Дидактические упражнения для развития зрительного внимания

Картотека “ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ”
картотека на тему

Скачать:

Вложение Размер
igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_zritelnogo_vnimaniya_u_detey.docx 15.8 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ

► Игра «Угадай, что исчезло»
Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки.
Выложите перед малышом игрушки, попросите его посмотреть внимательно и назвать, какие игрушки он видит. Затем попросите его отвернуться: «Игрушки хотят поиграть с тобой в прятки, отвернись, пожалуйста». Когда ребёнок отвернется, надо убрать одну игрушку и попросить ребёнка угадать, какая игрушка спряталась.
Постепенно игру нужно усложнять. Когда ребёнок отворачивается, можно не только убирать, но и добавлять одну игрушку: «Ой, к нашим игрушкам приехал гость (гостья). Кто это?». Малыш должен угадать, какая новая игрушка появилась.

► Игра «Очередь»
Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки, или карточки-картинки, или можно использовать любые другие предметы.
Предложите ребенку поиграть в очередь к врачу, парикмахеру, в банк или еще куда-нибудь. Расставьте вместе с ребенком игрушки по порядку, как будто они сидят в очереди. Попросите ребёнка отвернуться и уберите какую-нибудь игрушку. Спросите ребёнка: «Кто убежал из очереди?». Ребёнок должен назвать исчезнувшую игрушку. Верните ее на место, затем снова попросите ребёнка отвернуться и поменяйте две игрушки местами. Спросите: «Кто перепутал очередь?».

► Игра «Подбери пару по цвету»
Для игры понадобятся 5-6 предметов (например, кубики, шарики или детали мозаики) разного цвета и 5-6 ленточек или кусочков ткани таких же цветов в пару к каждому предмету. Можно использовать самые разные пары одинакового цвета. Например, вырезанные из картона круги и ниточки, подобранные к кругам по цвету.
Разложите выбранные предметы и попросите ребенка подобрать к каждому из них подходящую по цвету ленту (к красному – красную, к жёлтому – жёлтую и так далее).
Потом попросите ребенка отвернуться и переложите все пары неправильно. Ребенку надо найти все ошибки и исправить их.
В эту игру можно играть с одним ребенком, а можно с группой детей. Дети делятся на команды, и устраивается соревнование, какая команда быстрее подберет пары.

► Игра «Найди цвет»
Для игры понадобится коробка цветных карандашей и лист белой бумаги. Чем старше ребёнок, тем большее количество карандашей должно быть в коробке. 3-х летнему ребёнку достаточно 4 цвета (красный желтый, зеленый, синий).
Нарисуйте на листе бумаги небольшие фигурки (кружочки, квадратики, овалы, треугольники, колечки) в ряд каждым карандашом. Сколько карандашей в коробке, столько цветных фигурок должно получиться. Фигурки могут повторяться, главное, чтобы они были простыми и разных цветов. Если вы играете с 3-х летним малышом, ему достаточно 3 фигуры – круг квадрат, треугольник.
Покажите свой рисунок ребёнку, дайте ему коробку карандашей и попросите его нарисовать под каждой фигуркой точно такую же – такой же формы и цвета.

► Примечание: игры с цветом не только тренируют у ребенка зрительное внимание, но ещё и учат его различать цвета. Чем старше становится ребенок, тем большее количество цветов должно использоваться в играх.

► Игра с карточками
Для игры понадобятся 3-7 карточек с изображением разных животных или предметов.
Разложите перед ребёнком карточки и обсудите с ним все изображения. Пусть ребёнок назовет рисунок на каждой карточке, например: «Это ведерко», «Это слоник», «Это мячик», «Это собачка». Затем переверните карточки и спросите: «Где ведерко? Где Слоник? Где мячик? Где собачка?»
С трёхлетним малышом начинать играть надо с 3-х карточек и постепенно их увеличивать. Если играть в эту игру регулярно, к пяти годам ребёнок легко справится с семью карточками.

► Игра «Прятки в шкафчике»
Для игры понадобятся пустые спичечные коробки, из которых склеивается шкафчик. Коробочки можно склеивать в разном порядке, с разным уровнем сложности. Самый простой шкафчик для трёхлетнего ребёнка: 3 склеенные коробки друг на друге. Самый сложный шкафчик для 5-ти летних детей: 3 коробки в высоту и 3 коробки в ширину.
Возьмите какой-нибудь маленький предмет, например пуговку, и на глазах у ребёнка положите его на любую полочку. Задвиньте её и повертите шкафчик, потом спросите: «На какой полке лежит пуговка?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал знакомит родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения детей и их коррекции.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ✔1.Игра «Угадай, что исчезло»Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки.Выложите перед малышом игрушки, попросите его посмотреть внимательн.

Внимание, это одно из самых важных качеств, благодаря которому мы можем познавать и изучать что-то новое. Изначально детям присуще только непроизвольное внимание, они еще не способны управлять своим в.

Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения. В помощь вам представляю .

Ознакомление родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения и коррекции зрения у детей.

Материал содержит игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста. Может использоваться , как консультация для педагогов.

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у детей.

Источник

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опыта

Наталья Черникова
Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опыта

Очень важно развивать у дошкольников наблюдательность, способность при рассматривании предметов замечать у них отличительные черты, признаки. Это пригодится в школе, т. к. внимание обеспечивает успешное освоение программного материала. От него зависит запоминание материала в целом и усвоение его.

Необходимо включать в занятия, индивидуальную работу с дошкольниками игры и игровые упражнения на развитие внимания. Вот игры, которые используем мы.

Игра «Прятки в шкафчике»

Для проведения этой игры у нас есть пособие, сделанное в виде шкафчика из спичечных коробков.

В ящик можно спрятать пуговицу. Самый простой вариант-спрятать пуговицу на глазах ребёнка. Шкафчик можно повертеть. А затем предложить найти её. Если ребёнок с первой попытки выдвинет нужный ящик в шкафчике и найдёт пуговицу, его можно похвалить.

Эта игра способствует развитию ориентации в пространстве. Детям постарше можно предложить в результате поиска назвать, в каком стеллаже: слева или справа и в каком ряду: в верхнем, нижнем, среднем находится ящик.

Игра «Угадай, что пропало»

Эта игра традиционна. Для её проведения можно использовать муляжи овощей, фруктов, геометрические фигуры, игрушки и др. предметы. Не стоит брать большое количество предметов, достаточно будет 3-4-ёх. Сначала надо предложить детям рассмотреть предметы, которые выложены перед ними и попросить назвать их.

Затем можно создать игровую ситуацию и предложить детям поиграть с предметами в прятки. Дети отворачиваются или закрывают глаза, воспитатель убирает какой – либо предмет.

Дети открывают глаза и называют предмет, которого не стало.

Можно усложнить игру. И когда дети отвернутся, поменять предметы местами или добавить новый предмет.

Детей, которые проявят себя в игре, можно поощрить, похвалить.

Игра «Исправь ошибку»

Эта игра развивает не только внимание, но и сенсорные представления у дошкольников. У нас для её проведения есть несколько дидактических пособий. Несколько пособий, которые мы используем в зимний период. Это игры с варежками, благодаря которым происходит упражнение детей в составлении узоров на них, развитие умения ставить заплатки и игра с цветными стёклышками (в неё входят карточки с предметными картинками и мини-папки из пластика, куда можно вставить карточки).

При составлении узора на варежках можно допустить ошибку. Варежки парные. И узор должен быть одинаковым.

Также можно предложить исправить ошибку, когда поставлены заплатки.

И, наконец, с помощью цветных стёклышек можно создать картину и допустить ошибку в использовании цвета.

Предоставить детям возможность исправить её.

Благодаря вниманию дети успешно находят допущенные воспитателем ошибки, устраняют недочёты.

Игра «Найди предмет»

Отлично развивает внимание, память.

Перед детьми необходимо разложить карточки с предметными картинками. Начинать надо с 3-4-ёх. Постепенно увеличивать.

В начале игры необходимо с детьми рассмотреть предметы на карточках. Сначала можно картинки подбирать по лексическим темам, например: «Животные», «Овощи», «Фрукты».

Затем нужно перевернуть карточки обратной стороной кверху, сделать это необходимо в присутствии ребёнка, чтобы он следил за движениями воспитателя. И предложить найти какую-либо картинку. Если картинка найдена верно, её можно убрать. Если допущена ошибка, карточку нужно вернуть на место и предложить ребёнку сделать вторую попытку.

Игры на развитие зрительного внимания у детей младшего и среднего возраста 1. Игра «Угадай» Возьмите 3-4 разные игрушки. Выложите перед ребенком все игрушки, пусть он посмотрит внимательно и назовет все игрушки.

Игры для развития внимания дошкольников “В магазине зеркал” Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства.

Игры на развитие зрительного внимания у детей ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ • Игра «Угадай, что исчезло» Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки. Выложите перед малышом.

Интересные приемы для развития речи дошкольников (из личного опыта) 1. При рассматривании картины, сюжетной или пейзажной, мы с детьми погружаемся в картину, через игру «Что я вижу, что я слышу, что я ощущаю,.

Консультация для родителей и педагогов ДОУ «Методики развития зрительного внимания и памяти у дошкольников» Консультация для родителей и педагогов ДОУ «Методики развития зрительного внимания и памяти у дошкольников» Конечно же, каждый родитель.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у дошкольников через музыкальные игры и упражнения с предметом» В раннем возрасте музыкально- ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми.

Накопление сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развитие мелкой моторики Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение.

Речевые игры и упражнения для усвоения предлогов детьми с ОНР (из опыта работы) Особую актуальность в коррекционной работе с детьми с ОНР по формированию грамматического строя речи и, предложно-падежных конструкций в.

Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания Мы знаем, что автоматизация поставленных звуков требует многократного повторения и проговаривания слов и слогов. Ребенку трудно понять,.

Занятие «Насекомые». Игры и упражнения для развития восприятия, внимания, мелкой моторики Спал цветок и вдруг проснулся: Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка) Упражнение на развитие.

Источник

Коррекционная работа с дошкольниками с тяжёлой зрительной патологией. Дидактические игры для коррекции: слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-
методическая разработка по коррекционной педагогике

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в двух направлениях: специальные занятия по развитию зрительного восприятия и организация развивающих игр и упражнений на различных общеобразовательных занятиях, а также в играх, бытовой деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
korrektsionnaya_rabota_s_doshkolnikami_s_tyazhyoloy_zritelnoy_patologiey.docx 23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

“Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых”

Коррекционная работа с дошкольниками с тяжёлой зрительной патологией.

Дидактические игры для коррекции: слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.

Воспитатель ДО ГБОУ ШОР № 1

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в двух направлениях: специальные занятия по развитию зрительного восприятия и организация развивающих игр и упражнений на различных общеобразовательных занятиях, а также в играх, бытовой деятельности.

Для коррекции слухового восприятия:

Оборудование: детские музыкальные инструменты, звуковые игрушки.

Описание. Воспитатель назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Затем прячет какую-либо игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т.д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на звучание колокольчика. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, колокольчик звучит громко, если удаляется – тихо.

Эту игру целесообразно повторять. Чтобы поддерживать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиск ребенка, например, ударять в бубен, звенеть погремушкой, хлопать в ладоши, стучать молоточком и т.п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от тихого к среднему, далее к громкому.

Оборудование: детские музыкальные инструменты.

Описание. Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать по голосу, за спиной какого ребенка (ребёнок произносит: «У меня») прозвенел колокольчик.

3. «Что слышно?»
Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.; ширма.
Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что
происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они
слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени внимательно слушать, что происходит за дверью. По окончании данного времени (1-2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».
Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком.
Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.

Для коррекции зрительного восприятия:

1. «Найди фрукты».
Оборудование: планшет с изображением фигурки и фигурки-вкладыши.
Описание. «Посмотри на этот планшет внимательно. На нём расположены фрукты. После того, как фрукты я уберу, ты разложи их по своим местам».

2.« Найди дорожку» .
Оборудование : планшет с изображением простого лабиринта, карандаш.
Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.
«Посмотри на этот планшет, на нем изображен лабиринт.
Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии».

3. « Исключение лишнего» .
Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных. Можно использовать «Прозрачный квадрат» Воскобовича, «Геометрические блоки» Дьенеша.
Описание. Посмотри внимательно на изображенные предметы и найди среди них такой, который отличается от других. Объясни свой выбор.

Для коррекции тактильного восприятия:

1 «Игра «Волшебный мешочек».

Оборудование: мешочек, игрушки небольшого размера.

Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, машинки, желуди и т.д.).

Предложите ребенку поиграть: «Достань что-нибудь». Ребенок достаёт игрушку, ощупывает и называет её.

Оборудование: Небольшое ведёрко с мелкой мозаикой, объёмные геометрические фигуры (шар, куб, конус, призма и др.)

Ребёнок опускает руки в «Сухой бассейн» и на ощупь находит и называет фигуру которую нашёл.

3 « Игра «Телесные фигуры»

Описание. На ладони или на спине ребенка взрослый рисует геометрические фигуры, ребенок угадывает, что нарисовал взрослый, затем взрослый и ребенок меняются местами.

4. « Игра «День и ночь»

Оборудование: коробка с бортиками, объёмные геометрические фигуры или мелкие игрушки.

Описание. Когда скажу слово «день» вы поставьте 6 предметов слева направо, в верхней части коробки. А когда я скажу «ночь», то Сова, которая не спит ночью заберёт у вас один предмет. Дети определяют, какого предмета не стало.

Для коррекции произвольного внимания:

1. «Будь внимателен».

Описание. Воспитатель называет ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.п. Ребёнок должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова.

2. «Найди отличия».

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение
внимания.
Оборудование: две куклы, имеющих различия.
Описание . Ребенку предлагается: обследовать кукол и определить их различия. У куклы с правой стороны длинные волосы, она большая по размеру, на ней одежда: платье и т.д. А у куклы с левой стороны от меня короткие волосы, на голове шапочка, она маленького роста и т.д.

3.« Что где лежит ? »
Оборудование: доска с эталонами фигур и предметов, соответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования.
Описание. Ребенку необходимо распределить предметы относительно
предложенных эталонов фигур.

Для коррекции мнестической деятельности:

1. «Я положил в мешок …»

Оборудование : мешочек, муляжи фруктов и овощей.

Воспитатель начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т.д.

Оборудование: магнитная доска, плоские геометрические фигуры магнитные.

Разложить на магнитной доске геометрические фигуры, из которых сделана какая-либо простая фигура (домик: квадрат, треугольник и т.п.). Попросите ребенка определить, что это фигуры. Затем убрать эту фигуру и попросить повторить, сложить такую же.

3. «Посуда в мешке».

Оборудование: посуда для кукол.

Описание. Воспитатель предлагает детям достать посуду из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности (на первом этапе используются предметы, которые легко узнать на ощупь).

4.«Найди два одинаковых предмета».
Оборудование: коробочка с пятью предметами и более, из которых два предмета одинаковые: карандаши.
Описание. Ребенку предлагается:
а) найти, показать и объяснить, в чем схожи эти два предмета;
б) предмет в коробочке и предмет – образец. Необходимо
найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть.

Для коррекции наглядно-образного мышления:

1. «Найди лишнее слово»

Описание. Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите детям определить слово, которое является лишним.

– СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

– ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

Обязательно добиваться объяснения детей.

2. «Говори наоборот»

Описание. Предложить детям игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот.

– ВЕСЕЛЫЙ-ГРУСТНЫЙ, КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ

– БЫСТРЫЙ-МЕДЛЕННЫЙ ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ

3. «Назови одним словом»

Описание. Детям предлагается назвать одним словом ряды конкретных понятий. Например: стол, стул, диван, кровать (мебель), волк, лиса, медведь, кабан (дикие животные), вилка, тарелка, чашка, кастрюля (посуда) и т.д.

Для коррекции словесно-логического мышления:

Описание. Предлагается ряд слов, а дети должны его дополнить:

2.« Съедобное – несъедобное»
Оборудование: звуковой мяч.
Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет,
ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать мяч. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий пропускает один ход игры».
Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла,
лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор,
огурец, ножницы и т.д.

3.«Летает – не летает» .
Описание: ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.
Список названия предметов : орел, змея, диван, самолет, крокодил, ласточка, баран, муха, вертолет, чайка, дом, стол, собака, дерево, чайка, воробей, стрекоза, луна и др.

1. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду с нарушением зрения. – М.: Город, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми разработан для детей логопедической группы с общим недоразвитием речи. Задачи данного проекта отражают область развития опред.

Данный проект применяется с целью развиватия зрительно-тактильное восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами игрового комплекта «ДУСИМА» и коррекционно- раз.

Зрительное Зрительное восприятие – это фоpмирование обрaзов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на орган зрения. Восприятие .

Зрител Зрительное восприятие – это фоpмирование обрaзов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на орган зрения. Восприятие – психический процесс отражени.

Цель: коррекция слухового и тактильного восприятияЗадачи:- коррекция целостности восприятия;- самовосприятие.Упражнения на слуховое восприятие:1.«Откуда звук?»Ребенок с закрытыми глазами с.

С детьми играем- речь развиваем.

Дидактические игры на развитие слухового внимания и восприятия у детей со сложной структурой дефекта.

Источник

Читайте также:  Какие упражнения нужно делать чтобы исправить осанку
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector