Гимнастические упражнения при рахите



Лечебная физкультура и массаж при рахите в период разгара заболевания (цветущий рахит)

Клинические признаки рахита в этом периоде наиболее выражены. Со стороны костей отмечается не только мягкость и податливость краев большого родничка, но и размягчение плоских костей. Нарушения окостенения приводит к деформациям черепа и грудной клетки. Деформации трубчатых костей и позвоночного столба связаны с условиями внешней среды, в частности с условиями осевых нагрузок на конечности и позвоночный столб при сидении и стоянии. Ярко выражена рахитическая миопатия, разболтанность суставов. Психомоторное развитие детей существенным образом нарушается.

В этот период задачи лечебной физкультуры и массажа в комплексной терапии могут быть следующими: нормализация основных нервных процессов, успокоение ребенка, снятие явлений заторможенности или повышенной возбудимости, беспокойства; улучшение и нормализация обменных процессов; повышение уровня неспецифической сопротивляемости; восстановление нарушенных функций дыхания и кровообращения; предупреждение отставания в психомоторном развитии; предупреждение возможных деформаций: опорно-двигательного аппарата.

Для решения этих задач в комплекс гимнастических упражнений включаются некоторые виды массажа. Наибольшее значение имеет поглаживающий массаж, который оказывает выраженное успокаивающее воздействие на ребенка, рефлекторно способствует нормализации дыхания, улучшает состояние кожи и мышц. В периоде разгара болезни более энергичные виды массажа (растирание, разминание, вибрация) могут вызвать неприятные ощущения в связи с часто выраженной гиперестезией.

Поглаживающий массаж проводится в области живота, спины и конечностей. При назначении ребенку и гимнастических упражнений целесообразно занятия начинать и заканчивать приемами массажа.

В разгаре клинических проявлений рахита из гимнастических упражнений, применяемых вообще для детей грудного возраста, с лечебной целью применяются наиболее простые активные упражнения, выполняемые из исходного положения лежа. Однако в связи с задержкой психомоторного распития ребенка и снижением уровня двигательной активности эти упражнения часто нельзя выполнить. В условиях детской клиники, учитывая резко пониженный уровень корковых процессов, явления раздражительной слабости, занятия массажем и гимнастикой должны проводиться в специальном помещении, в условиях отсутствия отрицательных раздражителей, с использованием ярких игрушек. При такой методике удается вызвать в ходе занятий активные движения ребенка. Точность двигательного акта обеспечивается руками методиста, направляющего движения ребенка.

Помимо активных упражнений, в лечебной гимнастике периода цветущего рахита находят применение и пассивные гимнастические упражнения. Роль пассивных упражнений при задержке развития движений у ребенка, при утрате уже приобретенных двигательных навыков, достаточно велика. Проводимые после массажа, с соблюдением необходимых методических правил (теплыми руками, плавно, без сопротивления со стороны ребенка), они спокойно переносятся детьми. При рахите, когда имеется выраженная разболтанность суставов, обязательным требованием методики выполнения пассивных гимнастических упражнений является необходимость проведения каждого упражнения строго в пределах физиологической амплитуды движения в данном суставе и по данной оси.

При наличии безусловных двигательных рефлексов в комплексы лечебной гимнастики включаются и рефлекторные гимнастические упражнения. Количество повторений каждого упражнения и общая

длительность занятий определяются состоянием ребенка. Как правило, гимнастические упражнения занимают 30-40% времени, остальное время занимает массаж. Общая длительность занятий не превышает 10-12 минут, а при необходимости более интенсивного воздействия занятия лечебной гимнастикой проводятся дважды.

Исходное положение для всех видов гимнастики и массажа — лежа. Статическая нагрузка на конечности и позвоночник в периоде цветущего рахита должна быть категорически исключена. Методика проведения занятий должна соответствовать принципам ортопедической профилактики.

Предупреждение деформаций опорно-двигательного аппарата ребенка сводится не только к занятиям собственно лечебной гимнастикой и массажем. Нужно обеспечить правильное устройство кроватки ребенка, которая должна представлять собой многоточечную опору, не дающую возможности прогибания и деформации скелета ребенка. Лучше всего этим требованиям соответствует матрац из морской травы или плоский с гигиеническим покрытием из пенопласта.

Читайте также:  Комплекс упражнений для мышц с иллюстрациями

При уходе за ребенком следует избегать его длительного нахождения в однообразной позе в кроватке или на руках у взрослых. Обязательна частая смена положения, а при начальных стадиях деформаций использование для укладки ребенка различных валиков, подушечек и прокладок.

Безусловно, все эти мероприятия будут тем более эффективны, чем энергичнее проводится целесообразная комплексная этиопатогенетическая терапия рахита.

Примерные комплексы лечебной гимнастики и массажа для детей раннего возраста.

Для детей до 3 месяцев:

  • 1. Поглаживающий массаж рук.
  • 2. Поглаживающий массаж ног.
  • 3. Поглаживающий массаж живота.
  • 4. Выкладывание на живот.
  • 5. Поглаживающий массаж спины.
  • 6. Рефлекторное разгибание спины в положении на правом и левом боку.
  • 7. Поглаживающий массаж живота.
  • 8. Поглаживающий массаж рук.
  • 9. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.

Для детей от 3 до 6 месяцев:

  • 1. Поглаживающий массаж рук.
  • 2. Поглаживающий массаж живота.
  • 3. Поглаживающий массаж ног.
  • 4. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.
  • 5. Поворот со спины на живот (с помощью).
  • 6. Поглаживающий массаж спины.
  • 7. Рефлекторное ползание или стимуляция ползания.
  • 8. Поглаживающий массаж рук.
  • 9. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (3-4 раза).
  • 10. Поглаживающий массаж ног.
  • 11. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно (3-4 раза).
  • 12. Массаж живота.
  • 13. Выкладывание па живот.

Для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев:

  • 1. Поглаживающий массаж рук.
  • 2. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
  • 3. Массаж ног.
  • 4. Скользящие шаги.
  • 5. Массаж живота.
  • 6. Поворот со спины на живот за игрушкой (вправо).
  • 7. Массаж спины.
  • 8. Парение па животе.
  • 9. Ползание.
  • 10. Круговые движения руками.
  • 11. Попеременное сгибание и разгибание ног.
  • 12. Поворот со спины на живот (влево).
  • 13. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.

Источник

Использование ЛФК при рахите

Задачи ЛФК в комплексном лечении рахита:

1) улучшение и нормализация обмена веществ;

2) предупреждение отставания и восстановление психомоторного развития ребенка;

3) улучшение и нормализация пораженных при рахите функций органов и систем (дыхательной, кровообращения и др.);

4) предупреждение деформаций опорно-двигательного аппарата;

5) коррекция имеющихся деформаций;

6) повышение неспецифической сопротивляемости детского организма,

В разгаре клинических проявлений (цветущий рахит) улучшению обмена веществ и его нормализации в отдельных звеньях способствуют гимнастические упражнения и массаж. Сама по себе мышечная работа вызывает преимущественное окисление жиров, с выделением наибольшего количества энергии. При этом окисление остатков жировой молекулы в цикле трикарбоновых кислот идет до конечных продуктов. Учитывая генез нарушений пируватдегидрогеназного комплекса в цикле Кребса при рахите и накопление пируватов, такое преимущественное окисление жиров носит компенсаторный характер, способствуя уменьшению ацидоза.

Методической особенностью применения упражнений является их подбор соответственно характеру двигательных нарушений. При вялости ребенка, гиперестезии, отсутствии активных движений применяются пассивные упражнения для конечностей в горизонтальных исходных положениях с предшествующим поверхностным поглаживанием туловища и конечностей, добиваясь полного успокоения ребенка. Упражнения проводятся нежно, с максимальным щажением ребенка, обращение с которым должно предупреждать малейшие неприятные ощущения. Темп упражнений медленный. При хорошем контакте с ребенком и наличии активных движений конечностей и туловища – включаются простые активные гимнастические упражнения или активные упражнения с помощью. В период разгара заболевания преимущественно используется массаж – приемы поглаживания, оказывающие успокаивающее действие и рефлекторно способствующие улучшению дыхания и кровообращения. Другие приемы массажа – растирание, разминание, вибрация – могут вызвать неприятные ощущения у ребенка из-за гиперестезии. Поглаживание проводится в области живота, спины, конечностей. Его необходимо чередовать с гимнастическими упражнениями, начинать и заканчивать занятие массажем.

Читайте также:  Упражнения для шеи чтобы похудел

Таким образом, в периоде разгара клинических проявлений рахита назначаются пассивные гимнастические упражнения для конечностей и элементарные активные упражнения (при сохранившихся движениях) из исходных положений лежа, в медленном темпе. Пассивные гимнастические упражнения проводятся строго в пределах физиологической амплитуды движений. При наличии безусловных двигательных рефлексов в лечебную гимнастику включаются рефлекторные гимнастические упражнения. В сочетании с гимнастическими упражнениями и самостоятельно применяется массаж туловища и конечностей, прием поглаживания.

В период реконвалесценции (репараций) для достижения эффекта расширяются круг лечебных задач и средства их решения.

Для улучшения, а, возможно, и для нормализации некоторых видов обмена веществ используются гимнастические упражнения в соответствии с уровнем развития моторики и состоянием ребенка. Это преимущественно активные упражнения для конечностей с увеличивающимся числом повторений, упражнения в элементах двигательных навыков, сохранившихся у ребенка. Трофическое действие физических упражнений усиливается за счет массажа.

В периоде репараций наряду с поглаживанием применяются и другие приемы: растирание, разминание, вибрация. Растирание, как основной, так и вспомогательные приемы, оказывает более выраженное воздействие на мышцы, повышая их тонус, активизируя окислительно-восстановительные процессы в мышечной ткани и способствуя улучшению обмена веществ. Разминание путем энергичного воздействия на лимфо- и кровообращение также повышает обменные процессы, улучшает сократительную способность и тонус мышц. Сочетание этих приемов массажа с гимнастическими упражнениями позволяет добиться быстрого восстановления гипотоничных мышц ребенка.

В периоде репараций не только решается задача предупреждения дальнейших деформаций опорно-двигательного аппарата, но и возможна их коррекция. Предупреждению деформаций способствует сохранение режима ортопедической профилактики – горизонтальное положение ребенка на плоской поверхности, исключение однообразных положений и статических нагрузок, в том числе и связанных с длительным сохранением поз сидения и стояния.

Восстановление мышечного тонуса и повышения силовой выносливости в первую очередь должно быть достигнуто для крупных мышц, наиболее пораженных при рахите. Для этого применяются все приемы массажа избирательно на область спины, живота, ягодиц. В сочетании с массажем применяются упражнения для мышц спины, брюшного пресса, ягодичных. При уже выявившихся деформациях позвоночника и грудной клетки коррекция достигается подбором упражнений с участием мышц, действующих в противоположном деформации направлении. Так, при рахитическом кифозе уменьшение деформации достигается при работе мышц–разгибателей спины.

Задача предупреждения отставания в психомоторном развитии может быть решена лишь с помощью физических упражнений, подбор которых должен точно соответствовать сохранившимся у ребенка движениям. Эти упражнения проводятся не только во время специальных занятий, но и во время активного бодрствования. В это время стимуляция движений осуществляется с помощью игрушек, выбором положений, речью взрослого человека, ухаживающего за больным.

В периоде остаточных явлений должны быть полностью решены все лечебные задачи и обеспечена реабилитация больного ребенка. Роль ЛФК в этом периоде лечения рахита становится ведущей. При использовании активных упражнений восстанавливается нарушенная адаптация к физической нагрузке, нормализуется обмен веществ во всех звеньях. Гимнастические упражнения обще-развивающего характера выполняются из всех исходных положений для всех мышечных групп с возрастающим числом повторений. В полном объеме в условиях стимулируемой двигательной активности проявляется энергетическое правило скелетных мышц, результатом действия которого становится расширение функционального диапазона ведущих функций организма ребенка. Лечебная гимнастика за счет стимулирующего и нормализующего действия физических упражнений обеспечивает восстановление нарушенных темпов роста и развития, нормализацию сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Читайте также:  Вращающийся диск для похудения упражнения

Для решения специальных задач: коррекции деформаций и ликвидации отставания и диспропорций в психомоторном развитии, используют корригирующие упражнения с учетом их биомеханических особенностей и характера дефекта. Корригирующий эффект достигается выбором исходного положения, обеспечивающего гиперкоррекцию деформации, направлением мышечной тяги в противоположную деформации сторону и исключением условий, способствующих прогрессированию деформации.

Важным условием успеха коррекции является нормализация трофических процессов в костной ткани, суставно-связочных образованиях и мышцах, т.е. успешное решение задачи нормализации обмена веществ.

Исходные положения для коррекции деформаций позвоночника – лежа на животе с валиком под грудью, лежа на уменьшенной опоре. Для коррекции деформаций грудной клетки – лежа на спине и на боку.

Непосредственно корригирующий эффект обеспечивают специальные упражнения, действующие на деформированный сегмент опорно-двигательного аппарата. Таковы упражнения для прямых и косых мышц живота при деформациях грудной клетки, упражнения для пояснично-подвздошных мышц с помощью и самостоятельные. Сложнее обеспечить коррекцию искривления конечностей, так как большая часть деформаций происходит во фронтальной плоскости, а тяга мышц осуществляется преимущественно в сагиттальной. Коррекция в этих случаях происходит при длительном применении гимнастических упражнений и массажа за счет устранения разболтанности суставов, восстановления структуры и эластичности связочного аппарата, создания физиологических условий формирования костей. В тяжелых случаях изменений шеечно-диафизарных углов бедра, саблевидной деформации бедра и голени консервативные способы коррекции оказываются недостаточными, что делает особо важной решение задачи предупреждения деформаций.

Восстановление психомоторного развития ребенка требует от врача и инструктора ЛФК скрупулёзной и длительной работы. Исходя из анализа развития ребенка, устанавливают, какие именно двигательные навыки нарушены и каковы причины нарушений (атрофия мышц, отсутствие активной двигательной реакции, дискоординация и т.д.). С помощью гимнастических упражнений и массажа восстанавливается нормальная деятельность атрофированных мышц, повышается их тонус и силовая выносливость. Затем применяются упражнения для воссоздания рефлекторного двигательного кольца произвольного движения: пассивные перемещения соответствующих сегментов конечности. При этом проприоцептивная импульсация обеспечивает необходимые нейро-рефлекторные условия для будущего активного движения. При правильной методике выполнения упражнений и их стереотипном характере через 3–4 занятия возникает активное самостоятельное движение. С этого момента упражнение выполняется с помощью, обеспечивающей сохранение траектории движения. По мере восстановления отдельных звеньёв будущего двигательного навыка включают упражнения в их сочетаниях, затем стимуляцию целостного движения.

Повышения неспецифической сопротивляемости детского организма достигается за счет преимущественного использования обще-развивающих упражнений и подвижных игр, а также закаливания.

Дозировка физической нагрузки в раннем возрасте обеспечивается преимущественно за счет длительности занятий, учитывая экстенсивный характер мышечных нагрузок. В периоде разгара занятия ЛФК продолжаются 10–12 мин, причем около 60–70% времени занято массажными приемами. В периоде репараций длительность специальных занятий от 13 до 15 минут, в периоде остаточных явлений – до 20 минут.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector