Дидактическая последовательность предъявления учащимися упражнений

Дидактическая последовательность предъявления учащимся упражнений

1. Упражнения, обеспечивающие прочное усвоение знаний, направленные на запоминание учебного материала

2. Упражнения, направленные на проверку качества знаний и умений, которые предполагают воспроизведение усвоенного материала

3. Упражнения по выработке умений по применению знаний в практической деятельности

4. Упражнения творческого характера, требующие самостоятельного применения имеющихся знаний; как вариант творческих упражнений упражнения с элементами проблемного обучения, поискового типа

Обучающий результат – проявляется в вооружении системой приемов, способов практического действия.

Развивающий эффект – выражается в расширении возможностей творческого самовыражения детской личности и формирования различных способностей.

Воспитательный эффект – систематическое выполнение упражнений укрепляет волю, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание, самообладание.

Диагностирующий эффект – всесторонне и объективно позволяет диагностировать прочность и глубину знаний учащихся.

Самостоятельная учебная работа- такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности уче­ников во всех ее структурных компонентах — от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от вы­полнения простейших видов работы к более сложным, носящим поиско­вый характер.

Цели самостоятельной работы

Ø укачественное усвоение учебного материала;

Ø выработка умений и навыков учебной деятельности;

Ø уформирование познавательных способностей учащихся и интереса к изучае­мому материалу;

Ø формирование готовности к самообразованию;

Ø формирование самостоятельности как качества личности.

Преимущества самостоятельной работы

o В полной мере учитывается стремление учащихся к действию и проявлению активности.

o Учащиеся сознательно принимают участие в достижении цели урока.

o Самостоятельная работа, как правило, вызывает интерес у большинства уча­щихся.

o Процесс обучения становится более живым и увлекательным.

o Есть возможность осуществить индивидуальный подход к каждому уче­нику.

o Есть возможность решать самые разнообразные образовательные и воспита­тельные задачи.

o Способствует овладению учениками умениями подняться от усвоения про­стого правила до продуманных оценок и идей.

Виды самостоятельной работы

Классные Внеурочные
• активное восприятие объяснения учителя • самостоятельные задания под ру­ководством учителя • самостоятельные дифференциро­ванные задания • исследовательские и учебные зада­ния и работы • на лабораторных и практических занятиях • участие в предметных олимпиадах; • конкурсах • самостоятельное изучение отдель­ных тем • подготовка к семинарам и практи­ческим занятиям • подготовка к коллоквиумам, заче­там и экзаменам

Мотивы самостоятельной работы

§ чувство долга и ответственности;

§ положительное отношение к учению;

§ потребность в знаниях;

§ интеллектуальные чувства, удовлетворение от познания;

§ профессиональные установки (у старшеклассников);

Уровни самостоятельной работы

отсутствие начальных умений и навыков

самостоятельной работы при потребности в ней.

Побуждение: стимулирование учителем, жесткий контроль,

выработка необходимых умений и навыков

умения выполнять задания по данной инструкции,

организовать свою работу.

Побуждение: стимулирование учителя и личная мотивация

самостоятельное планирование, организация и выполнение

заданий без предварительной инструкции,

инициативный поиск новой информации,

Читайте также:  Упражнения для волевой ликвидации глубокого дыхания по бутейко

переход в самообразование.

Побуждение: личная мотивация

Компоненты самостоятельной работы

Процессуальный компонент Организационный компонент
• особенности мыслительной сферы: самостоятельность, гибкость, опера­тивность, креативность, способность к анализу, синтезу, обобщениям, наблюдательность • умение ставить и разрешать позна­вательные задачи • владение разными типами чтения и фиксации прочитанного • умение подбирать и усваивать оп­ределенное содержание • умения контроля и самоанализа • умения планировать время и свою работу • умения перестраивать систему де­ятельности • умения осуществлять информаци­онный поиск, работать в библиоте­ках, сетях Интернет, ориентироваться в современных классификаторах источников • пользоваться оргтехникой, банками данных и современными информа­ционными технологиями

Этапы самостоятельной работы

• планирование: перспективное, текущее, конкретного задания

• выбор средств и источников

• реализация, использование приёмов усвоения и переработки инфор­мации

• фиксирование результатов: подготовительные, черновые итоговые за­писи, памятки, аннотации, списки литературы, рецензии, тезисы, конс­пекты, тексты докладов, сообщений, рефераты, конспекты и т. п.

III. Самоанализ и контроль

· оценка значимости самостоятельной работы и корректировка резуль­татов

· оценка эффективности приемов работы и ее результатов заключение о направлениях оптимизации самостоятельной работы и работы по самообразованию

Управление самостоятельной работой

o Формирование побуждающих мотивов.

o Постановка целей и задач.

o Инструктаж и консультирование.

o Создание инструментария: рекомендации, руководства, пособия, алгоритмы,

o программы, дидактические материалы.

o Разработка критериев результативности самостоятельной работы.

o Групповая и индивидуальная коррекция самостоятельной работы.

o Разработка системы контроля и учёта результатов самостоятельной работы и

o её осуществления.

Результаты самостоятельной работы

О обучающий – накопление фактического материала и опыта его личностного осмысления и оценки;

О развивающий – предельная активность и напряжение психических сил обучаемых, формирование умений и навыков самостоятельного труда;

О воспитательный – воспитание таких качеств как добросовестность, усидчивость, прилежание, дисциплинированность, ответственность и др.;

О диагностический – проявляет истинную картину усвоения обучаемым зна­ний, умений и навыков, развития их интеллектуальных и физических сил,способностей

Источник

Условия эффективности упражнений

o Прочное усвоение теоретического материала учащимися.

o Тщательный инструктаж учителя и показ образцов выполнения работы.

o Сознательное отношение учащихся к их выполнению.

Дидактическая последовательность предъявления учащимся упражнений

1. Упражнения, обеспечивающие прочное усвоение знаний, направленные на запоминание учебного материала

2. Упражнения, направленные на проверку качества знаний и умений, которые предполагают воспроизведение усвоенного материала

3. Упражнения по выработке умений по применению знаний в практической деятельности

4. Упражнения творческого характера, требующие самостоятельного применения имеющихся знаний; как вариант творческих упражнений упражнения с элементами проблемного обучения, поискового типа

Значение упражнений

Обучающий результат – проявляется в вооружении системой приемов, способов практического действия.

Развивающий эффект – выражается в расширении возможностей творческого самовыражения детской личности и формирования различных способностей.

Воспитательный эффект – систематическое выполнение упражнений укрепляет волю, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание, самообладание.

Диагностирующий эффект – всесторонне и объективно позволяет диагностировать прочность и глубину знаний учащихся.

Читайте также:  Комплекс упражнений для женщин чтобы подтянуть все мышцы

Самостоятельная работа

Самостоятельная учебная работа– такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности уче­ников во всех ее структурных компонентах — от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от вы­полнения простейших видов работы к более сложным, носящим поиско­вый характер.

Цели самостоятельной работы

Ø укачественное усвоение учебного материала;

Ø выработка умений и навыков учебной деятельности;

Ø уформирование познавательных способностей учащихся и интереса к изучае­мому материалу;

Ø формирование готовности к самообразованию;

Ø формирование самостоятельности как качества личности.

Источник

Дидактическая последовательность предъявления учащимся упражнений

1. Упражнения, обеспечивающие прочное усвоение знаний, направленные на запоминание учебного материала

2. Упражнения, направленные на проверку качества знаний и умений, которые предполагают воспроизведение усвоенного материала

3. Упражнения по выработке умений по применению знаний в практической деятельности

4. Упражнения творческого характера, требующие самостоятельного применения имеющихся знаний; как вариант творческих упражнений упражнения с элементами проблемного обучения, поискового типа

Значение упражнений

Обучающий результат – проявляется в вооружении системой приемов, способов практического действия.

Развивающий эффект – выражается в расширении возможностей творческого самовыражения детской личности и формирования различных способностей.

Воспитательный эффект – систематическое выполнение упражнений укрепляет волю, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание, самообладание.

Диагностирующий эффект – всесторонне и объективно позволяет диагностировать прочность и глубину знаний учащихся.

Самостоятельная работа

Самостоятельная учебная работа– такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности уче­ников во всех ее структурных компонентах — от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от вы­полнения простейших видов работы к более сложным, носящим поиско­вый характер.

Цели самостоятельной работы

Ø укачественное усвоение учебного материала;

Ø выработка умений и навыков учебной деятельности;

Ø уформирование познавательных способностей учащихся и интереса к изучае­мому материалу;

Ø формирование готовности к самообразованию;

Ø формирование самостоятельности как качества личности.

Преимущества самостоятельной работы

o В полной мере учитывается стремление учащихся к действию и проявлению активности.

o Учащиеся сознательно принимают участие в достижении цели урока.

o Самостоятельная работа, как правило, вызывает интерес у большинства уча­щихся.

o Процесс обучения становится более живым и увлекательным.

o Есть возможность осуществить индивидуальный подход к каждому уче­нику.

o Есть возможность решать самые разнообразные образовательные и воспита­тельные задачи.

o Способствует овладению учениками умениями подняться от усвоения про­стого правила до продуманных оценок и идей.

Виды самостоятельной работы

Классные Внеурочные
• активное восприятие объяснения учителя • самостоятельные задания под ру­ководством учителя • самостоятельные дифференциро­ванные задания • исследовательские и учебные зада­ния и работы • на лабораторных и практических занятиях • участие в предметных олимпиадах; • конкурсах • самостоятельное изучение отдель­ных тем • подготовка к семинарам и практи­ческим занятиям • подготовка к коллоквиумам, заче­там и экзаменам
Читайте также:  Упражнение для иммунитета тренер милена

Мотивы самостоятельной работы

§ чувство долга и ответственности;

§ положительное отношение к учению;

§ потребность в знаниях;

§ интеллектуальные чувства, удовлетворение от познания;

§ профессиональные установки (у старшеклассников);

Уровни самостоятельной работы

1-й – низкий

отсутствие начальных умений и навыков

самостоятельной работы при потребности в ней.

Побуждение: стимулирование учителем, жесткий контроль,

выработка необходимых умений и навыков

2-йсредний

умения выполнять задания по данной инструкции,

организовать свою работу.

Побуждение: стимулирование учителя и личная мотивация

_______________________________________

3-йвысокий

самостоятельное планирование, организация и выполнение

заданий без предварительной инструкции,

инициативный поиск новой информации,

переход в самообразование.

Побуждение: личная мотивация

Компоненты самостоятельной работы

Процессуальный компонент Организационный компонент
• особенности мыслительной сферы: самостоятельность, гибкость, опера­тивность, креативность, способность к анализу, синтезу, обобщениям, наблюдательность • умение ставить и разрешать позна­вательные задачи • владение разными типами чтения и фиксации прочитанного • умение подбирать и усваивать оп­ределенное содержание • умения контроля и самоанализа • умения планировать время и свою работу • умения перестраивать систему де­ятельности • умения осуществлять информаци­онный поиск, работать в библиоте­ках, сетях Интернет, ориентироваться в современных классификаторах источников • пользоваться оргтехникой, банками данных и современными информа­ционными технологиями

Этапы самостоятельной работы

• планирование: перспективное, текущее, конкретного задания

• выбор средств и источников

• реализация, использование приёмов усвоения и переработки инфор­мации

• фиксирование результатов: подготовительные, черновые итоговые за­писи, памятки, аннотации, списки литературы, рецензии, тезисы, конс­пекты, тексты докладов, сообщений, рефераты, конспекты и т. п.

III. Самоанализ и контроль

· оценка значимости самостоятельной работы и корректировка резуль­татов

· оценка эффективности приемов работы и ее результатов заключение о направлениях оптимизации самостоятельной работы и работы по самообразованию

Управление самостоятельной работой

o Формирование побуждающих мотивов.

o Постановка целей и задач.

o Инструктаж и консультирование.

o Создание инструментария: рекомендации, руководства, пособия, алгоритмы,

o программы, дидактические материалы.

o Разработка критериев результативности самостоятельной работы.

o Групповая и индивидуальная коррекция самостоятельной работы.

o Разработка системы контроля и учёта результатов самостоятельной работы и

o её осуществления.

Результаты самостоятельной работы

О обучающий – накопление фактического материала и опыта его личностного осмысления и оценки;

О развивающий – предельная активность и напряжение психических сил обучаемых, формирование умений и навыков самостоятельного труда;

О воспитательный – воспитание таких качеств как добросовестность, усидчивость, прилежание, дисциплинированность, ответственность и др.;

О диагностический – проявляет истинную картину усвоения обучаемым зна­ний, умений и навыков, развития их интеллектуальных и физических сил,способностей

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector