Дыхательные упражнения для смг

Дыхательные гимнастики на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы

Рубрика: Медицинские и педагогические инновации

Дата публикации: 03.12.2019

Статья просмотрена: 688 раз

Библиографическое описание:

Посиделова, Ю. Г. Дыхательные гимнастики на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы / Ю. Г. Посиделова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4686/ (дата обращения: 07.01.2021).

Здоровье на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем, поскольку расширился спектр сердечно-сосудистых, нервно-психических заболеваний, нередко даже онкологических заболеваний, с которыми сталкивается уже и молодежь. Результаты исследований и социологических опросов тому прямое подтверждение: число студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, составляет в среднем 40–45 %, а освобожденных от занятий физической культурой — 15–18 %. С внедрением в нашу жизнь гаджетов и прочих цифровых технологий — все упрощается, а значит и снижается двигательная активность и, как следствие этого, увеличивается нервно-психическое напряжение в учебной и иной повседневной деятельности. Физическая культура, а именно особые методики ее проведения опытными педагогами, является эффективным средством нормирования двигательной активности. [1]

Поиск новых форм и методов работы, направленных на сохранение и поддержание здоровья студентов в рамках преподавания дисциплины «Физическая культура» в вузах, характеризуется стремлением к разработке и внедрению новых способов оздоровительного воздействия на организм студентов. Среди различных методик большинство специалистов, занимающихся изучением проблемы оздоровления лиц с заболеваниями ССС, наибольшее предпочтение отдают дыхательным упражнениям.

Основой методики проведения таких занятий является применение физических упражнений с постоянно возрастающей нагрузкой на ССС (учитывается уровень подготовки студента индивидуально, на основании медицинских показаний и степенью адаптации к физическим нагрузкам). Занятия проходят под девизом «от простого к сложному», при этом чередуются статичные и динамичные дыхательные упражнения, а самое главное не стоит забывать о систематичности проведения этих упражнений. Если вы, например, на начальном этапе разработки своих дыхательной и СС систем, то не стоит пропускать занятия, поскольку тогда придется все начинать сначала.

Опытные преподаватели и медики знают, что вначале нагрузка дается на мелкие и средние группы мышц, для улучшения периферического кровообращения, а уже потом на более крупные для тренировки сердечной мышцы. Наиболее эффективными в этом плане считаются упражнения на выносливость — бег, плавание, ходьба — они также выполняются с постепенным увеличением нагрузок, без лишнего напряжения. Сам студент должен контролировать свое самочувствие, реакцию ССС на физическую нагрузку. Интенсивные упражнения требуют паузы для перевода дыхания.

Медицинская литература напоминает, что гипертоникам, или людям с повышенным давлением, противопоказаны упражнения, связанные с резким изменением положения тела — наклоны, кувырки, а также упражнения с задержкой дыхания. [2]

Рассмотрим также классификацию различных методик ДУ по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой и Г. Чайлдерс. Дыхательная гимнастика сложна, многомерна и неоднозначна на практике применения, как показывает анализ различной литературы. Парадигма знаний в данной области развивается в трех основных направлениях: 1) на теоретическом уровне, связанным изучением механизмов дыхательной гимнастики в восстановительном лечении; 2) на практическом уровне, нацеленным на разработку инновационных оздоровительных технологий в поддерживающей и профилактической терапии; 3) на клиническом уровне, обеспечивающем исследование и оценку эффективности их действия. Здесь используется комплекс современных исследовательских методов — физиологических, клинических и педагогических, включая теоретический анализ и обобщение, математическую обработку полученных результатов. Вместе с тем, установлено, что эти технологии являются наиболее приемлемыми средствами оздоровления и позволяет разработать индивидуальную методику с учётом характера заболевания. [3]

Константин Павлович Бутейко — физиолог, кандидат медицинских наук, практикующий доктор и исследователь. Сразу после окончания института и начала медицинской практики в начале 50-х годов К. П. Бутейко впервые испробовал эффект поверхностного дыхания на себе во время приступа злокачественной гипертонии. Болезнь настигла его ещё в молодости, и, по счастливому совпадению, это была именно та патология, изучением которой он занимался. Врачи давали ему плохой прогноз, но вопреки этому доктор Бутейко прожил 80 лет во многом благодаря разработанной им методике. Свой метод Бутейко назвал волевой ликвидацией глубокого дыхания (ВЛГД).

Читайте также:  Все упражнения которые можно делать дома

Курс школьной биологии и химии сформировали в нас убеждение о том, что жизнь без кислорода невозможна, а вот продукт его переработки в виде углекислого газа — это отходы, которые выбрасываются из организма с выдыхаемым воздухом. В своей методике К. П. Бутейко доказывал обратное, считая углекислый газ оживительным эликсиром для организма. Кроме того, учёный утверждал, что большинство недугов — это следствие слишком глубокого дыхания, переполняющего организм кислородом. А его излишки в лёгких приводят к потере слишком большого количества углекислого газа. Углекислота играет не мало важную роль в таких биохимических процессах, как:

− выработку гормонов и их физиологическую эффективность;

− функционирование нервной системы;

− интенсивность работы пищеварительных желёз;

− насыщение тканей кислородом;

− поддержание стабильного кислотно-щелочного баланса.

И, наконец, углекислый газ контролирует дыхание человека, посылая мозгу сигнал о необходимости сделать следующий вдох. Углекислый газ — мощный вазодилататор, то есть он расслабляет стенки сосудов, позволяя увеличить кровоток. Если уровень углекислоты снижается, происходит сужение сосудов и ткани и органы недополучают кислород.

Методика К. П. Бутейко обучает управлению собственным дыханием. По мнению учёного, дыша поверхностно и нечасто, человек поддерживает оптимальный баланс кислорода и углекислого газа, избавляясь при этом от тяжёлых проявлений болезни или вообще излечиваясь от неё.

Александра Николаевна Стрельникова — оперная певица, педагог. Наряду со своей матерью Александрой Северовной Стрельниковой является соавтором комплекса дыхательной гимнастики, известного как «дыхательная гимнастика Стрельниковой».

Данная гимнастика считается уникальной, так как у неё нет аналогов во всём мире. Система предусматривает совершенно необычный вдох носом вместе с движениями, сжимающими грудную клетку (поэтому её ещё называют парадоксальной) и включающими в активную работу все части тела:

На слизистой оболочке носа располагаются рецепторы, которые рефлекторно связаны почти со всеми органами и системами нашего организма. Так как, физическая активность требует поступления большого количества кислорода, то именно при выполнении этой гимнастики он значительно лучше усваивается тканями всего организма, повышая его иммунитет.

Происходит активное насыщение головного мозга кислородом, вследствие чего улучшается работа всех центров, и происходит саморегуляция обменных процессов. Восстанавливается обоняние, и улучшается не только носовое дыхание, но и активно тренируется самая мощная дыхательная мышца — диафрагма, которая активно массирует не только печень, но и практически все органы брюшной полости.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой благотворно влияет на всё тело в целом, способствует развитию мышц грудной клетки и исправлению деформации позвоночника.

М. Н. Щетинин был одним из учеников А. Н. Стрельниковой и считал, что если выполнять эту дыхательную гимнастику в целях профилактики, то можно не только снимать усталость и повышать работоспособность, но и бороться со стрессом, укрепляя нервную систему и оказывая оздоравливающее влияние на психику. Как метод лечения она также позволяет избавляться не только от таких заболеваний, как астма, гипертония, синдром ВСД, заикание и др., но и тренировать всё наше тело, делая его более здоровым, более сильным и выносливым.

Грил Чайлдрес — писательница, фитнес-тренер. Грил разработала метод дыхательных и физических упражнений, который получил название бодифлекс. На сегодняшний день он используется во многих странах мира.

Уже будучи замужней дамой и родив трех детей, Грил столкнулась с распространенной проблемой лишнего веса. Женщина пробовала различные виды физических тренировок, снижала калорийность питания, но ничего не помогало убрать килограммы и объемы. Тогда Чайлдрес отважилась пойти на довольно дорогостоящие курсы по снижению веса, откуда и черпала новые знания, которые в дальнейшем ей пригодились в создании собственной методики. Кроме того, она хотела, чтобы эти тренировки стали доступны каждому, в то время как ей самой пришлось заплатить за курс $ 1,5 тыс.

Читайте также:  Гуревич упражнения по грамматике

Главным условием метода было овладение правильной техникой дыхания — без нее нельзя было приступить к гимнастике. Техника сводилась к обильному насыщению организма кислородом во время выполнения физических действий. Гипервентиляция легких обеспечивала лучшее движение крови по сосудам, сжигание жира. Самое главное, прежде чем запустить программу в массы, Грил проконсультировалась с опытными в данной области медиками. Они подтвердили, что такое дыхание способствует похудению и при этом абсолютно безвредно. Также Чайлдрес позаботилась о том, чтобы по ее методике могли заниматься люди, далекие от профессионального спорта, никогда не занимавшиеся йогой. Поэтому упражнения подобраны таким образом, что тучным людям не составляло труда их выполнять.

Эффективность влияния занятий с включением дыхательных методик на здоровье студентов специальной медицинской группы можно оценить путём сравнения результатов исходного и итогового тестирования студентов ЭГ и КГ. Полученные данные представлены в таблице 1.

Анализ результатов эксперимента позволяет заключить, что наиболее прогрессивные изменения в состоянии здоровья выявлены в группах студентов, занимавшихся по методике А. Н. Стрельниковой (ЭГ-2) и Г. Чайлдерс (ЭГ-3). На это указывают статистически достоверное увеличение функциональных резервов дыхательной и сердечнососудистой системы (индекс Скибинского). Результаты исследования свидетельствует целесообразности использования этих методик в основной части занятия.

Динамика функционального состояния ифизической подготовленности студентов ЭК иКГ (M±m)

Проба Руфье, (усл.ед.)

Индекс Скибинского, (усл. ед.)

Источник

Урок в специальной медицинской группе с упражнениями дыхательной гимнастики.

Урок в специальной медицинской группе

с упражнениями дыхательной гимнастики.

учитель физической культуры

МБОУ СОШ № 48 Литвиненко Н.А.

Цель – освоение упражнений дыхательных упражнений через игровой метод.

Задачи: 1. Обучение правильному дыханию.

2. Развитие быстроты, внимания, координации.

3. Воспитание чувства коллективизма, дисциплинированности.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование:

музыкальный центр, гимнастические палочки, мел, маска волка, кегли 4 шт., воздушные шарики (по количеству детей), бутылочка (стакан) с коктейльной трубочкой (по количеству детей).

Учитель физической культуры МБОУ СОШ № 48: Литвиненко Наталья Александровна.

I. Подготовительная часть- 12 минут.

2.Сообщение задач урока.

3. Проверка пульса у детей.

4. Легкий бег-2 минуты.

5. Переход на ходьбу, восстановление дыхания.

6. Ходьба по залу на носках, руки вверх.

7. Руки за головой, ходьба на пятках.

8. Руки к плечам, ходьба на внешней стороны стопы.

9. Руки на пояс, ходьба на внутренней стороне стопы.

10. Переход на ходьбу, восстановление дыхания.

Направляющая на месте. Поворот налево. Выполнить расчет на 1, 2, 3 и сделать перестроение из одной шеренги в 3 шеренги.

11. Комплекс ОРУ с гимнастическими палками, с музыкальным сопровождением.

а) И.п.- стоя. Наклон головы вперед – выдох и медленный вдох с подъемом головы на 4- 8 счетов. Повторить 4-6 раз.

б) И.п. – стоя, гимнастическая палка впереди – внизу, хватом двумя руками за концы.

1 – палку вперед – вверх, левую ногу назад на носок – вдох;

3-4 – то же с правой ноги. Повторить 4-6 раз.

в) И.п. – стоя, гимнастическая палка сзади – внизу, хватом двумя руками за концы:

1-2подъем палки назад – вверх – вдох;

3-4-опустить палку вперед – вниз – выдох;

5– подъем палки в сторону – влево – вдох;

6 – палку вниз – выдох;

7-8 – то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз.

г) И.п. – стоя, палка за плечами, руки согнуты, хватом на ширине плеч.

1 – наклон влево – в сторону, руки прямые – вдох;

3-4 – то же в другую сторону.

Повторить 4-6 раз.

д) И.п. – стоя, гимнастическая палка сзади – внизу, хватом двумя руками за концы:

1-2 – наклон вперед, подъем палки назад – вверх – вдох;

3-4 – вернуться в и.п. – выдох. Повторить 6-8 раз.

и) И.п. – стоя ноги врозь, гимнастическая палка впереди, опирается одним концом об пол, опора обеими руками:

Читайте также:  Специальные подготовительные упражнения баскетбол

1-2 – прогнуться в пояснице с опорой на палку – вдох;

Повторить 8-10 раз.

к) И.п. – стоя, гимнастическая палка впереди, с опорой двумя руками:

1 – палку перенести в сторону с опорой на нее, выпад правой – вдох;

3 – 4- то же в другую сторону. Повторить 4-6 р.

Проверка пульса у детей.

II. Основная часть- 20 минут.

1. Подвижная игра – «Гуси-лебеди».

На одной стороне площадки (зала) чертится круг-«дом», в котором живут «гуси». На противоположной стороне стоит «дом- логово», в котором находится «волк». Остальное место — «луг». Учитель физкультуры распределяются роли «волка» и «пастуха». Остальные изображают «гусей»; ходят с гордой осанкой, тянут вверх шею, поднимают голову, летают: взмахивают руками через стороны вверх и, опуская, шипят—выдыхают «Шш . ш». «Пастух» громко говорит: «Гуси, гуси. ».

Гуси останавливаются и хором отвечают; «Га-га-га».

Пастух; «Есть хо-ти-те?»

Пастух: «Так летите».

Гуси: «Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой». Пастух: «Так летите, как хотите, только крылья берегите».

Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). После нескольких пробежек подсчитывают пойманных волком гусей. Вновь назначаются пастух и волк. Игра продолжается.

2. Проверка пульса у детей.

3. Упражнения на дыхание:

а) «Воздушный шарик, пролети в ворота!»

На расстоянии 30 см друг от друга расставляют “ворота” (кегли, булавы, брусочки). Ставят 2, а при усложнении игры 3-5 ворот). Перед воротами коврик, на котором располагается ребенок, головой к первым воротам. Перед ним воздушный шарик. По сигналу учителя ребенок после глубокого вдоха делает полный выдох, дуя на шарик и направляя его таким образом через ворота. Каждый ребенок имеет право послать через ворота 3 шарика. Выигрывают те, кто сумел больше направить шариков через ворота.

Перед каждым ребенком на столике стакан или бутылочка, наполненная на треть водой. В стакан, бутылочку вставлена соломинка (коктейльная трубочка). Учитель у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье. Он глубоко вдыхает и делает глубокий длинный выдох в трубочку: получается долгий булькающий звук. Затем учитель просит ребенка сделать это упражнение 1-3 раза. Это упражнение поочередно проделывают все дети. Отмечаются те дети, у которых бульканье было более длительным.

I II. Заключительная часть- 3 минуты.

Дети стоят широким кругом. Учитель физкультуры четко показывает движения, дети их повторяют. Учитель говорит:

“Осенью клубятся большие тучи” (кругообразные движения руками перед телом), “моросит дождик – кап-кап. ” (потряхивание кистями рук).

“Все реже показывается солнышко” (поднимание полусогнутых рук вверх), улыбка (изображение солнышка), сжимание и разведение пальцев рук (солнечные лучики).

“Опадают листья с деревьев”: поднимание на носки, вытягивание рук вверх, а затем плавное опускание их и приседание с потряхиванием кистями. Показывать, как кружась, падают на землю листья.

“Шумит ветер в лесу”: глубокий вдох через нос; выдох- будто слышится шум ветра “шшш. “.

“На поля ложатся туманы”: поднимание рук плавными движениями в сторону с поворотом туловища то направо, то налево и все более низким наклоном – изобразить, как стелются туманы.

“Птицы собираются в стаи”: построение небольшими группами в колонны по одному “изображая караваны гусей), клиньями (как строятся журавлиные стаи), врассыпную (будто стайки чижей).

“Слышатся прощальные крики гусей, журавлей, голоса чижей”, подражание этим звукам.

“Улетают птицы в теплые края”, медленный бег по площадке; затем по знаку учителя остановка.

“А в школе осенью уже занимаются первоклассники. Покажем, как они стройно, прямо ходят”, дети строятся в колонну по одному, ходят под счет руководителя, под музыкальное сопровождение. При выполнении проверяется носовое дыхание, смыкание губ.

Невнимательные дети “платят штраф” – после игры выполняют разные задания руководителя.

Вариант игры: “Птицы собираются в стаи” выдвинуть нижнюю челюсть (“клюв”) вперед.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector