Для чего вокально хоровые упражнения



Вокально – хоровые упражнения, их цель и задачи. Принципы работы над вокально-хоровыми упражнениями.

Значительное место в системе хорового обучения школьников занимают вокально-хоровые упражнения. Их цельформирование певческих навыков, развитие детского голоса. Вокально-хоровые упражнения можно разделить на две основные категории. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению средствами вокально-хоровой выразительности, достижению более высокого уровня художественного исполнения. Упражнения второй категории направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании какого-либо произведения. Эти упражнения служат более узким задачам.

Необходимым условием действенности упражнений является последовательное усложнение учебных задач.

В качестве упражнений можно использовать несложные попевки, прибаутки, музыкальный материал из разучиваемого репертуара, мелодии из произведений, предназначенных для слушания. Все упражнения должны включаться в урок с учётом принципов последовательности, систематичности и доступности.

Выработка вокально-хоровых навыков в процессе упражнений основывается на следующих принципах:

– поддержание интереса у детей, активного, эмоционального тонуса в процессе упражнений;

– развитие слуха учащихся;

– пение упражнений без сопровождения, что способствует успешному воспитанию вокального слуха и выработке чистоты интонации;

– связь вокальных упражнений с музыкальной грамотой, что достигается разучиванием и пением упражнений по нотам;

– личный показ и объяснение педагога в процессе упражнений, демонстрация фотографий и плакатов, отражающих правильные и неправильные приёмы голосообразования, с соответствующими пояснениями;

– сознательное овладение навыками, т.е. понимание детьми правил и способов выполнения упражнений;

– сочетание в процессе вокально-хоровых упражнений коллективного пения с индивидуальным опросом отдельных учащихся.

Вокально-хоровые упражнения в классе предполагают следующий объём и порядок учебных задач:

– выработка навыков певческого дыхания в связи с воспитанием напевности и лёгкости звучания, отчётливой артикуляции;

– выработка плавного и отрывистого характера звучания: активизация артикуляционного аппарата на упражнениях в быстром темпе;

– углубление навыков связного, протяжного пения на более широком диапазоне: выравнивание звучание голоса на всём диапазоне путём округления гласных; выработка слитного звучания;

– выработка навыков двухголосного пения: упражнения с самостоятельным голосоведением, каноны, упражнения на терциях.

Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 45 | Нарушение авторских прав

Источник

«Комплекс вокально-хоровых, ритмических, дыхательных упражнений для развития певческих навыков детей дошкольного возраста.

Опубликовано: 09:42:14 06-11-2017

«Комплекс вокально-хоровых, ритмических,

дыхательных упражнений для

развития певческих навыков детей

дошкольного возраста.

Упражнения для развития брюшного дыхания:

Упражнения на развития дыхания помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха, способствуют развитию правильных вокальных данных ребёнка.

  1. «Зевок и потягивание» руки вверх как при пробуждении. (естественное, правильное дыхание без поднятия плеч).
  2. « Обжорка» исходное положение, лёжа на спине, вдох живот надуть, выдох……… у-у-у-ух. При это верхний плечевой пояс почти не подвижен.
  3. « Подними тетрадку» исходное положение, лёжа на спине. На живот ребёнку положить тетрадь средней толщины (48-96 листов), ребёнок должен поднять тетрадь животом (дыханием). По В.Емельянову.
  4. « Надуваем шарик» вдох живот надуть (надуваем шарик) задержка дыхания на счёт 1,2,3,4,5, выдох …….у-у-у-у-у-у-у кто дольше будет спускать шарик, тот и выиграл.
  5. « Рыбка» руками обхватить рёбра, имитируем дыхание рыбы через жабры. По В.Емельянову.
  6. « Раздуваем меха» или «Аккордеон» руками обхватить рёбра. На согласный звук «Х» быстро берём короткий вдох и выдох.
  7. « Летит самолёт» вдох- живот надули ( заправили самолёт), выдох-гласная у-у-у-у-у-у-у-у-у-у (самолёт полетел).
  8. « Зеркальце» – глядя в ладошку, как в зеркало, ребёнок выдувает воздух тоненькой струйкой в середину ладошки.
  1. « Ворона» села на забор и решила развлечь всех своей песней. Дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно « Кар!» 5-6 раз. Ворона так громко каркала, что охрипла. Дети выполняют упражнение с закрытым ртом 5-6 раз.
  1. « Чайник» Из положения на корточках постепенно встают, руки поднимают вверх и делают глубокий вдох, на выдохе руки разводят в стороны и произносят звук Ф-Ф-Ф-Ф.
  2. « Колокол» Глубоко вдохнём и на выдохе произнесём «Бом-Бом-Бом», одновременно хлопая в ладоши.
  3. « Суслик». Приседая, дети прижимают к груди согнутые в локтях руки и резко произносят звук « Х».
  4. «Ёжик». Дети делают резкий и короткий вдох и выдох носиком. Ёжик сопит.
  5. «Осы». Вращать перед грудью указательными пальцами и на выдохе пропеть « З-з-з-з-з ». По Б.Толкачёву.
  6. « Аромат цветов». Долгий вдох носом (нюхаем цветок), задержка, на выдохе « А-а-а-ах».
  7. « Как подул Дед Мороз». Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, пока читается стих.
Читайте также:  Упражнения для укрепления боковой связки коленного сустава

Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,

Полетели, закружились ледяные звёзды.

Окружаться снежинки в воздухе морозном

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку,

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

  1. « Пчёлка» Дети пропевают на выдохе звук « Ж», можно

вращать перед собой указательными пальцами.

Пчёлка гуди, в поле лети,

С поля лети – мёдик неси. (нар.приговорка).

  1. « Коровка» дети прикладывают указательные пальцы себе к голове ( рожки), и на выдохе продолжительно тянут « Му-у-у-у-у»

чья корова дольше мычит, тот и выиграл.

  1. « Вертолёт» переплести пальцы рук корзиночкой, указательные пальцы соединить ( хвост вертолёта), крутить большими пальцами, пропевая на выдохе звук «Р-р-р-р».

Быстро лопасти крути!

Вертолёт, лети, лети!

  1. « Колючки» вдох носом, выталкиваем дыханием слог «А-а-а» как будто трогаем колючки ёжика.
  2. « Ёжик обиделся» вдох живот раздуть, выдох (наодном дыхании) «ху-ху-ху»на последний слог выдавить весь воздух без остатка.
  3. «Волчок» дети вращают перед собой кулачки и пропевают на одном дыхании звук « Ж-ж-ж-ж», по хлопку воспитателя или музыкального руководителя быстро кладут руки на колени, со словами волчок игра начинается заново.
  4. « Пароход» ( дыхание + интонация) дети пропевают на выдохе в позиции «крыска» ( рот растянут, чтобы были видны верхние зубы) звук « Ы-ы-ы-ы-ы». Пароход плывёт по речке,

И пыхтит он словно печка.

  1. « Барабан и дудочка» Барабан мы в руки взяли

На нём звонко заиграли.

Дети на коротком дыхании произносят звук « Д-д-д-д-д»

Вот играет дудочка,

Губы трубочкой, пропевается звук « У-у-у-у».

Можно чередовать барабан и дудочку.

  1. « Греем ручки» согреваем замёрзшие ручки, произнося на

И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф…….

( выдох спокойный ненапряжённый).

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-ф-ф….

И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф……

  1. « Осенние листочки» Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

(дети хором могут пропеть каждый своё дерево)

Кисти на грудной клетке, на вдохе руки сопротивляются расхождению рёбер. Пауза. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц ( лицо краснеет от напряжения). Повторить 3-4 раза. Упражнение создаёт сопротивление на выдохе.

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее, шарик!

Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука « Ш-ш-ш-ш».

Надувала кошка шар,

А котёнок ей мешал,

Подошёл и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука « Ш» Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

Звать, к себе помахивая кистями.

Мы пускаем пузыри:

Перед тем как назвать каждый цвет, сильно надуть щёки и

Синий, красный, голубой,

Выбирай себе любой.

  1. « Пчела» Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «Ж». В конце сделать активный короткий вдох, и быстро выдыхая сказать «Ай!»

Дети на выдохе произносят как можно дольше д-д-д-д,

ударяя кулачками, друг о друга.

После активного вдоха через нос ребята на выдохе

произносят пых-пых, энергично работая мышцами живота.

  1. « Гармошка» Поросёнок восхищён! Как гудит аккордеон.

Очень мне по сердцу он.

Я бы хвостиком вертел,

Если бы играть умел.

Руки на рёбрах, на выдохе громко пропевать – ш-ш-ш-ш

выжимая из лёгких воздух.

34.« Колокола» Глубоко вдохнём и на выдохе пропеваем « Бом-

бом-бом», одновременно сжимая рёбра, как бы выдавливая

Читайте также:  Упражнения массаж для копчика

Артикуляционные и фонопедические

упражнения:

Основой являются упражнения на развитие артикуляционного аппарата и фонопедический метод В.В.Емельянова. В упражнениях используются звуки, данные человеку изначально от природы и от рождения, поэтому они физиологически целесообразны.

Уже проверенно на практике, что подобные упражнения обеспечивают развитие артикуляционного аппарата ребёнка, имеют общеоздоровительную и профилактическую функцию, они развивают и восстанавливают голос и дыхание, формируют навык воспроизведения звуков разного диапазона, способствуют координации слуха и голоса.

  1. « Трубочка» губы сжаты и вытянуты в трубочку.
  2. « Поцелуйчики» губы сжаты и вытянуты в трубочку, чмокаем губами, как будто посылаем поцелуйчики.
  3. « Обезьянка» язык поочерёдно подсовывается под нижнюю и верхнюю губы, затем обводится круг языком под губами.
  4. « Лошадка» цоканье язычком, звук округлённый.
  5. « Лошадка» язык плашмя прилепить к нёбу и с силой (оторвать) , получается шлёпающий звук. Лошадка идёт по грязной луже.
  6. Чередовать цоканье и шлёпанье языком на счёт. Или одна группа цокают, а другая шлёпает пока воспитатель или музыкальный руководитель читает стих.

Едет, едет наш Петрушка,

Не беда, что конь игрушка,

Можно ездить и на нём.

  1. « Чупа – чупс» язычком прокалываем щёку изнутри.Идёт растяжка щёк и подвижность языка.
  2. « Обезьянкин язычок» показать друг другу язычок, затем погладить губы( расслабление), молодец обезьянка.
  3. « Печатная машинка» покусывая язычок от кончика к корню, высунуть его как можно дальше и также убрать.Затем покусать края языка с закрытым ртом.
  4. « Лев» очень широко открыть рот и высунуть язык как можно дальше. Можно широко раскрыть глаза ( одновременно и гимнастика глаз).Можно считать до 10, пока высунут язык.
  5. « Улыбнулись – обиделись» друг другу улыбнуться, а затем обидеться сжав губы, лучше + мимику.
  6. « Змейка» имитация язычка змеи ( быстро показать и убрать язык).
  7. « Прибежала крыска» рот очень широко открыт, приподнять верхнюю губу так, чтобы были видны передние зубы.
  8. « Китайский болванчик» нижняя челюсть свободно падает вниз, язык лежит на нижних зубах и губе.
  9. « Покатай во рту конфетку» рот закрыт, кончик языка упирается в щёку, делая движение языком вверх – вниз.
  10. « Ёжик» Беззвучно произносим «п-п-п-п» для укрепления губ.
  11. « Вкусное варенье» для укрепления мышц языка, развития его подвижности. Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизываем губы.
  12. « Мороз» ( по В. Емельянову)

Вышел на просторы погулять мороз.

Топ-топ!Чап-чап! – 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.

Белые узоры в косах у берёз.

У! – У! короткие звуки в высоком регистре на разной высоте.

Снежные тропинки, голые кусты.

Ш……поирая ладони друг о друга.

Падают снежинки тихо с высоты.

П! П! постепенно опуская руки вниз.

Слова произносятся как можно более низким голосом, при проговаривании слова Бр-р-р-р ощущать вибрацию губ.

Бр-р-р -ворчит мотор

Бр-р-р где мой шофёр?

Бр-р-р урчит машина

Бр-р-р проверь-ка шины!

  1. « Барбос» Дети пропевают звук «Р» на муз.звуке ДО

На дворе рычит барбос р-р-р-р

Он гоняет рыжих ос р-р-р-р

Отчего рычит барбос? Р-р-р-р

Осы жалят его в нос р-р-р-р.

Вокально – хоровые, « шумовые» упражнения :

  1. Исходное положение – китайский болванчик.

Страшная сказка ( или медведь) – рычим ( пугаем) на гласные звуки, добавляя каждый раз по одному:

  1. Добавляем согласные У-ШУ-ЖУ, У-МУ-МУ, У-СУ-ЗУ, У-РУ

У-НУ-НУ, следить, чтобы дети не поднимали нижнюю

челюсть, должно быть рычание, не пение)

3.« Чайка» имитация крика чайки. Исходное положение – крыса,

звук должен пролетать как по куполу Цирка, следить, чтобы

он был плоским, это должен быть вой, а не крик или писк.

  1. Постепенно глиссандо с верхнего (чайка) в нижний ( медведь)

Регистр и наоборот.

  1. Такое же глиссандо с добавлением согласных звуков ( ш-ж, м,

р, с-з, н) У –ШУ—ЖА, (вверх), У-ШУ-ЖА (вниз)

  1. « Скрип» имитация скрипа дверей, (рот приоткрыт, звук
  1. « Динозаврик» голосом рисуем динозаврика. Маленькая

круглая голова (звук средний между А – О в верхнем регистре

длинная шея – глиссандо вниз

Читайте также:  Ханон упражнения для фортепиано

большое туловище – медведь

и длинный хвост – скрип

  1. « Трактор» – губы абсолютно расслаблены, имитация звука работающего мотора.
  2. « По кочкам» – трактор губами, только движения вверх – вниз как по кочкам.
  3. « Самолёты» Тр-р… – в среднем регистре. ( мотор заработал)

Р-р-р…..- в низком регистре. (полетел)

У-у-у….. глиссандо вверх и сверху вниз с показом

Дети произносят ква-ква низким голосом, ку-ку высоким и показывают высоту звука рукой.

Ква-ква- урчит лягушка.

Ку-ку – кричит кукушка

( Т. Власова, А. Пфафенродт)

  1. Исходное положение – болванчик. ЛЯ мажор малой октавы –

Движение по 1-2-3 ступеням, звук перемкнутый, обязательно

Следить, чтобы звук был не носовой( гнусавый), а грудной

Внимание! Самый высокий звук при работе с нижним регистром – ми-бемоль 1 октавы.

  1. Нижний регистр, исходное положение – болванчик. Движение по 1-2-3 ступеням, звук перемкнутый, но последний звук открывается – на « а»
  2. Отрывистое звучание на звук «а», сильно акцентируя каждый звук ( ля-си-до-си-ля)
  3. Эти же упражнения повторяются в верхнем регистре, исходное положение «крыса», следить, чтобы звук не был плоским, широким. Добиваться, точности звучания верхнего звука помогая себе животом. Вводить эти упражнения не раньше подготовительной группы

15.« Колокольчик» Колокольчик всё звенит,

Язычком он шевелит.

( на одном звуке делаем движения кончика языка)

( по принципу интонационного эхо)

Эй, лошадка! ( М.р.) И-го-го (дети)

Но, лошадка! Но-но

Скок, лошадка Скок-скок

Цок, копытца Цок-цок.

( можно пропевать на одном звуке, можно поступенное движение мелодии вверх или низ)

Дети, услышав тон пропевают звукосочетания.

У одуванчиков – взлеталка – фу-фу-фу-фу

У мотоцикла – рычалка – тр-р-р-р-р-р-р

У мышки – пищалка – пи-пи-пи-пи

У лошадки ржалка – и-го-го, и-го-го

У ветра задувалка – у-у-у-у

У каблучков – стучалка – тук-тук

У носа сопелка – ф-ф-ф-ф

У ёжика пыхтелка – пых-пых-пых

У телефона звонилка – динь-динь

А у солнца – светилка – (развели руки) а-а-ах.

РАСПЕВКИ ( коробочка № 1)

  1. « Баю-баю»
  2. « Кузнец»
  3. « Андрей-воробей»
  4. « Гармошка»( погуляем по дорожке)
  5. « Дождик»
  6. « Май»
  7. « Всем нам лет по шести»
  8. « Не летай соловей»
  9. « Лейся дождь на поля»

10.« Эхо-эхо отзовись»

Упражнения на развитие чувства ритма:

  1. « Кошечка поёт» Мяу, мяу, мяу, мяу- дети пропевают восьмые длительности, поочерёдно поднимая и опуская мягкие руки.

Мур, мур, мур, мур- на четверть сделать хватательное движение двумя руками.

  1. « Лесенка» Поём используя лесенку: Мы по лесенке бежали

И ступенечки считали, 1-2-3-это, будешь ты.

Ребёнок, на котором остановилась считалка повторяет ритмический рисунок.

  1. « Капля – раз…..» Дети ударяют по коленкам или по ладошке согласно ритмическому рисунку.

Капля- раз, капля – два, капля медленно сперва.

Стали капли ударять, капля каплю догонять,

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом.

(хлопаем в ладоши)

Ать-ать-ать – в лес отправимся гулять.

(шлепки по коленям)

Ать-ать-ать- будем бегать и скакать.

  1. « Ёжик и барабан» На слова бум, дети равномерно ударяют ладонями по коленям. С барабаном ходит ёжик.

Целый день играет ёжик

С барабаном за плечами…

Ёжик в сад забрёл случайно.

Очень яблоки любил он.

Барабан в лесу забыл он.

Ночью яблоки срывались

И удары раздавались

Ой, как зайки струханули!

Глаз до зорьки не сомкнули!

Дети садятся на пол перед стулом и ритмично стучат по нему

Ритмично стучать локтями.

Скоро выстоим домок.

( русская нар. потешка)

Ударять кулаком о кулак четвертями.

Так стучит молоток.

Восьмыми стучать кулачками по бёдрам.

По принципу ритмическое эхо.

Тук ( левая) Тук ( правая)

Тук-тук-тук ( левая) Тук-тук-тук (правая)

И т.д. в зависимости от ритмического рисунка.

  1. « Ритмический паровозик» Дети стоят друг за другом, м.р. отбивает по плечу несложный ритмический рисунок крайнему ребёнку, дети по принципу «глухого телефон» передают ритм.
  1. « Провожаем на работу» Дети отбивают в ладошки ритм

Мама убегает в туфельках на каблуках. (восьмые на слово мама)

Папа большой, в тяжёлых ботинках (четвертные на слово папа)

Баба в мягких тапочках ( половинки на слово баба).

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector