Дидактические упражнения по ознакомлению с формой

Комплекс дидактических игр на ознакомление детей с формой
методическая разработка (младшая группа) на тему

Комплекс дидактических игр на ознакомление детей с формой. II младшая группа.

Скачать:

Вложение Размер
kompleks_didakticheskih_igr_na_oznakomlenie_detey_s_formoy.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

дидактических игры по ознакомлению детей

II младшая группа

1. Подбери фигуру

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Ход игры. Показываю круг и, обводя его пальцами, спрашиваю: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показываю овал, тоже обвожу его пальцем: «А это какая форма?» То же самое проделываю с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, фиксирую внимание на углах. Исправляю неточные и ошибочные ответы детей.

«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали, с нарисованными». Прошу детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать её на начерченную фигуру и только при полном совпадении — класть.

В конце игры подвожу итог: « Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник».

2. Назови геометрическую фигуру

Дидактическая задача. Учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Материал. 14 таблиц с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), на каждой таблице контурные изображения двух-трёх фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты.

Ход игры. Игра проводится с подгруппой (5 – 6 детей). Я достаю из конвертов таблицы и предлагаю детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур и назвать их. При первой игре использую не более трёх таблиц. Детям, затрудняющимся самостоятельно обвести контуры фигур, помогаю – рукой ребёнка проделываю нужные действия в воздухе.

Продолжительность игры – 10-15 минут. При повторном проведении игры увеличиваю число таблиц, и меняет их.

3. Подбери по форме

Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета величины.

Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур; по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).

Ход игры. Раздою детям на подносах карточки и фигуры.

«Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура?» Показываю круг, вызываю отдельных детей для ответа. Далее этот вопрос повторяю с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше».

Детям, неправильно разложившим фигуры, предлагаю обвести фигуры пальцем, найти и исправить ошибку.

4. Найди предмет такой же формы.

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). По три – четыре предмета каждой из этих форм, обруч.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. В центре расположены два столика: на одном – геометрические, на втором – предметы.

«Мы сейчас будем играть в игру «Найди предмет такой же формы». Я буду катить обруч, ребёнок, к которому он подкатился, подойдёт к столу и найдёт предмет такой формы, какую я покажу, а название этой формы скажет тот ребёнок, которого он выберет».

Качу, обруч к ребёнку (первым выбираю более смышлёного воспитанника). Ребёнок, к которому подкатился обруч, выходит, я показываю круг и предлагаю найти предмет такой же формы. Найденный предмер ребёнок показывает остальным детям, если он выбран правильно, то они хлопают в ладоши. Вызванный ребёнок выбирает кого-либо из сидящих, который говорит, что этот предмет круглой формы. Предмет кладём рядом с кругом. Затем качу, обруч к следующему ребёнку и предлагаю другую форму. Игра продолжается пока все предметы не будут подобраны к образцам.

5. «Найди то, что я покажу»

Дидактическая задача. Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов. Игра требует двойного сопоставления: вначале форма предмета сопоставляется с геометрической фигурой, затем эта фигура – с формой другого предмета.

Материал. Набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и два набора предметов различных форм.

Ход игры. Воспитатель показывает детям геометрические фигуры – образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо – круглой формы; флажок, кубик, пирамидку – треугольной формы; книгу, зеркало, поднос – прямоугольной формы и т.п. После этого воспитатель ведет детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие они сейчас видели. Затем объясняет детям, как они будут играть: «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую фигуру соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т.е. такую же коробку». При повторном проведении игры воспитатель усложняет задание: ребенок в другой комнате находит, используя фигуру в качестве образца, другой предмет такой же формы. Например, к кругу подбирает кольцо круглой формы и отмечает « Коробка и кольцо – предметы круглой формы». Дети поочередно выполняют задание.

Длительность и повторность. Игра заканчивается, когда дети найдут все нужные предметы, пользуясь геометрическими фигурами – образцами. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов. Игра повторяется 3 – 4 раза. Продолжительность игры – 15 минут.

6. Геометрическое лото

Дидактическая задача . Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Игра отличается от предыдущей тем, что на этот раз дети действуют не с реальными предметами, а с их изображениями, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приёмов обследования.

Материал. Пять карточек с изображением геометрических фигур: по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по пять карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта), треугольной (пирамидка, ёлка, морковь, палатка, косынка).

Ход игры. «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Геометрическое лото» и попробуем увидеть в окружающих нас предметах самые различные формы».

В игре принимает участие пять детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.

Дидактическая задача . Учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть ее. Игра закрепляет знания о геометрических фигурах. Дети знакомятся также с новой фигурой — многоугольником.

Материал. 28 карточек, на каждой половинке изображена та или иная геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На карточках-«дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок.

Ход игры. В игре принимают участие 2–4 детей. Карточки выкладываются на стол фигурами вниз. Воспитатель знакомит детей с материалом игры, объясняет правила. Игра начинается с выкладывания карточки «дубль — пусто». Как и в обычном домино, за один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке требуемой фигуры, он подыскивает карточку с этой фигурой из общего числа карточек (при условии, когда играющих двое-трое). Если ребенок не назовет фигуру, он не имеет права на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек. В ходе игры воспитатель дает дополнительные указания, пояснения. Игра проводится 2—3 раза.

Источник

ознакомление дошкольников с формой
картотека по математике ( группа) на тему

возрастные особенности ознакомления детей дошкольного возраста с формой.

Скачать:

Вложение Размер
femp_forma_.pptx 850.56 КБ
1.doc 117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ознакомление детей дошкольного возраста с формой.

Группа раннего возраста ( 2-3 года) В первой младшей группе детей только учат различать предметы по форме(кубик, кирпич, шар) К концу года ребёнок может узнать шар и куб.

Ознакомление с формой , воспитатель развивает у детей через игры, которые носят — эмпирический характер. При этом активно используют игрушки, имеющие ярко – выраженную форму геометрических фигур (например: кубики, кирпичики, шары), побуждает различать их (такой – не такой) и называть их.

Младшая группа ( 3-4 года) Цель: показать приемы ознакомления детей второй младшей группы с формой предметов. Задачи: Учить детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат; Обследовать форму фигур с помощью зрения и осязания.

Ознакомление с геометрическими фигурами во второй младшей группе Учатся различать: шар и куб; круг и квадрат Методика ознакомления: Используются разные по величине и цвету фигуры Привлекается внимание к особенностям фигур с помощью вопросов (Что это? Какого цвета шары ? Какой из них меньше?) уточняются и обобщаются знания детей о кубе

В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры, а также способов ее обследования. Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения.

Средняя группа (4-5 лет) Ознакомление с формой предметов Сначала дети воспринимают геометрическую фигуру на основе зрительного и двигательного анализатора. Выделяют ее характерные особенности Запоминают название Одновременно учатся подбирать к геометрическим образцам предметы и их изображения

Основное содержание Учатся различать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник , шар, куб, цилиндр; обследуя их форму, выделять характерные признаки Находить вокруг себя предметы, подобные по форме знакомым геометрическим фигурам (шару, кубу, цилиндру, кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику). Осознать ,что форма не зависит от размера, цвета и других особенностей

Старшая и подготовительная группы (возраст 5-7лет). Во-первых, дети учатся обследовать геометрические фигуры, предметы с помощью различных анализаторов : зрительного , двигательного, осязательного При этом развиваются восприятие +наблюдательность +глазомер Во-вторых, дети познают особенности ,свойства фигур, знакомятся с понятием угол , вершина, сторона , учатся их показывать, сравнивать, строить, находить внешнюю и внутреннюю области, определять взаимное расположение , область пересечения, и тем самым выходят на понятийный уровень представлений о геометрических фигурах.

Выделяют следующие направления образовательной работы . *знакомство с моделями геометрических фигур + их называние + узнавание + обследование + выделение в рисунках + чертежах: · * сравнение форм предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы · выделение элементов и свойств геометрических фигур + сравнение по этим свойствам: · * выполнение упражнений на геометрические преобразования9деление фигур+ составление фигур+ определение взаимного расположения фигур+ их объединение + пересечение .

В старшей и подготовительной группах одно из направлений работы• преобразование разных геометрических фигур двумя способами разрезанием и складыванием- Предлагаются следующие типы заданий · деление геометрических фигур на части указанной формы , перегибание разрезание линиями

Список литературы Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. и др. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Воронина Л.В. , Травина Н.А. , Утюмова Е.А. Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста. » От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С . 4. М. Габовой ­ “ Знакомство детей с геометрическими фигурами ” Дошкольное воспитание № ­ 8

Предварительный просмотр:

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей группы раннего возраста .

«Найти друзей для фигуры»

Цель: Учить группировать фигуры по форме Материал: Плоскостные изображения квадрата и круга, логические блоки Дьенеша квадратной и круглой формы. Ход игры: Показать две геометрические фигуры: квадрат и круг. Обратить внимание, что они грустные (на фигурах изображено эмоциональное состояние — грусть), круг и квадрат потеряли своих друзей. Дать задание помочь найти фигурам своих друзей. Дети по очереди выбирают блок, называют форму и кладут к соответствующей фигуре. Когда все блоки разложены — грустные фигуры поменяют на веселые.

«Закрой все окошки»

Цель: Учить соотносить геометрические фигуры по форме (размещать круги и квадраты в соответствующих отверстиях). Материал: Изображение домика с отверстиями квадратной и круглой форм, вкладыши — круги и квадраты, игровой персонаж. Ход игры. Дети рассматривают домики с отверстиями — «окошками» квадратной и круглой формы. Обводя пальцем окошки, показывают по просьбе воспитателя окно круглой формы, окно квадратной формы. Задать вопросы, используя игрушку: «В окошко какой формы заглядывает зайка? Маша, зайка хочет посмотреть в круглое окно, покажи зайке круглое окно» и т.д. Затем зайка раздает детям вкладыши, дети их рассматривают, показывают зайцу квадрат, круг. Зайчик предлагает правильно закрыть все окошки в домиках. Напоминать, чтобы дети внимательно рассматривали окошко, находили и брали вкладыш. В конце можно поставить все домики в ряд и посмотреть, какая красивая улица получилась.

«Покажи такую же »
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.
Ход игры: Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель поотдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

«Раскладывание однородных предметов разной величины»
ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.
Ход игры: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей младшей группы

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном — геометрические формы, на втором — предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото. Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

Цель: различение и нахождение геометрических фигур.

Для игры используются 4-5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию В. подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

«Кому какая форма»

Вариант 1. Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Материал. Большие мишка и матрешка. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.

Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос — матрешке, все овалы на другой — мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется. В конце занятия В. подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка — заберет круги домой».

Вариант 2. Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Содержание аналогично варианту 1.

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем В. говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Цель: учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.

Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных форм (например, на одной — круг, квадрат, треугольник; на другой — круг, овал, квадрат; на третьей — квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п. ), набор карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.

Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает: «У кого такая?» (форма не называется). Те, у кого на карточках есть круг поднимают руки и педагог раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем, он переходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако, при оценке ответа детей, он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомят, а просто отмечает, что дети сделали правильно.

По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты. Выбор производится уже не из 3, а из 6-9 форм. В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог садится среди детей и берет себе большую карту.

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы

Цель: Учить детей группировать предметы по форме

Оборудование: Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.

Ход: Воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры, говорит, что это – веселые человечки. Затем показывает, например, круг и говорит: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажите, каких еще человечков зовут круг? (Дети показывают круги)». Так же дети показывают и другие геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что человечки заблудились, и предлагает детям помочь человечкам найти свои домики. Затем объясняет, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат) и т.д. Далее дети выполняют задание самостоятельно.

Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.

Цель: Развивать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить выделять особые признаки фигур (наличие и отсутствие углов).

Оборудование: кукла, салфетки-образцы с изображением узора из геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета, одной величины, на каждого ребенка, наборы геометрических фигур, чистые салфетки. (Приложение рис. 6)

Приемы руководства игрой

Создание игровой ситуации: пришла кукла Маша, просит ребят помочь украсить салфетки, которые она хочет подарить на день рождения своей подружке.

Рассматривание образцов салфеток. Вопросы: Какие фигуры вы узнали?( треугольники, квадраты, круги)Какая фигура находится в центре? (большой, красный круг) Какие фигуры расположены вверху и внизу? (треугольники и маленькие круги)Как расположены квадраты? (по уголкам). Как называется фигура, расположена между треугольниками? (прямоугольник)

«Дорисуй и дострой»

Цель: Продолжить различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, их свойства. Развивать воображение.

Воспитывать интерес к математическим играм.

Оборудование: Несколько картинок: на одних изображен квадрат, на других нарисован квадрат вместе с прямоугольником и ещё картинки с двумя кругами: один большой совмещен с маленьким кругом и треугольником, карандаши или фломастеры (Приложение рис. 7)

Приёмы руководства игрой

Создание игровой ситуации: пришло письмо от Лунтика. В письме Лунтик просит, Ребят помочь ему. Лунтик хотел нарисовать своему другу Кузи рисунок или наклеить аппликацию, но у него ни чего не получилось.

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал. Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются. Содержание . Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

«Назови свой автобус»

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

Содержание. В. ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

Содержание. В. предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну — по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

Цель: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.

Содержание. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа. «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое краснее одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло».

«Путешествие по комнате»

Цель: учить находить предметы разной формы.

Содержание. Детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. В. начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната, — воскликнул он. — Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе все покажу и расскажу, — ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол» — начал он. «А какой он формы?» — тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся.

Цель: учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур.

Материал. У каждого ребенка спички без головок (палочки), окрашенные в яркий цвет, несколько кусков ниток или проволочек, три-четыре листа бумаги.

Содержание. В.: «Дети, сегодня мы поиграем в игру «Мастерская форм». Каждый постарается выложить как можно больше разных фигур». Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.

Источник

Читайте также:  Комплекс упражнений стюарта макроберта
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector