Дуть это дыхательное упражнение

Дыхательные упражнения для оздоровления легких

Многие медики говорят о том, что одним из профилактических действий для предотвращения пневмонии, астмы и других респираторных заболеваний является дыхательная гимнастика. Такие упражнения могут быть полезны и после перенесенной болезни для более быстрого восстановления здоровья.

Почему дыхательные упражнения помогают? Здоровые легкие наполняются и опустошаются в одинаковой мере. Но недостаток физической нагрузки, пребывание в душных помещениях и перенесенные болезни со временем приводят к тому, что легкие наполняются нормально, а опустошаются не полностью. Оставшийся воздух застаивается, провоцирует развитие воспалительных процессов, а также не дает новому воздуху полностью наполнить легкие.

Дыхание с сомкнутыми губами

Одно из самых простых упражнений, которое помогает легким правильно наполняться и опустошаться – это дыхание с сомкнутыми губами.

Нужно принять удобное сидячее положение, расслабить плечи, глубоко вдохнуть через нос, надувая при этом живот, а выдох сделать через рот. Губы в этот момент сомкнуты, воздух через них проходит с давлением. Примерно так, как будто вы дуете на что-то с силой. Выдох должен быть в два раза длиннее вдоха. Живот при выдохе втягивается.

Это упражнение помогает восстановить кислородное насыщение легких, полностью их опустошить. Его можно использовать, если вы почувствовали одышку. Такое упражнение хорошо работает и для снижения стресса и тревожности.

Глубокое диафрагменное дыхание

Это упражнение можно делать после пробуждения и перед сном прямо в кровати.

Следует положить одну руку на живот, а другую – на грудь, чтобы контролировать процесс дыхания. Подниматься и опускаться должен только живот, а грудь должна находиться в спокойствии.

Также как и в предыдущем упражнении, вдох происходит через нос, а выдох через рот. Выдох можно делать как со слегка сомкнутыми губами, так и через раскрытый рот, сопровождая выдох мягким звуком “ха-а”.

При вдохе легкие максимально наполняются воздухом, а при длинном выдохе должно быть ощущение полного опустошения легких. Можно сделать небольшую задержку дыхания между выдохом и вдохом.

Дыхание с дополнительным напряжением

Следующее упражнения выполняется вместе с физической деятельностью. Выберите любое упражнение, которое вам несложно делать, но которое все-такие требует небольшого напряжения. Например, подьем небольших гантелей, приседания, отжимание с колен и т.д.

Вдох осуществляется через нос, выдох через сомкнутый рот. Суть упражнения в том, что нужно синхронизировать выдох с самой напряженной частью физического упражнения. То есть выдох происходит в момент поднятия гантели, при выпрямлении ног во время приседания, при подъеме во время отжимания.

Кашляющий выдох

Как и в упражнениях выше, в этом вдох происходит через нос, а выдох через рот. Рот при этом открыт. Выдох делится на три равных сильных выдоха со звуком “ха”. Вы как будто слегка покашливаете.

Это упражнение помогает стимулировать естественное очищение легких и препятствует застою воздуха и мокроты.

Другие советы для здоровья легких

  • Несколько раз в день проветривать помещение
  • Проводить регулярную влажную уборку
  • Пылесосить не только пол, но и мебель, и матрас на кровати
  • Гулять на свежем воздухе
  • Заниматься спортом
  • Не курить
  • Употреблять продукты, снижающие воспалительные процессы
  • Использовать очистители и увлажнители воздуха

Информация в статье носит ознакомительный характер. Могут иметься противопоказания, проконсультируйтесь со специалистом

Источник

Дыхательные упражнения в игровой форме
консультация по логопедии по теме

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Скачать:

Вложение Размер
dykhatelnye_uprazhneniya_v_igrovoy_forme.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательные упражнения в игровой форме

В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим авторы коррекционных методик по устранению тяжелых нарушений речи значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов, А.Г. Ипполитова, 3.А. Репина, М.Е. Хватцев).

Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).

Нарушение иннервации мышц периферического речевого аппарата плохо отражается на функциональных свойствах дыхательной системы. Выдох становится неплавным и непродолжительным, голос слабым, тихим, немодулированным. Всё это влияет на разборчивость речи ребенка. Поэтому одной из первостепенных задач в общей системе нормализации произносительной стороны речи детей с нарушениями речи является развитие речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности . Логопеды дошкольных учреждений уделяют пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая артикуляция являются основой для звучного голоса.

Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания . Параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»;

– выдох происходит плавно, а не толчками;

– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

– выдыхать следует, пока не закончится воздух.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2–3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20–40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Логопед показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

– Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.

Логопед дует на бабочек.

– Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».

Логопед предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

– Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры: Логопед выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

– Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер – разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер – подуем на листья!

Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

– Все листики на земле. Давайте соберем листочки в ведерко.

Логопед и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Логопед раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

– Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.

Ход игры: Игру проводят на воздухе – на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.

– Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно – чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.

Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.

Цель : развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:

– Давай сделаем ветер – подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее – вертушка вертится быстрее.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2–3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Логопед предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

– Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!

В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: птичье пёрышко.

Ход игры: Подбросьте пёрышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на пёрышко снизу вверх.

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.

– Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши – птичка, а у Вани – олень. Давайте устроим лесной концерт – каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!

Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Таким образом, рассматривая речевое дыхание – как фундамент для формирования устной речи, можно сказать, что благодаря развитию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями закрепляется энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; обеспечивается комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание, формируется правильное дыхание в наиболее сжатые сроки и без ущерба, и с пользой для психофизического здоровья ребенка.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ для дошкольников

Ребята делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»)

«Подуй на пальцы»

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….

И качает так листок – ф-ф-ф….

Выдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…

И качает так листок – ф-ф-ф…

Дует ветерок, качаются листочки

И поют свои песенки.

На веточках сидят,

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произносят «А – ах!»

В апреле, в апреле луга запестрели.

С прогулки букеты приносим в апреле.

Крапивы немного домой притащи –

Пусть бабушка сварит зеленые щи.

И.п. – стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц. Повторить 3-4 раза. Упражнение совпадает сопротивление на выдохе.

Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з…»

Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струей.

Мишка наш совсем здоров-

Даже танцевать готов.

Ну и веселье у куклы и Мишки

Полечку пляшут без передышки.

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее, шарик!

Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш..»

Как подул Деде Мороз –

В воздухе морозном

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звезды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Дети кладут руку на живот и делаю через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш».Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произнести длительный выдох.

Эй, мышонок, посмотри,

Звать к себе, помахивая кистями.

Мы пускаем пузыри:

Синий, красный, голубой.

Перед называнием каждого цвета, сильно надуть щеки и быстро выдохнуть.

Выбирай себе любой!

Легко взмахивают кистями рук.

Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж». В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: «Ам!»

Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.

После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых – пых», энергично работая мышцами живота.

Встретил в чаще еж ежа.

И пошли домой дрожа,

Съежась, сгорбясь, два ежа.

Дети указательные пальцы приставляют к голове («рога»), делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут «му – у…», стараясь, чтобы звук был ровным.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

В данной консультации подобраны различные игры для развития речевого дыхания, которое играет большую роль в воспи­тании правильной речи.Вызывая по­ложительные эмоции, такие игры-упражнения повыш.

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вы.

Учим детей выполнять дыхательную гимнастикуКак ваш ребенок дышит, когда говорит? Понаблюдайте за ним: нет ли быстрых коротких вдохов посередине фразы или слова, не прерывают ли речь частые вздохи, не .

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный равномерный вдох у детей, формируют сильную воздушную струю чер.

Источник

Читайте также:  Статические упражнения для армрестлинга
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector