Дыхательные упражнения при тиках

Дыхательная гимнастика для успокоения нервной системы

Дыхание при стрессе часто сбивается, становится слишком частым и неглубоким. Если человек выполняет специальные дыхательные упражнения для успокоения нервной системы, то он быстрее успокоится, уровень напряжения снизится, не возникнут нежелательные реакции.

Если стрессовые ситуации в вашей жизни происходят часто, то рекомендуем обратить внимание на питание, витамины и травы для укрепления нервной системы.

Какое дыхание используется для расслабления

Чтобы расслабиться, человек должен дышать глубоко и медленно. Кислород поступает в достаточном количестве, насыщая все клетки организма. Давление в кровеносных сосудах приходит в норму, нормализуется функционирование всех систем организма, улучшается работа головного мозга, нервная система успокаивается, снимаются мышечные спазмы. Плавный глубокий вдох должен совершаться не только грудной клеткой, но и животом, потом совершается плавный выдох; весь воздух выходит из легких.

Быстрое, поверхностное грудное дыхание при попытках успокоиться лишь помешает. Кислорода в крови становится недостаточно, напряжение усиливается. Организм начинает работать более интенсивно, повышается давление: это необходимо, чтобы предотвратить голодание тканей.

Важна ритмичность для релаксации: надо устраивать небольшие задержки дыхания до и после каждого медленного вдоха.

Существует 4 дыхательные практики (техники/методы), помогающие расслабиться:

  1. Наполнение кислородом верхних легочных отделов .
    При вдохе отмечаются движения ключиц.
  2. Грудное дыхание .
    При вдохе и выдохе движение происходит лишь в области грудной клетки.
  3. Брюшное дыхание .
    Напрягаются мышцы живота, движется диафрагма, массируются внутренние органы.
  4. Волнообразное дыхание .
    Предыдущие техники при этом чередуются.

Более подробно о каждом типе дыхания читайте далее в этой статье.

Как дыхание при стрессе помогает успокоиться

Человек сосредотачивается на дыхании. При этом он перестает думать о проблеме, ее значимость понижается. Человеку проще сосредоточиться на решении, подобрать нужные слова или действия, чем при слишком сильных эмоциях.

Успокоение происходит и за счет физиологических факторов. Когда мозг хорошо снабжается кислородом, артериальное давление нормализуется, частота сердечных сокращений стабилизируется. Уровень углекислого газа в крови снижается, из-за чего пропадает неприятная симптоматика: головокружение, тошнота, повышенная раздражительность. Из легких выводится не только углекислый газ, но и попавший при вдохе «мусор», поэтому кислородного голодания не возникает, самочувствие не становится хуже, усугубляя состояние.

Правила выполнения дыхательной гимнастики

Чтобы не навредить здоровью, следует соблюдать ряд правил выполнения гимнастики.

При выполнении любых упражнений спина должна быть прямой. Человеку следует лежать, стоять или сидеть в позе лотоса. Специалисты в области психологии рекомендуют закрывать глаза, представлять что-либо приятное, медитировать при выполнении дыхательных практик (то есть думать только о дыхании и ни о чем другом).

Сначала придется прикладывать много усилий, чтобы правильно дышать. Через некоторое время, однако, человек привыкает, легко выполняет упражнения. Концентрироваться на процессе дыхания нужно и тогда, когда не приходится прикладывать много усилий. В противном случае методики не будут достаточно эффективными.

Во время тренировки следует расслабить мышцы. Делать это нужно постепенно, начиная от пальцев ног и заканчивая лицом. Тем зонам, где чаще всего образуются мышечные зажимы, следует уделить больше внимания.

Дыхательная гимнастика для снятия стресса предполагает 5-10 повторений каждого упражнения, о которых речь пойдет дальше. Между разными упражнениями нужно сделать небольшой перерыв.

Психологи советуют при вдохе представлять, как в тело входит положительная энергия (вы также можете изучить китайскую практику «Цигун»). На выдохе должны выходить негативные мысли, эмоции, чувства. Пользу принесут и аффирмации. Лучше выбирать такие, которые направлены на релаксацию. Частицы «не», «ни» запрещены.

Простейшие дыхательные упражнения для успокоения нервной системы

При выполнении упражнений вдыхать нужно носом, а выдыхать — ртом. Начинать со вдоха. Важно соблюдать правильную технику дыхания, чтобы добиться желаемого эффекта.

Начать с дыхания животом. При этом живот должен подниматься на вдохе и опускаться на выдохе. Длительность вдоха должна составлять 3-4 секунды. Затем на 2-3 секунды необходимо задержать дыхание. Полный выдох производится за 4-5 секунд.

Другое эффективное упражнение — грудное дыхание. Дышать только грудью, живот не должен быть задействован. Вдыхать в течение 3-4 секунд, затем задержать ненадолго дыхание. Медленно выдыхайте в течение 4-5 секунд. Затем необходимо совершить еще одну короткую задержку дыхания, после чего повторить упражнение.

Третье дыхательное упражнение для снятия стресса предполагает задействование ключиц для вдоха и выдоха. Необходимо соблюдать те же интервалы.

Затем переходят к волнообразному дыханию. Выполняя данное упражнение, нужно вдыхать, начиная с живота, затем задействовать грудь и ключицы. Выдох производится в противоположной последовательности. Важно выполнять размерено. При таком упражнении все ткани организма полностью насыщаются кислородом, человек успокаивается.

Дыхание для расслабления и очищения разума

Дыхательная гимнастика при стрессах включает упражнения, помогающие избавиться от негативных мыслей и успокоиться.

Вдыхать следует через рот, сомкнув губы. Выдыхать рывками, не разжимая губы.

Глубоко вдохнуть, при этом втянув живот. Затем вытянуть в трубочку губы. Выталкивать из груди воздух постепенно, пока легкие не будут полностью опустошены. На несколько секунд сделать паузу. Повторить несколько раз.

После чего нужно по очереди зажимать ноздри пальцами. Вдыхать и выдыхать через ноздри попеременно, зажимая то одну, то другую пальцем. Вдохи, выдохи производить медленно, постепенно.

Если зажимать правую ноздрю, происходит стимуляция левого полушария головного мозга. При сжимании левой ноздри происходит стимуляция правого полушария.

Затем делают быстрый глубокий вдох. После на 4 секунды задерживают дыхание. Выдыхать нужно медленно, плавно, долго. Перед новым вдохом требуется делать паузу в течение 5 секунд.

Дыхательные упражнения для сна

Специальная техника поможет расслабиться вечером и быстрее уснуть. В первые несколько дней не стоит тренироваться больше 2-3 минут. Затем продолжительность тренировок нужно увеличивать. Тренировочный процесс не должен быть слишком интенсивным, поскольку в противном случае может возникать бодрость и засыпание затруднится. При возникновении напряжения, сильной усталости нужно прекратить дыхательную гимнастику.

При бессоннице можно попробовать другую методику. В течение 5 минут надо делать медленно выдохи и вдохи. Необходимо сосредоточить внимание на дыхании, собственных ощущениях: это поможет быстрее расслабиться. Вдыхать и выдыхать нужно животом и грудью. Кроме того, надо поместить на солнечное сплетение ладони, чтобы увеличить эффективность.

Источник

Гимнастика при тиках

Предлагаем вашему вниманию комплекс гимнастических упражнений для снятие нервного напряжения у детей страдающих тиками.

К лечению у невропатолога хорошо добавлять визиты к психологу и ежедневную гимнастику, а также соблюдение режима дня и профилактику простудных заболеваний. Особое внимание уделять качественному лечению, как грамотно сбить температуру, как избежать осложнений — родители должны знать заранее. Заболевания плохо влияют на нервную систему и усугубляют тики.

1. Попросите ребёнка лечь на полотенце и вытянуться. Возьмите в руки резиновый мячик и проведите им по пальцам ног, ступням, ногам, коленям, бедрам, животу, груди, плечам, рукам, лицу, лбу, глазам, щекам.

Каждый раз, касаясь какой то части тела, называйте ее. А потом попросите малыша сказать, до чего дотронулись. Эта расслабляющая игра учит детишек хорошо чувствовать свое тело.

2. Ребёнок лежит на спине, руки и ноги широко раздвинуты. пусть как можно сильнее сожмет пальцы ног, напряжет икры, бедра, живот и руки, чтобы тело стало твердым, как палка. Пусть сожмет кулачки так сильно, как если бы он решил раздавить что нибудь в ладошке. А потом пусть резко расслабиться, чтобы тело стало мягким, как тесто.

3. Попросите ребёнка закрыть глаза и нахмурить все мышцы лица, а потом дотронуться плечом до подбородка, сначала одним, затем другим. Пусть погримастничает, как клоун, широко открыв рот, вытянув язык и громко зевнув. А потом нужно расслабить лицо и закрыть глаза.

4. Пусть ребёнок кладёт руки на закрытые глаза и нахмурить все мышцы лица. Расслабит. Пусть расскажет, что он видит. Свет, темноту, звездочки…

5. Сейчас нужно удержать равновесие, присев на носочки и держа руки на голове. Получилось? а теперь пусть малыш подпрыгнет на месте несколько раз, как лягушка в своем болоте.

Читайте также:  По физкультуре гимнастика с упражнениями

6. Эта игра — одно из лучших проверенных успокоительных. Она поможет снять ребенку напряжение с уставшего тела после веселой беготни или долгой поездки.

Музыкальным сопровождением будет колыбельная. Пойте всё тише и тише и наконец лишь голосом. Ребёнок лежит на спине, раздвинутые руки постепенно вытягиваются вдоль тела. Попросите его вдыхать глубоко, а потом выдыхать через рот или через нос. Пусть полежит, не двигаясь, слушая только свое дыхание.

Источник

Дыхательная гимнастика при нервных тиках

Невроз навязчивых состояний.Для фобических неврозов (фобий) характерны навязчивые страхи, для обессивных неврозов – навязчивые движения (тики). Нервные тики могут проявляться по-разному.

Истерический неврозДля данного типа неврозов характерны моторные припадки: крики, рыдания, падения на пол и т.д.

Ипохондрический неврозЧрезмерная озабоченность собственным здоровьем, как правило, свойственна людям пожилым. Однако ипохондриками бывают и подростки: страх заболеть буквально отравляет им жизнь.

Детские неврозы могут проявляться по-разному – все зависит от типа и тяжести заболевания. Перечислим наиболее распространенные невротические проявления:

Тики.Тиками называют автоматизированные привычные движения: мигание, подергивание плечами или головой, облизывание губ и т.д.

Энурез.Неосознанное недержание мочи (преимущественно во время сна).

АнорексияНевротические расстройства аппетита встречаются даже у дошкольников. Попытка накормить ребенка насильно может лишь вызывать отторжение, в том числе и в прямом смысле этого слова (например, рвоту или частые срыгивания).

Точечный массаж при неврозах проводят в виде 2-3 курсов с двухнедельными перерывами между курсами. Первые 3-5 сеансов проводятся ежедневно, остальные через день. При преобладании возбуждения, частых смен настроения и бессонницы используют тормозной метод. При апатии, депрессии применяют возбуждающий метод. Можно выбрать нечто среднее — надавливание средней силы в течение 1-2 минут на каждую точку (см. раздел 13).

Примерная схема точечного массажа при неврозах:

1-й сеанс: 19, 33 точки.

2-й сеанс: 24, 33, 3 точки.

3-й сеанс: 34. 12, 7 точки.

4-й сеанс: 22, 38, 2.

5-й сеанс: 22, 7, 10.

6-й сеанс: 21, 19, 27.

7-й сеанс: 11, 34, 13.

8-й сеанс: 1, 2, 9, 33.

9-й сеанс: 27, 9, 21.

10-й сеанс: 24, 17, 3 точки.

Много переживаний доставляет ночное недержание мочи у детей (энурез). Иногда эти нарушения возникают при патологии мочевых путей или позвоночника. Чаще, однако, это проявление неврастении. Точки общего действия — тормозят, местные точки (живот, поясница, крестец) — возбуждают. Рекомендуемые точки: 23, 24, 19, 33, 38, 37, 9, 12, 30, 31, 32, 34, 36, 20, 11, 1, 28, 29.

Тики – молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта пожимание плечами, вздрагивания и пр.). По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11% девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика – это 3 года и 7-11 лет. Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики;тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее). Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенкаотмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа). Как только ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

— у детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.

— у детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

— моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.)

— вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание)

— ритуалы (ходьба по кругу)

— генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).

Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики — движения одновременно возникают в различных группах мышц.

Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет. Выраженность тиков варьирует от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу). Частота тиков меняется в течение дня.

Эффективность лечения: от полного излечения до неэффективности.

Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Роль наследственности.Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью: родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей.

Научно доказано, что тики:

— легче провоцируются у лиц мужского пола;

— мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;

— у детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;

— если у ребенкатики, то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола – неврозом навязчивых состояний.

Вы заметили, что ваш ребенок стал часто моргать или подергивает плечами? Возможно, у него нервный тик. Что стало его причиной? Может быть ребенок перенес недавно простудное заболевание или его что-то напугало? Обратимся к специалисту…

Бессонова Елена Юрьевна — главный врач «Нижегородского Центра Мозга», врач-невролог, нейрофизиолог, дефектолог

Тики – молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта пожимание плечами, вздрагивания и пр.).



По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11% девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика – это 3 года и 7-11 лет.

Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее). Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа). Как только ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

— у детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.

У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

— моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.)

— вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание)

— ритуалы (ходьба по кругу)

— генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).

Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики — движения одновременно возникают в различных группах мышц.

Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.

Выраженность тиков варьирует от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).

Частота тиков меняется в течение дня.

Эффективность лечения: от полного излечения до неэффективности.

Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.

Помимо недостаточной зрелости головного мозга, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи. Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.

В то же время, дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков.

Провокация тиков: психологический стресс

Если ребенок с несформированными функциями нервной системы и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики. Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущении. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках – перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (человек может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто сочетаясь с ночным недержанием мочи и страшными снами.

Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.

Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики. Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. В частности, воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появления навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья.

Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов:

— Недостаточная зрелость структур головного мозга

— Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения)

— Острый стресс, провоцирующий появление тиков

Механизм развития тиков

Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом и психологом.

Диагноз устанавливается на основе осмотра невролога.
Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и реабилитационной коррекции.

Наряду с этим, врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований: электроэнцефалографию, которая выявляет степень структурно-функциональной зрелости головного мозга, магнитно-резонансную томографию для определения паталогических очагов, а также, основываясь на беседе с родителями и клинической картине заболевания, консультацию психиатра.

Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года.

Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.

1. Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы . Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок.

2. Комплексная реабилитация:

Адаптивно-физическая реабилитация (лечебная растяжка с отягощением) – это комплекс физических упражнений, направленных на изменение мышечного тонуса и формирование правильной работы мозга. Посредством биологической обратной связи между мышцами и нейронами мозга (головного и спинного) меняется программа поведения человека. Чтобы ускорить процесс перестройки ЦНС используются классические упражнения, направленные на растяжение (по англ. стрейчинг) и статическую нагрузку (по типу гибкой йоги). Учёными уже давно доказано, что чередование растягивания и расслабления благотворно влияет на весь организм. Упруго-статическая нагрузка направлена не на эластичность одной мышцы, а на всё тело в целом, с акцентом на позвоночный столб, тазобедренный и плечевой суставы.

Психолого-педагогическая реабилитация (психотерапия и психологическая коррекция) — это система воздействия на психику человека с помощью театрализованных действий и внушений. Это уникальный метод лечения, с помощью которого можно не только значительно улучшить эмоциональное состояние человека, повысить интеллект, но и коренным образом изменить его характер, стиль жизни и взаимоотношения с окружающими. С психологической точки зрения – это тренировка поведения или специальная игра, где люди переживают, плачут, смеются. На психологических тренингах применяется дозированная эмоционально-стрессовая нагрузка. В результате многократных повторений дозированного стресса человек адаптируется к нему, тем самым осознаёт свои страхи и проблемы. В конечном итоге, повышая стрессоустойчивость, в реальной жизни меняются старые стереотипы поведения (установки).

Психологическая коррекция может проводиться индивидуально – для развития запаздывающих в развитии сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшение внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).

Вокально-речевая реабилитация (дыхательная гимнастика и логопедические занятия) – это комплекс мероприятий, направленный на восстановление голосовой и речевой систем (до нормы).
Эти занятия показаны детям с тиками, которые часто сопровождаются непроизволными вокализмами (выкрикивания, покряхтывания и т.п.).

Занятие состоит из трёх частей: дыхательная гимнастика с голосовой разминкой; логопедические занятия, направленные на правильное формирование звуков и сама тренировка навыков общения в разных режимах с нагрузками. В зависимости от возраста и степени речевого дефекта (аутизм, дислалия, дизартрия, афазия, дисфония, заикание и др.) используют специальные приёмы управления устной и письменной речью: конструирование артикуляции и фонации, активация голоса в виде крика, растормаживание речи (пение), интонирование выразительной речи, работа над плавностью высказывания и грамматическим строем языка.

Дыхательная гимнастика очень полезна для детей, страдающих тиками, т.к. нормализует нарушенный ритм дыхания, снимает напряжение, активирует структуры мозга, дыхательные и речевые центры.

4. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность.

! Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно).

Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются

Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.). В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.

Нижегородский Центр Мозга — единственный в России научно-практический центр, специализирующийся на медицинской реабилитации при различных расстройствах нервной системы, психики и речи.
Совмещая современную комплексную диагностику, уникальные методы восстановительной медицины, внедряя новые медицинские технологии и улучшая качество жизни людей, Нижегородский Центр Мозга является реабилитационным центром будущего.
Центр работает по уникальной авторской методике, имеет патенты на лечение сложных психических, неврологических и речевых расстройств, диплом о научном открытии от Российской Академии Естественных Наук, благодарность пациентов и признание в обществе.
В Центре ведут прием специалисты высшей категории, доктора наук – врачи и педагоги, в чьих руках находится ключ к многовековым загадкам мозга человека.

Дыхание при стрессе часто сбивается, становится слишком частым и неглубоким. Если человек выполняет специальные дыхательные упражнения для успокоения нервной системы, то он быстрее успокоится, уровень напряжения снизится, не возникнут нежелательные реакции.

Если стрессовые ситуации в вашей жизни происходят часто, то рекомендуем обратить внимание на питание, витамины и травы для укрепления нервной системы.

Какое дыхание используется для расслабления

Чтобы расслабиться, человек должен дышать глубоко и медленно. Кислород поступает в достаточном количестве, насыщая все клетки организма. Давление в кровеносных сосудах приходит в норму, нормализуется функционирование всех систем организма, улучшается работа головного мозга, нервная система успокаивается, снимаются мышечные спазмы. Плавный глубокий вдох должен совершаться не только грудной клеткой, но и животом, потом совершается плавный выдох; весь воздух выходит из легких.

Быстрое, поверхностное грудное дыхание при попытках успокоиться лишь помешает. Кислорода в крови становится недостаточно, напряжение усиливается. Организм начинает работать более интенсивно, повышается давление: это необходимо, чтобы предотвратить голодание тканей.

Важна ритмичность для релаксации: надо устраивать небольшие задержки дыхания до и после каждого медленного вдоха.

Существует 4 дыхательные практики (техники/методы), помогающие расслабиться:

  1. Наполнение кислородом верхних легочных отделов .
    При вдохе отмечаются движения ключиц.
  2. Грудное дыхание .
    При вдохе и выдохе движение происходит лишь в области грудной клетки.
  3. Брюшное дыхание .
    Напрягаются мышцы живота, движется диафрагма, массируются внутренние органы.
  4. Волнообразное дыхание .
    Предыдущие техники при этом чередуются.

Более подробно о каждом типе дыхания читайте далее в этой статье.

Как дыхание при стрессе помогает успокоиться

Человек сосредотачивается на дыхании. При этом он перестает думать о проблеме, ее значимость понижается. Человеку проще сосредоточиться на решении, подобрать нужные слова или действия, чем при слишком сильных эмоциях.

Правила выполнения дыхательной гимнастики

Чтобы не навредить здоровью, следует соблюдать ряд правил выполнения гимнастики.

При выполнении любых упражнений спина должна быть прямой. Человеку следует лежать, стоять или сидеть в позе лотоса. Специалисты в области психологии рекомендуют закрывать глаза, представлять что-либо приятное, медитировать при выполнении дыхательных практик (то есть думать только о дыхании и ни о чем другом).

Сначала придется прикладывать много усилий, чтобы правильно дышать. Через некоторое время, однако, человек привыкает, легко выполняет упражнения. Концентрироваться на процессе дыхания нужно и тогда, когда не приходится прикладывать много усилий. В противном случае методики не будут достаточно эффективными.

Во время тренировки следует расслабить мышцы. Делать это нужно постепенно, начиная от пальцев ног и заканчивая лицом. Тем зонам, где чаще всего образуются мышечные зажимы, следует уделить больше внимания.

Дыхательная гимнастика для снятия стресса предполагает 5-10 повторений каждого упражнения, о которых речь пойдет дальше. Между разными упражнениями нужно сделать небольшой перерыв.

Простейшие дыхательные упражнения для успокоения нервной системы

При выполнении упражнений вдыхать нужно носом, а выдыхать — ртом. Начинать со вдоха. Важно соблюдать правильную технику дыхания, чтобы добиться желаемого эффекта.

Начать с дыхания животом. При этом живот должен подниматься на вдохе и опускаться на выдохе. Длительность вдоха должна составлять 3-4 секунды. Затем на 2-3 секунды необходимо задержать дыхание. Полный выдох производится за 4-5 секунд.

Другое эффективное упражнение — грудное дыхание. Дышать только грудью, живот не должен быть задействован. Вдыхать в течение 3-4 секунд, затем задержать ненадолго дыхание. Медленно выдыхайте в течение 4-5 секунд. Затем необходимо совершить еще одну короткую задержку дыхания, после чего повторить упражнение.

Третье дыхательное упражнение для снятия стресса предполагает задействование ключиц для вдоха и выдоха. Необходимо соблюдать те же интервалы.

Затем переходят к волнообразному дыханию. Выполняя данное упражнение, нужно вдыхать, начиная с живота, затем задействовать грудь и ключицы. Выдох производится в противоположной последовательности. Важно выполнять размерено. При таком упражнении все ткани организма полностью насыщаются кислородом, человек успокаивается.

Дыхание для расслабления и очищения разума

Дыхательная гимнастика при стрессах включает упражнения, помогающие избавиться от негативных мыслей и успокоиться.

Вдыхать следует через рот, сомкнув губы. Выдыхать рывками, не разжимая губы.

Глубоко вдохнуть, при этом втянув живот. Затем вытянуть в трубочку губы. Выталкивать из груди воздух постепенно, пока легкие не будут полностью опустошены. На несколько секунд сделать паузу. Повторить несколько раз.

После чего нужно по очереди зажимать ноздри пальцами. Вдыхать и выдыхать через ноздри попеременно, зажимая то одну, то другую пальцем. Вдохи, выдохи производить медленно, постепенно.

Если зажимать правую ноздрю, происходит стимуляция левого полушария головного мозга. При сжимании левой ноздри происходит стимуляция правого полушария.

Затем делают быстрый глубокий вдох. После на 4 секунды задерживают дыхание. Выдыхать нужно медленно, плавно, долго. Перед новым вдохом требуется делать паузу в течение 5 секунд.

Дыхательные упражнения для сна

Специальная техника поможет расслабиться вечером и быстрее уснуть. В первые несколько дней не стоит тренироваться больше 2-3 минут. Затем продолжительность тренировок нужно увеличивать. Тренировочный процесс не должен быть слишком интенсивным, поскольку в противном случае может возникать бодрость и засыпание затруднится. При возникновении напряжения, сильной усталости нужно прекратить дыхательную гимнастику.

При бессоннице можно попробовать другую методику. В течение 5 минут надо делать медленно выдохи и вдохи. Необходимо сосредоточить внимание на дыхании, собственных ощущениях: это поможет быстрее расслабиться. Вдыхать и выдыхать нужно животом и грудью. Кроме того, надо поместить на солнечное сплетение ладони, чтобы увеличить эффективность.

Причины нервного тика у взрослых

Нервные тики разделяют на первичные, вторичные и наследственные.

Первичная форма тика. Ее могут вызвать:

  • психологические травмы;
  • неврозы;
  • синдром дефицита внимания и геперактивности (СДВГ);
  • фобии;
  • усталость;
  • депрессии;
  • увлечение алкоголем и психостимуляторами.

Считается, что первичным тикам чаще всего склонны холерики по темпераменту. Заболевание исчезает если выявить и устранить провоцирующие причины.

Вторичная форма. Она является следствием заболевания на фоне, которого развился тот или иной тик. Это могут быть:

  • инфекционные болезни (энцефалит, менингит);
  • заболевания внутренних органов (сахарный диабет, болезни почек, печени);
  • психические заболевания (шизофрения);
  • опухоль головного мозга;
  • неинфекционные болезни головного мозга;
  • родовые травмы;
  • закрепленные подсознательно движения, например, при болезнях верхних дыхательных путей больные вынуждены постоянно сглатывать слюну, что может продолжиться и после выздоровления.

Нервный тик могут вызывать некоторые лекарственные препараты или отравление угарным газом.

Наследственная форма тика. Возникает на фоне генетических отклонений, в половине случаев это болезнь Туретта, при которой наблюдаются множественные мышечные тики и повторение одних и тех же звуков или слов. Недуг проявляется в любом возрасте и проходит в течение жизни.

К возможным причинам относят:

  • плохую экологическую обстановку;
  • недостаток витамина В6 и магния;
  • частые стрессы или бактериальные инфекции.

Симптомы нервного тика у взрослых

Симптомы нервных тиков многообразны и разделяются на несколько групп:

    мимические – подергивание глаз, бровей или губ;

моторные – дерганье и щелканье пальцев, непроизвольное сгибание конечностей в суставах, махи руками, притопывания или даже подпрыгивания;

вокальные – распространяются на голосовые связки и проявляются бессвязными криками, выкрикиванием слов и различных звуков, громкими вздохами, покашливаниями или даже похрюкиваниями;

По степени вовлеченности мышц нервные тики разделяют на:

    тики, при которых затрагивается определенная мышца, участок мышцы и реже небольшая группа мышц, их называют локальными;

тики, затрагивающие обширные участки тела или почти все тело, их называют генерализованными – такой тик может начаться с подергивания лица, затем перейти на шею, потом на плечи, руки, туловище и ноги;

тики из однотипных и простых движений встречаются чаще всего, медики относят их к простым;

  • подергивания разных групп мышц, при которых больной может прыгать и одновременно сопровождать это выкриками называют сложными.
  • Лечение нервного тика у взрослых

    При простом нервном тике, в первую очередь, рекомендуется устранить провоцирующую его причину. Это могут быть проблемы на работе или в семье. Для нормализации работы нервной системы применяют успокаивающие чаи и компрессы, которые прикладываются к месту мышечного сокращения или хвойные ванны.

    Если нервный тик вызван психологическим состоянием человека, можно использовать психотерапию. Это не уменьшит тики, но меняют отношение пациента к проблеме и к тикам в целом. С помощью методов психотерапии можно снять внутреннее напряжение и облегчить переносимость тиков. Имеются специальные методики, которые позволяют больным контролировать тики.

    Врачи рекомендуют не оставлять нервные тики без внимания, так как заболевание может привести к серьезным проблемам.

    Источник

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Adblock
    detector