Дыхательные упражнения для добора воздуха

Упражнение 5. Отработка фокусированности выдоха

1.Следует вытянуть слегка вперед губы и, не меняя их положения, проговорить (на выдохе!) следующий речевой материал, повторяя каждую фразу 2-3 раза подряд:

Кто от кого, тот в того. За пнем бугорок, а в нем городок. Повинную голову меч не сечет. За труд чтут. Очи ушей вернее. Сок с березы стек. Дудел в дуду на свою беду. У каждой ноги свои мозоли. Терпение и труд все перетрут. Чужую беду руками разведу. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрешь, отрубишь – не приставишь. На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.

2.Продолжая тренировку фокусированности выдоха губами, неторопливо проговаривайте каждую фразу на одном выдохе 3 раза подряд, моделируя при этом указанную ситуацию общения.

Открытие:Сын мой, а ум у него свой. Под носом взошло, а в голове не посеяно. Не море топит корабли, а ветры.

Предупреждение: Дорого, да мило; дешево, да гнило. Соврешь – не помрешь, да впредь не поверят.

Удивление:На языке мед, а под языком лед. Без наук как без рук. Не тот хорош, кто лицом пригож. А тот хорош. Кто на дело гож. По дороге едут дроги, могут ноги отдавить.

Совет 3.Одновременно с проводимой над дыханием работой тренируйте умение пользоваться на паузах «добором» воздуха. Это задание отли­чается от приведенных выше тем, что главное условие добора воздуха (а не нового вдоха) — это создание привычки пополнять запас воздуха в каждой удобной паузе и подключать все дыхательные мышцы, помо­гая незаметному принятию в легкие его новых порций. Выполняя задание, осуществляйте контроль за тем, чтобы паузы не разрывали течение мысли, сохранялся четкий внутренний ритм и чтобы последнее слово в строке, в конце синтагмы было так же полнозвучно, как и первое.

Упражнение 6. Добор воздуха

На дворе трава (добор), на траве дрова (добор). Раз дрова (до­бор), два дрова (добор), три дрова (добор) — не вместит дров двор (добор). Дрова выдворить!

На горе растут дубы (добор), под горой растут грибы (добор): белый стар — брать не стал (добор). Моховик и мал, и вял (добор), груздь на солнце греет бок (добор). В кузовок иди, грибок!

Упражнение 7. Отработка техники добора воздуха

1. Отработать технику добора можно на тексте упражнения “Егорки”.

Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорки, три Егорки. (и так до конца). тридцать три Егорки.

Сначала делайте дыхательную паузу после каждого третьего “Егорки”: Как на горке, на пригорке (добор), стоят тридцать три Егорки (добор): раз Егорка, два Егорка, три Егорки (добор), пять Егорок, шесть Егорок, семь Егорок (добор). и т. д. до конца

Когда почувствуете, что эта порция вами освоена, переходите на более длительные: вдох через шесть, восемь, одиннадцать “Егорок”.

2.Прочитайте вслух отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава», наблюдая за тем, чтобы люфт-паузы (паузы для добора воздуха) не разрывали течения мысли. Помните: на паузах воздух не расходуется, а используется на очередном слове.

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Упражнение 8. Тренируйте добор воздуха при полновесном проговари-вании текста-обращения.

Дорогие товарищи, друзья! Дамы и господа! Леди и джентльмены! Рабочие и колхозницы! Сеньоры, сеньориты и синьорины! Юноши и девушки! Труженики полей! Солдаты, матросы и старшины! Куряне, псковичи и архангелогородцы! Политические деятели! Поэтические деятели! Князья, графья и графоманы! Пенсионеры и школьники! Граждане мои хорошие! Мне нечего вам сказать! (В. Витальев).

Упражнение 9.Прочитайте отрывок из романа «Евгений Онегин», стараясь делать как можно меньше дыхательных пауз.

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

Совет 4.Воспитание фонационного дыхания возможно лишь в органическом единстве со звучанием. Следующая задача заключается в том, чтобы научиться легко «переключать» дыхание в различные ритмы, диктуемые различными характерами речи. Только при этом условии дыхание будет способно «обслужить» любой вид речевого действия. Следующие упражнения направлены на отработку трех типов выдыхания: в зависимости от характера действия – от плавного и спокойного к выдоху с силой, а потом рывками.

Источник

Научная электронная библиотека

Техника речи

Речь консультанта имеет свои акустические параметры в соответствии с решаемой коммуникативной задачей. Звуковая форма речи во многом определяет результат психолого-консультативного воздействия. В технику речи входит дыхание, голос, дикция. Упражнения по технике речи желательно выполнять каждый день по 8-10 минут. Начинать обучение необходимо с постановки дыхания и формирования правильной осанки.

Формирование правильной осанки

Прежде чем приступить к тренировке речевого дыхания, следует обратить внимание на положение корпуса. Воспитание навыков правильного дыхания возможно только при хорошей осанке. Осанка зависит от тонуса и правильной функции мышц спины, поэтому начинать выработку правильного речевого дыхания следует с формирования правильной речевой осанки и тренировки мышц спины. С этой целью А.Б. Вескер предлагает выполнить следующие упражнения.

Упражнение 1. «На колок» (Правильное положение тела).

Чтобы легче ощутить работу дыхательных мышц, найдите правильное положение тела. Встаньте, ссутультесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Затем попробуйте как бы приподнять свое тело (плечи, грудь) и, откинув его назад и вниз, «надеть» на позвоночник, как пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи – свободные, легкие. Такое положение – «тело на колок» (выражение К.С. Станиславского) – должно стать привычным, естественным не только в моменты работы над дыханием, голосом, но и вообще в жизни.

Упражнение 2. «Осанка в положении стоя и сидя».

Нагрузку тела равномерно распределите на ступни ног. При этом центр тяжести тела смещается вперед, достигается более устойчивое положение корпуса, что приводит к снятию излишнего напряжения в отдельных группах мышц.

Аналогичное упражнение проводится в положении сидя. Сядьте на стул у своего рабочего стола, выпрямите спину, расправьте плечи; не меняя положения корпуса, поменяйте местами лежащие перед вами предметы, сделайте записи в тетради; обратитесь к кому-либо из коллег с какой-либо просьбой. Автоматизм выработки правильной осанки требует ежедневного и многократного повторения данных упражнений.

Речевое дыхание

Психологическая консультация, как правило, не так продолжительна по времени, чтобы психолог почувствовал усталость, связанную с голосовой нагрузкой. Тем не менее, чтобы минимизировать возможные нагрузки, следует формировать навыки правильного речевого дыхания. Наиболее целесообразным и с физиологической и с профессиональной точек зрения, является специально тренируемый смешанный, или диафрагмально-реберный тип дыхания. Для развития диафрагмально-реберного дыхания существует ряд специальных упражнений. Вот некоторые из них.

1. Встать, плечи развернуть, голову держать прямо, одну руку положить на диафрагму, другую на ребра (для контроля). Глубокий вдох на счет «раз» про себя, задержка дыхания и выдох с плавным счетом от 1 до 5 (вслух).

2. На счет 1-2 (про себя) – глубокий вдох, на счет «раз» (про себя) задержка дыхания и на плавный счет вслух от 1 до 10 – выдох. Затем добрать воздух и продолжать счет до 15, еще добрать и продолжать считать до 20, затем до 25 и 30. Считать надо спокойно, ровно, не снижая голоса, так, чтобы в легких всегда оставался запас воздуха.

3. Глубокий вдох на счет от 1 до 3 (про себя), задержка воздуха на счет «раз» (про себя), медленный, плавный выдох на звуках «ф», «с», «ш»; звуки надо произносить сначала каждый в отдельности, затем все вместе.

4. Полностью выдохнуть воздух. Не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких активных вдохов. После каждого из таких вдохов делать небольшую остановку, не вдыхая и не выдыхая. Когда легкие будут наполнены, задержать воздух, проследив, чтобы грудная клетка была полностью расширена. После этого сделать спокойный выдох. Это упражнение очень полезно для тренировки диафрагмы и других дыхательных органов. Когда делается вдох с постепенным добором воздуха, вырабатывается чувство опоры дыхания. Без чувства опоры нельзя добиться поставленного голоса.

Читайте также:  Эффективные упражнения для похудения домашних условиях

Выполните следующие упражнения

Упражнение «Свеча».

Возьмите узкую полоску бумаги и представьте себе, что это свеча. Дуйте на нее. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний – бумага контролирует ровность выдоха. Вариант этого упражнения: задуйте 3, 5, 10 воображаемых свечей на одном выдохе или медленно выдыхайте на каждую свечу.

Упражнение «Цветочный магазин».

Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются, низ живота произвольно подтягивается. Выдох медленный, плавный. Упражнение повторить 3 – 4 раза.

Упражнение «Пуск».

Начните вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять! Восемь! Семь! Шесть! Пять! Четыре! Три! Два! Один! Пуск!». Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха: перекрывайте дыхание в паузах между произносимыми цифрами. Диктуйте четко, так, чтобы это было слышно человеку, который находится на некотором расстоянии от вас. Хватило ли у вас дыхания на весь отсчет до слова «Пуск»? Если нет, начните отсчет с меньшей цифры. Обратите внимание на то, чтобы слова «Один! Пуск!» прозвучали у вас на свободном, незатрудненном выдохе, энергично, громко.

Постепенно увеличивайте количество цифр, постарайтесь довести до 15 или даже до 20. Вы, наверное, почувствуете, что с каждой добавленной цифрой становится все труднее произносить последние из них. Слишком много воздуха тратится на произнесение первых цифр, а на последние уже не остается дыхания.

Упражнение «Считалочка».

Это упражнение для тренировки распределения выдоха. Возьмем для тренировки известную детскую считалочку. «Как на горке, на пригорке, стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорки, четыре Егорки, пять Егорок (и так до конца) … тридцать один Егорка, тридцать два Егорки, тридцать три Егорки».

Распределите выдох на три порции. Читая текст, делайте дыхательную паузу после каждого третьего «Егорки». «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох). Раз Егорка, два Егорка, три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох). тридцать Егорок (вдох), тридцать один Егорка, тридцать два Егорки, тридцать три Егорки».

Теперь – на шесть порций: «Как на горке, на пригорке, стоят тридцать три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох)…» и т.д. до конца считалки. Когда почувствуете, что эта порция вами освоена, переходите на более длительные, через каждые восемь, а затем и одиннадцать «Егорок».

Упражнение «Полтава» (отрывок из поэмы А.С. Пушкина):

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, шепот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

Прочтите отрывок вслух, наблюдая за тем, чтобы люфт паузы (паузы для набора дыхания) не разрывали течения мысли. Добор воздуха можно тренировать и на строчках стихотворения М. Светлова «Гренада»:

Упражнение «Гренада».

Мы ехали шагом, Но песню иную

Мы мчались в боях О дальней земле

И «Яблочко»-песню Возил мой приятель

Держали в зубах. С собою в седле.

Ах, песенку эту Он пел, озирая

Доныне хранит Родные края:

Трава молодая – «Гренада, Гренада,

Степной малахит. Гренада моя!»

Делайте добор после каждой строчки, сохраняя связанность текста. Следите за тем, чтобы между словами и в паузах не происходила утечка воздуха. Не торопитесь, соблюдайте размер, держите внутренний четкий торжественный ритм, договаривайте каждое слово. Экономьте распределяемый воздух так, чтобы последнее слово в каждой строке было также полнозвучно, как и первое. Стихи читайте вслух достаточно громко, как будто вы их диктуете человеку, находящемуся в соседней комнате. Отработав навыки фонационного речевого дыхания, можно переходить к формированию речевого голоса.

Упражнение «Лыжи» (тренировка добора воздуха).

1. «Стоите на лыжах». Ноги вместе. Поверхность дороги наклонная. Слегка отталкиваясь палками (попеременно одной и другой), скользите по поверхности дороги все быстрее и быстрее.

2. На счет «раз», «два» (считайте вслух) – оттолкнулись одной и другой рукой, слегка дважды приседая.

3. На счет: «три», «четыре» (считайте мысленно а не вслух) – делайте вдох, продолжая отталкиваться, а не приседать.

4. Счет «пять», «шесть» – вслух. Счет: «семь», «восемь» – мысленно. «Девять», «десять» – вслух, «одиннадцать», «двенадцать» – мысленно. На мысленном счете берется дыхание. А теперь считайте непрерывно (без пауз) все цифры вслух, убыстряя «бег лыж», ускоряя движение рук, глубже приседая, быстрее и энергичнее считая. Не задерживайте дыхания. Звук летит впереди, нигде не застревая. Меньше напряжения в руках! Ведь лыжи сами скользят вниз под гору. Вдох берется автоматически у каждого человека в разные моменты счета. Не думайте о дыхании, а прислушивайтесь как звучит голос – свободно ли? Если свободно, значит упражнение достигло цели.

Если ощущаете напряжение в звучании голоса, то вместо слов подставьте следующие слоги: мму! ммо! мма! мми! ммы! мму! ммо! мма! ммэ! мми! ммы. Согласный звук «м» помогает снимать напряжение с голосового аппарата. Потому что, являясь наиболее звучным, требует наименьшей затраты энергии, чем его произнесение. А дыхание рывками выбрасывается на слогах или словах счета.

Чем скорее удастся раскрепостить мышцы фонационных путей, тем быстрее выявится и наиболее эффективно разовьется природный тембр голоса.

Источник

Тренинги по постановке правильного дыхания при чте

Советы логопеда. Тренинги по постановке правильного дыхания при чтении текста

Габзалилова Гульназ Маликовна, учитель-логопед

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии

Мне, логопеду, часто приходится работать по исправлению произношения звуков, слов.

Неправильное произношение их в речи лишает её выразительности. Основные ошибки, которые допускают дети, неправильное дыхание.

Начинающему логопеду необходимо знать хотя бы основные моменты процесса дыхания и образования звуков речи.

Основной орган дыхания – л е г к и е. Кроме того, в процессе дыхания участвуют дыхательные пути, которые соединяют легкие с наружным воздухом, грудная клетка (точнее, межреберные мышцы), грудобрюшная преграда (диафрагма) и косые мышцы живота (брюшной пресс).

Сокращение диафрагмы содействует заполнению воздухом главным образом нижней (наиболее емкой) части легких. Работа межреберных мышц в основном расширяет их среднюю и нижнюю часть. Участие в процессе вдоха мышц живота обеспечивает поступление части взятого при вдохе воздуха в верхнюю часть легких.

В спокойном состоянии естественный, не управляемый нами процесс дыхания состоит из трех ритмически повторяющихся моментов: вдоха, выдоха и паузы (покоя, отдыха мышц).

Поскольку речь и чтение происходят на выдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса речевого и певческого.

Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был некоторый запас воздуха, достаточный для создания струи выдоха, способной вызвать вибрацию голосовых связок. Полный выдох, израсходование всего запаса воздуха вредно отражается на легких. Кроме того, слабая струя выдоха непроизвольно компенсируется опасным для связок излишним их напряжением, а возникающая при этом естественная потребность во вдохе может создавать не предусмотренные читающим перерывы в чтении, нарушающие его плавность.

Не менее вреден и излишек воздуха в легких. Если при вдохе в легкие набрано максимально возможное количество воздуха (очень распространенная ошибка), то удержать его трудно, особенно если мышцы еще недостаточно натренированы. Кроме того, излишек воздуха может привести к такому раздуванию альвеол (легочных пузырьков), которое может вызвать их перерастяжение и потерю эластичности. При излишне полном вдохе воздух стремится сразу же вырваться наружу и, чтобы его удержать, опять-таки непроизвольно включаются голосовые связки, в них возникает излишнее и очень вредное перенапряжение, нередко приводящее к неточному, фальшивому звучанию голоса, к образованию на связках так называемых мозолей (узелков), а иногда и к потере голоса.

Суть постановки дыхания заключается не в умении набирать возможно больший запас воздуха при вдохе, а в умении нормальный, оптимальный запас его расходовать рационально. Это значит, что мышцы, участвующие в дыхании, не должны сразу после вдоха пассивно расслабляться. Их расслабление должно подчиняться нашей воле и по мере надобности происходить постепенно. В результате длительной и регулярной тренировки все эти процессы переходят в автоматические, происходят сами собой, не требуя специального внимания. В начале работы над дыханием управление выдохом должно быть основным объектом внимания занимающегося.Кстати сказать, правильно организованный тренаж заметно увеличивает и объем дыхания (объем легких), но главное – он увеличивает “длину” дыхания – возможность произнесения большого отрезка речи без необходимости пополнения запаса воздуха в легких.

Читайте также:  Упражнения для трапециевидной мышцы шеи

Постановка дыхания – процесс сложный, требующий длительного времени и руководства специалиста.

Основные требования к тренировке дыхания:

1. При переходе от беззвучного выдоха к выдоху “озвученному” использовать средние, наиболее привычные ноты голоса.
2. При максимуме внимания к работе органов дыхания не допускать механически – бессмысленного чтения текстов.

Последовательность работы по постановке дыхания:

1. Упражнения на выработку умения управлять выдохом (тренировка равномерного выдоха).
2. Упражнения для тренировки мышц, участвующих в дыхании.
3. Упражнения на удлинение выдоха:

а) выдох на звуке (ф, ш, с, р), счет про себя;
б) выдох на повторении слога (ма, мо, му; да, до, ду);
в) выдох на повторении слова, близкого к использованному в предыдущих упражнениях слогу (мама, дуда и т.п.)
г) выдох на счете вслух;
д) упражнения на произнесение в два приема (с добором воздуха на паузе) двучленных пословиц и поговорок;
е) упражнения на чтение одной, двух, трех и четырех стихотворных строк на одном выдохе;
ж) упражнения на чтение нескольких стихотворных строк разной величины на одном выдохе;
з) упражнения на чтение небольшого (3-4 строки) абзаца прозаического текста на одном выдохе;
и) упражнения на чтение одной, двух, трех и т.д. стихотворных строк с большим количеством слогов (типа гекзаметра) на одном выдохе.

Упражнения 1 и 2 вырабатывают умение управлять работой мышц, участвующих в дыхании, а их дальнейшее укрепление и собственно тренировка достигаются в ходе выполнения системы упражнений 3.

Практические задания к теме “ Дыхание”

Тренинг № 1. Проверив, полностью ли свободно и покойно вы себя чувствуете, сделайте активный, плотный выдох на п – ф – ф – ф … Следите за равномерностью и управляемостью выдоха: не выпускайте воздух, не давайте ему выходить, а пропускайте, процеживайте его через активные, упругие губы. Стремитесь к тому. Чтобы сила выдоха была постоянной, для чего важно не выдохнуть большую часть запаса воздуха из легких в самом начале, т.е. не дать мышцам сразу же расслабиться.

Не тратьте на выдох весь запас воздуха, не выдувайте его через силу. Как только почувствуете, что для продолжения выдоха нужно прилагать дополнительные усилия, прекращайте его.

Не торопитесь сделать новый вдох, подождите, пока захочется вдохнуть. Вдохнув (только через нос!), на секунду задержите дыхание, замрите в этом положении, затем снова упруго, плотно выдохните на п – ф –ф –ф …

Тренинг № 2. Выдохните на п – ф – ф. Сделайте вдох на счет от одного до пяти таким образом, чтобы на счет 1 – 3 набрать воздух с помощью диафрагмы, на счет 4 добрать воздух с помощью расширения ребер, а на счет 5 подтянуть косые мышцы живота (принять положение “ смирно” – подтянуть живот).

После секундной фиксирующей задержки – выдох на п – ф .

Не стремитесь вдохнуть много воздуха, следите за тем, чтобы вдох был равномерным, плавным, без толчков. Толчкообразно происходит только сокращение косых мышц живота (на счет 5), но в это время вдох уже закончен. Толчок этот нужен лишь для того, чтобы воздух попал в верхушки легких и проветривал их.

а) выдох на п – ф; б) пауза; в) вдох на счете – 1,2,3 – диафрагма, 4 – межреберные мышцы, 5 – косые мышцы живота; г) задержка; д) выдох на п – ф.

Если вам не подчиняется диафрагма, надо потренировать ее отдельно. Спокойно лежа на спине, положите одну руку на границу между грудной клеткой и брюшной полостью и свободно подышите в этом положении. С помощью руки вы ощутите некоторый подъем, выпячивание живота при вдохе, вызываемое сокращением диафрагмы. Постарайтесь запомнить это ощущение для включения диафрагмы в работу и в положении сидя или стоя.

При неподчинении или слабой работе межреберных мышц их тоже следует потренировать отдельно. Для этого (в положении стоя) прижмите руки к нижним ребрам ладонями вперед, большими пальцами назад (руки в боки). Почувствуйте ладонями расширение грудной клетки при вдохе и, запомнив это ощущение, используйте его в упражнении для включения в работу межреберных мышц.

Во всех этих упражнениях, а также и в обычном, повседневном дыхании стремитесь к тому, чтобы выдох был примерно вдвое длительнее вдоха.

Тренинг № 3. После того как на предыдущих упражнениях добьетесь подчинения вашей воле мышц, участвующих в дыхании, упражнение из № 2 можно варьировать по той же схеме следующим образом:

а) выдох на п – ф;
б) пауза;
в) вдох на счете – 1,2,3 – диафрагма, 4 – межреберные мышцы, 5 – косые мышцы живота;
г) задержка на счете – 6 , 7. д) выдох на звуке ф, или с, или ш, или р, или м.

Варьировать вдох и задержку нет необходимости. Если иметь в виду конечную цель всех этих упражнений – процесс речи, – то надо вспомнить, что во время речи вдох обычно минимален по длительности, а задержка вообще мгновенна. Поэтому данное упражнение во всех его вариантах нужно нам лишь для овладения мышцами, для выработки навыка подчинять их работу нашей воле.

Тренинг № 4. Добившись активной и продуктивной работы мышц, можно перейти к освоению вдоха, достаточно глубокого, но короткого.

Глубина вдоха является непроизвольным следствием полноценного выдоха. Для того чтобы вдох сделать коротким, необходимо все мышцы, которые мы тренировали до сих пор раздельно, приучить работать одновременно.

Поэтому схема последующих упражнений будет выглядеть так:

а) выдох на п – ф;
б) пауза; в) вдох (короткий, на счет “раз”);
г) задержка (тоже короткая, на счет “ два”);
д) выдох на произнесении слогов ма, мо, му; да, до, ду и т. п.

Для самопроверки надо положить одну руку на диафрагму, а другую на нижние ребра и следить за тем, чтобы все мышцы активно работали. Поскольку сокращение косых мышц живота “перекрывает” внешне заметные последствия работы диафрагмы, то при вдохе с помощью руки, лежащей на диафрагме, вместо выпячивания ощущается лишь толчок и некоторое втягивание живота как следствие сокращения мышц брюшного пресса.

Последующие варианты данного упражнения – выдох на повторении слов мама, дуда, дома, мода и т. п. После этого можно перейти к выдоху на счете вслух.

Считать нужно достаточно громко, отчетливо произнося звуки и следя за тем, чтобы в короткие паузы между произнесением слов счета не происходило ни выдохов, ни вдохов.

Тренинг № 5. Чтение пословиц и поговорок с расчленением их на две части.

После выхода на п-ф и паузы сделайте короткий вдох и прочитайте первую часть пословицы или поговорки; после этого снова короткий вдох и чтение второй части. Если в легких остался значительный запас воздуха, сделайте вывод на п-ф и после паузы, вдоха и задержки на “раз” прочитайте пословицу в одном выдохе целиком. Если после чтения второй части пословицы потребности в выдохе не ощущается, сразу делай короткий вдох и после задержки читайте пословицу целиком.

Где цветок, там и медок.
Кончил дело – гуляй смело.
Ум хорошо, а два лучше.
Повторенье – мать ученья.
Жить – Родине служить. Труд – лучший учитель жизни.
Берись дружно – не будет грузно.
Без дела жить – только небо коптить.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Была бы твердая воля – и гора превратится в поле.

Читайте также:  Упражнения для подготовки гимнастов

Тренинг №6. Чтение пословиц и поговорок на одном выдохе.

После выхода на п-ф, паузы, вдоха и задержки на “раз” читайте пословицу целиком. Затем снова вдох, задержка и чтение пословицы (той же или следующей, если чтение предыдущей не вызывает никаких трудностей). В случае затруднений читайте сначала по частям, а потом целиком.

За край родной иди бесстрашно в бой.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Книга для ума – теплый дождь (дощ) для всходов.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Рощи да леса – всему краю краса.
Дружба и братство – дороже богатства.
Где охота и труд, там поля цветут.

Тренинг №7. Чтение предложения на одном выдохе.

Выполняется аналогично предыдущему заданию. В случае затруднения на середине предложения можно также делать добор дыхания; в доборе воздуха участвует только диафрагма.

Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Пушкин.)

И песня, и стих – это бомба и знамя. (Маяковский.)

Дети разных народов, мы мечтою о мире живем. (Ошанин.)

Тренинг №8. Чтение стихотворной строки на одном выдохе.

После обычного выдоха на п – ф, паузы, короткого вдоха и задержки на “раз” читайте строку стихотворения, делайте добор дыхания и читайте следующую строку. После каждых четырех строк делайте полноценный вдох. Если после четвертой строки в легких остался излишек воздуха, сначала сбросьте его на п – ф, а потом делайте вдох межреберными мышцами и диафрагмой одновременно.

После построчного чтения прочитайте выразительно стихотворение целиком.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
“С добрым утром!” (Есенин)

Тренинг №9. Чтение прозаического текста по предложениям. Выполняется аналогично предыдущему заданию, только на одном выдохе читается предложение, а после добора воздуха – следующее. После чтения всего отрывка (и удаления излишка воздуха из легких на п – ф) сделайте полноценный вдох. Самые большие предложения в тексте отрывка сначала прочитайте по частям (пауза для добора дыхания отмечена вертикальной чертой, а затем целиком.

В деревнях всюду появились большие стаи грачей. Зиму грачи провели на юге. Они очень спешили на родину / и в хорошую погоду делали перелеты по сотне километров в день. В пути их настигла сильная метель. Десятки, сотни слабых птиц выбились из сил и погибли в пути.

Первыми долетели самые сильные. Теперь они отдыхают. Они важно расхаживают по дорогам / и усердно ковыряют крепкими носами землю. (Бианки. Грачи открыли весну.)

Сначала прочитайте текст про себя, а потом вслух. Предложения, состоящие из двух частей, разделенных тире, читайте сначала по частям, а затем целиком. Прочитав по предложениям, читайте выразительно всю сказку.

Вышел старик – годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз – и полетели пернатые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик – годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали жать рожь.

Махнул старик – годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпались частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев; каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым – светло, махнет другой – станет темным – темно.

(Даль. Сказка – загадка “Старик – годовик”.)

Тренинг №10. Чтение двух стихотворных строк на одном выдохе. Добор воздуха делается после каждых двух строк. После каждых восьми строк – сброс излишка воздуха и обычный вдох.

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя и крутясь колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка – и звук ее слов
Долетела до крутых берегов.

И пела русалка: “На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада,
Там хрустальные есть города;
И там на подушке из ярких песков
Под тенью густых тростников
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витяь чужой стороны…”
(Лермонтов. Русалка.)

Чтение поочередно двух и трех стихотворных строк на одном выдохе.

На паузе – \ – делается добор воздуха, на более длительной паузе – // – (после каждых пяти строк) делается вдох.

Ласточки пропали,
А вчера с зарей
Все грачи летали /
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.//
С вечера все спится,
На дворе темно, /
Лист сухой валится, Ночью ветер злится
Да стучит в окно… //
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад! /
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.// (Фет. Осень.)

Тренинг №11. Чтение возрастающего количества строк стиха на одном выдохе.

После каждой части, отделенной паузой, сбрасывайте излишек воздуха (при его наличии) и делайте вдох.

Вот дом,
Который построил Джек./
А это пшеница,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек./
А это веселая птица – синица,
Которая ловко ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек,/

Вот кот,
Который пугает и ловит синицу,
Которая ловко ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек./
(Маршак. Дом, который построил Джек.)

Тренинг №12. Чтение абзаца прозаического текста на одном выдохе.

После каждого абзаца делайте вдох. При наличии излишка воздуха предварительно сбросьте его на п – ф.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: “ Сломайте!”

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке.

– Так – то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит.

(Л. Толстой. Отец и сыновья.)

Последовательное чтение одной, двух и т. д. стихотворных строк большого размера на одном выдохе.

При чтении стихотворения после каждой строки делайте добор воздуха, а после четырех – вдох. Затем прочитайте стихотворение, делая добор воздуха в середине (после двух строк), а

в конце – вдох. Сделав добор воздуха после первой строки, прочитайте на одном выдохе оставшиеся три, потом – вдох и прочитайте на одном выдохе все четыре строки.

Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,
Строен, легок и могуч, – тешится быстрой игрой!
Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин, клянуся,
Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать.

(Пушкин. На статую играющего в свайку.)

Аналогично предыдущему упражнению прочитайте первые четыре строки стихотворения (на одном выдохе – сначала по строке, потом по две строки, затем одну и три и, наконец, все четыре). После этого таким же образом прочитайте следующие четыре строки, после чего (так же) – последние четыре строки.

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль Утихла ли метель
Пороша есть иль нет И можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;
Глядим на бледный снег прилежными глазами;
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,
Двух зайцев протравив, являемся домой.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector