Ботмеровская гимнастика комплекс упражнений

Ботмеровская гимнастика комплекс упражнений

БОТМЕРОВСКАЯ ГИМНАСТИКА

В первой половине прошлого века баварский военнослужащий, Фридрих фон Ботмер, создал новое направление физической деятельности, гармонично сочетающее гимна-стику и искусство. Комплекс физических упражнений, разработанный Ботмером, не просто должен был тренировать тело, но развивать личность. Став педагогом в валь-дорфской школе, Ботмер обнаружил, что физическое воспитание детей находится не на должном уровне. Обычные физические упражнения, тренирующие мышцы, не давали ожидаемого эффекта и довольно часто приводили к телесным зажимам. Понадобилось немало времени, проб и ошибок, прежде чем было сформировано то, что было названо впоследствии ботмеровской гимнастикой. В настоящее время ботмеровскую гимнастику используют не только в воспитании детей, но и в оздоровительной практике, в обу-чающей программе актеров, для различных психологических тренингов.

Тело человека постоянно подвержено воздействию окружающего мира. Физические за-коны притяжения, силы тяжести, ускорения незаметно создают нам рамки, давящие не только на тело, но и на образ мыслей. С другой стороны, эти силы вызывают в нас противостояние. Взаимодействие внешних и внутренних сил влияет на развитие лич-ности. Фридрих фон Ботмер создал гимнастическую систему, способную вылепить из «пластилина» наших физических и психологических возможностей крепкое, красивое и устойчивое здание-личность, органично вписывающееся в окружающий мир и эффек-тивно с ним взаимодействующее. Занимаясь ботмеровской гимнастикой, человек не просто механически выполняет заданные физические упражнения, думая в этот момент о чем-то другом, а создает телом пространственно-объемные фигуры, осмысливая их. Он как-бы становится архитектором своего тела, души и жизни. Ботмеровская гимнас-тика в полной мере способствует формированию по-настоящему свободного, раскре-пощенного, целеустремленного и творческого человека.

Ботмеровcкая гимнастика учитывает возраст ребенка и художественно, гармонично раз-вивает его тело, вкус и таланты. Каждое упражнение здесь должно быть физически и интеллектуально доступно, осмысленно, и соответствовать возрасту ребенка. Учиты-вается не только возраст, но и индивидуальные особенности детей, чтобы где-то укре-пить слабое, безвольное, а зажатое, наоборот, освободить и раскрыть.

ОСНОВЫ БОТМЕРОВСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Занятия гимнастикой начинаются для детей с 9-ти лет. На протяжении двух лет дети водят хороводы под ритмично читаемый текст. Это помогает почувствовать ребенку, что он является частью целого. Также ребенок учится ответственности – «натягивая круг», ребенок понимает, что если отпустит руку, нарушит равновесие всего хоровода.

Тексты для хороводов – это неиссякаемый источник образов и сюжетов, к которым дети этого возраста очень тяготеют. Главное – дать им свободу, позволять двигаться под ритмические строки так, как комфортно, как подсказывает воображение. Ведь в 9 лет дети учятся чувствовать себя в пространстве, пытаются связывать свои внутренние переживания со своими движениями. Здесь тренер – сам ребенок, ищущий путь своего развития. В этом возрасте дети выполняют пространственно направленные движения (высота – ширина, закрыть – открыть) в знакомых образах (дом, окно, колонна).

К 11-ти годам дети пытаются вписывать свое тело в геометрические фигуры, чере-довать ритмические упражнения с пространственными движениями. В этом возрасте они получают навык держать равновесие, ощущать тонус и напряжение, чувствовать движение. Переходы от быстрого кружения к покою, бег по кругу с резкими поворотами в направлении. В 11 лет дети уже умеют держать свой внутренний ритм независимо от ритма внешнего. В этом им помогают игры с легкостью и тяжестью, шириной и высотой, дающие ощущение радости движения, легкости в теле.

Читайте также:  Лечебная гимнастика для исправления осанки какие упражнения

В 12 лет начинается фаза активного роста. В этот период дети осмысленно вписывают свое тело в новый масштаб пространства. Они выходят из своего «дома». Здесь на помощь приходит выполнение упражнения «треугольник», помогающее наладить связь между верхним (головой) и нижним (система обмена веществ) полюсами растущего ор-ганизма. По мнению Ботмера, «треугольник» поможет детям, «придавленным к земле», вытянуться, а «парящим высоко» опуститься на землю. Это и дает гармонию в возрасте 12–13 лет.

Сравнивая в эти годы различные фигуры, ребята «завоевывают» новую, трехмерную реальность – пирамиду. Точные и согласованные движения в группе учат детей по-рядку.

В этот период к тренировкам подключают гимнастическую палку для более ощутимого создания своим телом определенной формы. Она тренирует сознание детей на взаимо-действие тела и предмета. Использование палки также помогает ощутить невидимое пространство за спиной. Чтобы поймать палку позади себя, дети учатся концентри-роваться, наблюдать, спокойно ждать и терпеть.

С 13-ти лет дети во время занятий получают новую возможность – собраться в прыжке в одну точку. Это происходит благодаря увеличению в этом возрасте мышечной массы и силы. Чередующиеся напряжение и расслабление приводит их организм в собранное состояние.

В период пубертата (полового созревания) появляется ощущение дисгармонии телес-ных пропорций, неуравновешенность душевной жизни. Теряется детская грация, нужно учиться управлять своим телом в новых условиях. Ботмеровская гимнастика помогает подросткам раскрыться, прийти в равновесие с собой и миром, научиться управлять новой необузданной силой, эмоциями.

К возрасту 16–17-ти лет движение вперед приобретает цель. И занятия ботмеровской гимнастикой помогают эффективно и осмысленно добиваться поставленных целей (упражнения «Шаг к цели», «Копье», «Диск», «Движение к цели»). Такие упражнения, как «Вихрь», «Весы», «Растущая высота» помогают юным людям научиться собирать свою волю, направлять ее, противостоять стихиям тела и эмоций, падать, сохраняя равно-весие.

Далее в гимнастике молодые люди двигаются с более творческим подходом, создают в пространстве сложные, фантазийные фигуры, чтобы по-новому почувствовать возмож-ности своего тела и гармонию окружающего мира.

Источник

Ботмеровская гимнастика

Незадолго до смерти граф Ботмер начал работу над книгой, где сообщалось: «высота, ширина и глубина – это не только направления, это качества.
Показать полностью. И поворот – это не только изменение направления – metanoeite (греч.), поверни смысл своей жизни, свои чувства к Богу (покайся); всякое направление имеет некую цель. Все эти вещи живут в моральном мировом порядке и почти невозможно писать про гимнастику и ещё меньше делать её без выхода в область морального. Ведь уже «anthropos» (греч. – «выпрямившийся»), есть моральное мировое явление».

Ботмеровская гимнастика культивирует отношения тела человека с пространством вокруг него, помогает выстраивать пространство внутри себя и находить равновесие.
Ботмер начальной и конечной точкой всех упражнений выделил прямостояние человека, поскольку это «нулевая точка», в которой пространственные силы пребывают в равновесии.
Ботмер считал, что любые перемещения в пространстве есть также явления морального порядка (человек, двигаясь, воздействует на пространство, и оно в ответ воздействует на него), и сами пространственные направления переживаются человеком как моральные качества: так, действия силы тяжести переживаются человеком как усталость; легкость, устремление вверх — как повышение жизненного тонуса, бодрость, воодушевление.

Духовный образ человека можно выстраивать и посредством физических упражнений.
Пространственные силы, действующие на человека всю жизнь, начиная от зачатия, распределяются по осям: по вертикали на человека действует гравитация (сила тяжести), которой он противодействует , стремясь выпрямиться, преодолевая тяжесть лёгкостью (левитацией).
В горизонтальной плоскости на человека действуют силы сжатия и расширения; их наибольшее влияние приходится на область грудной клетки.
В направлении «взад – вперёд» действуют силы устремления и сдерживания: «вперёд» направлены устремления человеческой воли, (аспект будущего); позади человека – свершённое, опыт (аспект прошлого).
Когда человек выстраивает в пространстве линии и фигуры, находящиеся в определенном соотношении с направлениями сил, они обратно воздействуют на него, и в результате тело человека расправляется в направлении этих сил; он входит в резонанс с пространством и погружается в состояние гармонии.

Читайте также:  Упражнения для сердечно сосудистых больных

В Ботмеровской гимнастике, имеющей дело с архитектурой тела, пространственные направления неосознанно переживаются человеком как моральные качества.

И если архитектура — это застывшая музыка, то Ботмеровская гимнастика — это ожившая музыка, архитектура, которая поет, воссоединяя нас с Космосом.
В ней учтено и то, что человек — существо, находящееся в непрерывном становлении. Поэтому Ботмеровская гимнастика имеет перед собой две основных задачи.
Первая — физическое воспитание в соответствии с возрастными особенностями развития. Упражнения должны быть адекватны сознанию, восприятию и физическим возможностям, а также поддерживать процессы становления психической и физической организации.
Вторая – художественное развитие человеческого тела. Гимнастика не должна быть дрессурой тела или просто усвоением неких навыков, она должна воспитывать человека, его художественный вкус, его чувства.
Упражнения для взрослых связаны со свободным осмысленным обращением с телом. Они образуют в пространстве линию и фигуры, и творит их человек. Это сознательное построение пространственных форм, осознанное взаимодействие человека с пространственными силами.
В то время, как человек выстраивает пространственный образ и встраивается в него своим телом, происходит обратное воздействие пространственных сил на человека, в результате чего тело его расправляется в направлении сил и приходит в гармонию с ними.

Это дает возможность использовать упражнения ботмеровской гимнастики в качестве тренинга для актёров, для развития чувств равновесия и движения, при различных нарушениях осанки и в других оздоровительных и лечебных целях.

Источник

Гимнастики Ботмера

Автор: Гонтарук Оксана Дмитриевна
учитель мировой литературы и иностранного языка
Крушиновская общеобразовательная школа І-ІІ ст.

Описание: данный материал будет полезен педагогам для занятий со школьниками, которые имеют отклонения в состоянии здоровья в зависимости от возрастной категории.
Цель: развивать учеников всесторонне, постоянно расширяя их двигательный потенциал; совершенствовать мышечное чувство, координацию движений и активизировать жизненный тонус.

Важным фактором, способным существенно повысить оздоровительную результативность занятий физическими упражнениями и одновременно способствовать гармоничному развитию личности, является подход к обучению, как к продуктивной творческой деятельности.
Одним из способов этого является введение в программу занятий со школьниками, которые имеют отклонения в состоянии здоровья, элементов Ботмеривской гимнастики, для которой характерны упорядоченные движения, которые соотносятся с различными степенями развития ребенка.

Ботмеривская гимнастика основывается на духовно научном (Антропософском) образе человека. Человек — это не только видимое тело, но и душа и дух, которые живут в нем.

Значение Ботмеривской гимнастики дня жизни человека.
Ботмеривская гимнастика — это свободное осмысленное обращение с телом. Она была и остается самобытным искусством, доступным и взрослым, и детям. Это влияние пространственных сил на человеческое тело дает возможность использовать упражнения Ботмеривской гимнастики для развития чувства равновесия и движения, при различных нарушениях осанки и с другой оздоровительной и лечебной целью.
Человек строит в пространстве линии и фигуры, в то же время происходит обратное влияние пространственных сил на человека, в результате чего тело направляется в направлении этих сил и гармонирует с ними.
Гимнастика Ботмера — это помощь в формировании художественного вкуса. Созданные и описанные Ботмером упражнения применяют не только в педагогической деятельности, но и в терапевтической работе с детьми и взрослыми, в художественном творчестве. Полны гармонией движения развивают мышление и повышают внутреннюю культуру личности.
Так что Ботмеривская гимнастика является видом движения, использует силы пространства. Тот человек, который занимается ею, учится расширять свои физические, психические и духовные границы, получая постепенный опыт развития движения в пространстве и возможность сознательно исследовать пространство.
Во время выполнения упражнений комплекса Ботмеривской гимнастики человеческое тело воспроизводит игру сил «идеального» человека, находящегося в безграничном пространстве, и все больше врастает в идеальный образ, направляет и формирует себя в соответствии с ним.
Из-за переживаний и оперирования с пространственными силами ученики учатся развивать свои телесные и духовные движения и, таким образом, открывают в себе новые перспективы в личной и профессиональной деятельности.
Упражнения побуждают школьников фантазировать, получать удовольствие от выполнения движений, стремясь, чтобы они не превращались в узконаправленную физическую деятельность. Физическая культура превращается в настоящее воспитательное средство. Занятия Ботмеривской гимнастикой связывают между собой процессы формирования тела с пробуждением сознания, воспитывают волевую инициативу.

Читайте также:  Изометрические упражнения при поясничном остеохондрозе

Источник

Ботмеровская гимнастика (видео)


Но тут уже и спина и вообще сама распустеха, надо браться за ум, или за тело.

Занятия ведет очень приятный человек, с юмором и без напряга. Группа небольшая, народ моего возраста и старше. мне даже кажется, что они все старше, но не знаю.

Сначала игра с мячом, потом растяжка в парах, потом сами упражнения, вроде простые упражнения, но поди ж ты их сделай еще. сейчас вам покажу видео.

В голубом это мой тренер

Вот мы почти все упражнения от сюдаделали, только не скакали все в один ряд. а вот с палочкой, которое хорошо делает девушка в зеленой футболке у меня не получается

А это семинар по ботмеровской гимнастике, там их учат преподавать. Вот девушка, к нам ближе всего в зеленой кофточке ведет ботмеровскую гимнастику у нас в Турмалине

Применение комплекса упражнений по ботмеровской методике способствует повышению уровня физической подготовленности школьников и силой воображения создает образ «идеального человека». Во время выполнения упражнений комплекса ботмеровской гимнастики ограниченной человеческое тело воссоздает игру сил этого воображаемого человека, находящегося в безграничном пространстве, и все больше врастает в идеальный образ, расправляет и оформляет себя в соответствии и ним.

мои ощущения после гимнастики — радость от движения, от тех двиэжений, которых обычно в моей жизни не бывает, потом конечно разболелась спина, потом захотелось сильно есть, и спать, спать хотелось категорически сильно, но когда я уже своих уложила, то и сама перехотела . надо было раньше.
Вообще очень приятное ощущение в теле и на душе, какое-то расслабление после долгого психического напряжения. такой был чудесный вечер, по настроению. Вот собираюсь еще.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector