Допишите вторую часть фразеологизма упражнение 72

Допишите вторую часть фразеологизма​

Ответы

1. Девочка писала очень некрасиво, как курица лапой. 2. Малыш был таким красивым, что глаз не оторвать. 3. В субботу мы работали, сложа руки. 4. Мы поняли друг друга, потому что нашли обший язык. 5. Мальчик шёл быстро, сломя голову. 6. Она работала, спустя рукава.

Сделала как смогла, не судите строго

1. Невзирая на лица
2. Два сапога пара
3. Буря в стакане воды
4. Топтаться не месте
5. Кусать локти
6. Не мудрствуя лукаво
7. Зарубить себе на носу
8. Как две капли воды
9. Сулить золотые горы
10. Еле еле душа в теле

(Или я не понял о чём ты. )

4-не взирая на лица, два сапога пара, бить баклуши, зарубить себе на носу

7-а) Деепричастие- неизменяемая глагольная форма, примыкающая в предложении к глаголу, отглагольное наречие.

б) Односоставное предложение- предложение, имеющее только один главный член;

9- а) Прочитанная—причастие, образовано от глагола прочитать. Именительный падеж единственного числа мужского рода. страдательное время, совершенный вид. единственное число.

б) Советуя— деепричастие. Начальная форма: советовать неизменяемая форма, несовершенный вид, настоящее время; Синтаксическая роль-

Источник

«Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся начальных классов о значении фразеологизмов». (Дополнительный материал)
материал по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему

· Обогащение речи детей фразеологизмами, усвоение их значений и особенностей употребления;

· Активизации словаря младших школьников, употребления ими фразеологизмов в собственных текстах (изложения, сочинения);

· Составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом, подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста, подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.

· Формирование образной речи детей. Способствовать повышению интереса школьников к заданиям;

Развивать способности учащихся

Скачать:

Вложение Размер
Обогащение речи детей фразеологизмами, усвоение их значений и особенностей употребления; Активизации словаря младших школьни 43 КБ
rabota_s_frazeologizmami.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Для уроков Русского языка по УМК «Школа России»

Тема : «Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся начальных классов о значении фразеологизмов» .

Составила учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1 им. Ф.Я.Фалалеева п. Монино

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся начальных классов о значении фразеологизмов .

(Эти задания можно использовать на уроках русского языка (2-4 классы), при подготовке к районным олимпиадам, интеллектуальным марафонам или при проведении отборочного тура школьной олимпиады)

  • Обогащение речи детей фразеологизмами, усвоение их значений и особенностей употребления;
  • Активизации словаря младших школьников, употребления ими фразеологизмов в собственных текстах (изложения, сочинения);
  • Составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом, подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста, подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.
  • Формирование образной речи детей. Способствовать повышению интереса школьников к заданиям;
  • Развивать способности учащихся.

№1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы*?

Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.

(I – засучив рукава, в поте лица, не покладая рук – фразеологизмы близки по значению, “усердно, старательно трудиться, работать”; II – палец о палец не ударить, сложа руки, пальцем не пошевелить – фразеологизмы с общим значением “бездельничать”.)

№2. Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы? Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали. ( 1- сломя голову, во всю прыть; 2 – и дело с концом, дело в шляпе; 3 – и след простыл, поминай как звали.)

№3. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм. Рукой подать За тридевять земель Хоть пруд пруди.

Взять себя в руки

(За тридевять земель – рукой подать; повесить голову – воспрянуть духом; с гулькин нос – хоть пруд пруди; выйти из себя – взять себя в руки. Данные фразеологизмы-антонимы представлены во “Фразеологическом словаре русского языка” Е.А. Быстровой, АЛ. Окуневой, Н.М. Шанского.)

Уже к 3 классу учащиеся овладевают понятием “фразеологизм”, разными способами толкования значения фразеологизма (подбором слова-синонима, описательным толкованием, обращением к этимологии фразеологизма), имеют достаточно объемный фразеологический запас, ориентируются во фразеологическом словаре.

№4. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения .

1. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

2. Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

3. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

4. Мы дружно работали сложа руки.

5. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

6. У лягушки дух захватило от страшной высоты.

7. Яшка сломя голову остановился .

Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма – устойчивости.

№1. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибк и ? Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы,

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, 1убы заговаривать,

покраснеть до кончиков волос.

№2. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор .

Держать . востро (уши, ухо)

Смотреть сквозь . очки (розовые, темные)

С . нос (голубиный, гулькин)

Делать из . слона (комара, мухи)

Не в своей . (чашке, тарелке)

Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников .

№1. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.

Ничего не помню, все вылетело из головы. – Ничего не помню, все забыл. Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. – Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.

№2. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал .

2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

3. Кирилл целый день бездельничал.

4. Мы догадывались, что он нас обманывает.

5. Первого сентября Уля проснулась очень рано .

(Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей).

Комплексное задание. Данное задание может стать стимулом для написания сочинения.

Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме:”Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?” Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение. Назовите их. Каково их значение?

О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.

Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на &го месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене., чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце кондов, показать, где раки зимуют.

(По Э.А. Вартаньяну)

  • С.В.Максимов. Крылатые слова. Москва «Терра» 1995г.
  • «Лови момент». Москва. Ридерз Дайджст. 2011г.
  • Словарь Фразелогизмов. Москва «Терра» 1999г.
  • Универсальный фразеологический словарь русского языка. Москва. «Вече». 2000 г.

Источник

Конспект. Русская фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов. Фразеологические словари.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»

Урок русского языка. 10 класс

Учитель Александрова С.В.

Урок русского языка

Учитель Александрова С.В.

Русская фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов. Фразеологические словари.

– образовательная: закрепить и расширить полученные ранее знания о фразеологической единице (многообразии и разнородности), источниках фразеологии; закрепить правила уместного употребления фразеологизмов в речи; совершенствовать умение находить и оценивать употребление устойчивых словосочетаний в художественной литературе, публицистике как средства выразительности речи, навыки пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи

– развивающая: развивать навык самостоятельной поисковой деятельности, коммуникативной компетентности, умения работать в группе;

– воспитательная: воспитывать стремление к совершенствованию собственной речи, воспитывать творчески активную личность, способную к саморазвитию через самообучение.

Тип урока – систематизации и обобщения ЗУН

Виды деятельности учащихс я: слушание, беседа, самостоятельная работа, работа в группах, выполнение заданий творческого характера, работа со словарями.

Оборудование урока: учебник, фразеологический словарь, проектор, мультимедийная презентация, дидактический материал, ЭОР L earning A pps.org

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Начать наш урок я предлагаю с шуточных вопросов:

Есть ли у земли лицо? ( Стереть с лица земли).

Может ли горе быть в жидком состоянии ? (Хлебнуть горя).

Есть ли глаза у правды, опасности, смерти? (Смотреть правде в глаза)

Бывает ли у некоторых людей в голове блюдо? (Каша в голове).

Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос).

– В какую лексическую группу можно объединить записанные словосочетания? (Фразеологизмы).

Сообщение темы урока, совместная постановка целей и задач. ( Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология» Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять их в своей речи).

3) Актуализация знаний.

Орфографическая разминка «НЕ и НИ с разными частями речи»

Ни рыба ни мясо, никак нет, несмотря на все усилия, никаким образом, ни в коем случае, как никогда, погружаться в нирвану (отдаваться состоянию полного покоя), не смотря под ноги, не защищен, нелепо, ни шагу назад, нечист на руку, нечего сказать, неутолимая печаль, на нет и суда нет, тридцать три несчастья, неподкупная совесть, нем как рыба, нелегкая принесла, еще не прочитан, немеркнущая звезда.

– Проверьте написанное (самопроверка). Обоснуйте выбор написания частицы не или ни, слитного или раздельного написания.

– Найдите в словарном диктанте фразеологизмы.

– Какие признаки фразеологизмов вы знаете? (Устойчивые, неделимые словосочетания. Лексическое значение имеет не каждое слово, а все словосочетание в целом. В предложении является одним членом предложения).

Подведем итог: Фразеологизм – это лексически неделимое, целостное по значению, воспроизводимое в готовом виде сочетание слов. Фразеологизмы помогают немногими словами сказать многое, поскольку они определяют не только предмет, но и его признак, не только действие, но и его обстоятельства. Так, устойчивое сочетание на широкую ногу означает не просто «богато», а «богато, роскошно, не стесняясь в средствах». Фразеологизм заметать следы означает не просто «уничтожать, устранять, что-либо», а «устранять, уничтожать то, что может служить уликой в чем-либо».

4) Обобщение и систематизация знаний

Еще М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка – фразеология.

Что же такое фразеология? (Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.) (от греч. phrases, родительный падеж от phráseōs – выражение и logos – слово, учение).

Знакомство с фразеологией помогает нам глубже понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах русского народа отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам: мастер на все руки – одобрение трудолюбивого и умелого человека; бить баклуши – осуждение безделья.

Таким образом, изучение фразеологии вводит нас в лабораторию народа-языкотворца, и не случайно с таким вниманием изучают ее – писатели, которые видят во фразеологии великолепные примеры образного выражения явлений действительности.

Интерактивное упражнение «Обучая учусь». Объединение учащихся в 4 группы, инструктаж: самостоятельное изучение теоретического материала в группах – до 5 минут (сотрудничество), презентация результатов – 3 минуты (с использованием таблиц, схем, кластеров), рефлексия результатов работы группы учениками.

Задания группам (раздаточный материал, приложение 1).

1. Фразеологизм и его признаки

2. Происхождение фразеологизмов русского языка

3. Источники русских фразеологизмов.

4. Использование фразеологизмов в речи.

Каждой группе предлагаются карточки с заданиями-фразеологизмами. При помощи пантомимы необходимо изобразить фразеологизм, а остальным группам – угадать и объяснить значение.

Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.

Не находить места.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Зарубить на носу.

В рот воды набрал.

5) Применение знаний и умений

Сопоставьте фразеологизмы и их значение (интерактивное упражнение с использованием ЭОР L earning A pps.org)

Составьте предложения , в которых каждое из предложенных выражений являлось бы сначала свободным сочетанием, затем – фразеологическим оборотом. Поясните значения фразеологизмов, определите их синтаксическую роль. Сделайте вывод.

Пример: выйти из строя

1) По приказу командира солдат вышел из строя (свободное сочетание). 2) Из-за неправильной эксплуатации аппарат очень быстро вышел из строя (фразеологизм: терять свои качества, пригодность, испортиться; в предложении все сочетание является сказуемым)

1 группане вытянешь клещами, висеть на хвосте ;

2 группа – закрывать глаза, держаться в тени ;

3 группа – лёд тронулся, плыть по течению ;

4 группасидеть на шее, закручивать гайки.

Фразеологизмам свойственны такие явления, как синонимия и антонимия.

Ответьте на вопросы:

– Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения.)

– Что такое антонимы? (Антонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие противоположные по значению слова.)

Подбери пару. Подберите синонимы и антонимы к фразеологизмам, соедините парами (работа с карточками.).

Найдите фразеологические синонимы

Витать в облаках

Связывать по рукам и ногам

Вставлять палки в колеса

Из другого теста

Семи пядей во лбу

Строить воздушные замки

Найдите фразеологические синонимы

Набрать в рот воды

Встал не с той ноги

Теряться в догадках

Играть в молчанку

Как сквозь землю провалился

Днем с огнем не найдешь

Найдите фразеологические антонимы

Как звезд на небе

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

За тридевять земель

Найдите фразеологические антонимы

Как из-под земли вырос

Сидеть сложа руки

Как кошка с собакой

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

Учитель: При употреблении фразеологизмов очень часто возникают ошибки (на слайде):

1. Искажение смысла

На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню .

2. Неправильное толкование

Авиаторы на своих крыльях приходят на помощь.

3. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых)

Идти в одну ногу со временем, главный

гвоздь программы / успехи желают много лучшего (пропущ. оставляют )

4. Смешение двух фразеологизмов

У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками)

5. Искажение лексического состава (замена слов)

Не мудрствуя долго (надо “. лукаво”)

Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой ошибки.

Наша группа успешно закончила полугодие, проделав сизифов труд. (Сизифов труд – это бесполезный, поэтому фразеологизм нельзя применять в случаях, когда речь идет об успехах.)

Мы идем в ногу со своим временем. (Нарушение целостности фразеологизма: вставка во фразеологизм «в ногу со временем слова «свой»)

Решение задачи привело в тупик. (Нарушение воспроизводимости фразеологического оборота «зашло в тупик».)

Затея лопнула, как карточный домик. (Смешение двух фразеологических оборотов: «разлететься, как карточный домик» и «лопнуть, как мыльный пузырь».)

Он работал, опустив рукава. (Нарушение целостности фразеологического оборота «работать спустя рукава».

Если взялись за ответственное дело, так держите свою марку. ( Нарушение целостности фразеологизма: «держать марку»).

Я тебя прождал целый битый час ( Нарушение целостности фразеологизма: «битый час»).

Моего соседа все знают, он говорит нараспашку. ( Нарушение воспроизводимости фразеологического оборота «душа нараспашку»).

Это была оборотная сторона мысли. ( Нарушение воспроизводимости фразеологического оборота «оборотная сторона медали»).

Каждый из них хочет плыть по ветру. ( Нарушение воспроизводимости фразеологического оборота «плыть по течению»).

Все единодушно потребовали приподнять занавес над этой странной историей. ( Нарушение воспроизводимости фразеологического оборота «приподнять завесу»).

В произведениях Тургенева пейзаж играет большое значение. ( Смешение двух фразеологических оборотов: «играет большую роль», «имеет значение»).

Чтобы не допускать ошибок при употреблении фразеологизмов, нужно чаще заглядывать в словарь фразеологизмов.

Словари фразеологизмов (на слайде).

В 1955 г. был издан сборник «Крылатые слова» Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной (3-е изд. М., 1966). В книге собрано большое количество литературных цитат и образных выражений, расположенных в алфавитном порядке. Наличие алфавитного указателя в конце книги позволяет пользоваться ею и как справочником.

С большой полнотой представлена русская фразеология в вышедшем в 1967 г. под редакцией А.И. Молоткова «Фразеологическом словаре русского языка», содержащем свыше 4000 словарных статей (3-е изд. 1978; 4-е изд. 1986). Фразеологизмы приводятся с возможными вариантами компонентов, даётся толкование значения и указываются формы употребления в речи. Каждое из значений иллюстрируется цитатами из художественной литературы. В ряде случаев дается этимологическая справка.

В 1975 г. вышел словарь-справочник «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка» В.М. Дерибаса. В этом пособии содержится свыше 5000 устойчивых словосочетаний, расположенных по двум составляющим их компонентам (глагол – имя существительное). В 1980 г. был издан «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова, содержащий около 2000 наиболее употребительных фразеологизмов, встречающихся в литературе и устной речи. В 1997 г. вышел «Словарь перифраз русского языка (на материале газетной публицистики)» (А.Б. Новиков), в котором даны обороты типа в костюме адама (голый), голубые каски (вооруженные силы ООН), чёрное золото (нефть) и др.

Фразеология в широком смысле термина включает в себя также пословицы и поговорки. Наиболее полным собранием русских пословиц является сборник «Пословицы русского народа» В.И. Даля, изданный в 1861-1862 гг. (переиздан в 1957 г.). В 1966 г. вышел «Словарь русских пословиц и поговорок» В.П. Жукова (3-е изд. М., 1967), содержащий около 1000 пословиц и поговорок, расположенных в алфавитном порядке по первому слову. В 1981 г. был издан «Словарь-справочник по русской фразеологии» Р.И. Яранцева (2-е изд. М., 1985), куда вошло около 800 фразеологизмов

Распределите фразеологизмы по группам . Выберите из предложенных исконно русские фразеологизмы, старославянские фразеологизмы, заимствованные:

овчинка выделки не стоит; вавилонское столпотворение; исчадие ада; зу бы заговаривать; блажен, кто смолоду был молод; по образу и подобию; Васька слушает да ест; ахиллесова пята; а ларчик просто открывался; что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку; без году неделя; попал как кур в ощип; попасть впросак; еле-еле душа в теле; мавр сде лал свое дело, мавр может удалиться; играть первую скрипку; тяжела ты, шапка Мономаха; быть или не быть; хоть кол на го лове теши; альфа и омега; лет до ста расти нам без старости; сама себя высекла; без руля и ветрил.

Ответы на слайде:

исконно русские фразеологизмы: овчинка выделки не стоит; зу бы заговаривать; Васька слушает да ест; а ларчик просто открывался; попасть впросак; еле-еле душа в теле; тяжела ты, шапка Мономаха; хоть кол на го лове теши; лет до ста расти нам без старости; сама себя высекла; без руля и ветрил.

старославянские фразеологизмы: попал как кур в ощип; без году неделя; исчадие ада; блажен, кто смолоду был молод; по образу и подобию; без году неделя;

заимствованные фразеологизмы: вавилонское столпотворение; ахиллесова пята; что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку; мавр сде лал свое дело, мавр может удалиться; играть первую скрипку; быть или не быть; альфа и омега.

Проверим, насколько хорошо мы знаем русскую литературу. Определите авторов фразеологизмов. Запишите только те фразеологизмы, которые принадлежат тому или иному писателю.

Источник

Читайте также:  Упражнения для зарядки лежа
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector