Боковой сигматизм дыхательные упражнения

Проект «Современные методы коррекции бокового сигматизма»

Любовь Растокина
Проект «Современные методы коррекции бокового сигматизма»

Ход работы:

I. Подготовительный этап

С целью уточнения этиопатогенетического механизма бокового сигматизма мною было обследовано 20 детей. Большинство (13) детей имели боковой сигматизм свистящих и шипящих, трое – боковой сигматизм свистящих, двое – латерально произносили шипящие, еще двое при латеральных шипящих произносили межзубносвистящие. В речевом развитии (Приложение №1 в презентации) и в речевом дыхании (Приложение № 2 в презентации). Наблюдалась минимальная церебральная дисфункция (Приложение № 3 в презентации).

Артикуляционная гимнастика и массаж для снятия гиперсаливации и спастичности:

– жевание и глотание с закрытым ртом.

– упражнение йогов. Вращение языком в преддверии открытого рта,сглатывание слюны.

– статистические упражнения. Широкое открывание и закрывание рта, язык на дне ротовой полости (в течение 3-5 сек. ,затем 5-10 сек.).

– упражнение «Толстячок-худышка» (при сомкнутых губах).

– надувание и втягивание щек: одновременное, попеременное (4-5 раз).

– упражнение «Усики».Удерживание губами: полоски бумаги, шпателя, трубочки для коктейля разных размеров, ёмкостей разных диаметров.

– упражнение «Сушим язычок». Всасывание воздуха в себя через «трубочку» из языка.

– упражнение «Мёд или хлебный шарик» (глотание капелек меда или хлебных шариков, положенных на кончик языка).

– упражнение «Жевание и глотание твердой пищи» сушки,сухаря.

Массаж:вращательные движения против часовой стрелки, до 6-8 сек, не вызывающие дискомфорт, при помощи зонда «грабли» или указательного или среднего пальца.Точечный массаж: в углублениях под языком, в двух точках одновременно,

– легкая вибрация под подбородком указательным пальцем(5 сек)в области подчелюстной ямки.

-круговые движения указательными пальцами почасовой стрелке по точкам под козелками ушей в течение 5 мин. (по 2.5 мин-рот открыт-закрыт) и 5 мин. против часовой стрелки.

Массаж мягкого нёба: поглаживание и разминание пальцемтвердого и мягкого нёба по средней линии от верхних резцов до увуля,для получения выраженного глоточного рефлекса.

– упражнение «Твёрдая атака»: произношение по 3 раза гласных А;Э;У;аэ;эа;аи;эи;аэи;

Особенно на начальных этапах необходимо использовать логопедический массаж (см. Приложение № 1)

При гиперкинезе необходимо расслаблять спастическую часть языка поглаживаниями и укреплять паретичную часть с помощью глубоких разминаний и вибрации.

Коррекция бокового сигматизматребует уделять основное внимание отработке элементов артикуляционной установки: укреплению боковых краёв языка и воспитанию нормального направления струи выдыхаемого воздуха.

Для коррекции боковогосигматизмаэффективен следующий комплекс упражнений:

I. Упражнения для развития движений мышц лица и губ.

Пропевание песенок»: б-б-б-б – перебор указательным пальцем губ; «облизывание губ»: обведение губ указательным пальцем – при широко открытом рте; при губах в форме трубочки, в улыбке; покусывание,почесывание губ (нижней губы-верхними зубами и наоборот); медленное открывание и закрывание рта; «Улыбка-оскал-трубочка»; поднимание верхней губы,опускание нижней: статически и динамически (одновременно,поочередно); «Толстушки-худышки»: надувание и втягивание щек (одновременно,поочередно); «Имитация звука паровоза», произнесение звука [п] при выходе воздуха через сжатые губы.

II. Упражнения, направленные на расширение, распластывание языка.

«Дождик» шлепать по языку губами-па-па. ;зубами та-та; «Печем блины» просовывание плоского языка в узкую щель между передними зубами;«Покусывание языка зубами» вперед (кончика, середины, спинки,боковыми зубами боковых краёв языка (одновременно,рот открыт с пропеванием: и-и, ей-ей; поочередно с закрытым ртом, начало и конец на паретичной стороне)

III.Задания на закрепление боковых краев языка. При выполнении упражнений необходимагиперкоррекция пораженной стороны и т. д.

IV.Приёмы выработки силы и четкой направленности выдыхаемой струи воздуха по середине языка.

Далее действуем избирательно, в зависимости от диагноза (боковой,межзубно-боковой сигматизм,множественнаялатеральность) и индивидуального плана работы. Я использую следующие комплексы гимнастики для различных видов боковогосигматизма:

Читайте также:  Упражнения формирующие чувство музыкального размера или метра

I. Упражнения для расширения, распластывания языка.

II.Упражнения для укрепления боковых краев языка:

При одностороннем боковом сигматизмеупр-я I и II групп следует выполнять с гиперкоррекцией на более слабой стороне (начиная и заканчивая с неё, используя большее количество повторений).

III.Упражнения для выработки резкой центрированной воздушной струи (выполняются при широком, распластанном языке, достигающем боковых зубов).

При боковомсигматизме коррекцию следует начинать со свистящих звуков. Отработка артикуляционной установки звука [с] способствует укреплению боковых краёв языка и воспитанию центрированной выдыхаемой воздушной струи, поэтому постановка других звуков не вызовет значительных затруднений.

При постановке и закреплении изолированного произношения полученного звука в звукоподражаниях рационально использовать опоруна схему или положение кисти.

Традиционная методика предлагает начинать автоматизацию фрикативных согласных с введения в открытые слоги, Сизова Э. Я. рекомендует начинать автоматизацию звуков с обратного слога, следуя методике «Минимальной смены артикуляционных поз». Однако при устранении бокового сигматизма свистящих, Сизова Э. Я предлагает на начальных этапах коррекции включать звук [c] в стечение с глухим смычным [т]. Звук [т] обеспечивает статичность артикуляционного уклада (постоянство положения передней части языка). При присоединении гласных к стечению [ст]следует осуществлять в порядке отодвигания кончика языка от нижних зубов: [э] – [ы] – [а]-[о]-[у].

Включение полученных сочетаний звуков в слова и короткие фразы необходимо проводить в строгой последовательности:

– сначала в ударных слогах (стелла, стыдно, стадо, стон, стук)

-затем в безударном положении (станок)

-далее закрепление [ст]между двумя гласными : эсты, асты, усты; аста, эста и т. д.

– в словах (ласты, паста, выставка)

– во фразах («около моста густые кусты», «на столе стоят пустые стаканы»

– в адаптированных текстах известных сказок с включением картинок

-аналогичное закрепление в словах с сочетаниями: [ска]-[ско]-[ску], при необходимости с другими сочетаниями (если артикуляция [c] остаётся недостаточно четкой)\

Далее автоматизация [c]в конце слова после главной : [ас]- класс,[ос]- нос,[ис]- низ,[ус]-укус и т. д.

Только после этого автоматизация звука [c] в открытых слогах (сы-са-со-су)

В строгой последовательности: односложное слово (сын, в начале двухсложного слова в ударном слоге (сы’ты, в начале двухсложного слова в безударном положении (сынок, в конце слова в безударном положении (косы, в середине слова (посылка, в словах любой слоговой структуры, в речевом материале, насыщенном [c] в разных вариантах произношения.

При абсолютной коррекции звука [c] – правильно произносятся слова со стечением [сл].

Комплекс используемых упражнений при коррекции боковогосигматизма шипящих.

I.Упражнения для губ. Зубы сомкнуты губы вытянуты вперёд, как при звукео. Углы губ не соприкасаются. Губы не закрывают зубы, расслабить губы несколько раз, не слишком вытягивая их вперед.

II.1. «Пожуём блинчик»– жевание боковыми зубами краёв языка с поднятым кончиком поочерёдное, одновременное.

2. «Покусаем блинчик»– закусывание боковыми зубами одного края языка, затем другого (с гиперкоррекцией «слабой» стороны)

3. «Незваный гость» Выталкивание спички, положенной на верхушки нижних коренных зубов языком.

4. Переворачивание языком во рту сухих горошин.

5. «Киска спит-проснулась» удерживание по 10 сек. Язык попеременно «лежит» за нижними зубами-«стоит»-спинка языка выгнута вверх 10раз

6. «Почеши спинку»-губы в улыбке, зубы видны, рот открыт, кончик языка за нижними резцами,выгибание спинки языка: поглаживание, покусывание её верхними зубами (до следов зубов)

7. «Обезьянка поёт» Одновременноепокусывание боковых краёв языка за нижними зубами,пропевание: и-и-и, ей-ей-ей

8. «Обезьянка жуёт» с одной стороны 2 раза, затем язык на средней линии, с другой стороны 1 раз-затем язык снова расположить по средней линии и т. д. прибавляя по одому разу с каждой стороны.

9. «Белка машет хвостом»– широкий язык тянуть к носу – к подбородку.

10. «Белка прячет орешки» кончик языка от угла рта двигается по щеке от угла рта к уху

Читайте также:  Упражнения для развития отдельных групп мышц

11. «Пчелы кусаются» Рот открыт, губы в улыбке,покусывание язычка от кончика до середины к задней части языка и обратно так, чтобы оставались «дорожки» от зубов. Затем покусывание боковых краёв языка с поднятым вверх кончиком (расслабление языка, укрепление боковых краёв)

12. «Орешки в тележке» Язык в форме «чашки» «едет» боковыми краями по верхним боковым зубам в ротовую полость.

13. «Лифт» Язык в форме «чашки» направляется от нижних к верхним боковым зубам и обратно.

14. «Киска лакает молочко» Облизывание верхней губы широким языком вверх-вниз, из стороны в сторону.

15. «Слизывание мёда широким языком с нижней поверхности ложки.

16. «Белка щелкает большие орешки» Плотное прижатие и «отрывание» широкого языка от верхней губы вниз назад.

17. «Белка щелкает орешки» «отрывание» с щелканьем языка, спрятанного под верхнюю губу вниз назад.

18. «Балалайка» Быстрое, механическое «сбивание» провисающей стороны языка (обычно применяют при постановке звука [р])

IV. Выработка направленной по средней линии языка длительной струи выдыхаемого воздуха достаточной силы. Выполняется при широком, распластанном языке.

1.«Волшебный пузырек»– дуть в пузырек, щеки попеременно напряжены и расслаблены.

2.«Собачка» – дуть на плоский высунутый язык, свободно лежащий на губе (зубы разомкнуты, губы сближены и улыбаются) контроль на тыльную сторону кисти, полоску бумаги, ватку.

3.«Лента вьется на ветру» – слабо дуть на длинную полоску кальки, помещенной вдоль средней линии широкого, лежащего на нижней губе языка.

4.«Лодочка»боковые края языка подняты, по средней линии языка – продольная впадина

5.«Подводная лодка» а) надувание воздухом «подводной лодки»б) сдувание «подводной лодки» (контроль воздушной струи на палец).

6.«Подводная лодка плывет»боковые края языка по верхним боковым зубам вне полости рта – в полость рта.

7.«Поющая дудочка» – дутье по средней щели широкого распластанного между губами языка, боковые края которого прилегают к уголкам рта.

8.«Фокус» – губы в улыбке, рот приоткрыт, широкий передний край языка лежит на верхней губе так, что боковые края прижаты, а посередине – желобок, при правильном выполнении выдыхаемая воздушная струя сдует ватку с кончика носа вверх.

9.«Фокус-покус» как «Фокус» + язык в форме чашки, видны нижние зубы (см. Приложение №3)

Успешно используемая нетрадиционная форма работы-совместная коррекционная деятельность с родителями. Два раза в месяц для родителей проводится мастер-класс. В ходе занятия участвуют 5-7 родителей (см. Приложение №4)

Использование данной системы работы при коррекции боковогосигматизма обеспечивает наибольшую эффективность и результативность.

Источник

Как правильно подготовиться к постановке звука С?


Здравствуйте, дорогие мои читатели и подписчики блога!
Сегодня хочу рассказать о том, как происходит подготовка к постановке звука С. Этот звук ставится, в принципе, очень легко, если нет дизартрии и межзубного сигматизма. Можно даже поставить по подражанию. Надо показать ребенку, как широкий язычок упирается в нижние зубы и при этом улыбаться. Это артикуляционный уклад звука. Но если есть аденоиды, проблемы с прикусом и нарушение иннервации, то придется повозиться и попотеть.

Возможные трудности

Безусловно, проблема в том, что воздушная струя должна проходить точно по центру язычка, а середина совпадать с серединой зубных рядов. Даже отклонение в какую-нибудь сторону искажает звучание:

  • вверх — шепелявость, замена на Ш
  • вниз — сильное выпячивание спинки, патализация, в итоге смягчение, замена на СЬ
  • вправо-влево — боковой сигматизм
  • между зубов — межзубный сигматизм
  • призубный — часто бывает при изучении английского языка, похоже на звук th

Все эти патологические рефлексы образуются не просто так, а из-за того, что есть проблемы какая-то патология, либо в строении речевого аппарата либо его иннервации. Поэтому очень важно понять причину дефекта, а только потом начинать ставить звук всеми доступными и известными способами. Нельзя ставить звук, если язык узкий, напряженный, а воздушная струя растекается в щеки. Поэтому надо обязательно сочетать как минимум артикуляционную гимнастику с дыхательной и логопедическим массажем.

Читайте также:  Лучшие упражнения при аденоме простаты

Упражнения для постановки звука С

Гимнастика для подготовки органов речи к постановке с одной стороны довольно простая, это:

  • блинчик — широкий язык на нижней губе
  • месим тесто
    — пя-пя-пя губами
    — тя-тя-тя зубами
  • язык выходит гулять — упирается в нижние зубы то снаружи, то внутри
  • горка — широкий язык упирается в нижние зубы кончиком
  • катушка — из положения горки выпячивать вперед и откатывать назад
  • чистим нижние зубы снаружи и изнутри
  • выметаем мусор — изнутри проводим кончиком по средним нижним зубам снизу вверх
  • трубочка языком — кладем посередине спичку, зубочистку, съедобную хлебную или сладкую палочку

Но в принципе для постановки шипящих можно делать все упражнения: и грибок, и гармошку, и парус — потом все равно надо будет отрабатывать различие в произношении шипящих и свистящих, да к тому же они помогают языку стать шире.

Дыхательная гимнастика

Делаем упражнения, и только они начинают более или менее получаться, пробуем с них дуть. Сдувать можно разные предметы:

  • кусок ватки
  • короткие полоски бумаги
  • длинную полоску — волна
  • спичку
  • зубочистку
  • ватные палочки

Дуем из разных положений, все это можно обыграть, например, месим тесто, пя-пя-пя, потом кладем ватку на ладошку и делаем пффф, сдувая ватку, когда язык находится между зубов, также можно на кончик положить кусочек бумажной полоски, согнуть, “сдуваем бабочку”. Аналогично при положении языка между зубов, следить, чтобы губы и язык не напрягались, а щеки не надувались. После отработки этих навыков можно сделать из ваты шарик и задувать его в “ворота” — игра футбол.

Игры на дутье

Волна (змейка)
Длинную и узкую полоску бумаги приклеиваем одним концом к языку и держим его тоже между губ, начинаем дуть, если воздух идет посередине желобка, то полоска начинает играть волнами. Другой, свободный конец можно поддержать ладошкой в горизонтальном положении.

Санки
В положении “горка” слегка покусываем сгиб, “ровняем горку”, затем слегка дуем ссссс, Следить, чтобы кончик не выпрыгивал из-за зубов. Сначала дуем на ватку, потом на полоску бумаги, “бабочку”, и, наконец, кладем спичку (зубочистку, отломив острый кончик, ватную палочку, убрав кусочек ватки) и дуем сссс, если все сделано правильно, отработана воздушная струя и язык не в тонусе, то спичка плавно скользя, как санки с горки, съезжает на подставленную ладошку.

Массаж

Если есть дизартрия, то очень сложно поставить свистящие звуки, потому что не получаются тонкие движения, язык уходит от середины зубов. Несомненно, очень важен массаж, иначе звук будет не чистый. Это заметно бросается в глаза и будет сильно портить впечатление из-за нечеткой дикции. Массировать лучше специалисту, но можно дополнить самомассажем. В итоге, подойдут следующие упражнения:

  • расчесываем язык — водить его между зубами вперед и назад
  • кушаем язык — покусывать его “съедая” и “выплевывая”
  • ровняем горку — согнутый язык прикусывать и причесывать зубами
  • расчесываем губы — зубами проводить по нижней и верхней губе по очереди
  • положить язык на нижнюю губу и похлопать его чистыми пальцами

На этом заканчиваю писать статью, если есть вопросы и замечания, то пишите в комментариях, подписывайтесь на обновления блога, чтоб не пропустить полезное и интересное. Буду еще писать про разные способы постановки звука С, автоматизацию и дифференциацию свистящих и шипящих. Ставьте ссылки на статьи в соцсетях, чтобы ваши знакомые и друзья могли их прочитать. Всего хорошего, удачи!

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector