Фонопедические упражнения для взрослых

Фонопедические упражнения для взрослых

Режим лечения разрабатывается индивидуально в зависимости от:
(1) имеющихся нарушений голосовых складок;
(2) голосовых потребностей;
(3) голосового поведения;
(4) приверженности больного лечению.

Соответственно, курс лечения у 80-летнего пенсионера будет значительно отличаться от курса лечения 20-лет него студента. Как правило, индивидуальная программа лечения включает в себя следующие пункты:

• Соблюдение принципов гигиены голоса при ежедневных голосовых нагрузках;

• Серия терапевтических голосовых упражнений, которые направлены на изменение характера колебаний голосовых складок и повышение сбалансированности четырех подсистем голосового аппарата (респираторной, фонаторной, резонаторной и артикуляторной).

Для достижения успеха важно и соблюдать гигиену, и выполнять упражнения. Гигиена правильного использования голоса направлена на изменение факторов поведения, которые вызывают повреждение голосовых складок: недостаточное потребление жидкостей, курение, избыточное употребление алкоголя, воздействие химических препаратов и/или резких запахов, избыточное использование громкого голоса, ларингофарин-геальный рефлюкс.

Конкретная тактика лечения зависит от того, расстройством какого типа страдает пациент: гипофунк-ционального или гиперфункционального. Наиболее распространены нарушения, связанные с голосовой гиперфункцией. Упражнения в таком случае направлены на то, чтобы уменьшить количество «усилий» при голосообразовании. Конкретная лечебная программа выбирается в зависимости от того, какими факторами вызвано и поддерживается нарушение голоса.

Например, у выступающего в суде адвоката добиться улучшения голоса можно за счет снижения темпа речи, использования более плавного голоса легато, более широкого открывания рта и изменения интонации речи. В подобных случаях фонопед должен выбрать подход, который будет способствовать более легкому и плавному образованию голоса.

При гипофункциональных расстройствах лечение направлено на повышение громкости голоса или улучшение четкости при артикуляции. Частой неврологической причиной расстройства голоса является болезнь Паркинсона. При лечении дисфонии такого типа эффективна фонопедия по Lee Silverman. Основной целью лечения является увеличение громкости речи, но во многих случаях также происходит повышение объема выдыхаемого воздуха, улучшение смыкания голосовой щели, улучшение общей разборчивости речи.

Курс голосовых упражнений разрабатывается в индивидуальном порядке, в зависимости от конкретных биомеханических нарушений, которые привели к изменениям голоса. В таблице ниже приведен список 25 фонопедических приемов и их влияние на параметры голоса. Некоторые методики направлены на достижение «целевого» (наиболее оптимального) изменения голоса. Важным компонентом лечения является совместный с пациентом поиск методики, которая окажется наиболее подходящей именно ему. В случаях, когда нарушения голоса вызваны дегенеративным органическим заболеванием, целью фонопедии может быть поддержание максимально длительного сохранения имеющегося уровня с коррекцией формирующихся патологических голосовых привычек. Фонопедия может проводиться в пред- или послеоперационном периоде.

В предоперационном периоде курс упражнений обычно направлен на устранение избыточных голосовых нагрузок и формирование определенных голосовых привычек, которые потребуются пациенту в послеоперационном периоде. Целью послеоперационной фонопедии является адаптация пациента к имеющимся структурным изменениям и улучшение процессов заживления. Крайне важно предупреждать пациентов о том, что возврат к прежнему качеству голоса или формирование некоего «идеального» голоса возможны не всегда. В некоторых случаях вернуть голос к прежнему уровню невозможно. Важной составляющей фонопедии является беседа о возможностях реализации ожиданий.

Сначала оптимального голоса нужно добиться хотя бы в условиях лечебного учреждения, в противном случае, пациент не сможет сделать этого вне его. Важно перенести полученный результат в реальную речевую практику больного. Для того, чтобы пациент не забывал о том, каким должно быть его речевое поведение, обязательным является многократное повторение голосовых упражнений в течение дня.

Читайте также:  Дыхательная гимнастика стрельниковой упражнение поворот головы

Особое внимание специалист должен уделить нахождению правильного баланса между дыханием, фонацией и резонансом, это важнее, чем простое повторение одних и тех же упражнений. Фонопед должен рассказать пациенту о необходимости, цели и функции каждого проводимого мероприятия, что помогает пациенту добиться хорошего качества голоса, несмотря на наличие тех или иных заболеваний. Иногда добиться восстановления голоса удается еще до окончания консервативного или хирургического лечения.

а) Особенности фонопедии. Тактика лечения при нарушениях голоса во многом зависит от возраста пациента. Размер гортани и когнитивные способности пациента также во многом влияют на цели лечения и возможность выполнения тех или иных упражнений. Маленьких детей, как и пациентов другого возраста, нужно тщательно обследовать, потому что некоторые причины нарушения голоса (полипы, кисты, рецидивирующий папилломатоз) лучше лечить хирургически. Фонопедия у детей школьного возраста чаще всего направлена на коррекцию гиперфункционального голосового поведения. Фонопед должен определить факторы, провоцирующие у ребенка чрезмерную голосовую нагрузку, а затем работать вместе с учителями и членами семьи для того, чтобы обнаружить пусковые и поддерживающие факторы такого поведения.

В наблюдении за ребенком вне условий медицинского учреждения большая роль отводиться членам семьи. Если родители поощряют ребенка и уделяют ему больше внимания, часто дети оказываются готовы изменить свои голосовые привычки. Очевидно, что прежде чем заняться устранением какого-либо нарушения голоса, ребенок должен знать о его наличии. В некоторых случаях это может стать большой проблемой, потому что ребенок будет отрицать наличие каких-либо нарушений, несмотря на слова оториноларинголога, фонопеда и родителей. Часто лечение приходится откладывать до возраста, в котором ребенок может полностью осознать имеющуюся проблему и принять активное участие в лечении.

Также особого внимания заслуживают пациенты, профессия которых связана с повышенной голосовой нагрузкой. Этот термин может быть отнесен ко всем имеющим специфическую потребность, однако в данном случае имеются в виду исполнители. Чтобы лучше понять уровень голосовых нагрузок, с которыми сталкивается конкретный пациент, желательно быть знакомым с жанром музыки или видом театра, в которых тот выступает. Цели лечения в данном случае обычно несколько иные, чем в случае лиц других профессий. Если для обычного пациента определение «удовлетворительного» голоса может быть достаточно широким, то для певца оно значительно меньше.

Фонопеды часто знают о том, что факторы окружающей среды могут вносить свой вклад в нарушения голоса, но не все из них имеют представление о том, с чем сталкиваются профессиональные певцы. Студии, концертные залы, репетиционные площадки, комнаты практики часто заполнены пылью и резкими запахами, температура в них может быть самой разной, как и уровень шума. Также нужно принимать во внимание особенности сценической постановки, декорации, костюмы. Сложностей также добавляет тот факт, что голос профессиональных исполнителей постоянно оценивают слушатели, критики, руководители, менеджеры, агенты, преподаватели, репетиторы.

Фонопеды, профессионально работающие с певцами и артистами, должны быть готовы к тому, что реакция на изменения голоса будет значительно более эмоциональной, чем у простых людей. Входящее в любую фонопедическую программу обучение и консультирование в этих случаях требует особой скрупулезности и щепетильности.

Фонопедия должна проводится только обученным специалистом с соответствующим сертификатом. Направлять пациента к специалисту с отсутствием опыта или интереса в данной сфере не имеет большого смысла, т.к. вероятность успешности лечения значительно сокращается. В заключение нужно сказать, что фонопедия является ключевым компонентом лечения расстройств голосовой функции, а проводится она должна с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента.

Читайте также:  Упражнения йоги при женских болезнях

б) Ключевые моменты фонопедии:
• Целью фонопедии является лечение заболеваний голоса при помощи специальных голосовых и физических упражнений, которые дополняются изменениями в образе жизни пациента.
• Лечение направлено на устранение трех типов нарушений: гиперфункциональных, гипофункциональных и дисфункциональных.
• Фонопедия может проводиться как часть курса консервативной терапии, так и в пред- и послеоперационном периоде.
• Заниматься лечением нарушений голоса должен сертифицированный специалист с интересом к данной области.

Источник

Фонопедические упражнения при дисфонии

Тяжелые формы дисфонии, устранить которые невозможно только медицинским лечением, серьезно усложняют жизнь больного, особенно, если речь идет о ребенке. Комфортное общение со взрослыми и сверстниками является залогом нормального психо-эмоционального развития. Наибольшую эффективность показывается коррекция дисфонии на занятиях у логопеда. Упражнения подбираются исходя из причин нарушения, его степени, возраста пациента.

Принципы коррекционной работы при дисфонии

Логопедические упражнения при дисфонии основываются на определенных принципах. Их четкое соблюдение позволяет построить процесс коррекции максимально эффективно. Вот основы коррекционной работы:

  1. Комплексный подход и тесное сотрудничество с другими специалистами.
  2. Последовательность и систематичность коррекции.
  3. Сохранение нормально функционирующих механизмов голосового аппарата.
  4. Методичность коррекционных заданий.
  5. Терпеливость и доброжелательность.

Коррекционная работа при дисфонии начинается после обследования с отоларингологом, а при необходимости – и другими врачами. Дополнительно учитываются индивидуальные особенности голоса. Некоторые люди просто не способны взять какие-то тональности. Заставляя больного усиливать звучание нужно учитывать это, чтобы не сорвать голоса и не потерять то звучание, которое сохранилось до момента коррекции.

Важно! Упражнения подбираются от простых к сложным и переход к следующему начинается не раньше, чем пациент усвоил предыдущее.

Этапы коррекционной работы при дисфонии

Всю логопедическую работу при дисфонии разделяют на 4 этапа. Они позволяют корректировать дефект не просто постепенно, а последовательно. Описание каждого этапа представлено ниже в таблице.

  • Изучение личности и сбор анамнеза заболевания
  • Выявление причин дисфонии и подбор методов устранения нарушения
  • Создание лечебного режима
  • Подготовка функционального базиса голосового аппарата
  • Обучение правильной гигиене голоса
  • Обучение способности различать голосовые дефекты
  • Развитие слухового восприятия
  • Непосредственно постановка правильного звучания голоса

В среднем длительность коррекционной работы при дисфонии составляет около полугода. После ее завершения больной еще некоторое время сопровождается путем наблюдения. Чтобы сравнить динамику изменений проводятся дополнительные обследования: ларингоскопическое и аудиологическое. Если их результаты удовлетворительны, коррекцию можно прекращать.

Фонопедические упражнения при дисфонии

Направления коррекционной работы при дисфонии и афонии включают развитие пяти отдельных сторон голосового звучания:

  1. Стимуляция мышц небной занавески.
  2. Развитие тембра.
  3. Развитие устойчивости тональности.
  4. Развитие диапазона.
  5. Коррекция интонации и выразительности голоса.

Каждое из представленных направлений имеет собственные упражнения для коррекции дисфонии.

Упражнения для стимуляции мышц

Поскольку в создании голосового звучания участвуют практически все мышцы голосового аппарата, работу необходимо проводить с каждой из них по отдельности. Примеры упражнений представлены в таблице.

  • Пальцевый массаж от верхних резцов до маленького язычка.
  • Пальцевый массаж твердого и мягкого неба поперечного движения.
  • Толчки по мягкому небу с произношением короткого звука А.
  • Выпивание воды маленькими глотками
  • Искусственное покашливание и зевание
  • Выполнение движений, имитирующих полоскание ротовой полости
  • Поворачивание головы в стороны с произношением ряда гласных звуков
  • Выполнение упражнений, имитирующих жевание

Важно! Упражнения для стимуляции мышц проводятся в полном объеме на каждом занятии, а вся последующая работа ведется постепенно. Переход к новому виду упражнений начинается после освоения предыдущего.

Упражнения для коррекции тембра голоса

Коррекция афонии и дисфонии была бы невозможна без работы над развитием тембра. Именно благодаря ему создается яркое звучание голоса. Упражнения позволяют также повысить выносливость голосового аппарата. Вот основные из них:

  1. Исходная поза – стоя, ноги на ширине плеч, руки над головой. Больному необходимо сделать носовой вдох и при этом немного прогнуться назад. На выдох делается медленный наклон вперед. Одновременно с дыхательной гимнастикой произносится гласный звук А.
  2. Исходная поза – стоя (или стоя на коленях) с руками на груди. Больному предлагается делать наклоны вперед и на выдохе произносить поочередно несколько гласных звуков. Продолжительность однократного выполнения должна составить примерно 10 секунд.
  3. Исходная поза – стоя, руки опущены. Пациенту необходимо нараспев произнести определенные фразы, содержащие в себе много гласных звуков с широко раскрытым ртом.
Читайте также:  Упражнения для presente indicativo

Когда работа с тембром завершена, начинается коррекция устойчивости и длительности звучания.

Упражнения на развитие устойчивости

Все задания в этом блоке выполняются стоя:

  1. Больному дисфонией необходимо медленно соединить руки над головой и одновременно с этим протяжно произнести звук «О». Затем руки резко опускаются вниз с коротким звуком «О».
  2. Суть второго упражнения схожа с первым, но руки разводятся в стороны с протяжным А, а затем резко собираются вперед с коротким А.
  3. Руки разводятся в стороны и покачиваются по типу крыльев самолета, одновременно с этим произносится протяжный В. Завершается упражнение тем, что руки опускаются, а больной резко приседает с коротким звуком В.

Таким образом, достигается умение долго произносить звуки не меняя тембр и тональность.

Упражнения на коррекцию силы звучания

Эти упражнения для коррекции дисфонии предполагают обучение самостоятельно изменять громкость звучания:

  1. Исходное положение – стоя с опущенными руками. В начале пациент тихо произносит А, а затем постепенно поднимает параллельно полу, затем вверх и вместе с тем усиливает громкость звучания. Упражнение проводится со всеми гласными по очереди.
  2. Больному предлагается ходить по кругу или на месте под звуки барабана, сопровождая их топотом: громким, если удары звучные и простым шагом, если они тихие. При этом голос дублирует действия произнесением словосочетания «топ-топ».
  3. Пациенту предлагается сосчитать до 10, постепенно изменяя силу голоса от громкого к тихому и наоборот.

В результате человек с дисфонией должен научиться не просто менять силу звучания, а делать это без крикливости и других резких звуков.

Упражнения на коррекцию диапазона

Здесь хорошо себя зарекомендовало простое упражнение на коррекцию дисфонии, которое называется «Самолет». Пациенту предлагается изобразить взлет и посадку. Сначала низким голосом и с опущенными руками произносится протяжный звук У, затем руки поднимаются в стороны и звучание становится более высоким, а при изображении посадки – снова низким. Таким образом появляется мелодика тона и изменяется высотная модуляция.

Упражнения на коррекцию выразительности

На развитие этой стороны речи оказывают хорошее влияние упражнения, сопровождающиеся яркой мимикой или движениям. Больному дисфонией необходимо изображать различные эмоциональные состояния: радость, усталость, болезненность и так далее.

Коррекция дисфонии и упражнения для развития голосовых навыков не отличаются особенной сложностью. Под наблюдением специалиста они дают хороший результат, возвращая нормальное звучание не только при этом нарушении, но и при афонии. Работа должна быть аккуратной и постепенной, а в остальном прогноз довольно положительный.

Видео

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector