Динамическая организация движения упражнения

Упражнения на статическую и динамическую координацию движений пальцев рук и органов артикуляции
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Данные упражнения будут полезны детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющие нарушения слоговой структуры слов, нарушения усвоения навыков чтения и письма, с задержкой психического развития. Данные упражнения могут применять в своей практике учителя-логопеды, дефектологи и родители в домашних условиях.

Скачать:

Вложение Размер
Упражнения на статическую и динамическую координацию движений пальцев рук и органов артикуляции 19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на статическую координацию движений пальцев р ук

– показать, попросить ребёнка повторить;

-второй раз ребёнок выполняет по словесной инструкции.

  1. Вытянуть указательный палец и мизинец правой, затем левой, затем обеих рук.
  2. Вытянуть указательный и средний пальцы правой, затем левой, затем обеих рук.
  3. Положить указательные пальцы на средние на обеих руках.
  4. Положите средние пальцы на указательные на обеих руках.
  5. Соедините в кольцо большой палец с каждым поочередно (на правой руке, затем на левой, затем на двух руках одновременно). Потом эти движения делаем без остановки «Пальчики здороваются» (сначала на правой, затем на левой руке, затем на двух руках одновременно).
  6. Кулак-ребро-ладонь (на правой, на левой, двумя руками одновременно).

Упражнения на чувство ритма

– показать, попросить ребёнка повторить;

-второй раз ребёнок выполняет по словесной инструкции.

  1. Противоположные движения рук (Сменяйте руки с одновременным сжиманием кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти).
  2. «Игра на рояле»: показать и предложить ребёнку повторить.

– для 4-5 лет: пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2.

– с 6 лет: 1-5, 2-4, 5-1, 4-2; 1-2-3-4-5 и 5-4-3-2-1.

  1. Штриховка, обводка, проведение линий по пунктирным

Упражнения для тренировки двигательной памяти и динамической организации

– показать, попросить ребёнка повторить;

-второй раз ребёнок выполняет по словесной инструкции.

  1. Хлопать ладонями поочерёдно по коленям, по груди, хлопнуть в ладоши.
  2. Хлопать ладонями поочерёдно по груди, по коленям, хлопнуть в ладоши.
  3. Хлопать ладонями поочерёдно по коленям, хлопнуть в ладоши, хлопать поочерёдно по груди.
  4. Хлопать ладонями поочерёдно по груди, хлопнуть в ладоши, хлопать поочерёдно по коленям.
  5. Хлопнуть в ладоши, поочерёдно хлопать ладонями по коленям, по груди.
  6. Хлопнуть в ладоши, поочерёдно хлопать ладонями по груди, по коленям.

Упражнения для тренировки динамической организации при повторении артикуляционных движений

– показать, попросить ребёнка выполнить все перечисленные движения по порядку;

  1. Язык: чередовать узкий-широкий; поднять за верхние резцы–за нижние резцы; подвигать язык как «Маятник» («Часики»). «Болтушка» (бл-бл-бл – язык по верхней губе вперёд-назад). Можно чередовать «Болтушка» – «Часики» 3-4 раза.
  2. Достать кончиком языка до верхней губы, до нижней губы, до правого уголка губ, до левого. Так 3 раза. Потом поменять направление: сначала до левого уголка губ, потом до правого.
  3. Достать языком точки по кругу: верхняя губа, правый угол рта, нижняя губа, левый угол рта. 3 раза. Затем поменять направление.
  4. Оскалит зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот.
  5. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам и положить на нижнюю губу.
  6. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «Чашечка», занести эту «Чашечку» в рот.
  7. Широко раскрыть рот, как при звуке «А», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку.
  8. Широко раскрыть рот, затем прикрыть рот наполовину, затем полностью закрыть его.

Динамическая организация при повторении звуковых рядов .

– запомнить ряд из трёх звуков (до запятой);

– если ребёнку недоступно пока повторение всех трёх звуков, можно начать с повторения двух, затем путём наращивания: сначала повторить два звука и сразу же повторить три (А-И, А-И-У).

  1. А-И-У, У-И-А, А-У-И, У-А-И, И-А-У, И-У-А.
  2. О-А-И, О-И-А, А-О-И, А-И-О, И-А-О, И-О-А.
  3. Ы-О-Э, Ы-Э-О, О-Ы-Э, О-Э-Ы, Э-О-Ы, Э-Ы-О.
  4. У-О-А, У-А-О, О-У-А, О-А-У, А-У-О, А-О-У.

Динамическая организация при повторении слоговых рядов .

– повторять только с произносимыми ребёнком звуками.

– повторить весь слоговой ряд (до запятой) в такой же последовательности.

Если ребёнку не доступно повторение трёх слогов, сократить до двух.

  1. Ка-па-та, ка- та-па, па-та-ка, па-ка-та, та-па-ка, та-ка-па.
  2. Мы-ты-пы, мы-пы-ты, пы-ты-мы, пы-мы-ты, ты-мы-пы,
  1. Кто-кта-кту, кто-кту-кта, кта-кту-кто, кта-кто-кту, кту-кта-кто, кту-кто-кта.
  2. Пта-пто-пту, пта-пту-пто, пту-пто-пта, пту-пта-пто, пто-пта-пту, пто-пту-пта.
  3. Игра «Услышь дождик» – надо услышать в словах заданное звукосочетание и хлопнуть в ладоши:

КАП — Кап -кан, кап -риз, кар-тон, кап -сула, кап -рон, о-хап-ка, кас-ка.

КОП — коп -ка, кол-баса, коп -на, коп -чёный, коп -тить, под- коп .

КУП — куп -цы, по- куп -ка, куч-ка, куп -лет.

  1. Логопедическое обследование детей. Методическое пособие. Студия «ВиЭль», Санкт-Петербург, 2013 год.
  2. Н.С. Четверушкина, «Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 6-7 лет». Практическое пособие для логопедов, М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  3. Т.А. Ткаченко, Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
  4. Т. А. Ткаченко, Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук. .

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и с.

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитие речи и мышлением ребёнка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ Больше ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: “Повтори движение” (вариант иг.

Представляю опыт работы ” Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с нарушениями речи через игры и специальные упражнения”Начиная работать по данной теме, передо мной встали проблем.

Наверное, каждый из вас хорошо помнит свое детства.Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребенком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая.

Источник

Упражнения НА КООРДИНАЦИЮ И ДИНАМИЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ

Кончик большого пальца левой руки «здоровается», по­очередно касаясь кончиков указательного, среднего и бе­зымянного пальцев этой же руки.

То же упражнение выполняется пальцами правой руки.

То же упражнение выполняется одновременно пальца­ми правой и левой руки.

Пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальца­ми правой руки (большой с большим, указательный с ука­зательным и т. д.)

Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи ,

Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпря­мить указательный палец и вращать им.

То же упражнение проводится указательным пальцем левой руки.

Затем совершаются одновременные движения указатель­ными пальцами обеих рук (осы).

Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

То же упражнение проводится пальцами левой руки.

То же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук.

Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола.

Одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.

Двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2, 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

«Поочередное сгибание пальцев»

Последовательно сгибать пальцы правой руки начиная с большого пальца.

То же упражнение, только сгибать пальцы начиная с мизинца.

То же упражнение пальцами левой руки.

«Поочередное разгибание пальцев» Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно вып-1 рямлять их начиная с большого пальца.

То же упражнение, только разгибать пальцы начиная с мизинца.

Те же упражнения выполняются пальцами левой руки. Согнуть пальцы правой и левой руки в кулак и одновре­менно последовательно выпрямлять пальцы начиная с боль­шого пальца.

Выполнить то же упражнение, только выпрямлять паль-1 цы начиная с мизинца.

§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

«Лесенка» (индийская игра)

К кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки. Затем кончик ука­зательного пальца левой руки соединяется с кончиком боль­шого пальца правой руки. Далее все движения повторяют­ся. Движения начинаются на уровне груди, а затем руки поднимаются все выше и выше.

Игру можно проводить также большими и средними пальцами, большими и указательными пальцами.

При использовании этих упражнений развитие ручной моторики необходимо проводить в двух направлениях:

1) развитие кинетической организации движений;

2) уточнение кинестетической основы двигательного акта.

Каждое из приведенных выше упражнений может быть использовано также и для развития кинестетических ощу­щений. С этой целью детям предлагается выполнить уп­ражнение с закрытыми глазами. Рекомендуются задания на воспроизведение положений пальцев, первоначально за­данное логопедом. Ребенок закрывает глаза, логопед ста­вит его пальцы в определенное положение. Затем ребенок воспроизводит это положение другой рукой или той же ру­кой после определенной паузы.

С целью развития ручной моторики используются также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, извес­тные народные пальчиковые игры.

«Пальчики в лесу»

Дети держат перед собой левую (затем правую) руку ла­донью к себе.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли зайчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел. (Загибают мизинец.)

Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Этот пальчик чистить стал. (Загибают безымянный палец.)

Этот резал. Этот ел. Ну, а этот лишь глядел!

(Загибают средний палец.)

(Загибают указатель­ный палец.) (Загибают большой палец. Щекочут ладошку.)

Дети поднимают левую руку ладонью к себе.

Правой рукой загибают пальцы.

Этот пальчик хочет спать. (Загибают мизинец.)

Этот пальчик лег в кровать. (Загибают безымянный

палец.) Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибают средний палец.)

(Загибают указатель­ный палец.) (Загибают большой палец.)

Этот пальчик уж уснул.

Этот крепко-крепко спит.

Тише-тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать! (Распрямляют пальцы

руки.) Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

«Кто приехал?» (болгарская игра)

Кто приехал? Мы, мы, мы!

Дети складывают пальцы обеих рук кончиками вместе. (Быстро хлопают кончи­ками больших пальцев.) (Кончики больших паль­цев прижаты друг к дру­гу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.)

Мама, мама, это ты?

(Хлопают кончиками больших пальцев.)

§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

Папа, папа, это ты?

Братец, братец, это ты?

Ах, сестричка, это ты?

Все мы вместе, да,да,да!

(Хлопают кончиками указательных пальцев.) (Хлопают кончиками больших пальцев.) (Хлопают кончиками средних пальцев.) (Хлопают кончиками больших пальцев.) (Хлопают кончиками безымянных пальцев.) (Хлопают кончиками больших пальцев.) (Хлопают кончиками мизинцев.)

(Хлопают всеми пальца­ми.)

затем правую руку ладонью

«Сидит белка» Дети поднимают левую, а к себе.

Сидит белка на тележке, Продает она орешки:

Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому.

(Загибают большой палец правой рукой.) (Загибают указатель­ный, средний палец.) (Загибают безымянный палец.) (Загибают мизинец.)

Для развития ручной моторики используются игры на разгибание пальцев рук.

Дети сгибают пальцы левой руки в кулак. Этот пальчик — дедушка, (Разгибают большой палец.) Этот пальчик — бабушка, (Разгибают указатель­ный палец.) Этот пальчик — папочка, (Разгибают средний палец.)

Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Этот пальчик — мамочка, (Разгибают безымянный

Этот пальчик — наш малыш. (Разгибают мизинец.) Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

Дети сгибают пальцы левой, а затем и правой руки в ку­лак.

Ну-ка, братцы, за работу,

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить, (Разгибают большой па­лец.)

Печи все тебе топить, (Разгибают указатель­ный палец.)

А тебе воду носить, (Разгибают средний па­лец.)

А тебе обед варить. (Разгибают безымянный палец.)

При проведении описанных игр логопед сначала сам про­читывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, нача­тую логопедом. В дальнейшем дети заучивают стихотворе­ние наизусть и сопровождают движения пальцев соответ­ствующим текстом стихотворения.

Использование конструирования позволяет развивать | ручную моторику, совершенствовать зрительно-простран-1 ственное восприятие, зрительно-моторную координацию, а также наглядно-образное мышление.

Для конструирования дошкольникам с ЗПР предлага­ются простые изображения хорошо известных детям пред­метов с постепенным усложнением графического образа] и увеличением количества элементов.

§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

Кроме описанных выше приемов, для развития ручной моторики используются следующие:

1) раскладывание и складывание разборных игрушек (мат­решек, пирамидок, чашечек, кубиков и др.);

2) составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на3,на 4. Первоначально картинки складываются по образ­цу, в дальнейшем — по памяти;

3) обведение контуров предметных изображений;

4) раскрашивание контурных изображений предметов цвет­ными карандашами;

5) вырезание цветных полосок, фигурок по контурам;

Источник

Читайте также:  Как быстро снять усталость упражнения
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector