Для чего строевые упражнения служат как средство



Строевые упражнения как средство организации занятий по физической культуре

Елена Селиванова
Строевые упражнения как средство организации занятий по физической культуре

Строевые упражнения являются одним из средств, без которых невозможна успешная организация на занятиях физической культуры.

Строевые упражнения представляют собой совместные или оди­ночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллек­тивных действий, чувства ритма и темпа, повышается дисциплина и организованность.

Использование этих упражнений позволяет лучше руководить группой, быстро размещать их для занятий, игр.

Для того чтобы ориентироваться в за­ле или на площадке,приняты следующие обозначения сторон и точек зала:

Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:

Строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.

Управление строем на занятиях осуществляют преподаватели посредством команд и распоряжений, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами.

Строй – установленное размещение занимающихся, для совместных действий.

Сомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями, один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди руки.

Разомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах, с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем.

Шеренга – размещение занимающихся на одной линии, один возле другого.

Фланги – правая и левая оконечности строя.

Интервал – расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).

Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.

Дистанция – расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).

Направляющий – занимающийся, идущий первым в колонне.

Замыкающий – занимающийся, идущий в колонне последним.

Колонна-строй, в котором дети расположены в затылок друг другу на дистанции (расстояние между детьми в глубину) одного шага или вытянутой вперед руки.

Шеренга строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом в одну сторону.

Команда «В одну шеренгу становись!». Преподаватель, подавая команду, становится лицом к фронту, а группа выстраивается слева от него.

Перестроениеиз одной шеренги в две: после предварительного расчёта на 1-й и 2-й подаётся команда: «В две шеренги – Стройся По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад (счет раз, правой, не приставляя ее, шаг вправо (счёт два) и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу (счёт три). Для обратного перестроения подаётся команда: «В одну шеренгу – Стройся. Перестроение проводится в обратной последовательности.

Перестроениеиз одной шеренги в три: после предварительного расчёта (по три) подаётся команда: «В три шеренги стройся. По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой вперед (счет раз, левой ногой, не приставляя ее, шаг влево (два, и приставляя правую ногу, становятся впереди вторых номеров (счет 3).Третьи номера делают шаг левой ногой назад (счет 1, шаг правой в сторону (счет 2) и, приставляя левую ногу, становятся в затылок вторым номерам (счет 3). Для обратного перестроения подаётся команда: «В одну шеренгу стройся. Перестроение производится в обратной последовательности.

Перестроение из шеренги уступом: После предварительного расчёта по заданиюна месте, 6-4-2 на месте и т. д.) подаётся команда: «По расчёту шагом – Марш!»

Занимающиеся выходят, сохраняя равнение на положенное им по расчёту количество шагов и приставляют ногу.

Для обратного перестроения подаётся команда: «На свои места шагом – Марш! Все выходившие из строя делают поворот кругом, сохраняя равнение, идут на свои места и, дойдя до них, делают поворот кругом. Преподаватель ведёт подсчёт «1», «2»…. и «1», «2».

Перестроение из колонны по одному в колонну по два.

После предварительного расчета на первый и второй подается команда: «В колону по два – Стройся По этой команде вторые номера делают шаг правой в сторону (счет раз, левой ногой, не приставляя ее, шаг вперед (счет два) и встают на одну линию с первыми, приставляя правую ногу (счет три). Для обратного перестроения подается команда: «В колонну по одному – Стройся. Перестроение производится в обратной последовательности.

Перестроения в движении

Перестроение из колонны по одному в ко­лонну по два (три и т. д.) поворотом в движе­нии (рис. 10, а) происходит по команде «Налево в колонну по два (три, четыре и т. д.) — марш!» (как правило, команда подается, когда группа

находится на верхней или нижней границах зала или площадки). Пер­вые двое занимающихся выполняют в движении поворот налево и про­должают движение прямо. После поворота первой двойки (тройки, чет­верки и т. д.) следующие делают поворот под команду своего замы­кающего на том же месте, что и первые. Такие же действия повторяют все остальные занимающиеся до полного перестроения группы. Осо­бенность перестроения в том, что отделения, на которые делится ко­лонна, определяются самими занимающимися по ходу движения, когда они ведут зрительный контроль за впереди идущими.

Читайте также:  Future tenses упражнения pdf

Двигательные упражнения как средство снятия напряжения Двигательные упражнения способствуют снятию напряжения В ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное воспитание должно быть.

Конспект занятия по физической культуре в средней группе детского сада Место организации: Физкультурный зал. Форма одежды детей: Спортивный костюм. Форма занятий: Учебно – тренирующая. Количество детей: 12.

Методика организации занятий по обучению грамоте Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности показала, что добиться положительного результата по обучению грамоте.

НОД по физической культуре «Воробушки» НОД по физической культуре “Воробушки” Цель: учить детей перешагивать через препятствия, ходить друг за другом по кругу, змейкой, сохраняя.

Особенности организации НОД по физической культуре в разновозрастной группе МБОУ «Долгоостровская СОШ» Чувашишаковскон ОСП ЧР Батыревского р-на д. Ч. Ишаки Воспитатель: Краснова Т. Н. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ.

Памятка для воспитателей по организации занятий по физической культуре ПАМЯТКА по организации занятий по физической культуре Структура занятий: 1. Вводно-подготовительная часть; 2. Основная часть; 3. Заключительная.

Рекомендации педагога-психолога «Упражнения для занятий с гиперактивными детьми» Упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности “Послушай тишину” Сесть на пол. Закрыть глаза и послушать звуки на улице за.

Советы инструктора по физической культуре Культура семейных отношений и физическая культура – нерасторжимое единство, звенья одной цепи. Совместные занятия физкультурой и спортом.

Источник

Строевые упражнения на уроках физической культуры

Строевые упражнения — двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования навыков коллективных дейст­вий (в строю), воспитания дисциплины и организованности, вы­работки чувства темпа и ритма, формирования правильной осан­ки. Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале или на площадке. Учителем физической культуры строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подгото­вительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения учащихся для выполнения обще-развивающих упражнений. В основной части урока строевые уп­ражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому. В конце урока (в его заключительной части) эти упражнения являются хорошим средством я того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к предстоящей учебной работе и организованно закончить занятие.

Строевые упражнения представляют собой совместные действия в том или ином строго.

Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа. Формируют навыки коллективных действий, поднимают эмоциональное состояние занимающихся, могут служить средством снижения физической нагрузки. А в сочетании с другими упражнениями способствуют развитию двигательных и психических способностей.

Эффективная организация занятий по физической культуре немыслима, без использования строевых упражнений. Их применение позволяет быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке. Благодаря возможности управления большими массами занимающихся и многообразию различных форм перемещения, строевые упражнения – одна из основных частей массовых гимнастических выступлений. Большая часть строевых действий и команд взята из Строевого устава Вооруженных Сил, другая создавалась в процессе работы по гимнастике.

Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:

– построения и перестроения;

– размыкания и смыкания.

Для использования строевых упражнений при проведении занятий по физической культуре, необходимо знать основные понятия о строе.

2.

Основные понятия о строе

Строй – установленное размещение учащихся для совместных действий.

Фланг – правая или левая оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не меняется.

Тыльная сторона строя – сторона противоположная фронту.

Фронт – сторона строя в которую занимающиеся обращены лицом.

Интервал– расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.

Дистанция – расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне для сомкнутого строя нормой считается расстояние вытянутой вперёд руки.

Ширина строя – расстояние между флангами.

Глубина строя – расстояние от первой шеренги (впереди стоящего учащегося) до последней шеренги (позади стоящего учащегося).

Направляющий – учащийся идущий в колонне первым.

Замыкающий – учащийся, идущий в колонне последним.

Шеренга – строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Колонна – строй, в котором занимающиеся, расположены, а затылок друг другу.

Сомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руки.

Разомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся, расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалом указанным преподавателем.

Ряд – два учащихся стоящие в двухшереножном строю в затылок один другому, последний ряд всегда должен быть полным.

3.

Строевые приемы

К строевым приёмам относятся команды: “Становись!”, “Равняйсь!”, “Смирно!”, “Вольно!”, “Отставить!”, “Правой (левой) – вольно!”. Расчет, куда входят команды: “По порядку – Рассчитайсь!” и др. Повороты на месте. В отдельных случаях команды могут заменяться распоряжениями.

Читайте также:  Упражнения для растяжки трицепса

Построения и перестроения

Построения – действия занимающихся после команды преподавателя и принятия того или иного строя.

Перестроения – переход из одного строя в другой.

Перестроения из одной шеренги в две. После предварительною расчета по два подается команда: “В две шеренги – Стройся!” По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад, правой ногой, не приставляя её шаг вправо и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу. Для обратного перестроения подаётся команда. В одну шеренгу – Стройся!” После команды все выполняется в обратной последовательности (рис. 1).

Перестроение из одной шеренги и три. После предварительного расчета подаётся команда: “В три шеренги – Стройся!”. По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой вперёд, шаг правой в сторону и, приставляя левую, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подаётся команда: “В одну шеренгу – Стройся!”. И все выполняется в обратной последовательности (рис. 2).

Перестроения из колонны по одному в колонны по два (три). После предварительного расчета подаётся команда: “В колонну по два (три) – Стройся!”. Действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроениях из одной шеренги в две, три (рис. 3).

Перестроение из шеренги уступом. После предварительного расчета (6 -3 – на месте, 6 – 4 – 2 – на месте и др.), подаётся команда: “По расчету шагом марш!” Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов. Преподаватель ведет подсчёт на один больше, максимального количества шагов. При расчете 6 – 3 – на месте – до семи.

Для обратного перестроения подаётся команда: “На свои места шагом – Марш!”. Все выходившие из строя делают поворот кругом, и идут на свои места и, дойдя до них, выполняют поворот кругом. Преподаватель ведет подсчёт до тех пор, пока последний вошедший в строй не сделает поворот кругом (рис.4).

Перестроение из одной колонны в три уступом. После предварительного расчёта по три подаётся команда: “Первые номера – два (три и т.д.) шага вправо, третьи номера – два (три и т.д.) шага влево шагом – Марш!”. По команде занимающиеся выполняют указанное количество шагов.

Для обратного перестроения подаётся команда: “На свои места шагом – Марш!”. Перестроение выполняется приставными шагами (рис.5).

Перестроение из шеренги в колонну захождением отделений плечом.После предварительного расчёта по три, четыре и т.д. подаётся команда: Отделениями в колонну по три (четыре) левые (правые) плечи вперед шагом, – Марш!”. По этой команде учащиеся, сохраняя равнение по фронту начинают захождение плечом до образования колонны. Вторая команда: “Группа – Стой!”.

Для обратного перестроения подаются команды:

2. “Отделениями в одну шеренгу, правые (левые) плечи вперёд шагом – Марш!”.

3. “Группа – Стой!”. Последняя команда подаётся в тот момент, когда занимающиеся доходят до своего места в шеренге (рис. 6).

Перестроения из колонны по одному в колонну по два (три и т.д.) поворотом в движении. При движении группы налево в обход подаём команда: “В колонну по два (три и т.д.) налево – Марш!”. После поворота первой двойки (тройки и т.д.), следующие делают поворот под команду своего замыкающего, на том же месте, что и первые.

Для обратного перестроения подаются команды:

2. “В колонну по одному направо в обход шагом – Марш!”.

При обучении целесообразно предварительно рассчитать учащихся по два (по три и т.д.) рис. 7.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении.

1. “Через центр – Марш!” (как правило, подаётся на одной из середин).

2. “В колонны по одному направо, налево в обход – Марш!” (подаётся на противоположной середине). По этой команде первые номера идут направо, вторые – налево в обход.

3. “В колонну по два через центр – Марш!”, подается при встрече колонн (рис. 8 а, б, в). Обратное перестроение называется разведением и слиянием.

Сведение – соединение колонн низшего порядка в колонну высшего порядка.

Разведение – деление колонны высшего порядка на колонны низшего порядка.

Перестроение из колонны в круг производится по команде “Взявшись за руки, в круг, шагом – Марш!” (предварительно преподаватель обозначает центр будущего круга). По этой команде оба фланговые заходят вокруг указанной точки до взаимной встречи, “размыкая” всех занимающихся на указанный интервал.

Перестроение из одного круга в два. Подаются команды: 1. “По три – Рассчитайсь!”. 2. “Вторые номера три шага (два и т.д.) вперёд, третьи номера полшага вправо, шагом – Марш!”. Занимающиеся выполняют указанные действия. Обратное перестроение производится по команде: “В один круг – Стройся!”. По этой команде все выполняется в обратном порядке (с поворотом кругом) рис. 9 а.

Читайте также:  Жиросжигающие упражнения после родов

Перестроение из одного круга в три. Подаются команды: 1. “По семь – Рассчитайсь!”, 2. “Четвертые номера шесть шагов вперёд, вторые и шестые – три шага вперёд, седьмые полшага вправо, шагом.- Марш!”. Занимающиеся выполняя указанные действия, перестраиваются в три круга. Обратное перестроение производится по команде: “В один круг – Стройся!”, по которой занимающиеся становятся на свои места с поворотом кругом.

Размыкания и смыкания

Размыкания – действия занимающихся связанные с увеличением интервала и дистанции.

Смыкание – приём уплотнения разомкнутого строя.

1. Размыкание по уставу ВС. Команда: “Вправо (Влево, от средины) на два (три и т.д.) шага. Разомкнись!”. Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.

Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, набрав указанный интервал, поворачиваются лицом к фронту. Подсчёт ведется по два, пока последний не приставит ногу.

2. Размыкание приставными шагами производится по фронту. Команда: “От середины (вправо, влево) на два (три и т.д.) шага приставными шагами разом – Кнись!”. После подачи команды подсчет по два пока последний не приставит ногу. Для смыкания подается команда: “К середине (вправо, влево) приставными шагами сом – Кнись!”, Подсчёт по два, пока последний не приставит ногу.

3. Размыкания по распоряжению. Например, “наберите интервал – два шага” и т.д.

4. Размыкания по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.

5. Размыкание дугами можно выполнять из колонны по 3, 4, 5, (по три размыкание выполняют первый и третий номера; по четыре – второй и третий) Подаётся команда: “Дугами на два (три) шага разом – Кнись!” По этой команде выше указанные номера выходят вперёд, обходя по дуге на пять счётов справа и слева стоящих, и останавливаются с указанным интервалом от них, приставляя ногу (на счёт шесть) и по счёту семь – восемь поворачиваются кругом (рис. 9 б).

Для размыкания дугами из колонны по пять подаётся команда: Дугами на два шага разом – Кнись!”, покоторой вторые и четвёртые номера на шесть счётов обходят по дуге первых и пятых становясь рядом с ними, по счёту семь – восемь поворачиваются кругом. После чего первые и пятые номера на шесть счётов обходят дугами рядом стоящих на интервал два шага и по счёту семь – восемь поворачиваются кругом. При размыкании дугами назад, вначале выполняется поворот кругом, а потом размыкание по дуге.

Передвижения

К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера.

Передвижения могут осуществляться строевым и походным (обычным) шагом, который отличается от первого большей свободой движений.

Движения на месте выполняются по команде:

1. “На месте шагом – Марш!”.

2.”Направляющий – На месте!” – тогда, когда необходимо сомкнуть передвигающуюся группу на дистанцию в один шаг.

3. Для возобновления движения вперёд при ходьбе на месте, подаётся команда: “Прямо!”, – под левую ногу, после чего делается шаг правой на месте и с левой начинается движение вперёд.

Для изменения скорости, темпа и ритма передвижения используются команды: “Шире – Шаг!”, “Короче – Шаг!”, “Чаще – Шаг!” “Ре – Же!”. Исполнительная команда подаётся под левую ногу.

Для передвижения бегом подаётся команда: “Бегом – Марш!”. При переходе с движения шагом под музыку исполнительная команда подаётся под левую ногу, после чего занимающиеся делают шаг правой и с левой начинают движение бегом (то же при переходе с бега под музыку по команде: “Шагом – Марш!”. Если музыкального сопровождения нет, команда “Марш!” подаётся под правую ногу.

Повороты в движении. Исполнительная команда для поворота направо подаётся под правую ногу, после чего занимающиеся, делают шаг левой вперед, поворачиваются на носке левой ноги и с правой ноги начинается движение в новом направлении. Исполнительная команда и действия при повороте налево – аналогичны.

Для выполнения поворота кругом подается команда: “Кругом – Марш!”. Исполнительная команда: “Марш!” подаётся под правую ногу, после чего занимающийся делает шаг левой вперёд, полшага правой вперёд, и поворачивается на носках обеих ног и с левой ноги начинает движение в новом направлении.

При выполнении поворотов в движении целесообразно вести подсчёт, чтобы сохранить ритм движения.

Противоход – движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении. Команда: “Противоходом направо (налево) – Марш!”. Интервал между встречными колоннами один шаг (рис. 11).

Змейка – несколько противоходов подряд. Величина змейки определяется по первому” противоходу. Команды: 1. “Противоходом налево (направо) Марш!”- 2. Змейкой – Марш!” (рис. 12).

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector