Дыхательные упражнения для коррекции заикания

Комплекс дыхательной гимнастики при заикании у детей.
картотека по коррекционной педагогике на тему

Комплекс из нескольких не сложных упражнений для заикающихся детей.

Скачать:

Вложение Размер
dyhatelnaya_gimnastika_strelnikovoy_pri_zaikanii.docx 20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой

Для лечения заикания необходимо, в первую очередь, выполнять упражнения «Насос» и «Обхвати плечи», которые позволяют улучшить вентиляцию легких и выработать предельно глубокое дыхание. В результате регулярного выполнения этих и других упражнений из комплекса гимнастики Стрельниковой у человека, страдающего ларингоспазмом, меняется стереотип дыхания и речи, что способствует избавлению от заболевания. Для достижения наилучших результатов гимнастику следует выполнять ежедневно 2 раза в день до еды или через 1,5-2 часа после приема пищи.

Помните о вдохе! Нюхайте воздух!

Учимся в игре! Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. Никакие упражнения не вернут вашим ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику и утраченной человеком городским за ненадобностью, однако стремиться к этому нужно.

Дети дошкольного возраста выполняют разминку, прослушав стихотворение:

Мы сегодня так играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Гарью пахнет – ох-ох!

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать, – взволнованно, заинтересованно, активно! Вдохи шумные – такие, чтобы было слышно на весь дом! – короткие, как молниеносный укол рапириста. Делайте носом втягивающие дыхательные движения. Не стесняйтесь шмыганья! Крылья носа не расширяются, а наоборот – сужаются. Убедитесь в том, что ноздри не неподвижны, а понемногу начинают «слушаться» вас. Освоив этот способ дыхания – возможно, непривычный для подавляющего большинства – переходите к дыханию в движении. Начинаем ходьбу на месте! Чтобы «прочувствовать» дыхательную гимнастику Стрельниковой, делайте вдох на каждый шаг. Шаг левой –вдох. Шаг правой – вдох. Левой, правой… вдох, вдох. «А когда же выдыхать? » – спросите вы. «Отработанный воздух выйдет сам – без вашего участия. Не думайте о выдохе!

Научить детей дошкольного возраста выполнять это упражнение можно с помощью следующего стихотворения:

А сегодня мы солдаты.

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.

Дети могут поиграть в игру «Кошка ловит мышку».

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем –

Делать вдох не забываем.

Коготки мы выпускаем –

Мышку быстро мы поймаем!

Повороты и наклоны головы

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Справа потянуло гарью! Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом. Слева потянуло гарью! Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимально шумный вдох. Внимание! Вдох и поворот выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте) .

Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и поворотов головы вправо-влево, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Обучать детей данному упражнению можно, играя в «Любопытную Варвару».

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклоняйте вначале к левому, потом – к правому плечам, как если бы вы хотели с укоризной сказать кому-то: «Ай-ай-ай! Как не стыдно! ». Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме (иди в размеренном ритме ходьбы на месте) . Короткий и шумный вдох носом производится одновременно с каждым покачиванием головой. Выполняя упражнение, следите за тем, чтобы плечи оставались неподвижными. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов влево-вправо, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Детям дошкольного возраста освоение этого упражнения предлагается в виде игры в «Старшего брата».

Будто говорим братишке –

«Ай-ай-ай, как не стыдно!

Ты зачем порвал все книжки? »

Плечи мы не поднимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

6. «Малый маятник»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох. Вдох и наклон (подъем головы вверх) выполняются в маршевом ритме или в размеренном ритме ходьбы на месте. Мышцы шеи расслаблены, вверх-вниз поднимается и опускается одна только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов-подъемов головы вниз-вверх, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Для детей дошкольного возраста это упражнение предлагается в виде игры «Сад-огород».

Поиграем в «Сад-огород»!

Вверх мы голову поднимем –

Фрукты спелые увидим.

Пахнет грушей очень вкусно.

А внизу растет капуста.

Апельсин на ветке близко –

А внизу растет редиска.

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч (или чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены. Всем знакомы нацеленные, осторожные, крадущиеся движения кошки, охотящейся на воробья. Нечто похожее предстоит проделать и вам! Добыча справа! Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся вправо, перенося тяжесть тела на правую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим воробья! Одновременно с движением коротко и шумно вдыхаем носом. Добыча слева! Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся влево, перенося тяжесть тела на левую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим еще одного воробья! Одновременно с движением коротко и шумно вдыхаем носом. Не думайте о выдохе! Следите за тем, чтобы приседание 6ыло легким, пружинистым и неглубоким. Спина абсолютно прямая, повороты выполняются только в талии.

Дети выполняют упражнение, играя в «Кошку и воробья».

Вышла кошка на охоту –

Воробьев поймать охота.

Носом чует запах дичи –

Вправо смотрит – нет добычи,

Влево смотрит – видит их

И хватает в тот же миг.

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как 6ы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу, пальцы рук широко растопыриваются.

На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки – выдох ушел.

Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение – выдох уходит самостоятельно через нос или через рот.

Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) – воздух уходит абсолютно пассивно.

Для детей упражнение выполняется в сопровождении стиха:

Руки в кулачки сжимаем –

Теперь руки вниз толкаем –

Кулачки тут разжимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, но не по швам, а немного перед собой. У вас авария – спустила шина! Нужно взять в руки «рукоятку насоса» – ей может быть свернутая трубочкой газета или палочка – как можно быстрее накачать шину и ехать дальше. Начинайте частые и ритмичные наклоны туловища вперед. Поршень вашего насоса хорошо смазан – руки свободно и легко опускаются к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох! Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Выдох пассивный – ртом. Разогнувшись, не поднимайте голову вверх: фиксируйте глазами воображаемую спущенную шину, лежащую на полу! Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме. Детям предлагается взять в руки карандаш, как рукоятку насоса, и накачивать шину автомобиля.

Едем, едем мы домой.

На машине легковой.

Въехали на горку – стоп!

Колесо спустило – хлоп!

Из багажника насос достанем –

Шину быстро накачаем!

Воздух мы внизу вдыхаем

Голову не поднимаем!

10. «Обними плечи»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Разверните кисти обеих рук ладонями к себе и зафиксируйте их перед грудью, немного ниже шеи. Начинайте движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука «обнимает» правое плечо, а правая – левую подмышку. Следите за тем, чтобы руки шли параллельно друг другу. Вдыхайте носом в тот момент, когда руки сходятся наиболее тесно: закончилось «объятие» – закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Не отводите руки далеко от туловища и ни в коем случае не разгибайте локти. Соблюдайте одновременность наклонов и «объятий» и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. А. Н. Стрельникова рекомендовала сопровождать выполнение движения мысленной установкой: «3ажимаю там, где болезнь расширила! ».

Вдох и движение рук выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте) .

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок.

Для детей – в сопровождении стихотворения:

Ой, ребята, замерзаем –

Плечи дружно обнимаем!

Зиму радостно встречаем –

Свежий воздух мы вдыхаем.

11. «Большой маятник»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, спина прямая. Приступайте к наклонам туловища вперед. Руки тянутся к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Не останавливая движение, прогнитесь в пояснице, слегка откидываясь назад и обнимая обеими руками плечи. Вдох носом в тот самый момент, когда руки сходятся наиболее тесно. Выдох пассивный. Нетрудно заметить, что это сложное движение распадается на два уже освоенных вами упражнения («Насос» и «Обними плечи») и действительно напоминает маятник: вперед-назад, «Насос» – «0бними плечи». В связи с тем, что в этом упражнении происходит соединение двух упражнений, то и стихотворные тексты тоже соединяются – дети накачивают шину, а разгибаясь – обнимают плечи – показывают, как замерзли.

Источник

Обзор эффективных упражнений от заикания: правила, техники, противопоказания

Когда человек заикается, возникают проблемы с общением. На фоне этого заболевания у человека развивается ряд комплексов, он чувствует себя неполноценным членом общества, не может отстоять свою точку зрения, высказать мысль. Поэтому упражнения от заикания, которые являют важной составной терапевтических мероприятий, просто необходимы.

Общие правила выполнения упражнений

Заикание – название простонародное, в медицине оно характеризуется, как логоневроз. При выполнении специальных упражнений следует соблюдать общепринятые правила, особенно если это касается детей:

  • Создается доброжелательная обстановка – без нареканий, упреков, принужденности. Главное – соблюдать терпение.
  • Не всем детям нравится заниматься, поэтому необходимо увлекать ребенка, создавая вид игры.
  • Если человек напрочь отказывается от выполнения упражнений, не заставляйте его. В этом случае придется принять выжидательную тактику, после чего проводить занятия в процессе общения. То есть больной не должен подозревать о том, что это лечебное мероприятие.
  • При артикуляционной зарядке больной должен стоять перед зеркалом, чтобы контролировать правильность и точность каждого упражнения.
  • Зарядка проводится систематически, без длительных перерывов и пропусков. В противном случае невозможно добиться желаемого результата. К тому же это позволит малышу привыкнуть, и в последующем он станет заниматься самостоятельно, не осознавая этого.
  • Минимальный срок продолжительности – 2 месяца.

Логопедические упражнения

Главный специалист, который проводит занятия – логопед. Он разрабатывает индивидуальную схему лечения. Методик существует множество, но есть и стандартные логопедические упражнения:

  • Разработка языка (повторять каждое упражнение минимум 10 раз):
    • человек надувает щеки, после чего проводит языком вдоль собственных зубов с соблюдением ритмичности;
    • высунуть язык наружу и снова засунуть в ротовую полость – движения быстрые;
    • закладывание языка под губы (верхнюю и нижнюю);
    • скручивание органа в трубочку.
  • Надуть щеки, слегка ударить по ним, выпуская воздух.
  • Соединить губы, резко открыть, издавая звук. Это занятие напоминает действия рыб.
  • На протяжении 3-х минут логопед поднимает руку вверх, а лечащийся должен выкрикнуть слово.
  • Для выполнения этого забавного упражнения нужно встать на цыпочки и начинать двигаться по кругу. При этом больной должен громко произносить фразы: «Топ, хлоп, хлоп, ап, тап, цап, тип, тап, роп, рап, цып».
  • Угадывание слов. Доктор задает вопрос, больной дает быстрый ответ в виде выкрикивания.
  • Врач включает умеренно ритмичную музыку и просит пациента прочесть вслух стих или рассказ.
  • Полезно читать скороговорки. Изначально это делать трудно, но со временем всё получится.

Во время занятий логопед должен стараться раскрепощать пациента, чтобы он не ощущал неловкости, находился в спокойном состоянии. Довольно часто врачи прибегают к методу разговора «по душам». Если затронуть тему, которая волнует больного, то он начнет безостановочно об этом говорить. Это приведет к тому, что сам человек неосознанно станет произносить речи без заикания.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика применяется при многих патологических нарушениях, поэтому логоневроз не является исключением. Данные занятия направлены на укрепление мышечной системы грудной клетки, глотки, гортани. Благодаря этому человек учится правильно дышать. А это приводит к точному и плавному произношению речи. К тому же дыхательная гимнастика во много раз ускоряет процесс терапии.

Что можно делать:

  1. Пациента укладывают на спину, а на область живота устанавливают груз (взрослым достаточно предмета в 2 кг, детям – 300-600 грамм). После этого на протяжении 2-х минут необходимо ритмично вдыхать и выдыхать воздух, но не грудной клеткой, а животом. При этом установленные предметы должны приподниматься. Количество подходов в сутки – 5 раз.
  2. Выдувание воздуха. Для этого больного просят надувать воздушные шарики, мячи, круги для плавания и подобное. Если ребенок слишком мал, можно совместно с ним сделать бумажный кораблик и пустить его по воде в ванной. Главное условие – малыш должен самостоятельно на него дуть.
  3. Выдувать воздух можно при помощи бутылки, заполненной водой. В нее вставляют трубочку, через которую пациент дует, создавая пузыри.

В течение всего дня необходимо через каждые полтора часа вставать и совершать глубокие вдохи носом. В этот момент плавно тянуть руки вверх. Выдыхать ртом, опуская конечности. Количество вдохов/выдохов – 10 раз.

Увидеть наглядно выполнение дыхательной гимнастики при заикании Вы можете в следующем видео:

Упражнения для мышц

Звуки выдавливаются из гортани посредством тесного взаимодействия мышечной системы и голосового аппарата, поэтому разработка мышц играет немаловажную роль. Правильное дыхание создается диафрагмой, которая окружена мышечными волокнами. Представленные ниже упражнения укрепляют голосовые связки, улучшают функциональность легких.

Пример эффективных занятий:

  1. Встать прямо, сделать вдох как можно глубже. Вы должны почувствовать, как увеличивается объем в грудной клетке. Далее быстро и ритмично выдохните, сопровождая звуками по типу «ху-у-у-у-у-у». Один цикл дыханий составляет 15 раз. Минимальная дневная норма упражнения – 10 раз.
  2. Задержите дыхание на полминуты, выдохните.
  3. Исходное положение – стоя на ногах. Часто и быстро двигайте брюшной стенкой, увеличивая давление на пресс.
  4. Для увеличения экскурсии грудины и ускорения процесса кровоснабжения полезно ежедневно бегать минимум по 15 минут.
  5. Нетрадиционная медицина рекомендует занятия йогой. Конкретный комплекс подбирает специалист.

Голосовые упражнения

При помощи упражнений на голос можно добиться значительных результатов и избавиться от заминок в речи:

  1. Пение считается самым высокорезультативным методом. Для этого нужно включить музыку с песнями, которые Вам хорошо знакомы. Условие – ударение при напеве должно быть на гласные буквы («о», «а», «е» и пр.).
  2. Существует множество звучных слов, которые можно использовать для тренировки. Например, «калина», «солнышко», «кошечка» и т. д. Задача состоит в том, чтобы одно и то же слово произносить в разных интонациях – ласково, злобно, мягко, грубо.
  3. Театрализованные постановки актуальны больше для детей, но и взрослые люди могут в них участвовать. Особое условие – роль должна содержать много фраз и предложений.
  4. В этом занятии принимает участие сразу 2 человека. Один бросает мяч, а другой ловит. Каждый из участников должен резко произнести слово: если оно съедобное, мяч нужно поймать, если нет – оттолкнуть обратно.
  5. Можно использовать простые слоги – ца-ца, шо-шо, не-не и т. д. Изначально они произносятся в медленном и плавном темпе, далее происходит ускорение. В итоге больной должен научиться говорить их четко и ритмично.

Ритмическая гимнастика

Довольно часто у заикающихся людей отсутствует правильное чувство ритма, поэтому его важно развивать. Это позволит снизить нервозность и тревожность (что, зачастую, возникает у больных при произношении слов). Достаточно совершать всего два действия:

  1. Читать стихи или прозу, но с выражением, так как одновременно с этим надо постукивать пальцами по поверхности стола. Главное условие – совпадение такта стуков с чтением.
  2. Произносить слова текста нужно под музыкальное сопровождение. Причем на каждом занятии музыка должна быть разной.

Упражнения для дикции

Разработка дикции позволяет укрепить мышцы, участвующие в формировании речи. Для этого существует ряд упражнений.

Занятия для нижней челюсти:

  1. Принять удобное положение тела, максимально расслабиться, опустив челюсть вниз. Обратите внимание на то, что расстояние между верхними и нижними зубами должно составлять 2-4 см.
  2. Полностью исключить напряжение во время упражнения.
  3. Медленно выдохнуть, произнося протяжно гласную букву «и». Вслух проговаривать букву нельзя, она должна исходить из горла естественно, рот открыт на 2 пальца. После этого сказать так же беззвучно букву «ё», но при этом челюсть сжать наполовину (между зубами расстояние в 1 палец).
  4. Сделать такое же упражнение, но с четким звуковым выходом.
  5. Теперь можно использовать другие гласные буквы, комбинируя их между собой в пары.
  6. После этого произносится не по 2 гласные, а в большем количестве.
  7. Проговаривать пословицы с широко открытым ртом.
  8. Полезно вычитывать отрывки из книги «Евгений Онегин».

Занятия, развивающие подвижность губ:

  • широко улыбнуться, но без оголения зубов;
  • растянуть губы, открыв взору зубы, но не расширяя рот;
  • сжать губы максимально плотно, сделать трубочку;
  • вытянуть губы трубкой из исходного положения в улыбке;
  • поочередно поднимать и опускать губы, оголяя зубы – сначала показываем верхний ряд, после нижний (руками не помогать);
  • комбинированно произносить гласные буквы с гласными;
  • так же сделать с согласными звуками;
  • сжать губы максимально плотно, сказать «б-п», сильно выдыхая воздух.

Комплекс упражнений, в начале которых произносить буквы без голоса, после протяжно и вслух:

  • «и-и-и-и-и», растянуть губы;
  • «о-о-о-о-о-о», придать губам овальную форму;
  • «у-у-у-у-у-у», сделать губы трубочкой;
  • «с-с-с-с-с»;
  • «з-з-з-з-з-з»;
  • «ш-ш-ш-ш»;
  • «ж-ж-ж-ж».

Читать стихи, проговаривать скороговорки и говорить, максимально проявляя мимику. Сниженная подвижность губ часто является первопричиной заикания. Именно поэтому данный комплекс необходим.

Упражнения для языка:

  • максимально высунуть язык;
  • сделать движение сначала вправо, затем влево;
  • совершить языком круг в разные стороны поочередно;
  • всунуть язык в рот;
  • подвести к нёбу;
  • провести по зубам с внутренней стороны, потом с внешней.

Во время выполнения тренировки строго следите за правильностью движений, что повысит выносливость языка и одновременно губ.

Медитации

Медитационные методы при заикании применяются с целью успокоения нервной системы. Пациент медленно входит в транс, абстрагируется от существующих проблем с речью, настраивается на позитив, благодаря чему нормализуется его состояние. Медитация позволяет ускорить процесс восстановления речевого дефекта, используется в комплексе с другими методиками.

Для проведения процедуры необходимо успокоиться и расслабиться, включить умиротворяющую музыку. Полезно зажигать ароматические лампы с эфирными седативными маслами. Это может быть лаванда, чабрец, чайное дерево. Дополнительно можно принять ванну с этими же травами.

Массаж

Массажные действия снижают мышечный тонус и устраняют спазмы. Массаж должен делать специалист. Процедура проводится на шейно-воротниковой зоне и в области горла. Движения должны быть поглаживающими, мягкими.

Также выполняется логопедический массаж языка. О нём подробнее написано тут.

Занятия перед зеркалом

Тренировки перед зеркалом позволяют лучше и быстрее выработать точность произношения слов. Именно так поступают все дикторы и актеры. Для этого нужно встать перед зеркалом и прочитать стих (наизусть), рассказать самому себе историю и т. д. Психологи рекомендуют в этот момент заниматься самонастроем и внушением (я больше не заикаюсь, у меня нет этой проблемы, я говорю четко, без запинок и т. д.).

Слова нужно произносить не только правильно, но и разными интонациями, тембрами. Если сначала проговаривать басом, а потом альтом, можно значительно укрепить мышечный аппарат.

Молчание

Физические тренировки голосовых связок, грудной клетки, языка и других важных органов для восстановления речевых функций необходимы, но важно периодически соблюдать молчание, так как мышцам нужен отдых. Это позволит избежать спазмов и повышения мышечного тонуса.

Если ребенку трудно молчать, можно поиграть с ним в любу игру, которая основана на этом режиме.

Прием медикаментов

Медикаментозная терапия назначается в основном для успокоения нервной системы совместно с выполнением упражнений для достижения лучшего эффекта. Группы препаратов:

  • Психостимуляторы способствуют устранению напряженности, тревожности, восстановлению сна. Медикаменты-транквилизаторы: Ноофен, Фенибут, Анвифен.
  • Седативные средства: Глицин, Персен, Новопассит, Мидокалм. Антидепрессанты: Циталопрам, Флуоксетин.
  • Нейролептические средства синтезируют дофамин в центральной нервной системе, успокаивают. Препараты: Тиоридазин, Рисперидон.
  • Аминокислоты ускоряют обменные процессы, происходящие в отделах головного мозга.
  • Ноотропы снимают судороги, усиливают защитные свойства организма. Лекарства: Пантокальцин, Гопантам, Пантогам.
  • Противоэлептические препараты: Прегабалин, Клоназепам.

Больше о медикаментозном лечении заикания читайте в следующей статье.

Народные методы

Официальная медицина не отрицает факта полезного воздействия «бабушкиных» рецептов при многих заболеваниях. Но категорически не приветствует использование их при заикании. Единственное, что можно делать, – это пить отвары трав, которые обладают седативными (успокоительными) свойствами. Для этого можно заваривать мяту, мелиссу, чабрец и прочие сборы.

Другие методы коррекции заикания

В дополнение к основной терапии используются и другие упражнения, которые тоже обладают высокой эффективностью:

  1. Очень полезно нараспев произносить мягкие ноты. Чтобы заинтересовать ребенка, достаточно в игре использовать обычный мяч. Например, при его броске на пол, произносится «до», об стену – «ми» и т. д.
  2. Колокол. Изначально басом нужно пропеть «бо-о-о-ом», затем, сделав голос немного тоньше – «бэ-э-э-э-эм», потом – «би-и-и-им». После этого озвучить «колокол» в обратном порядке.
  3. Произносить нараспев гласные буквы с нарастанием и убыванием громкости: сначала тихо, потом громче, еще сильнее, а затем тише.
  4. Фыркать, как лошадь, задействуя губы.
  5. Надувать и сдувать щеки.
  6. Покусывать поочередно губы.
  7. Перекидывать язык из одной стороны рта в другую.
  8. Надуть щеки и втянуть внутрь ритмично.
  9. Открыть ротовую полость, создать искусственную зевоту (сильно зевнуть 6 раз), после чего не закрывая рта, столько же раз прокашлять.

Существуют ли противопоказания?

Противопоказаний к упражнениям от заикания нет. Но если у больного существуют проблемы с позвоночником, или присутствуют сложные системные заболевания, то некоторые из тренировок могут быть противопоказаны. По этой причине подбором занятий должен заниматься исключительно специалист. Ведь упражнений в действительности очень много, и их можно заменять друг другом.

Особенности занятий с детьми

В отличие от взрослых, дети еще не осознают всю сложность проблемы с речью. Поэтому у них нет особого желания проводить постоянные тренировки. Следовательно, родители должны их к этому подталкивать, но так, чтобы малышу занятия были не в тягость. Для этого нужно придерживаться таких правил:

  • Никогда не заставляйте и не доводите ребенка до слез уговорами. Просите сделать то или иное упражнение ласковым тоном. Помните, дети должны находиться в спокойном состоянии.
  • Исключите дома крики, ссоры и скандалы. Когда малыш находится в доброжелательной обстановке, в нем просыпается интерес к занятиям.
  • Всегда преподносите тренировки в качестве игры.
  • Не пытайтесь заниматься с ним в присутствии посторонних людей. Малыш замкнется.
  • Контролируйте его дыхание и точность выполнения каждого действия. При этом поправляйте неправильные движения с любовью.
  • Больше пойте вместе, разучивайте стихи. Сначала в медленном темпе, потом ускоряясь.
  • Снизьте количество требований в повседневной жизни, чтобы оставалось больше времени на занятия.
  • Всегда хвалите и поощряйте.
  • Никогда не говорите ребенку о том, что его заикание – это позорно.
  • Обязательно обращайтесь за помощью к специалистам.

Особенности упражнений для взрослых

Взрослым людям гораздо проще проводить тренировки, потому что они осознают суть проблемы, умеют концентрировать внимание, понимают, как правильно делать упражнения. По этой причине особых требований к ним нет. Главное – строго следовать рекомендациям лечащего доктора, не заниматься самолечением и не слушать советы тех, кто далек от медицины.

Упражнения от заикания являются основой для избавления от данной проблемы. На просторах Интернета можно найти множество самых разнообразных рекомендаций по выполнению тренировок, комплексов занятий. Но здравомыслящий человек должен руководствоваться предписаниями доктора, который составит индивидуальную схему ЛФК на основании разных факторов.

Источник

Читайте также:  Какие упражнения нельзя делать при больной пояснице
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector