Биомеханические критерии классифицируют упражнения по



Критерии классификации физических упражнений.

В своей повседневной деятельности (в быту, на производстве, во время занятий физической культурой и спортом) человек выполняет самые разнообразные двигательные действия.

С точки зрения физиологии совокупность непрерывно связанных друг с другом двигательных действий (движений), направленных на достижение определенной цели (решение двигательной задачи), является упражнением.

С помощьюфизических упражнений решаются задачи физического воспитания: образовательная, воспитательная и оздоровительная.

В соревновательном спортивном упражнении совокупность двигательных действий (движений) направлена на достижение максимально возможного спортивного результата.

Огромное число физических, в том числе спортивных, упражнений обусловливает необходимость их классификации. Физиологическая классификация объединяет в группы физические упражнения со сходными функциональными характеристиками.

Физические упражнения чрезвычайно многообразны. Для их классификации невозможно применить один единственный критерий. Этим объясняется наличие различных систем физиологической классификации физических упражнений по разным критериям, положенным в их основу. Среди них различают следующие основные критерии:

1. Энергетические критерии–классифицирующие упражнения по преобладающим источникам энергии (аэробные и анаэробные) и по уровню энергозатрат – единичные (ккал в 1 с) и суммарные (на выполненную работу).

2. Биомеханические критерии – выделяющиеся по структуре движений упражнения: циклические, ациклические и смешанные.

3. Критерии ведущего физического качества это упражнения силовые, скоростные, скоростно-силовые, на выносливость, координационные или сложно-технические.

4. Критерии предельного времени работы – подразделяющие упражнения по зонам относительной мощности (А.С. Солодков, Е.Б.Сологуб, 2001).

Классификация по энергетическим критериям рассматривает подразделение спортивных упражнений по преобладающему источнику энергии: анаэробные алактатные (осуществляемые за счет энергии фосфагенной системы – АТФ и КрФ), анаэробные лактатные (за счет энергии гликолиза – распада углеводов с образованием молочной кислоты) и аэробные (за счет энергии окисления углеводов и жиров). Соотношение аэробных и анаэробных источников энергии зависит от длительности работы (табл. 1).

Таблица 1. Соотношение анаэробных и аэробных источников энергии (%)

при различной длительности физических упражнений

(по: P. Estrand et al., 1970; И. В. Аулик, 1979, 1990)

Путь энерго-продукции Продолжительность работы
10 с 1 мин 2 мин 4 мин 10 мин мин 1 час 2 часа
Анаэробный
Аэробный

При классификации по уровню энерготрат выделяют упражнения по величине суммарных и единичных затрат энергии. С увеличением длины дистанции суммарные энерготраты растут, а единичные снижаются.

2. Классификация физических упражнений по В. С. Фарфелю.

Общепринятой в настоящее время считается классификация физических упражнений, предложенная московским физиологом В. С. Фарфелем (1970). В этой системе в силу многообразия и разнохарактерности физических упражнений применены различные критерии классификации, по которой принято группировать виды спорта по особенностям выполняемых движений.

Физиологическая характеристика движений в спорте построена на основе классификации, в которой учитываются: 1) особенности режима работы мышц; 2) структурность движения; 3) мощность выполняемой работы; 4) двигательные качества, развиваемые под влиянием работы.

Упражнение – это совокупность непрерывно связанных друг с другом двигательных действий (движений), направленных на достижение определенной двигательной цели (решение двигательной задачи). Физические упражнения определяются как двигательная деятельность, с помощью которой решаются задачи физического воспитания – образовательная, воспитательная и оздоровительная.

Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 2910 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. «Классификация физических упражнений»

Тест №1 по теме:

«Классификация физических упражнений»

1. Физические упражнения- это…….. (дайте определение)

2. Биомеханические критерии классифицируют упражнения по:

а) преобладающим источникам энергии;

б) уровню энерготрат;

в) предельному времени работы;

г) структуре движений.

3. Критерии ведущего физического качества делятся на упражнения:

а) по зонам относительной мощности;

б) циклические, ациклические, смешанные;

в) единичные и суммарные;

г) силовые, скоростные, скоростно-силовые, на выносливость и сложно-технические.

4. Классификация энергетических критериев включает подразделение спортивных упражнений на:

Читайте также:  Упражнения для внутренней части предплечий

а) единичные и суммарные;

б) зоны относительной мощности;

в) критерии ведущего физического качества;

г) по преобладающим источникам энергии (аэробные и анаэробные), по уровню энерготрат (единичные, суммарные).

5. Упражнения, осуществляемые за счет энергии фосфагенной системы – АТФ и КрФ классифицируют на:

а) анаэробные алактатные без накопления молочной кислоты;

б) анаэробные лактатные с накоплением молочной кислоты;

6. Статическая работа выполняется в ……. режиме работы мышц (вставьте пропущенное слово)

7. Суть феномена Линдгарда состоит в том, что в момент выполнения работы:

а) увеличивается ЖЕЛ, глубина и минутный объем дыхания, увеличивается ЧСС и потребление кислорода;

б) уменьшается ЖЕЛ, уменьшается глубина и минутный объем дыхания, падает ЧСС и потребление кислорода;

в) нормализуется ЖЕЛ, нормализуется глубина и минутный объем дыхания, нормализуется ЧСС и потребление кислорода.

8. К зоне максимальной мощности относятся циклические динамические упражнения с длительностью временного интервала:

а) от 20 до 30 сек;

б) от 20-30 сек до 3-5 мин;

в) от 3-5 мин до 30-40 мин;

г) от 30-40 мин и более.

9. К зоне субмаксимальной мощности относятся циклические динамические упражнения с длительностью временного интервала:

а) от 20 до 30 сек;

б) от 20-30 сек до 3-5 мин;

в) от 3-5 мин до 30-40 мин;

г) от 30-40 мин и более.

10. К зоне большой мощности относятся циклические динамические упражнения с длительностью временного интервала:

а) от 20 до 30 сек;

б) от 20-30 сек до 3-5 мин;

в) от 3-5 мин до 30-40 мин;

г) от 30-40 мин и более.

11. К зоне умеренной мощности относятся циклические динамические

упражнения с длительностью временного интервала:

а) от 20 до 30 сек;

2) от 20-30 сек до 3-5 мин;

в) от 3-5 мин до 30-40 мин;

г) от 30-40 мин и более.

12. К упражнениям в зоне максимальной мощности относятся:

а) легкоатлетический бег на дистанции 400, 800, 1000 и 1500 м;

б) легкоатлетический бег на дистанции 60, 100, 200 м;

в) легкоатлетический бег от 3 до 10 км;

г) марафонский бег.

13. Работа субмаксимальной мощности совершается в условиях:

а) максимальной частоты движений в течение 20-30 сек;

б) максимального темпа движения в течение 3-5 мин;

в) большая интенсивность движений в течение 20 мин.

14. Частота сердечных сокращений к концу дистанции в зоне большой мощности достигает:

в) 200 уд/мин и более;

15. Концентрация молочной кислоты в крови в зоне субмаксимальной мощности к концу дистанции достигает:

б) до 200-280 мг % на 100 мл крови;

г) до 200 мг % и более.

16. Кислородный долг к концу дистанции в зоне умеренной мощности составляет:

17. Кислородный запрос в зоне максимальной мощности в минуту составляет:

18. Основными механизмами утомления в зоне большой мощности является:

а) исчерпание клеточных резервов макроэргов, уменьшение активности двигательных зон ЦНС, развитие торможения, снижение сократительной способности мышечных волокон;

б) лимит мощности тканевых буферных систем, усиление деятельности ЦНС, дефицит кислорода, снижение сократительной способности мышц, накопление молочной кислоты;

в) предел функциональных возможностей сердечнососудистой системы и системы транспорта кислорода, перенапряжение нейроэндокринной системы регуляции физиологических функций;

г) ухудшение подвижности нервных центров, истощение функциональных резервов эндокринной системы, значительное снижение энергетических запасов.

19. Восстановительные процессы после работы в зоне большой мощности происходят:

а) за 30 – 40 мин;

в) за 2 – 3 суток;

г) за несколько часов.

20. Вегетативные функции в ситуационных видах спорта (футболе) достигают максимальных значений при частоте сердечных сокращений:

а) 110 – 120 уд/мин;

Читайте также:  Упражнения для укрепления мышц тазового дня

б) 120 – 130 уд/мин;

в) 140 – 160 уд/мин;

г) 180 – 190 уд/мин.

21. В волейболе преобладают следующие соотношения аэробных и анаэробных процессов энергообеспечения:

Тест №2 по теме:

« Предстартовое состояние и его формы»

1. Боевая готовность обеспечивает в организме изменение следующих физиологических сдвигов:

а) недостаточную возбудимость ЦНС, увеличение времени двигательной реакции, невысокие изменения в вегетативных функциях и скелетных мышцах;

б) чрезмерную возбудимость мозга, нарушение механизмов межмышечной координации, излишние энерготраты и расход углеводов, избыточные кардиореспираторные реакции;

в) повышение возбудимости нервных центров и мышечных волокон, оптимальный уровень физиологических сдвигов, адекватную величину поступления глюкозы в кровь, повышение концентрации норадреналина над адреналином, оптимальное усиление частоты и глубины дыхания и частоты сердцебиений, укорочение времени двигательной реакции.

2. Влияние типа нервной системы на проявление предстартовых реакций. У холериков чаще наблюдается:

а) боевая готовность;

б) предстартовая апатия;

в) предстартовая лихорадка.

3. Влияние типа нервной системы на проявление предстартовых реакций. У сангвиников и флегматиков чаще наблюдается:

а) боевая готовность;

б) предстартовая апатия;

в) предстартовая лихорадка.

4. Влияние типа нервной системы на проявление предстартовых реакций. У меланхоликов чаще наблюдается:

а) боевая готовность;

б) предстартовая апатия;

в) предстартовая лихорадка.

5. В случае предстартовой лихорадки разминку необходимо проводить:

а) в невысоком темпе, подключить глубокие ритмические дыхания;

б) в быстром темпе потому, что необходимо повышение возбудимости в нервной и мышечной системе.

6. Врабатывание – это переходный период:

а) от работы к покою;

б) от покоя к работе.

7. В период появления «мертвой точки» возникают следующие изменения в организме:

а) тяжелое субъективное состояние, кислородный долг, закисление крови, одышка, нарушение сердечного ритма, уменьшение ЖЕЛ, снижение работоспособности;

б) волевое усилие возрастает, кислородный долг снижается, исчезает одышка, сердечный выброс нормализуется, увеличивается ЖЕЛ, повышается работоспособность.

8. В период появления «второго дыхания» возникают следующие изменения в организме:

а) тяжелое субъективное состояние, кислородный долг, рост лактата в крови, снижение рН крови до 7,2 и менее, одышка, нарушение сердечного ритма, уменьшение ЖЕЛ, снижение работоспособности;

б) волевое усилие возрастает, кислородный долг снижается, исчезает одышка, сердечный выброс нормализуется, увеличивается ЖЕЛ, повышается работоспособность.

9. При утомлении в сердечнососудистой системе происходят следующие изменения:

а) тахикардия, лабильность артериального давления, неадекватные реакции на дозированную нагрузку, снижение насыщения крови кислородом, учащения дыхания, ухудшения легочной вентиляции;

б) брадикардия, снижение артериального давления, адекватные нагрузки на дозированную нагрузку, увеличение насыщения артериальной крови кислородом, снижение частоты дыхания, улучшения легочной вентиляции.

10. Перечислите признаки развития утомления в динамическом порядке их возникновения:

а) нарушение координации движения;

б) нарушение автоматичности рабочих движений;

в) напряжение вегетативных функций и вегетативного компонента.

Тест №3 по теме:

«Формы проявления, физиологические механизмы и функциональные резервы развития силы»

1. Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений) называется…… (закончите определение)

2. Абсолютная сила мышц– это:

а) сила, проявляемая человеком в расчете на 1 кг собственного веса;

б) сила, приходящаяся на 1см 2 физиологического поперечника мышцы;

в) сила, проявляемая одним человеком в сравнении с другим;

г) сила, проявляемая при выполнении одного физического упражнения сравнительно с другим упражнением.

3. Относительная сила – это:

а) сила, проявляемая человеком в расчете на 1 кг собственного веса;

б) сила, приходящаяся на 1см 2 физиологического поперечника мышцы;

в) сила, проявляемая одним человеком в сравнении с другим;

г) сила, проявляемая при выполнении одного физического упражнения сравнительно с другим упражнением.

4. Наиболее благоприятным (сенситивным) периодом для развития силы у мальчиков и юношей считается возраст:

Читайте также:  Комплекс упражнений дома для девушек с картинками

в) от 13 – 14 до 17 – 18 лет;

г) от 17 – 18 до 19 – 20 лет.

5. Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются у мальчиков и юношей:

а) в дошкольном возрасте, особенно в 5 – 6 лет;

б) в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет;

в) в среднем школьном возрасте (12 – 15 лет);

г) в старшем школьном возрасте (16 – 18 лет

Тест №4 по теме:

« Формы проявления, физиологические механизмы и функциональные резервы развития быстроты»

1.Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени, называется…….(закончите определение)

2. Какая форма проявления быстроты движения определяется по латентному (скрытому) периоду реакции?

а) время одиночного движения;

б) время сенсомоторной реакции;

в) время простой двигательной реакции;

г) максимальный темп движений.

3. Число движений в единицу времени характеризует:

а) темп движений;

б) ритм движений;

в) скоростную выносливость;

г) сложную двигательную реакцию.

4. Наиболее благоприятным (сенситивным) периодом для развития быстроты движений считают возраст:

а) от 7 до 11 лет;

б) от 14 до 16 лет;

г) от 19 до 21 года.

5. Время двигательной реакции у нетренированных взрослых лиц:

а) укорачивается с возрастом;

б) увеличивается с возрастом;

в) остается неизменным;

г) достигает предела функциональных возможностей.

6. У высококвалифицированных спортсменов время двигательной реакции (ВДР):

а) остается неизменным;

б) увеличивается с возрастом;

в) укорачивается с возрастом;

г) достигает предела функциональных возможностей.

Тест №5 по теме:

«Формы проявления, физиологические механизмы и функциональные резервы развития выносливости»

1. Способность противостоять физическому утомлению и выполнять физическую работу в заданных временных границах без снижения ее эффективности называется:

а) функциональной устойчивостью;

б) биохимической экономизацией;

2. Способность длительно выполнять любую циклическую работу умеренной мощности с глобальным функционированием мышечной системы называется……. (закончите определение)

3. Общая выносливость не зависит:

а) от доставки кислорода к работающим мышцам;

б) от состояния дыхательной системы;

в) от состояния тренированности.

4. При развитии общей выносливости уменьшается:

б) ударный объем крови;

в) артериальное давление.

5. В системе крови при развитии общей выносливости увеличивается:

а) вязкость крови;

б) содержание лактата в крови;

в) объем циркулирующей крови.

6. Специальная выносливость в циклических видах спорта зависит:

а) от мощности работы;

б) от длины дистанции;

в) от скорости движения.

7. Выносливость измеряется:

а) коэффициентом выносливости;

б) максимальным потреблением кислорода и частотой сердечных сокращений;

в) временем, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности.

Тест №6 по теме:

«Понятие о ловкости и гибкости: физиологические механизмы и закономерности их развития»

1. Способность выполнять движения с большой амплитудой называется:

2. Способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственной активности мышц называется:

а) активной гибкостью;

б) специальной гибкостью;

в) пассивной гибкостью.

3. Под пассивной гибкостью понимают:

а) гибкость, проявляемую в статических позах;

б) способность выполнять движения под воздействием внешних растягивающих сил (усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений);

в) гибкость, проявляемая под влиянием утомления;

г) способность человека выполнять движения.

4. Для развития активной гибкости наиболее благоприятным (сенситивным) периодом является возраст:

5. Какое из физических качеств при чрезмерном его развитии отрицательно влияет на гибкость:

г) координационные способности.

6. Разница между величинами активной и пассивной гибкости называется:

а) амплитудой движений;

б) подвижностью в суставах;

в) дефицитом активной гибкости;

г) индексом гибкости.

Тест №7 по теме:

«Физическая работоспособность спортсменов

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector