Быстрота как физическое качество какими упражнениями его можно развить

Понятие физического качества «быстрота». С помощью каких упражнений можно развивать это качество?

Быстрота – специфическая двигательная способность человека к высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц и не требующих больших энергозатрат.

Физиологический механизм проявления быстроты, связанный прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы. Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих: а) быстроту двигательных реакций; б) скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением; в) частоту (темп) движений. Особенностью физического качества быстроты является отсутствие связи между выражающими его физическими способностями.

Для развития быстроты необходимо использовать упражнения, которые можно выполнить в максимальном темпе. Такие упражнения должны быть просты по технике исполнения, хорошо освоены, а их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу скорость их выполнения не снижалась. Для развития быстроты основными являются методы повторного, повторно-прогрессирующего и переменного выполнения упражнений.

Чаще всего скоростные возможности развиваются следующими упражнениями:

1. Бег на короткие (20—30 м) дистанции из разных исходных положений (низкий старт, из упора лежа, из упора присев, спиной к направлению бега, из положения «полушпагат» и т. п.); беговые упражнения на месте и в движении с максимальной частотой шагов; прыжки в длину с места, разбега, различные многоскоки.

2. Ведение баскетбольного мяча с изменением направления и скорости движения; перемещение парами с передачей мяча; нападающий удар в волейболе.

3. Прохождение лыжной дистанции на время с несколькими ускорениями; повторное прохождение отрезков в 50—150 м на скорость; эстафеты; элементы слалома; спуски с гор.

4. Проплывание отрезков в 10—15 м с максимальной скоростью; проплывание отрезков до 25 м с максимальной скоростью.

При выполнении физических упражнений быстрота складывается из трех показателей: времени двигательной реакции (времени ответа на какой-либо заранее известный), сигнал времени отдельного движения и частоты (темпа) движений. Скоростные способности человека относительны. Можно очень быстро выполнять одни движения и значительно медленнее другие. Если движения разные, например бег и плавание, то можно быстро бегать и медленно плавать. Для каждого движения быстроту нужно развивать отдельно, хотя в сходных движениях имеет значение приобретенный ранее навык. Поэтому, развивая быстроту, необходимо включать в занятие упражнения для всех видов скорости. Длительность выполнения упражнений на быстроту не должна превышать 6—12с.

Источник

Быстрота – это что такое? Физические качества

Быстрота – это одно из основных качеств, степень развития которого говорит о физической подготовке человека. Но она не является единственной двигательной возможностью, которая определяет уровень его физического развития. Наряду с ним большое значение имеют выносливость, ловкость и сила. Они не заложены природой с рождения, их нужно развивать.

Определение термина

Быстрота – это умение человека за определенный временной промежуток сделать максимальное число движений. Развить ее можно при помощи простых по координации физических упражнений, выполняемых на предельной скорости.

Это качество по-разному проявляет себя в совершаемых физических действиях. Двигательная деятельность человека постоянно привлекает его к мгновенному и точному реагированию на предвидимые или неожиданные раздражители. Например, такие профессии, как авиатор, телефонист, радиодиспетчер, таксист требуют мгновенной реакции на изменяющиеся обстоятельства.

Из вышесказанного следует вывод, что быстрота – это совокупность эргономичных характеристик человека, позволяющих ему выполнять упражнения или действия в кратчайший срок в условиях сложившихся обстоятельств.

Физическая быстрота

Это человеческое качество характеризуется молниеносной реакцией на конкретный призыв, а также скоростью сокращения мышц во время осуществления двигательного действия.

Оценить быстроту общего действия можно рассматривая совокупность его основных параметров:

  • скорость двигательных реакций;
  • быстроту обособленных одиночных движений;
  • темп движений.

Двигательная реакция – это процесс от момента оценки информации, толкающей к осуществлению деятельности, до старта ответного движения. Роль информации играет предварительно определенная ситуация, производящая призыв к действию.

Время двигательной реакции

По-другому время двигательной реакции можно именовать латентным периодом. То есть это пауза, имеющая разный временной отрезок, между восприятием раздражителя до начала принятия решения в отношении него.

Быстрота реакции же, в свою очередь, определяется временем, которое идет от момента действия внешнего раздражителя до реакции организма на него.

Раздражителей может быть несколько либо один. В первом варианте они могут возникать синхронно или поэтапно. Но в разнообразных ситуациях в голове человека будут рождаться новые реакции, легкие и непростые.

Примером первой станет старт в беге, стрельба на время по мишеням, бросание мяча по свистку. На примере бегуна, чем меньше будет временной отрезок с момента подачи сигнала к действию до точки его начала, тем выше будет уровень быстроты его простой реакции.

Причем у спортсменов латентное время простой реакции меньше, чем у людей, не имеющих специальной подготовки. Работая с ней, человек использует комплекс врожденных анализаторов – это восприятие при помощи зрения, слуха и других органов чувств.

В качестве примера можно привести игру хоккеиста, который, увидев движущуюся шайбу, должен проанализировать ее скорость, траекторию, проработать мысленно тактику, согласно которой будет действовать, и суметь ее воплотить в действительность.

Читайте также:  Комплекс гиревых упражнений для новичков

Быстрота и частота движения

При одиночных движениях быстрота – это умение совершать их буквально со скоростью света. Это выпады, производимые боксером, удары по мячу, к примеру. И чем выше уровень натренированности, тем меньшую напряжённость испытывает спортсмен, делая упражнение. Следовательно, скорость движения будет также больше.

Частота движений – это выполнение определенных заданий с максимальным усилием за установленное время. Она подразумевает темп, но его нельзя назвать скоростью, они близки по значению, но не идентичны. К примеру, если поднимать ногу на разную высоту, опуская в одном темпе, скорость не будет одинаковой.

Рассмотрев разновидности быстроты, можно сделать вывод, что во многих двигательных процессах человека подразумевается комплексное сочетание вышеперечисленных типов.

Развитие быстроты, средства для этого

Быстрота – не врожденное качество, его можно развить. К средствам относятся общеукрепляющие и специальные комплексы упражнений. Последние делятся на три вида:

  1. Циклические (выполняются повторно, с увеличением частоты). Пример: работа на велотренажёре.
  2. Ациклические упражнения (с применением большей скорости) – боксерские удары.
  3. Смешанные – футбол, баскетбол.

Общим требованием к выполнению упражнений является использование предельной скорости. В связи с этим задания должны быть простыми.

Методы развития быстроты

Главным условием тренировок является повторение и максимальная скорость выполнения отрабатываемого движения. При этом выделяют пять основных методов тренировок:

  1. Повторения. Упражнения необходимо делать на максимально выжатой скорости, по зрительному сигналу, на быстроту. Задание выполняется с интервалом в 5–10 сек;
  2. Использование ускорений.
  3. Чередование преумножения, удержания и приостановки скорости при выполнении заданий
  4. Задание выполняют одновременно несколько участников, при этом один явно сильнее другого.
  5. Игровой метод. Проведение эстафет, различных подвижных, спортивных игр.
  6. Состязательный. Задания выполняются посредством соревнований на предельной скорости.

Первый метод является ведущим, а ключевым средством – челночный бег.

Другие показатели физической подготовленности

Развитые физические качества человека гарантируют здоровую жизнедеятельность организма. К ним относятся сила, выносливость, быстрота.

Так, сила выражается умением человека противодействовать внешним факторам при помощи мышечной массы. А выносливость дает возможность выдержать заданную физическую нагрузку в течение максимального отрезка времени.

О ловкости

Ловкость – способность, позволяющая мгновенно перестраивать работу двигательного аппарата, согласно меняющейся обстановке. Это сложнейшее качество, проявляющееся в постоянном освоении непростых координированных движений. Причем с возникшей задачей нужно справляться экономично и находчиво, мгновенно и с точностью.

Ловкость напрямую зависит от комплекса развитых физических качеств – силы, выносливости и быстроты. Потому что постоянно меняющаяся обстановка требует высокой скорости обработки информации, программирования ответных решений.

В результате увеличения подвижности нервных процессов, происходит быстрое включение в работу мышц, тем самым обеспечивая скорые переходы от сокращения к расслаблению.

Быстрота и ловкость, те качества, которые можно развивать только посредством усиленных тренировок, и формируются они в процессе всей последующей жизни. Самым благоприятным периодом для восприятия и усвоения новых двигательных действий считается возраст от 10–11 лет.

Развивать ловкость необходимо систематично, то есть тренировки пропускать нельзя. А чем лучше развита двигательная система, сила и мышечная структура, тем больше быстрота.

Сила заключается в развитых мышцах

Быстроту можно совершенствовать, сформировав крепкую мышечную массу и повысив способность приложения максимальных сил в кратчайшее время. Помогут силовые упражнения с увеличением тяги.

Сделать быстроту движений более высокой можно улучшив эластичность мышц, при помощи специального комплекса упражнений.

Важно быстрые движения производить легко и непринужденно, не напрягая мышцы, когда они должны находиться в состоянии покоя. Этого можно достичь путем многократного повторения специальных упражнений со скоростью около 80% от максимума. Полученный опыт закрепится, станет безупречным и не будет поддаваться наружным, мешающим факторам среды.

Быстрота человека развивается путем самосовершенствования. Зачастую тренировочный процесс приостанавливается, потому что не используется нужная методика и средства, от которых зависит развитие двигательного качества. Это способствует выработке и закреплению доведенных до автоматизма движений, которые запоминает мозг. В этом случае рост быстроты приостанавливается, когда уровень других качеств, продолжает расти.

Чтобы этого не случилось, нужно неоднократно производить упражнения, не забывая о значительном проявлении волевых характеристик.

Физические качества необходимо развивать. Во-первых, это здоровье, прекрасный заряд бодрости на весь день, а во-вторых, хорошее эмоциональное состояние. Конечно же, стать быстрым и ловким сразу не получится, это тяжелый труд. Тренировочный процесс нельзя прерывать на долгое время. Систематизация повторяемых действий приведет к достижению желаемой цели. Главное – не останавливаться на полпути.

Источник

Физические упражнения, развивающие быстроту. Их краткая характеристика.

Для развития быстроты необходимо использовать упражнения, которые можно выполнять в максимальном темпе. Такие упражнения должны быть просты по технике исполнения, хорошо освоены, а их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу скорость их выполнения не снижалась. Для развития быстроты основными являются методы повторного, повторно-прогрессирующего и попеременного выполнения упражнений. Чаще всего скоростные возможности развиваются следующими упражнениями:

– бег на короткие дистанции из разных исходных положений, беговые упражнения на месте и в движении с максимальной частотой шагов, прыжки в длину с места, разбега, различные многоскоки;

– ведение баскетбольного мяча с изменением направления и скорости движения, перемещение парами с ведением мяча, атакующий удар в волейболе;

– прохождение лыжной дистанции на время с несколькими ускорениями, повторное прохождение отрезков в 50-150 м. на скорость, эстафеты, элементы слалома, спуски с гор;

Читайте также:  Упражнение прогулка по сказочному лесу

– проплывание отрезков до 25 м. с максимальной скоростью.

При выполнении физических упражнений быстрота складывается из 3 показателей: времени двигательной реакции, сигнал времени отдельного движения и частота движений. Скоростные способности человека относительны. Если движения разные, например бег и плавание, то можно быстро бегать, но медленно плавать. Для каждого движения быстроту надо развивать отдельно, хотя в сходных движениях имеет значение приобретенный ранее навык. Поэтому, развивая быстроту, необходимо включать в занятия упражнения для всех видов скорости. Длительность выполнения упражнений на быстроту не должна превышать 6-12 сек.

Физические упражнения, развивающие выносливость. Их краткая характеристика.

Выносливость-это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Уровень выносливости определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. К наиболее доступным средствам развития выносливости относится бег. Начинать бегать рекомендуется в медленном темпе продолжительностью от 3 до 5 минут при пульсовом режиме в пределах 120-130 уд./мин. Продолжительность бега надо постепенно увеличивать и довести ее до 10-20 минут.

Выносливость бывает скоростная и силовая. Для развития скоростной выносливости применяются: повторный бег на дистанции 60-300 м.; многократный бег на короткие отрезки; ускорение на 20-30 м. в беге на 2 км., выполняемом в умеренном темпе (6-8 ускорений); ускорение на лыжах при прохождении дистанции 5-6 км. (длина отрезков ускорения 300- 500 м.).

Для развития силовой выносливости необходимо многократно выполнять упражнения, требующие максимального напряжения мышц. К таким упражнениям относятся: лазанье по канату 3-5 раз без помощи ног; подтягивание на перекладине 8-12 раз (по 3-4 подхода); поднимание гири весом 16 кг. правой или левой рукой; поднимание штанги весом 25-35 кг. в положении лежа на спине.

Физические упражнения, развивающие гибкость. Их краткая характеристика.

Гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Определяется это качество уровнем подвижности в суставах. Принято выделять две формы подвижности: при активных и пассивных движениях. Пассивные движения осуществляются в результате воздействия извне. Они могут проводиться до полного упора или до болевых ощущений. Активные движения выполняются за счет мышечных групп, проходящих через суставы. Активная подвижность в суставах имеет наибольшее практическое значение, так как она реализуется при выполнении физических упражнений. Совершенствуя гибкость, важно обеспечить гармоническое развитие подвижности во всех суставах.

Основные средства развития гибкости – это упражнения на растягивание (махи руками и ногами, супинация и пронация конечностей, наклоны и вращательные движения туловищем, фиксация конечностей и туловища в положениях, связанных с максимальным растягиванием мышц). К упражнениям, способствующим развитию пассивной подвижности, относятся движения, выполняемые с помощью партнера и с отягощением (собственный вес занимающегося). Эти упражнения обеспечивают прирост подвижности в суставах, воздействуя непосредственно на суставную сумку, мышцы и связки, способствуют их укреплению, повышают эластичность. При развитии гибкости первостепенное значение имеет дозировка нагрузки. Выполнять движения следует до максимальной амплитуды. Непременным методическим условием является разминка, которая « разогревает» мышцы, увеличивая их растяжимость. В процессе развития гибкости необходимо не только повторять упражнения, но и постепенно увеличивать их количество и число повторений. Длительность между упражнениями должна обеспечивать повторение той же работы без уменьшения амплитуды движений. Время фазы восстановления зависит от числа повторений.

Физические упражнения, развивающие силу. Их краткая характеристика.

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.

Для развития силы следует применять упражнения, которые выполняются циклически. Первоначальная нагрузка должна быть минимальной и увеличиваться по мере достижения результатов от выполнения упражнений, как только физическое состояние позволяет справиться с большими нагрузками.

Рекомендуются следующие упражнения для развития различных групп мышц:

– с целью развития мышц ног можно использовать движение в полуприседе, приседания, бег, прыжки (с места, через скакалку, с отягощением, «пистолеты»);

– для развития мышц спины и пресса подходит подтягивание, отжимание, подъем ног и корпуса, в положении лежа, поднимание ног в висе, «уголок»;

– для развития мышц рук можно использовать отжимание, подтягивание, стойки на руках, работу со штангой и гирями.

Физические упражнения, развивающие ловкость. Их краткая характеристика.

Ловкость проявляется, как способность осваивать сложные по координации движения; как точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик заданного движения; как способность изменять двигательную деятельность сообразно меняющейся обстановке (хорошо проявляется в спортивных играх). Средства и методы развития ловкости сводятся к систематическому разучиванию новых движений и применению упражнений, предполагающих мгновенное перестраивание двигательной деятельности. Ловкость проявляется во владении своим телом или разнообразными предметами.

Подготовительная часть занятия. Из чего состоит и какие задачи решает.

Подготовительная часть направлена на начальную организацию занимающихся, функциональную и психологическую подготовку к предстоящей работе (выполняется разминка, общеразвивающие и специальные упражнения).

Основная часть занятия. Из чего состоит и какие задачи решает.

В основной части решаются задачи обучения техники различных двигательных действий, развития физических качеств, овладения основами знаний, умениями, навыками.

Заключительная часть занятия. Из чего состоит и какие задачи решает.

Заключительная часть предназначена для постепенного снижения физической нагрузки на организм занимающихся и организованного завершения урока (упражнения на растягивание, успокаивающие упражнения, уборка инвентаря).

22. Общие требования безопасности при проведении спортивных соревнований.

– соревнования проводятся с учетом возрастных норм;

– участниками могут быть только лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж. К спортивным соревнованиям не допускаются учащиеся подготовительной и специальной медицинской группы;

Читайте также:  Обязательна ли растяжка после упражнений

– правила соревнований должны строго соблюдаться всеми участниками;

участники допускаются к соревнованиям в спортивной одежде и обуви, соответствующих виду сорта, сезону и погоде;

– должна присутствовать аптечка для оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

– о каждом несчастном случае следует немедленно сообщить руководителю соревнований и администрации учреждения;

– при неисправности инвентаря и оборудования соревнования немедленно прекращаются, и об этом сообщается руководителю.

В отношении лиц, допустивших невыполнение или нарушение общих требований безопасности при проведении спортивных соревнований, проводится расследование для принятия конкретного решения.

23. Общие требования безопасности при проведении занятий в тренажёрном зале.

Занятия в тренажерном зале – прекрасное средство гиподинамии и гипокинезии. Избирательно воздействуя на определенные группы мышц, тренажеры существенно помогают уплотнить цикл занятий и сократить срок обретения нужных двигательных навыков и умений в 2-3 раза. Эффективны они в том случае, когда человеку, ведущему малоподвижный образ жизни, необходимо восстановить силы, дать нужную нагрузку обычно воздействующим мышцам. Во время занятий на тренажерах существует риск получения травм вследствие их неисправности и не правильной установки, а так же нарушения правил их использования. Общие требования безопасности при проведении занятий заключаются в следующем:

– для получения допуска к занятиям надо пройти диспансеризацию и пройти инструктаж по использованию тренажеров;

– занимающиеся должны соблюдать правила пользования тренажеров, установленные режимы занятий и отдыха;

– заниматься в тренажерном зале следует в установленной спортивной форме и обуви;

– все используемые тренажеры должны быть обеспечены инструкциями по безопасности;

– тренажерный зал должен быть обеспечен аптечкой для оказания первой медицинской помощи.

24. Общие требования безопасности при проведении самостоятельной физической тренировки.

Лучшее время для тренировок — вторая половина дня, через 2—3 ч. после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше чем через 2 ч. после приема пищи и не позднее, чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак (в это время необходимо выполнять гигиеническую гимнастику). Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего множества физических качеств, а также укреплять здоровье и повышать общую работоспособность организма. Помимо обычных упражнений, входящих в комплекс утренней гимнастики (таких, как наклоны и повороты туловища, движения руками, вращения таза и др.) в физкультминутку целесообразно включать дыхательные упражнения и упражнения для глаз. Они способствуют активизации нервной системы и повышению тонуса. Эффективно так называемое диафрагмальное дыхание (вдох начинается с выпячивания живота за счёт сокращения диафрагмы), состоящее из частых, но не глубоких вдохов и выдохов с выпячиванием и втягиванием живота. Упражнения для глаз состоят в основном из движений глазами влево-вправо, вверх-вниз и круговых движений. С целью улучшения мозгового кровообращения применяются упражнения, состоящие из наклонов и поворотов головы.

В тех случаях, когда условия не позволяют проделывать упражнения в положении стоя, их можно выполнять, не вставая из-за стола. При этом упражнения выполняются в изометрическом режиме – производится напряжение и расслабление различных мышечных групп без изменений позы. Например, вытянув ноги, попеременно или одновременно напрягать и расслаблять мышцы ног, затем рук, туловища.

25. Общие требования безопасности при организации и проведении туристских походов.

На туристской тропе могут встретиться различные трудности и даже опасности. Некоторые из них связаны с реальными природными препятствиями (перевалами, болотами, порожистыми реками). Вторые зависят от изменений погоды и носят эпизодический или сезонный характер. Третьи (наиболее многочисленные) вызываются неправильным поведением туристов. К ним относятся солнечные, химические и термические ожоги, ранения режущими и колющими предметами, оружием, отравления продуктами питания, желудочно-кишечные заболевания, потертости, опрелости, мозоли, ушибы, растяжения, вывихи, переломы, сотрясение мозга, острая сердечно-сосудистая недостаточность, обмороки, обморожения, простудные заболевания, тепловые удары, поражение электричеством, ранения дикими животными, укусы ядовитых змей и насекомых и др.

Для того чтобы туристский поход прошел благополучно и успешно, при его организации и проведении следует выполнять определенные требования безопасности:

-к походам допускаются люди, прошедшие медицинское обследование и инструктаж;

-все участники похода обязаны соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха;

-участникам похода запрещается изменять установленный маршрут движения и самовольно оставлять место расположения группы;

-в походе группу учащихся должны сопровождать двое взрослых;

-для оказания первой медицинской помощи группа должна иметь медицинскую аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств;

-о несчастном случае пострадавший или его очевидец должны немедленно сообщить руководителю туристского похода.

26. Характеристика понятия профессионально-прикладной физической подготовки.

Понятие профессионально-прикладной физической подготовки.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, призванное сформировать физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности (3, с.8).

ППФП проводится на основе разносторонней физической подготовки, достигаемой на учебных занятиях по физическому воспитанию, на тренировках в спортивных секциях. ППФП обеспечивает физическую и психологическую готовность к выполнению конкретной деятельности.

Профессионально важные качества человека в процессе трудовой деятельности в определенной степени совершенствуются сами собой. Однако эффективность этого процесса существенно повышаются, если необходимые качества развивать целенаправленно, используя для этого средства и методы физической подготовки в период, предшествующий профессиональному обучению (лучше всего) или совпадающий с ним по времени.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector