Быстрота сложной двигательной реакции упражнения

Быстрота простой и сложной двигательной реакций и методика их направленного развития

Простая реакция— это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, на выстрел стартового пистолета). Для простых реакций характерен очень большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, также быстро реагируют и в других. Занятия различными скоростными упражнениями улучшают быстроту простой реакции. Однако в «обратном направлении» переноса не происходит: упражнение в скорости реакции практически не сказывается на скорости движения Значительное улучшение быстроты двигательной реакции задача весьма сложная.

При воспитании быстроты простой реакции наиболее распространенный метод заключается в повторном, возможно более быстром, реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на изменение окружающей ситуации. Этот метод в занятиях с начинающими довольно скоро дает заметные положительные результаты. К сожалению, вдальнейшем быстрота реакции стабилизируется и улучшается с трудом.

В случаях, когда быстрота реакции имеет особо большое значение, для ее совершенствования используют специальные методики. Одна из них — методика аналитического подхода — сводится к раздельному совершенствованию быстроты реакции в облегченных условиях и скорости последующих движений. Например, время реакции в низком старте легкоатлетического бега относительно растянуто из-за трудности выполнения начального действия. На руки спринтера давит значительная тяжесть, и быстро снять их с опоры трудно. В таких случаях оказывается полезным отдельно упражняться вскорости реакции на стартовый сигнал (например, в положении высокого старта с опорой руками о какие-либо предметы) и отдельно без стартового сигнала — в быстроте первых движений. Подобный аналитический подход приносит хорошие результаты.

Другая методика — ее можно условно назвать «сенсомоторной» — основана на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать небольшие интервалы времени, порядка десятых и даже сотых долей секунды. Люди, хорошо воспринимающие микроинтервалы времени, отличаются, как правило, высокой быстротой реакции. Методика в данном случае направлена на то, чтобы развить способность точного восприятия времени и с помощью этого повысить быстроту реагирования.

Особенности воспитания быстроты сложной реакцииможно рассмотреть на примере двух типов сложной реакции: реакции на движущийся объект и реакции выбора.

Наиболее типичные случаи реакции на движущийся объект встречаются в единоборствах и играх с мячом. Так, например, вратарь, когда бьют по воротам, должен: 1) увидеть мяч, 2) оценить направление и скорость его полета, 3) выбрать план действия, 4) начать его осуществлять. Из этих четырех элементов складывается в данном случае скрытый период реакции. Реакция на движущийся объект при внезапном его появлении занимает от 0,25 до 1 сек. Экспериментально показано, что основная доля этого времени приходится на первый элемент — фиксацию движущегося предмета глазами. На собственно сенсорную фазу уходит относительно немного времени — около 0,05 сек. Таким образом, в реакции на движущийся объект основное значение имеет умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Развитию именно этой способности и надо уделять особое внимание. Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся предмет; тренировочные требования повышают путем увеличения скорости, внезапности появления объекта, сокращения дистанции.

Точность реакции на движущийся объект совершенствуют параллельно с развитием ее быстроты. Лишь вначале следует отвести несколько занятий специально на развитие точности реакций. При этом надо объяснить ученикам необходимость выполнения действия как бы опережая движущийся объект.

Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера или окружающей обстановки. Например, фехтовальщик, берущий защиту, выбирает один из возможных ее вариантов в зависимости от вида атаки противника. Сложность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки, вчастности в единоборствах — от разнообразия поведения противника.

При воспитании сложной реакции, следуя педагогическому правилу от простого к сложному, идут по пути постепенного увеличения числа возможных изменений обстановки. Например, сначала обучают принимать защиту в ответ на заранее обусловленный удар или укол; затем ученику предлагают реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т. д. Постепенно его подводят к реальной обстановке единоборства.

вниз по наклонной дорожке, бег за лидером, бег с ускорением, бег с использованием механической тяги, метание облегченных снарядов и т. п. При этом не следует излишне облегчать условия. Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях.

Приемы ослабления скоростного барьера основаны на том, что с прекращением упражнения время угасания (забывания) тех или иных черт динамического стереотипа различно. В частности, пространственные характеристики движения более стойки, нежели временные. Если некоторое время не выполнять основного упражнения, скоростной барьер может исчезнуть, пространственные же черты техники движений сохранятся. Если в этот период с помощью других средств повысить уровень ско-ростно-силовых качеств, то затем, после перерыва, можно ожидать роста результата

Читайте также:  Упражнения для понижения тестостерона

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Методика тренировки быстроты двигательных реакций

СКОРОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Скоростные качества – это способность человека совершать двигательные действия в минимальный промежуток времени.

Выделяют элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.

1. Быстрота простой двигательной реакции – выполнение движения по заранее обусловленному сигналу.

2. Быстрота сложной двигательной реакции. Различают реакцию на движущий объект и реакцию с выбором.

3. Быстрота, проявляемая в темпе (частота движений).

4. Резкость (время достижения максимальной скорости).

1. Способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости.

2. Стартовая скорость.

3.Скорость выполнения движений, продиктованных ходом соревновательной борьбы, например, скоростные маневры в спринтерской гонке на треке, скоростные повороты в плавании, подсечки и броски в борьбе, удары в боксе и т.п.

Элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей строго специфичны и, как правило, независимы друг от друга. Так показатели времени реакции не связаны с показателями скорости движений, результативность старта в беге, плавании не зависит от уровня абсолютной дистанционной скорости и т.п. Это требует дифференцированного подхода к совершенствованию скоростных способностей.

Элементарные формы быстроты слабо поддаются совершенствованию. Например, время простой двигательной реакции у лиц не занимающихся спортом колеблется в пределах 0,20-0,30 с, у квалифицированных спортсменов в пределах 0,10-0,20 с, таким образом , в процессе тренировки оно не может быть увеличено более чем на 0,1 с.

Что же касается комплексных форм проявления скоростных способностей, то в результате специальной тренировки возможен их значительный прогресс, так как они зависят от многих факторов, которые поддаются существенному совершенствованию

Основные предпосылки скоростных качеств.

– подвижность нервных процессов;

– эффективность нервно-мышечной координации;

– особенности мышечной ткани: соотношение мышечных волокон, их эластичность, растяжимость, эффективность внутри- и межмышечной координации;

– уровень развития силы, гибкости и координационных способностей;

– совершенство спортивной техники;

– возможность биохимических механизмов к быстрейшей мобилизации и ресинтезу анаэробных поставщиков энергии;

– уровень развития волевых качеств.

Развитие быстроты простой двигательной реакции (ПДР).

1. Повторный метод.

Повторное реагирование действием на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования. Например, старт в беге, атакующие или защитные действия по сигналу и т.п.

Применение повторного метода с начинающими довольно скоро дает заметные положительные результаты, в дальнейшем быстрота реакции стабилизируется и улучшается с трудом.

а) аналитическая тренировка быстроты – реакция осуществляется в облегченных условиях,

б) аналитическая тренировка скорости последующих движений.

3. Сенсомоторный метод (С.Г.Геллерштейн) – основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать небольшие интервалы времени, порядка десятых и даже сотых долей секунды. Упражнения проводятся в три этапа:

– занимающийся выполняет действие (5-метровый стартовый рывок) стараясь реагировать на сигнал с максимальной скоростью. После каждой попытки преподаватель сообщает время;

– реакция и последующие движения также выполняются с наивысшей скоростью, но преподаватель сам спрашивает ученика, за какое время тот по его мнению выполнил упражнение. После этого ему сообщают действительное время;

– занимающемуся предлагают выполнить упражнение с различной, заранее обусловленной скоростью. В результате он обучается свободному управлению быстротой реакции.

Развитие быстроты сложной двигательной реакции.

Сложная реакция – это время реагирования в условиях неопределённости раздражителя и ответного действия.

Реакция на движущийся объект (РДО) чаще всего встречается в спортивных играх и единоборствах.

Этапы скрытого периода реакции:

-увидеть движущийся объект,

-оценить направление и скорость его перемещения,

-выбрать план действия,

-начать осуществлять план.

Экспериментально доказано, что основная доля времени приходится на первый этап (увидеть движущийся объект) – ему и надо уделять особое внимание. Для этого используют упражнения, в которых увеличивают скорость и внезапность появления объекта, сокращают дистанцию. Очень полезны подвижные игры с малым теннисным мячом.

В тех случаях, когда объект уже фиксирован взглядом до начала перемещения, время реакции значительно сокращается. Здесь приобретает большое значение умение предугадать направление и скорость перемещения объекта.

Точность РДО совершенствуется параллельно с развитием ее быстроты.

Развитие реакции с выбором.

Реакция с выбором – связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера или окружающей обстановки.

Сложность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки, от разнообразия поведения противника. Пути развития реакции с выбором связаны с моделированием целостной соревновательной ситуации.

а) идти по пути постепенного увеличения числа возможных изменений обстановки. Например, сначала обучают принимать защиту в ответ на заранее обусловленный удар, затем реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т.д. Постепенно его подводят к реальной обстановке единоборства

Читайте также:  Упражнения для улучшения произношения

б) умение реагировать не столько на само движение, сколько на подготовительные действия.

В каждом движении есть 2 фазы: 1. Подготовительная, выражающаяся в небольшом изменении позы и перераспределении мышечного тонуса. 2.Собственное движение (П.К.Анохин).

Опытные спортсмены могут уже реагировать на 1 фазу (до начала основного действия). Для этого в тренировке приучают воспитанника реагировать на утрированную первую фазу, постепенно все больше приближая выполнение движение к естественному.

Методика воспитания быстроты движений

В качестве средств воспитания быстроты движений используются упражнений, которые можно выполнять с максимальной скоростью (скоростные упражнения). Они должны удовлетворять следующим требованиям:

1.Техника должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях.

2. Они должны быть хорошо освоены занимающимся, чтобы во время движений основные волевые усилий были направлены не на способ а на скорость выполнения.

3. Их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась в следствии утомления. Продолжительность не более 20-22 сек.

Используют следующие средства:

– общеподготовительные упражнения, игры;

– специальные подготовительные упражнения, которые соответствуют специфике вида спорта

– целостная форма соревновательных упражнений

Требования к нагрузке:

1. Продолжительность небольшая

2. Интенсивность предельная или околопредельная.

3. Интервалы отдыха должны соответствовать квалификации спортсмена (должны быть настолько короткими чтобы возбудимость не успела существенно снизиться, с другой стороны настолько длинными чтобы показатели вегетативной функции, успели более менее восстановиться).

4. Характер отдыха: спокойная ходьба, упражнения на расслабления.

5. Число повторений: Очередная работа не должна вызывать снижение работоспособности.

Быстрота движений лучше развивается в детском и подростковом возрасте.

Источник

Теория и методика физической культуры (22 стр.)

В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что и для развития взрыв ной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.

Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон, за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения. Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером.

Основными методами воспитания скоростных способностей являются: методы строго регламентированного упражнения; соревновательный метод; игровой метод.

Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4–5 с) и движения с меньшей интенсивностью – вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы – уравнительные соревнования) и финальных соревнований.

Эффективность данного метода очень высока, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию “скоростного барьера”.

Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: для оценки простой и сложной реакции; для оценки скорости одиночного движения; для оценки быстроты движений в разных суставах; для оценки скорости, проявляемой в целостных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

Контрольные упражнения для оценки простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала и способов ответа. Время реакции на свет, звук, прикосновение определяется с помощью различных реакциометров, измеряющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования.

СЛОЖНАЯ РЕАКЦИЯ характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (реакции в играх и единоборствах). В лабораторных условиях время выбора измеряют с помощью слайдов с игровыми или боевыми ситуациями, которые предлагаются испытуемому. Оценив ситуацию, последний реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.

Читайте также:  Примерный комплекс упражнений производственной гимнастики для работающих сидя

Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т. п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры.

Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений. Частоту движений ног, рук оценивают с помощью теппингтестов. Регистрируется число движений за 5–20 с.

Контрольные упражнения для оценки скорости, выполняемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30. 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции.

Быстрота двигательных реакций может быть простой и сложной.

ПРОСТАЯ РЕАКЦИЯ – это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (зрительный, слуховой, тактильный).

Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение игры при свистке арбитра и т. п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции – временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения.

Основной метод при развитии быстроты реакции – метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования.

Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т. д.). Так, в легкой атлетике в беге на короткие дистанции отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал в положении высокого старта и отдельно в быстроте выполнения первых беговых шагов. Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т. п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).

Чтобы избежать чрезмерной стабилизации быстроты простой реакции, необходимо использовать, особенно с детьми школьного возраста, игровой метод, который предполагает выполнение заданий в условиях постоянного и случайного изменения ситуаций.

Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т. д.). В сложных реакциях выделяют: реакцию на движущийся объект (мяч, шайба и т. п.) и реакцию “выбора” (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

Период реакции на движущий объект складывается из: необходимости увидеть движущий объект (мяч, игрока); оценки направления и скорости его движения; выбора плана действий; начала его осуществления.

Основная доля этого времени (более 80 %) уходит на зрительное восприятие, т. е. на умение увидеть предмет. Для тренировки этой способности используются упражнения, при выполнении которых следует:

• постоянно увеличивать скорость движения объекта;

• сокращать дистанцию между объектом и занимающимся;

• уменьшать размеры движущегося объекта.

Реакции выбора определяется выбором двигательного ответа из нескольких возможных. Время реакции выбора во многом зависит от запаса тактических действий и технических приемов.

Для развития быстроты реакции с выбором следует:

• постепенно усложнять характер ответных действий и условия их выполнения; развивать способность предугадывать действия противника.

Быстрота одиночного движения проявляется в способности с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты. Это, например, скорость движения ноги при ударе по футбольному мячу, скорость движения руки при ударе по волейбольному мячу или при метании копья.

Наибольшая быстрота одиночного движения достигается при отсутствии добавочного внешнего сопротивления. С увеличением внешнего сопротивления повышение скорости движений достигается за счет повышения мощности проявляемых при этом усилий. Последняя определяется взрывными способностями мышц. В данном случае развитие быстроты одиночного движения целесообразно проводить совместно с развитием силовых способностей, используя упражнения с отягощениями (утяжеленные перчатки у боксера, утяжеленную обувь в прыжка и т. п.). Но подобные упражнения следует применять лишь после того, как будет хорошо освоена техника основного навыка без отягощения.

Наряду с усложнением условий используют также облегченные условия: “снижают” вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических упражнениях); ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т. п.); в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т. п.).

Эффективным методом является контрастный (вариативный) метод, предполагающий чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегченных условиях.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector