Гимнастические упражнения по истории

История массовой гимнастики в России и СССР

Гимнастика в дореволюционной России

Возникновение и развитие гимнастики в России началось в 20-х годах 19 века. Условно можно выделить три основных этапа становления этого вида спорта в дореволюционный период:

Первый этап – до 1863 г. Гимнастика использовалась в системе военного ведомства как средство общей физической подготовки военнослужащих.

Второй – 1863 – 1907 гг. происходит образование и развитие спортивных обществ, кружков, закладываются методические основы спортивной направленности в занятиях гимнастикой.

В третьем этапе – 1907 – 1914 гг. происходит становление спортивной гимнастики, выход ее на международную арену; продолжается использование гимнастики в качестве средства военно-физической подготовки учащейся молодежи.

Развитию гимнастики в дореволюционной России в значительной степени способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии. Ценный опыт применения физических упражнений с целью боевой подготовки войск был накоплен в эпоху Петра I. В созданных им потешных, а позже ставших гвардейскими Семеновском и Преображенском полках, применялись различные физические упражнения с целью обучения солдат преодолению препятствий и другим военным навыкам и умениям.

Александр Суворов во второй половине ХVIII века создал собственную систему военно-физической подготовки, в основу которой были положены военно-полевая гимнастика, утренняя гимнастика, закаливание.

С 1828 года в кадетских корпусах и дворянских школах стали использовать немецкий опыт организации занятий гимнастикой.

Первым российским специалистом, который начал изучать зарубежные системы преподавания гимнастики, стал будущий основатель института физкультуры в Санкт-Петербурге ученый-анатом, врач и педагог Петр Лесгафт. Он посетил Пруссию, Саксонию, Баварию, Англию, Францию, Швейцарию и Италию. Результатом командировки стала разработка и обоснование отечественной научной системы физического воспитания и, в частности, гимнастики.

Заслуга Лесгафта состоит в том, что он первым разработал научно обоснованную систему физического воспитания детей, что оказало значительное влияние на развитие теории и практики физической культуры в нашей стране.

К концу XIX – началу XX вв. во многих городах России начали создаваться гимнастические общества, которые ознаменовали становление спортивной гимнастики.

К этому времени в стране уже использовался опыт шведской и сокольской гимнастики. Особенно интенсивно Сокольское движение начало развиваться после революционных событий 1905-1907 гг. Правительство России использовало сокольскую школу с целью отвлечения молодежи от революционной борьбы и подготовки ее к службе в армии. Сокольские кружки действовали практически во всех городах, в средних и высших учебных заведениях. Занятия проводились с музыкальным сопровождением и пением. Устраивались соревнования, красочные массовые выступления, которые стали привлекать большое количество людей.

Первое гимнастическое общество в Москве было организовано немцами в 1870 году, но заметных следов своей деятельности не оставило. Но в 1881 году инициативной группе москвичей было разрешено организовать, в противовес немецкому, “Русское гимнастическое общество”. С деятельностью Русского гимнастического общества и связано становление отечественной спортивной гимнастики. Именно оно 16 декабря 1885 г. провело первые в России соревнования гимнастов, в которых приняли участие всего 11 человек. Гимнасты соревновались в упражнениях на снарядах, прыжках в длину и высоту.

В начале1897 г. было основано “Санкт-Петербуржское атлетическое общество”. Уже в апреле 1897 г. Общество провело первый чемпионат России, в программу которого, помимо гимнастики, входили соревнования по тяжелой атлетике, борьбе, боксу, фехтованию, стрельбе. Чемпионаты проводились ежегодно и продолжались вплоть до 1915г. Но самое значимое влияние на развитие гимнастики в России оказали международные турниры.

Гимнастика в СССР

После Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране появились большие возможности для развития гимнастики. При этом прослеживается ряд этапов, которые неразрывно связаны с политической, экономической и социальной жизнью страны. Новые задачи, поставленные в этот период, определили и содержание гимнастики.

В первые годы после социалистической революции (и до 30-х годов) гимнастика использовалась как одно из основных средств физической подготовки и физического развития народа. В годы, когда молодая республика вкладывала все силы на борьбу с интервентами и белогвардейцами, физическое воспитание и гимнастика были поставлены на службу Советской власти. Ведущая роль в организации физической подготовки населения принадлежала Всевобучу (созд. в 1918 г. в целях подготовки резервов для Красной Армии), во главе которого находился государственный и общественный деятель Н. И. Подвойский. В программах подготовки резервов армии значительное место отводилось занятиям гимнастикой, использовалась как прикладная гимнастика, так и упражнения на снарядах. Во всех уголках страны создавались военно-спортив­ные центры, объединявшие широкие слои молодежи. В этот ответственный период борьбы за укрепление Советской власти надо было сочетать физическое воспитание молодежи с ее правильным идейно-политическим воспитанием.

В 1925 г. Центральный Комитет РКП(б) принял специальное постановление «О задачах партии в области физической культуры». В нем были раскрыты идейно-методологическая сущность и общественно-политическое значение советской физической культуры, указаны пути ее развития. Оно способствовало развитию и гимнастики. Начали критически пересматриваться существовавшие системы гимнастики, методы и содержание работы.

В 1926—1927 гг. в начальной школе, а с 1929 г. и в вузах физическая культура была введена как учебный предмет. Появились новые программы по физическому воспитанию, в которых важное место заняла гимнастика.

Читайте также:  Все комплексы упражнений йоги домашних условиях

Институты физической культуры стали больше выпускать квалифицированных преподавателей, способных решать новые задачи. Эти кадры начали играть ведущую роль в разработке теории и методики гимнастики.

В 1929 г. состоялась научно-методическая конференция по гимнастике, решившая назревшие организационно-методические вопросы. На этой конференции впервые гимнастика была разделена на отдельные виды. С этого же времени началась передача утренней гимнастики по радио. В те годы гимнастика составляла основное содержание физического воспитания советского народа.

Важным событием в физкультурном движении явилось введение по инициативе Ленинского комсомола Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» в 1931 г., что и ознаменовало собой начало нового этапа в развитии гимнастики. В комплекс ГТО были введены нормативы по гимнастике.

Спустя несколько лет начали появляться первые детские спортивные школы (ДЮСШ и ДСО): «Юный динамовец», «Юный спартаковец» и т. д. С 1934 г. стали проводиться республиканские спартакиады школьников. В работе по привлечению молодежи к занятиям физической культурой и спортом гимнастике отводилась ведущая роль. Постоянно улучшалась спортивная база. Так, например, в 1936 г. в распоряжении 64000 производственных профсоюзных организаций было 706 гимнастических залов.

С 1935 г. начинает издаваться журнал «Гимнастика», который способствовал внедрению гимнастики в занятия со взрослыми и учащейся молодежью.

Большой популярностью у населения пользовались массовые гимнастические выступления, проводившиеся ежегодно с 1930 г. в Москве, Ленинграде, в столицах союзных республик и многих городах. В качестве примера советские организаторы использовали опыт чешской гимнастики.

Особенно красочными и технически совершенными выступления стали с момента проведения Всесоюзного дня физкультурника в Москве на Красной площади. Главным содержанием их были разнообразные гимнастические упражнения, представлявшие незабываемое зрелище. Они являлись важным средством агитации и пропаганды советской гимнастики и привлекали много молодежи. Такие физкультурные парады неизменно собирали до 130 тысяч участников.

Также массовые гимнастические выступления проводились на спортивных праздниках, посвященных съездам партии, комсомолу, открытию Спартакиад народов СССР, фестивалей молодежи и студентов, Игр Доброй Воли, XX Олимпийских игр в Москве и тд. Именно таким образом СССР показывал всему миру массовость спорта в стране, коллективизм, патриотизм и великолепную режиссуру этих выступлений. Таким образом гимнастика стала массовым видом спорта.

Знаменательным мероприятием предвоенного периода были массовые всесоюзные комсомольские соревнования 1941 г. В соревнованиях участвовали 7 496 000 юношей и девушек.

В августе 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся Всесоюзный парад физкультурников, посвященный победе советского народа в Великой Отечественной войне. Подготовка к нему стимулировала занятия гимнастикой во всех республиках.

В послевоенный период переход к мирному созидательному труду активизировал все виды деятельности советского народа,

в том числе и в области физического воспитания: восстанавливались спортивные сооружения, возобновлялась массовая спортивная работа, проводились различные соревнования.

Большую роль в развитии гимнастики сыграло Постановление Центрального Комитета партии от 27 декабря 1948 г. о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов.

После выхода этого постановления стали строиться спортивные базы, больше появилось инвентаря, были созданы благоприятные условия для развития всех видов спорта. Гимнастика называлась в числе тех видов, которые должны развиваться в первую очередь. Стали совершенствоваться программы для школ и других учебных заведений, создавались многочисленные группы здоровья для лиц среднего и пожилого возраста, увеличились масштабы производственной гимнастики, стимулировались самостоятельные и организованные занятия утренней гигиенической гимнастикой с помощью радио, телевидения. Серьезное внимание уделялось подготовке и повышению квалификации физкультурных кадров.

В 50-60-х годах 20 века общая гимнастика стала считаться «основой советской системы физического воспитания», которая, прежде всего, состояла из спортивной гимнастики.

В перспективе планировалось, что занятия общей гимнастикой охватят широкие слои населения, а профессиональные спортсмены будут защищать честь Советского Союза на международной арене.

Однако, ориентация спортивного движения в обществе «развитого социализма» на спорт высших достижений очень быстро привела к тому, что к концу 70-х годов спортивная гимнастика стала элитарным видом спорта, доступным для людей только с высокими физическими способностями.

Спортивная гимнастика как медалеемкий вид спорта требовала больших государственных инвестиций, которых в результате стало не хватать на массовые формы гимнастики.

Началось резкое падение численности занимающихся гимнастикой в возрасте старше 20-ти лет, не представляющих интереса для профессионального спорта.

Таким образом, занятия простой и доступной «основной» гимнастикой, дающей огромный оздоровительный эффект, со временем были практически забыты.

При этом в мировом сообществе внимание к массовой гимнастике никогда не угасало, ей уделяли столько же внимания, сколько и профессиональному спорту.

Но, стоит отметить, что в последние несколько лет у россиян снова стал возрождаться большой интерес к массовой гимнастике.

Источник

Гимнастика-история развития и современное значение.
статья по физкультуре на тему

Гимнастика на современном этапе сложилась как стройная система методов и средств , направленных на всестороннее физическое развитие человека.

Скачать:

Вложение Размер
gimnastika_statya_-_kopiya.docx 26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Гимнастика-история развития и современное значение.

Гимнастика на современном этапе сложилась как стройная система методов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающей широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания.

Гимнастика как вид спорта зародилась в Древней Греции, и происхождение этого термина (гимназо) тоже греческое — в переводе может означать «тренировать, обучать». Спортсмены занимались без одежды, поэтому по второй версии происхождение от слова «гимнос» — «обнаженный». Гимнастику в своих сочинениях описывали Гомер, Аристотель, Платон. Эти античные авторы указывали на благотворное влияние спорта на воспитание детей и юношей.

Некоторые гимнастические снаряды, например конь, существовали еще в древности. На коне делали гимнастические упражнения, помогающие освоить верховую езду. В древности гимнастика в лечебных целях применялась также в Индии, Китае, но там они превратились в духовные практики, своеобразные языческие религии (например йога) и поэтому не имели такой массовости, как в Греции и Риме, где гимнастика была просто подготовкой воинов.

Олимпийские соревнования проводились на протяжении 1168 лет (776 год до нашей эры — 392 год нашей эры), включали борьбу, метание копья, диска, прыжки в длину, бег, бой на кулаках, колесничная езда. Основной целью этих игр была военная подготовка юношей. Бегали со щитом, прыгали с гантелями, борьба переходила в бокс, а кулачный бой проходил с помощью твердых кожаных, а не смягчающих повязок на руку. В 393 году гимнастику запретили, поскольку она продолжала иметь языческую основу и плохо влияла нравственное воспитание молодежи.

В средние века гимнастики как таковой не было, однако в воинской подготовки рыцарей несомненно были гимнастические элементы. Например, тамплиерам запрещалось отступать, даже если противников было в три раза больше по численности — поэтому тренировки включали растяжки, изворотливость и акробатические элементы, чтобы устоять в неравном бою.

В позднее средневековье были попытки возродить античный опыт гимнастических упражнений, например Иероним Меркуалис на рубеже 16 и 17 века написал сочинение на тему «Об искусстве гимнастики». Вопросами физического воспитания детей занимались педагоги швейцарец Песталоцци (1746 — 1827) и чех Ян Амос Каменский (1592 — 1670), неоднократно затрагивавшие эту тему. Уже в это время зарождается комплекс упражнений вольжировка — на коне, столе, лазанье по стенке, шесте, упражнения на равновесие на колоде, канате.

Гимнастика была хорошо развита в среде бродячих цирковых артистов, но именно из-за этого она не воспринималась в высшем обществом, считалась уделом простолюдинов. Но с развитием равноправия в обществе все вскоре поменялось, что и покажет реферат в следующем разделе.

На рубеже 18 — 19 веков в Германии в школах филантропистов теоретически разрабатывали спортивную тему, гимнастика появилась как отдельный предмет, на эту тему написали реферат И.Гутс-Мутс и Г.Фит. Педагог Ф.Л.Ян (1778 — 1852) разработал немецкую гимнастическую систему «турнен», включавшую упражнения на коне, брусьях, кольцах и турнике. В 1811 году Ф.Ян открыл возле Берлина гимнастическую школу со снарядами, а в 1816 году издал книгу на эту тему под названием «Немецкая гимнастика» с примерами упражнений и методическими рекомендациями.
Были созданы другие национальные гимнастические системы — француская Ф.Аморосом, шведская П.Лингом, чешская (сокольская) — М.Тыршем. В 1817 году ученики Ф.Амороса провели в Париже первые гимнастические соревнования. Шведская система базировалась на вольных упражнениях, немецкая отдавала предпочтение снарядам. Многочисленные попытки возрождения олимпийских игр закончились в 1896 году их возрождением, гимнастика была включена в эти игры как отдельный вид спорта, до сегодняшнего дня это самая зрелищная часть этого мероприятия.

Сразу в программу были включены все нынешние снаряды, только вольные упражнения были включены в 1932 году на олимпиаде в Лос-Анджелесе. Другие древние виды гимнастики — метание копья, ядра, прыжки, бег стали отдельными дисциплинами. Женщины выступали с 1928 года, а окончательно программа приняла современный вид на ХІ играх в Берлине, 1936 год.

В 1881 году три страны — Голландия, Бельгия и Франция создали ФЕГ — Европейскую гимнастическую федерацию. Идейным вдохновителем, основателем и президентом стал бельгиец Николас Куперус.

В 1921 году эта организация превращается в Международную Федерацию Гимнастики (ФИЖ), которая до сегодняшнего дня объединяет спортивную, художественнную гимнастику, акробатику, спортивную аэробику и прыжки на батуте. В федерацию входят 125 стран, объединение насчитывает 30 000 000 спортсменов и почти 3000 постоянных участников международных соревнований. С 1995 года также в гимнастическую федерацию было создано отделение аэробики, в Российской Федерации есть Федерация и Ассоциация спортивной аэробики России.

В 1982 году был основан Европейский гимнастический союз, который на сегодняшний день насчитывает 46 стран, он независимо от международной организации проводит чемпионаты Европы. В дальнейшем реферат поведает о оздоровительных типах спорта.

Гимнастика в России

В 1774 году Екатерина Вторая приказала обучать гимнастике кадетов сухомлинского корпуса. В начале 19 века этой дисциплине обучались гвардейцы, а к середине этого века все в армии в обязательном порядке должны обучать элементы гимнастики. В 1855 году в Санкт-Петербурге был открыт платный гимнастическо-фехтовальный зал, причем офицеры занимались бесплатно. В конце ХІХ века профессор П.Ф.Лесгафт создает теоретическую основу внедрения гимнастики в физическое воспитание, на базе его курсов в 1918 году был создан современный институт физкультуры.

В 1863 году в Санкт-Петербурге существовало немецкое гимнастическое общество, в которое было запрещено вступление русских, так как власти боялись закрытых кружков, которые могли стать политическими. Однако в 1881 году все же появилось «Русское гимнастическое общество», которое в 1885 году провели первые гимнастические соревнования, принимало участие одиннадцать человек.

В 1897 году было организовано «Санкт-Петербуржское атлетическое общество», в этом же году были проведены соревнования, которые продолжались до 1915 года. Подобные общества появлялись по всей России, например сокольские кружки, которые в 1907 и 1912 году принимали участие в соревнованиях в Праге. В том же 1912 году российская команда гимнастов принимала участие в Стокгольмских V олимпийских играх, но фактически безрезультатно. В 1913 году в Киеве состоялась Российская Олимпиада.

В СССР гимнастика была чрезвычайно развита, на эту тему есть множество публикаций, но достаточно взглянуть на факты — женская команда на олимпиадах была рекордных 10 раз первой, а мужская — пять раз. Лариса Латынина завоевала 18 олимпийских медалей, из них 9 золотых. Николай Андрианов завоевал 15 медалей на олимпиадах, из них 7 золотых. А в 1980 году гимнаст Александр Дитятин завоевал восемь медалей из восьми возможных, из них 3 золотых. В 1992 году Виталий Щербо (сборная СНГ) завоевал 6 золотых медалей.

Гимнастика — как вид спорта, а также часть физической культуры , делится на художественную, спортивную, командную, аэробную, эстетическую и акробатическую гимнастику. Для оздоровления выполняют упражнения утренней гимнастики, проводят физкультминутки в школах на переменах, элементы этого вида спорта включены в физкультурную программу, также иногда гимнастические упражнения проводят для лечения разных болезней в ходе занятий лечебной физкультурой (ЛФК). Вырабатывает выносливость, координацию, тренирует равновесие, силу, гибкость, дает навыки исполнения сложных упражнений. Этот реферат даст ответы на вопросы об этом виде спорта.

Спортивная гимнастика — олимпийский вид спорта с 1896 года. Как вид спорта существовал в Древней Греции. Соревнования проходят в опорных прыжках, вольных упражнениях и разных снарядах — брусьях, кольцах, коне, бревне.

Художественная гимнастика — исполнение упражнений (со скакалкой, обручем, лентой, булавами, мячом), которые объединены в музыкальный танец. Есть групповые упражнения, в которых спортсменки используют два вида или один вид предметов.

Командная гимнастика происходит из скандинавских стран, соревнования проводятся с 1996 года. Есть три вида упражнений — вольные, акробатические прыжки и мини-батут. Есть индивидуальный и командный зачеты, занимаются женщины, мужчины или вместе и те и те в одной команде.

Цирковая гимнастика — зрелищные выступления на снарядах, закрепленных на полу (турники, кольца, батуты) или в воздухе, воздушная гимнастика (корд де волане, трапеции, воздушный турник, полотна, кольца и другие).

Акробатическая гимнастика — парные, групповые упражнения, акробатические прыжки.

Спортивная аэробика — вид спорта, в котором спортсмены выполняют под музыку комплекс упражнений с высокой интенсивностью и сложно координированными движениями .В 1995 году аэробика получила признание и вошла в Международую федерацию гимнастики.

Разные виды оздоровительной гимнастики

Оздоровительные виды гимнастики развивают опорно-двигательный аппарат, реакцию, подвижность, гибкость, силу, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы:

  • Ритмическая гимнастика состоит из прыжковых, беговых движений, наклонов, приседаний, которые исполняются под быструю, танцевальную музыку.
  • Йога — разные позы (асаны), упражнения по дыханию и психорегуляции. Именно особенности психорегуляции приводят к выводам, что йога — не что иное, как своеобразная восточная секта, пагубно влияющая на психику, так как в основе лежат религиозные индийские практики. Асаны приводят к чрезмерным нагрузкам и ненужным растяжениям, оздоровительный эффект возможен в основном посредством самовнушения. Вред йоги еще не до конца изучен. Поскольку гимнастика связана с подвижностью, а йога в основном статическая, гимнастическими здесь можно назвать только методы растяжек.
  • Оздоровительная ходьба практикуется в ускоренном режиме, скорость более семи километров в час. Поскольку при таких темпах бежать легче, чем ходить, это гимнастический вид рекомендуется только при отсутствии противопоказаний, например болезней сердца. Практикуется на занятиях по физкультуре.
  • Производственная гимнастика также относится к физкультуре. Принцип — активизация мышц, нужных для отдельного вида работы, а также усиление кровообращения при сидячей работе, где от физического самочувствия зависит производительность труда.
  • Утренняя гимнастика имеет гигиенические цели, тренировка организма после пробуждения.
  • Женская гимнастика предназначена для облегчения материнства, развивается выносливость мышц живота, спины, ног, таза. Гимнастика для беременных, после родов также относятся к этому виду.
  • Профессиональная гимнастика повышает возможности организма для определенного направления физической деятельности, улучшения профессионального мастерства.
  • Атлетическая гимнастика направлена на рост мышечной массы, выносливости, силы. К увеличению мышц нужно относится осторожно, так как оно может приводить к сердечно-сосудистым заболеваниям. Развиваться нужно гармонично — улучшать дыхательную систему, укреплять сосуды.
  • Лечебная физкультура (ЛФК) — вид простых гимнастических упражнений, которые помогают преодолевать последствия разных болезней, в основном ортопедического характера.

Значение современной гимнастики.

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания людей и занимает в ней важное место. Она популярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными, даже очень сложными, упражнениями, которые есть в современной спортивной гимнастике, в ней имеется множество самых разнообразных простых упражнений, вполне доступных любому человеку, независимо от его возраста и пола. Трудно переоценить значение гимнастики, которая наряду с основными средствами физического воспитания, такими, как игры, спорт, туризм, призвана содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию моральных и волевых качеств человека, восстановлению его физических и духовных возможностей.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector