Беговые упражнения для волейболистов

Комплекс специальных упражнений обучения волейболу для учащихся основной школы
учебно-методический материал по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Комплекс специальных упражнений обучения волейболу для учащихся основной школы

Скачать:

Вложение Размер
kompleks_spetsialnyh_uprazhneniy_obucheniya_voleybolu_dlya_uchashchihsya_osnovnoy_shkoly.docx 21.94 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.

Упражнения направлены на формирование следующих технических элементов: перемещения, передача мяча двумя руками, прием мяча двумя руками снизу, прием мяча снизу одной рукой с падением и перекатом в сторону на бедро и спину, подача мяча, нападающий удар, блокирование и учебная игра.

1) бег с изменением направления, оббегание стоек, набивных мячей и других предметов вначале на ограниченной площади, затем в пределах игровой площадки;
2) бег на 10-15 м по зрительному сигналу из раз-личных исходных положений (стойка волейболиста, сидя, лёжа, лицом и спиной по направлению движения). Упражнения выполняют шеренгами по 4-6 человек в каждой с заданием (например, из положения сидя боком по направлению движения встать, принять стойку для приёма мяча снизу и передвигаться правым боком приставными шагами, остановиться прыжком, сымитировать приём мяча снизу и спиной вперёд возвратиться к стартовой линии в стойке для приёма мяча сверху);
3) учащиеся строятся в колонну по трое. По сигналу направляющие бегут к сетке, останавливаются двойным шагом, имитируя приём подачи, нападающий удар, блокирование, передачу. После имитации учащийся из колонны, стоящей в зоне 1 определённым способом перемещается в колонну, стоящую в зоне 6; из зоны 6 — в зону 5; из зоны 5 — в зону 1. Все перемещения выполняют с заданием (например, первый игрок в колонне перемещается приставными шагами, второй — спиной вперёд, третий — правым боком вперёд, четвёртый — прыжками боком и т. д.);
4) учащиеся располагаются в колонны на лицевой линии в зонах 1, 6 и 5, в зоне 3 на расстоянии 1 м друг от друга находятся трое учеников. В каждой колонне по одному набивному мячу (1 кг). По сигналу каждый направляющий в колонне бежит 4 м, останавливается прыжком, выполняет передачу мяча двумя руками сверху игроку в зону 3, получает обратно передачу из зоны 3, поворачивается и делает передачу мяча двумя руками сверху следующему игроку в колонне, сам возвращается в свою колонну и становится замыкающим;
5) из зоны 1 учащийся приставными шагами лицом вперёд по ломаной линии перемещается к сетке через зоны 6, 5 и 2, имитируя в зоне 6 приём мяча двумя руками снизу, в зоне 5 — приём мяча снизу левой рукой с перекатом через плечо, в зоне 2 — передачу мяча двумя руками сверху в зону 4;
6) то же с заданием менять способ перемещения между зонами.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ СВЕРХУ

Уверенное овладение навыками передач мяча двумя руками сверху обеспечивает на уроках физкультуры решение многих задач: изучение тактических действий, нападающего удара, блокирования и ведение двусторонней игры. В групповых упражнениях закрепляется умение выполнения первых (после приёма подачи) и вторых (для выполнения нападающего удара) передач мяча: с задней линии (из зон 6, 5, 1) в зону 3 или 2 — первые передачи; из зоны 3 в зону 4 или 2, стоя лицом или спиной к цели и из зоны 2 в зону 3 и 4 — вторые передачи. Перед тем, как выполнить групповое упражнение с волейбольным мячом, его выполняют с набивным (1 кг), иногда с баскетбольным мячом, так как он тяжелее волейбольного и легче набивного. Вследствие этого упражнения выполняют медлен-нее, игроки лучше осознают и контролируют друг друга.

Упражнения:
1) приём мяча от соперника, первая и вторая передачи и отбивание через сетку. Игрок из зоны 6 передаёт мяч в зону 3, из зоны 3 в зону 4, откуда игрок направляет мяч через сетку в зону 6. На другой стороне площадки выполняют такие же передачи, но из зоны 3 мяч передают в зону 2. После передачи учащиеся переходят в ту колонну, куда они направляли мяч;
2) учащиеся расположены так же, как и в первом упражнении, только одна группа находится в зоне 2, поэтому вторая передача из зоны 3 направляется туда;
3) передачи набивного мяча с 2 м в стену, сменяя друг друга при передаче. Расположение учащихся такое же, как в первом упражнении, но игроки находятся ближе к зоне 5, поэтому вторую передачу из зоны 3 выполняют в зону 2, стоя к ней спиной. Это же упражнение выполняют в расстановке в зонах 1-3-4 (передачу выполняют, стоя спиной к зоне 4);
4) упражнение по характеру такое же, как предыдущее, но учащиеся располагаются в зонах 6, 2 и 3, первая передача из зоны 6 в зону 2, вторая — из зоны 2 в зону 3;
5) учащиеся располагаются в одну колонну, на-против которой стоит водящий. Он передаёт мяч двумя руками сверху направляющему в колонне, который передачей в прыжке посылает мяч водящему и уходит в конец колонны. После 3-4 серий передач необходимо заменить водящего;
6) учащиеся располагаются в круге, в середине — один или двое водящих, которые поочерёдно посылают мяч стоящим в круге, те возвращают мяч обратно;
7) то же, но учащиеся движутся по кругу приставными шагами или прыжками;
8) учащиеся построены во встречных колоннах, передачи выполняют с места и в прыжке, меняясь местами либо в своих колоннах, либо перебегая в противоположные. По мере улучшения выполнения передач и приёмов можно провести в виде соревнований.

ПРИЁМ МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ СНИЗУ

Упражнения:
1) учащиеся выстраиваются в одну колонну, на-против располагается водящий, который посылает мяч партнёру двумя руками сверху, а принимает мяч снизу. После 3-4 серий водящего заменяют;
2-5) то же, что в упражнениях 1-4 из раздела «Передача мяча двумя руками сверху», но мяч, посланный через сетку, принимают двумя руками снизу и направляют к сетке в заданную зону;
6) в парах, один игрок после подбрасывания мяча ударом одной руки посылает мяч партнёру, который принимает его двумя руками снизу. При этом одновременно улучшается приём двумя руками снизу и нападающий удар (можно варьировать, направляя мяч в пол, точно игроку, левее или правее, ближе или дальше и т. д.);
7) в парах, расстояние между игроками — 10-12 м. Один игрок посылает мяч верхней прямой подачей, другой принимает двумя руками снизу;
8) то же, что в упражнениях 1, 2 из раздела «Передача мяча двумя руками сверху», но мяч через сетку посылают нападающим ударом, а принимают на другой стороне площадки двумя руками снизу.

ПРИЁМ МЯЧА СНИЗУ ОДНОЙ РУКОЙ С ПАДЕНИЕМ И ПЕРЕКАТОМ В СТОРОНУ НА БЕДРО И СПИНУ

Мяч принимают одной рукой: если правой, то падение и перекат в сторону на бедро и спину выполняют вправо, если левой рукой — то влево. Используют гимнастические маты (это снимает напряжение, вызванное боязнью удариться об пол локтём, коленом, плечом, спиной).
Упражнения:
1) имитация приёма: падение и перекат с места и после перемещения;
2) приём снизу мяча, наброшенного партнёром прямо, вправо, влево, ближе, дальше (приём с отскоком назад);
3) приём мяча снизу одной рукой после выполнения других элементов по заданию учителя.

В исходном положении учащиеся располагаются лицом к сетке. Удар по мячу производится выпрямленной рукой в высшей точке над головой, ладонь открыта и напряжена, пальцы сомкнуты. Не следует поощрять попыток учащихся прилагать максимальные усилия, главное внимание следует сосредоточить на подбрасывании, замахе и согласованности движений.
Упражнения:
1) имитация подачи (обратить внимание на положение туловища и замах);
2) имитация подбрасывания и подбрасывание набивного и волейбольного мячей (строго вертикально);
3) имитация подачи, стоя около стены (на стене нарисован мяч, сверху накладывается кусок резины);
4) подача мяча, закреплённого в амортизаторе;
5) подача мяча, установленного в держателе;
6) подача мяча через сетку с расстояния 6 м;
7) подача мяча из-за лицевой линии;
8) подаче мяча на игрока, слабо владеющего приёмом, а также ближе к лицевой и боковым линиям.

НАПАДАЮЩИЙ УДАР
В нападающем ударе выделяют: разбег, прыжок и замах, удар по мячу, приземление. В разбеге делают от одного до трех шагов. Для последнего шага характерна жёсткая постановка ноги на пятку, вторую ногу приставляют с одновременным движением рук вперёд-вверх. При отталкивании очень важно согласовать движение рук с разгибанием (резким и одновременным) ног. Удар по мячу производят в высшей точке прыжка и обязательно прямой рукой. Приземление должно быть мягким (ноги сгибаются пружинящим движением).
Упражнения:
1) броски набивного мяча из-за головы двумя руками в прыжке;
2) то же после спрыгивания с возвышения (вы-сотой до 40 см, например, с гимнастической скамейки);
3) бросок через сетку теннисного мяча, отталкиваясь двумя ногами;
4) бросок теннисного мяча в прыжке с 1-3 шагов разбега через сетку (можно с попаданием в определённые зоны на противоположной стороне площадки);
5) удары кистью по мячу «пол-стена» в пороло-новый мат, стоя на коленях (для закрепления навыка удара в высшей точке);
6) нападающий удар по мячу, подбрасываемому партнёром, с места и с разбега;
7) нападающий удар по мячу, укреплённому на резиновом амортизаторе, стоя на месте, в прыжке с места и с разбега;
8) нападающий удар по мячу, находящемуся в держателе;
9) нападающий удар из зоны 4 после передачи из зоны 3 (организация такая же, как в упражнениях 1-4 раздела «Передача мяча двумя руками сверху»).
Основные причины неправильного нападающего удара: отталкивание одной ногой, преждевременное выпрыгивание (когда пасующий ещё не сделал передачи), удар производится не в самой верхней точке или удар согнутой рукой.

Суть блокирования состоит в том, чтобы свое¬временно поставить руки над сеткой на пути мяча. Определив направление передачи для нападающего удара и положение нападающего, блокирующий выбирает место для отталкивания, продолжая наблюдать за направлением разбега нападающего. Отталкивание производят так, чтобы в момент удара нападающего по мячу ладони блокирующего были как можно выше над сеткой, выполняя при этом характерное движение кистями навстречу мячу (касание мяча происходит на стороне нападающего).
Упражнения:
1) прыжки толчком двумя ногами с места с имитацией блока;
2) прыжки толчком двумя ногами, располагаясь в парах по обе стороны сетки, с передвижением приставными шагами и хлопком в ладоши друг друга;
3) прыжки с места и с разбега в 1-2 шага с доставанием подвешенного набивного мяча;
4) блокирование, стоя на гимнастической скамейке, руки над сеткой. Нападающий бросает мяч в прыжке двумя руками;
5) блокирование с места в прыжке нападающего удара по мячу, находящемуся в держателе;
6) блокирование, стоя на гимнастической скамейке, нападающего удара по мячу, подброшенному партнёром.

Задания:
1) подавать мяч в определённую зону или на определённого игрока;
2) при приёме мяча направлять его точно в зону 3 или 2;
3) вторую передачу направлять в зону 4 или 2, стоя лицом или спиной к нападающему;
4) игрок зоны 6 располагается ближе к сетке (построение «углом вперёд») и страхует при блокировании или играет в защите, если нападающий удар не производится.
Учебную игру можно проводить на двух или четырёх площадках (натягивается сетка вдоль зала), чтобы задействовать как можно больше учащихся одновременно.
Учащиеся, в данный момент не участвующие в игре, по заданию учителя выполняют различные упражнения с волейбольными или набивными мячами, прыжковые упражнения, упражнения для закрепления техники отдельных элементов, обще-развивающие упражнения.

  1. Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. — М. : Физкультура и спорт, 1970.
  2. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения : учеб. для студ. высш. пед. учеб. за-вед. / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — 2-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2004.
  3. Хиробуми Даймацу. Следуйте за мной. — М. : Физкультура и спорт, 1972.

Источник

Комплекс упражнений для начинающих волейболистов

упражнения подобраны таким образом, чтобы укрепить мышцы ног, развить прыгучесть.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений для начинающих волейболистов»

Упражнения в беге.

1. Бег змейкой, обегая стойки или различные предметы.

2. Бег с произвольным ускорением 3—5 м.

3. Бег, «выбрасывая» прямые ноги вперед.

4. Бег, «отбрасывая» прямые ноги назад.

5. Бег с высоким подниманием бедра.

6. Бег с захлестывающим движением голени назад.

7. Бег спиной вперед.

8. Передвижение приставными шагами боком (правым, левым).

9. Передвижение приставными шагами в стойке теннисиста попеременно правым и левым боком (через два шага, через один шаг).

10. Передвижение приставными шагами в стойке теннисиста лицом вперед с одновременным перемещением вправо-влево.

11. То же самое, но спиной вперед.

1. Руки на поясе, подскоки на одной ноге со сменой ног.

2. Руки на поясе, прыжки на обеих ногах по треугольнику или квадрату.

3. Прыжки в сторону с одной ноги на другую, прыжки на месте через начерченные на полу линии.

4. Выпрыгивание из приседа (полуприседа) вверх.

5. Выпрыгивание из приседа (полуприседа) вперед.

6. Руки на поясе, прыжки на обеих ногах с поворотом на 180° (360°).

7. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

8. Прыжки на одной ноге вправо-влево.

9. Прыжки на обеих ногах, подтягивая колени к груди («кенгуру»).

10. Прыжки обеими ногами через скамейку.

Упражнения для разминки мышц рук.

1. Стоя в основной стойке — руки вперед, в стороны, вверх.

2. Руки к плечам — круговые вращения руками.

3. Круговые вращения прямыми руками — 4 раза вперед, 4 раза назад, постепенно увеличивая амплитуду.

4. Круговые вращения прямыми руками в разные стороны.

5. Круговые вращения предплечьем внутрь и наружу из положения руки в стороны.

6. Круговые вращения кистями, сжатыми в кулак, в одну и другую сторону, обеими кистями одновременно и попеременно из положения руки в стороны или вперед.

7. Сжимание и разжимание кистей в кулак из положения руки вперед.

8. Стойка ноги врозь, рывки согнутыми в локтях руками перед грудью с поворотом туловища.

9. Сцепить кисти «в замок» — разминание.

10. Правая рука вверху, левая внизу рывки руками назад.

11. Правая рука вверху, левая внизу — рывками рук назад и в стороны, постепенное (на 8 счетов) изменение положения рук: левая вверху, правая внизу.

12. Стоя лицом к стене — отталкивание обеими руками от стены, постепенно увеличивая расстояние до нее.

13. Упор лежа — отжимание от гимнастической скамейки или от пола, отжимание ноги на гимнастической скамейке.

Упражнения для разминки мышц туловища.

1. Ноги на ширине плеч — наклоны, доставая руками пол.

2. Ноги шире плеч — наклоны, доставая пол локтями.

3. Ноги на ширине плеч, наклонившись, руки в стороны — повороты туловища, доставая руками носки ног.

4. Ноги на ширине плеч, руки на поясе — круговые движения тазом.

5. То же, ноги на ширине плеч, руки «в замок» над головой – – вращение туловищем, стараясь описать руками большой круг

6. Наклон назад прогнувшись, доставая руками пятки.

7. Наклон назад прогнувшись, доставая поочередно правой рукой левую пятку и наоборот.

8. Ноги на ширине плеч, руки на поясе — три пружинистых наклона в одну и в другую сторону.

9. То же, что и упражнение но руки сцеплены вверху над головой.

10.То же, что и упражнение, но с двумя приставными шагами в каждую сторону и доставанием сцепленными руками пола.

11. Ноги на ширине плеч, одна рука вверху, другая внизу — на каждый счет наклоны в стороны с захлестывающим движением руками за спину.

12. Лежа на животе, руки за головой — прогибание назад.

13. Упор сзади — разгибать и сгибать руки, прогибая туловище.

14. Из положения, лежа на спине, руки вдоль туловища — наклоны к прямым ногам с возвращением в исходное положение.

15.То же, но руки за головой.

16. То же, но руки вверху.

17. Лежа на спине, руки в стороны — поднимать прямые ноги вверх и опускать поочередно в левую и правую сторону.

18. Ноги на ширине плеч, стоя спиной в 30—50 см от стола — не отрывая ног от пола, доставать рукой дальний угол стола.

Упражнения для разминки мышц ног.

1. Приседания с выносом рук вперед, пятки от пола не отрывать.

2. Руки на поясе — выпад правой ногой, три пружинистых покачивания. То же, выпад левой ногой.

3. То же, но смена ног прыжком.

4. То же, но выпад ногой в сторону.

5. Руки выставлены вперед — поочередные махи ногами вперед, доставая носками руки.

6. Руки в стороны — поочередные махи ногами в стороны, доставая носками руки.

7. Упор присев, правая нога в сторону — не отрывая рук от пола, прыжком смена ног.

8. Прыжком смена положения — упор присев, упор лежа.

9. Чуть согнуть ноги в коленях, руки положить на колени — круговые вращения в коленных суставах.

10. Руки на поясе, нога на носке — круговые вращения в голеностопном суставе.

11. Отступив на 60—80 см от стены и упираясь руками в нее — поднимание на носках.

12. Руки на поясе — из глубокого приседа поочередное «выбрасывание» прямых ног вперед — танец вприсядку.

Источник

Читайте также:  Упражнения для разрабатывания локтя
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector