как гимнастика для умиротворения
  17. Дыхательная гимнастика
  18. Спортивная гимнастика
  19. Художественная гимнастика
  20. Акробатическая гимнастика
  21. Спортивная аэробика
  22. Образовательная профессиональная гимнастика
  23. Гимнастика для учебных учреждений
  24. Женская гимнастика
  25. Атлетическая гимнастика
  26. Профессионально прикладная
  27. Командные виды гимнастики
  28. Цирковая гимнастика
  29. Уличная гимнастика
  30. Классификация видов гимнастики

Гимнастика на любой вкус! Классификация, виды, упражнения

В отличие от конкретных видов спорта, все разновидности гимнастики представляют собой техническую основу для целого ряда различных дисциплин и видов нагрузки. Они могут относится как к спортивным, так и хореографическим и даже оздоровительным методикам. Виды гимнастики разделяются на категории подкатегории, в зависимости от преследуемых целей, особенностей, направленности и прочих условий. Тем не менее, если свести все о гимнастике до общих характеристик, то каждая дисциплина и направление ставят за цель развитие физических качеств и комплексное укрепление здоровья.

Что такое гимнастика, и для чего она нужна?

Понимание того, что такое гимнастика, лежит гораздо шире отдельных дисциплин и спортивных направлений. Несмотря на существование вида спорта с таким названием, гимнастика и ее виды рассматриваются как широкое понятие и виды нагрузки, которые объединены в одну общую группу.

Существуют виды гимнастики, которые кардинально отличаются друг от друга. Например, художественная гимнастика и калистеника, командные дисциплины и оздоровительно-восстановительные практики. Последние входят в категорию специальная гимнастика, цели которой смещаются в сторону узкой специализации (лечение, укрепление, восстановление, профилактика и прочие).

Если кратко, такие виды гимнастики, особенно современные направления, имеют узкую спецификацию и могут больше относится не к спортивной, а спортивно-медицинской сфере.

Общеукрепляющая, оздоровительная гимнастика

Это весьма обширная группа.

Все основные виды гимнастики, которые в неё включены, имеют схожую цель и задачу – физическое укрепление тела, здоровья, а также восстановление, но не в посттравматический период.

Лечебная гимнастика к этому виду не относится. В отличие от целенаправленного восстановления пациента (например, подвижность колена или локтя после травмы или операции), общеукрепляющему и оздоровительному виду гимнастики свойственный комплексный подход и предотвращение травм. В такую гимнастику входят все не медицинские методики и приёмы, которые обеспечивают результат.

В целом, в эту группу входит общая гимнастика тела, которая направлена на укрепление и улучшение здоровья. Основная суть гимнастики для данной категории – предотвращение, а не непосредственное лечение.

Данная классификация гимнастики может включать кардинально отличающиеся направления, от обычной зарядки до занятий в воде.

Упражнения для утренней зарядки

Комплекс утренних упражнений в основном относится к гимнастике укрепляющего типа. Трудно посчитать, сколько видов упражнений в гимнастике для зарядки существует в различных комплексах.

Правила для всех видов гимнастики и сколько ключевых упражнений можно выделить в качестве основных:

  1. Короткие маховые движения;
  2. Медленные амплитудные движения;
  3. Наклоны по оси;
  4. Вращательные движения;
  5. Кратковременные растяжки.

Гимнастика на воде

Это отличный вид гимнастики, который применяется для:

  1. Укрепления здоровья;
  2. Улучшения психоэмоционального состояния, лечения различных заболеваний (от бессонницы до неврозов);
  3. Улучшение тонуса мышц, укрепление опорно-двигательного аппарата;
  4. В качестве физкультуры для беременных;
  5. При похудении в группе с излишне большими весами.

Также такие занятия считаются наиболее щадящими из-за повышенной плотности в воде, что снижает нагрузку на позвоночник и суставы, но при этом нагрузка на мышцы сохраняется (и даже усиливается).

Классические упражнения “физкультурников”

Вид спортивной гимнастики и его краткая характеристика весьма идентична современному фитнесу. Арсенал упражнений физкультурников включает:

  1. Отжимания;
  2. Подтягивания;
  3. Приседания;
  4. Прыжки;
  5. Упражнения на пресс;
  6. Статические нагрузки (планка и прочие).

Для этого вида гимнастики 2 особенности являются ключевыми – почти все движения носят базовый характер, первичной целью является общая тренированность, а не внешний вид.

Гигиеническая гимнастика

Это оздоровительный вид нагрузок, который фокусируется на трех основных целях:

  1. Сохранение двигательной активности (реабилитационная группа);
  2. Улучшение двигательной активности (выше нормы);
  3. Повышение физической подготовки.

Весьма схож с зарядкой, хотя имеет минимальные отличия в подборе упражнений и подходе к составлению тренировок. Например, гигиеническая зарядка подразумевает чаще бывать на свежем воздухе, в отличие от обычных комплексов, которые делаются сразу после пробуждения.

Ритмическая гимнастика

Если кратко, все виды гимнастики и их характеристика отличаются наличием музыкального аккомпанемента.

Его основная задача – задавать ритм для того, чтобы тренировки и движения выполнялись в едином темпе.

Специальная лечебная гимнастика

Все оздоровительные виды гимнастики относятся к категории узконаправленных.

То есть их основная задача – обеспечивать восстановление функций, здоровья и естественного состояния любых мышц, суставов или отдельных участков тела.

Оздоровительный вид гимнастики может быть показан при легких и умеренных травмах, как основное средство для мягкой нагрузки на опорно-двигательный аппарат. К этому виду гимнастики также относят ЛФК.

Нетрадиционная оздоровительная гимнастика

Нетрадиционные направления чаще всего представлены новыми видами спортивно-оздоровительной гимнастики.

А вы знали? Нетрадиционная форма или статус вовсе не являются показателем меньшей эффективности, в сравнении с «традиционными». Это особенности общего распределения дисциплин по группам, которое необходимо только для структурирования.

При оценивании того, какие бывают виды гимнастики, эту группу характеризует не только оздоровительные цели, но и почти обязательное изменение пропорций тела (укрепление мускулатуры и устранение жира). Также важной особенностью является закрепление и сохранение результатов на длительный период или постоянно, в том числе со стабильным прогрессированием.

Стретчинг

Стретчинг или растяжка – специальный вид нагрузки, который одинаково сочетает в себе не только укрепление мышц и улучшение физической формы, но и улучшение здоровья. Физический порог практически отсутствует, что значит, что даже новички и люди с определенными проблемами со здоровьем также могут заниматься стретчингом (но только после консультации с врачом).

Выделяют три типа стретчинга:

  • Статический – мышца испытывает нагрузку и находится в постоянной нагрузке. Каждое упражнение выполняется на протяжении 20-30 секунд с максимальным растяжением основных мышц;
  • Интервальный – чередуется напряжение мышц, расслабление и последующая растяжка;
  • Динамический – в основном отличается широкими и амплитудными движениями. Грамотно подобранный динамический комплекс способен не только улучшать растяжку, но и приводить мышцы в тонус, увеличивать объемы и улучшать рельеф.

Калланетика

Это направление является сочетанием стретчинга и йоги. Позволяет эффективно задействовать мышцы благодаря концентрированным и плавным движениям. Калланетика весьма полезна:

  1. Улучшением нейромышечного контроля;
  2. Укреплением мышц;
  3. Снижением жировой прослойки тела;
  4. Укреплением связочного аппарата.

Важно! Упражнения также отлично подходят для устранения посттренировочных болей (крепатуры) и восстановления мышц после силовых занятий.

Шейпинг система

Популярный подвид ритмической гимнастики. Считается полностью сформированной методикой с подтвержденным действием и эффективностью. Создавался специально для женщин. Более того, шейпинг – одна из немногих систем, которая охватывает наиболее широкий возрастной диапазон – от 15 до 50 лет (хотя также присутствуют группы старше 50 лет с облегченной нагрузкой).

Читайте также:  Упражнения для деконцентрации внимания

Направлен на гармоничное повышение тренированности, улучшение физической формы (сжигание жира и укрепление мышц), комплексное оздоровление организма.

Восточные оздоровительные системы

Все входящие в эту категорию направления включают не только физические, но и лечебные, психофизические, философские, религиозные и прочие практики. Каждая система является многофункциональной и всегда подается, как неразделимый комплекс. Применение отдельных направлений или частей системы, как правило, демонстрирует меньшую или даже отсутствующую эффективность.

Хатха йога

Это вид йоги, который направлен на развитие физического здоровья. Включает:

  1. Дыхательные практики или пранаямы;
  2. Выполнение асан и виньяс;
  3. Применение мудр;
  4. Медитации.

Подходит для всех возрастов, также применяется во время реабилитации различных заболеваний.

Йога, как гимнастика для умиротворения

Это лечебный вид шанти йоги, цель которого – умиротворение. Относится к нетрадиционной группе. Достигается за счет сочетания физических, дыхательных и прочих практик. В отличие от хатха йоги, имеет больше филофоских и духовных элементов. Потому выбирайте тип, в зависимости от того, какой цели необходимо добиться.

Помогает укрепить тело, улучшить здоровье, а также убрать чувство тревожности, бессонницу, психоэмоциональные расстройства.

Дыхательная гимнастика

Основное отличие дыхательных практик от других методик – умение правильно дышать, контролируя этот процесс. Эти виды гимнастических упражнений направлены на лечебные и оздоровительные цели. Могут применяться как при различных заболеваниях легких, так и для укрепления сердечно-сосудистой и прочих систем. Также отлично подходит для снятия стресса, лечения бессонницы и прочих расстройств.

Спортивная гимнастика

Этот вид гимнастики наиболее близок к спортивным дисциплинам. Основная задача всех направлений этой группы – тренировка физических и качеств с уклоном в специализацию.

Художественная гимнастика

Вид художественной гимнастики относится к олимпийским видам спорта. Отличается выполнением движений, танцевальных и гимнастических элементов под музыкальное сопровождение. Считается одним из самых зрелищных видов гимнастики.

Спортсмены могут использовать различные гимнастические предметы, какие зависят от выступления и прочих условий: ленты, обручи, мячи, скакалки и т.д. Художественная танцевальная гимнастика это вид с жесткими критериями относительно выступления. Например, музыкальное сопровождение спортсмены могут выбирать по усмотрению тренера, но общая длительность выхода не должна превышать 90 секунд.

Акробатическая гимнастика

Также известна, как акробатика. Это гимнастический вид спорта, который отличается от других видов отсутствием сольного участия. Во всех номерах участие могут принимать только дуэты, трио и команды из 4 человек. Более того, все роли в командах четко распределены на конкретные виды партнерства.

Все номера состоят из трех основных элементов, которые наложены на музыкальное сопровождение:

  1. Акробатики;
  2. Танцев;
  3. Акробатических трюков.

Спортивная аэробика

Сложный вид спорта (эмоционально и физически), основной особенностью которого является комплекса упражнений под музыку. Входит в классификацию гимнастики в международной федерации и достоит называться одним из пяти основных видов. Имеет высокую интенсивность нагрузок и включает элементы из:

  • Хореографии;
  • Акробатики;
  • Спортивной и художественной гимнастики.

В отличие от акробатической гимнастики, в спортивной аэробике есть разделение как на парные выступления, так и сольные выходы, как в художественной.

Образовательная профессиональная гимнастика

Наиболее узконаправленная система специально подобранных физических упражнений в гимнастике, которая направлена на выполнение конкретных задач. Как и оздоровительная гимнастика, не имеет соревновательной деятельности.

Гимнастика для учебных учреждений

Является профильным предметом для различных учебных учреждений. Один из обязательных структурных элементов в процессе тренеров, спортсменов и широкопрофильных специалистов.

Женская гимнастика

Современный женский вид спортивной гимнастики.

Внимание! Не стоит путать, что это классическая художественная гиманстика, эти направления имеют отличия.

Если кратко, то система включает комплекс упражнений и элементов, в которых все существующие нагрузки проработаны для женщин.

Атлетическая гимнастика

По определению это классический силовой вид гимнастики. Относится к относительно новым, хотя стоит знать, что предшественники этого вида спорта идут из античных времен. Направлен на развитие силы, выносливости и профессиональных навыков. Несмотря на применение тяжестей различных снарядов, считается более легким видом спорта в техническом исполнении.

Профессионально прикладная

Считается частью общей профессионально-прикладной подготовки.

Основная цель – развитие и улучшение двигательных способностей.

Является базисным вариантом для многих спортивных дисциплин, особенно для новичков.

Командные виды гимнастики

Это не новый вид гимнастики или тренировок, а отдельная категория. Включает все возможные официальные направления, которые выделены в настоящее время в гимнастике. Чтобы легче было понять какие виды гимнастик входят в категорию, существует главный критерий – все направления, где участвует более одного человека. Характеризуется упражнениями из разных видов гимнастики, как женской, так и мужской или специализированной.

Цирковая гимнастика

Вид нагрузок, который предназначен для тренировки необходимых для цирковых выступлений навыков. Включает почти все виды и направления:

  1. Силовые;
  2. Акробатику;
  3. Движения из аэробики;
  4. Статические и динамические нагрузки.

Уличная гимнастика

Вид спорта, который в настоящее время в гимнастике выделяют, как наиболее массовый.

Интересно! Несмотря на то, что дисциплина только начинает обретать «официальные признаки», всемирная федерация выделила стрит воркаут, как один из самых быстрорастущих видов спорта по популярности. Не только среди молодых спортсменов, но и возрастных групп после 40 лет.

Этот вид спорта направлен на комплексное развитие и улучшение физических качеств: силы, выносливости, координации, равновесия и прочих. Среди основных тренажеров используются турники и брусья.

Источник

Классификация видов гимнастики

Все многообразие гимнастических упражнений в зависимости от их специфической направленности объединяется в самостоя­тельные виды гимнастики. На Всесоюзной конференции 1984 г.

утверждена следующая классификация: оздоровительные, обра­зовательно-развивающие и спортивные виды гимнастики.

Оздоровительные виды гимнастики

Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выпол­нение упражнений в режиме дня в виде утренней гигиенической (зарядка) и вводной гимнастики, физкультпаузы, физкультми­нутки в учебных заведениях, на производстве; сюда включены также лечебная и ритмическая гимнастика. Главное назначение их состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособ­ность в учебе, труде, повышать активность в трудовой и обще­ственной деятельности.

Гигиеническая гимнастика — используется для сохранения и ук­репления здоровья, поддержания на высоком уровне физической “и умственной работоспособности, трудовой и общественной ак­тивности, для отдыха после большого физического, умственного и эмоционального напряжения, продолжительной адинамии. За­нятия проводятся в индивидуальной и групповой формах с деть­ми из детских садов, школьниками, учащимися средних и высших учебных заведений; в оздоровительных лагерях, в домах отдыха, санаториях и с военнослужащими Российской Армии.

В комплексы гигиенической гимнастики включаются ходьба и бег, общеразвивающие и прикладные упражнения. Заканчивается ком­плекс упражнениями в глубоком дыхании и в расслаблении мышц.

После упражнений принимаются водные, воздушные, солнеч­ные процедуры. Упражнения и дозировка нагрузки подбираются сучетом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и других индивидуальных особенностей зани­мающихся.

Читайте также:  Упражнения для тонуса мышц глаз

Гигиеническая гимнастика может проводиться в любое время дня: утром — для более быстрого вхождения в режим дня; днем — для снятия накопившегося утомления. Перед сном очень полезны упражнения в виде напряжений и последующих расслаблений ос­новных мышечных групп в сочетании с глубоким дыханиемда пси­хическим настроем на глубокий сон, на восстановление сил, ис­траченных за день, с мысленной благодарностью судьбе (Вселен­ной) за достойно прожитый день и с надеждой на успехи в дне грядущем. В армии этот вид гимнастики проводится после ночного сня с целью более быстрого вхождения в рабочее состояние, повы­шения физической подготовленности и закаливания военнослу­жащих.

Вводная гимнастика направлена на быстрое вхождение зани­мающихся в предстоящую учебную или трудовую деятельность. По форме организации это «гимнастика до занятий» в школе и «гим-

настика до работы» на производстве. Здесь применяются упражне­ния по структуре движений, энергетическому и сенсорному обес­печению близкие к профессиональным двигательным действиям. В ходе выполнения упражнений достигается физиологический и психологический настрой на активную и высокопроизводитель­ную учебную или производственную деятельность. Продолжитель­ность выполнения упражнений от 5 до 10 мин.

Физкультурная минутка, или физкультурная пауза, применя­ется для поддержания физической и умственной работоспособно­сти на высоком уровне в течение всего учебного или трудового дня, предупреждения нарушения осанки, локального физического утомления. Она проводится при появлении признаков утомления (отвлечение внимания, нарушение позы, чувство усталости и др.) во время учебных занятий или работы. Комплекс может состоять из 5 — 10 упражнений и выполняться в течение 2 — 5 мин.

Лечебная гимнастика основа лечебной физической культуры (ЛФК). Она помогает восстановлению временно утраченных от­дельных функций организма после травмы, ранения, болезни, хирургической операции и др. Применяется в комплексе с другими лечебными средствами при самых различных заболеваниях. Она осо­бенно эффективна при лечении опорно-двигательного аппарата.

Комплексы лечебной гимнастики для школьников составля,-ются врачом совместно с учителем физкультуры в зависимости от индивидуальных отклонений в состоянии их здоровья. В лечебных учреждениях упражнения подбираются с учетом характера забо­левания и индивидуальных особенностей больного. В комплексы включаются дозированная ходьба, бег, строевые и общеразвива-ющие упражнения без предметов и с предметами: палки, ганте­ли, эспандеры, мячи, скакалки, упражнения на гимнастической стенке и скамейке и др. Основной формой занятия является урок или процедура продолжительностью 30 — 60 мин. Разновидностью лечебной физической культуры на современном этапе являются нетрадиционные виды оздоровительной гимнастики: коррекци-онная, релаксационная, восстановительная, дыхательная, сустав­ная и т.д.

Ритмическая гимнастика считается разновидностью оздорови­тельной гимнастики. Комплекс упражнений составляется из обще-развивающих упражнений, элементов художественной гимнастики и хореографии, стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и дру­гих несложных по технике исполнения упражнений. Важным эле­ментом ритмической гимнастики является музыкальное сопровож­дение. С помощью этих средств можно дозировать величину физио­логической нагрузки на организм, управлять психологическим со­стоянием занимающихся, повышать их активность на занятии.

В ритмической гимнастике можно выделить достаточное коли­чество разновидностей, отличающихся друг от друга содержани-

ем и построением урока. К оздоровительным направлениям рит­мической гимнастики относятся: классическая аэробика, гимнас­тика с использованием базовых шагов, танцевальная, где исполь­зуются различные современные танцевальные стили и направле­ния (салса, рок, диско, фанк, хип-хоп); аэробика с использова­нием предметов и приспособлений (степ, слайд, фитбол и др.). Характерной чертой оздоровительных видов ритмической гимна­стики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается работа кардиореспираторной системы на определенном уровне, что и дает оздоровительный эффект.

В последнее время появился ряд новых, нетрадиционных в мас­совом оздоровительном движении видов двигательной активности.

Стретчинг (гимнастика поз) включает в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для увеличения подвижно­сти определенных мышечных групп и суставов.

Калланетика — это гимнастика статических упражнений. В сис­тему данного вида оздоровительной гимнастики входит тридцать упражнений, нагрузку которых повышают за счет увеличения вре­мени удержания определенной позы.

Шейпинг-система — это гармоничное соединение влияния фи­зических упражнений, определенного режима питания и специ­ального компьютерного тестирования на организм занимающих­ся. Шейпинг — одна из самых популярных систем, получивших распространение в нашей стране. Существует несколько видов шей­пинг-систем: шейпинг-классик, шейпинг-терапия, шейпинг-юни, шейпинг для беременных, шейпинг-про, шейпинг тонких тел.

Восточные оздоровительные системы гимнастики позволяют использовать резервы человеческого организма, обладающего уни­кальными возможностями для самосохранения и восстановления. Специфичной чертой комплексов восточных видов гимнастики является единство внутренней и внешней деятельности организ­ма, достигнутое при ведущей роли сознания.

Образовательно-развивающие виды гимнастики

К этим видам гимнастики относятся: основная, женская, атле­тическая и профессионально-прикладная.

Основная гимнастика располагает большими возможностями для решения оздоровительных, образовательных и воспитатель­ных задач. Они могут быть реализованы за счет многоструктурно-сти упражнений и многофункциональности каждого из них. Это открывает перед педагогом неисчерпаемые возможности творчес­кого подхода к обогащению занимающихся системой специаль­ных знаний, умений и навыков. Такими знаниями в области гим­настики могут быть сведения о ней как о спортивно-педагогичес­кой дисциплине: о ее содержании, социальной значимости, ис-

тории, технике исполнения упражнении и законах, лежащих в ее основе; о возможности использования упражнений в оздорови­тельных, образовательных и воспитательных целях; о воздействии на отдельные органы и системы организма с целью повышения их функциональных возможностей, развития двигательных и пси­хических способностей к избранному виду учебной, спортивной или профессиональной деятельности, обогащения учащихся раз­носторонним опытом, обучения прикладным упражнениям и др.Упражнения основной гимнастики в сочетании со словом педаго­га и музыкальным сопровождением являются эффективным ком­плексным средством и методом воспитания у занимающихся лич­ностных свойств: добросовестного, глубоко осознанного и активно­го отношения к занятиям гимнастикой, кучебе, трудовой и обще­ственной деятельности.

Широкие возможности использования основной гимнастики в целях гармонического физического и духовного развития лич­ности сделали ее самостоятельным средством и методом физичес­кого воспитания всех возрастных категорий занимающихся. По­этому она положена в основу государственных программ физи­ческого воспитания детей дошкольного и школьного возраста, учащихся средних и высших специальных учебных заведений, а так­же лиц среднего и пожилого возраста. Систематические занятия в зрелом возрасте способствуют поддержанию высокой физичес­кой и умственной работоспособности на долгие годы.

В школе основная гимнастика включена в уроки физической культуры, применяется в группах здоровья, общей физической подготовки. На занятиях используется весь арсенал входящих в нее упражнений.

Женская гимнастика учитывает особенности организма и пси­хологического склада женщин. При подборе упражнений, мето­дических приемов учитываются прежде всего функции материн­ства, поэтому специальное внимание обращается на развитие силы, быстроты, выносливости мышц ног, таза, живота и спины. В за­нятия включаются все виды общеразвивающих гимнастических упражнений: вольные упражнения без предметов и с предметами, упражнения на гимнастической стенке, скамейке и др. В занятиях с женщинами большое место занимают упражнения художествен­ной гимнастики, элементы бальных и народных танцев и музыка. Музыкальному сопровождению занятий уделяется особое внима­ние. С помощью этих упражнений развиваются координация дви­жений, гибкость, плавность, грациозность, красота движений, формируется правильная и красивая осанка, укрепляется здоровье, повышается физическая и умственная работоспособность.

Читайте также:  Физические упражнения при эндопротезировании тазобедренных суставов

Гимнастика с профессиональной направленностью объединяет упражнения и методические приемы, с помощью которых можно своевременно, до начала профессионального обучения, повышать

функциональные возможности организма, изучать (оценивать) и развивать двигательные и психические способности, воспиты­вать личностные свойства, необходимые занимающимся в избран­ном виде профессиональной деятельности.

Развитию профессиональных способностей и формированию прикладных двигательных навыков большое внимание уделяется при занятиях гимнастикой в средних и высших специальных учеб­ных заведениях. Здесь фактически вся физическая подготовка но­сит прикладной характер, т.е. она ориентирована на развитие спо­собностей, необходимых занимающимся для успешного овладе­ния избранным видом трудовой деятельности и достижения в ней профессионального мастерства.

Атлетическая гимнастика — прекрасное средство и метод раз­вития мышечной силы, силовой выносливости и воли, функци­ональных возможностей организма; приобщения подростков и юно­шей к систематическим занятиям физическими упражнениями; формирования здорового образа жизни; отвлечения от курения, употребления наркотиков и других вредных для здоровья и ста­новления личности привычек; подготовки юношей к труду, а де­вушек к детородной функции и материнству. Атлетическая гимна­стика, являясь продолжением гигиенической, может стать нача­лом спортивной гимнастики.

Спортивные виды гимнастики

К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная акробатика и спортивная аэробика.

Спортивная гимнастика это многоборный вид спорта. В него входят: у мужчин — вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, на брусьях, на перекладине, опорные прыжки; у жен­щин — опорные прыжки, упражнения на разновысоких брусьях, на гимнастическом бревне и вольные упражнения. В занятия спортивной гимнастикой включаются упражнения художествен­ной и ритмической гимнастики, акробатики, хореографии, игры и др. (см. главу 12). Спортивная гимнастика — олимпийский вид спорта. Ее развитием в нашей стране руководит Федерация спортив­ной гимнастики России.

Художественная гимнастика сугубо женский вид спорта. Основными средствами ее являются упражнения танцевального характера, выполняемые с предметами и без предметов (см. гла­ву 12). Они служат прекрасным средством физического воспита­ния девочек, девушек и женщин. Ряд элементов этого вида спорта включен в школьную программу по физической культуре. В стар­ших классах проводятся самостоятельные занятия художествен­ной гимнастикой. Развитием художественной гимнастики в стра-

не руководит Федерация художественной гимнастики России. Ху­дожественная гимнастика является олимпийским видом спорта.

Спортивная акробатика включает в себя три группы упражне­ний: акробатические прыжки, парные (мужская и смешанная пары) и групповые упражнения. К акробатическим относят и упражне­ния на батуте. Широкий диапазон сложности акробатических уп­ражнений позволяет обучать им лиц, различных по возрасту, полу и физической подготовленности.

Для занятий акробатикой не требуется сложное оборудование, достаточно акробатической дорожки, гимнастических матов. За­ниматься ею можно не только в спортивном зале, но и на спортив­ной площадке. Развитием акробатики в стране руководит Федера­ция акробатики России. Она организует и проводит соревнова­ния, включая первенства России.

Спортивная аэробика — это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высокоэффективный комплекс уп­ражнений, включающий сочетания сложнокоординационных ациклических движений, различные по сложности элементы раз­ных структурных групп, а также взаимодействия между партнера­ми. Включает в себя следующие виды упражнений: индивидуаль­ные выступления мужчин и женщин, смешанные пары, тройки и шестерки в любом составе. Основу хореографии в этих упражне­ниях составляют «базовые» аэробные шаги и их соединения.

В 1995 г. Международным олимпийским комитетом (МОК) аэро­бика была признана официальной дисциплиной и вошла в Между­народную федерацию гимнастики (FIG). У нас в стране руководят развитием и проводят соревнования Федерация и Ассоциация спортивной аэробики России при поддержке Федерации спортив­ной гимнастики России в соответствии с правилами Междуна­родной федерации аэробики.

1.3. Гимнастика как учебно-педагогическая и научная дисциплина

Гимнастика является дисциплиной педагогической. Она имеет свое содержание, теорию, историю, методы преподавания, об­ласть научных исследований.

Содержанием гимнастики являются специфические для нее средства и методы физического воспитания занимающихся. В об­щих чертах о них было сказано выше, более подробно они излага­ются в следующих главах.

Гимнастика как педагогическая дисциплинапредъявляет к педа­гогу специфические требования. Он должен хорошо знать ее оздо­ровительные, образовательные и воспитательные возможности, историю; уметь пользоваться гимнастической терминологией, обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, фи-

зических и психологических перегрузок; хорошо владеть метода­ми обучения, проведения различных форм занятий гимнастикой, особенно урока; уметь использовать гимнастические упражнения для изучения (оценки) и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения гимнастикой как видом спорта, другими спортивными дисциплинами, трудовыми, воен­но-прикладными двигательными действиями и др.

Важное значение имеет умение подбирать наиболее эффектив­ные гимнастические упражнения, методику их исполнения, музы­кальное сопровождение, использовать имеющиеся в распоряжении педагога средства восстановления работоспособности, повышения интереса к занятиям, тщательно подбирать слова, правильно фор­мулировать мысли и выражать их четко, доходчиво и эмоционально.

Для того чтобы успешно преподавать гимнастику, необходимо не только хорошо знать ее содержание, владеть средствами и ме­тодами, но и добротно изучить смежные науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику гимнастических упражнений, биохимию мышечного сокращения, анатомию, физиологию, пси­хологию, педагогику, уметь использовать их в учебно-трениро­вочном и воспитательном процессе.

Гимнастика тесно связана с музыкой, изобразительным ис­кусством, с хореографией и театром. Эта связь была блестяще по­казана в 1980 г. на XXII летних Олимпийских играх в Москве, когда ее участники и зрители получили потрясающее впечатление от церемоний открытия и закрытия, на Играх Доброй Воли в Мос­кве (1986) и Санкт-Петербурге (1994), на Всемирных юношеских играх в Москве (1998).

Теория гимнастики рассматривает вопросы, связанные с содер­жанием гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, как предмета познания и практической деятельности, с ее зада­чами, местом и значением в системе физического и духовного воспитания людей. По всем изучаемым в курсе гимнастики темам проводится научная и научно-методическая работа. Изучаются потенциальные возможности гимнастики в подготовке человека к здоровому образу жизни, к учебной трудовой деятельности и во­инской службе.

История гимнастики раскрывает основные этапы ее развития на основе общих законов развития общества, культуры и физической культуры. В научной разработке теории и методики гимнастики боль­шое значение имеет изучение не только опыта прошлого, но и со­временной теории и практики, предвидение путей дальнейшего развития гимнастики и отдельных ее видов, их оздоровительных и прикладных, образовательных, воспитательных возможностей.

Методика преподавания гимнастики является частью методики физического воспитания, изучает общие основы обучения и воспи­тания применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и груп-

пам упражнений. Частные разделы этой проблемы — методика урока и других форм занятий гимнастикой, методический разбор отдельных групп упражнений, разрядных нормативов, методы и приемы обучения и спортивной тренировки, классификацион­ные программы и другие вопросы.

Научно-исследовательская и научно-методическая работа по гим­настике может проводиться по всем изучаемым темам, включая особенности питания гимнастов, закаливание, массаж, исполь­зование сауны, фармакологических и других восстанавливающих средств, а также оборудования гимнастических залов, площадок, инвентаря, применение тренажеров, средств ТСО, вычислитель­ной техники и др.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector