- Упражнения, способствующие повышению самооценки у детей и подростков
- Как повысить самооценку подростка: письмо самому себе и еще 4 способа
- Повышение самооценки и уверенности в себе. Упражнения, которые работают
- Низкая самооценка — откуда?
- Как повысить самооценку: 5 упражнений
- Тренинги для подростков «Повышение самооценки»
Упражнения, способствующие повышению самооценки у детей и подростков
Упражнения, способствующие повышению самооценки у детей и подростков
1. Упражнение «Позитивные мысли».
Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.
Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Не следует удивляться, если некоторым подросткам будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую ребят к такому разговору. Данное упражнение направлено на поддержку в учениках следующих проявлений:
позитивных мыслей о себе; симпатии к себе; способности относится к себе с юмором; Выражение гордости собой как человеком; Описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.
После того как каждый участник выступит, проводится групповая дискуссия. Вопросы для дискуссии могут быть следующими:
Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь? Где безопасно говорить о таких вещах? Надо ли преуспевать во всем? Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию? Какими способами ты можешь сделать это сам? Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается?
Такие дискуссии дают учащимся хороший повод для того, чтобы оценить свои способности и скрытые возможности.
Продолжительность упражнения 50 минут.
2. Упражнение «Школьные дела».
Цель: развивать позитивное отношение к школьной жизни.
Учеников просят по очереди высказываться по поводу, каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: «Я доволен тем, что…»»
Те, кто не уверен в собственных силах, слыша ответы ребят, начинают осознавать, что они слишком строги к себе, не признавая те или иные свои успехи.
Продолжительность упражнения 30-40 минут.
3. Упражнение «Я в своих глазах, я в глазах окружающих».
Цель: развитие позитивного отношения к себе путем получения обратной связи.
В этом упражнении участники группы составляют два кратких личностных описания, каждое на отдельном листе бумаги. На первом листе – описание того, каким видит себя сам подросток. Описание должно быть как можно более точным. На втором – описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие. Листки не подписываются. Описания «Каким я вижу себя сам» кладутся в отдельную коробку. Каждое самоописание зачитывается вслух, и участники пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Затем автор заявляет о себе, читает второе свое описание (описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие) и получает после этого обратную связь от участников группы. Ценность этого упражнения заключается в том, что подросток обнаруживает, что другие относятся к нему лучше, чем он сам. Продолжительность упражнения 50 минут.
4. Упражнение «Воображение успеха».
Цель: развитие умения использовать воображение для улучшения самовосприятия.
Участников просят представить себе, как бы они хотели заново проявить себя в тех ситуациях, которые в прошлом оказались для них неудачными. На этой стадии акцентируется внимание на понятии «позитивное мышление». Контролируя возникающие у нас мысли, мы способны убедить себя в том, что мы можем, если захотим, стать лучше, чем мы есть сейчас. То, как мы себя воспринимаем, имеет большое значение, и мы можем стать именно такими, какими, по нашему убеждению, в состоянии стать.
Продолжительность упражнения 30 минут.
5. Упражнение «Поделись успехом».
Цель: повысить самооценку подростка.
Предложите участникам поделиться своими успехами за день. Для некоторых это может быть сложно. Но, послушав более активных участников, они поймут, что все не так плохо, и им есть чем гордиться.
Продолжительность упражнения 20 минут.
6. Упражнение «Афоризмы».
Цель: учить ребят позитивно мыслить и использовать механизм самоподдержки.
Упражнение проводится в форме групповой дискуссии, основой которой являются высказывания великих людей. Анализируя такого рода высказывания, участники игры могут прийти к осознанию огромных возможностей, которыми они обладают, чтобы направить свои мысли в нужное для саморазвития русло. Ниже приводится список возможных афоризмов, который по усмотрению психолога может быть дополнен или изменен.
Единственное искусство быть счастливым – сознавать, что счастье твое в твоих руках (Ж.-Ж. Руссо). Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным (Сенека). Кто не стремится, тот и не достигает; кто не дерзает, тот и не получает (). Уверовав в то, чем мы можем стать, мы определяем то, чем мы станем (М. де Монтень). Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки (Т. Рузвельт). И после плохого урожая нужно сеять (Сенека). Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает (Ф. Рабле). Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды (Неизвестный автор). Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть (Э. Хаббарт). Когда человек перестает верить в себя, он начинает верить в счастливый случай (Э Хови). Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха (Д. Карнеги). Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог (Ч. Диккенс). Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет тебе попутным (Сенека).
Продолжительность упражнения 50 минут.
7. Упражнение «Еженедельный отчет».
Цель: развитие возможности анализировать и регулировать своею повседневную жизнь.
Каждому участнику выдается листок бумаги со следующими вопросами:
Какое главное событие этой недели? Кого тебе удалось лучше узнать на этой неделе? Что важного ты узнал о себе на этой неделе? Внес ли ты какие-либо серьезные изменения в свою жизнь за эту неделю? Чем эта неделя могла бы быть лучше для тебя? Выдели три важных решения, сделанные тобой на этой неделе. Каковы результаты этих решений? Строил ли ты на этой неделе планы по поводу каких-то будущих событий? Какие незаконченные дела остались у тебя на прошлой неделе?
Затем происходит коллективное обсуждение. Ребята делятся своими успехами, анализируют свои неудачи и коллективно ищут пути улучшения ситуации в будущем. В итоге, проводя такие еженедельные наблюдения, подросток начинает лучше понимать самого себя, анализировать свои поступки.
Продолжительность упражнения 40 минут.
Самой важной составляющей этих занятий является та атмосфера, в которой они проходят. Консультант или учитель должен создать обстановку психологической поддержки и безопасности. Это можно считать необходимым условием для оптимального развития Я-концепции учащихся.
Я люблю тeбя, Bceлeннaя.
Блaгoдapю зa этoт дeнь!
3/4 Лунные сутки (13:46 мск)
День для отдыха!
— обучение
— отказ от старых привычек
— работа с металлами и огнем
— рутинная деятельность и выполнение повседневных обязанностей
— проведение времени с семьей
— проявление заботы: о детях, о родителях, о близких людях.
— одалживание денег
— путешествия
Если какой-то вопрос срочно требует решения – то лучше предпринимать не мягкие дипломатические действия. Сегодня как раз тот день, когда решительные оперативные действия будут иметь успех.
Всем прекрасного дня!
Я решила, что буду помогать людям, но в действительности, оказалось, что эти люди гораздо больше помогли мне, чем я им. Они изменили меня в лучшую сторону. Я перестала зацикливаться на своих личных проблемах.
(с) Анджелина Джоли
4/5-е Лунные сутки (13:38 мск)
— занятия посадками рассады, цветов, растений, ухаживание за ними
— занятия спортом, поход в бассейн
— заниматься строительными и ремонтными работами
— суетиться, прыгать из одного дела в другое
— начинать дела, которые вас тяготят. Например, подавать заявления в суд.
Весам и Стрельцам быть осторожными за рулем.
Всем благостного дня!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как повысить самооценку подростка: письмо самому себе и еще 4 способа
Повышение самооценки и уверенности в себе. Упражнения, которые работают
Для повышения самооценки необязательно обращаться к психологу — в книгах и в интернете существует немало упражнений для развития уверенности в себе. Оказывается, они есть даже для подростков, которым низкая самооценка может приносить немало неудобств. Итак, как подрастающий ребенок может помочь самому себе и повысить самооценку?
Одна из главных задач современной школы — привить учащемуся навыки самосовершенствования, чтобы он стал гармонично развитой личностью, мог достигать целей и добиваться успеха. В этом вопросе ключевую роль играет уровень самооценки подростка.
К сожалению, сегодня самооценка подростков часто занижена, и молодой человек, выходящий во взрослый мир, не слишком уверен в себе. А это напрямую сказывается на очень важном для развития качестве — позитивном мышлении, мешая оптимистически относиться к своим успехам и неудачам.
Низкая самооценка — откуда?
Основных причин заниженной самооценки несколько. Во-первых, это прямое воспроизведение оценки родителей. Подросток подчеркивает в себе те качества, которые отмечают родители, при этом негативное отношение формирует в нем чувство неполноценности. При такой ситуации могут надолго замолчать его внутренние критерии самооценки.
Во-вторых, это смешанная самооценка. При этом происходит конфликт между собственным «Я», укрепившимся в социальных взаимодействиях, и отголосками родительского видения подростка. Третья распространенная ситуация — когда подросток не видит негативной родительской оценки и трансформирует ее в положительную.
Решение проблемы заниженной самооценки лежит в области психологии. Поэтому часто советы оказываются поверхностными и не приносят пользы. Например, когда говорят: «Просто сделай то, чего боишься — и твоя самооценка повысится». Почему-то автор такого совета не обращает внимания на видимое противоречие: человек вряд ли бы боялся, если бы для него сделать это было действительно просто. Причем неважно, о каком именно деле идет речь: можно опасаться сказать «нет» начальнику, а можно даже не уметь взглянуть собеседнику в глаза.
Для формирования картины успеха необходим самоанализ своих качеств и результатов в разных видах деятельности. За счет этого формируется самоуважение, психологическая устойчивость и адекватность.
Как повысить самооценку: 5 упражнений
Теперь рассмотрим 5 несложных практик, которые, несмотря на свою простоту, учитывают все сложные психологические нюансы.
1. Слабости — это скрытые сильные стороны. То, что для одного человека является слабостью, для другого вполне может быть сильной чертой личности. Например, пунктуального человека одни назовут примером для подражания, а другие — занудой и педантом. Или разговорчивость — которая может расцениваться как положительная черта, развивающая коммуникабельность, а может восприниматься как назойливость.
Упражнение: выпишите в столбик свои слабости и для каждой из них найдите минимум одну положительную интерпретацию.
2. Лучшая версия себя. Упражнение: выделите себе полчаса и начните фантазировать. Представьте совершенно комфортное и безопасное место, где вы наслаждаетесь своей сильной и здоровой внутренней сущностью. Конкретизируйте фантазии: где именно вы находитесь? что видите и слышите? что чувствуете?
Положительные переживания очень важны, ведь на них всегда можно опереться в минуты слабости. Поэтому такие ощущения нужно для себя периодически создавать, фотографировать их мысленным взором и хранить в памяти.
3. Укрощение внутреннего критика. Внутренний критик растет в нас с детства. Он задает каверзные вопросы и заставляет чувствовать себя расстроенными и слабыми. Иногда он полезен, так как может мотивировать на волевые поступки, но часто слушать его не стоит.
Упражнение: прислушайтесь, в каких ситуациях и что именно говорит внутренний критик, а потом дайте ему имя. Затем представьте его жесты, осанку и одежду — и нарисуйте его. Все это поможет вам лучше понять внутреннего критика и (что самое главное!) осознать то, что критик — лишь часть вашей личности, доводам которого всегда можно что-то противопоставить.
В этом сможет посодействовать и внутренний помощник — из нашего следующего пункта.
4. Внутренний помощник. Внутренний помощник помогает видеть положительную сторону происходящего. Он говорит «стоп» внутреннему критику. Это может быть заботливый родитель или любящий человек, а может — даже фея или добрый волшебник. Главное, чтобы такой помощник казался вам источником силы.
Упражнение: представьте своего внутреннего помощника и ситуации, когда он приходил на помощь, дайте ему имя и нарисуйте его. Запишите, какими ободряющими фразами он мог бы отвечать на выпады критика. Каждый день обращайте внимание на то, что у помощника находятся хорошие слова, и радуйтесь даже самым маленьким успехам.
5. Любовное послание самому себе. Подумайте о друзьях, родителях и близких людях. Почему им хорошо с вами? Какие ваши хорошие качества видны другим людям?
Упражнение: посмотрите на себя глазами человека, который вас очень любит. А затем, потратив не менее получаса, напишите на бумаге письмо, из которого будет понятно, что человек вас любит. Ответ «Нет, я так не могу» не принимается. Поверьте, такое письмо — один из самых ценных подарков самому себе.
С помощью таких необычных и интересных упражнений можно добиться очень многого. С повышением самооценки обретаются внутренняя сила и твердость. Человек становится увереннее день ото дня, отстаивает свои интересы и границы, общается на равных с разными людьми. Он добивается успеха и чувствует себя счастливым.
Тренинги для подростков «Повышение самооценки»
Повышение самооценки детей подросткового возраста.
Подростковый возраст – трудный возраст, где родителям легко потерять контакт с детьми, войти в непродуктивные конфликты. С другой стороны, недостаток родительской требовательности – попустительство – чревато будущими проблемами. С подростками нужно разговаривать, даже когда их стиль общения неприемлем для родителей. Нужно иметь силу и смелость сказать «нет» тем вещам, которые мы, родители, считаем недопустимыми. Подростки склонны к импульсивным решениям – родители должны поставить этому твердый заслон, одновременно с этим демонстрируя взвешенность в решениях собственных и готовность неторопливо обсуждать с подростками их собственные намерения. Подростки – непростой возраст, они возражают против навязывания чего-то извне и готовы бороться за свою свободу. Подростки отчаянно добиваются, чтобы их считали взрослыми, и глубоко негодуют, когда с ними обращаются, как с детьми . Чрезмерная родительская тревожность за взрослеющего ребенка мешает развиваться его самостоятельности. Разумной альтернативой должен стать систематический контроль с постепенной передачей функций контроля самому ребенку, – для того, чтобы он научился сам контролировать себя.
План работы психолога для повышения самооценки подростков.
Цел ь : повышение самооценки подростков.
Установление связи между самооценкой и лидерскими качествами;
Мотивация на повышение самооценки;
Технологии повышения самооценки.
Занятия проводятся в тренинговой форме. На этих занятиях дети учатся формировать свои мысли, аргументировать свое мнение, спорить, не оскорбляя друг друга. После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали себя в той или иной ситуации, мотивируют свои поступки. Слияние с общиной и коллективное действие избавляют от застенчивости и ощущения личной вины. Появляется гармония внутреннего мира с внешним миром, полным опасности, в котором нужно ставить реальные цели и достигать их. Это дает участникам возможность осознавать свои успехи, изменения, намечать план применения этих достижений в дальнейшем, а также дает возможность ведущему контролировать эффективность тренингового процесса.
1. Лекция «Самосознание личности»
Диагностика по методике Дембо-Рубинштейна «Самооценка». Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человека самого себя как существа мыслящего – в этом значении и нужно понимать слова Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе («образ Я») и с тем, каким он хотел бы быть. Проблема самосознания сложна. Каждый человек имеет множество образов своего «Я», которые существуют разных уровнях развития, в разных ракурсах, каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего «Я», каким это «Я» станет, если все задуманное сбудется, как это «Я» выглядит в глазах других людей и т.д. Будучи субъектом познания, человек, вместе с тем, выступает и как объект по отношению к самому себе. Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я»». Образ «Я» – это не просто представление о самом себе, социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить 3 компонента.
1. Познавательный (когнитивный) – знание себя, самосознание.
2. Эмоционально-оценочный – ценностное отношение к себе.
3. Поведенческий – особенности регуляции поведения. Возможно существование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Например, хотеть быть сильным и не заниматься спортом. Желаемое не совпадает с действительностью. Степень правильности «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности, т.е. оценки личностью самого себя, своих качеств и места среди других людей. С помощью самооценки проходит регуляция поведения личности. Деятельность и общение дают важные ориентиры для поведения. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам и поступкам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем его самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я». Такая самооценка показывает, какую по степени трудности цель ставит перед собой человек. Психолог Джеймс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.
Самооценка = Успех / Притязания.
Формула свидетельствует о том, что стремление к повышению самооценки может реализоваться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, и в случае успеха уровень притязаний повышается, человек готов решать более сложные задачи, при неуспехе – наоборот. Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха; выбирают соответствующие средства и способы, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели. У людей, мотивированных на избежание неудач, главная цель не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Такие люди не уверенны, боятся критики, и если есть сомнения успеха в работе, то это вызывает отрицательные эмоции. Человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками. Чтобы достичь успеха, человек должен предъявлять требования к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере добивается успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки, Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо. Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур легкими задачами и целями так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.
Упражнение на самоидентификацию. Кто Я?, Какой Я?
Материал: тетрадные листы бумаги, ручки. Инструкция: написать 10 ответов на вопрос «Кто Я?» и 10 ответов на вопрос, «Какой Я?». При этом можно учитывать любые свои характеристики, черты, интересы, эмоции – все, что покажется вам подходящим для того, чтобы описать себя фразой, начинающейся с «я». После выполнения задания ребята складывают листочки на стол. Ведущий берет наугад листок и читает написанное. Все пытаются угадать, о ком идет речь. При этом ведущий может сказать, что не будет зачитывать очень личные характеристики. Если все же кто-то не хочет, чтобы его записи прочитали, то листок остается у хозяина.
1. Упражнение «Настроение» (взято из системы Н. Роджерса) «Как снять осадок после неприятного разговора». Инструкция: возьмите чистый лист бумаги и цветные карандаши, расслабленно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите: грустное настроение, как вы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны. После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием эмоционально разорвите листок, выбросите в урну. Всего 5 минут, а ваше эмоциональное неприятное состояние уже исчезло. Оно перешло в рисунок и было уничтожено вами.
2. Упражнение «Расслабление» – на быстрый отдых и расслабление. Инструкция: сядьте удобнее на стульях, расслабьте мышцы положите удобно руки, закройте глаза. Старайтесь ни о чем не думать, отдохните на стульях. Вам удобно. Глаза закрыты. Вы полностью ли уменьшить их, чтобы избежать неудач.
3. Упражнение «Ситуация». Цель: развивать личностную свободу и раскованность для улучшения взаимоотношений, и взаимопомощи. Инструкция: вы должны придумать причины возникновения ситуации, а также развить ситуацию дальше.
Варианты:
1. «Саша не успела выучить домашнее задание».
2. «Максим прогулял урок».
3. «Толя взял магнитофон своего друга без разрешения».
4. «Рома пришел домой в 12 часов ночи». Причины, выявленные ребятами, помогут лучше понять некоторые поступки. Показать причины, почему родители сердятся, когда подросток поздно приходит с прогулки и т.д. Обсуждение помогает показать участникам, что необходимо предвидеть последствия своих поступков и свое поведение соотносить с реакцией окружающих людей.
1. Упражнение: «Поставь себя на место другого». Цель: улучшать взаимоотношения между подростками и родителями. Инструкция: вспомните свой недавний конфликт с ребенком (родителем). А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на месте того, с кем спорили. Представили? Внутренне про себя спросите у «него»: какие впечатления он получил от общения с вами. Продумайте, что бы мог сказать про вас ваш бывший собеседник. Затем проиграйте в своем воображении беседу таким образом, чтобы оставить у вашего партнера приятные воспоминания о себе. Что изменилось? Вы поняли, что, прежде всего, изменилась ваша внутренняя позиция? Вы начинаете беседу, внутренне готовясь к равноправному контакту. Эта психологическая подготовка связана со сменой вашей позиции, вашим внутренним стремлением к полноценному диалогу.
2. Упражнение на доверие «Слепой и поводырь». Инструкция: разделитесь, пожалуйста, на пары. Кто в паре будет первым, а кто вторым? Первые номера – слепые, вторые – поводыри Слепые, закройте глаза и ходите по комнате. Чувствуйте, каково быть слепым в одиночку. Слепые остановитесь. К каждому слепому подходит свой поводырь, берет его за руку и знакомит с миром, с комнатой, с другими слепыми. Теперь поводыри оставляют «своих» слепых и подходят к другим. Затем слепые открывают глаза, делятся впечатлениями и меняются поводырями, возвращаются к первым и тоже делятся впечатлениями и меняются ролями. Это упражнение можно проводить в полной тишине, можно разрешить разговаривать только слепому, только поводырю или обоим.
Домашнее задание: игра «Анонимный список претензий». Инструкция: в условленный вечер каждый из членов семьи бросает в почтовый ящик конверт, в котором он высказывает свои претензии к другим членам семьи. В назначенный день конверт вскрывается, и претензии зачитываются вслух. Если мать или отец оказались в центре обсуждения, и относительно них были высказаны определенные претензии, пусть они обдумают свое поведение и постараются изменить свою позицию в семье.
1. Обсуждение домашнего задания: «Анонимный список претензий». Совместное обсуждение.
2. Упражнение «Давление». Цель: почувствовать, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства. Инструкция: — Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровень груди, слегка соприкоснитесь ладонями. — Договоритесь о том, кто будет ведущим, его задача – слегка надавить на ладони партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре. Выскажите друг другу впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее: когда вы давили или, когда ваш партнер давил на ваши ладони. — Возможно, вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае. Тогда попробуйте не давить друг на друга, а реализовать совместное движение обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла. Вывод. Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства?
1. Изобразительная игра «Эмоциональное состояние». Цель: используя минимум выразительных средств изобразить эмоциональное состояние, создать возможность для самовыражения подростков. Инструкция: по очереди каждый из вас должен изобразить эмоциональное переживание. Группа должна попытаться отгадать название этого переживания. 2. Повторная диагностика по методике Дембо-Рубинштейна «Самооценка».