Гештальт упражнения для зависимых

Практические упражнения для гештальтгрупп Зоны осознания

Практические упражнения для гештальтгрупп Зоны осознания

Цель: Упражнение является базовым тренингом осознания. Оно эффективно на раннем этапе развития гештальтгруппы.

Необходимое время: 45 минут.

Подготовка: Не требуется никакой иной специальной подготовки, кроме чувствительности руководителя к трем зонам осознания.

Процедура: Ваш опыт осознания может быть подразделен на три зоны: внешний мир, внутренний мир вашего тела и мир ваших мыслей и фантазий. Выберите партнера, сядьте лицом друг к другу, расслабьтесь. Делитесь по очереди своим осознанием внешнего мира. Начинайте предложение словами: “Сейчас я осознаю, что. ” и заканчивайте его сообщением о своем непосредственном осознании ощущений, возникающих в результате воздействия предметов внешнего мира, например гудения кондиционера, запаха косметики и т. п. Повторяйте эти высказывания и продолжайте осознание внешнего мира в течение одной или двух минут. Старайтесь избегать интерпретации, оценивания или фиксации на чемто одном, оставайтесь в контакте исключительно со своим осознанием внешнего мира. Теперь переключитесь и слушайте, как ваш партнер рассказывает о своем осознании. Если вы чувствуете, что партнер соскальзывает в среднюю зону и начинает интерпретировать или оценивать, дайте обратную связь и помогите ему вернуться во внешнюю зону.

Теперь обратите внимание на стимулы внутри вас. Начинайте предложение словами: “Сейчас я осознаю. ” и заканчивайте его сообщением о своем осознании внутренних ощущений, таких, например, как напряженность в животе, сухость во рту, зуд в руке и т. п. Повторяйте эти высказывания и продолжайте осознание внутренней зоны около минуты. Затем переключитесь и слушайте, как партнер делится своим осознанием внутренней зоны.

Средняя зона осознания включает психическую активность, отличную от текущего опыта, такую, как воспоминания, планы, подозрения, фантазии. Начинайте предложение словами: “Сейчас я осознаю. ” и заканчивайте его сообщением о своем осознании интереса к тому, сколько времени, об осознании тревоги по поводу только что выполненной письменной работы или об осознании предположения о содержании мыслей партнера. Затем переключитесь и слушайте, как партнер делится своим осознанием средней зоны.

После того как вы идентифицировали три зоны осознания, понаблюдайте, куда поведет вас сознание, если не сосредоточиваться на какойлибо конкретной зоне. Начинайте предложение словами: “Сейчас я осознаю. ” и заканчивайте его сообщением о том, что вы осознаете в данный момент, к какой бы зоне внешней, внутренней или средней это ни относилось. Вы можете обнаружить, что большая часть осознаваемого вами относится к средней зоне. Вы можете также обнаружить связи между тремя зонами: например, начать осознавать шум в комнате (внешняя зона), вообразить, что кто-то наблюдает за вами (средняя зона) и испытать одышку и сухость во рту (внутренняя зона).

Как только вы полностью идентифицировали каждую зону и понаблюдали, куда поведет вас осознание, вы готовы совершенствовать свою способность к концентрации. Вы можете расширить сферу осознания каждой зоны и возможность их различения, переходя из одной зоны в другую. Сначала двигайтесь тудаобратно из внутренней во внешнюю зону. Заканчивайте предложение “Сейчас я осознаю. ” сообщением из внешней зоны, затем сообщением из внутренней зоны. Продолжайте переходить из одной зоны в другую в течение одной минуты. Затем послушайте, как ваш партнер выполняет это упражнение на чередование.

Часто возникает путаница между процессами осознания внешней и средней зон. Эта путаница происходит в том случае, если вы принимаете свои сенсорные впечатления за интуитивное убеждение, мнение относительно них. Ваш партнер может помочь вам научиться различать эти две зоны.

Смотрите на партнера. Начинайте предложение словами: “Сейчас я осознаю. ” и заканчивайте его сообщением о своем непосредственном осознании партнера. Затем начинайте предложение словами: “И я представляю, что. ” и заканчивайте его сообщением о ваших фантазиях или убеждениях относительно партнера. Например, вы можете осознавать, что ваш партнер сидит скрестив руки, и представить, что ему холодно. Продолжайте описывать ваше осознание ощущений и фантазии в течение примерно двух минут, затем выслушайте обратную связь от своего партнера относительно точности своих оценок.

Затем послушайте, как партнер выполнит это упражнение, и дайте ему обратную связь. Обсудите свои переживания с остальной группой.

Преувеличение или полное изменение поведения

Цель: Это упражнение дает возможность чтонибудь сыграть. Это ролевая игра, при которой члены группы проигрывают некоторые свои внутриличностные конфликты, которые они не осознают или которые их беспокоят. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможного его изменения.

Необходимое время: 1 час.

Подготовка: Руководитель должен обладать опытом в гештальт и групповых процессах.

Процедура: Участник выбирает нежелательное личное поведение, или группа помогает ему выбрать поведение, которое им не осознается, но очевидно для других.

Например, поведение, в котором проявляется тенденция постоянно извиняться, избегать смотреть в глаза, говорить шепотом или быть нетерпеливым и безапелляционным и т. п.

Если член группы не осознает идентифицированного поведения, он должен преувеличивать его. Например, участник, в поведении которого проявляется тенденция постоянно извиняться, начинает каждое предложение словами “извините, пожалуйста ” для расширения осознания этого поведения. Если член группы осознает поведение и считает его нежелательным, он должен постараться полностью изменить его. Подходящим изменением поведения для робкого члена группы, в поведении которого проявляется тенденция говорить шепотом, будет хвастливый разговор громким авторитарным тоном с каждым членом группы.

Дайте каждому участнику для разыгрывания роли пять минут. Оставьте время для обратной связи и для того, чтобы поделиться своими наблюдениями и чувствами с группой.

Противоположности: конфликт “нападающего ” и “защищающегося “.

Цель: Это упражнение служит введением в понятие “противоположности “. Оно помогает осознать конфликтные стороны личности и получить опыт активной борьбы с кемлибо.

Необходимое время: 45 минут.

Подготовка: Знакомство с понятием “противоположности “. Руководитель должен иметь опыт в гештальттерапии.

Процедура: Сядьте лицом к лицу с партнером и решите, кто из вас будет играть роль “нападающего “, а кто “защищающегося “. Затем ведите диалог. Твердо стойте на своей позиции, старайтесь не сдаваться. Если вы “нападающий “, говорите своему партнеру, как он должен вести себя и что должен делать. Ругайте и критикуйте с позиции явного превосходства и уверенности в себе. Если вы “защищающийся “, постоянно извиняйтесь и оправдывайтесь. Говорите своему партнеру, как вы стараетесь, как хотите угодить и как что-то мешает вам выполнить его требования. Через пятьдесять минут завершите эту часть опыта.

Поменяйтесь ролями. Постарайтесь полностью испытать власть, авторитет “нападающего ” или манипулирующую пассивность “защищающегося “. Через пять или десять минут остановитесь. Поделитесь своими переживаниями. (Одни члены группы могут отметить, что они чувствовали оживление, играя роль “нападающего “, другие могут отметить, что чувствовали себя уверенно в роли защищающегося “.) Сравните сыгранные вами роли с вашим способом действия в реальной жизни. Обсудите также, что вы чувствовали в роли “защищающегося “: гнев, унижение? Виноватым или карающим были в роли “нападающего “? Анализ ваших впечатлений может дать информацию об отдельных сторонах вашей личности.

Читайте также:  Как обучить собаку упражнениями

“Старый заброшенный магазин “

Цель: В гештальтпсихологии существует ряд упражнений на воображение, иллюстрирующих процесс проекции и помогающих участникам идентифицировать и, возможно, исправлять фрагментарные аспекты их личности. “Старый заброшенный магазин ” и другие упражнения были описаны Джоном Стйвенсом (Stevens, 1971). Ценность этих упражнений на воображение состоит в том, что участники могут прикоснуться к тем аспектам своей личности, которые никогда полностью ими не осознавались.

Необходимое время: 1 час.

Материалы: Удобная, тускло освещенная комната.

Подготовка: Руководитель должен обладать опытом, так как это упражнение может вызывать сильные чувства.

Процедура: Лягте на пол, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, что вы идете вниз по городской улице поздно ночью. Что вы видите, слышите, чувствуете? Вы замечаете маленькую боковую улочку, на которой находится старый заброшенный магазин. Окна его грязные, но, если заглянуть в них, вы можете заметить какойто предмет. Тщательно его рассмотрите. Отойдите от заброшенного магазина, идите, пока не вернетесь в город.

Опишите предмет, обнаруженный вами за окном заброшенного магазина. Затем вообразите себя этим предметом, описывая его от первого лица. Как вы чувствуете себя? Почему вы оставлены в магазине? На что похоже ваше существование в качестве этого предмета? Через несколько минут “станьте собой ” и еще раз рассмотрите предмет в окне. Видите ли вы в нем чтонибудь новое? Хотите ли чтонибудь сказать ему?

Существует много вариантов этого упражнения. Например, участники могут представить, что они гуляют по старому большому дому, а когда покидают его, уносят с собой какойто предмет. Или вообразить, что они цветы, и описать свой цвет, форму, соцветия, почву, на которой произрастают, то, как они ощущают солнце, дождь, ветер. Идентифицируясь с предметами, мы проецируем на них какието свои личностные аспекты.

Это упражнение позволяет нам очень быстро погрузиться в самих себя. Убедитесь, что все члены группы чувствуют, что закончили свою работу и у них не осталось незавершенных переживаний.

Цель: Язык важнейшее средство коммуникации, форма существования и выражения мышления. Это упражнение помогает членам группы изменить структуру своего языка.

Необходимое время: 30 минут.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Сядьте лицом к лицу с партнером и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, начиная каждую словами “я должен “. Не предоставляя вам обратной связи, партнер в свою очередь выскажет три фразы, начиная каждую словами “я должен “. Теперь вернитесь к своим фразам и замените в них слова “я должен ” словами “я предпочитаю “, сохранив неизменными остальные части. Затем выслушайте измененные фразы в утверждениях партнера. Поделитесь своими переживаниями.

По очереди с партнером скажите три фразы, начинающиеся словами “я не могу “. И затем замените в них “я не могу ” на “я не хочу “, сохраняя остальные части неизменными. Поделитесь с партнерами своим опытом и посмотрите, можете ли вы почувствовать свою способность отказаться, а не свою некомпетентность или беспомощность.

По очереди произнесите три фразы, начинающиеся со слов “мне надо “, и затем замените “мне надо ” на “я хочу “. Поделитесь своими переживаниями и посмотрите, ведет ли замена необходимости желанием к ощущению свободы или к облегчению. Является ли то, о чем вы говорили, чемнибудь действительно жизненно необходимым для вас или чемто тем, что вам хотелось бы, но без чего можете прожить.

Наконец, по очереди с партнером скажите три фразы, начинающиеся словами “я боюсь, что “, и затем поменяйте “я боюсь, что ” на “я хотел бы “, оставляя остальные части фраз без изменений. Поделитесь своими переживаниями с партнером и посмотрите, мешает ли страх достижению важных целей и приобретению интересующего опыта.

Слова “я должен “, “я не могу “, “мне надо ” и “я боюсь, что ” отрицают вашу способность быть ответственным. Изменяя свой язык, вы можете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.

по мотивам книги К.Э. Рудестама “Групповая психотерапия “

Источник

Упражнения по гештальт терапии

Вы здесь

«Тревожность». Если вы испытываете тревогу, спросите себя:
– А не уничтожаю ли я настоящее, концентрируясь на будущем?
– Я тревожусь из-за того, что преувеличиваю проблему или оттягиваю ее решение?
– Могу я что-нибудь сделать сейчас, чтобы перестать тревожиться: закончить отчет, составить список, вернуть книгу, позвать этого человека, подготовиться к экзамену, назначить свидание, набросать план, закончить уборку?

Далее, попробуйте испытать переживание в «настоящем». Трудно испытывать тревогу, когда вы находитесь «здесь и сейчас». Сосредоточьте все свое внимание на окружающем мире.

Сосредоточьтесь на ваших органах чувств. Начните осознавать окружающие вас цвета, звуки, запахи. Опишите, что вы ощущаете. Начните ваше описание с фразы: «Здесь и теперь я осознаю. ».

Теперь сосредоточьтесь на вашем теле. Начните осознавать ваше дыхание, сердце- биение, кожу, мускулы и снова опишите свои ощущения, начиная с фразы: «Здесь и теперь я осознаю. ».

В этом упражнении многие люди игнорируют тот факт, что они имеют гениталии и органы выделения. Если вы обнаружили, что использовали не все свои ощущения или не осознали некоторые части вашего тела, повторите упражнение, уделяя особое внимание тому, что вы пропустили.

«Идентификация» одной из трех зон осознавания. По команде «Замри!» осознайте свою позу, отношение к ней, настроение в связи с ней. По команде «Отомри!» – измените позу на противоположную, поработайте с ней. Затем вернитесь в первую позу и сравните со второй.

«Фокусирование» на той части, которая выражает неосознанное переживание (говорите от ее имени).

«Осознание». «Сейчас я осознаю твою улыбку, твой взгляд, запах твоих духов. Осознаю тепло у себя в груди, расслабленность в руках, наклон тела к тебе. Осознаю мысль о твоем теплом отношении ко мне, чувство симпатии к тебе…» Партнер оценивает точность восприятия участника и затем меняется с ним ролями.

«Противоположные ассоциации». Один называет «негативное» понятие – например, «грязь», другой подбирает к нему позитивную ассоциацию: «лечебная грязь».

«Сверху и снизу». Один стоит на стуле, другой сидит перед ним на корточках. Затем меняются ролями и делятся впечатлениями.

«Начальник и подчиненный». Начальник стоит на стуле, Подчиненный сидит перед ним на корточках. Начальник ругает Подчиненного, поучает его, требует. Подчиненный торопливо соглашается, униженно оправдывается, клянется исправиться, умоляет простить, кается, просит строго наказать его, угодливо благодарит, воздает хвалу. Затем партнеры меняются ролями и делятся впечатлениями.

Читайте также:  Упражнения для эспандера atemi

«Думай только о себе / только о другом». Партнеры садятся на корточки, опираясь спинами друг на друга – вначале, как удобно только себе, потом как удобно другому. Затем сравнивают ощущения, чувства и мысли в первом и втором случае.

«Переименование симптома». Один признается другому в своем недостатке. Другой: 1) переименовывает его в достоинство (например, упрямство – в упорство); 2) обнаруживает выгоды от «недостатка»; 3) находит еще одно наименование симптому (например, независимость) и предлагает выбрать. Затем партнеры меняются ролями и делятся впечатлениями.

«Единство противоположностей». Партнеры вспоминают радостные и печальные моменты своей жизни, называют три свои сильные и слабые стороны, говорят о своем отношении к близости и независимости, находят три важные перемены в своей жизни и три вещи, которые остались без изменения. Каждый обращает внимание, когда радость и печаль были как-то связаны, как сильные стороны становились слабостью, а слабые помогали, в какой взаимосвязи находились близость и независимость, как за счет изменений удавалось сохранить постоянство.

«Копия и антипод». Один участник говорит другому: «Ты такой же, как я, у тебя…», при этом он смотрит партнеру в глаза, подражает особенностям его речи и мимики, затем они меняются ролями, и так несколько раз. Через 5 минут фраза меняется: «Я очень отличаюсь от тебя, я…».

«Трудно и легко». Выберите партнера, с которым трудно, скажите ему: «Мне нравится, что ты сейчас…». Затем выберите партнера, с которым легко, скажите ему: «Мне не нравится, что ты сейчас…»

«Просьба и отказ». Один произносит на разные лады: «У тебя есть то, что мне нужно», другой отвечает с различными интонациями: «Я тебе это не дам». Затем партнеры меняются ролями и делятся впечатлениями.

«Ты – мы – я». По две минуты говорите молчащему слушателю утвердительные фразы, начинающиеся сначала с местоимения «ты», затем – «мы», и, наконец, «я». «Утверждение вместо вопроса». Задайте партнеру три вопроса и затем замените их на три утверждения (например: «Зачем ты носишь эти туфли?» – «Мне не нравятся твои туфли!»).

«Разделяй и соединяй». Скажите партнеру три фразы, включающие в середине союз «но» и три фразы с союзом «и».

«Три фразы». Поочередно с партнером произносите по три фразы, начинающиеся со слов: «Я должен», «Я не обязан»; «Меня возмущает», «Меня восхищает»; «Я хочу», «Я не хочу»; «Я хотел бы», «Я боюсь»; «Я попытаюсь», «Я добьюсь». Вариант: каждая из перечисленных фраз произносится один раз; начинается она, как указано, а заканчиваются все фразы одинаково.

«Незаконченные предложения». Скажите партнеру фразы, начинающиеся со слов:
«Мне нравится, что ты…, я расстраиваюсь, когда…, я злюсь, когда…, я благодарен тебе за…, мы могли бы по другому…, я пытаюсь создать у тебя впечатление…, я чувствую возбуждение, когда ты…, я боюсь, ты подумаешь, что я…, я хочу от тебя…, если бы я прикоснулся к тебе…».

«В роли Терапевта» обращайтесь к взаимодействующим участникам со следующими
вопросами:
– Что ты сейчас переживаешь (видишь, слышишь, ощущаешь и т.д.)?
– Что ты хочешь (в том числе от меня, от данной сессии)?
– Кто тебе может это дать?
– Что ты замечаешь с его стороны?
– Как ты об этом узнал?
– Что ты испытываешь к нему?
– Что ты делаешь?
– Как тебе это удается?
– Как можно сделать по-другому?
– Чего ты избегаешь?
– На что ты рассчитываешь?
– Что тебе это сейчас дает?
– Что ты думаешь и переживаешь в связи со случившимся?

«Формы сопротивления». Определите участников с различными формами сопротивления.

Участники, использующие конфлуэнцию:

  • используют местоимение «мы» вместо «я» и «вы»;
  • пытаются найти согласие через объединяющие биологические и социальные
  • признаки («вы как женщина, вы как мать, вы как разумный человек должны меня понять»);
  • часто упоминают об интересах групп, в которые они входят;
  • пытаются решать проблемы отсутствующих близких людей;
  • плохо осознают конфликты и агрессию в близких отношениях;
  • с трудом расстаются.

Интроекцию члены группы проявляют следующим образом:

  • просят или ожидают совета и охотно дают советы другим;
  • не сознают собственных потребностей и желаний;
  • не раздумывая, соглашаются на любое предложение терапевта;
  • так же без разбора могут отвергнуть чужое мнение.

Участники, использующие проекцию:

  • употребляют местоимения «он, они, все другие» вместо «я»;
  • говорят не о себе, а о другом (что и почему он делает, думает, представляет собой);
  • общаются с другими, исходя из своих предубеждений и опасений;
  • объясняют свое состояние безличными обстоятельствами (погодой, ситуацией, социальными условиями);
  • предсказывают события или чье-то поведение;
  • вызывают у остальных чувство, что их «видят насквозь».

Участники с ретрофлексией:

  • описывают, как они хотят что-то сделать, но не могут;
  • при волнении жалуются на соматические симптомы;
  • сидят в неловких, неудобных, напряженных позах;
  • при переживании тревоги их дыхание становится зажатым, неровным или поверхностным;
  • стереотипно делают что-то сами себе (крутят волосы, заламывают или поглаживают руки, постукивают пальцами по лбу, раскачиваются);
  • сжимают челюсти, «играют желваками»;
  • проявляют мышечное напряжение, не соответствующее вербальному выражению чувств (говорит о хорошем отношении к кому-то и сжимает кулаки);
  • совершают частые глотательные движения, как бы сдерживая слезы или рвоту;
  • обрывают начатые движения;
  • говорят монотонным высоким голосом, звучание которого резко изменяется при волнении;
  • предпочитают возвратные грамматические формы (винюсь, стыжусь, делаюсь);
  • холодно и отстранено рассказывают о психотравмирующих событиях;
  • подробно рассказывают о прошлых или отвлеченных событиях, «заговаривая» собственные актуальные переживания;
  • озвучивают свой внутренний диалог («с одной стороны… с другой стороны…»; «да… но…»).

Дефлексия проявляется, когда участник:

  • стремится производить приятное впечатление;
  • прибегает к длинным окольным разговорам, общим фразам, шутливым банальностям;
  • употребляет дефокусирующие слова («как бы», «вроде того», «типа» и т.п.);
  • избегает прямых негативных обращений, ограничиваясь иронией;
  • в ситуации конфликта демонстрирует безмятежность и невозмутимость;
  • доказывает, что жизнь – «пустая и глупая штука»;
  • жалуется на скуку и бессмысленность своей жизни;
  • использует гештальт-упражнения, чтобы разрядиться в безопасной обстановке, ничего не меняя в своей обыденной жизни.

Об эготизме свидетельствуют:

  • страх перед утратой контроля в форме боязни любого нового, неожиданного, спонтанного;
  • боязнь сокращения дистанции, страх прикосновений;
  • заторможенность и неловкость, страх конкуренции в новой группе, сменяющиеся затем жалобой на скуку и отсутствие новой информации;
  • длительные уходы в теории по поводу собственных переживаний, заменяющие живое проживание и изменение;
  • склонность «дирижировать» терапией, не отклоняясь в ней от привычных путей;
  • преувеличения независимость от других, с непереносимостью критических реакций в свой адрес и нестабильной самооценкой.
Читайте также:  Упражнения 100 с анной куркуриной

Основные признаки обесценивания:

  • обесценивающие суждения («ничего не произошло», «подумаешь!» и т.п.);
  • игнорирование очевидных событий или отчуждение своего вклада в результат;
  • забывание очевидно значимых переживаний в жизни и на занятии группы;
  • вышучивание других и подшучивание над собой.

«Работа с сопротивлением». В роли Терапевта попросите участника с конфлуэнцией описывать все свои чувства и ощущения, которые он замечает в данный момент, что-бы выделить из этого континуума осознавания какие-то важные переживания. Чтобы выделить из «мы» «Я» участника, проводите эксперименты с дистанцией, позой, «встречами и расставаниями».

Участника с интроекциями попросите озвучить интроективные послания, нарисовать соответствующую картину или описать сопутствующие телесные ощущения. При этом остальные члены группы хором «бомбардируют» участника его интроектами, обращая их к нему через «ты» («я должна быть самоотверженной» превращают в «ты должна быть самоотверженной»). Предложите также участнику произносить интроецированное послание в адрес других членов группы, которые дают ему обратную связь. Затем группа рассматривает содержание послания с различных точек зрения.

Наконец, предложите участнику произнести вместо бывшего послания фразу, начинающуюся со слов: «я хочу…» и посмотреть, как развернутся события.

Обратите внимание участника с проекцией, что он делает заключение о всеобщем плохом отношении к себе, не глядя на людей. Предложите участнику спросить у членов группы, что они сейчас испытывают к нему. Затем участник может сказать о своем собственном отношении к определенным членам группы и получить от них обратную связь. Предложите участнику также сказать от первого лица то, что он предполагает у другого человека: вместо «я тебе не интересен» – «ты мне не интересен» и т.п. Затем спросите его, нет ли доли правды в таком высказывании.

Если участник с ретрофлексией не замечает ее проявлений или не осознает их значения, усиливайте их, предлагая ему повторять его жесты, увеличивать их энергию, повышать напряжение и рассказывать о своих чувствах и ощущениях. Члены группы служат моделями «тяжести», «оков», «боли», меняясь ролями с участником. Предложите ему говорить от лица конфликтующих частей, используя челночную технику. Критическую часть можно усадить на «пустой стул» и попросить высказаться в адрес членов группы.

Участнику с эготизмом предложите эксперименты на границе привычного и приемлемого, с провокациями на принятие риска и готовность к новизне. Работа с обесцениванием предполагает движение маленькими шажками («не проглатывать новизну большими кусками»), исследование, чем новизна «неугодна» и смягчение «Я-концепции».

«Недостающий человек». Придумайте с закрытыми глазами недостающего человека в прошлом (старший брат, мудрый учитель), затем расскажите группе о том, как он мог бы изменить вашу жизнь.

«Вымышленные персонажи»: вообразите участников группы в качестве персонажей какого-либо рассказа или пьесы и обсудите с каждым его роль, а затем с группой свой выбор и реакцию партнеров.

«Внутренние и Внешние». Участники составляют два круга, которые движутся в противоположные стороны. По команде все останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу. «Внутренние» играют роль безбилетного пассажира, «внешние» – контролера (3 мин.), затем партнеры делятся своими переживаниями (2 мин.). На следующем шагу игры «внутренние» становятся продавцами, «внешние» – покупателями, затем – родителями и детьми. Другие ситуации: дорожный инспектор пытается оштрафовать водителя, дети не могут поделить игрушку, один требует от другого возвращения долга, начальник делает выговор подчиненному, сцена ревности, извинение и т.д.

«Незаконченное дело». Один участник обращается к другому, имеющему отношение к какому-либо их незаконченному делу – например, со словами: «Я обижен. ».

«Позитивное переопределение». Один излагает проблему, другие (по кругу или мозговым штурмом) ищут позитивную формулировку, пока не найдут вариант, удовлетворяющий заявителя проблемы. Исключаются подбадривание, отрицание проблемы, минимизирование, советы.

«Челночная техника». Участник то садится на «горячий стул», обращаясь к воображаемому собеседнику на «пустом стуле», то усаживается на «пустой стул», меняя роль на значимого другого или собственную субличность.

«Разыгрывание проекции». Участник «примеряет» на себя чувство, которое приписывает другому человеку – например, при заявлении «Я испытываю к тебе жалость» ему предлагают подойти к каждому в роли человека, вызывающего жалость.

«Репетиция». Участник вслух и с вовлечением других членов группы готовится к актуальной жизненной ситуации, осознавая свои привычные стереотипы и вырабатывая новые идеи и решения

«Парадоксы». Каждый участник описывает испытываемое им в этот момент чувство, затем говорит обратное этому, и исследует возникшую эмоцию.

«Преувеличение». Участнику предлагают усиливать нечаянное движение, пока он не поймет, какое неосознанное чувство оно выражает. Если участник недостаточно осознает свои очевидные особенности, ему предлагают сыграть роль, где они выступят в утрированной форме. Если он хочет избавиться от определенного поведения, ему поручают роль человека с желательными чертами характера и в преувеличенной форме (техника сделать наоборот»).

«Реверсия» или выявление противоположного. Например, «душечке» предлагают сыграть роль «стервы».

«Твои полюса». Участник ставит напротив себя стул, каждый по очереди садится на него и называет одно качество участника, которое мешает автору высказывания общаться с ним, и одно – которое помогает.

«Теневые стороны». Один участник выходит за дверь, каждый из оставшихся называет одну его «теневую» черту. Затем участника зовут в комнату и он пытается отгадать три таких черты.

«За и против». Обсуждается один человек. Группа делится на две части, одна критикует его, другая защищает.

«Борьба противоположностей». Участник говорит за одну сторону своей дилеммы, а выбранный им партнер – за другую. Группа делится на приверженцев той или иной стороны дилеммы участника, они усаживаются по обе стороны от него и устраивает диалог. Группа голосует за одну из сторон дилеммы участника, после чего он убеждает их изменить результаты голосования.

«Три желания». Каждый придумывает три желания, которые мог бы осуществить в группе прямо сейчас. Затем он высказывает свои желания вслух и по возможности удовлетворяет их. После этого участники вспоминают еще три желания из тех, которые они отвергли во время выбора, рассказывают об этих желаниях пытаются удовлетворить какое-нибудь из них.

«Матрешка»: «послойное» самораскрытие с матрешкой в руках.

«Снаружи и внутри». Самораскрытие, пересаживаясь по ряду стульев, каждый из которых символизирует все более скрытый слой личности.

«Я вам пишу». Каждый участник подписывает внизу свой лист бумаги и передает его соседу. Тот пишет вверху одну-две фразы по поводу того, что давно хотелось сказать этому участнику, загибает написанное и передает листок дальше по кругу, пока он не дойдет до заявителя. Исключаются фразы типа «Мне приятно тебе сказать…» Упражнение хорошо подходит для завершения тренинга.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector