Для умственно отсталых адаптивные упражнения



Адаптивная физическая культура в работе с детьми с сохранным интеллектом и умственной отсталостью

Светлана Васильченко
Адаптивная физическая культура в работе с детьми с сохранным интеллектом и умственной отсталостью

Адаптивная физическая культура (далее АФК) — это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации интеграции в обществе. Методика АФК имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка.

Категория детей с ОВЗ чрезвычайно разнообразна по нозологии, возрасту, степени тяжести и структуре протекания заболевания, медицинскому прогнозу наличию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, состоянию соматического здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности и другим признакам.

Реализация психолого-педагогической работы с детьми с ОВЗ

Код ребенка с ОВЗ Нозология по показаниям территориального ПМПК Ведущий специалист лекотеки

1 Поражение ЦНС с чертами РАС Педагог-психолог

2 ДЦП с нарушением ЦНС Инструктор по адаптивной физической культуре

3 ДАУН Педагог-психолог

4 Иммунодефицит с сохранным интеллектом Социальный педагог

5 ДЦП Инструктор по адаптивной физической культуре

6 ДЦП, гидроцефалия Инструктор по адаптивной физической культуре. Педагог-психолог

7 Иммунодефицит Брутона Социальный педагог

8 ЗРР расстройство РАС Педагог-психолог

9 Нарушение интеллекта, ЗРР Учитель-логопед

10 Иммунодефицит с сохранным интеллектом Педагог-психолог

Для детей-инвалидов с умственной отсталостью из-за необратимого поражения ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы,высшие психические функции: речь, мышление, внимание, память, эмоции и личность в целом. Выдвинутый Л. С. Выготским в 30-е гг. ХХ в., принцип коррекционно-развивающей направленности и сегодня является ведущим в отечественной дефектологии (Дульнев Л. В., 1981; Лапшин В. А., Пузанов Б. П., 1990; и т. д.). Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств.

Коррекционно-развивающее направление АФК имеет широкий диапазон решений педагогических задач,которые условно можно объединить в следующие группы:

• коррекция основных движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, ползании, упражнениях с предметами и др. ;

• коррекция и развитие физической подготовленности;

• коррекция и развитие координационных способностей;

• коррекция и профилактика соматических нарушений;

• профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей;

• развитие познавательной деятельности;

• формирование личности ребенка.

Понять особенности нарушения психомоторики умственно отсталых детей возможно, опираясь на уровневую теорию организации движения Н. А. Бернштейна. Двигательные проявления этих детей отражают недостаточность психологической организации движений. Особенно выражена недостаточность во второсигнальной организации движений. Слово не несет смысловой нагрузки, не является регулятором двигательной деятельности. Недостаточность смыслового предметного уровня организации движений вызывает компенсаторное выполнение двигательного акта на более сохранном пространственном уровне.

Психомоторика отражает особенности состояния короткого уровня организации движений, затормаживает проявление подкорково-спинальных автоматизмов. На фоне этого выступает недостаточность нижележащих церебральных уровней, с присущей каждому уровню клиникой двигательной недостаточности. Недостаточность выражается в нарушении регуляции мышечного тонуса с повышением или понижением тонических рефлексов, приводящих к застаиванию в неудобной позе и невозможности удержать конечность в определенном положении, в бедности выразительных, пластических движений при перемещениях в пространстве. При недостаточности теменно-премоторного уровня наблюдается слабость в интеллектуальном, с опорой на память, решение двигательных задач; затруднении автоматизации предметных действий из-за повышенного внимания деталям движения. Так, в работе с детьми с сохранным интеллектом специально не выделяю упражнения на включение в движение, на координацию, воздействующие на вестибулярный аппарат. Считается, что любое физическое упражнение в какой-то мере используется в этих целях. Игровые сеансы с такими детьми провожу по образовательной программе нашего детского сада «От рождения до школы», раздел «Физическое развитие» которой представлен автором Л. Н. Пензулаевой по 4 возрастным группам. Но у аномальных детей имеются настолько значительные дефекты при включении в движение, координации движений и сохранении равновесия, что восстановить их общими упражнениями не удается. В реабилитации умственно отсталых детей выделяют: общеподготовительные и общеразвивающие упражнения, используемые в малых формах занятий, и специальные (ходьба, бег, лазание и т. д., которые обычно не относятся к этой группе. Самостоятельно заниматься дети с нарушенным интеллектом не могут. Сеансы строю по общепринятым принципам физкультурного занятия, которое имеет вводную, основную и заключительную часть, но адаптирую материал под силы и возможности каждого ребенка. Физиологическая кривая нагрузки, как правило, одно- или двухвершинная. Количество упражнений на первых сеансах колеблется в пределах 6-7, постепенно увеличивая до 10-15. Дозировка каждого упражнения не превышает 4-5 раз.

Читайте также:  Упражнения для первого шейного позвонка атланта

Значительное место в работе с детьми с ОВЗ занимает игра. Игровые сеансы с детьми с ОВЗ провожу в занимательной и увлекательной форме. Использую красочный наглядный материал, различные яркие спортивные атрибуты, привлекающие внимание. В работе ориентируюсь на желания детей «здесь и сейчас», учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Формы сеансов с детьми с ОВЗ имеют свою специфику. Считаю целесообразно использовать индивидуальную, групповую и индивидуально-групповую форму игровых сеансов. Наиболее эффективными будут индивидуальная и индивидуально-групповая формы в связи с особенностями контингента и степени обучаемости. Дети очень любят заниматься в специально оборудованном спортивном зале, где можно создать благоприятную психологическую обстановку. Приятно наблюдать, как дети от занятия к занятию улучшают свои двигательные возможности, например, на первых занятиях ходьба на тренажере ограничивалась одной минутой, через несколько занятий доходим до 5-6 минут, и это для таких деток уже очень большое достижение. Игры в сухом бассейне, ходьба по «волшебной дорожке» для профилактики и коррекции плоскостопия, занятия на фитболах и другие интересные методы сочетаются с дыхательными упражнениями, упражнениями на меткость, координацию движений, ловкость, быстроту, гибкость, скоростно-силовые качества. Наряду со специальными упражнениями необходим общий двигательный режим. На всех сеансах у детей развивается ощущение позы и направления движения, положения частей тела. Важно и нужно использовать звуковые и речевые сопровождения (слова, фразы, которые нормализуют психологическую деятельность ребенка, улучшают понимание речи, обогащают его словарь). Важно помнить, что ребенок с умственной отсталостью обычно слабо представляет схему своего тела и схему целостного движения, поэтому нужно фиксировать его внимание на той части тела, которая в данный момент в работе, в движении.

Всегда надо помнить, что укреплению здоровья ребенка с ОВЗ способствует движение. Именно движение активизирует функции всего организма, усиливает процессы дыхания, кровообращения, улучшает аппетит, нормализует сон. И моя задача, как инструктора по адаптивной физкультуре, создать такую благоприятную среду, в которой ребенку с ОВЗ будет комфортно развиваться.

Коррекционная работа по социально-бытовой ориентировке с детьми с умственной отсталостью в условиях дома-интерната Вся организация коррекционно-педагогического процесса в нашем доме-интернате направлена на формирование личности особого ребенка, коррекцию.

Направления коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью в рамках внедрения в процесс обучения ФГОС Процесс обучения и воспитания в школах VIII вида носит коррекционную направленность. Коррекционная работа представляет собой систему психолого.

План-конспект открытого занятия в группе детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью) Интегрированное индивидуальное занятие учителя-дефектолога и педагога-психолога. Образовательная область: познавательное развитие Развитие.

Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью (слайд 1) Тема презентации: «Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью». (слайд 2) Дети с умственной.

Рабочая программа учителя-дефектолога по познавательному развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации Программы 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

Роль трудового воспитания в процессе коррекции психических нарушений детей с умеренной умственной отсталостью Социализация – очень сложный и жизненно важный процесс. От него во многом зависит, сумеет ли ребенок стать полноправным и полноценным членом.

Сенсорный многофункциональный модуль «Волшебные ленточки» для детей с легкой, умеренной, тяжелой умственной отсталостью Работа с сенсорным многофункциональным модулем «Волшебные ленточки» Автор Овчинникова Надежда Викторовна — педагог коррекционной школы.

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с ОВЗ (с умственной отсталостью) 1 класс СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Общие сведения о ребёнке. ФИО ребенка: Иванов Петр Иванович. Возраст ребенка: 8 лет Место.

Читайте также:  Упражнения с пластиковыми тарелками

Спортивное развлечение для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью «Весёлая зима» Задачи: -Развивать двигательные навыки. – Создать положительный эмоциональный настрой у детей: веселье, бодрое настроение. Оборудование:.

Особенности связной устной речи учеников младшего школьного возраста с умственной отсталостью Оглавление Введение….3 Глава 1 Особенности формирования связной устной речи учеников младшего школьного возраста.

Источник

Особенности организации адаптивной физической культуры с детьми с умственной отсталостью.

Холмовский Сергей Сергеевич

Инструктор по физической культуре

ГБУ ЦССВ «Лесной»

Особенности организации адаптивной физической культуры с детьми с умственной отсталостью.

Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Особенности детей с умственной отсталостью

В соответствии с МКБ-10 приняты следующие виды и условные показатели IQ: — психическая норма: IQ 70—100; — легкая умственная отсталость: IQ 50—69; — умеренная умственная отсталость: IQ 35— 49; — тяжелая умственная отсталость: IQ 20—34; — глубокая умственная отсталость: IQ 19 и ниже. Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.

Психика умственно отсталых детей характеризуется следующими проявлениями.

1. Стойкое нарушение познавательной деятельности выражается в отсутствии потребности в знаниях, вялости мыслительной деятельности, неумении анализировать и обобщать, из совокупности выделять главное, проводить сравнение, находить сходство, оценивать себя и свою работу.

2. Восприятие характеризуется замедленным темпом и объемом, поэтому формирование знаний, освоение двигательных действий требует больше времени.

3. Речевая деятельность развита недостаточно, страдают все ее стороны фонетическая, лексическая, грамматическая.

4. Память характеризуется слабым развитием и низким уровнем запоминания, сохранения, воспроизведения.

5. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностью его распределения, замедленностью переключения.

6. Существенно страдают волевые процессы. Дети крайне безынициативные, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью, неумение противостоять воле другого человека.

7. Эмоциональная сфера также имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие, неустойчивость эмоций, отсутствие оттенков переживаний, слабость собственных намерений, стереотипность реакций ответственной за свое поведение.

Нарушения в развитии двигательных способностей:

1) нарушение координационных способностей — точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия;

2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15—30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10— 15%; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20—40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15—30%; гибкости и подвижности в суставах на 10—20%.

3)Нарушения основных движений: — неточность движений в пространстве и времени; грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий; ловкости и плавности движений; излишняя скованность и напряженность; — ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях. Специфические особенности моторики обусловлены, прежде всего, недостатками высших уровней регуляции.

К основным задачам АФК при организации занятий с детьми с умственной отсталостью относятся :

1. Коррекции нарушений. Задача предполагает создание адекватной двигательной базы и развитие жизненно важных двигательных навыков.

2. Формирование компенсаций. Задача предполагает создание определенных двигательных стереотипов и аналогий, обеспечивающих возможности формирования позы и наличие базовых двигательных навыков (при отсутствии конечности, недостаточном её развитии или деформации и т.д.).

3. Социализация. Задача предполагает обеспечение создания условий для развития социально-бытовых навыков через формирование двигательного действия.

4. Адаптация — задача развития основных физических качеств, формирование компенсаторных механизмов переносимости физической нагрузки.

Читайте также:  Экспресс упражнения для быстрого похудения

5. Интеграция — создание условий для эффективного взаимодействия с социумом.

К специфическим задачам АФК при организации занятий с детьми с умственной отсталостью относятся :

1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами.

2. Коррекция и развитие координационных способностей

3. Коррекция и развитие физической подготовленности: — целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств; — развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.

4. Коррекция и профилактика соматических нарушений: — формирование и коррекция осанки; — профилактика и коррекция плоскостопия; — коррекция массы тела; — коррекция речевого дыхания; — укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей

6. Развитие познавательной деятельности.

7. Воспитание личности умственно отсталого ребенка.

Основные методы и методические приемы, которые используются при проведении физкультурных занятий с умственно отсталыми учащимися:

1) метод формирования знаний;

2) метод обучения двигательным действиям;

3) метод развития физических способностей;

4) игровой метод;

5) метод психического регулирования;

6) метод формирования познавательной деятельности.

Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудностей восприятия учебного материала, при подборе средств необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами:

1) создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением;

2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;

3) максимально активизировать познавательную деятельность;

4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка;

5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;

6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.

Средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы.

Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках физического воспитания и лечебной физической культуры, рекреационных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в несколько групп.

1. Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.

2. Общеразвивающие упражнения: 1) без предметов; 2) с предметами (флажки, ленты, гимнастические палки, обручи, малые и большие мячи и др.);

3) на снарядах (гимнастическая стенка, кольца, гимнастическая скамейка, лестница, тренажеры). 3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

4. Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованность движений рук, ног, головы, туловища; согласованность движений с дыханием; ориентировка в пространстве; равновесие, дифференцировка усилий, времени и пространства; ритмичность движений, расслабление.

5. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.

6. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций паретичных мышц, опороспособности, подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.

7. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

8. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики.

9. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и т. п., активизирующие познавательную деятельность.

10. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов.

11. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.

12. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др.

К естественно-средовым факторам относится использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, профилактики простудных заболеваний, закаливания организма. Для детей с умственной отсталостью это купание, плавание, ходьба босиком по массажной дорожке, траве, песку, прогулки на лыжах, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках.

Гигиенические факторы включают правила и нормы общественной и личной гигиены: режим дня, соотношение бодрствования и сна, учебы и отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Для умственно отсталых детей важны не только знания о влиянии естественных сил природы и гигиенических факторов, но и приучение их ко всем видам закаливания, режиму двигательной активности и личной гигиене, превращая их в привычку.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector