Методика обучения технике бега на уроках физкультуры в основной школе
план-конспект по физкультуре по теме
БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ.
Старты.
Задачи обучения.
- Научить учащихся технике высокого и низкого старта.
- Ознакомить занимающихся с техникой стартового разгона и бега по дистанции.
Последовательность обучения технике высокого старта.
Высокий старт из различных исходных положений применяется как упражнение, подводящее к низкому старту.
Упражнение № 1
Старты во время ходьбы в наклоне, выполняемые по сигналу учителя или при подходе к определенной отметке.
Упражнение № 2
Старты «падением» из положения, стоя на носках.
Учащийся, наклоняя плечи, как бы падает, вперед теряя равновесие. В момент окончательной потери равновесия занимающийся делает быстрый шаг (с акцентированным выносом бедра) и бежит в наклоне заданный отрезок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beg_na_korotkie_distancii.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ.
- Научить учащихся технике высокого и низкого старта.
- Ознакомить занимающихся с техникой стартового разгона и бега по дистанции.
Последовательность обучения технике высокого старта.
Высокий старт из различных исходных положений применяется как упражнение, подводящее к низкому старту.
Старты во время ходьбы в наклоне, выполняемые по сигналу учителя или при подходе к определенной отметке.
Старты «падением» из положения, стоя на носках.
Учащийся, наклоняя плечи, как бы падает, вперед теряя равновесие. В момент окончательной потери равновесия занимающийся делает быстрый шаг (с акцентированным выносом бедра) и бежит в наклоне заданный отрезок.
Старты «падением» из положения, стоя в наклоне вперед (руки опущены вперед или на коленях).
В парах — бег преодолевая сопротивление партнера, на отрезках 15-20 м.. При выполнении этого упражнения ученик из положения, стоя в наклоне вперед упирается прямыми руками в спину партнера, оказывающего умеренное сопротивление.
И.п. – стоя в наклоне вперед. Сильнейшая (толчковая) нога впереди. Имитация активного выноса вперед сзади стоящей ноги от бедра в сочетании с работой рук.
Высокий старт из положения стоя, выставив вперед сильнейшую ногу.
Обучение следует начинать со всем классом сразу: объяснить, показать и принять положение высокого старта по команде. В исходном положении нужно сразу же сильно наклонить туловище вперед. Затем по команде «Марш» учащиеся пробегают 10-15м. Как только техника высокого старта будет освоена всеми учащимися, можно переходить к его совершенствованию. В этом случае учитель может использовать поточно-групповой (по 5-7 человек) и поточный (одному ученику — друг за другом) методы совершенствования высокого старта. Ученики занимают положение по команде учителя «На старт!», «Внимание!», а по команде «Марш!» начинают бег.
Принятие положения высокого старта с опорой на одну руку.
Принимая данное положение, учащийся ставит толчковую ногу на расстоянии 1-1,5 стопы от стартовой линии, другую на такое же расстояние отставляет назад. Рука разноименная впереди стоящей ноги, ставится перед линией старта. Масса равномерно распределяется на ногу и руку.
Бег с высокого старта с опорой на одну руку без сигнала и по сигналу учителя. Движение начинается с энергичного отталкивания, выполняемого одновременно двумя ногами. Нога стоящая сзади энергично выносится бедром вперед с одновременным взмахом противоположной руки. Нога, находящаяся впереди резко выпрямляется. Первые шаги делаются в большом наклоне, который постепенно уменьшается. Длина шагов увеличивается, бег ускоряется, а занимающийся переходит к бегу.
Последовательность обучения технике низкого старта
Старты из различных исходных положений.
Стоя на сильно согнутой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.
Старт из положения «упор присев»
Выполнение команд «На старт!» (низкий старт) и «Внимание!» без стартовых колодок
Бег с низкого старта без колодок(без сигнала и по сигналу учителя).
Установка стартовых колодок.
Выполнение команд «На старт!», «Внимание!» (ноги упираются в стартовые колодки).
Выталкивание из стартовых колодок без шага. Приземляться на руки. Для смягчения ударов класть впереди колодок мат.
Бег с низкого старта с колодок (без сигнала и с сигналом учителя).
Дополнительные упражнения для освоения низкого старта.
Сгибание и разгибание рук в различных упорах.
Ходьба на руках («тачка»).
Их положения «упор присев» и «упор лежа» ходьба и бег на руках и ногах, шагая разноименно или одноименно.
Из упора присев прыжки «зайчиком», отталкиваясь попеременно двумя руками и двумя ногами.
В положении упора лежа с вытянутыми носками ходьба на одних руках (ноги тянуть волоком).
В положении упора лежа передвижение на руках вправо-влево по кругу, ноги неподвижны.
Укрепление пальцев рук с помощью выполнения различных упоров на пальцах, сжатия пружинных, надувных, поролоновых приспособлений (эспандер, теннисный мяч, резиновая губка).
Из положения в упоре (туловище вертикально или в наклоне) оттолкнуться руками, выполняя беговые движения ими.
Стоя в упоре у стенки. Толчковая нога поднята в согнутом положении. По команде резкая смена ног (внимание акцентируется на быстром подъеме маховой ноги).
Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога слегка согнута, руки опущены. По сигналу резкое движение вперед головой и плечами. Нога, стоящая сзади. Активным движением бедра выносится вперед по кратчайшему пути, а нога, стоящая впереди, с нарастающим усилием проталкивает бегуна вперед, и он принимает положение, как при беге, с низкого старта в момент ухода с колодок.
Выпады в ходьбе. Туловище наклонено, голова слегка опущена. По сигналу быстро принимается положение, как в упражнении № 10.
И.п. – стоя, ноги полусогнуты. Руки оттянуты назад партнером. Туловище подается вперед. При отпускании рук быстрый выход в стартовое положение.
Смена ног в различных положениях: а) лежа в упоре руки на гимнастической скамейке;
б) одна нога ставиться на скамейку; в) в глубоком выпаде; г) держа гимнастическую палку на плечах.
Прыжки в длину с места из положения низкого старта.
Старты из положения «с двух колен»: а) без опоры на руки; б) с опорой на руки.
Старт из положения стоя на одном колене (маховая нога), туловище прямо, руки за спиной, на поясе. Опущены вниз.
Бег в упоре лежа 5-7 сек. С переходом на бег по дистанции.
Непрерывный переход из положения «упор присев» в «упор лежа»(5-7 сек.) с переходом на бег по дистанции: а) из положения «упор присев»; б) из положения «упор лежа».
Старты из различных положений: а) сидя на полу лицом (или спиной) вперед; б) лежа на животе; в)
Лежа на спине головой к линии старта.
Из упора присев выполнить кувырок вперед с переходом в бег по дистанции.
БЕГ ПО ДИСТАНЦИИ
1.Научить учащихся технике стартового разгона, бегу с максимальной скоростью.
2.Научить технике движения рук.
Выполняя первые шаги после старта, многие учащиеся преждевременно выпрямляются. Учителю следует помнить, что угол наклона туловища при стартовом разгоне зависит не только от техники выполнения бега со старта, но и от уровня развития скоростно-силовых качеств школьников. Поэтому при недостаточной подготовленности учащихся преждевременное выпрямление туловища не следует рассматривать как ошибку в технике стартового разгона. В этих случаях большее внимание следует уделить специальным упражнениям, направленным на укрепление мышц, выполняющих нагрузку при стартовом разгоне.
Последовательность обучения технике стартового разгона.
Бег с низкого старта под «ворота» из веревочки или планки для прыжков в высоту.
Бег с низкого старта в «упряжке».
Выбегание с низкого старта, преодолевая сопротивление партнера.
Бег с низкого старта по отметкам с сохранением оптимального наклона туловища. Первая отметка на расстоянии 3,0-3,5 стопы от передней ноги.
Бег с низкого старта через расставленные, на первых пяти-шести шагах, набивные мячи(d=15-20 см.) с учетом возрастания длины шагов. Мячи устанавливаются на местах, определяющих середину бегового шага. На первом шаге мяч не ставиться.
Бег с низкого старта 10-15 м с сохранением оптимального наклона туловища.
Подскоки на месте 5-7 сек. С переходом на бег по дистанции
Подскоки на двух ногах на месте в «разножке» (со сменой положения ног)5-7 сек. с переходом на бег.
Прыжки на месте вперед-назад 5-7 сек. с переходом на бег по дистанции: а) из положения – прыжок назад; б) из положения – прыжок вперед.
Смена ног прыжками 5 сек. из положения выпада вперед и переходом на бег по дистанции.
Бег с высоким подниманием бедра на месте 5 сек. с переходом на бег по дистанции.
Семенящий бег на месте 5 сек. с переходом на бег по дистанции.
В упражнениях № 5 и 6 движения на месте выполняются в быстром темпе
Последовательность обучения технике бега по дистанции .
Ходьба с высоким подниманием бедра. Руки на поясе или опущены вниз. Туловище прямо (не отклонять).
Бег с высоким подниманием бедра сохраняя правильную осанку и выполняя различные указания. Выполняется упражнение, стоя на месте в положении упора под разными углами или без упора с продвижением вперед.
Освоение прямолинейности движения, постановка стоп без разворота носков:
а) бег по узкой дорожке шириной 20-25 см;
б) с переходом на бег по дистанции.
в) по гимнастической скамейке.
Бег с высоким подниманием бедра 10-15 м с переходом на бег по дистанции.
То же, но выполняя упражнение с переходом на бег по дистанции.
Многоскоки10-15 м с переходом на бег по дистанции.
Бег в ровном, спокойном темпе, с постановкой стопы на переднюю часть, с увеличением скорости по сигналу учителя.
Бег с ускорением (постепенное увеличение скорости). Скорость бега наращивается до тех пор, пока сохраняется свобода движений и их правильная структура.
Бег с быстрым наращиванием скорости и последующим продвижением вперед по инерции.
Бег на время с ходу (20,30 м).
Последовательность обучения технике движения рук при беге.
От характера работы рук в значительной степени зависит темп передвижения и характер бега.
В основной стойке или выставив одну ногу вперед, руки согнуты как при беге, беговые движения руками.
Движение руками как при беге из исходного положения, ноги на ширине плеч, туловище несколько наклонено, руки согнуты в локтевых суставах.
Работа рук с постепенным выпрямлением туловища из и.п. – наклон вперед
Работа рук на месте в различном темпе.
Стоя на слегка согнутых ногах, руки удерживают концы амортизатора (скакалки) перекинутого через шею и плечи. Упражнение можно выполнять из различных положений.
Упражнения № 1-5 выполняются сериями по 10-15 сек., не более. Длительное выполнение упражнений вызывает у учеников утомление, что приводит к ненужным движениям головой, подниманию плеч, раскачиванию туловища
Бег в медленном темпе, сохраняя необходимый угол сгибания рук и правильную осанку
Быстрая смена ног прыжками из положения выпада вперед
Выбрасывания набивного мяча бедром вперед.
Бег с отведением бедра назад и «захлестыванием» голени .
Семенящий бег: а) стоя у гимнастической стенки; б) на месте; в) в медленном темпе; г) в быстром темпе (на частоту движений), соблюдая расслабление (не закрепощая плечи и руки). Следить за тем, чтобы нога ставилась с носка и полностью разгибалась в коленном суставе.
Упражнение способствует овладению прямолинейной постановкой стоп, полным выпрямлением коленного сустава и выработке расслабления (плечевой пояс и руки).
Ходьба с выпадами, проталкиваясь вперед полностью и выпрямляя толчковую ногу.
Комбинирование: бег с высоким подниманием бедра 15м, с переходом на многоскоки 15м, с переходом на ускорение 20-25м.
Бег скачками на одной ноге в колонну по одному, в парах, на выигрыш.
Бег на прямых ногах. Внимание на минимальное сгибание в коленном суставе.
Последовательность совершенствования техники бега на короткие дистанции.
На уроках легкой атлетики при совершенствовании техники бега целесообразно использовать беговые упражнения, в которых основная нагрузка падает на мышцы, активно участвующие в работе. Это, в первую очередь. Специальные беговые упражнения с переходом на бег. Основные требования к упражнениям – сохранение свободы движений при максимальной скорости.
- Бег с высоким подниманием бедра 10-15 м с переходом в свободный бег.
- Многоскоки10-15 м с увеличением темпа и переходом в свободный бег (20-30 м.).
- Семенящий бег. Выполнять мелкими, но быстрыми и свободными шагами.
- Семенящий бег15-20м и переходом в свободный бег.
- Бег с ускорением до максимальной скорости и переходом в свободный бег.
- Переменный бег с 3-4 переходами от максимальных усилий к свободному бегу по инерции (бег с переключением усилий).
- Бег на время с ходу на 10-15 м (максимально быстро);
а) выполнять как можно с большей частотой шагов; б) выполнять с наименьшим количеством шагов.
8. Переход к свободному бегу по инерции после разгона с высокого старта с опорой на одну руку.
9. Бег через набивные мячи (баскетбольные покрышки):
а) расставленные на длину уменьшенного шага (для частоты движений); б) расстояние между которыми постепенно увеличивается и доводится до нормального бегового шага.
Последовательность совершенствования техники бега при переходе от стартового разбега к бегу по дистанции.
Бег с постоянно нарастающей длиной шагов, переходящий в обычный бег(по ориентирам)
Бег с низкого старта 20-25м с последующим бегом по дистанции.
Бег с низкого старта 45-55м. с последующим бегом по дистанции(20м разгон, 10м по инерции, далее бег с максимальным усилием).
Переменный бег на 50-80 м. с 2-3 переходами от максимальных усилий к свободному бегу по инерции(отрезок по инерции постепенно уменьшается до 3-4 шагов).
ОСНОВНЫЕ ОЩИБКИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ.
Выполнение команды «На старт!»
1.Колени слегка разведены в стороны.
3.Спина согнута (круглая).
4.Руки поставлены слишком широко или узко.
5.Плечи сзади или излишне выведены вперед, за вертикальную плоскость стартовой линии.
6.Голова опущена слишком низко или поднята.
7.Углы наклона колодок неудобны ученикам
8.Ноги не упираются в стартовые колодки.
Выполнение команды «Внимание!»
1.Ступни не опираются в колодки.
2.Таз поднят излишне высоко.
3.Ноги почти выпрямлены.
4. Плечи сзади или излишне выведены вперед, за вертикальную плоскость стартовой линии.
5.Перенос веса тела на ногу, стоящую сзади.
Старт и стартовый разгон
1.Неполное выпрямление ноги при отталкивании и при выполнении первого шага.
2.Забрасывание голени назад-вверх после отталкивания от колодок .
3.первый шаг излишне широкий или чрезмерно короткий
4.преждевременное принятие положения туловища, характерного для бега по дистанции (раннее выпрямление туловища)
Бег по дистанции
1.Сильный разворот стоп при постановке на грунт (ступни развернуты носками наружу).
2.Ступни ставятся не на одной линии.
3.Постановка ноги с пятки.
4.Не полное выпрямление ноги в отталкивании (бег на согнутых ногах).
5. Колени мало поднимаются вверх.
6. Кисти сильно зажаты в кулаки или напряженно выпрямлены.
7. Движение рук в стороны.
8.Малая амплитуда движения рук и ног из-за закрепощенности.
9.Сильный наклон туловища вперед или отклонение назад.
10. Голова опущена вниз или отклонена
11. Раскачивание туловища в стороны. Колебательные движения туловища и головы в такт шагов
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕГА.
Подвижные игры на скорость реакции.
Игроки стоят по кругу в 3-4 шагах от водящего, который придерживает рукой поставленную вертикально на пол гимнастическую палку (накрыв ее сверху ладонью).
Все игроки имеют порядковые номера, в том числе и водящий, который выкрикивает какой-либо номер и отбегает в сторону. Вызванный игрок должен успеть схватить палку, не дав ей упасть. Если он не сумел этого сделать, то идет на место водящего, а тот занимает его место в кругу. А если успел, то водящий остается прежний. Игроки могут располагаться лицом, спиной, боком к центру круга. Побеждает после 2-3 мин. игры тот, кто ни разу не был водящим.
- «Кто быстрей возьмет мяч из круга?»
(по вызову номеров)
3. « Кто быстрей возьмет теннисный мяч?»
Игроки двух команд сидят на полу лицом или спиной друг к другу и мячам, друг напротив друга. Расстояние между ними 1-1,5 м. По команде учителя начинают выполнять упражнения для рук, по команде «Хоп» (которая звучит неожиданно), игроки команд пытаются первыми взять мяч.
Все играющие встают по кругу, каждый запоминает свой номер. Водящий подбрасывает или ударяет мячом об пол и называет номер. Названный игрок устремляется к мячу с задачей поймать его до касания пола. Если он успеет, то продолжает игру как водящий. Варианты – дети могут двигаться по кругу шагом, бегом, прыжками.
Подвижные игры для развития скорости бега.
- «Кто быстрей возьмет мяч из круга.» с предварительным обеганием флажков.
Две команды стоят на середине площадки на расстоянии 1-2 м. Одна команда «День» вторая- «Ночь». У каждой команды со своей стороны дом в 10-20м. Преподаватель, стоя с боку, вызывает одну из команд — ее игроки, как можно быстрее должны убежать в дом, игроки другой команды их догоняют. Сколько игроков догнали столько и очков. Команды возвращаются на и.п.