Гимнастические упражнения для группы здоровья

Комплексы упражнений для спецгрупп
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Скачать:

Вложение Размер
уражнения для спецгрупп 79 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений с обручами.№1

1. И. П. – стать прямо, ступни ног поставить параллельно, а обруч опустить вниз. Поднять обруч, держать его перед собой двумя руками. Опустить обруч в И. П. – 6- 8 раз.

2. И. П. – стать прямо, ступни ног поставить параллельно, обруч опустить (держать его хватом изнутри) – поднять обруч вверх, опустить за спину. Снова поднять вверх и опустить вниз, поставив обруч на пол перед собой – 6 – 8 раз.

3. И. П. – стать прямо, ноги вместе, обруч держать перед собой – Перебирая пальцами, поворачивать обруч в руках влево, а затем вправо.

4. И. П. – стать прямо, ноги слегка расставить, обруч повесить на предплечье одной руки – Раскачивать обруч на руке перед собой или сбоку; вращать обруч на предплечье или на кисти руки.

5. И. П. – стать прямо, ноги вместе, обруч поставить ободом на пол, придерживая его сверху рукой – Вращать обруч пальцами одной руки вокруг вертикальной оси (как «юлу»), затем выпустить его и поймать двумя руками, не допуская его падения.

6. И. П. – стать прямо, ноги вместе, руки согнуть в локтях, обруч держать у груди – Повернуть вправо, вытянуть руки вперед; стать прямо, согнуть руки.

7. И. П. – стать прямо, ноги широко расставить, обруч опустить вниз перед собой – Наклониться вперед и, не сгибая колен, положить обруч на пол; выпрямиться. Наклониться вперед, взять обруч, выпрямиться.

8. И. П. – стать прямо, ноги слегка расставить, обруч повесить на шею, руки опустить – Наклониться и, согнув колени, поставить обруч ободом на пол. Придерживая обруч руками, вынуть из него голову. Встать, выпрямится, обруч опустить вниз.

9. И. П. – стать прямо, ноги слегка расставить, обруч держать в опущенных руках в горизонтальной плоскости – Высоко поднимая колени, перешагнуть поочередно обеими ногами через обод обруча вперед, выпрямиться. Высоко поднимая колени, перешагнуть поочередно обеими ногами через обод обруча назад, выпрямиться. Обруч все время держать в руках.

10. И. П. – стать прямо, поставить ступни ног параллельно, обруч в опущенных руках держать за спиной – Отвести обруч назад, прогнуться. Опустить обруч.

11. И. П. – то же – поднять обруч вверх и коснуться ободом затылка. Опустить обруч.

12. И. П. – стать в обруч, лежавший на полу, руки опустить – присесть взять обруч двумя руками, встать, поднять его над головой. Снова присесть, положить обруч на пол, встать.

13. И. П. – сесть, ноги вытянуть, обруч держать в руках – Наклониться зацепить обручем носки ног и приподнять ноги от пола. Опустить ноги на пол.

14. И. П. – лечь на живот, обруч держать в вытянутых руках за спиной – Зацепить обручем носки ног, приподнять ноги от пола, прогнуться.

Упражнения с мячом (б/б; в/б) № 2

1. Дети без мячей встают в круг и передвигаются приставным шагом в сторону, указанную учителем (на 1 – 8 счетов). Учитель часто меняет направление движения.

2. Бросок мяча вниз и ловля его после отскока – 10 раз.

3. Бросок мяча вверх и ловля его обеими руками – 10 раз.

4. Бросок мяча как можно выше и ловля его после отскока о т пола или на лету – 10 раз.

5. а) Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом – 1 – 3 класс.

б) Перебрасывание мяча правой (левой) рукой, ловля его двумя руками – 10 раз.

6. Подбрасывание мяча и ловля его двумя руками при ходьбе – 10 12 раз.

7. Передача мяча по кругу вправо (влево) – произвольным способом, в шеренге.

8. Ведение мяча вокруг себя.

9. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и его ловля – 10 раз.

10. Передача мяча в колоннах с переходом в конец своей, а затем противоположной колонны.

11. удары мяча об пол правой рукой и ловля левой и наоборот (по 15 раз).

Комплекс оздоровительной гимнастики№3

  1. Ходьба с высоким подниманием колена, затем с подтягиванием руками ноги к груди.
  2. И.п. – стоя ноги врозь, наклониться вперед, прогнуться, руки вперед, вернуться в И.п. (10 – 12 раз).
  3. И.п. – стоя приседание, руки поднять через стороны вверх (16 – 20 раз).
  4. И.п. – стоя ноги врозь, руки на поясе, круговые вращения тазом (6 – 8 раз, в каждом направлении).
  5. И.п. – стоя руки вперед – в стороны, махи ногой впе ред – назад, правой ногой коснуться левой кисти, тоже – другой ногой 6 – 8 раз.
  6. И.п. – стоя ноги широко разведены в стороны, руки на поясе, поворот вправо, вернуться в И.п., поворот влево (8 – 10 раз).

7. И.п. – сидя на полу, упор руками сзади, сделать перекат назад, вернуться в И.п., наклониться вперед и разогнуться (10 – 16 раз).

8. И.п. – лежа на спине, поднять ноги, развести в стороны, выполнить перекрестное движение 12—15 раз.

9. И.п. – лежа на спине, сделать стойку на лопатках (3 – 5 с), затем носками коснуться пола за головой, выпрямиться, опустить ноги (12 – 16 раз)

  1. И.п. – сидя упор руками сзади, мах ногой вперед -вверх, одновременно приподнять таз, каждой ногой (8-12 раз).

11. И.п. – лежа на спине, упор на локти. Прогнуться в грудном отделе позвоночника (таз не поднимать), вернуться в И.п. (10 – 12 раз).

  1. И.п. – лежа на полу, ноги согнуты, стопы на полу, опираясь стопами, поднять таз, вернуться в И.п. (12- 16 рая)
  2. И.п. – лежа на полу, ноги разведены. Соединять колени, оказывая сопротивление кистями (12 – 16 раз).
  3. И.п. – на четвереньках, опустив голову и подтянуть живот, выгнуть спину, поднять голову, прогнуться в грудном отделе позвоночника, расслабить мышцы живота.
  4. И.п. – то же, мах ногой назад, прогнуться, затем согнуть ногу, сесть на пятки (6- 8 раз).
  5. И.п. – стоя подскоки на месте, чередовать прыжки с о опорой на двух ногах и на одной, свободную ногу бросать вперед или в сторону 20 -30 с. Повторить 3 раза
  6. Ходьба на месте (15 – 20 с).
  7. Расслабить мышцы ног (10 – 15 с).
  8. Сделать неглубокий вдох и не выдыхая выпячивать, втягивать живот (4 -6 раз).

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.№4

1. И. П. – сидя на стуле, правую ногу вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. Вернуться в И. П. – 8 -10 раз каждой ногой.

2. То же стоя. – 8 – 10 раз.

3. И. П. – стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки. Вернуться в И. П. – 6 – 8 раз.

4. И. П. – стоя на наружных сводах стоп, полуприсед – 6 -8 раз.

5. И. П. – руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп (30 – 60 сек.).

6. И. П. – О. С. с сомкнутыми носками, руки на поясе. Поднять пальцы ног кверху. Вернуться в И. П. – 10 – 15 раз.

7. И. П. – стойка ноги врозь, стопы параллельно, руки в стороны. Присед на всей ступне. Вернуться в И. П. – 6 -8 раз.

8. И. П. – стоя, правая нога (левая) перед носком левой (правой) (след в след), подняться на носки. Вернуться в И. П. – 8 – 10 раз.

9. И. П. – стоя на носках, руки на пояс (стопы параллельно). Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь – 8 – 10 раз.

10. И. П. – стоя на носках, повернуть пятки кнаружи. Вернуться в И. П. – 8 – 10 раз.

11. И. П. – стоя, стопы параллельны, на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы – 8 – 10 раз.

12. Ходьба в полуприседе. – 30 – 40 сек.

13. И. П. – стоя, поднять левую (правую0 ногу – разгибание и сгибание стопы (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. – 10 -12 раз каждой ногой.

14. И. П. – стоя. Круговые движения стопой.

15. И. П. – стоя (под стопой теннисный мяч). Подкатывние мяча пальцами ног к пятке, не поднимая ее.

Максимально допустимое значение частоты пульса

у учащихся при проведении учебной работы

  1. Переменная ходьба на лыжах 160
  2. Игра на площадке в баскетбол (10—15 мин) 180
  3. Бег равномерный (3 мин) 160

4. Бег равномерный (2 мин) в конце занятий 166

  1. Бег равномерный (2 мин), темп 150 м/мин 166
  2. Эстафета (бег 3×30) 158
  3. Бег семенящий с высоким подниманием

голени (9X20) 150

8. Бег с ускорением (3×20) 150

9. Комплекс общеразвивающих упражнений

в движении (10 упр.) 160

10. Прыжки в длину с места (10 раз) 158

11. Прыжки боком вперед по 30 с 150

  1. Броски набивного мяча на дальность (40 раз) 143
  2. Бег с ускорением (2^20) 146
  3. Бег равномерный (2 мин) 136—147
  4. Ходьба на носках, на внешней, внутренней

стороне стопы, 1 мин бегом 146—170

16. Приседание на одной ноге(5 раз на каждой) 150—166

17. Подскоки на месте (2 с) 130—166

  1. Комплекс упражнений на месте(11 упр.) 130—160

19. Приседание на одной ноге,ноги расставлены (10 раз) 150—162

20. Бег с ускорениями (1×20) 133—176

  1. Комплекс силовых упражнений: 1 — на брюшной пресс,

2 — отжимание, 3 — на мышцы спины, пистолет» — 10 раз 140—170

22. Взмахом ноги достать ладонь 10—12 раз 125—170

  1. Ходьба, высоко поднимая ноги (20 с) 125—162
  1. Сгибание и разгибание рук в упоре

лежа (6—20 раз) 125—162

25. Поднимание ног сидя, упор сзади(10—20 раз) – 113—158

  1. Прыжки в длину с места (3 раза) 130
  2. Наклон вперед во время ходьбы

и на месте (20—30 с) 120—176

  1. 20 приседаний за 40 с 111—150
  2. Броски набивного мяча на дальность (3 раза) 111—162

30. Поднимание верхней части туловища лежа
на скамье лицом вниз, ноги закреплены

Источник

Какие группы ЛФК бывают для детей и как проходит занятие?

Физическая нагрузка необходима для растущего организма. Она позволяет детям расти и развиваться, укрепляет мышцы и скелет, а также способствует выздоровлению при самых различных недугах. Чтобы физкультура была полезной, она должна быть адекватной, соответствующей возможностям конкретного ребенка. В этой статье мы расскажем, какие группы здоровья для занятий ЛФК существуют, а также как проходят занятия.

Физкультура — обычная и лечебная

Физкультура в целом — понятие довольно широкое. Ее цель — улучшение физического развития, укрепление иммунитета малыша или подростка. Речь идет не о профессиональном спорте и не о покорении олимпийских высот. Просто каждому карапузу вне зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, нужна физическая нагрузка. Естественно, малышам и подросткам она нужна в разном объеме.

Лечебная физкультура (ЛФК) для детей показана при наличии определенных проблем со здоровьем. Она представляет собой особый комплекс упражнений, которые приводят в тонус или расслабляют совершенно конкретные группы мышц, суставы, части тела. ЛФК для детей назначается не только для лечения существующих проблем и недугов, но и для профилактики болезни, если к ней у ребенка, по мнению врачей, есть предрасположенность.

Комплекс ЛФК составлен из упражнений спортивно-прикладных, гимнастических и игровых. В медицине существует несколько десятков разнообразных рекомендованных комплексов, которые назначают для реабилитации детей-инвалидов, для восстановления после травм, для реабилитации после операций.

Лечебная гимнастика подразумевает наличие отдельных программ занятий для малышей и подростков с недугами органов дыхания, для деток с нарушением двигательных функций, для малышей с болезнями почек и других органов, а также для детей с неврологическими нарушениями.

В каждой из этих групп учитывают не только установленный диагноз, но и возраст, степени и тяжесть недуга, сопутствующие заболевания. Только с учетом всего вышеперечисленного врач может назначить конкретные упражнения для ребенка. Имеет важнейшее значение и физкультурная группа ребенка или группа по ЛФК, о них мы расскажем ниже.

Чаще всего занятия ЛФК входят в комплексное лечение — они сочетаются с посещением физиотерапевтического кабинета, массажем, плаванием в бассейне, дыхательной гимнастикой, вспомогательными и альтернативными методами лечения, а также с приемом медикаментов по назначенной доктором схеме.

Эффективность ЛФК зависит от того, насколько соответствующей была выбранная нагрузка. Распространенное народное мнение о том, что больной малыш должен больше находиться в покое, ошибочно. Дети с заболеваниями нуждаются в физкультуре даже больше, чем дети без ограничений по здоровью, но это должна быть совсем другая физкультура.

Группы здоровья

Всех детей принято делить на пять групп. Этим делением занимаются детские врачи. Давайте подробнее поговорим о том, какие ребята относятся к этим группам и какие физические нагрузки им показаны.

Первая (группа А)

К этой группе относятся здоровые дети, у которых нет никаких хронических заболеваний. Физическое и психологическое развитие представителя первой группы полностью соответствует его возрасту. Существенных ограничений для него не существует, кроме возрастных.

Гимнастика ЛФК проводится по желанию родителей и исключительно с профилактическими целями. К рекомендованным упражнениям относят общеукрепляющие комплексы упражнений, занятия со спортивными снарядами, общую физкультуру.

Вторая (группа В)

К этой группе педиатр отнесет в целом здорового ребенка, но имеющего незначительное отставание по росту, весу, по физическому развитию от эталонных возрастных нормативов и стандартов. К этой группе отнесут детей, которые более 3-4 раз в год болеют простудными и вирусными недугами, а также ребят с незначительными нарушениями речи.

Критерии этой группы довольно размыты и неточны, а потому она вызывает больше всего вопросов. Физическая нагрузка детям этой группы рекомендована общая, общеукрепляющая, со спортивными снарядами и без таковых. К ней рекомендуется добавлять дыхательную гимнастику.

Третья (группа С)

Сюда относят детей, у которых есть хронические заболевания, но они не сильно мешают жить, то есть находятся в полностью компенсированном состоянии. Обострения у таких детей бывают редкими, в состоянии ремиссии самочувствие ребенка нормальное.

Обычно третью физкультурную группу ставят детям при хроническом бронхите, при опущении почек, при искривлении осанки, если она не вызывает иных нарушений в организме. Физические нагрузки таким ребятам показаны лечебные, нормативы на обычных уроках физкультуры снижены.

Четвертая (группа D)

Эта физкультурная группа предусмотрена для детей с хроническими болезнями в состоянии субкомпенсации. Если малыш часто страдает обострениями, долго восстанавливается после них, его самочувствие страдает, ему показаны определенные узконаправленные лечебные упражнения. В эту группу чаще всего попадают детки при бронхиальной астме, при легких формах ДЦП.

Пятая (группа Е)

Эта группа для детей с тяжелыми заболеваниями, имеющими хронический характер, – с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которые не могут в силу недуга посещать садик или школу. Для них групповые занятия ЛФК осуществляются редко, чаще это индивидуальные занятия с индивидуальными же назначениями относительно рекомендованного комплекса.

В первой группе обычно насчитывается не более четверти от общего количества всех детей: по статистике Минздрава, количество совершенно здоровых детей находится на уровне 20-25%. Проблема в том, что нередко в первую группу попадают дети не потому, что они здоровы, а потому, что им еще не установили диагноз, ведь некоторые заболевания имеют невыраженное и медленное течение.

Дети из третьей и четвертой групп довольно часто объединяются в одну группу для занятий физкультурой, у них довольно схожие программы физических нагрузок. Такую объединенную группу называют «специальной».

Довольно часто родителей интересуют конкретные диагнозы. Достаточно сложно сказать, к какой группе отнесут ребенка с компрессионным переломом позвоночника, ведь последствия травмы могут быть различными. Не менее сложно прогнозировать и групповое определение после перенесенной пневмонии. При спастической диплегии, гемипарезе, при кривошее группу устанавливают и могут менять в течение жизни.

Помимо общего состояния здоровья, специалисты ЛФК обращают особое внимание и на типы болезней. Так, дети с заболеваниями органов дыхания обычно попадают в одну группу для занятий, а ребята с нарушениями двигательных функций — в другую.

Что касается грудных детей, то для них деления не производится. Единственное, что для недоношенных детей ЛФК рекомендуется вводить позднее, чем для детей, родившихся в срок. Первое разделение на группы происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает посещать садик, где предусмотрены гимнастика и физическая культура.

Программа занятий

Занятия могут быть групповыми и индивидуальными. Для деток из спецгруппы (это третья и четвертая группы здоровья) желательно проводить занятия под контролем специалиста с применением мониторинга частоты сердечных сокращений, изменения артериального давления и других диагностических маркеров состояния ребенка. Но главным критерием считается самочувствие самого занимающегося, как он переносит нагрузку.

Для начинающих упражнения чаще всего простые и дозированные. По мере продвижения задачи для пациента усложняются, нагрузка возрастает.

Детям из группы кардиореспираторных недугов рекомендованы программы на основе циклических упражнений с небольшими дыхательными нагрузками.

Ребятам после травм или с недугами опорно-двигательной системы дополнительно советуют включать в занятия плавание, гимнастику в бассейне. В основной же комплекс для них включают упражнения с мячом, гимнастическими палками, упражнения с гимнастической стенкой.

Занятие ЛФК делится на три последовательных этапа:

Вводная часть включает разминку, ходьбу, бег, дыхательные приемы. В основной части всегда присутствуют упражнения, рекомендованные при определенной патологии, игровые, индивидуальные, со спортивными снарядами и без них.

Завершающая часть занятия всегда включает в себя релаксационные приемы, упражнения на расслабление, растяжение мышц и аутотренинг.

Особенности физкультуры при некоторых заболеваниях

При поражении сердечной мышцы (миокардитах) ЛФК рекомендуется еще в стационаре, потом — в поликлинике по месту жительства. Только через 10 месяцев малыша переводят в специальную группу по ЛФК, если приступов нет. Если состояние стабильное и приступы не повторяются в течение года, ребенка могут перевести в третью группу через год. Через два года при благоприятном стечении обстоятельств можно рассчитывать на попадание в общую физкультурную группу.

Со врожденными пороками сердца все обстоит сложнее: ребенок сможет получить максимум 4 группу, и то при условии, что после операции прошло не менее 12 месяцев и весь этот год малыш успешно занимался ЛФК.

При бронхиальной астме мальчики и девочки будут оставаться в группе ЛФК до тех пор, пока повторяются частые приступы. Если в течение двух месяцев приступы не повторяются, ему могут разрешить заниматься в 4 группе, а если приступов не будет в течение года, то и в третьей.

При хроническом гастрите или колите ребенку можно будет рассчитывать на перевод в четвертую физкультурную группу из группы ЛФК только черед полгода при отсутствии обострений. Физические занятия назначаются только при отсутствии болей, вне обострения.

При гемофилии ЛФК не назначается, как и ни один другой вид физнагрузок. Но при незначительной степени заболевания могут быть разрешены легкие и щадящие упражнения только под наблюдением специалиста.

Проблемы с почками — основание для назначения физкультуры только вне приступов и острых периодов. Также не должно быть сопутствующих патологий сердца. В общую группу здоровья дети с пиелонефритом, гломерулонефритом и почечной недостаточностью попасть не могут.

При тяжелых проявлениях эндокринных патологий ЛФК рекомендуется с первых дней заболевания, а в общую группу ребенок сможет попасть только при самых легких степенях сахарного диабета и только с индивидуального одобрения врача.

Ребенок с нарушениями осанки может и должен заниматься в общей физкультурной группе, а ребенок с развившимся сколиозом — только в группе ЛФК. Отдельных комплексов ЛФК не существует для детей с близорукостью или дальнозоркостью, им показаны занятия в специальных группах при тяжелых отклонениях или в общих физкультурных группах, если отклонения незначительные.

Где заниматься?

С грудными детьми, с малышами-инвалидами, которые ограничены в передвижении, а их транспортировка может навредить ребенку, рекомендуются занятия на дому. В остальных случаях родители могут выбирать — посещать групповые занятия или заниматься индивидуально.

Занятия могут проводиться и на базе садиков и школ, обязательно уточните, если есть необходимость, при оформлении ребенка в соответствующие учреждения, есть ли в них специалисты по ЛФК.

Советы и рекомендации родителям

Если ребенку назначена лечебная физкультура, к такому назначению нужно относиться с той же серьезностью, как и к другим рекомендациям врача. Нам же не приходит в голову игнорировать назначение лекарства ребенку.

Не бывает ЛФК только для ног или спины, как думают многие. Комплекс всегда включает в себя большое количество упражнений, направленных на самые разные мышцы, суставы, связки, нервные окончания.

Занятия ЛФК всегда трудоемки. Родителям важно следить, чтобы сын или дочь не пропускали их.

О копмплексе упражнений ЛФК для детей с ДЦП смотрите в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Источник

Читайте также:  Физические упражнения с мечами
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector