Движение являющееся основой упражнения

Постановка техники упражнения или построение двигательного навыка?

Тренировочный процесс начинается с овладения тренировочными средствами. То, каким образом тренер подходит к данному вопросу, в значительной степени определяет его эффективность в долгосрочной перспективе.

Эффективность работы тренера складывается из многих составляющих: правильная оценка состояния опорно-двигательного аппарата и уровня общей и специальной физической подготовленности, формулирование целей, составление и последующая корректировка тренировочной программы на основании обратной связи от атлетов и учеников, – и это далеко не все.

Однако на этапе начала непосредственно тренировочного процесса эффективность тренера напрямую зависит от того, как быстро атлет овладеет техникой тренировочного средства хотя бы на уровне безопасного выполнения – в противном случае, использовать данное средство для тренировки опасно и бессмысленно.

Из всех тренировочных средств самые простые в этом план – упражнения на тренажерах. Ограниченные степени свободы исключают необходимость тонкой межмышечной координации и позволяют избежать обучения как такового. «Садись и делай уот-так-уот». Однако именно по этой причине изолированные упражнения, выполняемые на тренажерах, имеют крайне ограниченный потенциал развития координации и, как следствие, не могут удовлетворить требованиям достижения общей физической подготовленности.

Потому наш выбор – сложные, многосуставные тренировочные средства, позволяющие развивать силу, скорость, выносливость, быстроту и гибкость. Циклические и ациклические локомоции, переместительные действия и упражнения с отягощением весом собственного тела. Комплексные акты, представляющие собой сложные двигательные задачи как для опорно-двигательного аппарата, так и для центральной нервной системы, управляющей им.

Каким именно образом мы, тренеры, учим подопечных выполнять подобные сложные двигательные действия – вот где «скрыт дьявол»!

Мы учим тренируемых технике определенного упражнения, так? Или мы формируем у тренируемых двигательный навык? – Ответ на оба вопроса зависит от нашего намерения, а наше намерение определяет нашу профессиональную эффективность как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Техника упражнения – это способ выполнения конкретного упражнения с конкретным инвентарем. К примеру, становая тяга со штангой имеет определенную технику. Вот пример техники становой тяги:

ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:

  • Ноги примерно на ширине таза
  • Вес на пятках
  • Спина прогнута и напряжена
  • Плечи немного спереди грифа
  • Гриф находится в контакте с голенями
  • Руки полностью выпрямлены
  • Симметричный хват сбоку от коленей, достаточно широкий для того, чтобы не пересекаться с коленями

ВЫПОЛНЕНИЕ:

  • Движение идет от пяток
  • Пока разгибаются ноги, плечи и таз поднимаются с одинаковой скоростью
  • Как только штанга проходит колени, начинает разгибаться таз
  • Гриф остается в контакте с ногами в течение всего движения
  • Голова в нейтральном положении
  • При опускании штанги вниз таз двигается назад, плечи немного выдвигаются вперед, ноги остаются выпрямленными в коленях
  • Как только штанга опускается ниже колен, а торс находится под правильным углом, сгибаются ноги, и штанга возвращается в исходное положение

И тут же необходимо указать на важный момент: Техника выполнения упражнения описывает двигательный состав движения, но НЕ является наилучшей пошаговой инструкцией для обучения подопечных.

Что будет, если вы захотите научить человека писать свое имя, который в жизни ни разу не изображал никаких рукописных знаков, и начнете так: «Жора, возьми ручку и зажми ее между указательным, средним и большим пальцами руки. Размести латеральную сторону ладони на листке, чтобы создать опору для ровного письма. Напиши прописную букву Ж, слева направо выведя дугу на три четверти окружности, продолжая движение от нижней части дуги вправо снизу вверх под углом в 30-40 градусов проведи черту до горизонтального уровня, ограничивающего вершин дуги…» Человек наверняка что-то нарисует, но будет ли это похоже на его имя? Мы с вами учились писать в детстве, и наверняка все помнят, что начиналось все с простых палочек, точек, кружочков и только много позже мы могли написать свое имя прописью.

А теперь давайте представим человека, который едва ли может локализовать таз и дифференцировать его ширину от ширины плеч, имеет сниженный тонус мышц спины и адаптационные изменения осанки, человека, у которого слово «тяга» ассоциируется только с силой тяги кухонной вытяжки.

Вы, как тренер, обучаете его технике выполнения становой тяги и говорите ему «встать так, чтобы стопы были на ширине таза и под грифом, опуститься вниз так, чтобы голени коснулись грифа, при этом взяться за гриф полностью распрямленными руками симметричным хватом чуть шире ширины ног, спина прогнута, голова в нейтральном положении, голени практически вертикальны, а мышцы задней поверхности бедра натянуты».

  • Сейчас-то я тебя быстренько научу тяге, – думаете вы.
  • При чем тут кухонная вытяжка? – Думает подопечный.

Он опускается в указанное положение, голени согнуты слишком сильно, таз – слишком низко, спина согнута дугой. Вы корректируете его командами «уведи колени назад», «подними таз выше», «прогни спину», «держи голову нейтральной», «распрями руки в локтях», и т.д. и т.п. Подопечный краснеет, начинает потеть, старается изо всех сил и все чаще поглядывает на вас с немой мольбой в глазах.

На некоторых людях подобный метод обучения, безусловно, сработает. На некоторых – не сработает совершенно. И не потому, что человек – безнадежный идиот, который не отличает «согнутую» спину от «прогнутой». Просто ему слишком многими процессами нужно управлять сознательно, а «многозадачность» сознания, как известно – понятие очень смутное.

Вы, казалось бы, просто ставите человека в стартовое положение. Но эта статическая позиция требует мышечного усилия, иррадиация нервных импульсов приводит к напряжению даже тех мышц, которые не участвуют в сохранении позы и затрудняет дыхание, афферентная импульсация от всех систем организма переполняет и «подвешивает» ЦНС. Человек в этом случае буквально выживает, а не обучается технике упражнения. Эффективность ваша, как тренера, тем временем тает вместе с надеждой научить человека тяге.

Еще раз повторюсь: Техника выполнения упражнения, описывая двигательный состав движения, НЕ является наилучшей пошаговой инструкцией для обучения упражнению.

Вам необходимо разложить движение на палочки-точки-кружочки, не в порядке последовательности реализации двигательного состава, но в порядке «удобоваримости» для ЦНС.

Со становой тягой оптимальная с точки зрения «удобоваримости» для ЦНС последовательность обучения может выглядеть примерно так:

  • обучение напряжению мышц спины для фиксации позвоночника в нейтральном положении;
  • обучение наклону вперед за счет сгибания бедер в тазобедренных суставах при сохранении спины в нейтральном положении;
  • обучение изолированному сгибанию голеней в коленных суставах при фиксации угла наклона корпуса относительно поперечной плоскости;обучение принятию исходного положения, соблюдая все вышеперечисленное;
  • обучение полному движению со штангой в руках;
  • обучение правильному дыханию.
Читайте также:  Анатомия силовых упражнений фредерик делавье аудиокнига

Таким образом, спокойно продвигаясь от простого к сложному и усложняя движение лишь тогда, когда атлет закрепился на предыдущей ступени, вы гораздо быстрее сможете научить человека выполнять данное движение безопасно, и начать работать над эффективностью.

Но надо понимать несколько моментов:

  • Упражнение, техника которого изучается, представляет собой конкретную двигательную задачу.
  • Техника выполнения «классической» становой тяги отличается от техники тяги «трэп»-грифа, тяги в стойке сумо, подъема с пола мешка, представляя собой разные двигательные задачи.
  • Роднит между собой эти двигательные задачи то, что они относятся к одному навыку – навыку безопасного для позвоночника перемещения отягощения с пола до уровня пояса преимущественно за счет разгибания бедер в тазобедренных суставах.

Двигательный навык – это способность решать класс двигательных задач (Н.А. Бернштейн).

Обучая ученика, атлета, клиента какому-либо упражнению, подумайте, что роднит это упражнение с другими; что в этом упражнении самое важное и универсальное; какой функциональный перенос может это упражнение иметь. И попробуйте начать обучение с этого «самого важного», а не с деталей, отличающих его от других двигательных задач. Разница в эффективности обучающего процесса вас гарантированно порадует. И эта разница тем заметнее, чем сложнее рассматриваемое тренировочное средство.

К тому же, с точки зрения долгосрочной тренерской эффективности целесообразнее сосредотачивать усилия на том, чтобы формировать у атлета двигательные навыки различного рода. Навык не зависит от вида и качества инвентаря, от настроения или атмосферного давления, от формы реализации в конкретной двигательной задаче. Напротив, навык позволяет адаптировать технику выполнения под конкретные условия. Навык позволяет не только безопасно поднимать тяжести в спортивном зале, но и поднять племянника-акселерата на руки, не боясь сорвать спину, и писать не только печатными буквами на заборе, но и каллиграфией на листе.

Источник

Основы обучения движениям

Харис Ягъфарович Каримов , учитель физической культуры
Республика Татарстан, Балтасинский район, с.Карелино, ул.Г.Тукая, д.13

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Основы обучения движениям

Любому учащемуся помимо индивидуальных и высококлассных навыков следует иметь крепкое состояние здоровья и физическую подготовку. Основную роль в решении данной проблемы представляет развитие здорового образа жизни.

Актуальность данной работы состоит в том, что приобщение молодого поколения к физической культуре — существенное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Совместно с обширным развитием и последующим совершенствованием организованных форм уроков физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями: здоровье и обучение студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче состояние здоровья студента, тем продуктивнее обучение, по-другому конечная цель обучения теряет подлинный смысл и значимость.

Чтобы учащиеся успешно приспособились к условиям обучения в учебном заведении, сберегли и укрепили состояние здоровья за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и систематическая оптимальная двигательная активность. Целью данной работы является изучение основ движения, исследование атлетической гимнастики и составление комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть основы обучения движения;

выделить основные этапы обучения;

изучить основы атлетической гимнастики;

рассмотреть основы самостоятельных занятий;

составить комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики.

1 Основы обучения движениям. Этапы обучения

При обучении двигательным действиям устанавливается цель довести до определенной степени безупречности двигательные умения, способности и связанные с ними познания.

Определим понятия “двигательное умение” и “двигательный навык”, для того чтобы исключить неурядицы, когда эти определения неверно используются как синонимы.

Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), прослеживается неустойчивое решение двигательной задачи.

В ходе неоднократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции делаются все наиболее привычными, осваиваются и со временем автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.

Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) совершается автоматически и действия отличаются надежностью.

Прочный двигательный навык сберегается в течение многочисленных лет. Классический пример: обучившись ездить на велосипеде либо плавать, а это трудные двигательные навыки, разучиться уже нельзя.

Основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский весьма высоко оценивал значимость навыков в жизни человека. Он сказал, что в случае если бы человек не имел способностей к навыку, то не мог бы продвинуться ни на одну ступень в собственном развитии, и оно постоянно задерживалось бы бесчисленными трудностями, какие возможно преодолеть только лишь навыком, освободив ум и волю с целью новейших работ и свершений.

Процесс обучения двигательному действию содержит три этапа:

Первый этап – знакомство, начальное разучивание движения.

Целью первого этапа является обучение основам техники двигательного действия.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

создать общее представление о двигательном действии;

научить элементам техники двигательного действия;

сформировать общий ритм двигательного акта;

предупредить или устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.

Общее представление о двигательном действии создается с помощью демонстрации разучиваемого движения и акустической демонстрацией (ритма движения).

Выполняя двигательное задание впервые, разумно разучивать движения по частям и с помощью подводящих упражнений.

В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном занятии. Но длительные перерывы в занятиях на первом этапе больше задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых двигательных рефлексов.

Второй этап – углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.

Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения.

Основные задачи этого этапа:

понять закономерности движений действия;

уточнить технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;

усовершенствовать ритм выполнения движения;

Читайте также:  Voyage journey trip travel excursion упражнения

создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Техника устанавливается в ходе неоднократных повторений. По мере её освоения возрастает число движений, исполняемых автоматически. С повышением автоматизации движений увеличивается количество повторений упражнения. Однако на данном этапе при совершенствовании качества выполнения действия в целом возможны кратковременные смещения в худшую сторону, которые со временем происходят все реже и реже.

Второй этап обучения завершается в тот момент, когда занимающийся обучился верно выполнять главную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Непосредственно в это время необходимо переходить к следующему этапу обучения.

Третий этап – развитие двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.

На базе двигательного умения создается двигательный навык.

Чтобы достигнуть цели – добиться совершенного владения двигательным действием в различных обстоятельствах его использования, следует применять методы как с целью укрепления разучиваемого упражнения, так и с целью его вероятного варьирования.

Этот этап способен продолжаться весьма долгое время в ходе занятия высококвалифицированных спортсменов, так как перемена уровня развития физических качеств потребует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным характеристикам.

зафиксировать навык и улучшать технику движения, для того чтобы увеличить достижения (результат). Для этого со временем увеличиваются требования к результату без нарушения техники двигательного действия;

избирательно улучшать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;

улучшать технику двигательного действия в необычных обстоятельствах, т.е. повышать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном состоянии, на фоне сильного утомления, психологической напряженности; усложняются задания (подключаются вспомогательные движения) или, напротив, условия его выполнения упрощаются;

упростить технику движения. Познакомиться с прикладными методами его выполнения, когда используются варианты этого движения из бытовой, производственной либо военной практики (плавание в военном обмундировании и т.п.).

Успех либо провал студентов в изучении упражнений зависит от уровня формирования у них тех качеств, которые считаются ведущими при освоении двигательного действия. Таким образом, необходима самостоятельная работа отстающих студентов над развитием данных физических качеств.

2 Атлетическая гимнастика. Основы самостоятельных занятий

Атлетическая гимнастика — это комплекс физических упражнений, который развивает силу, в сочетании с разносторонней физической подготовкой. Занятия атлетической гимнастикой развивают силу, выносливость, ловкость, формируют гармоничное телосложение.

Развитие силы достигается выполнением следующих специальных силовых упражнений:

упражнения с гантелями (масса 5 — 12 кг): наклоны, повороты, круговые движения туловищем, выжимание, приседание, опускание и поднимание гантелей в различных направлениях прямыми руками, поднимание и опускание туловища с гантелями за головой, лежа на скамейке;

упражнения с гирями (16, 24, 32 кг): поднимание гири к плечу, на грудь, одной и двумя руками, толчок и жим одной и двух гирь, рывок, бросание гири на дальность, жонглирование гирей;

упражнения с эспандером: выпрямление рук в стороны, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах из положения стоя на рукоятке эспандера, вытягивание эспандера до уровня плеч;

упражнения с металлической палкой (5—12 кг): рывок различным хватом, жим стоя, сидя, от груди, из-за головы, сгибание и выпрямление рук в локтевых суставах;

упражнения со штангой (масса подбирается индивидуально);

подъем штанги к груди, на грудь, с подседом и без подседа;

приседания со штангой на плечах, на груди, за спиной;

жим штанги лежа на наклонной плоскости, скамейке; толчок штанги стоя, от груди, то же с подседом;

повороты, наклоны, подскоки, выпрыгивания со штангой на плечах;

классические соревновательные движения: рывок, толчок;

различные упражнения на тренажерах и блочных устройствах, включая упражнения в изометрическом и уступающем режимах работы мышц.

При выполнении упражнений с тяжестями и на тренажерах нужно следить за тем, чтобы не было задержки дыхания. Оно должно быть ритмичным и глубоким. Каждое занятие следует начинать с ходьбы и медленного бега, затем переходить к гимнастическим упражнениям для всех групп мышц (разминка).

После разминки необходимо выполнить комплекс атлетической гимнастики, включающий упражнений для плечевого пояса и рук, для туловища и шеи, для мышц ног и упражнения для формирования правильной осанки.

В последней части осуществляется медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление с глубоким дыханием.

Чтобы провести разностороннюю физическую и функциональную подготовку, в занятия необходимо включать подвижные и спортивные игры, легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания), плавание, ходьбу и бег на лыжах и т.п.

Атлетическая гимнастика полезна как мужчинам, так и женщинам. С ее помощью укрепляются опорно-двигательный аппарат и мышечная система. Особенно полезны женщинам упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна. Используя упражнения, можно обеспечить стройное, пропорционально развитое телосложение, уменьшить или увеличить массу тела.

К средствам атлетической гимнастики следует отнести шесть групп гимнастических упражнений, отличающихся характером и условиями выполнения:

Первая группа – упражнения без отягощений и предметов, связанные с преодолением сопротивления собственного веса тела (звена);

Вторая группа – упражнения на снарядах массового типа и гимнастического многоборья;

Третья группа – упражнения с гимнастическими предметами определенной конструкции и тяжести (мячи, палки, амортизаторы и т.п.);

Четвертая группа – упражнения со стандартными отягощениями (гантели, гири, штанга);

Пятая группа – упражнения с партнером (в парах, тройках);

Шестая группа – упражнения на тренажерах и специальных устройствах.

Для обеспечения действенного эффекта силовой тренировки и управления тренировочным процессом можно выделить вспомогательную группу упражнений, в которую входят: физические упражнения, сопутствующие силовому развитию (на гибкость, ловкость, быстроту), для двигательного переключения и активного отдыха, на растягивание и расслабление.

Ценность атлетической гимнастики и для общества, и почти для каждого конкретного человека гораздо выше, чем гимнастики спортивной и художественной вместе взятых и, тем более, гимнастики силовой, то есть тяжелой атлетики.

3 Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики

Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами.

Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы утреней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления). Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером и резиновым жгутом, с мячом (элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол с небольшой нагрузкой).

Читайте также:  Интерактивные упражнения по нем яз

При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К окончанию выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным.

Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних величин.

Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук (5—7 мин) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.

Пример комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики:

Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, перейти на бег.

Длительность упражнения 1-3 минуты. Следить за дыханием и осанкой.

Исходное положение – основная стойка.

на 1-2 – руки вверх, правую ногу назад на носок (вдох);

на 3 -4 – исходное положение (выдох);

Повторить 6 – 8 раз в медленном темпе.

Исходное положение – ноги врозь, руки на пояс.

на 1 – 2 – наклон вправо, руки вверх (выдох);

на 3 -4 – исходное положение (вдох);

поменять наклон влево.

Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

Исходное положение – ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс.

на 1 – присед, руки вперед (выдох);

на 2 – исходное положение (вдох).

Повторить 8-12 раз в среднем темпе.

Исходное положение – ноги врозь, руки на пояс.

на 1 – наклон вперед, правой рукой коснуться левого носка – выдох;

на 2 – исходное положение (вдох);

3 -4 – наклон вперед, левой рукой касаясь правого носка.

Повторить 8-10 раз в среднем темпе.

Исходное положение – ноги врозь, руки перед грудью.

на 1 – 2 – два рывка назад согнутыми руками;

на 3 – 4 – с поворотом туловища вправо два рывка назад прямыми руками;

на 5 – 8 – то же в другую сторону.

Повторить 6-8 раз в среднем темпе. Дыхание произвольное.

Исходное положение – упор лежа.

на 1-2-согнуть руки;

на 3 – 4 – исходное положение.

Повторить 6 – 10 раз в среднем темпе. Дыхание произвольное.

Исходное положение – руки на пояс.

Прыжки на месте. Выполнить 30-40 прыжков. Дыхание произвольное.

Ходьба на месте с постепенным замедлением темпа. Длительность упражнения 1 минута.

В данной работе были выполнены все поставленные цели и задачи.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:

Первый этап – ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель – обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме.

Второй этап – углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения. Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения.

Третий этап – формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства. Цель – добиться совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения, необходимо применять методы как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования.

Атлетическая гимнастика—это система физических упражнений, развивающих силу, в сочетании с разносторонней физической подготовкой. Занятия атлетической гимнастикой способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, формируют гармоничное телосложение.

Развитие силы обеспечивается выполнением следующих специальных силовых упражнений:

упражнения с гантелями (масса 5 — 12 кг);

упражнения с гирями (16, 24, 32 кг);

упражнения с эспандером;

упражнения с металлической палкой (5—12 кг);

подъем штанги к груди, на грудь, с подседом и без подседа;

приседания со штангой на плечах, на груди, за спиной;

жим штанги лежа на наклонной плоскости, скамейке;

толчок штанги стоя, от груди, то же с подседом;

повороты, наклоны, подскоки, выпрыгивания со штангой на плечах;

классические соревновательные движения;

различные упражнения на тренажерах и блочных устройствах, включая упражнения в изометрическом и уступающем режимах работы мышц.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы утреней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления). Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером и резиновым жгутом, с мячом (элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол с небольшой нагрузкой).

А также был составлен комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики, состоящий из девяти упражнений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Гигиена физической культуры и спорта. Учебник [Электронный ресурс] / СпецЛит, 2010.

Гилазиева, С. Р. К вопросу об индивидуальной потребности в физической активности [Электронный ресурс] / Гилазиева С. Р., Симоненков В. С. // Вестник Оренбургского государственного университета, 2016. – № 1. – С. 9-15.

Козырева О. В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Козырева О. В., Иванов А. А. – Советский , 2010.

Ляпкало, К. Л. Развитие познавательных ценностей студентов колледжа физической культуры / К. Л. Ляпкало // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2013. – № 4. – С. 54-57. – Библиогр.: с. 57 (3 назв.).

Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. – 144 с.

Мусакаев, М. Б. Инновационные направления в подготовке специалистов по физической культуре в условиях позиционирования на современном рынке услуг / М. Б. Мусакаев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2013. – № 2. – С. 10-13. – Библиогр.: с. 13 (4 назв.).

Физическая культура. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Вышэйшая школа, 2011.

Чеснова Е. Л. Физическая культура. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Чеснова Е. Л. – Директ-Медиа, 2013.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector