Гимнастические упражнения для дцп

ЛФК для детей с ДЦП

Рассмотрим возможности ЛФК для детей с ДЦП, что это такое, возможный комплекс упражнений, правила проведения лечебной физкультуры.

Что такое ДЦП?

Детский церебральный паралич – это патологическое заболевание. Если ребенку поставили такой диагноз, значит, у него поражен определенный отдел мозга.

Определить степень и природу заболевания можно примерно в 2 месячном возрасте.

Бывают случаи, когда поражаются несколько отделов. Паралич центральной нервной системы может наступить у ребенка еще тогда, когда он находится в утробе, а также уже после рождения.

Это заболевание достаточно серьезное и может со временем развиваться. Чтобы предотвратить ухудшение ситуации и увеличить вероятность её исправления, необходимо выполнять различные упражнения по специальным методикам.

Важность ЛФК

В период реабилитации при ДЦП особое значение уделяется лечебно-физкультурному комплексу упражнений. Данная нагрузка успешно помогает:

  • развивать непосредственность и легкость торможения движений;
  • уменьшает гипертонус мышечной ткани;
  • позитивно влияет на координацию движений;
  • способствует улучшению подвижности суставов;
  • приобретать необходимые в быту навыки;
  • благотворно влияет на возможность самообслуживания.

Начинать упражнения для детей с ДЦП необходимо в раннем возрасте.

ЛФК способствует не только развитию мускулатуры и подвижности, но также делает мозг больного ребенка более пластичным. Снижается риск серьезной задержки умственного развития.

Существуют персональные запреты на проведение конкретных упражнений, но их можно уточнить лишь у лечащего врача.

Лечебная физкультура включает в себя множество различных комплексов, всегда можно подобрать подходящий.

Программа упражнений

Программа упражнений для детей с ДЦП должна включать следующие виды нагрузок:

  1. Комплекс на растяжение мышц. Для профилактики тератогенеза необходимо развивать мышечную подвижность. Это поможет снять напряжение и увеличить область совершения движений.
  2. Упражнения на поддержание чувствительность мышечной ткани и ее развитие. Это помогает регулировать силу взаимодействия с конкретными мышцами, позволяя совершать обыденные ритуалы в быту.
  3. Нагрузка на улучшение реакции нервных окончаний. Позитивно влияет на функционал нервной ткани.
  4. Программа для совершенствования антагонистических мышц.
  5. Комплекс, направленный на развитие выносливости, стойкости, дисциплины организма.
  6. Упражнения, способствующие закреплению нормальной ходьбы, корректирующие походку.
  7. Нагрузки на удержание равновесия. Тренировка вестибулярного аппарата.

Следует относиться с особым вниманием и сосредоточенностью к комплексу занятий, проводимому в домашних условиях!

Цель упражнения Вид упражнения
Для поддержания или увеличения подвижности суставов 1. упражнения на диапазон движений
2. упражнения на растяжку
Для поддержания или увеличения силы 3. укрепляющие упражнения с движением: упражнения, которые прорабатывают мышцы и двигают сустав, преодолевая сопротивление.
4. укрепляющие упражнения без движения: упражнения, которые прорабатывают мышцы без движения сустава.
Для улучшения положения 5. практика удержания вещей или практика делать что-то в хорошей позиции
Для улучшения контроля 6. практика выполнения определенных движений и действий для улучшения баланса или контроля

Все потенциальные программы тренировок необходимо согласовать с врачом и досконально изучить технику выполнения каждого упражнения.

Упражнения для малышей

Ниже приводятся два небольших комплекса упражнений для проведения их с малышами.

Источник

ЛФК для лечения ДЦП

ЛФК при ДЦП — важная составляющая комплексной терапии серьезного заболевания. Врачи рекомендуют родителям ежедневно заниматься с детьми, выполняя специальные упражнения. Они советуют превратить лечебную физкультуру в увлекательную игру. Такие занятия будут приносить ребенку удовольствие, одновременно укрепляя его мышцы, повышая объем движений. Даже отдыхая на даче или выезжая на природу, следует использовать свободное время для оздоровления малыша. Положительные результаты не заставят себя долго ждать — постепенно адаптируясь под повышающиеся нагрузки, ребенок окрепнет, быстрее компенсирует нарушенные функции.

Читайте также:  Упражнения стульчик у стены польза

Важность ежедневных занятий лечебной физкультурой

Прогноз в отношении детского церебрального паралича прямо зависит от его формы ДЦП, своевременного и беспрерывного проведения реабилитационной терапии. Глубокая инвалидность не исключена, но намного чаще старания врачей и родителей не напрасны. С течением времени имеющиеся двигательные нарушения компенсируются. А все благодаря растущему и развивающемуся головному мозгу детей. У него значительный потенциал и гибкость, поэтому функции поврежденных структур берут на себя здоровые участки мозговой ткани.

Лечение детей с церебральным параличом в основном направлено на устранение симптоматики. Медики предпочитают использовать термин «реабилитация». Ведь терапия ориентирована на восстановление утраченных функций. Одним из самых действенных методов считается ЛФК для детей с ДЦП. Лечебная физкультура помогает привести в норму мышечный тонус, улучшить координацию движений. То есть решает те задачи, которые не под силу фармакологическим препаратам. Но стоит учесть, что эффекты будут ощутимыми, если занятия проводятся регулярно на протяжении всей жизни, в том числе в медицинских центрах, оборудованных специальными тренажерами.

Цели ЛФК

Лечебная физкультура и гимнастика — консервативный метод терапии, показанный при патологиях опорно-двигательного аппарата, в том числе ДЦП. Занятия не отменяют приема фармакологических препаратов и проведения физиопроцедур. Но с их помощью можно значительно сократить дозы лекарственных средств, минимизировать их побочные проявления. А самое главное — регулярные тренировки отлично развивают способность произвольно тормозить движения, расслабляют спазмированную скелетную мускулатуру, улучшают двигательную координацию, увеличивают амплитуду движений в суставах верхних и нижних конечностей.

Источник

Упражнения для детей с ДЦП

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

ДЦП – серьезная патология, которая связана с нарушением мозговых функций, ответственных за движения. Такие нарушения не усугубляются с ростом и развитием ребенка: они возникают при рождении и не исчезают с возрастом. Упражнения для детей с ДЦП – важный момент помощи больному малышу, ведь расстройства двигательной функции часто выражаются в слабости некоторых мышечных групп.

Занятия могут позволить ребенку больше координировать свои движения, по возможности выпрямить походку, улучшить повороты шейного отдела.

Упражнения лечебной физкультуры лучше чередовать с сеансами массажа, а также с другими процедурами, улучшающими микроциркуляцию в тканях.

[1], [2], [3], [4], [5]

Лечебная физкультура при ДЦП

Применение занятий лечебной гимнастикой при ДЦП входит в обязательную схему детского медицинского восстановления, как активная составляющая комплексного лечения, средство поддержания организма ребенка в активном двигательном состоянии, стимулятор внутренних резервов и защитных сил.

Из чего состоит комплекс лечебной физкультуры?

  • Выполнение физических упражнений, самостоятельно или при помощи взрослых.
  • Массажные процедуры.
  • Закаливание и укрепление организма, активный образ жизни.
  • Рефлексотерапия, иглоукалывание.
  • Привлечение ребенка к легкой трудовой деятельности.

Все перечисленные методы в комплексе способны вылечить патологические расстройства и восстановить поврежденные функции пациента. Помимо этого, улучшается общее состояние организма, укрепляется иммунитет, стабилизируется психологическое состояние ребенка.

Читайте также:  Упражнения для гимнастического валика

Успех в лечении детей с ДЦП напрямую зависит от четкого соблюдения графика тренировок, недопущения пропуска занятий, поддерживания режима дня. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что процесс восстановления будет длительным и достаточно сложным.

Основные направления и цели занятий:

  • приведение мышечной системы в нормальный тонус, укрепление неразвитой и ослабленной мускулатуры;
  • улучшение движений в суставах;
  • развитие координационных функций, умения поддерживать равновесие;
  • разработка навыков самостоятельной смены положений тела (стояния, сидения, передвижений);
  • активизация двигательных функций (подвижные игры, развитие реакции);
  • развитие самостоятельности, прививание бытовых и трудовых навыков.

Любой комплекс упражнений следует начинать с верхней части туловища, а заканчивать нижними конечностями. Иногда ребенку легче выполнять упражнения перед зеркалом: имея возможность следить за своими движениями, малышу легче их координировать.

Комплекс упражнений для детей с ДЦП

Предлагаем вам ознакомиться с рядом наиболее эффективных упражнений, которые рекомендуются для проведения детям с ДЦП.

Занятия, развивающие навыки движения:

  • ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;
  • ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;
  • взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;
  • ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;
  • придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;
  • подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.

Занятия для нормализации суставных функций:

  • ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;
  • ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;
  • ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;
  • ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.

Занятия для мускулатуры живота:

  • ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;
  • ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;
  • научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;
  • ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;
  • ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.

Занятия для устранения гипертонуса мышц рук:

  • проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;
  • крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.

Занятия для мышц ног:

  • ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;
  • взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.
Читайте также:  Упражнения для лучевых мышц

Занятия для поддержания шейной мускулатуры и мышечного корсета туловища:

  • ребенок лежит на спине, а взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу;
  • ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом малыш должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление;
  • ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.

Занятия для стабилизации дыхания:

  • попросить ребенка сымитировать глубокое дыхание, задуть горящую свечу, сдуть с ладони перышко. Полезно вместе с малышом надувать воздушные шарики или играть, пуская мыльные пузыри;
  • отличный эффект можно ожидать, если научить ребенка петь. Схожее действие наблюдается при игре на губной гармошке, свирели, для начала можно использовать обычный свисток;
  • научить ребенка пускать пузыри через соломинку в стакан воды.

[6]

Развитие мимики лица у детей с ДЦП

Зачастую ребенок с диагнозом ДЦП не всегда может определить свое эмоциональное состояние, правильно отреагировать на положительные и негативные эмоции, продемонстрировать именно то выражение лица, которое бы соответствовало необходимому чувству, которое испытывает малыш. Как научить ребенка распознавать эмоциональное разнообразие и правильно толковать его? Как добиться имитации малышом тех или иных эмоций, чтобы в будущем быть понятым в обществе и понимать окружающих? Для этого существуют специальные психогимнастические упражнения:

  • взрослый должен демонстрировать малышу, как принюхивается щенок, прислушивается птица, как кошка выслеживает мышку. Затем следует попросить ребенка повторить увиденное;
  • продемонстрировать удивленные глаза, попросить повторить;
  • описать момент счастья и удовольствия, показать, как радуется ласке котенок, а щенок – вкусному угощению;
  • описать ощущение боли, продемонстрировать боль в животе, плач, чувство холода;
  • показать момент отвращения: пусть малыш представит, что пьет горькое лекарство или ест лимон;
  • объяснить, что такое злость, показывая сердитого человека;
  • продемонстрировать чувство страха, потери родного дома или родных людей;
  • развивать чувство стыда и вины за свои поступки, научить просить прощения.

[7], [8]

Упражнения в бассейне при ДЦП

Водные процедуры успешно применяются при физическом восстановлении детей, пораженных ДЦП. Ни для кого не секрет, что вода отлично расслабляет мускулатуру, стабилизирует мышечный тонус, придает энергии. Занятия в воде ослабляют действие стрессов и излечивают депрессивные состояния. Особый эффект можно ожидать от совмещения ЛФК с пребыванием в воде. Такой способ лечения называют гидрокинезотерапией. Он может включать в себя проведение определенных упражнений или игр в воде, а также применение подводного массажа. Непередаваемый эффект наблюдается при плавании ребенка в дельфинарии: общение с дельфинами считается истинно лечебным. Понять механизм данного лечения трудно, однако положительные результаты такой терапии неоспоримы.

Собственно, следует понимать, что лечебные мероприятия и уход за малышом с ДЦП – это длительный процесс, которому необходимо посвятить максимум времени и сил, и лишь тогда принятые меры воздадутся долгожданными положительными результатами. Только постоянная забота и безграничное внимание близких помогут добиться желаемых сдвигов в физическом развитии ребенка. Упражнения для детей с ДЦП необходимо проводить постоянно и настойчиво, на протяжении всего периода патологии.

[9], [10]

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector