Бсп упражнения расставить знаки

9 класс. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Упражнения для этапа “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”.
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)

Данные упражнения предназначены для организации самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия и проследующего соотнесения своей работы с эталоном для самопроверки.

Скачать:

Вложение Размер
9_kl._uprazhneniya_dlya_samostoyatelnoy_raboty_s_samoproverkoy_po_etalonu.docx 36.24 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

I. Запятая или точка с запятой в БСП

1. Отметьте предложения, в которых на месте скобок можно поставить запятую.

  1. Где-то мычит корова () из чащи сада несётся заунывная песня.
  2. Валил мокрый снег () закрутилась небывалая вьюга.
  3. Дубовые кусты разрослись по скатам оврага () около родника зеленеет короткая бархатная трава () солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной серебристой влаги.
  4. Море вдали покрылось багрянцем () навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний.
  5. Зеленели дубы и островерхие пихты () вековые липы развесив свои кудрявые кроны закрывали небо.
  6. Батарейный командир уже не казался суровым () напротив он имел вид доброго гостеприимного хозяина и старшего товарища.

2. Отметьте предложения, в которых на месте скобок можно поставить точку с запятой.

  1. Веки её сжались () из-под ресниц поползла слеза.
  2. Как-то в полдень я отправился на каток один () смешавшись с толпой, я вижу, как к горе подходит Наденька, как ищет глазами меня.
  3. Хлестал дождь порывами () дико шумели голые липы в Летнем саду.
  4. Блестели воды () бежали ручьи по дорожным колеям.
  5. В пузырчатое окошко хлестал дождь () на дворе мотались акации.
  6. Прошёл вечер () наступила ночь.
  7. Вот пролетел мимо полустанок () два солдата с котомками глядели на окна поезда, и на скамье сидела в клетчатом пальтишке грустная барышня.
  8. Тем временем летний свет в небе начал тускнеть () солнце склонилось к закату, в лесу под соснами растекались прохладные сумерки, надвигалась ночь.
  9. В дверь были видны плотные полоски тучи () солнце, склонившись к закату, протянуло широкие лучи под их свинцово-мокрыми днищами.
  10. С лица генерала сразу исчезла благодушная улыбка () лицо покраснело, глаза сверкнули.
  11. Темнел вдали огромный дуб () серел на тропинке пыльный подорожник.
  12. В небе то и дело вспыхивали нити () комнату заливало трепетным пугающим светом.

ЭТАЛОН ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Отметьте предложения, в которых на месте скобок можно поставить запятую.

а) Где-то мычит корова , из чащи сада несётся заунывная песня .

б) Валил мокрый снег , закрутилась небывалая вьюга .

в) Дубовые кусты разрослись по скатам оврага , около родника зеленеет короткая бархатная трава , солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной серебристой влаги.

г) Море вдали покрылось багрянцем , навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний.

2. Вставьте знаки препинания. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска можно поставить точку с запятой.

  1. Б) Как-то в полдень я отправился на каток один ; смешавшись с толпой, я вижу, как к горе подходит Наденька, как ищет глазами меня.
  2. Ж) Вот пролетел мимо полустанок ; два солдата с котомками глядели на окна поезда, и на скамье сидела в клетчатом пальтишке грустная барышня .
  3. И) В дверь были видны плотные полоски тучи ; солнце склонившись к закату протянуло широкие лучи под их свинцово-мокрыми днищами.

II. Двоеточие в БСП

1. Вставьте нужный знак препинания. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложениях:

А. Тротуар быстро высыхал () дул тёплый западный ветер.

1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой, ставится двоеточие.

2) Первая часть БСП на время совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.

3) Вторая часть БСП дополняет, разъясняет то, о чём говорится в первой, ставится двоеточие.

4) В предложении есть указание на быструю смену событий, ставится тире.

Б. Только последний совет Владимир и исполнил () стихов он не писал.

  1. Вторая часть БСП содержит вывод, следствие того, о чём говорится в первой части, ставится тире.
  2. Вторая часть БСП раскрывает содержание первой части, ставится двоеточие.
  3. Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.
  4. Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чём говорится в первой части, ставится двоеточие.

В. Что-то в нём появилось новое () он загрубел, движения стали резче и развязнее, и он так просто рассказывал о своём участии в этой охоте.

  1. Вторая часть БСП дополняет, разъясняет содержание первой части, ставится двоеточие.
  2. Вторая часть БСП более распространена, там есть другие знаки препинания, ставится точка с запятой.

3) Вторая часть БСП указывает на вывод, следствие того, о чём говорится в первой части, ставится тире.

4) Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.

2. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении.

А. Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами.

  1. Вторая часть БСП указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
  2. Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
  3. Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.
  4. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Б. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

  1. Вторая часть БСП указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
  2. Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
  3. Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.
  4. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении.

А. Я вам скажу: это бешеный человек.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
  2. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.
  3. Вторая часть БСП противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
  4. Первая часть БСП указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.

Б. Едва войдя, я понял, что Прохор нуждается в собеседнике: на столе был нарезанный на опрятной тарелке копчёный язык и стояла бутылка.

  1. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  2. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.
  3. Первая часть БСП указывает на условие или время того, о чём говорится во второй части.
  4. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

В. Дядя за ужином был угрюм и молчалив: он собирался начать назавтра возку сена, а барометр неожиданно упал.

  1. Вторая часть БСП противопоставлена первой части.
  2. Первая часть БСП указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.
  3. Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
  4. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

ЭТАЛОН ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Вставьте нужный знак препинания. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложениях:

А. Тротуар быстро высыхал : ( потому что ) дул тёплый западный ветер.

1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой, ставится двоеточие.

Б. Только последний совет Владимир и исполнил ( а именно ) : стихов он не писал.

2) Вторая часть БСП раскрывает содержание первой части, ставится двоеточие.

В. Что-то в нём появилось новое ( а именно ) : он загрубел, движения стали резче и развязнее, и он так просто рассказывал о своём участии в этой охоте.

1) Вторая часть БСП дополняет, разъясняет содержание первой части, ставится двоеточие.

2. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении.

А. Я не мог заснуть: ( потому что ) передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами.

4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Б. Не плюй в колодец: ( потому что ) пригодится воды напиться.

4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении.

А. Я вам скажу: ( что ) это бешеный человек.

2) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.

Б. Едва войдя, я понял, что Прохор нуждается в собеседнике: ( потому что ) на столе был нарезанный на опрятной тарелке копчёный язык и стояла бутылка.

1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

В. Дядя за ужином был угрюм и молчалив: ( потому что ) он собирался начать назавтра возку сена, а барометр неожиданно упал.

4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

1. Вставьте нужный знак препинания. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

А. Посчастливится () подъедем.

  1. БСП содержит перечисление событий, ставится запятая.
  2. Вторая БСП содержит вывод, следствие того, о чём говорится в первой части, ставится тире.
  3. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части, ставится двоеточие.
  4. Первая часть БСП указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.

2. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска можно поставить тире.

  1. Пётр взглянул в окно () снег в парке был ярко-белым, не городским.
  2. Он не мог долго оставаться на одном месте () тоска его грызла.
  3. В углу залы был насыпан ворох овса () тут же на соломе повизгивали, ползали и тыкались мордами гончие щенята.
  4. Попробовал идти пешком () ноги мои подкосились.
  5. Турбин избегал попадать на такие вечера () его усаживали за карты, а он не любил проигрываться.
  6. Воздух был столичный () пахло возбуждённым газом машин и чугунной пылью трамвайных тормозов.
  7. Взятие Азова было чрезвычайно легкомысленным и опасным делом () русские накликали большую войну со всей Турецкой империей.

3. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

А. Напролом идут — волос не жалеют.

  1. В БСП есть указание на быструю смену событий.
  2. Вторая БСП противопоставлена первой части.
  3. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  4. Первая часть БСП указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.

ЭТАЛОН ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Вставьте нужный знак препинания. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

А. Посчастливится ― подъедем.

4) Первая часть БСП указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.

2. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска можно поставить тире.

4) Попробовал идти пешком ― ( но ) ноги мои подкосились.

5) Турбин избегал попадать на такие вечера ― ( поэтому ) его усаживали за карты, а он не любил проигрываться.

3. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

А. Напролом идут — волос не жалеют.

  1. Первая часть БСП указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.

Источник

Упражнения по теме “Бессоюзные сложные предложения”

Упражнение БСП1. Перепишите предложения, вставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Объясните расстановку знаков препинания.

  1. Я говорил правду мне не верили (М.Ю. Лермонтов)
  2. Проснулся пять станций убежало назад.
  3. Солнце сильно палит к вечеру соберется гроза.
  4. В первую минуту мне стало обидно они не ищут меня.
  5. Запомните ни один злой человек не бывает счастлив.
  6. Погода утихла тучи расходились снова заблестело солнышко.
  7. Хотел рисовать кисти выпадали из рук.
  8. Сзади шапкой стоял лес впереди расстилалось болото справа был пустырь.
  9. Кукушка закуковала пора сеять лён.
  10. Я выглянул из окна и увидел всё небо заволокло тучами.
  11. Мороз не страшен воздух сухой ветра нет.
  12. Щёлкни кобылу в нос она махнёт хвостом (Козьма Прутков)

Упражнение БСП2. Перепишите предложения, вставляя буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы.

  1. Нач..ло смеркат..ся между тем Владимир углублялся в чащу деревьев движением и усталостию стараясь заглушать душевную скорбь.
  2. Он шёл не разб..рая дороги сучья (по)минутно задевали и царапали его нога его врея(от)времени вязла в болоте он (н..)чего (н..)замечал.
  3. Наконец достиг он маленькой лощины со всех сторон окружё..ой лесом руч..ёк изв..вался около деревьев (полу)обнажё..ых осенью.
  4. Владимир ост..новился сел на холодный дёрн и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его.
  5. Вражда с Троекуровым пр..дв..щала ему новые (н..)счастия бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки в таком случае нищ..та ож..дала его.
  6. Кирила Петрович (н..)чего (н..)отвечал велел вытащить медведя и снять с него шкуру потом обратясь к своим людям сказал «Каков молодец! не струсил ей-богу не струсил».
  7. Воображение её было пораже..о она вид..ла мёртвого медведя и Дефоржа спокойно стоящего над ним и спокойно с нею ра..говаривающего.
  8. Нач..лась обедня домашние певчие пели Кирила Петрович сам подтяг..вал молился (н..)смотря н.. (на)прав.. н.. (на)лев.. и с гордым см..рением покл..нился в землю когда д..якон гром..гласно упом..нул ” и о зиждителе храма сего .
  9. Соседи рады были уг..ждать малейшим его прихотям губернские чиновники тр..п..тали при его имени Кирила Петрович пр..н..мал знаки подобострастия как надлежащую дань дом его всегда был полон гостями готовыми тешить его барскую праз..ность ра..деляя шумные а и..огда и буйные его увес..ления.
  10. Луна с..яла июльская ночь была тиха (из)редк.. подымался ветерок и лёгкий ш..рох пробегал по всему саду.

Упражнение БСП3. Из простых предложений составьте три бессоюзных сложных предложения, используя различные средства связи. Смысл задания – в расстановке знаков препинания при перемене последовательности частей.

1) Ударил ночью первый морозец с ветерком.
2) После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.
3) Всё вокруг побелело.

Упражнение БСП4. Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки обозначая грамматические основы. Составьте схемы предложений.

1) Голос его звучал тихо но твёрдо глаза бл..стели упрямо. (М. Горький)

2) Избы и дворы опустели все ушли на огороды к..пать к..ртофель. (К. Паустовский)

3) Стояла она долго устали ноги и глаза. (М. Горький)

4) Ра..п..хнули окна запах сос..н вступил в в..ранду. (В. Кочетов)

5) Целый день на небе солнышко с..яет целый день мне душу злая грусть т..рзает. (А. Кольцов)

6) Вот мои условия вы ныне(же) публично откаж..тесь от своей кл..в..ты и буд..те просить у меня изв..нения. (М. Лермонтов)

Упражнение БСП5. Спишите, вставляя буквы и знаки препинания и обозначая грамматические основы предложений. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее в каждом примере.

1) Острый язык дарование дли..ый язык нак..зание.

2) Родное место мать родная а чужбина мач..ха.

3) Терпение одно из жизне..ых сокров..щ.

4) С м..л..дыми пос..деть самому пом..л..деть.

5) Для кого труд радость для того жизнь счастье.

6) Чужой человек в доме колокол.

7) Один в поле н.. воин.

8) Доброе начало половина дела.

9) Привычка вторая натура.

10) Голова без знаний как фонарь без свечи.

11) Не исправить ошибку совершить новую.

12) Дружба с хорошим человеком лу..ый свет дружба с плохим змеи..ый яд.

13) (На)скоро делать переделывать.

14) У лжи ноги коротки.

15) Ум одежда которая н..когда не износит..ся.

16) Знание родник который н..когда н.. исчерпаешь. (Пословицы)


Упражнение БСП6.
Выпишите сложные предложения, в состав которых входят простые односоставные предложения. Определите вид односоставных предложений.

Из(за) ветра из(за) в..юги опустели все пути не пр..дут к тебе подруги вместе вечер прове..ти. (М. Исаковский)

С..яло небо надо мной шумели листья птиц.. пели. (И. Тургенев)

Голос его звучал тихо но твёрдо глаза бл..стели упрямо. (М. Горький)

Целый день на небе солнышко с..яет целый день мне душу злая грусть т..рзает. (А. Кольцов)

Мать широко улыбнулась ей было пр..ятно слышать восторже..ые похвалы мальчика. (М. Горький)

Я знаю в вашем сер..це есть и гордость и прямая честь. (А. Пушкин)

К сукнам холстам и домашним материям страшно было пр..тронуться они обр.щались в пыль. (Н. Гоголь)

Я взглянул в окно на безоблач..ном небе ра..г..рались звёзды. (М. Горький)

За двумя зайцами погон..ш..ся н.. одного н.. поймаешь. (Пословица)

Прошла неделя другая вдруг в..езжает ко мне на двор к..ляска. (А. Пушкин)

Н.. сули журавля в небе дай с..ницу в руки. (Пословица)

Ты запела песню светлую к..л..кольчики звенят! (Л. Ошанин)

Ехал сюда рож.. только нач..нала цвести. (М. Пришвин)

Упражнение БСП7. Спишите, вставляя буквы, знаки препинания и обозначая грамматические основы. Объясните постановку знаков препинания внутри частей сложного предложения исходя из смысловых отношений между частями. Проведите синтаксический разбор одного бессоюзного предложения (на выбор).

1) Дома Фому встрет..ли торжестве..о отец подарил мальчику серебря..ную ложку с затейл..вым венз..лем а тётка шарф собстве..ого в..зания. (М. Горький)

2) Лесная лужайка вся насыще..а холодной росой нас..комые спят многие цветы ещё не ра..крыли венч..ков. (М. Пришвин)

3) Ругат..ся будут не бойся. (Ф. Гладков)

4) Он гость я хозя..н. (Э. Багрицкий)

5) Метель не ут..хала небо не прояснялось. (А. Пушкин)

6) Двери окна отворе..ы настеж.. в саду не ш..лохнёт..ся лист. (И. Гончаров)

7) Взгляни мой друг по небу голубому как лёгкий дым несут..ся обл..ка. (В. Красов)

8) Наступила тишина природа словно подозрительно пр..слушивалась. (В. Вересаев)

9) Я с детства не любил овал я с детства угол р..совал. (П. Коган)

Упражнение БСП8. Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Какой вариант предложений чаще используется в пословицах?

1) Все крыльями маш..т но не все летают.

2) Когда птицы пр..умолкли то жди грома.

3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне ож..дается холодное лето.

4) Когда стал распускат..ся лесной дуб можно нач..нать купат..ся.

5) Если не поклониш..ся до земли грибка не подним..шь.

6) Если зат..нулись дожди груздя не жди.

Упражнение БСП9. Перепишите предложения, объясните постановку знаков препинания.

1. Человек должен верить что непонятное можно понять иначе он не стал бы размышлять о нём. (И. Гёте)

2. Великий человек является начинателем потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (Г. Плеханов)

3. Вольтер сказал справедливо что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам но что всю жизнь надобно учиться своему природному. (Н. Карамзин)

4. Берегись всего того что не одобряется твоей совестью. (Л. Толстой)

Упражнение БСП10. Перепишите предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы. Объясните постановку знаков препинания.

1) Я воспитан природой суровой мне довольно заметить у ног одуванчика шарик пуховый подорожника твердый клинок (Заболоцкий).

2) Снуют пунцовые стрекозы летят шмели во все концы колхозницы смеются с возу проходят с косами косцы (Пастернак).

3) Ещё заря не встала над селом ещё лежат в саду десятки те́ней еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений (Заболоцкий).

4) После дождя на минутку выглядывало солнце обливая радостным сверканием облитую дождем молодую ещё нежную зелень сиреней сплошь наполнявших мой палисадник громче становился задорный крик воробьёв на рыхлых огородных грядках сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя (Куприн).

5) Меркнут знаки зодиака над постройками села спит животное Собака дремлет рыба Камбала (Заболоцкий).

6) Лук царевич опустил смотрит коршун в море тонет и не птичьим криком стонет (Пушкин).

Упражнение БСП11. Перепишите предложения, составьте схемы. Определите смысловые отношения между частями предложения.

1) Я поднял глаза на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами настоящая русалка (Лермонтов).

2) Коля смутился весь этот допрос был ему неприятен тягостен (Куприн).

3) Я закрываю глаза и тогда вижу вот я отворяю калитку вхожу в сад.

4) Только днём в саду было тихо беспокойные птицы улетали на юг.

5) Вы видите первый луч упал на каменную ограду нагрел её и от неё поднимается пар (Паустовский).

Упражнение БСП12. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания.

1) Ветер подул с юга будет дождь (Горький).

2) Его глаза никогда не смотрят просто они все высматривают да подсматривают (Тургенев).

3) Засыпая вздрагивают вершины деревьев на землю сыплются капли дождя (Горький).

4) Столыпин постоял-постоял попробовал окликнуть друга тронул за плечо ответа не было (Антокольский).

5) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой сон сразу прошёл (Паустовский).

6) Пришло лето он сверх ожидания остался в Петербурге (Достоевский).

7) Спесивому кланяться он пуще чванится (пословица).

Источник

Читайте также:  Упражнения для восстановления колена pride team
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector