Для чего нужны упражнения по фортепиано

Содержание
  1. ПОЛЬЗА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО .
  2. Развитие координации, Повышение концентрации внимания, Развитие слуховых и речевых способностей,
  3. Навыки быстрого чтения, Тесная взаимосвязь музыки и изучения языков, Развитие математических способностей,
  4. Самодисциплина и контроль, Улучшение памяти,Развитие воображения, Сообразительность и логика, Умственное развитие , Душевное здоровье, Оформление личности
  5. Скачать:
  6. Предварительный просмотр:
  7. Развитие координации
  8. Повышение концентрации внимания
  9. Развитие слуховых и речевых способностей
  10. Навыки быстрого чтения
  11. Тесная взаимосвязь музыки и изучения языков
  12. Развитие математических способностей
  13. Самодисциплина и контроль
  14. Улучшение памяти
  15. Развитие воображения
  16. Сообразительность и логика
  17. Как научиться играть на фортепиано за 7 дней
  18. А теперь ПРАКТИКА.
  19. Уровень 1
  20. Упражнение 1.
  21. Уровень 2.
  22. Упражнение 2.
  23. “Фортепианные упражнения и их роль в развитии начинающего пианиста” методическая разработка по музыке на тему
  24. Скачать:
  25. Предварительный просмотр:

ПОЛЬЗА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО .

Развитие координации, Повышение концентрации внимания, Развитие слуховых и речевых способностей,

Самодисциплина и контроль, Улучшение памяти,Развитие воображения, Сообразительность и логика, Умственное развитие , Душевное здоровье, Оформление личности

Скачать:

Вложение Размер
polza_obucheniya_igre_na_fortepiano.docx 18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» г. Удачного

ПОЛЬЗА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО .

Подготовила: Преподаватель, концертмейстер

первой квалификационной категории

Нармания Ирина Владимировна

Классическая музыка – это то, что вдохновляет и радует многих людей и такая тенденция продолжается на протяжении многих лет. Не стоит думать о том, что если ребёнок начнёт играть на фортепиано, то ему обязательно придётся связать свою жизнь с музыкой. Воспринимайте такое увлечение, как путь к саморазвитию и совершенствованию навыков. Игра на фортепиано стимулирует человека к трудолюбию, а этот навык крайне важен на пути достижения успеха.

Обучение игре на фортепиано, безусловно, содействует развитию детей как умственному и физическому, так и психическому. Музыкальные способности есть у всех, но если вы хотите их развить, следует задуматься о приобретении музыкального инструмента.

Обучение детей игре на фортепиано – это идеальный вариант для знакомства с музыкой, ведь фортепиано – это самый распространенный и универсальный инструмент. Дети смогут не только играть учебные пьесы, но через какое-то время с легкостью подбирать любимые мелодии, будь – то поп-музыка или даже тяжелый рок. Игра на фортепиано поможет ребенку.

Фортепиано — волшебный инструмент, который позволяет Вам расслабиться и успокоиться, независимо от того, слушаете Вы музыку или играете сами.

Все знают, что игра на фортепиано полезна для ребенка. Задумывались ли вы когда-либо о том, что помимо прямой пользы от изучения музыки, игра на фортепиано дает еще кучу плюсов и в других сферах развития вашего ребенка? И вот вам несколько из них.

Развитие координации

Игра на фортепиано помогает развить координацию рук и глаз, — улучшить мелкую моторику и ловкость пальцев, благодаря чему дети быстрее и легче обучаются письму, вырабатывая красивый почерк.

Повышение концентрации внимания

Ребенок во время игры фокусирует свое внимание на чтении нот, учится играть произведение в заданном темпе – все это развивает способность концентрировать свое внимание, что очень важно для гармоничного развития ребёнка.

Развитие слуховых и речевых способностей

Дети, которые играют на фортепиано, становятся более восприимчивыми к окружающим звукам. Намного быстрее запоминают слова и строят предложения.

Благодаря тому, что ребенок следит за нотами, считывая музыкальное произведение, и параллельно играет на инструменте, у него развиваются навыки быстрого чтения.

Тесная взаимосвязь музыки и изучения языков

Все знают, что в мозге человека центры, которые отвечают за изучение языков и музыки, тесно взаимосвязаны. Если ваш ребенок с детства занимается музыкой, то ему будет гораздо легче изучать иностранные языки.

Развитие математических способностей

По данным последних исследований головного мозга, те дети, которые занимаются игрой на фортепиано, имеют большие способности к точным наукам.

Самодисциплина и контроль

Занятие музыкой с ранних лет помогает вашему ребенку стать
более дисциплинированным, так как ребенок будет стремиться планировать свое время. Выполнение домашних заданий и работа на уроках музыки приучает ребенка к трудолюбию и целеустремленности.

Улучшение памяти

Долгие годы игры на фортепиано, изучение сложных и больших музыкальных произведений, подготовка своего репертуара способствует колоссальному улучшению памяти человека.

Развитие воображения

При воспоминании о звуке весеннего дождя или шепоте морского прибоя в вашей голове будут играть яркие музыкальные произведения, будоража воображение и чувства.

Сообразительность и логика

Одновременная работа правого и левого полушария мозга укрепляет нервные связи. Уровень людей, которые занимаются музыкой на 50% выше, чем у обычных людей.

Когда дети начинают играть на фортепиано, различные доли их мозга подвергаются стимуляции. Требуется от них координации движений различных частей тела для правильного выполнения одного задания. Они должны играть разные фрагменты музыки разными руками, и мозг вынужден отдавать отдельные команды каждой руке.

Кроме того, ничто не успокаивает лучше музыки, особенно классической. Когда дети начинают учиться музыке, она помогает им выражать свои эмоции во время выступлений или репетиций. Выражение эмоций через инструмент поможет им снимать стресс в душе и теле, а так же расслабляться.

Помимо физических навыков и психологического развития, обучение игре на фортепиано делает Вашу личность и образ более утонченными. Во время обучения Вы приобретаете изысканность и вежливость, а Ваша личность и темперамент становятся более гармоничными. Обучение игре на фортепиано не такое легкое занятие, и другие люди часто будут называть Вас очень умным и талантливым, что придаст ребенку уверенности в себе.

Существуют различные исследования, и результаты этих исследований объясняют, почему обучение игре на фортепиано полезно для развития детей. Дети, которые брали уроки фортепиано в течение примерно 3 лет, получали более высокие оценки на тестах по сравнению с другими детьми.

Особого внимания заслуживает способность пианиста мыслить вперед, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения, что развивает перспективное мышление, целостное видение. Часы, проведенные за игрой на фортепиано, создают и расширяют нервные связи в мозге. Эти физические изменения в мозге в зрелом возрасте создают защиту от когнитивного упадка и потери памяти.

Существует несомненная зависимость между музыкальным образованием и развитием способностей, необходимых для успешного становления ребенка в жизни. Самодисциплина, терпение, чувствительность, координация, способность запоминать и концентрировать внимание – все эти качества развивает музыкальное воспитание. И эти качества останутся с вашим ребенком независимо от его дальнейшего выбора профессии. Если родители хотят на всю жизнь обеспечить своего ребенка источником радости, удовлетворения, достижения поставленной цели, то первым и наилучшим шагом может стать именно музыкальное образование.
А первым инструментом для детского обучения музыке может стать именно фортепиано. Никакой другой инструмент не может сравниться с фортепиано широтой реализации музыкальных идей. Даже если ваш ребенок решит позже играть на другом инструменте, приобретенные на фортепиано мелодия, ритм и чувство гармонии окупятся сполна.

Источник

Как научиться играть на фортепиано за 7 дней

Этот текст не предназначен для тех, кто знаком с нотной грамотой.
И пусть плюются в меня те, кто лучшие годы детства промучился в музыкальной школе или зубрил сольфеджио.

Я не умею играть на фортепиано в обычном понимании, и не знаю ноты.
В детстве меня не отдали в музыкалку, потому, что я просто не могла запомнить семь нот.

Для других семь нот на нотном стане – это элементарно. Для меня до сих пор кажется нереально сложно.
Зато я могу любую знакомую песню вполне сносно напеть на слух.

Поэтому меня отдали в хор, а потом в детский ансамбль, где ноты были вроде как и не нужны. Преподаватель играл на рояле, мы пели в меру своих возможностей и на радость родителям.

Дома у меня стояло фортепиано. Резное, красного дерева, с костяными клавишами. Досталось от бабушки. И я всегда завидовала подруге которая умела играть и непринужденно сесть и сбацать популярную мелодию на раз-два-три.

Прошли годы. Чем только я не занималась все это время.
А пианино стояло. На него ставили вазы и прыгали кошки. Пытались настроить – не настраивается. Устаревшая модель, дека рассохлась, Пытались продать – не продается. Предлагали самовывоз за деньги.
То есть мы должны заплатить, чтобы наше родное пианино чужие дядьки выкинули.
Я не согласилась, пожалела его тогда. Пусть живёт, для декора.
А моя мечта вдруг сесть и заиграть жила вместе со старым пианино.
И вдруг грянул коронавирус. И потянулись выходные за выходными, и эта, ну как ее – само. ну вы поняли . изоляция.

И пошли в ход всевозможные ухищрения, как время занять.
Давно заброшенное вязание, шитье масок, просмотр всех телепередач подряд, экспериментальная кулинария, маниакальная уборка квартиры, химические опыты по смешиванию компонентов для санитайзеров в домашних условиях.
Вдруг я заметила пианино. Оно скромно стояло в углу, молча и благородно-матово блестело резьбой. Я вытерла с него пыль.
Играть я как не умела, так и не умею.

Это было романтические вступление. У каждого оно свое, как и свой путь до того заветного момента, когда ты сможешь сесть и сыграть свое первое музыкальное произведение.

А теперь ПРАКТИКА.

Уровень 1

Существует множество пособий и современных методик, как освоить нотную грамоту с нуля.
Взрослому человеку, у которого немного желания серьезно учиться и нет свободного времени будет некогда разбираться в куче разных методов.

Я не открываю Америку. Я просто утверждаю, что это работает. На моем личном опыте.

– Инструмент
(Если нет фортепиано, подойдёт электронная клавишные, или для начала приложение для Android – Mini Piano Light, например.

– Интернет (ну куда же без него).

– Хотя бы приблизительно знать как звучит нужная вам мелодия, чтобы сыграть ее.

Тональности, темп и интервалы мы проходить не будем. Все это вы сможете выучить потом, если конечно, захотите

– Ваше личное свободное время, от получаса, до.
Как-то я пять часов сидела за инструментом. У мужа началась истерика и он ушел в Дикси, хлопнув дверью.
Пусть это не будет открытием для вас, но ваши родные далеко не всегда будут разделять ваши увлечения. Не каждый же может жить с гением. ☺

– Минимальное знание английского алфавита.

– И мои простые инструкции.

Это ноты скрипичного ключа, в котором обычно играют мелодию,
правой рукой.
Белые клавиши – основные семь нот, черные бемоли (b) и диезы (♯).

Видимо, на Руси нотам учили итальянцы, поэтому общепринятым считается нотный стан с привычной нотописью.
Англичане, как прогрессивная и практичная нация поступили проще. Заметили непонятные закорючки и линейки на буквы своего алфавита.

Вам нужно будет запомнить семь букв, которые вы и так уже знаете. Каждая из них соответствует ноте.
Есть заблуждение, видимо его придумали те, кто может запомнить ноты, что буквы обозначают ноты для гитары.
Но это не так, буквами можно обозначать ноты для фортепиано, и для флейты, и даже для органа, если хотите.

С -до
D – ре
E – ми
F -фа
G – соль
A- ля
H (B) – си

дальше идут ноты следующей выше октавы:
С – до и т.д.

Основные семь нот – белые клавиши.
Черные клавиши это :
# – Диез справа, на пол тона выше
b – Бемоль слева, на пол тона ниже
То есть F# – это Фа диез, черная клавиша справа от Фа.

Линейка басового ключа – не копия скрипичного. Это следующая за скрипичным ключом линейка. Верхняя нота С (До) на картинке басового соответствует нижней С (До) на картинке скрипичного ключа.

Как узнать на клавиатуре фортепиано, где находится скрипичный или басовый ключ?
Действуем проще.
Садитесь за инструмент ровно по центру. На клавишах, что справа от центра начиная с Первой октавы (или 4-й октавы) и выше – играем мелодию.
Все что по левую руку, начиная с Малой октавы (3-й октавы) и ниже – будет аккомпанемент.

На фортепиано есть октавы, они обозначаются цифрами.
С4 – это нота До Первой октавы.

Упражнение 1.

Для начала возьмем самую простую мелодию и переведем ноты на нотном стане в буквы латинского алфавита.
Для меня это был Auld Lang Syne (Старое доброе время), достаточно послушать ее один раз, чтобы запомнить.
Эта простая народная песня построена на европейской гармонии и удобна для запоминания. Диезов и бемолей в этой версии нет.

Учимся играть мелодию, по нотам. Каждая нота для удобства обозначена соответствующей буквой.
Играем правой рукой, пока не запомним расположение нот (в нашем случае, букв) на клавиатуре. Держим под рукой шпаргалку:
Ноты скрипичного ключа .
На ноты в квадратиках над линейкой пока не обращаем внимание.

Я визуал, поэтому мне легче запомнить форму клавиш на клавиатуре фортепиано и расположение белых клавиш относительно черных.
Буквы можно и наклеить, в конце то концов!

Уровень 2.

Для аккомпанемента будем сперва использовать аккорды, которые также обозначаются буквами. Играть их будем в басовом ключе.

Например аккорд С (CEG) – это аккорд До, состоит из трех нот:
до, ми, соль. Нижняя нота здесь – C (До).

Заучивать все аккорды пока не нужно.
В интернете есть масса таблиц вроде этой, где можно подсмотреть.

Или удобный генератор аккордов, который можно посмотреть здесь .
Простые аккорды состоят из трех нот, есть аккорды из четырех и даже пяти нот.

Мы уже знаем, что До – это C, значит в аккорде С (CEG ) эта нота будет присутствовать по-любому.
Переводим аккорды аккомпанемента в буквы.

В песне Auld Lang Syne (Старое доброе время) (здесь приводится упрощенная версия) – всего три повторяющихся аккорда (обозначены нотами в квадратиках):
G (Соль) – (GBD),
D (Ре) – (DFA)
C (До) – (CEG)

Если вам будет так легче воспринимать – запишем в тетради:
Правая рука: Пишем ноты мелодии.
Под ней левая рука: соответствующие аккорды аккомпанемента
с расшифровкой, строку отчеркиваем.
Продолжаем с новой строки.

Упражнение 2.

Играем всю мелодию отдельно правой, затем все аккорды аккомпанемента левой рукой, затем первую ноту мелодии, затем аккорд, , соответствующий аккорд, следуя нотам.

Одновременно двумя руками играть сразу не получится, но это не беда. Пусть поначалу аккомпанемент отстаёт, как в джазовом исполнении. Когда понемногу научитесь владеть левой, ☺ будете успевать.

Источник

“Фортепианные упражнения и их роль в развитии начинающего пианиста”
методическая разработка по музыке на тему

В данной работе идёт речь об истории использования упражнений в фортепианной педагогике, о порядке их прохождения, о способах работы над ними. Велика роль фортепианных упражнений на начальном этапе обучения во многих отношениях – для развития личности представления, для освобождения и координации движений при отшлифовке определённых пианистических навыков. Все возможности игрового аппарата должны использоваться в соответствии с поставленными художественными задачами и фмизиологическими данными учащегося. Поэтому нельзя говорить абстрактно о каком либо одном, единственно правильном методе обучения.

Скачать:

Вложение Размер
fortepiannye_uprazhneniya.docx 827.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств г. Шимановска»

и их роль в развитии

«Зачем все это нужно- то, что его

заставляют сделать? Бегать как

можно быстрее руками по

клавишам, подвертывая большой

палец.. .Гаммы, упражнения, сухие, монотонные, скучные до слез..»

Под приведенными в эпиграфе словами юного героя известного роллановского романа, мальчика с поистине гениальной музыкальной одаренностью, охотно подписались бы, пожалуй, многие из тех, кто обучается сегодня фортепианной игре. Как показывает практика, использование в фортепианном обучении гамм, арпеджио и другого инструктивного материала оставляет желать лучшего. В детской музыкальной школе этот материал нередко проходят формально, только потому, что учение его предписывается программой.

А между тем современная методика рассматривает упражнения, как важное и эффективное средство развития ученика. Они являются основными элементами технических форм, которые вырабатывают у учеников необходимые технические и слуховые навыки.

В предыдущую эпоху с упражнений начинали пианистическое образование. Теперь потребность в серьезной работе над ними возникает у молодых исполнителей на сравнительно высоком уровне пианистических умений, в тот период, когда появляются сознательный интерес к вопросам мастерства на высокие виртуозные достижения. И такая, в значительной степени стихийно возникшая установка правильна. Она лишь практически подтвердила замечательно прозорливые и намного опередившие свое время слова Листа: «Не от упражнений зависит техника, а от техники упражнения»

«Музыкальной таблицей умножения» называл гаммы Иосиф Гофман. Определение выдающегося виртуоза не вполне точно. Выучив таблицу умножения, чуть ли не в первом классе школы, не твердим же мы ее всю дальнейшую жизнь! А вот гаммы нужны пианисту всегда. Они изучаются на всех ступенях музыкального обучения. Они «одинаково полезны как начинающему, так и весьма подвинутому ученику и даже опытному искусному исполнителю, – замечает К. Черни. – Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним

В данной работе идет речь об истории использования упражнений в фортепианной педагогике, о порядке их прохождения, о способах работы над ними.

Глава 1. Роль упражнений в историческом прошлом фортепианного искусства

«. .Даже в самых сухих

упражнениях неуклонно наблюдай

за красотой звука..» «.. .Играй все

так, чтобы пальцы твои шли за головой, а не голова за пальцами. »

О технике мечтает художник и малый и большой, как о волшебстве, дающем возможность воплотить то, что представляется воображению. О ней говорят с позиций философско-эстетических, ее пытаются исследовать с позициий анатомо-физиологических и психологических.

Техника фортепьянной игры есть манера и способность воплощать в игре на рояле наши музыкальные и художественные представления. Не быстрое движение пальцев означает хорошую технику; настоящая техника не вырабатывается и не может быть выработана независимо от художественных намерений исполнителя, она формируется именно как следствие художественных, слуховых намерений и применительно к ним. Трудности моторики являются своеобразной преградой для воплощения художественного замысла; но, с другой стороны, именно техника обогащает и направляет творческое воображение. Этот своеобразный комплекс взаимно обуславливается.

Часто смешивают понятие виртуозность и техническое мастерство, эти понятия во многом близкие, но абсолютно разные. Говоря о виртуозности, представляем яркое, бравурное выступление, а под техническим мастерством подразумевается материализовать задуманное.

Яркая двигательная одаренность встречается редко. Приобретение техники движений всегда связанно с развитием мышечных ощущений, с другой стороны работа над техникой требует волевых качеств.

В работе над техникой играют роль эмоциональные переживания, ощущение пульса, а так же достаточный уровень развития слуха.

1.1 Теоретический обзор сборников упражнений во второй половине XIX века и в начале XX века.

Во все предшествующие времена вопрос о необходимости играть гаммы и упражнения не обсуждался. Считалось само собой разумеющимся многочасовое и многолетнее их изучение.,

В эпоху клависинизма для цели упражнений служили трели и мелизмы. Куперен вводит специальные упражнения из 3-8 звуков, на основе которых педагог может сам их варьировать. Особенно много внимания упражнениям уделялось в XXI веке. Концертирующие пианисты должны были много времени уделять упражнениям. Большими недостатками эпохи были установки на количество занятий, увлечение механическими приспособлениями, упор на изолированные пальцы (движение пальцев без участия руки), увлечение этюдами, гаммами. Постепенно такая методика подвергалась осуждению (Шопен, Шуман, Лист и др.) Отказ от систематической работы над упражнениями и гаммами снизили уровень технической подготовки. Пришлось превращать художественные произведения в технический материал, но ошибка была вскоре исправлена.

Сборники упражнений создавали и крупные пианисты, и крупные педагоги, и пианисты-педагоги меньшего масштаба. Лист, Брамс, “Черни, Таузиг, Бузони, Сафонов, Корто, Йозифи, Куллак, Ганон, Пишна – вот далеко не полный перечень авторов различной ценности фортепианных школ. Сборники многократно переиздавались.

Однако молоды.- исполнители и нынешние ее наставники обращаются к этим изданиям не очень часто. Перечисленные сборники больше изучают в курсах методики, чем в классах специального фортепиано. Мало кто учится играть по Ганону, или по Корто, или по какому- либо другому сборнику, как предполагали авторы * многих из них. Используются лишь отдельные упражнения.

Старая метода предполагала упражнения в качестве основного материала для обучения фортепианной игре. Во второй половинеXIX и начале XX веков сборники упражнении появлялись как из рога изобилия. В них ученики могли найти большое количество более или менее оригинального, музыкального приемлемого и технически полезного материала, с установленной авторами последовательностью и регламентированным количеством повторений. Совсем иные идеи положены в основу упражнений Листа, Таузига, Йозефи, Бузони, Сафонова. Их сборники -это не школы для первоначального обучения игре на рояле, не системы, подлежащие «постатейному» изучению, а технический материал для избирательного использования. Сборники обращены к подвинутым ученикам, а в некоторых примерах к настоящим пианистам. \

Авторы сборников по-своему проявляли заботу об экономии времени учеников. Все сборники в наград) за послушание и усердие обещали «златые горы» виртуозности. 11е только Ганон, но и многие другие авторы верили в механические результаты проигрывания данного в сборниках материала. Уровень подвинутости потенциального ученика, его возраст, его способности игнорируются. Наивная вера в предопределенность положительных результатов уже от одного факта изучения сборников проявляются в отсутствии или скупости рекомендаций о том, как надлежит играть предлагаемые упражнения. Ганон, например, ограничивается указанием о необходимости «хорошо отделять и поднимать пальцы, чтобы каждая нота была слышна отчетливейшим образом» (упражнение № 1) , а репетиционный экзерсис (упражнение № 47) советует играть « не поднимая ни кисти, ни запястья».

Глава 2. Упражнения для работы над разными идами техники.

Современная методика рассматривает упражнения как важное и эффективное средство развития ученика. Они являются основными элементами технических форм, которые вырабатывают у учеников необходимые технические и слуховые навыки.

Во время исторического развития наметились три аспекта в классификации фортепианных упражнений:

1. Упражнения через освоение типовых формул

2. Упражнения для преодоления текущих, нестандартных технических затруднений в изучаемом произведении.

3. Упражнения – как импровизационные модели.

Ребенок по своим психологическим возрастным особенностям не может трудиться как взрослый человек (работать на будущее, на далекий результат). Наиболее полно свои возможности он раскрывает в игре. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности. С ее помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение приобретает эмоционально-образное содержание. В каждом конкретном случае при освоении тех или иных исполнительских приемов следует наводящими вопросами подвести ребенка к пониманию того, что он хочет сделать и каким способом он этого —может добиться.

Технические возможности учащихся предпочтительно развивать на красивой, выразительной музыке, даже постановку рук отрабатывать не на голых упражнениях, а на песенках и попевках. Тем самым можно добиться творческого, образно-эмоционального отношения к работе над исполнительской техникой.

2. 1. Несколько упражнений для организации игрового аппарата.

Прежде чем приступить к развитию технических навыков учащегося, необходимо организовать его посадку за инструментом. Вот несколько упражнений, которые помогут ребенку правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги и т.д.

Упражнение 1. Имеет два названия: «Новая и сломанная кукла» (для девочек) и «Солдатик и медвежонок» (для мальчиков). Первое время выполняется сидя на полу, затем за фортепиано.

Сидеть, как кукла на витрине (от 2 до 20 секунд), затем расслабиться (5-10 секунд). Выполнять 6 раз.

Упражнение 2. Исходная позиция – «новая кукла». Покачать туловищем с прямой, напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться – кукла сломалась, кончился завод. (Мальчики в этих упражнениях изображают солдата и мягкого толстенького медвежонка.)

Эти же упражнения проделать сидя на стуле за фортепиано, опираясь на ноги (ноги стоят на подставке). Руки свободно лежат на коленях.

Упражнение 3. Выполнить упражнение 2, усложнив его движениями рук, а именно: руками свободно размахивать, имитируя полет большой, красивой, нежной птицы. Выделите слова: «нежной», чтобы движения рук были плавными; «большой»- большая амплитуда движений; «красивой»- добиваться изящества в движениях.

На 3 секунды расслабиться, как «медвежонок» (посмеяться над тем, как неуклюже медвежонок сидел бы за инструментом).

Упражнение 4. «Заводная кукла» или «Робот».

Кукла стоит подняв руки (все тело до кончиков пальцев напряжено), завод кончился, постепенно падают, «выключаются» пальцы рук, кисти, руки, туловище, и ребенок наклоняется и качает расслабленными руками. —

Упражнение 5. Преподаватель играет пьесу П.И. Чайковского « Подснежник». Ребенок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях. Первая фраза-подснежник «растет»- плавная рука плавно поднимается и опускается. На протяжении всего упражнения кисть висит расслабленная, как цветок подснежника. Объясните ребенку, что ладошку не следует показывать, так как подснежник не распускается, как ромашка, его лепестки собраны и опущены вниз. Вторая фраза – то же самое левой рукой. Третья фраза -поднимаются обе руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.

2.2. Несколько упражнений на постановку руки:

1. Поднять руку, как в упражнении «Подснежник», и, расслабив, бросить на колени.

2. То же, но кисть собрана и пальцы поджаты (расслабленный кулачок).

3. То же, но рука падает на подушечки пальцев.

4. То же, но рука падает на третий палец, сначала на колени, потом на стол или крышку инструмента, затем на клавишу. Упражнение выполняется поочередно всеми пальцами. Для начала 1 и 5 пальцы «падают» одновременно. Добившись устойчивости кисти, предлагаем сыграть каждым пальцем отдельно.

5. «Мячик», или «Отдай мне руку». Рука ребенка должна быть полностью расслабленна, чтобы преподаватель мог подбрасывать и ловить ее как мячик.

Упражнения выполняются сначала сидя за столом, через 2-3 дня – за инструментом. Необходимо посадить ребенка за стол так же, как за инструмент.

Затем приступайте к более сложным упражнениям, развивающим координацию движений, цепкость и свободу рук, глубину взятия звука, глубокое легато.

Упражнение 1. (вертикальное). Ребенок поочередно поднимает и опускает руки. Сравните с движениями двух лифтов в доме. Усложняйте упражнение в следующем порядке: руки опускаются на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на ‘. и 5 пальцы и наконец, на каждый палец отдельно.

Упражнение 2. ( горизонтальное). «Машинка»

I вариант. Ребенок водит маленькую игрушечную машинку то влево, то вправо (передний ход, задний ход). Следите, чтобы впереди шел кистевой сустав и вел за собой пальцы, держащие игрушку.

II вариант. Разделите стол на две части (дорога для левой руки, дорога для правой). До линии машинку следует вести левой рукой, затем плавно перехватить правой и вести по второй половине стола, выполнить движения и т.п. 1___

Упражнение 3. «Марширующие гномы». Пальцы «шагают», как гномы шагают ножками. Работают 2 и 3 пальцы, 2 и 4, 3 и 1,-2 и 1, 2 и 5, 3 и 5, 1 и 5, 4 и 3.

Расскажите историю о забавных гномах, которые шагают ножками, сидя на стульчиках. Предложите ребенку тоже так попробовать. Обратите внимание на движения его тела: ноги шагают, колени согнуты, а сидит он спокойно, не подпрыгивая. Теперь ученику понятно, что кисть остается в спокойном состоянии, а двигаются только согнутые пальцы.

Упражнение 4. «Паучок», или «Краб». «Шагают» все пальцы. Преподаватель, а дома мама дает команду какими пальцами «шагать». Причем следует называть разные пальцы для левой и правой руки. Например, одновременно « шагают» в левой руке 5 и 1, в правой руке 2 и 4 пальцы, или в левой руке 3 и 1 в правой 3 и 5. Так ребенок быстро запомнит номера пальцев.

Упражнение 5. «Паучки пошли в поход». Расскажите, как паучок несет тяжелый рюкзак и, пройдя пятью лапками (все пальцы подряд), осторожно отдает второму паучку. Так они и ходят, передавая, друг другу «тяжесть». Ребенок переносит «тяжесть» из пальца в палец, из руки в руку.

Упражнение 6. Поможет научиться, не подсчитывать номер пальца, ачувствовать его.

И гаммы и арпеджио не редко образуют «спинной хребет» музыкальных тем у классиков С чего, например, начинается партия солиста в Третьем концерте Бетховена для фортепиано с оркестром? С трижды повторенной- от тоники до тоники – до – минорной мелодической гаммы.

Однако уже в ранней романтической музыке, а тем более в произведениях зрелого романтизма – у Шумана, Шопена, Листа структура мелодических последований и пассажей заметно усложняется. Мелодическая линия «сламывается», изгибается, то и дело меняет направление, иными словами имеет сложную интервальную структуру, как например, в экспромте ля-бемоль мажор Шопена.

К мелодическим пассажам такого строения нужны иные подходы. Упражнения на технические формулы с усложненным мелодическим и ритмическим рисунком учащиеся музыкальных училищ и студенты консерваторий могут найти в «Фортепианных упражнениях» Ф.Бузони, в «Ежедневных упражнениях» Таузига, в «Упражнениях» Брамса, в «Школе» виртуозной фортепианной игры» Йозефи.

Да и обычные гаммы интересно поиграть (по совету Шумана, который он дает в предисловии к своим «Этюдам по Каприсам Паганини»). С прихотливо вьющимися вокруг гаммы подголосками (играется одной рукой):

Задача пополнения технических упражнений становится особенно актуальной, если учесть огромное разнообразие фактуры в произведениях составляющих репертуар современного пианиста. В целях совершенствования механизма пальцев и развития отдельных участков пальцевого аппарата

Тимакин вводит в работу упражнения примерно следующего типа:

Такие упражнения полезно играть в разных тональностях. Эти можно варьировать в различных ритмических комбинациях: построения

Полиритмические упражнения подобного рода помогают овладению трелями, особенно в произведениях И.С. Баха (а также других полифонистов и классиков).

Любопытную трансформацию гамм как учебного материала дают один из выпусков пособия американского музыканта Л. Ивэнса «Техника игры джазового пианиста». Традиционные мажорные и минорные гаммы в разных тональностях остроумно преобразуются в джазовой манере. Ухо приучается слышать, а пальцы воспроизводить их в характерных джазовых ритмах, с включением специфических гармонических оборотов. Поработать над такими упражнениями будет интересно и полезно и учащимся ДМШ.

2.3. «Гаммовый комплекс»

Установившееся традиционное подразделение техники на мелкую (пальцевую) и крупную в общем сохраняет свое значение и в настоящее время. Однако в зависимости от художественных задач, взаимообусловленности частей игрового аппарата и связей основных и сопутствующих движений в мелкую технику постоянно включаются и приемы крупной техники. Поэтому указанное подразделение надо понимать условно.

Исходя из этого подразделения, опирающегося на приемы музыкальной фактуры, виды техники дифференцируются следующим образом:

К мелкой технике относятся группы, охватывающие не более пяти нот без перемены позиции, гаммы и гаммообразные пассажи, арпеджио, двойные ноты, трель, украшения (мелизмы), пальцевые репетиции.

К крупной технике- тремоло, октавы, аккорды и скачки. Определенное место в воспитании техники пианиста занимает работа над этюдами, гаммами, арпеджио и упражнениями. Один американский педагог назвал гаммы «золотой жилой», которую разрабатывает пианист. Только-вот «золото» нужно уметь извлечь, оно дается в руки не сразу. Пользу от изучения гамм обычно видят в том, что такое изучение позволяет, во- первых ,овладеть основными формулами фортепьянной техники, во-вторых, на практике познакомиться с ладо-тональной системой, освоить кварто-квинтовый круг тональностей, в-третьих, познакомиться с основными аппликатурными формулами, ровность, беглость

Гаммы у Черни- это” превосходный материал для развития мобильности 1-го пальца, воспитания силы, ровности, а так же самостоятельности пальцев. Работу над гаммами Черни тесно связывал со звуковыми и артикуляционными задачами. Он рекомендовал учить гаммы рр, р, mf, f, наверх – creshendo, вниз-diminuendo; советовал применять также различные виды туше, акценты. Черни тщательно разработал технику овладения гаммами. Его подготовительные упражнения к гаммам весьма разнообразны. Большинство

из них (в частности № 14,19 из op.299; №2,31,43 из ор.740) специально предназначено для развития гибкости и легкости большого пальца

Черни подобно многим педагогам XVIII-XIX вв., гамму C-dur считал исходной, а положение руки на одних белых клавишах—самым естественным именно с этюдов построенных на до-мажорных гаммообразных пассажах, открывается большинство его сборников. Однако уже в то время существовала и другая принципиально отличная точка зрения Известно, что Шопен рекомендовал начинать обучение с последовательности е, fis, gis, ais, h, что способствовало непринужденному удобному расположению пальцев на клавиатуре. Была еще одна причина, по которой гаммы и арпеджио приобрели такое значение в воспитании пианиста. В далекую пору раннего клавирного исполнительства музыканты нередко обходились не только без подкладывания первого пальца, но и вообще без него. Лишь постепенно первый палец входит в употребление, становясь, по словам французского пианиста. А. Корто, своего рода «множителем пальцев» или же (пользуясь выражением известного русского пианиста- педагога В. Сафонова) «рычагом, на котором вращается вся техника». Поисками приемов рационального подкладывания занимались авторы многих фортепианных школ. Особенно часто встречаются следующие ошибки:

  1. первый палец подготавливают к подкладыванию слишком рано
  2. уже при опускании второго пальца его сразу глубоко подводят под ладонь.

Результат – напряжение руки и рывок, порождающий ненужный акцент

на следующем за тем звуке;

  1. первый палец, наоборот, подкладывают в последний момент, (этот недостаток встречается чаще). Характерный признак такого запоздалого подкладывания – резкое движение («дергание») локтем в сторону; кисть при подкладывании остается неподвижной, а первый палец «подсовывают» под неподвижную же ладонь.

Сам термин «подкладывание» не слишком удачен, он вызывает представление о пальце, который кладется на клавишу. Г. Нейгауз предлагает «понятие подкладывание первого пальца под руку» заменить «более жизнеспособным и натуральным понятием перекладывание руки через первый палец».

К тому же он рекомендовал научиться комбинировать любой вариант для правой руки с любым вариантом для левой. Из этих комбинаций он построил следующую формулу:

Источник

Читайте также:  Упражнения для щенков описание
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector