Дыхательные упражнения для вокала дыхание при пении

Упражнения на дыхание для вокала

Пение начинается со вдоха. Произнесите вслух и вникните в эту простую фразу – она фундаментальна.

А вот выдох — это и есть искусство пения. Хватает ли воздуха на длинную музыкальную фразу? Достаточно ли мощности выдоха, чтобы голос звучал сильно? Правильная постановка дыхания начинается с тренировки главных его элементов: входа и выхода. Этим сегодня и займёмся.

  • После записи вы получите в подарок видео-урок: “Как научиться петь занимаясь дома”

Чем полезны упражнения для развития дыхания

Делайте эти упражнения, если хотите иметь:

  • здоровую систему дыхания: лёгкие, бронхи, нос.
  • внятную дикцию и хорошую артикуляцию, и как следствие – красивую речь.
  • отлаженную работу внутренних органов – ничто не массирует их так хорошо, как тренировка дыхания для пения.
  • крепкие нервы – дышите глубже и стресс растворится в потоке воздуха.
  • энергию и силу – естественная вентиляция удаляет из организма вредные вещества, а тонус повысится.
  • и конечно же сильный голос, который напрямую зависит от выработки певческого дыхания.

Будьте осторожны!

  1. Чтобы не грохнуться в обморок прямо во время урока вокала (что бывает с непривычки) – выдерживайте меру.
  2. Не допускайте головокружения.
  3. На начальном этапе придерживайтесь схемы 3 х 4: три упражнения по четыре подхода.
  4. В течение месяца можно постепенно увеличить до 7-и упражнений по 5 подходов.

Упражнения на дыхание для вокала

Они могут быть трёх видов:

вид упражнения на правильное вокальное дыхание без звуков звуковые вокальные (распевки на дыхание)
что тренируется учимся управлять певческой мускулатурой можно применять не только для вокальных задач, но для улучшения дикции или самочувствия. подключаем гортань и другие части голосового аппарата – начало работы для техникой пения. владение системой органов пения в комплексе: дыхание, гортань, связки, слух.
что будем делать регулировать количество воздуха, глубину входа, расход воздуха при выдохе, напор воздушной струи . будем издавать разные звуки – управляем голосом в связке с дыхательными органами. петь, ну и дышать, конечно тоже.

Первое, чему учат вокалистов в музыкальной школе – принимать правильную позу. С неё и начнём учиться правильно дышать.

Встаньте ровно, расправьте плечи (следите, чтобы они не поднимались во время вдоха), сделайте небольшой прогиб в пояснице, грудь – вперёд. Молодцы! Теперь приступим к практике.

5 упражнений постановки певческого дыхания для новичков

Давайте рассмотрим простейшие дыхательные упражнения для пения, которые самостоятельно освоит начинающий.

  1. Задуваем свечу. Это упражнение на правильное вокальное дыхание нацелено на развитие диафрагмы. Для выполнения примите вертикальное положение, а руки расположите на боках, направив пальцы к пупку. Так мы будем контролировать глубину входа. Обратите внимание: должны раздвигаться бока — это значит, что работает диафрагма (большая мышца, которая разделяет грудную и брюшную полости). Если движется только грудная клетка — это признак поверхностного вдоха. Именно этот дыхательный “дефект”, характерный для новичков, мы и стремимся искоренить. На выдох выпускайте воздух тонкой струйкой, как будто гасите свечу.
  2. Считалочка. Приложите язык к верхним зубам и сделайте глубокий вдох. Выдыхая, не отрывая языка, старайтесь громко произнести «раз-два-три-четыре».
  3. Собачка. Представляем, как дышит собака и стараемся повторить, совершая короткие вдохи-выдохи.
  4. Долгий выдох. Суть этого упражнения для развития дыхания — постепенно увеличивать время выдоха за счет глубины вдоха. Со временем выдох будет длиться не меньше минуты.
  5. Мычание. Глубоко вдохните ртом воздух, а на выдохе (через нос) промычите букву «М».
Читайте также:  Количество калорий затрачиваемой при физических упражнениях

5 продвинутых упражнений на дыхание для вокалистов

Когда вы чувствуете, что освоили первые 5 шагов пора переходить к продвинутым вокальным дыхательным упражнениям:

  1. Усложненная «считалочка». Выполняется лежа: язык к верхним зубам, глубокий вдох, но на выдохе счет ведем уже двухзначными числами (21-22-23-24).
  2. Носовой выдох. Набираем ртом полную грудь воздуха, а выдыхаем как можно резче, чтобы моментально освободить грудь.
  3. Усложненное мычание. Снова делаем глубокий вдох ртом, но на выдохе уже мычим не букву «М», а «МА-А-А».
  4. Пульсирующее дыхание. Для этого упражнения для правильного дыхания при пении вам предстоит спеть простенькую песню, но на каждой высокой ноте напрягайте мышцы живота, а на каждой низкой — расслабляйте.
  5. Выучите недлинную скороговорку и громко произносите ее на одном дыхании.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

Если вы чувствуете, что уверенно выполняете предыдущие пункты, можно перейти к освоению следующего этапа.

Дыхательные упражнения для голоса и артикуляции представляют собой некую разминку речевого аппарата и улучшение подвижности. Выполнять комплекс таких упражнений следует ежедневно по 5 минут в день:

  1. Поочередно втягиваем и надуваем щеки.
  2. Перемещаем воздух внутри рта «по кругу» с левой щеки.
  3. Имитируем зевание с открытым ртом, а после усложняем, стараясь произносить в этот момент гласные.
  4. Стараемся быстро стучать кончиком языка по зубам, совершая неглубокие вдохи и выдохи и проговаривая «да-да-да».
  5. Наполняем грудь воздухом, надуваем щеки, а затем резко выпускаем воздух, одновременно произнося букву «П».

Можно ли поставить певческое дыхание быстро?

Старание и упорство помогут, но научиться правильно дышать за один день невозможно. Если вы решили обучиться сольному пению, то приготовьтесь, что дыхательные упражнения надолго станут частью вашей жизни. Недаром существуют отдельные курсы для постановки одного лишь дыхания. Смотрите видеоурок и практикуйтесь вместе с профессиональными педагогами по вокалу и всё получится!

Источник

Певческое дыхание: что это, почему правильно дышать при пении так важно + упражнения на постановку опоры

Итак, вы собрались научиться петь. С чего же начать? У нас уже была статья, посвященная этому вопросу. В этот раз мы решили обратиться к наиболее распространенной проблеме, возникающей у начинающих вокалистов: проблема правильного дыхания при пении.

Как правило, это один из первых вопросов, который появляется у новичков: почему дыхание так быстро заканчивается? Что вообще значит — правильно дышать при пении? Для того, чтобы перестать быть новичком в мире вокала, необходимо овладеть базовой информацией: что такое певческое дыхание? Чем оно отличается от обычного? Как, в целом, распознать, правильно ли вы дышите во время пения? Что такое опора и почему так важно уметь ее “сбрасывать”? А также быть в курсе некоторых техник безопасности, которые помогут вам продуктивно заниматься, не срывая свои голосовые связки : )

Содержание

Чек-лист по вокалу для новичков

Существует множество способов проанализировать свое дыхание. Мы подготовили небольшой чек-лист для новичков. Попробуйте спеть прямо сейчас, а следом ответить себе на эти вопросы:

  • Хватает ли вам воздуха, чтобы удержать длинную ноту при пении?
  • Можете ли вы пропеть целую фразу на одном вдохе?
  • Звучит ли ваш голос в полную силу и можно ли определить его тембр?
  • Что с вашими плечами — они на месте, не скачут? : )
  • Вы способны управлять резкостью голоса? “Мягко” ли он звучит?
  • Как себя чувствует ваше горло — в порядке ли оно, не болит ли?

Если на все или некоторые вопросы вы ответили однозначным “нет”, то, скорее всего, ваша проблема — как раз в неправильном дыхании. Прежде чем приступить к проработке этой проблемы, давайте разберем, какие типы дыхания вообще существуют.

Типы дыхания

Итак, дыхание условно подразделяется на следующие типы:

  1. Ключичное, или верхнее дыхание. Если вы замечаете, что ваши плечи “скачут” во время пения, то вы используете именно его. Это самый поверхностный тип, при котором активно задействованы только верхние части легких;
  2. Грудное, или межреберное. Обратите внимание на вашу грудь: она не должна опускаться и подниматься во время пения, но должна быть ровной. При этом типе дыхания грудная клетка расширяется посредством поднятия ребер, а наша главная дыхательная мышца — диафрагма — остается малоподвижной;
  3. Брюшное, или диафрагменное. Это наиболее полный, глубокий тип. Именно оно нам и понадобится: мы должны научиться правильно использовать диафрагму и мышцы брюшного пресса при пении.
Читайте также:  Упражнения для открытия чакр свадхистана

Певческое дыхание: почему так важно?

Итак, певческое дыхание — это именно брюшное, или диафрагменное дыхание. Способ “брать воздух” является главным фактором, определяющим качественные характеристики получаемого звука. Поэтому постановка дыхания при пении является одной из наиболее важных задач для того, чтобы научиться красиво петь. Именно “певческая опора” (субъективное переживание в области торса во время пения, по сути — поставленное дыхание), создаваемая правильно удерживаемым дыханием, ведет к стабильности вашего вокала, то есть выдерживанию стабильного ровного звука.

По факту, умение дышать во время пения определяет силу и продолжительность вашего звучания. Воздуха, который в нас есть — с учетом его правильного расходования при звукоизвлечении — хватит на несколько криков в длину, но проблема заключается в том, что нам не хватает кислорода: поэтому нам необходимо “найти опору”, а также научиться ее “сбрасывать” после каждой пропетой фразы. Давайте разберемся.

Опора в вокале: подробный разбор

Как писал в своих воспоминаниях Федор Иванович Шаляпин, известный русский оперный певец, его учитель, тенор Дмитрий Усатов, подходил к своим ученикам, бил их в грудь и восклицал: “Опирайте, черт вас возьми! Опирайте!”. Певческая опора — одно из самых загадочных понятий в вокале. Все описывают ее по-разному. Как мы уже сказали, опора — это субъективное ощущение в области торса, возникающее при правильном диафрагменном дыхании во время пения. Простыми словами, это ощущение внутреннего давления. Например, вы чувствуете “опору” в тот момент, когда кашляете (в утрированной форме) или, предположим, фыркаете на кошку.

Наша вокальная мышца — диафрагма — находится в согнутом положении. Когда мы берем воздух именно в нижнюю часть легких, они тут же надавливают на диафрагму, и диафрагма расправляется. Наша главная задача при пении — сохранять воздух внутри как можно дольше и аккуратно подавать его на голосовые связи: небольшими порциями и равномерно. Именно в этом заключается секрет равномерного, мягкого голосообразования: через косвенное управление диафрагмой мы препятствуем сплошному скоростному выходу воздуха, который препятствует нам тянуть ноту.

Самое нужное ощущение, которое поможет вам взять воздух именно диафрагмой и расширить ваши ребра — это испуг. Попробуйте испугаться! Вы сразу почувствуете, как ваши ребра расширились. Зафиксируйте это ощущение. Когда мы собираемся в эту позицию (как бы “группируемся”, создаем “воздушную точку” внутри), мы работаем с нашим внутренним давлением: это давление, эту “опору” нам и нужно удержать.

Также важно не забыть о там называемом “сбросе опоры”. Сброс опоры необходим для того, чтобы перед каждой новой фразой, после того как вы вдохнете, у вас был стабильный, “ваш” стандартный набор воздуха и “ваше” определенное давление, с которого вам легче всего начинать. Поэтому выдыхайте после завершения фразы резко: так вы сбрасываете оставшийся после пропетой фразы воздух. Выбрасывая воздух, вы почувствуете как бы “толчок” диафрагмой вперед. Теперь, когда мы разобрались, что такое опора, перейдем непосредственно к упражнениям.

Упражнения постановку правильного дыхания

Упражнение №1

Начнем с самого простого упражнения: это упражнение на каждый день:

  1. Лягте на спину.
  2. Руки расположите на боках;
  3. Большие пальцы направьте в центр живота;
  4. Вдыхайте и выдыхайте, стараясь дышать только животом.
Читайте также:  Упражнения для конфликтологического тренинга

Первое, с чего вам нужно начать, приступив к следующим упражнениям — это поза, в которой вы поете. Помните, что правильное певческое дыхание у нас одно — диафрагменное или брюшное. Когда занимаетесь — стойте или сидите на стуле. Отлично подойдет высокий стул. Не забывайте, что ваша грудная клетка должна быть ровной, она не должна подниматься и опускаться, а плечи не должны скакать — все это говорит о том, что вы плохо контролируете диафрагму и пытаетесь давить на воздух сверху. Еще один секрет: если живот уходит при вдохе внутрь, то вы все равно захватываете воздух грудной клеткой. Следите за своей брюшной полостью: она должна быть как бы “надута” во время пения. Удерживайте себя в таком состоянии во время ваших занятий.

Упражнение №2

Во время пения диафрагму нужно “выдавливать” из себя, чтобы воздух медленно без усилий выходил через голосовую щель.

  1. Перед тем, как начать петь, наберите животом воздух;
  2. Удерживайте воздух в себе (не забывайте: грудь и плечи должны быть спокойны!);
  3. Начните петь, как бы “выдавливая” брюшную полость вперед;
  4. Снизьте давление, когда пропоете фразу.

Упражнение №3

Попробуйте взять этот звук — прерывистое “а” или “с” с предыханием, как будто небольшой воздушный шар спускает свой воздух (также этот звук похож на тот, который вы производите при испуге), и попытайтесь как бы “написать” им ровную линию, удерживая звук в его длительности. Зафиксируйте, как аккуратно вы выпускаете воздух. Почувствуйте внутреннее давление: оно стабильное, небыстро расходуется и его надолго хватает. Это упражнение научит вас расходовать воздух в минимальным количествах.

Упражнение №4

Вдохните в живот и задержите дыхание. Начните считать: раз, два, три, четыре, пять… Медленно, в полный голос и сколько получится. Обыкновенно получается около пятнадцати раз. Главное — между цифрами не выдыхать и оставаться на задержанном дыхании. Если вы каждый день будете выполнять это простое упражнение, то дыхание постепенно удлинится.

Еще упражнения:

  1. Берем звук “с” и начинаем его ритмично “выталкивать”. Четыре коротких захода, один длинный.
  2. Берем слог “ма” и пробуем протянуть его несколько тактов. Ваша задача — гласную потянуть как можно дольше. Сделайте вдох, возьмите ноту: удерживаем.
  3. Идем на усложнение: возьмите несколько слогов. Поем на одной ноте. Ваша задача — распределить воздух таким образом, чтобы вам хватило до конца фразы.

Удачи! И напоследок поговорим о техниках безопасности.

Техника безопасности при пении

Соблюдать технику безопасности при пении крайне важно. это поможет избежать таких проблем, как, например, срыв связок. Во время самостоятельных занятий соблюдайте несколько простых правил:

  1. Не начинайте заниматься сразу, как только проснулись. Ваши связки наполнены водой.
  2. Не пойте/не говорите шепотом при воспалительных процессах гортани. Вы ничего не сбережете, а совсем наоборот.
  3. Отложите занятия во время менструации: связки крайне уязвимы из-за притока крови.
  4. Знаменитой дыхательной гимнастике Стрельникой нужно обучаться только у преподавателя. Она укорачивает дыхание.
  5. Несильная боль в области диафрагмы и брюшных мышц во время занятий — это нормально; ваши мышцы тренируются, как и любые другие. Но если вы почувствовали себя плохо, у вас появилось головокружение или слабость — отложите занятия до следующего раза.
  6. Не раздражайте слизистую гортани перед пением! Отложите все сладкое и соленое, а на семечках вовсе поставьте крест.
  7. Не пойте “всухую” — смачивайте периодически горло простой водой: безостановочная циркуляция сухого воздуха также вредна для связок.

И помните: заниматься исключительно самообучением, без участия преподавателя — достаточно бесполезная штука, и вы все же рискуете сорвать связки. Если вы действительно хотите научиться петь, то первым шагом к этому является постановка правильного дыхания при пении. Приходите к нам в школу fishbones, у нас есть преподаватели, которые с радостью вам помогут : )

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector